Исправление или взаимоотношения?

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: „Возвращусь в дом мой, откуда я вышел“. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злее себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». Когда же Он ещё говорил к народу, мать и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: «Вот мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой». Он же сказал в ответ говорившему: «Кто мать Моя? И кто братья Мои?» И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: «Вот мать Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и мать» (Мф.12:43-50)

Библия, Святое Евангелие, Молитвослов – религиозная книга в подарок верующим и изучающим религию людям.

В последние годы в мире наблюдается активное возрождение интереса к морали и этике, стремление вернуть свои страны к религиозным и нравственным нормам, заложенным её отцами. Многие конфессии, культы и заинтересованные группы проявили активность и подали свой голос, пытаясь на национальном, а иногда и на международном уровне поддержать или отвергнуть определённые традиции, законы или обычаи, — начиная от гражданских прав и смертной казни и заканчивая абортами и разводами.

Некоторые евангельские верующие стали активно проповедовать идеал нравственности, патриотизма и верности традиционным человеческим ценностям. Много усилий прилагается для оказания влияния на законодателей и политических лидеров, чтобы помочь странам вернуться к их прежним нормам библейского поведения и чистоты.

Нравственные и этические вопросы не могут не заботить христиан, потому что Божье Слово в своих требованиях относительно праведной жизни, справедливости и социальной ответственности не имеет равных. Но Писание также ясно говорит о том, что мораль сама по себе, без правильных взаимоотношений с Богом во многом опаснее, чем безнравственность. В Нагорной проповеди Иисус многократно подчёркивал, что внешняя праведность является одним из самых больших препятствий для Евангелия.

Фарисеи были классическими моралистами. Никто другой из евреев и, конечно же, никто из язычников не был так предан строгим нормам религии, нравственности, этики в повседневной жизни, как фарисеи. Фарисеи жили согласно сложному и требовательному кодексу, системе законов, которая регулировала фактически все аспекты жизни. Но эти придуманные человеком нормы, якобы основанные на Слове Божьем, уводили их всё дальше и дальше от Бога. Эти люди были настолько самонадеянными и самоправедными, что когда Сам Бог пришёл к ним в человеческом облике, они Его отвергли, очернили и, в итоге, распяли. Они так яро убеждали себя в собственной праведности, что когда Сам Источник праведности появился среди них, они обвинили Его, что Он был заодно с сатаной.

Создав иллюзии по поводу своей собственной добродетели, они стали недосягаемы для спасающей проповеди Евангелия. Когда Иисус пришёл, проповедуя освобождение от греха, они не проявили к этому никакого интереса, потому что не могли представить, что это послание могло иметь отношение к ним. И когда Иисус объявил, что их самоправедность была, по сути, самой коварной формой неправедности (Матф. 5:20), они пришли в ярость.

Иисусу гораздо проще было завоёвывать сердца блудниц, воров, грабителей, убийц и других отбросов общества. Но Ему приходилось тратить невероятно много времени, чтобы приобрести религиозных и нравственных людей, которые заблуждались, полагая, что внешняя пристойность делала их приемлемыми для Бога. Отказываясь признать свой грех, они, тем самым, показывали, что не нуждаются в Спасителе. Их строгие нормы морали создали иллюзию безопасности и не позволяли им увидеть, что вера в себя была их самой большой опасностью и огромным барьером между ними и Богом.

В серии Своих обращений «Горе вам» (Матф. 23), направленных против книжников и фарисеев, Иисус многократно называл их лицемерами и обвинял их в том, что их праведность была фальшивой.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведникам, и говорите: «Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (ст. 25-32).

Никогда не существовало группы людей, столь преданных требовательному религиозному и моральному кодексу, как фарисеи, и вместе с тем столь далёких от Бога.

Мораль, сама по себе, ведёт к самоправедности и становится гибельной.

Человек чрезвычайно безнравственный, но осознающий свою нужду, находится в лучшем положении, чем тот, кто считает себя высокоморальным и не осознаёт своей нужды. Бог ничего не может сделать для человека, который, как фарисей в притче Иисуса, говорит с уверенностью: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи — или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук. 18:11-12). В своих глазах он праведен, и ему ничего не нужно от Бога (ср. Матф. 19:20). Но Бог может сделать многое для человека, который, как мытарь в этой же притче, восклицает: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» Такой человек пойдёт «оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (ст. 13б-14).

В Матф. 12:43-50 содержится ещё одно из многих предостережений Иисуса, чтобы люди не слушали своих высоконравственных, но нечестивых религиозных вождей и не следовали их примеру, а приходили к Нему. Они нуждались не во внешнем исправлении, предлагаемом книжниками и фарисеями, а во внутреннем преображении, которое было возможно лишь в том случае, если они установят правильные взаимоотношения с Богом Отцом, веруя в Его Сына как Спасителя от грехов.

Опасность исправления 

“Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злее себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом” (Мф.12:43-45)

В этой притче Иисус выразительно описывает печальные последствия религиозного и нравственного исправления без правильных взаимоотношений с Богом. Мораль без жизни во Христе — не более чем притворство, и чем больше человек полагается на неё, тем более опасной она становится.

Главное действующее лицо в этом примере — нечистый дух, о котором ничего конкретного не сообщается. Это бес, падший ангел и член воинства сатаны, его сверхъестественных, злых сотрудников. Слово «нечистый» указывает на злую, подлую природу всех бесовских духов; но этот конкретный дух был не настолько злым, потому что, как мы узнаём позже из притчи, у него были друзья-бесы, которые были гораздо хуже его.

О том, каким образом этот нечистый дух вышел из человека, не говорится. Возможно, человек принял внутреннее решение оставить грех, в который уловил его бес, и бес не имел больше власти над этим человеком. Может быть, он был освобождён от беса, но, как многие люди, которых Иисус очистил и исцелил, не уверовал в Него, чтобы спастись. Какими бы ни были причины и средства для очищения, этот человек временно был свободен от бесовского присутствия и влияния.

Покинув этого человека, бес пошёл по безводным местам, ища покоя, и не нашёл его. Будучи духами, бесы не нуждаются в пище и воде, как люди; поэтому безводные места здесь образно символизируют запустение, пустоту и крайние неудобства. Этот бес искал себе извращённого покоя — то есть такого места, где бы он получил большее удовлетворение. Из этого и многих других текстов Нового Завета кажется очевидным, что бестелесному существованию в злом царстве сатаны бесы предпочитают обитание в телесных существах, лучше в людях, но могут жить и в животных (см. Матф. 8:31).

Возможно, этот бес не имел покоя, потому что не мог выразить свою порочную природу через неодушевлённые, бездыханные предметы. Он чувствовал себя лучше всего в человеке, потому что именно через людей сатана и его бесы могут успешнее всего совершать своё зло и противиться Богу.

Когда бес не смог найти другого удобного места для обитания, он решил вернуться в своё прежнее жилище: «Возвращусь в дом мой, откуда я вышел». То ли этот дух был просто дерзким, то ли у него был постоянный доступ к жизни этого человека и власть над ней, но фраза «дом мой» указывает на то, что он считал этого человека своей собственностью, своим владением. И то, что он мог вернуться туда так просто, доказывает, что его притязания не были пустыми. Когда он вернулся и обнаружил свой бывший дом незанятым, выметенным и убранным, он берёт с собой семь других духов, злее себя, и, войдя, живут там.

То, что дом человека оказался незанятым (т.е. там не было другого беса), выметенным и убранным, позволяет предположить, что в жизни этого человека произошли реальные нравственные изменения. То ли силой своей воли, то ли будучи очищенным Богом, но человек временно освободился от этого греха, от связанного с ним беса и чего-либо другого.

Из страха наказания, болезни, позора в обществе, финансового краха и многих других подобных причин человек может избавиться от некоторых греховных привычек. Иногда мотив более положителен, и человек принимает решение измениться из любви к жене, мужу или детям. Но такое самоочищение — каким бы тщательным оно ни было и какие бы цели ни преследовало — никогда не бывает окончательным. Даже если очищение совершено Господом, оно ненадолго, если за этим не последовала спасающая вера в Него. Поэтому многие люди, из которых Иисус изгнал бесов, после смерти присоединились к этим бесам в аду, потому что не приняли прощение Господа и Его дар спасения. Огромное большинство тех, кому служил Иисус, получили только временное исцеление от болезни и временное облегчение от бесовской власти. Они принесли Ему симптомы и последствия греха, а не сам грех. Из десяти прокажённых, которых исцелил однажды Иисус, только один принял спасение во всей полноте (Лук. 17:11-19).

Если человек не наносит окончательного удара по своей греховной природе через чудо покаяния и веру во Христа, освобождение от отдельного греха или даже от беса оставляет духовный дом человека незанятым, выметенным и убранным, но подверженным повторному вторжению семи других духов, более злых, чем первый. И они, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.
На религиозного, самоправедного, исправившегося человека сатана влияет таким образом, каким не может повлиять на аморального грешника, осознающего свою вину, потому что именно самоправедность ослепляет такого человека, и он не видит своего греховного состояния и нужды. Он вполне доволен своим пустым домом, полагая, что свобода от внешнего проявления греха — это свобода от его присутствия, власти и проклятия.

Глагол катойкео (жить) несёт в себе идею обитания, постоянного жительства. Этот же глагол использовал Павел, когда молился за ефесян: «Верой вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес. 3:17). Где не живёт Христос, там могут жить бесы. Агенты сатаны могут, войдя, жить в исправившемся, но лишённом Христа сердце, причём жить постоянно и спокойно, потому что, находясь в религиозном заблуждении, человек может просто не осознавать их присутствия. И бывает для человека того последнее хуже первого, хотя он об этом и не подозревает. Он — как прокажённый, который стирает кожу на пальцах рук и ног, потому что не чувствует боли. Бесконечно более трагичным образом самоправедность делает человека нечувствительным к греху, причём до такой степени, что он не осознаёт, что его душа гибнет от разлагающего бесовского влияния.

Один из самых ужасных аспектов религиозного законничества состоит в том, что из поколения в поколение оно имеет тенденцию становиться всё более и более нечестивым. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил Иисус, — что обходите море и сушу, чтобы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23:15). Человек, наученный законничеству, часто становится более ревностным и самоправедным, чем его учитель.

Проповедь морали, даже в соответствии с библейскими нормами поведения, а не спасения через Христа, способствует распространению религии, которая уводит людей от Бога дальше, чем до уверования. Гораздо легче достучаться до человека, который искренно осознал свой грех, чем до того, кого переполняет ложное чувство собственной праведности. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал: «Я пришёл призвать к покаянию не праведников, но грешников» (Матф. 9:13). Иисуса предали на смерть не безнравственные и неверующие иудеи, а религиозные вожди, гордившиеся своей праведностью. Христос не мог повлиять на них, так как они были уверены, что не нуждаются ни в какой духовной помощи, тем более — в спасении от греха.

Пётр говорит о таких людях, что если они, «избегнув скверн мира через познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

Лучше бы им не познать пути праведности, нежели, познав, возвратиться назад от переданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: „Пёс возвращается на свою блевотину“, и „вымытая свинья идёт валяться в грязи“» (2 Пет. 2:20-22). Исправившийся, но не возрождённый человек, в конце концов, возвратится на греховные пути по той же причине, по которой пёс возвращается на свою блевотину, а вымытая свинья идёт валяться в грязи, — потому что ни в одном из этих случаев не изменилась подлинная природа.

Притча Иисуса применима к Израилю как нации, к этому злому роду, и к отдельным евреям. Во время вавилонского плена евреи оставили идолопоклонство, и с тех пор на протяжении более двух тысяч лет как народ они больше не впадали в этот грех. Но к тому времени, когда пришёл их Мессия, они были настолько довольны своим преобразованием, своими религиозными церемониями и нравственными преданиями, что не увидели нужды в Спасителе. Поэтому в последние времена, в период Великой скорби, этот народ обнаружит, что находится в союзе с антихристом.

Будь то большой исторический период или жизнь отдельного человека — везде применим один и тот же принцип: внешнее исправление без преобразования внутреннего ведёт к тому, что человек становится восприимчивым к ещё большему злу, чем то, которое он оставил.

Сила взаимоотношений 

“Когда же Он ещё говорил к народу, мать и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: «Вот мать Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой». Он же сказал в ответ говорившему: «Кто мать Моя? И кто братья Мои?» И, указав рукой Своей на учеников Своих, сказал: «Вот мать Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра, и мать»” (Мф.12:46-50)

Исправление — это не спасение, не возрождение и не искупление. Фактически, оно может вести прямо в противоположном направлении, утверждая человека в самодовольстве и ослепляя его так, что он не увидит своей нужды в Божьем милосердии. Для спасения необходимы новые, правильные отношения с Богом, которые устанавливаются в том случае, если грешник смиренно исповедует свой грех, отвращается от него и принимает Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

Приход семьи предоставил Иисусу прекрасную возможность привести наглядный пример того, что человек нуждается в личных взаимоотношениях с Ним. Когда же Он ещё говорил к народу в доме (см. 13:1), мать и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. Когда Иисусу сообщили об этом, Он сказал в ответ говорившему: «Кто мать Моя? И кто братья Мои?» К этому времени Иосиф, должно быть, уже давно умер, и семья Иисуса состояла из Его матери Марии, Его единокровных братьев (Иакова, Иосифа, Симона и Иуды) и сестёр, имена которых не упоминаются (Матф. 13:55-56).

После воскресения Иисуса Его братья, в конце концов, уверовали в Него, и Его брат Иаков стал главой Иерусалимской церкви (см. Деян. 15:13-22) и автором одноимённого Послания. Однако нет ясного свидетельства о том, что во время служения Иисуса, когда Он проповедовал и учил, кто-либо из Его семьи, кроме Марии, понимал, кем Он был на самом деле, или уверовал в Него как в Спасителя. Конкретно говорится о том, что Его братья не верили в Него (Иоан. 7:5), и возможно, что даже Его мать, — несмотря на откровения, данные ей до и после рождения Иисуса, и на её прекрасную исповедь в то время (см. Лук. 1:26–2:38), — ещё не уверовала в Иисуса лично как в своего Господа и Спасителя.

Почему мать и братья Иисуса желали говорить с Ним, не сказано (ср.Марк. 3:31-32; Лук. 8:19-20), но разумно предположить, что они беспокоились о Его благополучии и, вероятно, даже боялись вместе с некоторыми Его друзьями из Его родного города, что Он «вышел из себя» (Марк. 3:21). Он всё более и более осуждал книжников и фарисеев, и Его обвинения становились всё сильнее и серьёзнее. Эти вожди, в свою очередь, обвиняли Его в том, что Он совершает Свои дела силой сатаны. Слухи об их плане убить Иисуса (Матф. 12:14) уже, по-видимому, ходили среди людей. Поэтому мать и братья Иисуса надеялись отговорить Его от того, чтобы Он продолжал Свой труд, и, возможно, хотели, чтобы Он ушёл в безопасное место, пока религиозные вожди не забудут о Нём или не потеряют к Нему интерес. Его семья выполняла миссию спасения, стремясь обезопасить Иисуса от грозящей Ему смерти.

Большинство людей в такой ситуации смутились бы, но Иисус не смутился и не обиделся. Он любил Свою семью и заботился о ней. Он понимал их обеспокоенность, какой бы нелепой она ни была. Он, по сути, не ответил прямо на просьбу семьи, а использовал эту ситуацию для того, чтобы преподать важную истину, и, указав рукой на Своих учеников, сказал: «Вот мать Моя и братья Мои».

Иисус не отрекался от Своей семьи. Он любил их даже больше, чем они Его. В Своей последней просьбе с креста Он попросил Иоанна, чтобы тот позаботился о Его матери (Иоан. 19:26-27), и благодаря Его любви Его братья, в конце концов, уверовали в Него как в своего Господа и Спасителя (Деян.1:14).

Указывая на учеников Своих, как на братьев и мать, Иисус хотел показать, что Он приглашает весь мир в Свою божественную семью. Всякий может войти в Его духовную семью, уверовав в Него, и, в конечном счёте, единственная семья, которая имеет значение, — это семья Божья.

Даже будучи членом земной семьи Иисуса, нельзя было заслужить спасение посредством этого родства. Поэтому призыв Иисуса распространялся и на Его мать, и на единокровных братьев, потому что они также нуждались в спасении от греха. Без личной веры духовно они были не ближе к Нему, чем любой другой человек. «Все те и только те, кто верит в Меня, являются Моими духовными родственниками, — говорил Он. — Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать».

Слово «кто» указывает, что призыв относится ко всем. Никто из верующих не исключается. А, с другой стороны, никто из неверующих не будет включён в эту семью. Первое и безусловное желание и требование Бога к человечеству состоит в том, чтобы люди поверили в Его Сына. «Вот дело Божье, — сказал Иисус, — чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан.6:29). Пока человек не уверует во Христа, Бог не может оказать ему никакой духовной помощи, и этот человек никак не может послужить Богу духовно.

После крещения Иисуса Бог объявил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:17), а на горе Преображения Он сказал те же слова Петру, Иакову и Иоанну, добавив: «Его слушайте» (17:5). Божья высочайшая воля для человечества в том, чтобы оно было довольно Сыном, как Им доволен Бог, — чтобы люди верили в Него, слушали Его, следовали за Ним и подчинялись Его Слову.

Объявив, что «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Матф. 18:11), Иисус рассказал притчу, чтобы объяснить великую любовь Отца к человечеству и Его желание, чтобы все спаслись. «Как вам кажется? — спросил Он риторически. — Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих» (ст. 12-14).

Спустя много лет Апостолы вторили этой истине. Павел писал: «Угодно Спасителю нашему Богу… чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3-4), а Пётр объявил, что Господь не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Однако правильные отношения с Христом требуют большего, чем просто словесного заявления о верности. «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, — предостерегал Иисус, — но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день:
„Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“» (Матф. 7:21-23). Спасающие взаимоотношения с Иисусом Христом зависят только от смиренной веры в Него, когда мы принимаем дар спасения, который Он предлагает. «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12).

В лучшем случае, исправления касаются только внешней стороны человека; в худшем — они становятся препятствием для внутренних изменений в нём. Однако правильные взаимоотношения со Христом даруют совершенно новую жизнь, как внутреннюю, так и внешнюю. Всё остальное Писание окаймляет эту главную истину: Иисус Христос пришёл в мир спасти грешников — полностью преобразить их, а не исправить. Пока человек не утвердится в этой истине, ни какая другая истина не принесёт ему пользы.
Главная весть Евангелия, а следовательно, и Церкви — это не призыв к морали, а призыв к избавлению от греха через Господа Иисуса Христа.

Вся власть Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий