Гражданский долг верующего

“Во время пребывания их в Галилее Иисус сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет». И они весьма опечалились. Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы? » Он говорит: «Да». И когда вошёл он в дом, то Иисус, опередив его, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати — с сыновей ли своих или с посторонних? » Пётр говорит Ему: «С посторонних». Иисус сказал ему: «Итак, сыновья свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди к морю, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у неё рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя»” (Мф.17:22-27)

За последние несколько десятилетий возникло большое количество религиозных групп, занимающихся политической деятельностью. Многие из них утверждают, что представляют евангельское христианство. Некоторые группы сильно критикуют определённые законы, политические курсы и решения суда. Некоторые даже занимаются организацией специальных кампаний в поддержку тех кандидатов, которые, как они думают, будут поддерживать христианские ценности в правительстве.

Другие верующие считают, что кроме голосования христианам вообще следует избегать участия в политике и правительстве, предоставляя управление светским миром светским властям подключить интернет в тамбове. Они считают, что единственная законная деятельность церкви должна сводиться к проповеди Евангелия и верной жизни согласно его нормам.

Новый Завет ясно говорит о том, что верующий является гражданином не этого мира. Павел наставлял церковь в Филиппах: «Подражайте, братья, мне и смотрите на тех, которые поступают по примеру, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном». В отличие от этих людей, продолжает он, наше «жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё» (Фил. 3:1721). Ефесским христианам Павел писал, что они «сограждане святым и свои Богу» (Ефес. 2:19). Автор Послания к Евреям говорит верующим, что они «приступили к горе Сион и к городу Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собранию и церкви первенцев, записанных на небесах» (Евр.12:22-23)

Как тогда, утверждают некоторые верующие, обладатели такого славного небесного наследства могут осквернять себя участием в земных делах неверующего общества и мирских властей? Их попытка апеллировать к Библии за поддержкой приводит их к таким вопросам: «Разве Павел не учил, что верующие должны „быть безупречными и чистыми детьми Божьими, непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором [они сияют], как светила в мире“ (Фил. 2:15)? Разве Павел и Исаия не повелевают верующим именем Бога: „Выйдите из среды их и отделитесь, — говорит Господь, — и не прикасайтесь к нечистому“ (2 Кор. 6:17; ср. Ис. 52:11)? Разве Иоанн не говорил: „Кто любит мир, в том нет любви Отчей“ (1 Иоан. 2:15)?

И разве Иаков не сказал, „что дружба с миром есть вражда против Бога“ и „кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу“ (Иак. 4:4)? » В свете этих стихов некоторые христиане уклоняются от любого участия в управлении государством и даже от уплаты налогов. Так как они являются не только гражданами Божьего Царства, но и членами Его семьи, утверждают они, почему они должны участвовать в жизни греховного человеческого общества, которое большей частью не принимает Бога во внимание, попирает Его нормы праведности, поносит Его имя, а зачастую даже отрицает Его существование?

Такое представление заставляет верующего задуматься над вопросом: каковы разумные отношения христиан с обществом и, в частности, с властями? На этот вопрос, а именно, что касается основного требования правительства платить налоги, и отвечает Иисус в Матф. 17:24-27. Но прежде чем преподать урок Петру, Господь снова сказал Двенадцати о Своей предстоящей смерти и воскресении.

После краткого служения в Кесарии Филипповой (16:13) и явления Своей будущей славы Петру, Иакову и Иоанну на горе Преображения (17:18)

Иисус вместе с учениками пребывал в Галилее. Точное место не указано, но, вероятно, это было где-то северо-западнее Капернаума (см. ст. 24).

Следует отметить, что в последние шесть месяцев Своего публичного служения Иисус проводил всё меньше и меньше времени с народом и всё больше и больше наедине с учениками, усиленно объясняя им принципы Своего Царства. В процессе обучения Иисус время от времени напоминал о Своих неминуемых страданиях, смерти и воскресении, что Он и делает здесь в третий раз (см.Матф.16:21;17:12).

Когда Иисус находился с учениками наедине (17:19), Он сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет».

Идя на крест, Иисус не был ни беспомощным, ни пассивным. «Когда же приблизились дни взятия Его… Он восхотел идти в Иерусалим» (Лук. 9:51;ср. 13:22). Как Иисус позже объяснил, Он добровольно принял крест для того, чтобы совершилось «всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом» (18:31). Он с готовностью отдал Свою жизнь (Иоан. 10:15, 17), которую никто не мог забрать у Него без Его согласия. «Никто не отнимает её у Меня, — сказал Он, — но Я Сам отдаю её. Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (ст. 18).

Но в готовности отдать Свою жизнь как выкуп за многих Иисус подчинил Себя и злым планам людей, и благому и праведному плану Небесного Отца (см. Деян. 2:2223). В готовности подчинить Себя грешным людям Он будет предан вероломным Иудой в руки человеческие, и эти грешные люди (еврей ские и римские вожди) убьют Его. Но так как Он добровольно подчинил Себя Своему праведному Небесному Отцу, то в третий день Он воскреснет.

Марк повествует, что ученики «не разумели этих слов, а спросить Его боялись» (9:32). Так как ученики всё ещё не могли понять в полной мере реальности и важности обещанного Иисусом воскресения — отчасти потому, что были потрясены Его предсказанием о Своей смерти и страданиях, — они весьма опечалились. После того как Пётр, Иаков и Иоанн только что были свидетелями блистательной славы Иисуса на горе Преображения, они, снова услышав о смерти Иисуса, видимо, опечалились даже больше, чем другие.

Ученики могли также воспринять ссылку Иисуса на третий день в переносном смысле и, подобно Марфе после смерти Лазаря, думали, что это будет «воскресение, в последний день» (Иоан. 11:24). Они верили в воскресение и праведных, и грешных, как предсказал Господь через Даниила (Дан. 12:2), но эта далёкая перспектива была слабым утешением для них сейчас.

Иисус видел их маловерие (Матф. 17:20) и замедленное восприятие (ср.Лук. 24:25) и понимал, что они нуждаются в постоянном напоминании, особенно тех истин, которые были не только трудными для усвоения, но и мучи тельными для принятия. Учеников нужно было подготовить к тому, что их Господь вскоре должен будет умереть и что перед смертью Он будет страдать и Его будут истязать. В учеников нужно было вселить уверенность и в том, что Его страдания и смерть были частью Божьего плана и что эти события, какими бы ужасными они ни были, не нарушат и тем более не сведут к нулю труд Мессии. Это было, по сути, основным делом, которое Иисус пришёл совершить, без чего все остальные Его божественные дела — Его учение и чудеса — сделали бы людей более знающими и более здоровыми, но всё же погибшими и навеки осуждёнными в своих грехах. Распятие не застало Иисуса и Его Небесного Отца врасплох; оно было причиной, почему Отец послал Его на землю, и Он с готовностью это сделал. «На этот час Я и при шёл», — сказал Иисус (Иоан. 12:27).

После того как Иисус в третий раз предсказал Двенадцати Свою смерть и воскресение, Он преподал Петру наглядный урок, касающийся обязанностей верующего перед земными властями. Несмотря на то, что эти враждебные власти собирались сделать с их Господом, ученики имели перед ними определённые обязанности.

Требование платы 

“Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дид рахм и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы? » Он говорит: «Да»” (Мф.17:24-25а) 

Вскоре после того как Иисус и ученики пришли в Капернаум, может быть, даже сразу после того, как они вошли в город, к Петру подошли соби ратели дидрахм. Пётр не только был жителем этого города, но также был известен как лидер среди учеников Иисуса. Иисус, вероятно, остановился в доме Петра, а другие ученики разошлись, чтобы найти себе жильё, так как в этом эпизоде упоминаются лишь Иисус и Пётр.

Дидрахма была одобренным римскими властями налогом, который они разрешали религиозным вождям собирать на храм в Иерусалиме.

Когда в пустыне была построена скиния, Бог обеспечил её содержание и обслуживание, обложив ежегодным налогом в полсикля всех евреев мужского пола от двадцати лет и старше. «Богатый не больше и бедный не меньше полсикля должны давать в приношение Господу, для выкупа душ ваших».

Эти деньги должны были использоваться «на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом» (Исх. 30:1116). Когда скиния была заменена храмом, налог продолжали собирать в том же размере, хотя Неемия временно сократил его до одной трети сикля, потому что бывшие вавилонские изгнанники были очень бедны, когда вернулись в Иуду (Неем. 10:32).

Дидрахма — это греческое слово, которое означает просто «две драхмы» или «двойная драхма». Хотя монеты достоинством в две драхмы в обороте не было, слово дидрахма часто употреблялось по отношению к налогу на еврейский храм, потому что две драхмы были равны требуемому налогу в полсик ля, что составляло двухдневный заработок среднего работника.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет, что, после того как в 70 году по Р. Х. Тит разрушил Иерусалим и храм, император Веспасиан издал указ, чтобы евреи по всей Римской империи продолжали платить храмовый налог в две драхмы на содержание языческого Капитолийского храма Юпитера.

Этот налог был введён как карательная мера и напоминание евреям, а также остальному миру о высокой цене сопротивления Риму.

Так как храмовый налог нужно было заплатить к Пасхе, за месяц до неё по всей Палестине рассылались собиратели этого налога. Именно такие собиратели, а не назначенные Римом публикани («мытари»), подошли к Петру и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы? » Судя по формулировке вопроса, можно предположить, что собиратели налога, используя вопрос об уплате налога, возможно, по указанию еврейских вождей в Иерусалиме, намеревались бросить Иисусу вызов. Так как Он претендует на то, что Он Мессия, рассуждали они, Он может посчитать, что освобождается от этого налога. Если бы так и произошло, они могли бы выдвинуть против Него ещё одно обвинение.
Петру не понадобилось спрашивать своего Учителя, потому что он знал: Иисус всегда платил налоги, кем бы они ни были назначены — Римом или еврейскими вождями. Поэтому он просто сказал: «Да».

Обсуждаемый принцип 

“И когда вошёл он в дом, то Иисус, опередив его, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати — с сыновей ли своих или с посторонних? » Пётр говорит Ему: «С посторонних». Иисус сказал ему: «Итак, сыновья свободны; но, чтобы нам не соблазнить их…»” (Мф.17:25б-27а) 

Когда Пётр вошёл в дом и хотел рассказать Иисусу о своей встрече с собирателями налога, Иисус, опередив его, заговорил первым. В Своём всеведении Он уже знал, что сказали собиратели налога и что теперь Пётр размышлял над этим.

Мы не знаем о мыслях Петра, но из слов Иисуса можно сделать вывод, что Пётр удивлялся, почему Иисус, Мессия и Сын Божий, унижается до уплаты налогов тем, над кем Он является вечным Повелителем.

Используя приём, распространённый в те дни и полезный в любое время, Иисус ответил на невысказанный вопрос Петра, первым задав ему вопрос.

Обратившись к Петру по имени, которым его называли в семье, Иисус сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати — с сыновей ли своих или с посторонних? » Все древние правительства, за исключением некоторых, были авторитарны. Вся власть сосредотачивалась на одном человеке, который передавал царские полномочия своим наследникам. В понятие «цари» включались все верховные правители, будь-то фараоны, императоры или любые другие правители. И все они, для того чтобы содержать свои семьи, а также свои прави тельства, назначали налоги. Двумя основными видами налогов были пошлины (ими облагался товар) и подати (ими облагались люди).
Вопрос Иисуса был риторическим, и ответ был очевидным. Отцу не имело смысла собирать деньги со своих сыновей, которые зависели от него. Обложить их налогом означало бы обложить налогом себя. В этом контексте слово «посторонние» имеет общее значение, относящееся ко всем, кто не принадлежал к царской семье, а именно к его подданным.

Когда Пётр ответил: «С посторонних», — Иисус сформулировал очевидную истину: «Итак, сыновья свободны». По законам того времени семьи правителей, представленные здесь сыновьями, были свободны от налогов.

Если бы на этом Иисус закончил Свой урок, то у христиан было бы основание утверждать, что, как дети Божьи и сонаследники Христу, они также должны освобождаться от налогообложения со стороны людей. Они могли бы даже утверждать, что, будучи Божьими детьми, они вовсе не обязаны поддерживать Божье дело материально.

Если и был какой-то налог, который Иисус не обязан был платить, так это храмовый налог. Иисус был Тем, для почитания Которого был построен храм и Кому приносили жертвы и материальные пожертвования. Он был Господом всей земли, но больше всего Он был Господом храма. Иисус называл храм «домом Отца» Своего (Лук. 2:49; Иоан. 2:16) и заявлял, что Он «больше храма» (Матф. 12:6). Он имел полное право отказаться от уплаты храмового налога, так же как мог отказаться и от унижения и преследований. Но когда Он добровольно отказался от Своей божественной славы, «приняв образ раба, сделавшись подобным людям» (Фил. 2:7), Он также добровольно отказался от прав и привилегий, принадлежавших этой славе.

«Чтобы нам не соблазнить их, — сказал Иисус Петру, — нужно заплатить налог». Здесь ясно подразумевается, что налог нужно было заплатить не только в полном объёме, но также охотно и без всяких споров.

Несмотря на несправедливость обложения этим налогом или на то, насколько безответственно и нечестиво религиозные вожди распоряжались этими деньгами, его нужно было платить. И если Сын Божий не требовал освободить Его от уплаты налогов этой «шайке воров» под предводительством нечестивых лжеучителей и вождей Израиля, то тем более не должны требовать освобождения от налогов Его последователи. И если Он беспокоился о том, чтобы не соблазнить неверующих в этом вопросе, насколько же больше должны беспокоиться об этом Его последователи?

Предоставление средств 

“пойди к морю, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у неё рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя” (Мф.17:27б) 

В Новом Завете больше нет свидетельств о том, что Иисус предоставлял деньги для уплаты налогов с помощью чуда. Однако в этом случае чудо подчеркнуло мысль о том, что Он был Сыном Божьим и имел право совершенно безнаказанно отказаться от уплаты этого налога, если бы решил так поступить. Иисус согласился заплатить налог исключительно по Своему собственному божественному желанию.

Иисус повелел Петру пойти к морю, очевидно, в любое место на берегу Галилейского моря, которое тот мог выбрать, бросить уду, возможно, без на живки, и первую рыбу, которая попадётся, взять. «Затем, открыв у неё рот, — заверил ученика Иисус, — найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя».

Так как монеты достоинством в две драхмы не было, иногда два еврея платили налог вместе, используя статир, который равнялся двум дидрахмам. Монета, которую Пётр нашёл во рту у рыбы, составляла как раз необходимую сумму для уплаты налога за Иисуса и за него.

Хотя этот налог предназначался для содержания служб храма, большую часть собранных денег лицемерные и продажные еврейские вожди наверня ка незаконно присваивали. Ещё более несомненно то, что налоги, которые Иисус платил Риму, использовались для многих нечестивых и аморальных целей. Большинство римских сборщиков налогов были предателями своего народа, и те налоги, которые они собирали со своих сограждан, были не только завышенными и несправедливыми, но также использовались для содержания оккупационных войск, языческих правителей и даже языческих ре лигий.

Общий принцип, который следует из этого эпизода, ясен. Верующий как гражданин этого мира должен исполнять свои обязанности. Хотя конечное и вечное гражданство верующего на небесах и хотя все человеческие правительства в той или иной степени коррумпированы, пока верующий находится на земле, он имеет обязанности перед человеческими властями. Кроме тех случаев, когда законы ведут его к прямому непослушанию Богу, он связан божественным законом подчиняться человеческим законам.

Когда Пётр писал своё 1е-Послание, он наверняка живо помнил чудо со статиром во рту у рыбы и поучение Иисуса, которое сопровождало это чудо.

Во второй главе он обращается к верующим: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

Пётр напоминает своим читателям, что они избраны Богом, чтобы быть Его народом и служить Его священниками неверующему миру. Верующие являются уникальным Божьим наследием, Его детьми и гражданами Его божественного Царства, и здесь, на земле, на них возложена божественная миссия, которую им необходимо выполнить. Когдато они были незначительными людьми, а теперь стали народом Божьим. Когдато они были отделены от милости Бога, а теперь Его милость обильно проявляется в их жизни (ст. 10). В свете такого высокого положения, говорит Пётр, «прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и проводить добродетельную жизнь между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (ст. 11-12).

Вопреки нечестивости Рима и притязаниям кесаря на божественность, Павел, касаясь этого же вопроса, писал: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение… Для этого вы и подати платите, ибо они Божьи служители, этим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:12, 57).

Верующие должны подчиняться «всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:1314). Ключ к пониманию этой заповеди в словах «ради Господа». Это не значит, что любой человеческий закон или правитель благочестив и справедлив. В большинстве случаев они таковыми не являются и даже не претендуют на это. Но институт государства и его деятельность предписаны Богом для поддержания общественного порядка, и, как свидетельство о Боге, народ Божий должен уважать человеческое правительство и подчиняться ему, даже когда оно несправедливо.

Верующие должны подчиняться гражданским законам и властям не с от вращением или снисходительностью, а охотно, «не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5). Христиане должны искренно уважать человеческое правительство не потому, что оно всегда заслуживает уважения, а потому, что это воля их Господа, Который назначил его для пользы человека.

Люди, которым писали Пётр и Павел, подвергались постоянно усиливающимся гонениям и притеснениям со стороны Рима. Однако Апостолы призывали их быть не только верными и законопослушными гражданами, но и полезными.

Ранняя Церковь не поднимала восстание против Рима или кампанию протеста против рабства, какими бы порочными и жестокими они ни были. По сути, Святой Дух взял слова «рабство», «раб», «слуга» и другие и сделал их символами христианской преданности и покорности. В Своём провидении всеведущий Бог также использовал язычников-римлян для распространения греческого языка как языка межнационального общения, чтобы за писать Слово Божье и донести его до пределов цивилизованного мира того времени. Бог употребил их для создания системы дорог, по которым Его посланники могли легко путешествовать, неся Благую весть по империи. И Бог использовал Pax Romana, или Римский мир, чтобы эти посланники могли путешествовать относительно спокойно.

Как заявил в начале своего служения Пётр, существуют некоторые пределы в подчинении верующих человеческим властям. Когда еврейские власти Иерусалима потребовали, чтобы он и Иоанн прекратили проповедовать Евангелие, оба ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:1920; ср. 5:2829). Много верующих в ранней Церкви потеряли свободу, имущество и даже жизнь, потому что отказались воскурить фимиам Цезарю. Они почитали его как человеческого правителя, но отказались поклоняться ему, как богу.

Первая обязанность верующих — подчиняться Богу, и когда человеческие законы прямо противоречат Божьим законам, главенство должно принадлежать Божьим законам. Например, христианин не имеет права лгать, красть, совершать убийства или поклоняться ложным богам, какими бы ни были постановления человеческого правительства и какими бы ни были по следствия за это непослушание.

Это не значит, что христианин не имеет права помочь изменить несправедливые законы и правительства, когда у него есть такая возможность. Но в демократическом обществе основная несправедливость и зло внутри общества не бывают прямым следствием плохого правительства или плохих законов, какими бы плохими они ни были. Когда люди не уважают законы, Божьи или человеческие, и когда их нормы и желания вращаются вокруг своих собственных эгоистичных интересов, то ни одно правительство не может быть стабильным или обеспечить справедливость и порядок. Даже самые благочестивые и нравственные руководители не могут навязать нравственность безнравственному обществу. Бесполезно пытаться изменить злые законы или сместить порочных руководителей, не изменив сердца тех, кого пытается контролировать закон и кем пытаются управлять руководители.

Пётр заявил, что даже рабы должны быть послушными своим господам «со всяким страхом… не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Пет. 2:1819). Как и в случае с покорной женой, желающей при обрести своего неверующего мужа для Христа (3:12), эффективное свидетельство начинается с послушания.

Высший образец благочестивого послушания нам явил Иисус Христос, Который «пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье Праведному» (1 Пет. 2:2123). Иисус подчинился вплоть до принятия страданий, незаслуженных Им от тех, кто вообще не имел никакого права судить Его. Он не совершил никакого греха ни в делах, ни в мыслях, однако подчинился порочной и греховной власти — как политической, так и религиозной. Иисус принял несправедливое поношение, для того чтобы приобрести людей для Себя, и Он является примером для всех, кто называет Его Гос подом.

То, что христианин является гражданином Божьего Царства, не освобождает его от обязанностей перед человеческими властями. По сути, гражданство в Божьем Царстве налагает на него особые обязательства перед человеческими властями, потому что последние, в свою очередь, принадлежат Богу и назначены Им.

Будучи хорошим гражданином, верующий проявляет любовь к ближним, даже к погибшим и несправедливым. Будучи хорошим гражданином, он проявляет уважение к назначенному Богом правительству, даже если его лидеры нечестивы, продажны и деспотичны. Будучи хорошим граждани ном, он показывает, что любит Бога, а также свою страну и своих сограждан.

В свете такого свидетельства мир, видящий всё это, вынужден считаться с той силой, которая делает такую любовь возможной.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий