Чудесное насыщение

“И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Иисус сказал им: «Не нужно им идти; вы дайте им есть». Они же говорят Ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». Он сказал: «Принесите их Мне сюда». И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей” (Мф.14:14-21)

Насыщение пяти тысяч — единственное чудо Иисуса, записанное во всех четырёх Евангелиях. Это говорит о его исключительной важности. В каждом Евангелии это чудо является кульминацией служения Господа.

Когда Иисус начал Своё служение в Галилее, оно было в основном публичным. Господь искал встреч с людьми, переходя из селения в селение, из города в город, провозглашая Евангелие Царства всем, кто Его слушал. Царь открыто появился перед народом Израиля, предоставляя ему возможность принять Его своим Господом.

Но религиозные вожди с самого начала были настроены скептически; возникшие у них поначалу недружелюбные чувства быстро сменились на враждебные. Чем яснее становились истины, проповедуемые Иисусом, тем сильнее разгоралось пламя их вражды. На фоне смерти Иоанна Крестителя и опасений Ирода, что Иисус был Иоанном, воскресшим из мёртвых, стала проявляться определённая враждебность и со стороны политической власти.

Ирод чувствовал такую же угрозу со стороны Иисуса, как и ранее со стороны Иоанна Крестителя, поэтому, не колеблясь, мог сделать с Иисусом то же, что сделал с Иоанном.

Реакция людей была разной, постоянно меняясь. Хотя жители Назарета дважды отвергли Иисуса, так как знали Его ещё мальчиком и юношей, большинство народа всё ещё было в восторге от Его чудес. После того как Иисус совершил чудо, умножив хлебы и рыбу и накормив пять тысяч человек, Его популярность достигла кульминации, и люди силой попытались сделать Его своим царём и освободителем (Иоан. 6:15).

Однако по мере того как религиозное и политическое противостояние усиливалось, а толпа становилась всё более нерешительной, Иисус стал меньше времени проводить на людях, а больше — наедине со Своими учениками. В последний год Своего служения Он основное внимание посвятил Двенадцати, готовя их к тому, что должно было вскоре с Ним произойти, то есть к Своему распятию и к тому, что произойдёт с ними, когда они начнут выполнять свою задачу — закладывать основание Его Церкви.

Когда ученики Иоанна Крестителя принесли весть о его смерти Иисусу, Он удалился из окрестностей Капернаума, чтобы побыть наедине со Своими учениками (Матф. 14:13а; ср. Марк. 6:31). Иисус не боялся за Свою жизнь, потому что знал: никто не мог взять её у Него, если не будет на то Его воли (Иоан. 10:18). Он удалился, чтобы избежать преждевременной конфронтации с Иродом, чтобы побыть наедине со Своим Отцом и чтобы объяснить значение смерти Иоанна Своим ученикам.

Иисус также нуждался в отдыхе. Даже если бы все относились к Нему положительно, Его физические силы всё равно иссякли бы от такого напряжённого графика проповедей и исцелений. Но растущее противостояние со стороны врагов, непостоянство толпы и продолжающееся непонимание и незрелость учеников истощали Его ещё больше.

Народ, услышав, что Иисус отправился на другую сторону Галилейского моря, «пошёл за Ним из городов пешком» (Матф. 14:13б). Некоторые люди прибыли даже раньше Иисуса и учеников (Марк. 6:33), тогда как хромым и больным понадобилось больше времени. Но почти все они были движимы эгоистичными целями, «потому что видели чудеса, которые Он творил над больными» (Иоан. 6:2). Они пришли, чтобы получить исцеление или посмотреть на исцеление других. Немногие пришли, чтобы услышать от Иисуса духовные истины.

Большинство же были искателями острых ощущений, и их ряды в это время, вероятно, пополнили евреи, шедшие через Галилею на ежегодное празднование Пасхи в Иерусалиме (Иоан. 6:4). Людьми двигал эгоизм и потворство своим желаниям. Многие, желая исцелиться или развлечься, надеялись к тому же, что этот великий Чудотворец окажется ещё и политическим Мессией, Который использует Свою власть для того, чтобы сбросить иго ненавистных римских оккупантов и их марионетку Ирода.

Но не ожидания людей влияли на происходящее, и не они придавали значимость всему. Бог предпочёл достичь Своих целей вопреки нечестивым человеческим побуждениям и желаниям, как Он часто и делает. В Матф.14:14-21 план Господа продолжает безошибочно осуществляться согласно Его совершенной божественной воле.

Благочестивые дела 

“И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их” (Мф. 14:14)

Выйдя на берег, Иисус увидел множество людей, среди которых только мужчин было пять тысяч, «кроме женщин и детей» (ст. 21). Так как женщин, похоже, особенно влекло к Иисусу, вполне может быть, что многие из них пришли группами или со своими отцами или братьями, — помимо тех, кто пришёл с мужьями и детьми. Дети считались особым благословением от Господа, поэтому семьи в то время были, как правило, большими. Следовательно, можно предположить, что там собралось более двадцати пяти тысяч человек.

В данной ситуации было бы естественным проигнорировать народ и пойти дальше или распустить людей, сказав, что исцелений или других знамений больше не будет. Можно было просто уйти в горы, куда большая часть собравшихся не пошла бы, или опять сесть в лодку и отплыть в такое место, где их нельзя было бы найти.

Но Иисус не последовал обычному человеческому порыву, и, хотя Он был изнурён и очень нуждался в отдыхе, Его влекло к людям. Поэтому Он и сжалился над ними. Слово спланхнизомай (сжалиться) буквально означает движение во внутренностях (в кишечнике), где, по мнению древних, находились эмоции, чувства. Сын Божий не подсчитывал и не рассматривал нужды присутствовавших холодно и безучастно, но Его глубоко трогали страдания, смущение, отчаяние и духовная обречённость окружавших Его людей. Иисус чувствовал боль, испытывал настоящую муку за страдающих людей — верующих и неверующих, евреев и язычников, мужчин и женщин, молодых и старых, богатых и бедных.

Он, наверное, скорбел так же, как и в тот момент, когда подошёл к гробнице Лазаря и прослезился (Иоан.11:35) и когда в слезах смотрел на Иерусалим и говорил: «Если бы и ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих» (Лук. 19:42). Он являл сострадательное сердце Бога даже в большей мере, чем Иеремия, который объявил непокорному Иуде: «Если же вы не послушаете [Божьего предостережения], то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах» (Иер. 13:17).

По Своей великой милости Христос сострадал даже ограниченным, эгоистичным искателям острых ощущений. Он опять явил любящее Божье сердце по отношению к тем, кто, как Иисус знал, не поймёт и не поверит, и кто, в конечном итоге, отвергнет Его. Господь таким же образом наставлял и Апостолов, чтобы они лечили болезни, изгоняли бесов и исцеляли увечных и страдающих от болезней — без всяких ограничений или оговорок (Матф.10:1), — а не демонстрировали Божью силу, передвигая с места на место здания или совершая другие поразительные, но обезличенные чудеса. Такие чудеса демонстрировали бы силу Господа, но в них не проявились бы Его сострадание и милость.

Иисус сжалился ещё и потому, что совершенно ясно понимал весь ужас ада и мучений, ожидающих тех, кто не примет Его. Даже когда Он с любовью исцелял их тела, для Него бесконечно важнее было исцелить их души.

Ведь тело после исцеления снова могло стать больным и увечным. А когда Иисус исцеляет больную грехом душу, она навеки освобождается от власти греха и наказания за грех.

Слово арргостос (больной) означает «слабый, бессильный». Эти страдающие от болезней люди, которых исцелил Иисус, очевидно, приложили немалые усилия, чтобы следовать за Ним, когда Он шёл по северному побережью Галилейского моря. Большинство из них, вероятно, нуждалось в помощи родственников и друзей, поэтому они пришли гораздо позже остальных. Более всего они хотели, чтобы этот Человек, Который имел такую сострадательную силу, исцелил их.

Иисус отложил Свой отдых, общение с учениками, отказался от уединения и даже пожертвовал временем общения со Своим Отцом ради того, чтобы помочь этим беспомощным, страдающим людям.

Унылая перспектива 

“Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Иисус сказал им: «Не нужно им идти; вы дайте им есть». Они же говорят Ему: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы»” (Мф. 14:15-17)

У евреев вечер делился на два периода: с трёх до шести, и с шести до девяти. В данном сюжете действие происходило в первую часть вечера, то есть до захода солнца. Так как день приближался к концу, ученики беспокоились о том, что люди будут есть. Место было пустынное, до ближайшего города было очень далеко, да и город этот не смог бы обеспечить пропитанием такое огромное количество народа. Было уже поздно, к тому же люди проделали долгий путь, поэтому они проголодались больше обычного.
Из Евангелия от Иоанна мы узнаём, что Иисус в тот день гораздо раньше завёл разговор о том, что людей нужно накормить. Когда Иисус увидел, что «множество народа идёт к Нему», Он сказал Филиппу: «Где нам купить хлеба, чтобы их накормить?» (Иоан. 6:5).

Иисус задал вопрос Филиппу не для того, чтобы получить совет, а «испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (ст. 6). Филипп был из этих мест и, вероятно, знал, какие продукты питания можно было достать; но Иисус ожидал, что Филипп обратится к Нему, а не станет полагаться на людей и произведения земли. К сожалению, на Филиппа большее впечатление производила многочисленность толпы, чем величие силы Иисуса, и он скептически ответил: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хоть немного» (ст. 7). Один динарий был средним дневным заработком обычного работника, но было очевидно, что даже заработанного за полгода не хватило бы, чтобы накормить тысячи собравшихся людей. Филипп знал, что у них слишком мало денег, чтобы приобрести достаточное количество еды, даже если бы они купили самый дешёвый хлеб.

В этот момент или немного позже Андрей нашёл маленького мальчика, у которого было «пять хлебов ячменных и две рыбки»; но, подобно Филиппу, он поспешил выразить своё огорчение: «Но что это для такого множества?» (Иоан. 6:8-9). По-видимому, Господь дал возможность Филиппу и Андрею обдумать Его предложение в течение дня, пока Он исцелял людей и «беседовал с ними о Царстве Божьем» (Лук. 9:11). Иисус испытывал веру этих учеников.

Оглядываясь назад, с расстояния в две тысячи лет, кажется невероятным, что даже после слов Иисуса: «Не нужно им идти; вы дайте им есть», у учеников не возникла мысль о том, что Он может чудесным образом накормить этих людей. Не видя дальше своих собственных возможностей, они ответили: «У нас здесь только пять хлебов и две рыбы». Казалось бы, и с их малой верой было естественно предположить, что Иисус может накормить толпу. Но они были похожи на человека, стоящего у Ниагарского водопада и спрашивающего, где взять воды, чтобы утолить жажду. Они находились лицом к лицу с Высшей силой во Вселенной, однако были ещё духовно слепы. Они знали и не знали её. Если бы кто-нибудь спросил их, может ли Иисус совершить такое, они бы единодушно, не колеблясь, ответили: «Конечно, может!» Но даже когда в предложении Иисуса прозвучала подсказка, они видели лишь свою несостоятельность.

Мы, современные христиане, склонны думать, что если бы мы были на месте учеников, то непременно попросили бы Иисуса накормить народ, так как Он сотни раз доказывал, что способен совершить подобное. Какие могут быть сомнения в том, что Сын Божий способен сотворить еду, чтобы накормить народ? Ведь сотворил же Он вино для гостей на брачном пире в Кане.

Вряд ли этот случай стал бы невыполнимой задачей для Того, Кто исцелял всякого рода болезни, воскрешал мёртвых, изгонял бесов, ходил по воде и мгновенно укротил неистовую бурю. Однако сколько раз каждый верующий сталкивается с проблемами, которые кажутся ему непреодолимыми, и не учитывает силу Господа?

Несмотря на то что двенадцать учеников ходили с Господом, слышали, как Он учил Божьей истине, и видели, как Он демонстрировал чудесную силу, они были слишком неразумными духовно, чтобы увидеть очевидное.

Они смотрели на всё своими плотскими глазами, видя лишь человеческие возможности.

Проявление силы 

“Он сказал: «Принесите их Мне сюда». И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей” (Мф.14:18-21)

Это кульминационный момент в данной истории, когда после проявления Иисусом божественной силы у учеников наступает прозрение в отношении того, что им надлежит делать.

Наверняка с грустью в глазах Иисус сказал: «Принесите их Мне сюда», имея в виду хлебы и рыбу. Он всё ещё учил учеников делать то, что, к этому времени, должно было стать для них второй натурой. По сути, Он говорил им: «Я знал, что у вас недостаточно еды и денег, чтобы накормить людей, и Я знал, что у вас не было никакой возможности достать их. Я не ждал, что вы накормите их своими собственными силами и средствами. Попросив вас накормить их, Я просил вас довериться Мне. Не говоря вам, Я давал вам возможность принести то малое, что у вас было, а в остальном довериться Мне».

Северо-восточное побережье Галилейского моря весной становится очень красивым, покрытым зелёной травой. Но, вместо того чтобы сидеть, люди стояли, чтобы лучше видеть и слышать Иисуса. Поэтому Он велел народу возлечь на траву, чтобы им было удобнее и чтобы легче было раздавать еду.

Он посадил их прасиай прасиай (что буквально означает «грядка к грядке»), группами по сто и по пятьдесят человек (Марк. 6:40), оставляя проходы между группами, чтобы ученики могли свободно проходить, обслуживая их.

В своих ярких одеждах толпа, должно быть, напоминала огромную мозаику из цветочных клумб или гигантское лоскутное одеяло, разостланное на склоне горы.

Люди, вероятно, не имели ни малейшего представления о том, почему их так заботливо рассаживают по группам. Ученики могли догадаться почему, но они всё ещё не знали, как действовать дальше. Когда люди расселись, Иисус взял пять хлебов и две рыбы; но прежде чем совершить задуманное Им чудо, Он, воззрев на небо, благословил еду, возблагодарив Небесного Отца (Иоан. 6:6, 11; ср. 1 Тим. 4:3-5).

После этого Господь, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики, в свою очередь, народу, и ели все. В какой момент произошло чудо, не сообщается.

Вероятно, еда постоянно умножалась, пока ученики ходили среди людей, раздавая еду. Ученикам не под силу было бы носить большие, тяжёлые корзины, куда вместилась бы вся еда, даже разделённая на двенадцать частей.

Не было звуков фанфар, не было разительного превращения малого количества еды в большое. Чудо само по себе было невидимым, его масштабы стали заметны лишь тогда, когда ели тысячи людей, то есть ели все.

Слово хортазо (насытиться) часто использовалось по отношению к животным, которые стоят у кормушки до тех пор, пока не насытятся. Иисус использует это же слово в Заповедях блаженства, когда обещает, что алчущие и жаждущие правды «насытятся» (Матф. 5:6). Так как умноженные ячменные хлебы и рыба были сотворены божественным образом, такого насыщения люди, по-видимому, никогда в своей жизни не испытывали. Это была совершенная еда, не испорченная грехопадением и последующим развращением всей земли через грех.

Еды было более чем достаточно, чтобы насытить народ, и значительное её количество осталось, поскольку набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. После того как ученики распределили еду между людьми, у каждого из учеников в корзине осталась еда, которой они могли поделиться с Иисусом! В великом хозяйстве Божьем еды оказалось не слишком мало и не слишком много.

Как уже отмечалось, тот факт, что евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей, означает, что общее количество людей могло достигать двадцати пяти тысяч душ.

Хотя Матфей и не упоминает об этом, но в тот момент люди настолько были поражены силой Иисуса, что попытались «прийти, нечаянно взять Его и сделать царём» (Иоан. 6:15). Перед ними был Человек, Который мог не только исцелить все болезни, но и освободить их от постоянного труда и других усилий, которые необходимо было приложить, прежде чем положить кусок хлеба в рот, — и всё это всего лишь по слову, а иногда даже и без него.

Они ни капли не сомневались, что Иисус был таким Мессией, каким они Его представляли, и были полны решимости сделать Его царём. Они были правы в том, что Иисус действительно был Мессией, но ошибались по поводу того, каким Мессией Он был. Он не был политическим освободителем или кормильцем, как они ожидали, и Его коронация была не в их власти. В нынешнем веке, как объявил позже Иисус, Его «Царство… не от мира сего» (Иоан.18:36).

В тот день вся толпа состояла из трёх групп: двенадцать учеников, верующий остаток среди народа и огромное большинство неверующих. Рассмотрев каждую группу, мы можем извлечь много духовных уроков.

Двенадцать были утверждены. Двенадцать учеников были для Иисуса объектом постоянной заботы, наставлений и обучения. Именно на их плечи вскоре должна была лечь забота по созданию Церкви, и Иисус знал, что времени для подготовки их к этому делу мало. Однако один только этот эпизод насыщения пяти тысяч научил учеников целому ряду важных принципов и истин.

Во-первых, Иисус показал им пример удаления от ненужной опасности.

Мученичество или любой другой вид страданий, как разновидность самопрославления, человек переносит не ради Господа.

Во-вторых, ученики также узнали, насколько важен отдых и уединение даже в служении Господу. Иногда, как в этом случае, отдыхать приходится не тогда, когда мы этого хотим, и не так, как нам хотелось бы; но даже Господь, будучи Человеком, не игнорировал отдых, уединение и восстановление сил. Двенадцать учеников поняли, насколько важно проводить свободное время с теми, с кем человек трудится. Сотрудники нуждаются в особом времени общения друг с другом, чтобы поддержать друг друга и поделиться своими нуждами и чувствами.

В-третьих, Иисус также подтвердил, что ученикам необходимо проявлять сострадание к тем, кто в нужде, даже если эти нуждающиеся ненадёжны и не заслуживают этого. Сын Божий самоотверженно удовлетворил нужды людей в тот день, хотя знал, что большинство из них очень скоро потеряют к Нему интерес и отпадут. Он учил учеников тому, что, какими бы важными ни были отдых и время досуга, ими нужно пожертвовать ради того, чтобы удовлетворить более важные нужды других. Верующий не обладает неотъемлемыми правами на личную свободу и личные блага. Всё, что мы имеем, включая наши собственные нужды и права, должно быть направлено на служение другим во имя Христа (см. 1 Кор. 9).

В-четвертых, Иисус учил учеников, что, заботясь о физических нуждах других, они также должны способствовать распространению истины о Царстве. «Социальное Евангелие», которое, откликаясь на нужду человека, не свидетельствует о духовном спасении через Христа, вообще Евангелием не является (см. Гал. 1:6-9).

В-пятых, Иисус учил учеников делать всё аккуратно и тщательно, как это делает Бог (1 Кор. 14:33, 40). Наряду с уроком о порядке, они получили более важный урок о необходимости быть послушными Господу, даже когда на это нет явной причины. Иисус велел Двенадцати разделить людей на группы по пятьдесят и сто человек (Марк. 6:40) ещё до того, как они узнали о цели этого действия. И после того как Иисус благословил хлебы и рыбу и передал их ученикам, еда, по-видимому, стала умножаться лишь в тот момент, когда ученики приступили к её раздаче. Чудо принесло плоды только тогда, когда ученики исполнили повеление Иисуса.

В-шестых, Иисус также продемонстрировал Божью великую щедрость, обеспечив всех таким количеством еды, что все насытились, однако проявил при этом бережливость, не позволив ничему пропасть. Наш Бог — Бог, дающий в изобилии и без скупости. Служение Божьих рабов должно также отличаться щедрыми даяниями без меры, учитывая прежде всего нужды других людей.

Прежде чем ученики узнали, что еда останется и для них, они послушно раздали людям всё, что имели. Точно так же, как еда стала умножаться, когда ученики начали раздавать её, их собственная нужда была удовлетворена лишь после того, как они удовлетворили нужды других. Та первая небольшая порция пищи, которую Иисус вручил ученикам, была недостаточной даже для двенадцати учеников. Это всего лишь был обед маленького мальчика. Но, проявив послушание, они отдали Иисусу даже то малое, что имели.

В-седьмых, самый главный урок для учеников состоял в том, чтобы научиться доверять Богу, что Он даст всё необходимое, даже если это кажется нам невозможным. Даже после того, как у учеников был целый день, чтобы обдумать призыв Иисуса самим накормить людей, им даже в голову не пришло обратиться за помощью к Нему. Как и большинство из нас, они всё ещё были склонны искать помощи где угодно, только не у Него, хотя уже были свидетелями многих чудес, совершённых Иисусом ранее. 

В-восьмых, этот урок учит нас ещё одной истине: хотя Бог вполне может совершить Свой труд и без нас и без того, что у нас есть, Он предпочитает использовать нас и наши ограниченные возможности, чтобы преизобиловала Его благодать и сила.

Божий план спасения включает в себя свидетельство, труд и материальные средства тех, кто принадлежит Ему. В Своей бесконечной мудрости Господь наиболее полно проявляет Свою силу через нашу слабость, и Своё изобилие — через нашу нищету (1 Кор. 1:26-29). Бог часто использует что-то малое с гораздо большей эффективностью, чем то, что считается большим и многообещающим.

Как поётся в песне, «в руках Господа и малое становится большим». Бог использовал плач младенца, чтобы растрогать сердце дочери фараона, и посох пастуха, чтобы совершить чудеса в Египте. Бог использовал юношу и его пращу, чтобы убить Голиафа и поразить войско филистимлян. Он использовал бедную вдову, чтобы поддержать Илию, и маленькую девочку, чтобы привести прокажённого Неемана к Елисею. Он использовал ослицу, чтобы научить Валаама истине, и ослиную челюсть, чтобы убить тысячу человек.

Он использовал маленькое дитя, чтобы научить Своих учеников смирению, и обед мальчика, чтобы накормить двадцать пять тысяч человек.

Верующий остаток был утверждён. Из этого огромного количества людей некоторые уже уверовали в Христа как своего Спасителя и последовали за Ним на другую сторону озера не для того, чтобы исцелиться или развлечься, а ради духовного благословения. Были также и те, кто искал и получил спасение. На следующий день некоторые из них спрашивали Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божьи?», и умоляли Его: «Господи! Подавай нам всегда такой хлеб» (Иоан. 6:28, 34). Этот избранный остаток видел, как Божья сила действовала в Иисусе, и прославлял Его. Своими духовными глазами они видели не только насыщение толпы, но и проявление Господом сострадания. Они видели великое целомудрие и рассудительность Иисуса.

Он не прибегал к эффектным доказательствам, которые заворожили бы Его зрителей, как делали и продолжают делать многие шарлатаны и ложные целители. Ученики также видели проявление Божьего Царства, потому что видели Самого Царя в действии. Они видели, как этот Царь милостиво служил Своим подданным и даже тем, кто не признавал в Нём своего Повелителя.

Неверующие, отвергающие Его, были разоблачены. Однако большая часть почвы, на которую упало семя Евангелия Царства в тот день, оказалась жёсткой и тернистой. Большинство людей не видели ничего, кроме того, что выглядело как удивительное волшебство. Они ясно видели ИисусаЧеловека, но совершенно не видели Сына Божьего. Они наполнили свои животы, насытившись так, как им никогда не приходилось насыщаться, но так и не вкусили Хлеба Жизни. Они ушли физически наполненными, но духовно пустыми. И так как они, получив великий свет от Бога, предпочли тьму, они пошли домой, находясь ещё дальше от Него и в ещё большем грехе, чем ранее. Они пришли ради того, что Иисус мог дать им, но их неверующие, потворствующие себе сердца не позволили им получить Его самый большой дар.

Вся слава Христу

Клизма ребенку может потребоваться для любого возраста. Но особое значение клизмы имеют в первые несколько месяцев жизни, пока не сформировалась естественная микрофлора кишечника, которая помогает переваривать пищу. В этот период у ребенка постоянно возникают проблемы с кишечником: запоры, поносы, вздутия кишечника и так далее.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий