Чей Сын Христос?

“Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?» Говорят Ему: «Давидов». Говорит им: «Как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: „Сказал Господь Господу моему: “Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”“ Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его” (Мф.22:41-46)

Самым важным вопросом в этом мире остаётся вопрос: «Кто такой Иисус Христос?» И этот мир никогда не испытывал недостатка в идеях и мнениях по поводу ответа на него. Некоторые фарисеи в дни Иисуса обвиняли Его в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силой веельзевула, князя бесовского» (Матф. 12:24). Согласно одному комментарию из Талмуда, относящемуся ко второму веку по Р.Х., Иисус пользовался магией и ввёл Израиль в заблуждение (Sanhedrin, 43a). Юлиан Отступник, римский император, правивший в 361–363 годах, заявил: «Иисуса прославляют на протяжении уже почти трёхсот лет; при этом Он не сделал ничего достойного славы, если не считать большим трудом исцеление хромых и слепых, а также изгнание бесов из одержимых в селениях Вифсаида и Вифания». В настоящее время большинство людей склонны лестно отзываться об Иисусе, хотя их мнения зачастую снисходительны и наивны. Французский писатель и философ-радикал Жан Жак Руссо писал: «Когда Платон описывает воображаемого праведника, обременённого всеми наказаниями за грех, однако достойного высочайших наград добродетели, он в точности описывает характер Иисуса Христа… Жизнь и смерть Иисуса — это жизнь и смерть Бога» (Oeuvres completes [Paris, 1839], tome iii, pp. 365-367). Известный поэт Ральф Уолдо Эмерсон считал Иисуса самым совершенным из всех людей, когда-либо живших на земле, а Наполеон сказал: «Я знаю людей и должен сказать вам, что Иисус Христос не был человеком».

Английский философ и экономист Джон Стюарт Милл сказал, что Иисус был «образцом совершенства для человечества», а ирландский историк и эссеист Уильям Е. Леки считал, что Иисус был «высшим образцом добродетели». Французский философ и историк Эрнест Ренан писал, что Иисуса «никогда не удастся превзойти», а американский священнослужитель-унитарий Теодор Паркер назвал Иисуса молодым человеком с Богом в сердце.

Немецкий богослов и философ Дэвид Штраусс, стойкий критик библейского христианства, заявил, что Иисус является «высшим образцом религии в пределах досягаемости [человеческой] мысли». Английский писатель Герберт Уэллс писал: «Когда меня спросили, какая личность оставила самый долговечный след в мире, то форма, в которой был задан вопрос, почти подразумевала ответ: Иисус из Назарета. Я согласен… Иисус стоит на первом месте».

Из этих свидетельств видно, что многие люди, которые не верят в Иисуса Христа как своего Господа, всё равно дают Ему оценку как высшему образцу среди людей. Но за большинством таких комплиментов стоит неосознанное, а порой и вполне конкретное отрицание того, что Он был больше, чем просто человек. И многие из тех, кто высоко превозносит Иисуса, тем не менее отрицают многое из того, чему Он учил, особенно то, чему Он учил о Себе и Своём деле.

Самыми яростными клеветниками и врагами христианства всегда были те, кто отрицал божественность Иисуса Христа. Многие такие клеветники даже осмеливались называться христианами. Несколько лет назад одна из газет в штате Вашингтон сообщила, что служитель либеральной церкви начал проповедовать о том, что Иисус Христос — просто человек, а не Бог.

Он сказал, что по этому вопросу существует полемика только потому, что «всегда находятся люди, которые утверждают, что Иисус — Бог». Этот служитель предположил, что Иисус был таким же человеком, как Мать Тереза или Цезарь Чавес.

Многие религии и культы учат, что Иисус был пророком Бога или великим религиозным учителем, но не являлся Спасителем мира и не был божественнее всех остальных людей.

Границей библейского христианства неизбежно является вопрос божественности Иисуса. Это та доктрина, без которой все остальные не имеют смысла, потому что если Иисус не был Богом, то Он не мог быть Спасителем мира, и люди не могли бы примириться с Богом.

Именно этот главнейший вопрос о том, кем был Иисус, и раскрывается в Матф. 22:41-46.

Острый вопрос

“Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: «Что вы думаете о Христе? Чей Он Сын?»” (Мф.22:41-42а)

Убедительно ответив на три вопроса, которыми еврейские вожди хотели уловить Его (Матф. 22:15-40), Иисус продолжил учить в храме, где Он находился с самого утра в среду (21:23). Сбитые с толку больше, чем когда-либо, фарисеи собрались в стороне, не зная, что ещё сделать, чтобы дискредитировать и устранить Иисуса. Они, очевидно, стояли поблизости, и когда они решали, что же ещё предпринять, Иисус спросил их о Христе.

Однако Он не спросил непосредственно о Себе. Хотя Он часто заявлял о Своём мессианстве и божественности, теперь Он хотел, чтобы фарисеи сосредоточились на том, за кого они почитали Мессию, Христа, обещанного Божьего Помазанника. Он спросил конкретно: «Чей Он сын?» То есть потомком какой еврейской родословной Он должен был быть?

Неадекватный ответ

“Говорят Ему: «Давидов»” (Мф.22:42б)

Для фарисеев, как и для большинства простых евреев, ответ был очевиден и прост. Так как они были убеждены, что Мессия будет не больше, чем человек, они принимали всерьёз лишь то, что Он — сын Давидов. Книжники давно учили, что «Христос — Сын Давидов» (Марк. 12:35), что было совершенно верно. Через пророка Нафана Господь пообещал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твоё, которое произойдёт из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки… Милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твоё на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (2 Цар. 7:12-13, 15-16).

Это обещание нельзя отнести к Соломону. Он действительно построил дом для Бога, но царство его не длилось вечно. Никакой другой потомок Давида (обратите внимание на единственное число слова «потомок» во 2 Цар. 7:12) не претендовал на вечный престол. После Соломона царство Давида разделилось и больше никогда не восстановилось.

В Псалме 88 автор многократно говорит о Мессии как об уникальном потомке Давида: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твоё, из рода в род устрою престол твой… Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его… И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его… И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба» (ст. 4-5,21-22, 25, 28-30).

Устами пророка Амоса Бог говорил: «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние» (Ам. 9:11). Через Михея Господь заявил: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле и Которого происхождение изначала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

Бог повелел Иезекиилю написать: Так говорит Господь Бог: «Вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, среди которых они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля, Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царём у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут впредь разделяться на два царства. И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом.

А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.

И будут жить на земле, которую Я дал рабу Моему Иакову, на которой жили отцы их; там будут жить они и дети их, и дети детей их вовеки; и раб Мой Давид будет князем у них вечно» (Иез. 37:21-25).

Начиная от Тысячелетнего Царства и на протяжении всей вечности великий Сын Давида, Которого часто называют Давидом, как продолжение родового имени, будет править вечным Царством. «Восставлю Давиду Отрасль праведную, — сказал Господь, — и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно. И вот имя Его, которым будут называть Его: „Господь — оправдание наше!“» (Иер. 23:5-6).

На протяжении всего своего Евангелия Матфей обращает внимание на то, что Иисус — Сын Давидов. Он начинает с сокращённой родословной, которая указывает, что Иисус является прямым потомком Давида (1:6; ср. Лук.3:31). Матфей описывает, как разные люди и группы людей приветствовали Иисуса как Сына Давидова. Двое слепых в Галилее, явно признавая в Нём обещанного Мессию, Христа, кричали Ему: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (9:27). Двое слепых у Иерихона обратились с той же мольбой: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (20:30). Когда Иисус исцелил одержимого бесами человека, который был также слепым и немым, «удивлялся весь народ и говорил: „Не это ли Христос, Сын Давидов?“» (12:23), то есть: «Уж не Мессия ли Он?» И именно то, что народ провозгласил Иисуса Сыном Давида, так возмутило религиозных вождей, потому что Его приветствовали, как Мессию, и Он не отвергал это приветствие (21:9, 15-16).

Еврейские власти были настолько расстроены ещё и потому, что родословная Иисуса от Давида была неоспорима. В храме, который был разрушен в 70-м году, хранились тщательно составленные родословные всех евреев.

Эти сведения были необходимы не только для установления принадлежности к роду левитов и священников, будь-то мужчины или их жёны, но и для многих других целей. Никто в Израиле не мог занимать ответственную должность, если не была подтверждена его родословная. Поэтому нет сомнений в том, что еврейские власти тщательно проверили родословную Иисуса и обнаружили, что Он является законным потомком Давида. Иначе они просто показали бы Ему, что Он не может претендовать на наследие Давида, и на этом все споры о Его возможном мессианстве закончились бы.

Хотя действительно Христос — Сын Давида, ответ этот всё же неполный.

Хотя еврейские вожди считали, что этот титул был слишком высоким для Иисуса, в действительности он был слишком ограниченным. Как дальше объясняет Иисус, Мессия притязал на такое величие, которое намного превосходило Его происхождение от Давида.

Бесконечная реальность

“Говорит им: «Как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: „Сказал Господь Господу моему: “Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?”“ Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»” (Мф. 22:43-45)

Слово куриос (Господь) и соответствующее ему древнееврейское слово адонай были самыми распространёнными названиями божества соответственно в Новом и в Ветхом Заветах. Так как Божье заветное имя Яхве, или Иегова, считалось слишком святым, чтобы произносить его вслух, евреи подменяли его словом Адонай. Во многих переводах такое уникальное употребление слова «Господь» обозначено тем, что его печатают с большой буквы малыми заглавными буквами (ГОСПОДЬ), указывая на то, что в еврейском тексте написано Яхве. Когда встречалось слово «Господь» как титул Бога, а не замена Его заветного имени, то слово «Господь» печаталось просто с большой буквы, но малыми печатными буквами, указывая на то, что в еврейском тексте сказано Адонай.

Поэтому у Иисуса был такой аргумент: «Если Мессия, Христос, не больше, чем человек, то есть сын Давида по плоти, как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: „Сказал Господь Господу моему“?»

Во-первых, Иисус заявил, что Давид, когда писал эти слова из Пс. 109:1, говорил по вдохновению Божьего Духа. Греческая фраза, переведённая здесь как «по вдохновению», также употребляется Иоанном во время его видения на острове Патмос, когда Иоанн «был в духе в день воскресный» (Откр. 1:10; ср. 4:2). Она означает «уникальным, могущественным образом находиться под властью Святого Духа». И как поясняет Марк в своём Евангелии при описании этого эпизода, полная фраза Иисуса звучит так: «Ибо сам Давид сказал Духом Святым» (Марк. 12:36). Это исключает возможность того, что Иисус имел в виду человеческий дух Давида.

Во-вторых, все евреи признавали, что Псалом 109 был написан Давидом и что это был один из самых ясных мессианских отрывков в Ветхом Завете.

Следовательно, не могло быть никаких возражений, — и у противников Иисуса их не было, — что Давид говорил здесь о Мессии, втором Господе, упомянутом в ст. 1. Первое слово «Господь» в древнееврейском тексте — это Яхве, тогда как второе — Адонай. Идея такова: Господь (Яхве) сказал Господу Давида (Адонай): «Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Другими словами, Давид обращался к Мессии как к своему Господу.

В-третьих, и это самое важное, Иисус провозглашал божественность Мессии. Под водительством Святого Духа Давид объявил, что Бог сказал Мессии сесть одесную Его (Бога), а все евреи осознавали, что назначение на это место означает власть и равенство с Сидящим на престоле. Глагол, переведённый как «воссядь», в тексте оригинала указывает на продолжительность действия. Бог собирался дать Мессии место, равное Ему по почёту, власти и славе.

Одесную Бога Мессия будет непобедимым, потому что Бог положит Его врагов в подножие ног Его — прообраз унизительного положения, беспомощного подчинения. В древности на Востоке, когда побеждённого врага приводили к царю, он заставлял узника пасть ниц у его ног. Затем царь ставил свою ногу на шею побеждённого врага, как будто тот был скамейкой для ног (см. И. Нав. 10:24). Все враги Мессии, которые клеветали на Него и отвергали Его, обречены на подчинение Его власти.

Либеральные критики долгое время утверждали, что Давид не мог написать 109-й Псалом, аргументируя это тем, что еврейский язык во времена Давида не был развит до уровня, на котором был написан Псалом, и что Давид не мог знать о взаимосвязи «священник-царь», о которой идёт речь в 4-м стихе. Но исторические и археологические открытия доказали, что оба предположения не имеют под собой никакого основания. Некоторые критики отрицают также мессианский характер Псалма, поскольку не принимают в расчёт все сверхъестественные откровения, то есть все пророчества. Если «предсказание» исполнилось, утверждают они, оно явно было написано после свершившегося факта. Но такой гуманистический подход не только пытается доказать, что Писание умышленно лжёт, но и Самого Иисуса делает лжецом или жертвой обмана. Он не мог бы быть образцом высшей человеческой добродетели, как утверждают многие из тех же критиков, если бы объявил Себя Богом, но таковым не был. Или, если авторы Евангелий исказили всё, что Он говорил о Себе, как можно считать достоверным всё остальное, что они написали о Нём?

Если Давид называет Его Господом, спросил Иисус фарисеев, как же Он сын ему? Иисус хотел подчеркнуть, что одного титула «Сын Давидов» недостаточно для Мессии, что Он является также Сыном Божьим. Давид не обращался бы к просто человеческому потомку, как Господу. По сути, Иисус говорит: «Я не даю вам никакого нового учения или откровения. Вы должны были разобраться в этом сами, и вам удалось бы это, если бы вы верили Писанию». Религиозная элита иудаизма никогда не видела этой очевидной истины, потому что, как многие люди сегодня, они не обращались к Писанию, чтобы найти истину. Если они и обращались к Писанию, то лишь затем, чтобы найти подтверждение придуманным людьми религиозным традициям и своим личным предпочтениям.

Иисус не упомянул самый важный вывод, который должны были сделать фарисеи из того, что Он только что сказал: что Он Сам был божественным Мессией, Сыном Давида и Сыном Божьим. Делать это не было необходимости, потому что Иисус доказывал Свои божественные мессианские права на протяжении трёх лет. Он сделал так много, чтобы доказать, что Он — Сын Божий, что неверующие должны были отвергать очевидное, чтобы прийти к какому-либо другому выводу. Знамения и чудеса, записанные в Евангелиях, — всего лишь часть огромного множества чудес, которые Он совершил.

«Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой, — говорит нам Иоанн. — Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:30-31; ср. 21:25).

Хотя Иисус не раз вносил коррективы в неполное представление фарисеев о том, Кем Он был, сейчас Он, похоже, ещё раз приглашал их поверить в Него. Некоторые из книжников, включая законника, который задал Иисусу вопрос о самой большой заповеди, похвалили Его за мудрые ответы на вопросы, которые были заданы лишь для того, чтобы испытать Его (Марк. 12:32; Лук. 20:39). Иисус даже сказал законнику, что тот недалеко от Царства (Марк. 12:34). Несомненно, в тот день были в храме и другие люди с отзывчивыми сердцами, открытыми для Божьей истины, которые могли уверовать в Него и последовать за Ним как за Господом, убедившись в том, что Он был истинно Божьим Сыном.

Иисус явно не был призраком, как предполагали некоторые еретики из ранней Церкви. Он ел, пил, спал, чувствовал боль, пролил кровь и умер. Он даже был «искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15). Он был Сыном Человеческим во всём. О том, что Он был Сыном Давида, ясно и доказуемо свидетельствовали записи в храме. А то, что Он был Сыном Бога, было видно из многочисленных чудес, совершаемых Им прилюдно.

Иисус разделяет с Богом все атрибуты всемогущества. Он — Творец, Властелин неба и земли со всеми её творениями. Он даёт пищу, исцеляет больных, воскрешает мёртвых, прощает грехи, дарует вечную жизнь и судит всех людей и ангелов.

Иисус разделяет с Богом все атрибуты вездесущности. «Где двое или трое собраны во имя Моё, — заявлял Он, — там Я посреди них» (Матф. 18:20).

Иисус разделяет с Богом все атрибуты всеведения. Он знал, о чём думали Его ученики и о чём думали Его враги. Он «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоан. 2:25).

Новый Завет постоянно представляет Христа как Сына Давидова и Сына Божьего. Весть Евангелия, которую проповедовал и о которой писал Павел, была обещана Богом «прежде… через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божьим в силе, по духу святости, через воскресение из мёртвых, об Иисусе Христе, Господе нашем» (Рим. 1:2-4). Павел увещал Тимофея помнить «Господа Иисуса Христа от семени Давида, воскресшего из мёртвых» (2 Тим. 2:8).

В своём Послании верующим в городе Филиппы Павел писал:

“В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Поэтому и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Фил. 2:5-11).

«Слово стало плотью, и обитало с нами, — провозгласил Иоанн, — полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1:14).

В своём классическом труде по апологетике «Протестантские христианские доказательства» Бернард Рамм даёт целую серию проницательных ответов на вопросы, которые сам и предлагает: «Если бы Бог стал плотью, то каким человеком бы Он был?» Вот шесть ответов в сокращённой форме, которые он даёт: мы бы ожидали от Него, что Он будет безгрешен; мы бы ожидали от Него, что Он будет свят; мы бы ожидали, что сказанные Им слова будут величайшими словами, когда-либо произнесёнными; мы бы ожидали от Него, что Он будет иметь огромную власть над человеческой личностью; мы бы ожидали от Него, что Он будет совершать сверхъестественные поступки; и мы бы ожидали от Него, что Он будет проявлять Божью любовь.

Из всех людей, когда-либо живших на земле, только Иисус Христос отвечает всем этим требованиям.

Неправедный ответ

“И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его” (Мф.22:46)

Возможно, что некоторые вожди, слышавшие Иисуса в тот день, в конечном счёте, уверовали в Него. Однако когда Он окончил излагать Своё короткое, но неопровержимое доказательство божественности Мессии, нет никаких указаний на то, что в тот момент кто-либо извлёк пользу из этой великой истины.
Марк пишет, что «множество народа слушало Его с услаждением» (Марк.12:37); но такое чувство далеко от спасающей веры. Первоначальная реакция людей была благоприятной, но через два дня многие из них вместе с подстрекающими их первосвященниками и старейшинами будут кричать: «Да будет распят» (Матф. 27:22).

Сказанное в тот день Христом ошеломило фарисеев и других религиозных вождей, но не убедило их; заставило их замолчать, но не обличило; унизило, но не смирило; невольно поразило, но к вере так и не привело.

Несомненно, они думали, что это был последний раз, когда этому необразованному, нерукоположенному и, как они думали, неформальному раввину из Назарета удалось запугать и смутить их.

Самоправедная религия всегда была и будет величайшим врагом Евангелия. Секуляризм обычно равнодушен, тогда как человеческая религия всегда настроена враждебно.

Самарянка, которую Иисус встретил у колодца возле Сихаря, была первой, кому Он прямо открыл Своё мессианство. После того как она отметила, «что придёт Мессия, то есть Христос», Иисус «говорит ей: „Это Я, говорящий с тобою“» (Иоан. 4:25-26). Эта женщина сама уверовала в Христа и сразу же пошла в своё селение и свидетельствовала другим, многие из которых также уверовали (ст. 39-42). Но большинство самарян не поверили тогда и продолжали не верить на протяжении веков. Сегодня их осталось всего не более пятисот человек, и, как и их еврейские собратья, они всё ещё ждут Мессию, Который уже пришёл. Как многие люди, они не смогли поверить истине, хотя свидетельство Писания чрезвычайно убедительно.

Вся слава Христу

Такси “Москва” – компания такси в Москве нового века, которая идет в ногу со временем и откликается на все потребности клиентов и современной действительности, в целом. Приветливые и вежлевые водители, большой выбор автомобилей по желанию клиента, скидки постоянным заказчикам и четко обозначенные тарифы на такси – это только малая часть всех достоинств, которые предлагает наша компания автоперевозок. Такси москва всегда ставит во главу стола комфорт клиента и оперативность обслуживания.

 

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий