Церковь, которую созидает Христос

«И Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не рассказывали, что Он Иисус Христос” (Мф.16:18-20)

На протяжении всей истории философы строили разные предположения о причинах существования человека, о цели и смысле человеческой жизни. Многие древние греки считали, что жизнь циклична, что она постоянно повторяется в бесконечных циклах, бесцельно направляясь в никуда. По мнению многих современных мыслителей, жизнь бесцельна и пуста. При вступлении в должность президент Кембриджского университета доктор Дж. Н. Кларк сказал: «В истории нет никакой тайны или плана, открытия которых можно было бы ожидать». Французский писатель-романист и критик Андре Моруа писал: «Вселенная равнодушна. Кто создал её? Почему мы здесь, на этой маленькой кучке грязи, вращающейся в бесконечном пространстве? Я не имею об этом ни малейшего понятия и убеждён, что этого не знает никто». Жан-Поль Сартр, известный философ-экзистенциалист, утверждал, что человек существует в герметическом пространстве, полностью изолированный, посреди бесцельной Вселенной.

Французский биолог Жак Монод, исследующий строение молекул, заявил, что своим существованием человек обязан случайному столкновению маленьких частиц белков и нуклеиновой кислоты в безбрежном «добиологическом бульоне». Согласно таким циничным взглядам, человек одинок в огромной Вселенной, в которой он возник по воле случая. Фрэнсис Шейфер заметил, что, согласно этому мнению, «человек является продуктом чего-то безличного плюс время плюс случай». Хотя многие приверженцы подобных идей отрицают это, но гуманистическая, эволюционная философия неизбежно приходит к выводу, что на самом деле нет никакой реальной разницы между человеком и деревом, а, следовательно, убить человека — это всё равно что срубить дерево.

Чтобы проиллюстрировать это мнение, нужно просто познакомиться с идеями Питера Сингера, современного родоначальника движения за равные права для животных. Сингер считает, что фермеров, которые выращивают животных для употребления в пищу, следует сажать в тюрьму. Он пишет: «Нам следует отказаться от теории, которая ставит жизнь представителей нашего вида [людей] над жизнью представителей других видов [животных].

Некоторые представители других видов являются личностями; некоторые представители нашего вида личностями не являются… Убийство, скажем, шимпанзе хуже убийства умственно отсталого человека, который личностью не является».

Умственно отсталых людей и людей с физическими недостатками Сингер личностями не считает.

Неудивительно, что в свете таких поверхностных, безнадёжных и всё более популярных взглядов на человечество многие молодые люди стремятся к полной вседозволенности, легко попадая в сети наркомании, сексуальной распущенности, извращений, бессмысленного насилия и беззакония. Если люди — всего лишь животные и в их жизни нет ни смысла, ни цели, кроме простого существования, тогда зло не существует и всё позволено.

Когда люди не видят наивысшей, вечной причины своего существования, не осознают своей ответственности перед Богом, то они не видят никакого смысла и во всём остальном, будь то закон, мораль или религия. Единственная причина, почему они сдерживают себя, — это боязнь критики со стороны равных себе или страх быть пойманными и наказанными гражданскими властями. Ими просто движет гедонизм, стремление взять от жизни всё, что можно, пока можно и как только можно.

Однако Библия ясно говорит, что человеческая жизнь имеет божественную, вечную ценность и смысл и что Бог открыл людям Свою высокую цель.

Несмотря на духовную темноту, причиной которой является грехопадение, всё, «что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:19-20). В том же Послании Павел утверждает, что «всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки» (11:36).

Вселенная была сотворена Богом, и человек сотворён по образу Божьему для того, чтобы славить Его. Всё было создано Им и для Него, говорит Павел (Кол. 1:16). В этом смысл человеческого существования. И если конечная цель человечества — прославлять Бога, то нам не должно казаться странным, что Бог собирает для Себя искупленное собрание людей, которые вечно будут похвалой Его славы (см. Ефес. 1:6; 3:21). В этом основная мысль истории искупления. Так как Он достойный Бог, заслуживающий славы, Господь создал людей, которые способны славить Его и которые будут вечно отражать величие и благородство Его славной Личности. Из непокорных людей, которые сейчас населяют мир, Бог искупил часть людей Себе, и из них Он создаёт Церковь, которая навечно будет удостоена чести воздавать Ему славу (см. Откр. 4:6-11; 5:9-14). Быть частью этого — значит достичь цели существования человека.

Как Творец и Искупитель человечества, Иисус Христос является высшим, полновластным архитектором истории Медицинские услуги в Турции. Все остальные выдающиеся личности истории, какими бы праведными и благочестивыми или злыми и мятежными они ни были, не более чем актёры в великой драме, Автором и Постановщиком которой является Христос. Как кто-то сказал, история мира — это «Его повесть».

Однако основу учения Иисуса в этом отрывке составляла не циничная греческая или римская философия, а Богом данная еврейская религия, которая была извращена людьми. Иисус обращался к тем, кого с самых ранних лет учили ожидать пришествия Помазанника Господнего — Мессии, Христа. Но их ожидания, хотя и носили частично духовный характер, за несколько веков были искажены толкованиями раввинов и книжников. Евреи знали, что Мессия принесёт праведность и истину, но они также считали, что Он военным путём уничтожит их угнетателей и провозгласит царство вечного мира и процветания для Божьего избранного народа.

Когда ученики проходили с Иисусом окраинами Кесарии Филипповой (см. Матф. 16:13), они знали, что находятся в своего рода добровольной ссылке. Иудейские вожди становились всё более и более непреклонными в своём сопротивлении Иисусу, а народ всё более разочаровывался и относился к Нему скептически.

Ученики в значительной степени разделяли это разочарование, потому что они тоже удивлялись, почему Иисус, если Он действительно был Мессией, отказался свергнуть Рим и установить Своё собственное земное царство.

Несмотря на то что Иисус явно обладал сверхъестественной силой и притязал на божественную власть, Его гораздо меньше почитали и Он имел гораздо меньше влияния на людей теперь, чем тогда, когда только начинал Своё служение. И вместо того чтобы быть приближёнными Царя-завоевателя, двенадцать учеников всё ещё были никем, группой людей без определённого рода занятий, которые уже начинали смиряться с отвержением Иисуса.

Немногим позже Иисус нарисовал ученикам ещё более мрачную картину, когда «начал открывать [им], что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников, и книжников, и быть убитым» (ст. 21). Уже то, что Мессию отвергнет Его собственный народ, было достаточно невероятно; а то, что Его народ или кто-либо иной казнит Его, было непостижимо. За этой горестной вестью последовала ещё одна серьёзная весть: всякий истинный ученик Христа должен отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Ним (ст. 24).

Но перед тем как открыть эти скорбные истины, Иисус заверил Двенадцать, что всё идёт по Его плану, что Он контролирует события и у них есть все основания продолжать полностью доверяться Ему. То, что они видели на поверхности, не отражало того, что на самом деле делал Бог. Точно так, как Господь стремился сохранить доверие Своего народа в Египте, когда готовил его к освобождению, и точно так, как Он укреплял доверие верующих во все времена испытаний и трудностей, переносимых ради Него, так и теперь Он стремился убедить Двенадцать, что у них нет причин для сомнений или отчаяния. Здесь Господь говорит о великой надежде, которую имеет оклеветанный, затравленный, отвергнутый, преследуемый, незнатный народ Божий во все века. Но перед ними лежит славная цель, и победа будет за ними, потому что они принадлежат непобедимой, вечной Церкви, которую созидает Сам Христос.

В Матф. 16:18-20 Иисус указывает, как минимум, на семь свойств и характерных черт Церкви, которую Он строит. Он говорит о её основании, её незыблемости, её принадлежности к Нему, её истинности и целостности, её непобедимости, её власти и духовности.

Во-первых, Иисус объяснил, каким будет основание Церкви: «Ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою».

Вот уже на протяжении пятнадцати веков Римско-католическая церковь утверждает, что этот отрывок учит тому, что Церковь строится на личности Петра, который якобы стал первым папой и епископом Рима и от которого произошло католическое папство. Из-за предположения, что существует некая божественная апостольская преемственность, папа считается высочайшим и авторитетнейшим представителем Христа на земле. Утверждают, что когда папа говорит ex cathedra, то есть официально как глава церкви, он говорит с божественной властью, равной авторитету Бога в Писании.

Однако такое толкование дерзко, и оно лишено библейского основания, потому что весь Новый Завет совершенно ясно говорит о том, что только Христос является основанием и главой Своей Церкви.

Имя Пётр происходит от греч. слова петрос, существительного мужского рода, которое означает «камешек», тогда как «камень», или «скала», — от слова петра, другой формы этого же слова, и означает оно скалистую гору или вершину. Поэтому, пожалуй, самое распространённое толкование состоит в том, что Иисус сравнивает Петра, маленький камень, с огромной скалой, на которой Он построит Свою Церковь. Богодухновенное исповедание Петром Иисуса: «Ты Христос, Сын Бога живого» (ст. 16-17) — воспринимается как предшествующее заявлению о скале.

Это толкование точно отражает греческий текст, и оно очень привлекательно, но, в свете других новозаветных отрывков, похоже, что не это хотел подчеркнуть Иисус. В своём Послании к церкви в Ефесе Павел говорит, что Божье здание строится «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20). Во всех четырёх Евангелиях ясно видно, что Пётр является ведущим Апостолом, и он остаётся таковым до 11-й главы Деяний. Он чаще всего говорил от имени Двенадцати во дни земного служения Иисуса (см., напр., Матф. 15:15; 19:27; Иоан. 6:68), он был главным проповедником, вождём и чудотворцем в первые годы существования Церкви (см., напр., Деян. 1:15-22; 2:14-40; 3:4-6, 12-26; 5:3-10,15, 29).

Поэтому похоже, что в данном отрывке Иисус обратился к Петру как представителю Двенадцати. В свете такого толкования использование двух различных форм греческого слова, означающего «скала», можно объяснить тем, что существительное петрос использовалось по отношению к Петру как отдельному человеку, а слово петра использовалось по отношению к нему как представителю большей группы.

Христос построил Свою Церковь не на самих Апостолах и не на личности Петра, а на Апостолах как учителях Евангелия, которых Он уникальным образом назначил, одарил и вдохновил. Ранняя Церковь отдавала должное не Апостолам как людям и не их должности или титулу, а их учению, «постоянно [пребывая] в учении Апостолов» (Деян. 2:42). Когда евреи, находящиеся возле храма, были потрясены, увидев исцеление хромого, Пётр поспешил предупредить их, чтобы они не приписывали это чудо ему, сказав: «Мужи израильские! Что удивляетесь этому или что смотрите на нас, как будто бы мы своей силой или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12). Хотя именно Пётр повелел хромому ходить (ст. 6), он обращался к толпе и от своего имени, и от имени Иоанна.

Так как пророки ранней Церкви вместе с Апостолами участвовали в провозглашении авторитетного Евангелия Иисуса Христа, они также были частью основания Церкви (Ефес. 2:20). По сути, как заметил Мартин Лютер, «все, кто согласен с исповеданием Петра [в Матф. 16:16], сами являются Петрами, полагающими верное основание». Господь всё ещё строит Свою Церковь из живых камней, составляющих «из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).

Поэтому, как бы ни толковали Матф. 16:18, то ли полагая, что Пётр — это маленький камень, находящийся на громадном камне его исповедания Христа, то ли, что он в своём исповедании составляет единое целое с остальными из Двенадцати, главная истина остаётся той же: основанием Церкви является откровение Божье, данное через Его Апостолов, а краеугольным камнем этого основания является Господь. Именно Слову Иисуса Христа учили Апостолы и всегда учила и учит истинная Церковь. Он Сам является истинным основанием, живым Словом, о Котором свидетельствуют Писания (Иоан. 5:39). И «никто, — говорит Павел, — [даже Апостолы] не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Господь строит Церковь на истине о Себе, и так как Его народ неотделим от Него, он также неотделим и от Его истины. И так как Апостолы уникальным образом были наделены Его истиной, то, проповедуя эту истину, они уникальным образом были основанием Его Церкви.

То, что Господь основал Свою Церковь не на превосходстве Петра и якобы его папских преемников, стало ясным вскоре после этого великого исповедания Петра. Когда ученики спросили Иисуса, кто наибольший в Царстве Небесном, Он ответил, поставив перед ними малое дитя и сказав: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф. 18:1-4). Если бы Двенадцать поняли учение Иисуса о камне и ключах к Царству (Матф.16:18-19) как относящееся исключительно к Петру, они вряд ли спрашивали бы, кто будет бо￿льшим в Царстве. Или если бы они забыли или не поняли, чему их учил Иисус раньше, Он бы ответил им, назвав Петра бо￿льшим, и, вероятно, упрекнул бы их в том, что они не запомнили или не поверили в то, чему Он их уже научил (ср. Матф. 14:31; 26:24; Иоан. 14:9).

Вскоре после этого мать Иакова и Иоанна попросила Иисуса, чтобы Он посадил её сыновей на почётных местах в Своём Царстве, одного — по левую, а другого — по правую сторону от Себя (Матф. 20:20-21). Из Марк.10:35-37 мы узнаём, что Иаков и Иоанн сами непосредственно просили об этом. Они не пришли бы к Иисусу с подобной просьбой, если бы понимали, что первенство было отдано Петру, как преемнику Иисуса. Или, как в предыдущем случае, если бы Иаков и Иоанн неправильно поняли учение Иисуса о камне как основании Церкви и ключах от Царства, Он воспользовался бы этим случаем, чтобы вновь заявить о превосходстве Петра, ещё раз подчеркнув эту мысль.

Хотя Пётр и признавал себя Апостолом (см., напр., 1 Пет. 1:1; 2 Пет.1:1), он никогда не претендовал на высший титул, звание или преимущество перед другими Апостолами. Он даже называл себя «сопастырем» (1 Пет. 5:1) и «рабом» Христа (2 Пет. 1:1). Будучи далёким от того, чтобы требовать почёта и уважения к себе, он серьёзно предупреждает других сопастырей о том, чтобы они не господствовали над теми, кто находится под их пасторской опекой (1 Пет. 5:3). Пётр хотел лишь той славы для себя, какой удостоены все верующие, — славы, «которая должна открыться… когда явится Пастыреначальник» (ст. 1, 4).

Во-вторых, Иисус указал на незыблемость Церкви, объявив: «Я создам Церковь Мою». Как накануне исповедал Пётр, Иисус является Сыном Божьим; а Бог не может лгать или ошибаться. Если Иисус сказал: «Я создам Церковь Мою», значит, она будет создана. Это божественное обещание божественного Спасителя.

То, что Иисус использовал будущее время, не означает, что Он не строил Свою Церковь в прошлом. Имеется в виду, что Он будет продолжать строить Свою Церковь, как Он это делал всегда. Как ещё будет сказано ниже, слово «Церковь» используется в общем смысле, а не в узко специальном, и не означает конкретных верующих, которые уверовали в День Пятидесятницы.

Иисус подчёркивал не время, когда Он будет строить Свою Церковь, а её незыблемость. Какими бы либеральными или фанатичными хранителями ритуалов или безразличными к ним ни были её видимые сторонники, и в каком бы упадке ни был весь остальной мир, Христос создаст Свою Церковь.

Поэтому, какими бы тяжёлыми и безнадёжными ни были с человеческой точки зрения внешние обстоятельства, Божий народ является частью дела, которое не может не состояться.

Несколько лет назад один корреспондент проехал по стране, чтобы взять интервью у пасторов больших евангельских церквей. Он пришёл к выводу, что руководители церквей, где наблюдался большой рост, были охвачены желанием своими силами созидать церковь. Возможно, этот корреспондент неверно истолковал некоторые из ответов или же пасторы не лучшим образом формулировали свои цели. Но, в любом случае, ни у одного руководителя Христовой Церкви не должно возникать желания созидать её самому.

Христос объявил, что только Он созидает Церковь, и какими бы благими намерениями ни руководствовался человек, если он пытается создать церковь своими силами, он тем самым соперничает с Господом, а не служит Ему.

Как-то я посетил церковь, пастор которой, указав на одного человека, сказал:
— Это один из моих новообращённых.
— Чудесно, — ответил я. — А когда он пришёл к Господу?
— Я не сказал, что он Божий новообращённый, — объяснил пастор. — Я сказал, что он один из моих новообращённых.

С помощью человеческих доводов, убеждений и усердия можно побудить людей присоединиться к какой-либо организации, процессу или личности.

Но приобрести человека для духовной Церкви Иисуса Христа без полновластного Божьего Слова и Духа совершенно невозможно. Человеческие усилия могут привести лишь к человеческим результатам. Только Бог может привести к божественному исходу.

Если верующий изучает Слово и подчиняется ему, если он ходит в Духе и приносит плоды Духа, он может быть уверен в том, что находится там, где Христос созидает Свою Церковь. Не преданные верующие строят Церковь Христову, а Христос созидает Свою Церковь через преданных верующих.

Господь созидает Свою Церковь там, где есть Его народ, преданный Его Царству и Его праведности. Если верующие в каком-то месте охладевают и становятся непослушными, Христос не прекращает строить. Он просто начинает трудиться в другом месте. Его истинная Церковь всегда находится в процессе строительства.

Иисус сказал: «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт» (Иоан. 6:37).

В День Пятидесятницы Пётр объявил, что Христос строит Свою Церковь из евреев и язычников и из «[всех дальних], кого ни призовёт Господь, Бог наш» (Деян. 2:39). Именно Господь, а не Апостолы, «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (ст. 47; ср. 11:24). Когда язычники из Антиохии Писидийской услышали проповедь Павла и Варнавы, они «радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни. И слово Господне распространялось по всей стране» (Деян.13:48-49). Эта проповедь, какой бы верной и истинной она ни была, не могла сама по себе приобрести людей для Христа. Были спасены только те, кого Он полновластно избрал к спасению и кто поверил истине Его Слова.

Новый Завет изобилует заповедями и указаниями для верующих, как себя вести и какую позицию занимать. В нём содержатся указания о том, как нужно избирать благочестивых мужчин и женщин для служения в церкви.

В нём есть множество наставлений о том, как жить праведно, как молиться и как правильно поклоняться Богу. Многие Божьи благословения зависят от послушания и доверия Его народа. Но самые искренние и старательные усилия, направленные на выполнение этих заповедей и норм, тщетны без божественного участия и руководства Христа. Он желает и использует верный труд тех, кто принадлежит Ему; но только Он строит Свою Церковь — Церковь, которую Он любит и за которую Он «предал Себя… чтобы освятить её, очистив баней водной посредством слова; чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Ефес. 5:25-27). Люди способны создавать человеческие, земные организации, но они не могут построить вечную, духовную Церковь.

В-третьих, Иисус указывает на близость общения верующих. «Это Моя Церковь», — говорил Он. Как Архитектор, Строитель, Владелец и Господь Своей Церкви, Христос заверяет Своих последователей, что они являются Его собственностью, что они навечно приобрели Его божественную любовь и внимание. Они являются Его Телом, Церковью, «которую Он приобрёл Себе кровью Своей» (Деян. 20:28). Они находятся в удивительной святой близости с Ним, «прилепляющийся к Господу есть один дух с Господом» (1 Кор.6:17). Христос не стыдится называть их «братьями» (Евр. 2:11), и «Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр. 11:16). Поэтому, когда люди подвергают нападкам Божий народ, они подвергают нападкам Самого Бога. Когда Иисус остановил Павла (тогда известного, как Савл) на дороге в Дамаск, Он спросил: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Преследуя христиан (см. 8:3; 9:1-2), Савл преследовал Христа.

Бог всегда отождествлял Себя со Своим народом и ревностно оберегал его как Свою собственность. Он несколько раз называл Свой избранный народ Израиль зеницей, или зрачком, Своего ока. Через пророка Захарию Господь объявил им: «Касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах. 2:8; ср. Втор.32:10; Пс. 16:8; Прит. 7:2). Наружная часть глаза, роговая оболочка, — самая чувствительная открытая часть человеческого тела. Таким образом, Бог говорит, что причинить вред Израилю — это всё равно, что ткнуть пальцем в Его собственный глаз. Причинить зло Божьему народу — значит причинить зло Самому Богу; причинить боль Его народу — значит причинить боль Ему.

В-четвёртых, Иисус указывает на особенность и целостность Его народа.

Они — Его Церковь. Слово екклесиа (Церковь) буквально означает «призванные». Оно использовалось как общий термин, означавший любое официальное собрание людей. Это слово часто использовалось по отношению к гражданским собраниям, таким как городская сходка, где делались важные объявления и обсуждались вопросы, касающиеся жизни общины. Именно в этом значении слово екклесиа использовал Стефан в Деян. 7:38, говоря о «собрании» Израиля, которое собрал Моисей в пустыне (ср. Исх. 19:17).

Лука использовал это слово по отношению к мятежной толпе, подстрекаемой ефесскими серебряниками против Павла (Деян. 19:32, 41).

В Матф. 16:18 слово екклесиа используется в Новом Завете первый раз, и здесь Иисус не объясняет это слово. Поэтому Апостолы могли понять его лишь в обычном, самом общем значении. В Посланиях этот термин употребляется в более узком, конкретном значении. В них даются указания о том, как екклесиа должна функционировать, каким должно быть её руководство.

Но в Кесарии Филипповой Иисус использовал это слово лишь в значении «собрания», «сходки» или «общины». Если Он говорил по-арамейски, что вполне вероятно, то Он употреблял слово квагал (взятое непосредственно из древнееврейского), что значит «приглашённое собрание», и обычно оно использовалось по отношению к собранию людей в синагоге. Само слово «синагога» первоначально означало собрание или сходку людей. Только во время вавилонского плена евреи начали использовать его для обозначения специального места религиозной деятельности и поклонения. И лишь после Дня Пятидесятницы термин екклесиа приобрёл новое, конкретное значение, связанное с появлением особой общности искупленных людей, основанной сошедшим Святым Духом на жертве Христа.

Описывая обитателей небес, автор Послания к Евреям говорит о «торжествующем собрании и церкви первенцев» (Евр. 12:23), имея в виду искупленных святых всех времён. Похоже, именно в этом смысле Иисус Христос использует слово «Церковь» в Матф. 16:18, — как синоним граждан Его вечного Царства, о котором Он говорит в следующем стихе. Господь не строит Своего Царства отдельно от Своей Церкви, или Свою Церковь — отдельно от Царства.

В-пятых, Иисус говорил о непобедимости Церкви, которую врата ада не одолеют.

Выражение «врата ада» часто толкуют как олицетворение злых сил сатаны, осуществляющих нападки на Церковь Иисуса Христа. Но врата не являются орудием войны. Их цель — не захватить, а защитить находящихся за ними от завоевания или, если речь идёт о тюрьме, не дать убежать. Ад, что соответствует древнееврейскому слову шеол, означает здесь «обиталище мёртвых», а не вечную геенну.
Если правильно понимать термины «врата» и «ад», то становится ясно, что Иисус говорил о том, что смерть не имеет власти над Божьим искупленным народом. Он больше не является её пленником. Врата смерти не настолько сильны, чтобы одолеть (катисхуо, господствовать) и держать в заключении Церковь Бога, чей Господь ради неё победил грех и смерть (Рим.8:2; ср. Деян. 2:24). Так как «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9), она больше не имеет власти и над теми, кто принадлежит Ему.

«Я живу, — сказал Иисус, — и вы будете жить» (Иоан. 14:19). Сатана сейчас имеет в себе силу смерти, и он постоянно использует эту силу, тщетно пытаясь уничтожить Церковь Христа. Но окончательная победа Христа над силой смерти сатаны настолько несомненна, что автор Послания к Евреям использует причастие, переведённое как «имеющего», в прошедшем времени: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14; ср. Откр. 1:18).

Именно об этой великой истине говорил Пётр в День Пятидесятницы, объявив, что «Бог воскресил [Иисуса], расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2:24). Именно об этой истине Павел писал коринфским верующим, чья вера в воскресение была шаткой. Он объявил: «Поглощена смерть победой», а затем спросил: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.

Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:54-57).
В свете того, чему Иисус собирался учить учеников о Своей смерти и воскресении и требовании к ним отвергнуть себя, взять свой крест и следовать за Ним (Матф. 16:21-24), Он теперь заверяет Двенадцать и всех верующих, которые когда-либо придут к Нему, что врата ада, цепи смерти, никогда навечно не одолеют их и не будут властвовать над ними.

В-шестых, Иисус говорил о власти Церкви: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Господь всё ещё обращается к Петру как представителю Двенадцати, говоря: «Что свяжешь, то есть запретишь, на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь, то есть позволишь, на земле, то будет разрешено на небесах». Он говорил Петру и Двенадцати, а также всем остальным верующим, что они имеют удивительную власть провозглашать, что запрещено или разрешено на земле!

Вскоре после Своего воскресения Иисус сказал ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20:23).

Давая наставления всему Своему народу о церковном взыскании, Иисус сказал, что если согрешающий верующий отказывается отвратиться от своего греха после обличения наедине и даже после обличения перед всей церковью, церковь не только имеет право, но обязана поступить с нераскаявшимся членом церкви как с «язычником и мытарем» (Матф. 18:15-17). Затем Иисус сказал всей Церкви то, что ранее сказал Петру и другим Апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (ст. 18). Другими словами, правильно утверждённая группа верующих имеет право сказать нераскаявшемуся брату, что его жизнь не согласуется со Словом Божьим и он не имеет права на общение с Божьим народом.

Христиане имеют такую власть, потому что у них есть истина Божьего авторитетного Слова, согласно с которым они могут судить. Источником авторитета Церкви не является сама Церковь, как не являются источником апостольской власти сами Апостолы или даже их положение, каким бы превознесённым оно ни было. Христиане могут с авторитетом заявлять, что приемлемо для Бога, а что запрещено Им, потому что у них есть Его Слово. Христиане не определяют, что правильно, а что неправильно, что подлежит прощению, а что — нет. Скорее, на основании Божьего Слова они признают и провозглашают Божье определение, — что правильно или неправильно, что подлежит прощению, а что — нет. Когда они судят на основании Божьего Слова, они могут быть уверены, что их суд соответствует суду на небесах.

Если человек объявляет себя атеистом или кем-либо другим, не верящим в Господа Иисуса Христа и не любящим Его, христиане могут сказать такому человеку с абсолютной уверенностью: «Ты находишься под осуждением Божьим и обречён на пребывание в аду», потому что этому учит Писание.

С другой стороны, если человек свидетельствует о том, что он уверовал в Христа как спасающего Господа, христиане могут сказать ему с такой же уверенностью: «Если то, что ты говоришь, правда, то грехи твои прощены, ты являешься дитём Божьим и твой вечный удел — небеса». Авторитетность Церкви состоит в том, что она имеет Небесное Слово обо всём, что необходимо «для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славой и благостью» (2 Пет. 1:3). Когда верующие находятся в согласии с Божьим Словом, Бог находится в согласии с ними. Верующие могут говорить о духовном состоянии человека с данной Богом властью, сравнивая этого человека со Словом Божьим.

И, наконец, запретив ученикам, чтобы никому не рассказывали, что Он Иисус Христос, Он напомнил им, что Его Церковь — это духовная реальность. Большинство евреев, включая учеников, ожидали, что Мессия придёт как Царь-завоеватель, как военный и политический вождь, чтобы освободить их от Рима, а не как Спаситель, освобождающий их от греха. Ожидания людей были настолько искажёнными и эгоистичными, что сказать им, что Он есть Иисус Христос, было равнозначно бросанию жемчуга перед свиньями (см. Матф. 7:6).

Иисус объявил Пилату: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда» (Иоан. 18:36). Когда христиане смешивают веру с политикой и различными гуманитарными проектами, они рискуют потерять свою духовную суть и духовную силу.

Хотя человеческое правительство и предопределено Богом (1 Пет. 2:13; Рим.13:1-7; Тит. 3:1), государство не должно быть орудием воплощения в жизнь церковных программ, а церковь не должна быть орудием в руках государства.

Как Царство Бога, Церковь является «[праведностью, и миром, и радостью] в Святом Духе. Кто этим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим. 14:17-18).

Это великое учение нашего Господа является лишь введением в тему о Церкви, которая доминирует во всём Новом Завете, начиная с книги Деяний.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий