Царство и Евангелие – часть1


“Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: «Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» И, приступив, ученики сказали Ему: «Для чего притчами говоришь им?» Он сказал им в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: „Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей этих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их“. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали»” (Мф.13:1-17)

Кажется, нет конца количеству книг, пишущихся сегодня о миссии Церкви. Церковь и её назначение в мире изучают, тщательно исследуют, анализируют, хвалят, обвиняют, превозносят, осуждают, критикуют и поддерживают. И подходят к этому вопросу со всевозможных точек зрения, используя самые разные источники. Её деятельность пытаются представить в виде разного рода программ, принципов, методов и схем. Так как Церковь находится на виду, о ней говорят везде — от тайных комнат до залов заседаний, от кухонь до семинарских аудиторий; о ней говорят все — пасторы, богословы, прихожане и даже люди из мира. Однако, несмотря на эти исследования и интерес к Церкви, не часто в своей истории Церковь была менее уверена в том, чем она является, чем должна быть и что делать.

В 13-й главе Евангелия от Матфея изложены несколько основополагающих истин, помогающих понять назначение Церкви. Господь как Глава Церкви раскрывает природу Церкви и духовные признаки того времени, которое часто называют эпохой Церкви. В этой удивительной пророческой главе Иисус характеризует время между Своим Первым и Вторым пришествиями.

Своим авторитетным учением и неоспоримыми чудесами наш Господь уже на ранней стадии Своего служения доказал, что Он — долгожданный Мессия и Царь Израиля. Он провозгласил суд над этим народом и над отдельными людьми из-за их неверия и пригласил в Божье Царство и в Божью семью любого, кто поверит в Него.

Но так как Израиль отверг своего Царя, Иисус не установил земного Царства. На протяжении веков еврейский народ ожидал своего Мессию и Избавителя, а также Царства, которое Он установит. Люди томились по обещанным временам обновления и восстановления, когда снова, и на сей раз навсегда, будет утверждён престол Давида. Но когда Царь пришёл, Он не угодил им, и они отвергли Его и Его Царство. Это самое благословенное и духовно просвещённое поколение из всех поколений человечества отвернулось от своего Царя, Сына Божьего.

В своём Толковании на Евангелие от Матфея Стэнли Тоусэйнт говорит: «Не видя мессианства Иисуса в Его словах и делах, они отделили плод от дерева».

Никто из людей не отрицал чудес Иисуса, и большинство из них признавали, что Он совершал их силой Божьей. Но, признавая божественный источник чудес Иисуса, они отказались признать, что Он Сам является этим божественным Источником. Книжники и фарисеи, которые обвиняли Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны (12:24), не были представителями большинства простого народа. Но даже те, кто восторгался Иисусом и испытывал к Нему благоговейный страх из-за Его силы, не могли установить связь между признаками и тем, чем она несомненно являлась — доказательством Его божественности и мессианства.

У вдумчивого читателя возникают вопросы: «Если Иисус пришёл предложить Израилю Царство, а также установить его и управлять им, как предсказано в Писании, и оно было отвергнуто, значит ли это, что Божий план был полностью сорван? Значит ли это, что Его собственные предсказания не сбылись? Какова тогда характеристика настоящего времени? Какова должна быть природа проповеди и миссии учеников и всех верующих? И на протяжении этого времени какой реакции следует ожидать от людей?» К таким вопросам обращается Иисус в 13-й главе, рассказывая серию из восьми притч. Основная истина состояла в том, что Царство в его окончательном виде будет установлено только тогда, когда Израиль уверует и примет своего Царя. Это время наступит при Втором пришествии Христа, когда Он установит Своё земное Царство на тысячу лет. Бог не может отказаться от Своего обетования, и по Своей благодати Он опять пошлёт Своего Сына, чтобы предложить Своё Царство. В тот день, обещал Господь, «на дом Давидов и на жителей Иерусалима изолью Духа благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце… И будет в тот день: живые воды потекут из Иерусалима, половина их — к морю восточному и половина их — к морю западному; летом и зимой так будет. И Господь будет Царём над всей землёй; в тот день будет Господь един, и имя Его едино» (Зах. 12:10;14:8-9).

Но Захария ничего не говорит о том, что произойдёт между временем, когда Израиль пронзил Своего Мессию, и временем, когда Израиль будет рыдать о Нём. Пророк даже не намекает на то, что такой промежуточный период будет иметь место, — хотя он уже длится около двух тысячелетий. Это была тайна до того, пока она не была явлена в этом отрывке и более полно дальше в Новом Завете.

В конце «весь Израиль спасётся, — заявляет Павел, — как написано: „Придёт от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова. И этот завет им от Меня, когда сниму с них грехи их“» (Рим. 11:26-27). Но день установления Царства был отложен, потому что, когда Царь в первый раз «пришёл к Своим… Свои Его не приняли» (Иоан. 1:11).

Но было установлено духовное, невидимое Царство, потому что «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, [Он] дал власть быть детьми Божьими» (Иоан. 1:12). Установление внешнего, видимого Царства было отложено, но было установлено внутреннее духовное Царство Его святых, и в их сердцах Господь царствует, и через их жизнь и свидетельство сейчас выражает Свою волю на земле.

Период между Первым и Вторым пришествиями Христа называют промежуточным периодом или междуцарствием. Это период, который не был явлен в Ветхом Завете, период, который Иисус называет «тайны Царства Небесного» (13:11). Эти тайны будут обсуждаться ниже, когда будет разъясняться 11-й стих. В восьми притчах 13-й главы и в Своём объяснении этих притч Иисус описывает промежуточный период, который начался с Его отвержения и распятия и продолжается до настоящего времени. Понимание этого периода было жизненно важным для учеников, отправлявшихся благовествовать миру.

 

 

Место: берег моря

“Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу” (Мф.13:1-2)

 

 

«День тот» относится ко дню, когда мать и братья Иисуса пришли в поисках Его (12:46-47), вероятно, чтобы убедить Его перестать проповедовать и учить, поскольку знали, что это может стоить Ему жизни. В тот день Иисус исцелил множество людей от разных болезней, объяснил истинный характер обещанного Мессии, исцелил и очистил слепого и немого бесноватого, обвинил неверующих фарисеев в совершении непростительного греха, когда они обвинили Его в том, что Он изгоняет бесов силой сатаны; объявил, что верующие язычники осудят неверующих евреев в день суда; и предупредил об опасном заблуждении — нравственном исправлении без духовного возрождения (12:15-45).

Интересно также отметить, что на раннем этапе Своего служения Иисус, похоже, больше времени проводил в помещении — в домах и синагогах.

Однако по мере расширения Его служения, по мере того как евреи всё более и более отвергали Его, Он больше нёс служение на открытом воздухе — проповедуя на берегу моря, на склонах гор, в сельской местности, на дорогах и улицах.

Хотя религиозные вожди отвергли Иисуса, Он оставался чрезвычайно популярным среди простых людей, и множество народа по-прежнему с большим удовольствием собиралось к Нему послушать, как Он говорил, и увидеть, как Он исцелял, а некоторые приходили, чтобы исцелиться самим.

Возможно, теснимый толпой к воде, Иисус, желая сохранить некоторое расстояние между Собой и людьми, чтобы было удобнее обращаться к ним, вошёл в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. То, что Он сел, как обычно делали раввины, объяснялось и тем, что лодку раскачивало; и так как берег был очень крут, люди могли лучше видеть Его и слышать, когда Он сидел в лодке.

 

 

План: говорить притчами

“И поучал их много притчами” (Мф.13:3а) 

 

 

В этом случае (и в большинстве случаев в будущем) Иисус поучал их [множество народа, ст. 2] много притчами, и только притчами (ст. 34). Он не объяснял их значение народу, а только ученикам (ст. 10-11, 18, 36; Марк.4:34).

Параболе (притча) — это составное слово, состоящее из формы глагола балло (бросать, положить или поместить) и приставки пара (которая означает «рядом»). Идея состоит в том, чтобы поместить или положить что-то рядом для сравнения. Духовную или нравственную истину часто поясняли практическим, более понятным примером, то есть то, что было хорошо знакомо, помещалось рядом с неизвестным и непонятным, чтобы объяснить непонятное. Известное проливало свет на неизвестное. Притча была обычной формой обучения у евреев, и этот термин встречается 45 раз в Септуагинте, греческом Ветхом Завете.

На раннем этапе Своего служения Иисус использовал много наглядных аналогий, чтобы проиллюстрировать божественную истину. Господь сравнивал верующих с солью и светом в мире (Матф. 5:13-16), учил их брать пример с птиц и лилий и не беспокоиться о физических потребностях (Матф.6:25-34), но строить свою жизнь на твёрдой скале Божьего Слова, а не на ненадёжном песке человеческой философии (7:24-27). Хотя эти и другие подобные образы были подобием притч, в контексте учения Иисуса их значение было ясным.

Обучение с помощью притч и других образных средств очень эффективно, так как помогает облечь абстрактную истину в конкретную форму, сделать её интересной, запоминаемой и легко применимой в жизни. Когда истина воплощается в образы притчи, её нравственное и духовное значение усваивается гораздо легче.

В серии притч в 13-й главе Иисус использует такие знакомые образы как почва, семя, птицы, тернии, камни, солнце, пшеница, плевелы, горчичное зерно, закваска, спрятанное сокровище и жемчужина. Но в этих конкретных притчах истина не объясняется, потому что в самой истории нет ничего, кроме буквального изложения событий. Нравственная или духовная истина там не представлена. Только ученикам Иисус объяснил, что представляют собой почва, семя, тернии и другие образы. А притча без объяснений была ничем иным как неразрешённой загадкой, о значении которой можно было лишь догадываться.

 

 

Притча: сеятель

“говоря: «Вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»” (Мф.13:3б-9) 

 

 

Когда Иисус рассказывал историю о сеятеле, Его слушатели, возможно, посмотрев вокруг себя, действительно могли увидеть сеющего человека. В любом случае, явление это было им знакомо, вне зависимости от того, были они земледельцами или нет. Человек с сумо￿й через плечо, который вышел сеять, был привычным и живым образом. Когда он шёл вдоль борозд поля, он сеял — доставал из сумы полные пригоршни семян и разбрасывал их по обе стороны.

Разные виды почв тоже были хорошо знакомы людям. Разбрасывая рукой семена, невозможно было проследить, куда они упали, и иные неизбежно падали при дороге. В Палестине, и особенно в чрезвычайно плодородном районе Галилеи, было очень много полей, и дороги, упоминаемые здесь, представляли собой узкие тропинки, которые отделяли одно поле от другого. Земледельцы ходили по ним от поля к полю, а путешественники — из города в город. Именно вдоль такой дороги, через засеянные поля, путешествовал Иисус и Его ученики однажды в субботу, когда они срывали колосья и ели (Матф. 12:1).

Почва на дороге и при дороге, конечно же, не была вспахана, но была утрамбована, что не позволяло семенам, упавшим на твёрдый грунт, пустить корень. Так как эти семена были на поверхности, птицы налетали и склёвывали их, как только земледелец удалялся на безопасное для них расстояние. То, что не съедали птицы, «было потоптано» (Лук. 8:5). Птицы, несомненно, кружили неподалёку от сеятеля.

Вторую разновидность почвы, на которую упали семена, Иисус называет местами каменистыми, где немного было земли. Каменистые — не значит усеянные камнями, потому что земледелец всегда тщательно расчищал поле, прежде чем сеять. Скорее всего, имеется в виду каменный пласт, залегавший неглубоко под землёй, но находящийся вне досягаемости плуга. В основном это был известняк, покрытый тонким слоем земли. Семя, упавшее на такую почву, скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда семя пускало ростки, его корни не могли пробиться сквозь каменистый слой, и маленькое растение начинало быстро всходить, гораздо быстрее, чем в обычных условиях.

Какое-то время это растение выглядело здоровее и крепче, чем то, которое росло в хорошей почве, потому что бо￿льшая часть его была на поверхности, и росло оно быстрее. Когда же взошло солнце, оно увяло и, как не имело корня, засохло. Недостаточно развитая корневая система не позволила растению добраться до влаги и впитать воду и питательные вещества.

После того как утром взошло солнце, растения, которые накануне выглядели так многообещающе, увяли и быстро засохли.

Третьим видом почвы, на которую упали некоторые семена, было место, заросшее тернием. После обработки эта почва выглядела прекрасно, но когда семена стали всходить, взошли и тернии. Эти сильные колючие сорняки выросли и заглушили хорошие растения, лишив их пространства, влаги, питательных веществ и солнечного света.

Четвёртым типом почвы была добрая земля. Она находилась вдали от дороги и была рыхлой и мягкой. Её верхний слой был достаточно глубок, чтобы питать нужные растения, и на ней не было сорняков. В таких благоприятных условиях семена, упавшие на неё, принесли плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Известно, что в Палестине в новозаветные времена среднее соотношение собранного зерна к посеянному было меньше восьми к одному. Даже десять к одному было бы выше среднего; а урожай, о котором говорит Иисус, был бы просто великолепным.

В конце этой неразъяснённой притчи Иисус сказал: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» То есть «если можете понять, поймите». Иисус не насмехался над Своими слушателями, а, скорее, указывал им, что в притче сокрыт более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Возможно, Он приглашал тех людей из толпы, которые серьёзно намеревались следовать за Ним, чтобы они подошли к Нему и сами попросили объяснить притчу, как собирались сделать Его ученики. В противном случае, они не имели ушей, чтобы слышать, как Он в действительности говорил.

Только те, кто принимает Царя, могут понять Его и извлечь пользу из Его учения и Его власти. Для всех остальных Его учение — это лишённые всякого смысла загадки.

 

 

Цель: открыть и утаить

“И, приступив, ученики сказали Ему: «Для чего притчами говоришь им?» Он сказал им в ответ: «Для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: „Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей этих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их“. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали»” (Мф.13:10-17)

 

 

Когда, приступив, ученики сказали Иисусу: «Для чего притчами говоришь им [народу]?», их вопрос указывал на то, что притчи не были объяснены, и это озадачило их. По сути, они спрашивали: «Зачем Ты вообще утруждаешь Себя рассказами, если они не могут понять?» В этом месте Иисус излагает двойную причину, почему Он говорил притчами: с одной стороны, открыть значение притч тем, кто принимает Его, а с другой — скрыть их значение от тех, кто не принимает Его. Он сказал им в ответ: «Для того, что вам [тем, кто верит в Меня] дано знать тайны Царства Небесного, а им [тем, кто не верит в Меня] не дано».

Под тайнами здесь не подразумеваются истории, наподобие описываемых в современных детективных романах, где закрученный сюжет и неожиданные ситуации возбуждают любопытство читателя. В древнем мире тайной являлся священный секрет, известный только посвящённым, а иногда только религиозной верхушке. Система тайных религий зародилась в Древнем Вавилоне и распространилась в различных формах по всему цивилизованному миру. Влиятельная греческая философская система новозаветного времени называлась гностицизмом. Это название происходит от слова гносис, что значит «знание». В том, что касалось философских вопросов, гностики считали себя «хорошо информированными».

В Древнем Египте существовала известная религиозная тайна о мифическом боге Осирисе и его жене — богине Исиде. Осирис был мудрым и великодушным царём, которого его злой брат Сет уговорил прийти на пир, где с помощью семидесяти двух заговорщиков Сет уложил царя в гроб и бросил в реку Нил. Исида спасла Осириса и вернула его домой; но когда Сет узнал, что его брат жив, он пришёл во дворец и разрубил Осириса на четырнадцать кусков, которые разослал в четырнадцать отдалённых друг от друга концов Египта. После того как Исиде удалось собрать все фрагменты тела Осириса, он чудесным образом воскрес; и с момента своего «воскресения» он стал бессмертным царём как живых, так и мёртвых.

Хотя история сама по себе была захватывающей для всех, кто её слышал, более глубокое её значение было известно только посвящённым в культ Осириса и Исиды. Для них каждый персонаж и каждое событие имело особый смысл. Например, Осирис олицетворял всё доброе, а восставший против него Сет был олицетворением всего злого. Неизменная преданность Исиды олицетворяла спасительную и победоносную силу любви. Основным секретом, или тайной, была формула: «Я есть ты, а ты есть я», которая, будучи обращённой к Осирису, создавала вечный союз поклоняющегося с этим богом.

Похожая позиция исключительности и идея тайны видны в современных тайных обществах, чьи самые важные ритуалы и принципы известны только членам этих обществ, а иногда только занимающим высокое положение руководителям.

Однако в Писании тайны подразумевают откровение чего-то ранее сокрытого и неизвестного. Поэтому новозаветные тайны — это откровения и объяснения божественных истин, которые не были открыты святым, находящимся под ветхим заветом.

В частности тайны, о которых говорит здесь Иисус, имеют отношение к Царству Небесному (см. также ст. 24, 31, 33, 44-45, 47, 52). Из параллельных мест в Евангелиях от Марка (4:11, 30) и Луки (8:10; 13:18) видно, что это то же самое, что и Царство Божье (ср. Матф. 19:23-24). Одно название акцентирует внимание на Царе (Боге), а другое — на сфере Его господства (небесах). Ветхий Завет содержит лишь ограниченные и неполные сведения об этом Царстве. Большинство мессианских пророчеств в Ветхом Завете указывают на Второе пришествие Христа и установление Его земного Тысячелетнего Царства, а затем Его вечного Царства. И есть только намёки на Его нынешнее земное Царство, которое началось с отвержения и распятия Царя и будет продолжаться до Его возвращения. Пока Царь физически отсутствует на земле, это Царство существует духовно в сердцах Его народа. Он присутствует среди верующих, но невидим для этого мира, за исключением тех случаев, когда открывается через жизнь и свидетельство верующих.

Некоторые толкователи утверждают, что никакого Царства Небесного сейчас быть не может, потому что нет Царя. Но правление Давида над Израилем, когда он спасался бегством от восставшего против него сына Авессалома, является классическим примером царя, который имел полные права и власть над своим царством, но из-за определённых обстоятельств временно не мог пользоваться этими правами. В период узурпации власти о Давиде неоднократно говорится как о царе, хотя он не мог быть на престоле и даже жить в своей столице Иерусалиме (см. 2 Цар. 15–17). Царский сан Давида признавали и уважали только те израильтяне, которые остались верны ему, но его отвержение последователями Авессалома никак не сделало его менее законным царём. Он был единственным законным монархом, и каждый верный гражданин его царства признавал это.

Таким же образом Иисус Христос, обещанный Мессия Ветхого Завета, сейчас царствует в сердцах Своего народа, хотя физически Он и не присутствует на земле, а управляет из Своей небесной обители посредством Своего Духа, — пока узурпатор, сатана, временно является духовным правителем этого мира (Иоан. 12:31).

Царство Небесное имеет два важных, но отличающихся друг от друга аспекта.

Первый аспект — это вселенское Царство, которое включает в себя каждое творение в любой период времени и в любом месте. Бог — Творец и полновластный Властелин вселенной и будет таковым вечно. Ничто не существует и не появляется без Его божественного постановления или позволения.

Давид напоминает, что «Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек» (Пс. 28:10). Бог управлял этим миром даже тогда, когда мир настолько был исполнен зла и непослушания, что Ему пришлось уничтожить во время потопа всех людей, кроме Ноя и его семьи. И снова Давид говорит нам: «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс. 102:19). Бог управляет «всем», даже сатаной и его бесами, которым Он дал некоторую свободу на ограниченный период времени.

Их конечный и неминуемый удел — ад, которым Бог управляет так же, как небесами. Господь приготовил это место специально для их наказания, а также для наказания всех неверующих людей (Матф. 25:41). «Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и всё, что на небе и на земле, Твоё: Твоё, Господи, Царство, и Ты превыше всего как Владычествующий» (1 Пар. 29:11).

Второй аспект Божьего Царства, как уместно назвал его Альва МакКлейн, — посреднический, потому что Божье правление осуществляется через других. Как вселенский, так и посреднический аспекты Царства видны в молитве «Отче наш», когда Иисус повелевает нам молиться: «Да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Матф. 6:10). Слова «на небе» относятся к Божьему вселенскому и прямому правлению, а «на земле» — к нынешнему Царству, в котором только Его святые являются в полном смысле Его подданными.

С начала сотворения Бог задумал, чтобы человек управлял землёй от Его имени. После того как Он сотворил всё, кроме человека, «сказал Бог: „Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле“» (Быт.1:26). Когда сатане удалось склонить Адама и Еву к бунту, который он начал ещё на небесах, он стал временным правителем и князем земли (Иоан. 12:31;14:30; 16:11). Но, подобно Авессалому, он является узурпатором, и его правление незаконно и обречено на полный крах.

Даже после грехопадения Бог оставил за Собой определённую власть над землёй через людей-посредников, и с тех пор каждый уверовавший в Него человек является проводником Его воли и власти на земле. Авель, Сиф, Ной, Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка, Иаков, Рахиль, Иосиф, Моисей, Давид и бесчисленное множество других людей были посредниками Господа в укреплении Его власти на земле. Через отдельных людей Бог даровал Своё святое Слово, которое было написано для всего человечества, чтобы все знали его и были послушны ему. В этом Слове Бог открыл людям Свою природу, Свою волю, Свои нравственные и духовные нормы, и дал обещание об их искуплении и восстановлении. Бог призвал особый народ, народ Израиля, чтобы он был «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6) перед миром, чтобы он был предтечей Его Сына, «светом народов, чтобы спасение… простёрлось до концов земли» (Ис. 49:6). Он воздвиг пророков, священников и царей, чтобы они осуществляли руководство от Его имени.

Когда Сын Божий воплотился, Он стал Божьим уникальным Посредником, божественно-человеческим орудием правления, и по праву был достоин установить Божье земное Царство и править им. Когда Сына отвергли, Бог продолжал управлять через тех, кто принадлежал Христу, кто теперь был облечён властью живущего в них Его Святого Духа. От Дня Пятидесятницы до сего дня и до Пришествия Христа христиане являются Божьими посредниками Его правления на земле.

Даже во время Великой скорби Бог воздвигнет 144 тысячи верных верующих из двенадцати колен Израиля, и бесчисленное множество язычников, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков», будут также обращены и будут стоять «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах» (Откр. 7:4, 9).

На протяжении своей истории посредническое Царство привлекало как истинных, так и ложных граждан; и так будет до конца. Непонимание этой истины вызвало невероятную путаницу в толковании многих библейских отрывков. Среди прочего, это заставило многих искренних христиан поверить, что спасение можно потерять.

Тщательное исследование Писания показывает, что, хотя истинные подданные Божьего Царства — это только те, кто принадлежит Ему через спасающую веру, только Бог может отличить безошибочно истинных граждан этого Царства от ложных. Иисус говорил о неких «сынах царства», которые «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12). Эти «сыны царства» явно не были истинными подданными этого Царя. Как ясно даёт понять Иисус в Своём толковании притчи о пшенице и плевелах, с человеческой точки зрения истинных сынов Царства и сынов зла часто невозможно отличить (Матф. 13:38). Используя образ лозы и ветвей, Иисус поясняет истину, что многие ветви, которые, казалось бы, принадлежат лозе, на самом деле не принадлежат ей. Иисус говорил о таких ложных ветвях, как находящихся «у Меня», но эти ветви будут извергнуты вон, засохнут, будут брошены в огонь и сгорят (Иоан. 15:2, 6). Люди, представленные этими не приносящими плода ветвями, были солидарны с Христом, но их солидарность была поверхностной. Осуждённые «сыны царства» никогда не являлись частью Божьего духовного Царства, и не приносящие плода ветви никогда не бывают частью Христа. Они только выглядят таковыми с человеческой точки зрения.

Павел говорит: «Не все те израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6-7). Как утверждал Апостол ранее в этом же Послании, только «тот иудей, кто внутренне таков» (2:29). Однако в Писании такие понятия как Израиль, Божий народ и ученики часто включают в себя как номинальных, так и истинных верующих.

В Евангелиях часто говорится о двенадцати учениках, или Апостолах, — группе, которая включала в себя Иуду, неверующего предателя. На протяжении своей истории видимая Церковь всегда включала в себя приверженцев, которые не верили во Христа и поэтому не принадлежали Ему и не являлись частью Его духовного Тела.

Даже в Тысячелетнем Царстве, когда Христос будет совершенно и непосредственно править на земле, будут нелояльные Ему люди. Именно из этих ложных подданных сатана соберёт своё мятежное войско для последней тщетной попытки победить Христа (Откр. 20:7-8).

Божье вселенское Царство на небе и на земле не имеет никаких условий.

Существовать — значит быть в этом Царстве. Однако пребывание в Его посредническом Царстве требует того, чтобы человек сознательно был солидарен с Ним. У ложного гражданина эта солидарность лицемерная и поверхностная. У истинного — подлинная, основанная на покаянии, вере во Христа и на новой жизни, которую даёт вера в Него (Марк. 1:15).

Когда Иисус вернётся на землю, Его косвенное правление в посредническом Царстве превратится в Его прямое правление в Тысячелетнем Царстве, а затем в вечном Царстве на новом небе и новой земле.

Божье Царство и Церковь отличаются друг от друга в том, что Царство предшествовало Церкви и будет продолжаться вечно, когда Церковь, как таковая, прекратит своё существование. Но в настоящий, промежуточный,период, который часто называют эпохой Церкви, Царство и Церковь — это одно и то же. Эта истина является частью тайны, «которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Ефес. 3:5-6).

Развивая мысль, что Его притчи были даны для того, чтобы кому-то явить истину, а от кого-то её скрыть, Иисус продолжил: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Фраза «кто имеет» относится к верующим, к тем, кому полновластно была дарована вечная жизнь, полученная ими по вере в Иисуса Христа. Это истинные граждане Царства, те, кто принял Царя. И кто принимает спасение от Бога, тому дано будет. Человек, который принимает истинный Свет (Иоан. 1:9), получит ещё больше света по мере того, как будет возрастать в послушании и становиться более зрелым в Господе. Верующему, который живёт в соответствии со светом, полученным им во Христе, будет дано ещё больше света, пока этот свет не приумножится.

А судьба неверующего прямо противоположна. Из-за своего неверия он не имеет спасения, и поэтому даже тот свет Божьей истины, что он имеет, у него отнимется. Много тысяч людей слышали, как Иисус учил, и видели, как Он совершал чудесные знамения в доказательство Своего божественного мессианства; но большинство из них не признали Его как Господа и не приняли Его как Спасителя. Они встретились с воплощённым Богом, однако отвергли Его — либо открыто воспротивившись Ему, либо проявив равнодушное пренебрежение к Нему. Они сказали «нет» Царю, и так как они отказались принять божественный свет, который осиял их, то погрузились в глубокую духовную тьму.

До сих пор ни один народ на земле не находится в большем религиозном заблуждении, чем евреи. Евреи были призваны быть народом Божьим, им были даны Божьи обетования, Его заветы, Его закон и Его неисчислимые благословения. К ним был послан даже единственный Божий Сын как один из их народа, — чтобы учить, исцелять, утешать, спасать и освобождать их, — но они не захотели, чтобы Он царствовал над ними (Лук. 19:14). Так как они отвергли Божий совершенный Свет, даже тот свет, который они имели, померк, и всё в их религии потеряло своё истинное значение. В 70 году по Р.Х. римлянами был разрушен храм, а вместе с ним прекратили своё существование священство и жертвоприношения. Заветные требования совершать церемонии и приносить жертвы больше невозможно было выполнять; но с того времени евреи продолжают следовать различным аспектам своей древней религии — без пророков, священников, царей, храма или жертв. Даже те, кто называет себя ортодоксом, принимают и исполняют только небольшую часть того, чему учит и что повелевает им их собственное Писание. Консервативная и реформаторская ветви иудаизма верят и исполняют ещё меньше. Большинство евреев даже не пытаются найти смысл или разобраться в большей части Ветхого Завета. Для большинства евреев всё, что осталось, — это нерелигиозные традиции.

Все люди в духовном смысле либо развиваются, либо деградируют. Ни один человек в своих взаимоотношениях с Богом не находится в статическом состоянии. Чем дольше человек знает Христа и верен Ему, тем большую верность проявляет Господь, открывая Свою истину и силу. Чем дольше человек отвергает то знание о Боге, которое у него есть, большое или маленькое, тем меньше из Божьей истины он поймёт. Упрямое отвержение Бога человеком ведёт к законному отвержению его Богом. Когда человек говорит «нет» Богу, Бог говорит «нет» человеку. Бог утверждает людей в их упрямстве и связывает цепями их собственного неверия.

 

Утаить 

“потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей этих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»” (Мф.13:13-15)

 

Эти стихи из Ис. 6:9-10 точно описывают неверующих евреев в дни Иисуса. Исаия писал во время сурового суда над коленом Иудиным. Он уже произнёс целый ряд проклятий на народ за их пьянство, обжорство, разврат, нечестивость и лицемерие. Когда Исаия проповедовал осуждение, умер царь Озия (6:1), и народ был ввергнут в один из самых мрачных для него периодов. Евреи были на грани завоевания их Вавилоном, что было частью Божьего суда над ними; однако они отказались обратиться к Богу за милостью и помощью.

Люди продолжали слышать, но не разумели; продолжали смотреть, но не видели, потому что намеренно сомкнули свои глаза и уши по отношению к Богу и отказались уразуметь сердцем и обратиться к Нему, чтобы Он исцелил их. Так как они предпочли проигнорировать Бога и Его Слово, Бог справедливо заключил их в неверии, чтобы они боялись Его суда.

Первый раз предостережение Исаии исполнилось в наказании вавилонским пленом, как и предсказывал пророк. Второй раз, объявил Иисус, это предостережение готово было исполниться, когда Израиль снова отвернулся от Господа и столкнулся с наказанием в виде веков тьмы и отчаяния.

Притчи Иисуса были подобной формой наказания за неверие. Те, кто не принял Его ясного и простого учения, — такого, как Нагорная проповедь, — не только не смогут понять Его более глубокого учения, но и не получат пользы от того учения и чудесного свидетельства, которое им было дано.

Дар языков в ранней Церкви был ещё одной формой суда над неверующими. Цитируя Ис. 28:11, Павел писал: «В законе написано: „Иными языками и иными устами буду говорить народу этому; но и тогда не послушают Меня“, — говорит Господь. Итак, языки — это знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:21-22). Языки проявились впечатляюще и поразительным образом в День Пятидесятницы и продолжали проявляться время от времени на протяжении апостольского века как форма свидетельства против тех, кто отказался уверовать. Господь сначала дал Израилю Свою истину в простом, ясном учении, но когда они его проигнорировали, Он начал говорить с ними притчами, которые без объяснения были не больше, чем бессмысленные загадки. И, наконец, Он стал говорить с ними на непонятных языках, которым необходим был перевод.

 

 

Открыть 

“Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали” (Мф.13:16-17)

 

 

Когда люди готовы верить Божьему Слову и полагаться на Божью благодать, Бог даёт им спасение и всё более и более открывает истины, необходимые для жизни и поклонения Богу. «Ваши же блаженны очи, — сказал Иисус ученикам, — что видят, и уши ваши, что слышат».

Христиане способны понимать даже глубокие истины из Слова Божьего, потому что эти истины записаны для них в Новом Завете, и живущий в них Святой Дух открывает эти истины (ср. 1 Кор. 2:9-10). Когда Иисус закончил объяснять притчи Своим ученикам и спросил: «Поняли ли вы всё это?», они могли честно ответить: «Так» (Матф. 13:51). Это не значит, что они были умнее неверующих евреев. Книжники и фарисеи были высокообразованными людьми и старательно изучали Писания с юности. Но из-за неверия их глаза были ослеплены и уши закрыты к пониманию учения Иисуса. Очи же учеников были способны видеть, а их уши — слышать, потому что они верили.

Частично служение Господа заключалось в том, чтобы даровать понимание Своего Слова тем, кто веровал в Него. Марк, описывая этот случай, говорит, что Иисус «ученикам наедине изъяснял всё» (Марк. 4:34). Во время Своего, пожалуй, последнего явления ученикам после воскресения Иисус «открыл им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). Псалмопевец знал, что не может понять Слово Божье своим собственным умом, и молился: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18).

Даже самым верным и просвещённым святым Ветхого Завета не было дано того познания, которого были удостоены Апостолы и с тех пор каждый верующий. «Ибо истинно говорю вам, — продолжает Иисус, — что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». «К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть ангелы» (1 Пет. 1:10-12).

Даже верующим необходимо божественное просвещение, и оно обещано каждому, кто исследует Божье Слово и полагается на Духа Святого (см.1 Иоан. 2:20, 27; 1 Кор. 2:9-16). Мы, как христиане, не только имеем Божье завершённое откровение в Писании, но Сам Автор этого Писания живёт в нас, — чтобы объяснять, толковать и учить применять эти истины.

 

Вся слава Христу

Вы любите читать? Мы один из лучших ресурсов для книг. Вы можете книги скачать бесплатно без регистрации. Книг в нашей библиотеке становится все больше с каждым днем, а потому стоит к нам заходить почаще!


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий