Божий возлюбленный Слуга

“Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нём, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: «Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя! Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не будет прекословить, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы»” (Мф.12:14б-21) 

Священное Писание приписывает Христу (Мессии) много титулов, но самым подходящим из них является «Мой слуга» — титул, впервые использованный Исаией (42:1). Как и предсказал пророк, Иисус пришёл чудесным образом, в красоте и величии божественного Слуги, служа Отцу и человечеству во имя Отца.

Этот короткий отрывок — оазис живительной красоты в пустыне 11-й и 12-й глав, в которых описано первое серьёзное отвержение Христа, возглавляемое книжниками и фарисеями. После того как Иисус обличил их, показав, что их традиции по соблюдению субботы были жестоки, нелогичны и противоречили Писанию, «фарисеи… выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (12:14а). В том, что касалось Иисуса, эти нечестивые вожди верили в точности до наоборот, вплоть до обвинения Его в том, что Он совершал Свои дела силой сатаны.

Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нём, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: «Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя!

Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не будет прекословить, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (12:14б-21) Священное Писание приписывает Христу (Мессии) много титулов, но самым подходящим из них является «Мой слуга» — титул, впервые использованный Исаией (42:1). Как и предсказал пророк, Иисус пришёл чудесным образом, в красоте и величии божественного Слуги, служа Отцу и человечеству во имя Отца.

Этот короткий отрывок — оазис живительной красоты в пустыне 11-й и 12-й глав, в которых описано первое серьёзное отвержение Христа, возглавляемое книжниками и фарисеями. После того как Иисус обличил их, показав, что их традиции по соблюдению субботы были жестоки, нелогичны и противоречили Писанию, «фарисеи… выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (12:14а). В том, что касалось Иисуса, эти нечестивые вожди верили в точности до наоборот, вплоть до обвинения Его в том, что Он совершал Свои дела силой сатаны.

Описывая растущее сопротивление, Матфей здесь же указывает на некоторые выдающиеся качества этого Слуги, Которого мир презирает, а Бог нежно любит.

Соответствие с Божьим планом

“Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нём, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит” (Мф.12:14б-17) 

Будучи всеведущим, Иисус знал о планах фарисеев погубить Его и поэтому удалился оттуда. Иисус пришёл не для того, чтобы исполнить Свою собственную волю, но чтобы исполнить волю Своего Отца (Матф. 26:29; Иоан. 6:38), а время, назначенное Отцом, когда закончится служение и жизнь Сына, ещё не наступило. Когда это время пришло — время Его ареста, суда и распятия, — Он принял всё без жалоб и сопротивления, хотя в любой момент мог легко спасти Себя и уничтожить тех, кто так стремился погубить Его. Когда воины пришли, чтобы взять Его в Гефсиманском саду, они пали в благоговении лишь от того, что услышали Его слова: «Это Я» (Иоан.18:6). Когда немного позже Пётр достал свой меч и отрубил ухо рабу первосвященника, Иисус сказал: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Матф. 26:52-53).

До событий в 21-й главе служение Иисуса представляло собой непрерывный цикл, состоявший из следующих этапов: приход в определённый город или местность; проповедь, поучение и исцеления; принятие Его некоторыми и отвержение другими, в частности, религиозными вождями; и затем переход в другое место. По мере того как Его служение продвигалось, из-за усиливающейся враждебности циклы становились короче.

Однако Иисус никогда не покидал место служения по принуждению, Он всегда удалялся по собственной воле. Если бы Он пожелал применить Свою власть, Он мог бы беспрепятственно нести служение в любом месте, делая исключительно то, что Ему угодно, — потому что никакая сила, включая передовые римские войска, не смогла бы помешать Ему. Но в план Отца входило пролитие крови Сына, а не крови римлян, потому что только кровь Его Сына могла искупить грехи человечества и открыть путь на небеса.

Смысл жизни Иисуса (Его духовная пища) состоял в том, чтобы исполнить волю Своего Отца и «совершить дело Его» (Иоан. 4:34). Иисус имел истинное сердце слуги, Он был послушен Своему Отцу и предан делу искупления погибшего мира как побороть застенчивость. Никогда не было слуги, равного Ему, Который «будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8).

После того как Иисус покинул синагогу, множество народа последовало за Ним, и Он всех исцелил. Господь исцелял многих людей, которые не поверили в Него к спасению. Из десяти прокажённых, которых Он однажды очистил, только один проявил признаки веры, вернувшись, чтобы поблагодарить. Слова Иисуса «вера твоя спасла тебя» относятся к духовному исцелению этого человека через спасение, а не к его физическому исцелению, которое уже произошло. Все десять прокажённых были исцелены физически, но только один был исцелён духовно (Лук. 17:11-19).

Чудеса исцеления демонстрировали божественную силу Иисуса, но они также демонстрировали Его божественную любовь и сострадание к страдающим людям. Он исцелял для того, чтобы показать любящее сердце Бога, которое всегда открыто для тех, кто обижен, обременён и гоним. Люди, которых исцелял Иисус, были презираемы и гонимы книжниками и фарисеями, а также священством, которое Бог учредил для того, чтобы оно приводило Его народ ближе к Нему. Религиозных вождей интересовали богатые и влиятельные, а не больные, бедные и отверженные. Как в случае с человеком, у которого была сухая рука, его страдание интересовало их только как средство, заставляющее Иисуса нарушить субботу, чтобы затем обвинить и осудить Его (Матф. 12:10).

У Иисуса же всегда находилось время для тех, кто был в нужде или переносил страдания. Когда Он посмотрел на «толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (9:36). Их угнетали не только римляне, но и собственные религиозные вожди, те, кто должен был быть их пастырями. Эти вожди были волками, одетыми, как пастыри, и вместо того, чтобы кормить овец, они пожирали их (Матф. 7:15; 23:14). Они были, как злые пастухи, о которых Захария говорил, что они пожирали мясо тучных овец и отрывали их копыта (Зах. 11:16).

Но когда истинный Пастырь пришёл в Израиль, Он проявил великое сострадание к Своему страдающему народу. Он с любовью исцелял их от всяких болезней и недугов; Он взывал к ним, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матф. 11:28-30). Ложные пастыри налагают бремена, а истинный Пастырь снимает их. Поэтому Пётр говорит нам, чтобы мы возложили наши бремена и заботы на Пастыреначальника — потому что Он заботится о нас (1 Пет. 5:4, 7).

Христос чувствует нашу боль и тяжесть нашего бремени, которое мучит нас, и в Своём милосердии исцеляет нас от наших болей и снимает наши бремена.

После того как Иисус исцелил всех больных, следовавших за Ним, Он запретил им объявлять о Нём точно так, как Он сказал прокажённому: «Смотри, никому не рассказывай» (Матф. 8:4), и двум слепым: «Смотрите, чтобы никто не узнал» (9:30).

Существует несколько вероятных причин, почему Иисус в некоторых случаях давал подобные распоряжения. В случае с прокажённым Иисус назначил ему исполнить ветхозаветную процедуру: пойти к священнику, чтобы тот подтвердил исцеление (Лев. 14:2-32). Свидетельство священников было бы официальным признанием исцеления этого человека и стало бы ещё более впечатляющим свидетельством мессианства Иисуса.

Возможно, Иисус иногда повелевал не разглашать о Его чудесах, чтобы как можно больше людей могли встретиться с Ним лично и удивиться Его чудесной силе. Когда Иоанн Креститель послал своих учеников спросить Иисуса, действительно ли Он Мессия, Иисус не просто рассказал им о том, что Он делал, но специально ради них совершил чудеса, предоставляя им прямое доказательство Своей божественной силы. «В это время, — рассказывает Лука, — [Иисус] многих исцелил от болезней и недугов, и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» (Лук. 7:21).

Иисус мог не хотеть, чтобы о Его чудесах было так широко известно и по другой причине: чтобы чудеса не заслонили собой цель Его прихода. Чудеса были свидетельством Его божественной силы и Его справедливого притязания на мессианство. Иисус совершал их не для того, чтобы стать известным или воздвигнуть основание для власти и влияния — как ожидали от Него многие Его последователи. И хотя Иисус сострадал всем физически больным, Он прежде всего стремился спасти не тело, а душу. И не только это, но постоянная демонстрация власти могла легко возбудить к Нему рьяную приверженность, как к военному и политическому освободителю. Именно такого Мессию ожидало большинство евреев, и именно таким Мессией Иисус отказывался быть. По этой причине, накормив пять тысяч, Он удалился от толпы. «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один» (Иоан. 6:15).

Чудеса Иисуса также способствовали дальнейшему усилению ярости книжников и фарисеев; и если бы слава о Нём распространилась слишком далеко и слишком быстро, это преждевременно усилило бы оппозицию против Него.

Но, пожалуй, самой важной причиной, почему Иисус не хотел, чтобы о Его чудесной силе говорили слишком много, являлся тот факт, что для Него это было время не возвеличивания, а унижения.
Многие люди, должно быть, удивлялись, почему, если Иисус действительно был Мессией, Его не принимали религиозные вожди, почему Он удалялся от толпы, и почему Он так много времени проводил с бедными и нуждающимися, а не с сильными и влиятельными. И мог ли такой Человек сбросить иго Рима и восстановить Израиль?

Но Матфей заверяет своих читателей, что Иисус — действительно Мессия, как предсказал пророк Исаия. Иисус пришёл не для того, чтобы исполнить пустые и недуховные ожидания народа, а чтобы исполнить Свою божественную миссию, как было предсказано в Его Слове. Поэтому Он был полон решимости, чтобы каждое божественное предсказание о Нём сбылось.

Матф. 12:18-21 — это видоизменённая цитата Ис. 42:1-4, а также одно из самых поразительно прекрасных описаний Иисуса Христа. Здесь мы видим, что Иисус был избран Отцом и уполномочен Святым Духом, что Он передавал послание Своего Отца, что Он Сам был кротким и утешал слабых и что Он в конце концов победит грех и сатану.

Одобрен Отцом 

“Вот, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, к Которому благоволит душа Моя!” (Мф.12:18а)

Слово пайс (Отрок) часто переводится как «сын» или как «слуга», но это не обычное слово. В Древней Греции это слово часто использовалось по отношению к самому близкому слуге, которому доверяли и которого любили, как сына. В древнегреческом переводе Ветхого Завета (Септуагинте) слово пайс используется по отношению к старшему слуге Авраама (Быт. 24:2), по отношению к царским слугам фараона (41:10, 38) и по отношению к ангелам как сверхъестественным слугам Господа (Иов. 4:18).

Иисус Христос — Божий верховный Отрок, Его единственный Сын, Которого Бог избрал, чтобы искупить мир. Греческая фраза, переведённая как «Я избрал» (от хайретизо), указывает на твёрдое и непреклонное решение.

В Новом Завете она больше нигде не употребляется. В светском греческом языке эта фраза использовалась, чтобы обозначить окончательное решение принять ребёнка в семью как наследника, которого никогда уже нельзя будет лишить этого права. Отец безвозвратно избрал Своего Возлюбленного Сына, чтобы Он был Его Отроком, единственным, Кто мог исполнить труд искупления.
Так как пророки часто говорили об избрании Мессии Богом, Его часто называли «Избранный». Во время распятия Иисуса «насмехались… начальники, говоря: „Других спасал; пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос [Мессия], избранный Божий“» (Лук. 23:35). Знание правды о Мессии делало их ещё более виновными за отвержение Его.

Иисус — Возлюбленный Отца, к Которому благоволит Его душа. Именно через благодать Бога, «которой Он облагодатствовал нас в Возлюбленном… мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов» (Ефес. 1:6-7).

Тот, Кого ненавидел и отверг мир, включая Его собственный народ, является Возлюбленным Божьим, к Которому Бог благоволит. Свидетельство Отца идёт вразрез со свидетельством Израиля и мира. Иисус сказал: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Моё не есть истинно. Есть Другой, свидетельствующий обо Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне… Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела эти, Мною творимые, свидетельствуют обо Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал обо Мне» (Иоан. 5:31-32, 36-37).

Во время крещения Иисуса Отец провозгласил: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:17), и во время преображения Иисуса Он снова провозгласил: «Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (17:5).

Люди не могут быть угодными Богу, если не придут к Нему через Его Сына, к Которому Он благоволит. «Живущие по плоти Богу угодить не могут, — говорит Павел. — Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас» (Рим. 8:8-9). Бог благоволит к верующим, потому что Он смотрит на них, как на Своего собственного Сына.

Уполномочен Святым Духом 

“Положу дух Мой на Него” (Мф.12:18б) 

Через Исаию Бог пообещал, что Он уникальным образом положит Свой дух на Мессию, и во время крещения Иисуса Святой Дух сошёл на Него в виде голубя (Матф. 3:16). Но исполнился Духом Он не тогда. Единственный в Своём роде, Иисус был зачат Святым Духом (Матф. 1:20). И если Иоанн Креститель был исполнен Духом от чрева матери (Лук. 1:15), то насколько же больше был исполнен Духом Иисус!

Однако, если Иисус как Сын существовал до сотворения, составляя единое целое с Отцом и Святым Духом, каким же образом Дух мог сойти на Него в Его воплощении?

Во-первых, сошествие Духа на Иисуса значило, что Его человеческой природе была дарована сила. Его божественная природа уже была едина с Духом и не нуждалась в особой помощи, но Его человеческая природа нуждалась в такой помощи. Иисус был Человеком в полном смысле этого слова, до такой степени, что был искушаем таким же образом, как любой человек, однако Он был без греха (Евр. 4:15). Будучи ребёнком, Он возрастал в премудрости, в возрасте и в любви у Бога и людей (Лук. 2:52).

Он имел человеческие чувства и человеческие эмоции. Он бывал голоден и жаждал, Он уставал, испытывал боль и печаль. Его человеческая природа получила силу живущего в Нём Духа Святого для того, чтобы действовать в согласии с Его божественностью. Поэтому «Бог Духом Святым и силой помазал Иисуса» (Деян. 10:38).

Во-вторых, Иисусу необходимо было помазание Святого Духа для того, чтобы засвидетельствовать о Своём царском служении как Мессии. Тридцать лет Иисус жил в безызвестности, но когда Его служение началось, Ему было дано особое свидетельство власти и одобрения от Небесного Отца. Когда Иисус учил в синагоге в Назарете, Он процитировал пророчество Исаии о Мессии и применил его к Себе: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым — прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господнее благоприятное» (Лук.4:18-19). И, сев, Иисус пояснил: «Ныне исполнилось писание это, слышанное вами» (ст. 21).

Как совершенный покорный слуга, Иисус действовал не только по воле Отца и по Его рекомендации, но и в силе Отцовского Духа.

Передающий весть 

“и возвестит народам суд” (Мф.12:18в) 

Исаия пророчествовал, что возлюбленный Отрок Господа возвестит об истине и суде даже язычникам (народам); и именно это сделал Иисус. Вопреки мнению и ожиданиям большинства евреев, Мессия должен был стать Искупителем всего мира, а не только Израиля. Израиль, фактически, должен был быть источником Божьей благодати для остального мира. В Своём первом великом обещании Аврааму Бог объявил: «И благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3). Израиль был призван стать Божьим посредником в приобретении мира для Него; и когда евреи как народ отвергли Бога, Он должен был воздвигнуть другого посредника, Церковь, чтобы достичь этой цели.

Первая женщина, которой Иисус открылся как Мессия, была самарянкой — наполовину еврейкой, наполовину язычницей (Иоан. 4:26). В начале служения у Иисуса были последователи из Идумеи, из-за Иордана и из окрестностей Тира и Сидона (Марк. 3:8). О сотнике из язычников, чьего слугу Он исцелил, Иисус сказал: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Матф. 8:10).

Но евреи возмущались, когда Иисус уделял внимание язычникам, особенно, когда Он обращался с ними, как с равными евреям. Сама идея Мессии, Который пришёл искупить язычников, была для них анафемой. Когда Павел защищался перед большой группой евреев в Иерусалиме, пока он рассказывал о своей прежней жизни, о своём обращении и о своём видении в храме, ему удавалось удерживать их внимание. Но когда он сообщил, что Бог сказал ему: «Иди; Я пошлю тебя далеко — к язычникам», слушавшие его до сих пор евреи «подняли крик, говоря: „Истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить“». Они настолько были вне себя от ярости, что «кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух» (Деян. 22:21-23). Ни одна из истин Евангелия не представляла такой трудности для принятия евреями, как истина о том, что спасение и общение с Богом для язычников было точно таким же, как и для евреев. Эта мысль была совершенно непостижима для них, и, как видно из только что упомянутого эпизода, они считали это разновидностью богохульства.

Но Божий план искупления всегда включал в себя народы (т.е. язычников), и им, как и евреям, Мессия должен был возвестить правосудие и освобождение от греха.

Преданный кротости 

“Не будет прекословить, не возопит, и никто не услышит на улицах голоса Его” (Мф.12:19)

Слово эпизо (прекословить) несёт в себе идею спора, пререкания или даже скандала. Краугазо (возопить) означает «взволнованно кричать или вопить». Иногда это слово использовалось по отношению к лаю собак, карканью ворон и даже воплям пьяного.

Иисус пришёл не для того, чтобы разглагольствовать и уговаривать людей с помощью Евангелия, как подстрекатель-зилот, который возбуждает своих слушателей, обращаясь к их эмоциям и предрассудкам. Иисус говорил с достоинством и сдержанно, Он не использовал никаких средств для убеждения, кроме истины. Он никогда не устраивал сборища и не прибегал к хитрости, лжи, интригам, как регулярно поступали Его противники по отношению к Нему. Его путь был путём мягкости, кротости и смирения.
Хотя Иисус был Сыном Божьим, божественным Мессией и законным Царём царей, Он никогда не пытался обеспечить Себе аудиторию, не говоря уже о последователях, с помощью политической власти, физической силы или эмоциональной агитации.

Даже человеческая мудрость знает, что с помощью силы или запугивания нельзя по-настоящему убедить. Как напоминает нам Соломон: «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» (Еккл. 9:17; ср. 1 Кор. 2:1-4).

Утешающий слабых 

“Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит” (Мф.12:20а) 

В древности тростник использовался в разных целях, но если тростник (трость) был изогнут или надломлен, он был бесполезен. Часто пастух, чтобы скоротать время и успокоить овец, делал из тростника музыкальный инструмент, похожий на флейту, и извлекал из него нежную музыку. Когда тростник становился мягким или трескался, на нём нельзя было больше играть, и пастух ломал его и выбрасывал.

Когда фитиль из льна в лампе догорал до конца, он начинал тлеть и дымить, не давая больше света. Так как такой тлеющий фитиль был бесполезен, его гасили и выбрасывали, как и сломанный тростник.

Надломленная трость и курящийся лён олицетворяют усталых, разбитых людей, ненужных миру, который готов их выбросить и забыть. Общество отвергает слабых и беззащитных, страждущих и обременённых — тех, кто больше не может «издавать музыкальных звуков» или «давать света».

Римляне игнорировали таких людей, как бесполезных, а фарисеи презирали, как никчемных. Одним из самых очевидных наследий грехопадения является присущая человеку склонность к разрушению. Маленькие дети часто наступают на жучка просто ради того, чтобы убить его, или срывают прекрасный бутон до того, как он превратится в цветок. Ветку ломают просто ради того, чтобы сломать её; в птицу бросают камень просто ради того, чтобы увидеть, как она улетит или упадёт на землю. На более пагубном уровне взрослые истребляют друг друга и вредят друг другу в бизнесе, обществе, политике и даже в семье.

Природа грешного человека стремится к разрушению, а природа святого Бога — к восстановлению. Господь никогда не надломит и не угасит даже наименьшего из тех, кто приходит к Нему, и Он строго предупреждает тех, кто это делает. «Кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, — говорит Иисус, — тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18:6).

Руки Спасителя не выбрасывают надломленную трость, а восстанавливают её, и не гасят курящийся лён, а вновь его зажигают.

Одерживающий победу 

“доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы” (Мф.12:20б-21) 

В конце концов добро победит. Несмотря на притеснения, гонения и отвержение, победа Иисуса предопределена. Когда Он доставит суду победу, Он возьмёт с Собой всех, кто принадлежит Ему, кто был угнетён, преследуем и отвергнут миром. Когда Христос займёт Своё законное место как Господь и Царь, справедливость, «как вода, [потечёт]… и правда — как сильный поток!» (Ам. 5:24).

В сердце страдающем в скорби суровой

Праздник Дух Божий лишь может создать;

Верой сияющим слугам Христовым

Дано о том на земле возвещать.

(«Людям блуждающим путь укажите», Фанни Кросби).

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий