Бог живых

“В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: «Учитель! Моисей сказал: „Если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему“. Было у нас семеро братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женой? Ибо все имели её». Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божьи на небесах. А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: „Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова“? Бог не есть Бог мёртвых, но живых». И, слыша, народ удивлялся учению Его” (Мф. 22:23-33)

Человечество в целом всегда надеялось на какую-то жизнь после смерти.

Неотъемлемой частью человека всегда была идея о том, что после физической жизни должно быть какое-то продолжение существования. Джеймс Дуайт Дана, профессор Йельского университета, живший в XIX веке, сказал, что не может поверить, что Бог мог создать человека, а затем обречь его на смерть. В этом утверждении профессор Дана обобщил надежду, которая в той или иной степени жила в каждом сердце, в каждой культуре во все времена.

Древнеегипетская «Книга мёртвых» изобилует идеями и историями о жизни после смерти. В гробнице великого фараона Хеопса, который умер около пяти тысяч лет назад, археологи обнаружили солнечную лодку, предназначенную для того, чтобы он мог использовать её в своём путешествии через небеса в следующей жизни установка памятников. Древние греки часто клали в рот умершего монету, чтобы он смог заплатить за переправу через таинственную реку смерти в страну вечной жизни. Некоторые племена американских индейцев вместе с мёртвым воином хоронили мустанга, лук и стрелы для того, чтобы он мог ездить верхом и охотиться в небесных охотничьих угодьях. Древние скандинавы хоронили лошадь умершего героя вместе с ним, чтобы он мог гордо въехать на ней в следующую жизнь. Эскимосы Гренландии умерших детей хоронили вместе с собаками, чтобы собака помогла провести ребёнка по холодной пустыне смерти.

На надгробной плите Бенджамина Франклина, который не называл себя христианином в библейском смысле слова, тем не менее, была написана такая эпитафия: Здесь покоится тело Бенджамина Франклина, печатника, (как обложка старой книги, содержание, тиснение и позолота которой стёрлись), корм для червей! Однако сам труд не пропадёт, потому что, как он верил, эта книга выйдет снова в новом, более прекрасном издании, исправленном и дополненном её Автором!

Несмотря на многие странные и небиблейские мнения на эту тему, люди чувствуют тягу к жизни после смерти. Евреи в дни Иисуса не были исключением. Вере в воскресение тела учил Талмуд, древний кодекс еврейских устных и письменных преданий. Апокрифическая 2-я книга Маккавейская, которая была написана около 100 г. до Р.Х., рассказывает о еврейском старейшине Разисе, который сильно возмущался по поводу греческого угнетения. Не желая быть казнённым ненавистными греками, он решил убить себя. Стоя на скале перед большой толпой, он пронзил себя мечом, вынул свои внутренности и бросил их в толпу, напрасно надеясь и «моля Господа жизни и духа опять дать ему [его выброшенные внутренности]» (14:46). В Апокалипсисе Варуха, написанном почти двести лет спустя, выражена надежда на то, что когда человек умрёт, он вернётся к жизни в том же виде, в котором умер.

Земля тогда несомненно отдаст мёртвых, которых она сейчас принимает для того, чтобы сохранить их. Она не изменит их, но как получила, так и сохранит их, и как она приняла их в себя, так она их и отдаст… Потому что тогда нужно будет показать живым, что мёртвые снова вернулись к жизни, и те, которые отошли, вернулись… Они соответственно преобразятся… в великолепие ангелов… и время уже не будет старить их. Ибо они будут обитать в вышине того мира, и они будут соделаны подобно ангелам, и будут равными звёздам, и они будут приобретать любую форму по своему желанию, от красоты до очарования и от света до великолепия славы (50:2–51:10).

Конечно, ветхозаветные утверждения о жизни после смерти гораздо более важны и надёжны, чем этот источник. Давид писал: «Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:9-10). Другой псалмопевец провозглашает: «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16), а ещё один пишет: «Ты ведёшь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс. 72:24). Осия писал: «Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны. Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос. 6:1-2). Пожалуй, в самом ясном учении о воскресении в Ветхом Завете Господь обещал через Даниила, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни — для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

Поэтому евреи в большинстве своём верили не только в жизнь после смерти, но и в воскресение тела. Исключением были саддукеи, которые, так или иначе, были несогласны с еврейским богословием и культурой. Представители именно этой секты задали Иисусу второй из трёх вопросов, целью которых было уловить Его (см. также 22:15-22, 34-40).

Приближение саддукеев 

“В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его” (Мф. 22:23)

Была всё ещё среда, и Иисус продолжал учить в храме после того, как накануне изгнал оттуда торговцев (21:12, 23). Позже в тот день, после того как Иисус заставил замолчать учеников фарисеев и их сообщников иродиан (22:16), саддукеи попытались преуспеть там, где другие потерпели поражение.

Саддукеи были самой немногочисленной, но самой богатой и влиятельной из иудейских сект, включавших фарисеев, зилотов и ессеев. Фарисеи были самыми многочисленными, самыми популярными и внешне самыми религиозными. Они строго придерживались внешних обычаев и привычек и были законниками до мозга костей, твёрдо веря, что своими делами смогут заслужить Божье одобрение. Для них раввинские предания стали более авторитетными, чем Писание, хотя многие традиции были придуманы лишь для того, чтобы оправдать их греховные желания.

Зилоты были политическими и зачастую воинствующими активистами, крайне националистичными и возмущёнными тем, что Рим контролировал Израиль.

Ессеи были затворниками, которые значительную часть своего времени проводили за переписыванием Ветхого Завета. Именно благодаря группе ессеев, живших на северо-западном берегу Мёртвого моря, до нас дошли так называемые Свитки Мёртвого моря.

Саддукеи были аристократами иудаизма, в значительной степени контролировавшими храм и деятельность священников. Они нажили своё богатство благодаря храмовым концессиям по обмену денег и продаже жертвенных животных (см. 21:12). Почти все первосвященники и главные священники, а также большинство членов Синедриона, высшего еврейского совета, были из саддукеев.

Несмотря на свою огромную власть и влияние (а частично из-за них), саддукеи не пользовались уважением среди евреев, особенно среди фарисеев.

Они были далеки от простого народа и высокомерны по отношению к нему.

Но их также не любили за их богословие, одним из положений которого было то, что нет воскресения.
В сфере политики саддукеи поддерживали римскую власть, потому что только по разрешению Рима они могли осуществлять контроль над людьми не только в религиозной сфере, но и в значительной степени в сфере политической. Поскольку саддукеи представляли собой ценность для Рима, помогая держать людей в повиновении, Рим наделил их некоторой властью, разрешив иметь даже свою собственную полицию в виде храмовой стражи.

Поскольку власть саддукеев полностью зависела от Рима, понятно, что они твёрдо поддерживали своих языческих правителей. И за это их тоже ненавидел народ.

Поскольку власть и богатство саддукеев зависели от храма, пожертвований, системы жертвоприношений и коммерческих структур, то, когда в 70-м году по Р.Х. храм был разрушен, они, как и всё священство, прекратили своё существование.

В религиозной сфере саддукеи в некоторой степени были крайними фундаменталистами. Они толковали Писание очень буквально и, следовательно, по некоторым вопросам занимали даже более абсолютистскую и жёсткую позицию, чем фарисеи. Иосиф Флавий писал, что, вынося приговор от имени народа, они проявляли больше жестокости, чем все другие секты. Они отказывались признавать, что устные или письменные толкования Писания и раввинские предания имеют хоть какуюто ценность, не говоря уже об их авторитетности. Саддукеи изощрялись в левитской чистоте и гордились тем, что являются хранителями истинной веры.

Но по какой-то причине они отдавали абсолютное первенство Пятикнижию, первым пяти книгам Ветхого Завета, почти исключая всё остальное Писание. Остальные книги в той или иной мере считались комментариями к пяти книгам Моисея. А так как Моисей не учил прямо о воскресении, то саддукеи отрицали его реальность.

Но у человека, который не верит в жизнь после смерти, мало причин жить иначе, кроме как ему заблагорассудится. После смерти такой человек не ожидает ни наказания, ни награды, потому что считает конец жизни концом всего. И, несмотря на множество ясных учений о благочестивой жизни в Пятикнижии, саддукеи были вполне довольны своей мирской жизнью, гордой и эгоистичной.

Между саддукеями и фарисеями постоянно были разногласия, и именно по этой причине Павел на суде перед Синедрионом заявил, что верит в воскресение. «Павел же, узнав, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: „Мужи братья! Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мёртвых меня судят“. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа; а фарисеи признают и то, и другое» (Деян. 23:6-8).

Когда саддукеи требовали от фарисеев доказать, что Моисей учил о воскресении, фарисеи, очевидно, могли привести две или три неясных ссылки.

Они утверждали, что в Числ. 18:28, где говорится о необходимости давать «возношение Господне Аарону, священнику», подразумевается воскресение.

Настоящее время указывало на то, что Аарон был ещё жив. И ещё более неясный отрывок цитировали из Втор. 31:16, в котором говорится о восстановлении людей; но их восстановление было не к будущей жизни, а к разврату. Третий текст был из Втор. 32:39, где Господь говорит: «Я умерщвляю и оживляю». Однако этот текст просто указывает на то, что Бог имеет полную власть над жизнью и смертью.

Фарисеи и саддукеи постоянно враждовали между собой как в политической и социальной сферах, так и на почве богословия. В социальном плане саддукеи были аристократами, а фарисеи — из народа. В политическом плане саддукеи поддерживали Рим, а фарисеи были против него. Однако был один фактор, который прочно объединял фарисеев и саддукеев. Этим фактором была их непримиримая вражда к Иисусу.

До прихода Господа Иисуса в Иерусалим в предыдущий понедельник саддукеи проявляли очень мало интереса к Нему. То, что Он был популярен среди народа, верил в воскресение и встречал сопротивление со стороны фарисеев, не имело для саддукеев большого значения до тех пор, пока Его слова и поступки не касались напрямую их и их деятельности. Однако очищение Иисусом храма мгновенно привлекло их внимание, потому что торговцы и меновщики монет, которых Он выгнал со двора язычников, были главной финансовой поддержкой власти саддукеев. Теперь Иисус вторгся на их территорию в полном смысле этого слова, подрывая их деятельность в самое прибыльное время года, когда приносились пасхальные пожертвования и жертвы.

Признание Иисуса Сыном Давида во время Его торжественного входа в Иерусалим также не могло не беспокоить саддукеев, потому что любое притязание на царский престол мгновенно вызвало бы жестокие репрессии со стороны римлян, которые не потерпели бы даже малейшего намёка на бунт.

Любое действие, направленное против евреев в целом, было бы угрозой привилегированному положению самих саддукеев и их власти под защитой римлян. Римляне ожидали, что эти еврейские вожди будут держать еврейский национализм и сопротивление под контролем. Всего за несколько дней до этого «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: „Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом“. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им:„Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб“» (Иоан. 11:47-50; ср. Марк.14:1-2). «С этого дня, — отмечает Иоанн, — [они] решили убить Его» (ст.53).

После Дня Пятидесятницы саддукеи продолжали оказывать сопротивление Иисусу, преследуя Его последователей. Когда Апостолы «говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых» (Деян. 4:1-2). По словам Иосифа Флавия, именно саддукеи убили Иакова, брата Господа.

После того как фарисеям не удалось с помощью своих учеников уловить Иисуса, заставив Его сделать опрометчивое заявление против Рима, саддукеи предприняли попытку дискредитировать Его в глазах еврейского народа. Задав Ему вопрос, на который, казалось бы, не было ответа, они планировали выставить Его глупцом, как это им, вероятно, удавалось в спорах с фарисеями.

Нелепое утверждение 

“Учитель! Моисей сказал: «Если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему». Было у нас семеро братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женой? Ибо все имели её” (Мф.22:24-28)

Как и предыдущая группа (ст. 16), саддукеи, обращаясь к Иисусу: «Учитель», думали усыпить Его бдительность с помощью снисходительной лести, которую один богослов назвал «изысканной насмешкой». Их двуличность особенно проявилась в выборе титула, потому что они намеревались смутить и дискредитировать Его именно как Учителя.

Более авторитетную личность, чем Моисей, который был таковым не только для саддукеев, но и для любого еврея, нельзя было и придумать. Моисей был великим законодателем, высшим представителем Бога в Ветхом Завете. Так как саддукеи знали, что Иисус глубоко почитает Писание, они знали, что Он не будет оспаривать законность учения, которое они собирались процитировать, а именно закон о левиратном браке.

Слово «левират» происходит от латинского левир, которое означает «брат мужа». Обоснование этому закону даётся во Втор. 25:5-6. Именно этот отрывок саддукеи кратко изложили Иисусу. Для того чтобы сохранить названия колен, семьи и наследство, если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему.

Левиратные браки практиковались на протяжении многих веков и чтились Богом ещё до того, как Он повелел Моисею включить данное правило в закон. Когда сын Иуды Ир был поражён Господом за своё нечестие, Иуда сказал другому сыну, Онану, который был не женат: «Войди к жене брата твоего, женись на ней как деверь и восстанови семя брату твоему». Но Онан вознегодовал, что родившиеся дети не будут считаться его детьми и «когда входил к жене брата своего, изливал на землю… Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» (Быт. 38:8-10).

Именно во исполнение левиратного закона Вооз взял себе в жёны Руфь, поскольку её первый муж, Махлон, умер. Когда родственник Руфи, который был ближе к ней, чем Вооз, не выкупил её, Вооз с радостью принял её как невесту (Руф. 4:1-10). Эта прекрасная история описывает не только человеческое сохранение родословной Махлона, но и божественное сохранение родословной Христа (Матф. 1:5).

Практиковались такие браки в дни Иисуса или нет, но эта традиция была хорошо знакома каждому еврею и признавалась как данная от Бога. Похоже, саддукеи считали её отличным способом доказать абсурдность идеи воскресения.

Сказав: «Было у нас семь братьев», саддукеи могли подразумевать подлинную историю, но скорее всего, они придумали её для этого случая. Когда первый брат женился, его шесть братьев были не женаты, и поэтому, когда он умер, не имея детей, он оставил жену свою брату своему. То же самое случилось со всеми семью братьями, и в конце концов все, включая и женщину, умерли.

Не трудно представить блеск в глазах саддукеев и самодовольные ухмылки на их лицах, когда они смотрели на Иисуса и предлагали Ему вопрос, на который, как им казалось, не было ответа: «Итак, в воскресении, которого из семи будет она женой?» Если все восьмеро воскреснут в том же состоянии и в тех же обстоятельствах, в которых они умерли, — как утверждали фарисеи и якобы Иисус, — как можно будет уладить их брачные взаимоотношения? Эта дилемма доказывала, что идея о воскресении явно абсурдна, и Иисус вынужден будет признать это если не словами, то Своим молчанием.

Ответ 

“Иисус сказал им в ответ: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божьи на небесах. А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: „Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова“? Бог не есть Бог мёртвых, но живых»” (Мф.22:29-32)

Саддукеи, вероятно, ожидали, что Иисусу нечего будет ответить, и Он уйдёт униженным и опозоренным, что им, по-видимому, удавалось сделать иногда с фарисеями.

Но Иисус ответил без колебаний и сразу же заставил их защищаться, сказав им: «Заблуждаетесь». Саддукеи преуспели лишь в том, что продемонстрировали своё невежество перед присутствующими в храме. «Вы сильно заблуждаетесь, — фактически, сказал Иисус, — и понятия не имеете, о чём говорите».

Греческое слово планао, переведённое как «заблуждаетесь», означает «сбиться с пути», «отклониться» или «обмануть». Здесь в этой форме оно означает «потерять направление» или «отклониться от истины». Часто оно несёт в себе идею потери реальности. Подобно лжеучителям, осуждаемым Иудой, саддукеи были как «звёзды блуждающие, которым сбережён мрак тьмы навеки» (Иуд. 13).

Далее Иисус изложил две причины, почему саддукеи заблуждались. Их заблуждение состояло в том, что они не понимали ни Писание, ни силу Божью. Ничто не могло задеть гордых саддукеев сильнее, чем это обвинение.

Ведь именно в этих двух сферах они считали себя самыми авторитетными знатоками.

Затем Господь объясняет (в обратном порядке), в чём состоит их заблуждение относительно Божьего Слова и Божьей силы.

Незнание Божьей силы 

“ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божьи на небесах” (Мф. 22:30)

Разоблачая ложное представление саддукеев о воскресении, Иисус также разоблачил их ложное представление об ангелах, чьё существование эти религиозные вожди отрицали. В Небесном Царстве, заявил Он, мужчины и женщины ни женятся, ни выходят замуж. Брачные взаимоотношения прекрасны, и они предписаны Богом, но это исключительно земное, временное установление.

На небесах не будет интимных отношений, там не будут рождаться дети, потому что там нет смерти и появления новой жизни, как на земле. На небесах также не будет каких-то исключительных взаимоотношений, потому что все будут абсолютно близки друг к другу, включая Самого живого Бога. На небесах люди будут как ангелы — одинаково духовны по природе, одинаково бессмертны, одинаково прославлены и одинаково вечны. Лука также приводит утверждение Иисуса о том, что воскресшие верующие — «суть сыны Божьи, будучи сынами воскресения» (Лук. 20:36).

Несомненно, что частично из-за влияния учения фарисеев о том, что воскресшее тело человека будет таким же, как и его земное тело, верующие в Коринфе тоже не имели ясного представления в этом вопросе. Пытаясь объяснить этим незрелым, заблудшим христианам так, чтобы они это поняли, Павел отмечает: “Не всякая плоть — такая же плоть; но иная плоть у людей, иная плоть у скотов, иная — у рыб, иная — у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная — земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная — звёзд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в унижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное… Каков перстный, таковы и перстные; и каков Небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ Небесного (1 Кор. 15:3944, 48-49).

Божья неограниченная сила легко может преобразовать земное в небесное. Хотя есть и те, кто отрицает воскресение, глупо полагая, что Бог ограничен и может воскресить тело человека только в его прежнем виде. Подобное убеждение бросает неразумный вызов силе Бога.

Незнание Писания 

“А о воскресении мёртвых не читали ли вы речённого вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мёртвых, но живых” (Мф. 22:31-32)

Зная, что убедить саддукеев о воскресении можно, цитируя только Пятикнижие, Иисус напомнил им о словах, речённых Богом, которые повторяются много раз в книге Исход: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова». «А что мёртвые воскреснут, и Моисей показал», — говорил Иисус сомневающимся саддукеям (Лук. 20:37). Слова о том, что Он является Богом патриархов, впервые были сказаны Богом Моисею, когда Он явился ему в горящем кусте у горы Хорив и призвал его вывести Божий народ из рабства в Египте в Землю Обетованную (Исх. 3:6). После этого данная фраза повторялась много раз (см., напр., Исх. 3:15-16; 4:15). За сотни лет до этого Господь говорил Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака» (Быт. 28:13), хотя Авраама уже давно не было в живых.

Прекрасный экзегетический довод Иисуса основан на настоящем времени этой фразы, которое используется в данном отрывке из Пятикнижия. Хотя Авраам и Исаак и Иаков уже давно умерли, Господь всё равно был их Богом, так же, как и в то время, когда они были живы, — по сути, даже более того, потому что после смерти они стали совершенно безгрешными, и их души имеют вечное общение с Ним в Его присутствии.

Эти три патриарха особенно упоминаются в Писании. Каждый из них был особым образом связан с Богом, что говорило об уникальной личной Его близости к каждому из них. Указывает ли родительный падеж на принадлежность Бога этим патриархам, или же на принадлежность патриархов Богу, — и то, и другое верно.

Настоящее время здесь употреблено потому, что Бог не есть Бог мёртвых, но живых, и если Он сейчас является Богом Авраама, Исаака и Иакова, то очевидно, что эти люди живы, но находятся в другом месте. Они также должны быть живыми, чтобы Бог мог исполнить Свои обетования, предназначенные для них и не исполненные при их жизни.

Все они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному.

Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Евр. 11:13-16).

Иисус сделал то, что самый мудрый фарисей или книжник никогда не смог бы сделать: Он ясно доказал реальность воскресения, цитируя Пятикнижие. Таким образом Он «привёл саддукеев в молчание» (Матф. 22:34).

Изумление 

“И, слыша, народ удивлялся учению Его” (Мф.22:33)

Народ привык удивляться учению Иисуса, и Лука сообщает, что даже «некоторые из книжников сказали: „Учитель! Ты хорошо сказал“» (Лук. 20:39). Но саддукеи «уже не смели спрашивать Его ни о чём» (ст. 40). К сожалению, Иисус не убедил их, потому что они не желали убедиться.

В тот день в храме Христос снова величественно продемонстрировал Свою божественность, ответив на вопрос, который, казалось бы, не имел ответа и который мог исходить только от всеведущего разума Бога. Христос продемонстрировал Свою абсолютную преданность Писанию, бесконечно большую преданность, чем лицеприятная преданность саддукеев, обманывающих самих себя. И Господь божественным образом подтвердил реальность и славу воскресения, которое ожидает тех, кто принадлежит Ему.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий