Полнота во Христе

“В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” (Кол.2:11-15)

Исцеление было важной частью земного служения нашего Господа. Тем самым Он доказал, что является Мессией, зримо показал нежное сострадание Бога и явил предвестие тысячелетнего царства, когда болезней больше не будет. Исцеления Господа нашего указывают также на важный принцип, связанный со спасением. Когда Иисус кого-нибудь исцелял, Он делал этого человека полностью здоровым. В Мф. 9:22 мы читаем: «Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». В Мф.15:28 рассказывается об исцелении дочери хананеянки: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Когда слуги сотника вернулись домой, «нашли больного слугу выздоровевшим» (Лк.7:10). Иисус сказал толпе в храме: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?» (Ин.7:23). Итоги служения исцеления нашего Господа подведены в Мф.15:31: «Народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева».

Когда Иисус исцелял людей физически, Он делал их совершенно здоровыми. Когда Он исцеляет нас духовно, Он также дает нам полное спасение. Это спасение не надо дополнять ложной человеческой философией или психологией, обрядами, мистикой, самоотречением или прочими человеческими делами. В Христе мы «имеем полноту» (Кол.2:10; см. 2Пет.1:3). Когда человек приходит к Иисусу Христу в спасительной вере, он — «новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор.5:17; см. Гал. 6:15).

 В Кол.2:10 Павел утверждает истину о полноте христиан во Христе, а в Кол.2:11-15 он указывает на три аспекта этой полноты. Во Христе мы имеем полное спасение, полное прощение и полную победу.

Полное спасение

“В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых” (Кол.2:11-12)

Мы уже отмечали, что ересь колоссян была смесью языческой философии с иудейским формализмом. Неудивительно, что лжеруководители колоссян — как иудействующие, с которыми Павел боролся в Галатии, — учили о необходимости обрезания для спасения.

Каждому иудейскому ребенку мужского пола обрезание делали на восьмой день после рождения (Лев.12:2-3). Это был знак его принадлежности к народу завета (Быт.17:10-14). Относительно истолкования смысла обрезания в истории Израиля отчетливо прослеживаются две тенденции. Одни считали, что самого обрезания как такового достаточно для спасения, потому что оно гарантировало принадлежность к народу завета. Это было неверно, так как «не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). Принадлежность к народу завета не гарантирует личного спасения. Павел пишет в Рим.2:25,28: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием… Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, наплоти».

Сторонники другого подхода видели в обрезании только внешнее проявление греховности человека и его потребности в очищении. Когда крайняя плоть мужского органа воспроизведения потомства отрезалась, это наглядно показывало: человек нуждается в очищении на самом глубоком уровне. Ни одна другая часть человеческого тела не указывает с большей глубиной на степень греховности людей, чем та, что отвечает за рождение потомства: все, что производит человек, греховно.

Такова библейская точка зрения. С самого начала обрезание было символом отчаянной потребности человека в очищении сердца. Во Вт.10:16 Моисей велит народу Израиля: «Обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны». Во Вт.30:6 добавляется: «Обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе». Господь велел израильтянам во времена Иеремии снять крайнюю плоть с сердца и обратиться к Господу (Иер.4:4; см.Иер.9:26). Бога всегда больше интересовало состояние сердца, а не физический обряд.

Опыт Авраама показывает, что само по себе обрезание не спасает. Павел пишет в Рим.4:11, что Авраам «знак обрезания… получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании». Авраам сделал себе обрезание только через много лет после того, как «поверил Господу, и Он [Бог] вменил ему это в праведность» (Быт.15:6). Его обрезание было внешним признаком состояния сердца, уже ставшего праведным верой.

Новый Завет также ставит акцент на обрезании сердца. Стефан обвиняет синедрион в том, что они «жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем» (Деян.7:51). Павел дает определение подлинного обрезания в Рим. 2:29: «Тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце».

Для христиан физический обряд обрезания необязателен, потому что мы уже обрезаны обрезанием нерукотворенным. Обрезание Христово — это совлечение греховного тела плоти. Тело плоти — это грешная, падшая человеческая природа, полностью управлявшая верующими до спасения. Христиане очищены от этой греховной власти, им дана новая природа, сотворенная в праведности, они обрезаны обрезанием нерукотворенным, то есть не физически, а духовно. При спасении «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). В результате «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Нигде это не описывается лучше, чем в следующей фразе Павла: «Обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп. 3:3). Верующие свободны от власти греха и суда за него, хоть и не освобождены от его присутствия.

Возникает вопрос, почему христиане могут продолжать грешить, если их грешная природа мертва. Павел дает на это глубоко личный ответ в Рим. 7:15-23:

“Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если лее делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.”

Новый настрой — желание делать добро и повиноваться Богу — пребывает в неискупленной плоти, человеческом теле. Эта плоть все еще подвержена искушениям со стороны «всего, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16). Новая природа Павла желает повиноваться Богу, но, говорит он: «В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:23). Новое творение чисто и свято. Как верующие, мы ждем только искупления наших тел (Рим. 8:23), чтобы стать полностью пригодными для жизни на небесах. 

Крещение, рассматриваемое как обряд, необходимый для спасения, столь же второстепенно, как и обрезание. Некоторые исследователи находят в Кол. 2:12 подтверждение мнения о том, что рождение свыше происходит в момент крещения, но вряд ли Павел хотел просто заменить один обряд другим (см. 1 Кор. 1:13-17). Если бы Павел считал, что переход от духовной смерти к духовной жизни происходит в результате водного крещения, он был бы таким же формалистом, как те, кого он осуждал. В Кол. 2:12 не имеется в виду водное крещение, как в Кол. 2:11 — физическое обрезание. В обоих стихах говорится о духовной реальности.

Крещение — символ единства верующих с Христом. Они были погребены с Ним в крещении, а духовный союз верующего с Христом начинается в момент спасения (см.1Кор.12:13). Водное крещение — только символ этой реальности. Оно обозначает отождествление верующего с Христом в Его смерти, погребении и воскресении (см. Рим. 6:3-4).

Достичь такого духовного преображения можно только верою в силу Бога. Сила — это energeia, откуда происходит наше слово энергия. Это — активная сила Бога, та самая, которая воскресила Иисуса из мертвых. Те, кто верит, что Бог воскресил Иисуса из мертвых, воскреснут вместе с Ним. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10:9).

Полное прощение

“и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту” (Кол.2:13-14)

Здесь Павел рассматривает ту же самую истину, которую, с другой точки зрения, он рассматривал в Кол. 2:11-12. В Кол. 2:11-12 он подчеркивал, что спасение является полным вне зависимости от каких-либо религиозных обрядов. Теперь лее он делает акцент на том, что прощение человек получает вне зависимости от человеческих дел. Вероятно, учение о прощении — самое живительное и несущее наибольшее утешение во всем Писании, потому что именно прощение нужно виновным грешникам, чтобы восстановить правильные отношения с Богом.

Как и все грешное человечество, колоссяне были мертвы во грехах до своего спасения (см. Еф. 2:1). Греческая конструкция — это местный падеж, обозначающий принадлежность к определенной области. Неверующие существуют в сфере или царстве духовной смерти. Быть духовно мертвым значит не иметь смысла жизни, не откликаться на духовные стимулы — как мертвый в физическом смысле не реагирует на физические стимулы. Это значит быть неспособным откликнуться на призыв Бога. Библия и духовная истина не имеют смысла для человека в таком состоянии. Духовно мертвые подчинены миру, плоти и сатане, у них нет духовной, вечной жизни.

Павел описывает колоссян в их состоянии, предшествующему спасению, как мертвых не только во грехе, но и в необрезании плоти. Эта фраза указывает на язычников, чье необрезание отмечало их как не принадлежащих завету. Павел пишет о них в Еф. 2:11-12: «Итак, помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». Язычники, следовательно, находились в гораздо худшем положении, чем неверующие иудеи, которые, по крайней мере, принадлежали в обществу, обладающему Божьим заветом. Неудивительно, что Павел описывает их как «не имеющих надежды» и «безбожников в мире» (Еф. 2:12).

К счастью, история на этом не заканчивается. Бог «богат милостью» (Еф. 2:4), и Он оживил нас вместе с Ним. Павел снова подчеркивает единство верующих со Христом (см. Кол. 2:10, «в Нем»; Кол. 2:11, «в Нем»; Кол. 2:12, «с Ним»). Те, кто был без надежды и мертв во грехе, получили новую жизнь через этот союз. Бог начинает процесс спасения, потому что духовно мертвые люди не могут оживить себя сами.
В результате оживления вместе со Христом верующим простились все грехи. Знание о том, что все наши грехи прощены, приносит великую радость. «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс. 31:1).

То, что Бог прощает грехи тех, кто верит в Него и впускает их в Свое вечное Царство и Свою славу, — самая важная истина Писания. В псалме говорится: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:3-4). В Ис. 1:18 мы читаем: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Исайя пишет в Ис. 55:7: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Пророк Михей восклицает: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?» (Мих. 7:18).

Божье прощение — важная тема Нового Завета. Господь наш сообщил ученикам на последней вечере: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). Петр говорит собравшимся в доме Корнилия, что «всякий верующий в Него [Иисуса] получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). В Деян. 13:38-39 Павел говорит: «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий». Ефесянам Павел писал: «Мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7). В Евр. 8:12 Господь говорит: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».

Каковы характеристики Божьего прощения?

Во-первых, оно дается в благодати. Оно не заслужено — это безвозмездный дар. В Рим. 3:24 сказано, что люди «получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» . Павел вторит этим словам в Тит. 3:4-7: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».

Во-вторых, Божье прощение полно. Прощение, сообщается нам в Еф. 1:7, происходит «по богатству благодати Его». Божья благодать всегда сильнее греха, потому что, «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Апостол Иоанн ясно говорит: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (1 Ин. 2:12).

В-третьих, Бог готов дать нам Свое прощение. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23; см. также Иез. 33:11). «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс. 85:5). У Бога не надо вымаливать прощение, Он жаждет дать его нам.

В-четвертых, Божье прощение несомненно. В Деян. 26:18 Павел говорит, что Бог послал его к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня [Иисуса] получили прощение грехов и жребий с освященными». Прощение несомненно и основано на Божьем обещании.

В-пятых, Божье прощение не имеет равных. Пророк Михей писал: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего?» (Мих. 7:18). Другого такого быть не может. Ни один из богов ложных религий не дает такого прощения.

В-шестых, Божье прощение — мотивация для нас. В Еф. 4:32 нам велено «быть друг ко другу добры, сострадательны, прощать друг друга, как и Бог во Христе простил вас». Бог простил наши большие долги, которые мы не смогли бы уплатить.

Почему же мы не можем простить тем, кто должен нам, и должен гораздо меньше (см. Мф. 18:23-35)? Далее в этом стихе подтверждается, что Божье прощение полно. Как Он мог бы приказывать нам прощать других, если бы сам не простил нам все?

Затем Павел приводит сравнение, поясняющее суть Божьего прощения. Когда Бог прощает нас, Он, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Рукописание — это cheirographos, что буквально означает «нечто, написанное от руки», или «автограф». Так называлась долговая расписка, в которой должник признавал факт наличия за ним долга. Павел пишет, что эта расписка была против нас. Слово dogmasin (учение) относится к закону Моисея (см. Еф. 2:15). Все люди (в том числе язычники, см. Рим. 2:14-15) — должники перед Богом, потому что нарушили Его закон. Рукописание было против нас, то есть его было достаточно, чтобы осудить нас на пребывание в аду, ведь «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Слово exaleipho (взял) значит «стер», как стирают написанное мелом на доске. В древности документы часто писались либо на папирусе, материале, похожем на бумагу и изготавливаемом из разновидности тростника, либо на пергаменте, сделанном из кожи животных. Чернила, которые тогда использовали, не содержали кисло-ты, поэтому они не впитывались глубоко в писчий материал. Так как чернила оставались на поверхности, их нетрудно было стереть, если писец хотел использовать материал вторично. Павел здесь говорит, что Бог стер нашу долговую расписку и пригвоздил ко кресту. Против нас больше нечего сказать. Наше прощение полно.

Полная победа

“отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” (Кол.2:15)

Отняв силы у сатаны (буквально «разоружив» его) и начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Здесь мы видим образ римского полководца-триумфатора, который гонит перед собой побежденного пленного противника по улицам Рима. Победа Христа на кресте остановила бесов в их попытке помешать делу искупления и лишила сатану его силы. В Евр. 2:14 сказано: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».

Поклоняться таким потерпевшим поражение, униженным созданиям было бы верхом безумия. Крест — это ответ заблуждавшимся из Колосс, которые поклонялись ангелам. Через Господа Иисуса и Его деяние на кресте (см. Еф. 1:20-23; 3:10) Бог упразднил долги верующих, нанеся поражение сатане и его падшим ангелам. Вот почему Павел может утверждать в Рим. 8:37-39: «Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Хри Иисусе, Господе нашем». Хотя мы продолжаем бороться с силами зла, они не могут победить. Христос, распятый и воскресший Господь все правит во вселенной. Быть единым с Ним значит быть свободным от власти сатаны.

Смерть Христа влечет за собой преображение, прощение и победу. К полному спасению прибавляется полное прощение и триумф. Неудивительно, что Павел писал: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий