Облечение в нового человека

Облечение в нового человека

“совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца” (Кол.3:9б-17)

Вы можете многое сказать о людях нашего современного общества по их одежде. От игроков в бейсбол до водителей автобусов, от почтальонов до полицейских, люди носят форму, которая является признаком их профессии. По тому, как мы одеты, видно, кто мы, и неподобающая одежда часто может стать причиной неловкой ситуации. Много лет назад один очень богатый человек пришел в местный клуо в Южной Калифорнии в оборванной одежде. Его тут же схватила охрана, у него потребовали документы, — несмотря на то что он был владельцем данного клуба. Он не был одет соответственно своему положению.

Об этом говорит Павел в Кол.3:96-17. Христиане должны облечься в духовные одежды в соответствии со своей новой природой. Они умерли со Христом и воскресли для новой жизни. Спасение, таким образом, ставит перед верующими двусторонние обязательства. Они должны отказаться от одежды старой, греховной жизни, как указывает Павел в Кол. 3:5-9а. Они также должны облечься в новый образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны понимать положение, прогресс, участие, поведение, совершенство и приоритеты нового человека.

Положение нового человека

“совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового” (Кол.3:96-10а)

Этот отрывок связывает Кол.3:5-9а, где верующим сообщается, от чего им надо отказаться, и Кол. 3:12-17, где говорится, во что им надо облечься. Это мост между старой и новой природой, — мост через пропасть, которую верующие никогда не пересекли бы, если бы Иисус не сделал их новыми созданиями. Глагольная форма совлекшись указывает на совершившийся факт. Ветхий человек с делами его уже остался позади.

Много споров велось об отношениях между ветхим человеком и новым человеком. Многие утверждают, что в момент спасения верующие обретают новую природу, но при этом сохраняют и старую. Спасение, таким образом, оказывается дополнением, а не преображением, и борьба в жизни христиан происходит из-за соперничества этих двух природ.

Но такой взгляд не вполне соответствует библейскому учению. В момент спасения ветхий человек остается позади. Павел сообщал коринфянам: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Римлянам он писал: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Спасение — это преображение: старое уходит, уступая место новому. Р. Ч. X. Ленски писал: «Ветхий человек не обращается — такого не может быть; он не обновляется — такого не может быть. Он только может быть заменен новым человеком».

Что такое ветхий человек? Это не рожденная свыше природа, прежняя форма существования в Адаме. Это старая, развращенная, оскверненная, греховная природа, «истлевающая в обольстительных похотях» (Еф. 4:22). Говорить, что верующий обладает одновременно и старой, и новой природой, значит утверждать, будто верующий отчасти рожден свыше, а отчасти — нет. Этому нет подтверждения в Писании.

Новый человек — это, напротив, рожденная свыше природа. Это то, чем верующие являются во Христе. Новая природа — это новая тварь, о которой Павел пишет во 2 Кор. 5:17. Этот человек живет не по-мирскому (Еф. 4:17), в Божьей любви (Еф. 5:1), в свете Божьей истины (Еф. 5:8), в мудрости (Еф. 5:15), любя Божий закон и Божьего Сына, ненавидя грех и стремясь к праведности.

В Библии все люди рассматриваются как находящиеся либо во Христе, либо в Адаме. Третьего не дано. Пуританин Томас Гудвин писал: «Перед Богом есть только два человека — Адам и Иисус Христос; все остальные люди держатся за них».

Павел описывает разницу между Адамом и Христом в Рим.5:12-21, одном из наиболее глубоких по мысли богословских отрывков Нового Завета. В Адаме мы обретаем грех и смерть (Рим. 5:12-14), во Христе — благодать и праведность (Рим. 5:15-18). Непослушанием Адама все люди стали грешниками; повиновением Христа все люди стали праведниками (Рим. 5:19). Невозможно одновременно быть в Адаме и во Христе, невозможно одновременно обладать ветхой и новой природой.

Возникает вопрос — почему верующие могут грешить, если их ветхой природы больше нет. Они грешат, потому что новый человек пребывает в старом теле, ограничен плотью. Павел описывает этот конфликт в Рим. 7:14-25. Он явно говорит, что грех не во внутреннем человеке, который любит то, что свято, а во плоти. «”Плоть” — это не тело само по себе; это тело, которое использует, кото-рым управляет грех. Это тело, находящееся под властью греха и зла; тело, в котором при земной жизни пребывает грех. Плоть — это греховные желания, побуждения и страсти, которые ассоциируются с нашей человеческой природой. Присутствие неискупленной плоти побуж-дает нас «в себе стенать, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23).

Прогресс нового человека

“который обновляется в познании по образу Создавшего его” (Кол. 3:106)

Обладание новой природой дает верующему новую жизнь, но не мгновенно ведет к духовной зрелости. Плоть постоянно размахивает перед новым человеком одеждами старой природы и призывает его надеть их. Битва против плоти будет продолжаться всю нашу жизнь. Новая природа уже дана нам, но она должна возрасти, как ребенок, который рождается уже полноценным существом и должен вырасти. Павел писал, что «внутренний [человек] со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16), чтобы справиться с несовершенной плотью.

Новый человек обновляется в познании. Обновляется — то есть приобретает новое качество. Приставка (ana) придает глаголу (kaioo) значение противопоставления тому, что было прежде. Это — новое качество жизни, которого раньше никогда не было. В отличие от тленной греховной природы, новая природа постоянно обновляется Богом. Слово epignosis (познание) подразумевает глубокое, основательное знание (см. Кол. 1:9). Процесс обновления приводит к возрастанию знаний. Уильям Хендриксен пишет: «Когда человек входит в воды спасения, сначала он погружается туда по лодыжку, потом — по колено, потом — по пояс и наконец становится умелым пловцом (см. Иез. 47:3-6)». Рост в жизни христианина невозможен без познания: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная совершенная» (Рим. 12:2). «Обновиться духом ума вашего» (Еф. 4:23). Из зрелого познания проистекает святая жизнь.

Источник знания — Библия. Павел писал Тимофею: «Все Писание богодух-новенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17). Петр призывает верующих: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Пет. 2:2). Слово Божье — та пища, которая питает рост нового человека. Быстрота роста верующих зависит от того, как они применяют это знание в cвоей жизни.

Цель познания — сделать верующего более похожим на Того, Кто сотворил его. Новый человек постепенно становится все больше и больше подобен Господу Иисусу Христу, сотворившему его. В 1 Кор. 15:49 нам говорится: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Бог хочет сделать верующих подобными Иисусу Христу. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим. 8:29). Новая природа продолжит прогрессировать, развиваться для достижения христоподобия, пока Господь не вернется или ве-рующий не умрет. Апостол Иоанн писал: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2).

Участие нового человека

“где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос” (Кол.3:11)

Облечение в нового человека имеет значение и для церкви. Как отдельные верующие должны отказаться от ветхого человека, так и церковь должна отвергнуть прежние барьеры, разделявшие людей. В ней нет места расовым границам или культурному снобизму. Бог объединил всех верующих в Иисусе Христе (см. Гал. 3:28; Еф. 2:15). Это было поразительное, невероятное откровение для мира в I веке. Расовые, религиозные, культурные и общественные барьеры, разделявшие людей, были такими же прочными и древними, как в любое другое время.

Эллинов и иудеев, обрезанных и необрезанных разделяла непреодолимая расовая и религиозная пропасть. У них не было ничего общего. Иудеи не входили в дома язычников. Они не ели пищу, приготовленную язычниками, и не покупали мяса у языческих мясников. Возвращаясь в Израиль, они показывали свое презрение к язычникам, стряхивая языческую пыль со своей одежды и обуви. Даже апостолам очень не хотелось принимать язычников в церковь (см. Деян. 10 – 11). Стоит ли говорить, что язычники платили им тем же?

Но Евангелие сломало эти барьеры — иудеи и язычники стали едины во Христе. Павел описывал, как это совершилось, в Еф. 2:13-16…

“А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.”

В древнем мире людей также разделяли труднопреодолимые межкультурные барьеры. Образованные и культурные греки и иудеи с презрением относились к варварам и скифам. Варвар — это ономатопоэтическое слово, описывающее людей, говорящих нечленораздельно и невнятно. Греки придумали это слово, высмеивая тех, кто не принадлежал к их элите. Скифов ненавидели и боялись больше, чем остальных варваров. Это был народ воинственных кочевников, совершавший набеги в плодородные области к востоку от Средиземного моря в VII веке до Р. X. Скифы славились своей жестокостью. Уильям Хендриксен приводит несколько исторических ссылок об этих людях. Греческий историк Геродот писал о них:

“Они вторглись в Азию, изгнав из Европы киммерийцев… и овладели всей Азией. Оттуда они выступили против Египта; и, когда были в части Сирии, называемой Палестиной, Псамметих, египетский царь, встретил их с дарами и мольбами, убеждая не идти дальше… Они правили Азией двадцать восемь лет; земля была опустошена из-за их склонности к насилию и жестокости… Большое количество их было убито Киаксаром и мидянами, после того как они напились на пиру. Они пили кровь первого врага, убитого в бою, собирали скальпы и пили из черепов убитых. У них были самые отвратительные привычки, и они никогда не мылись.”

Иудейский историк Иосиф Флавий добавляет: «Скифам нравится убивать людей, они немногим лучше диких зверей» («Против Апиона» 2.269). Отец ранней церкви Тертуллиан не мог придумать лучшего определения для еретика Маркиона, чем сказать, что он «отвратительнее скифа» («Против Маркиона» 1.1).

В древнем мире немыслимо было представить себе общество, которое бы объединило в себе греков, иудеев и скифов. Однако именно это произошло в церкви. Христос уничтожил межкультурные барьеры, разделявшие людей.

Существовали и общественные барьеры между рабами и свободными. Раб рассматривался, по словам Аристотеля, как «живое орудие». Однако и рабы, и свободные люди спасались, становясь братьями во Христе, потому что «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные» (1Кор.12:13). Павел напоминает галатам, что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Он просил Филимона принять Онисима, его беглого раба, «не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного» (Флм.1:16).

В 202 г. по Р. X. свидетельством этого единства свободных и рабов стало трагическое событие на арене карфагенского цирка. Перпетуя, молодая женщина из благородной семьи, и Фелицита, девочка-рабыня, приняли мученичество за Христа. Оказавшись перед разъяренными дикими зверями, они взялись за руки. Рабыня и свободная женщина умерли вместе во имя любви к одному Господу.

В церкви нет места для созданных людьми барьеров, потому что все и во всем Христос. Так как Христос пребывает во всех верующих, все мы равны. Он ломает расовые, религиозные, межкультурные и общественные барьеры и делает верующих новыми людьми (Еф.2:15).

Поведение нового человека

“Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы” (Кол.3:12-13)

В Кол.3:5-9а Павел сообщает верующим, от чего им следует отказаться, а в Кол.3:96-11 он описывает новую природу верующих во Христе. В Кол.3:12 Павел начинает сообщать верующим, во что им облечься. В Кол.3:96-11 Павел останавливается на том, что Бог сделал для верующего. В Кол.3:12-17 он уточняет, какого отклика Бог ждет от верующего. Праведная природа должна проявиться в праведном поведении. Такое поведение — внешнее проявление внутреннего преображения и единственное несомненное доказательство того, что преображение имело место.

Нельзя стать христианином исключительно по собственному выбору. Напротив, верующие — избранные Божий. Писание ясно учит истине божественного избрания. В Еф.1:4 говорится, что Бог «избрал нас в Нем [Христе] прежде создания мира». Павел был уверен, что Бог избрал фессалоникийцев (1 Фес. 1:4), и благодарил Его за это: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). Бог избрал нас не из-за наших добрых дел, «но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9). Имена верующих занесены в книгу жизни от основания мира (см. Отк. 13:8; 17:8). В основе нашего отклика лежит добровольная, всевышняя благодать Бога, это Его замысел, Его инициатива.

Благодаря Божьему избранию, верующие — святые и возлюбленные. Hagios (святой) значит «выделенный», «отдельный». Бог избрал верующих из всего человечества и привлек их к Себе. Они отличаются от мира. Когда верующим не удается вести себя не так, как ведет себя мир, они нарушают самый замысел своего призвания.

Верующие — возлюбленные Бога. Это значит, что Он любит их особым образом. Избрание — это не холодная, фаталистическая доктрина. Напротив, она основана на непостижимой любви Бога к Его избранным: «в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1:4-5).

Избранный (Вт.7:6; 14:2; 1 Пар. 16:13; Пс. 104:43; 134:4; Ис. 41:8; 44:1; 45:4), святой (Исх. 19:6; Лев. 19:2; Иер. 2:3), возлюбленный (3 Цар. 10:9; 2 Пар. 9:8; Ос. 11:1) — в Ветхом Завете все эти слова относятся к Израилю. В Божьем замысле произошли изменения. То, что когда-то относилось только к избранному народу, теперь относится ко всем, кто приходит ко Христу в вере. Израиль временно был избран, но теперь избрание доступно и для язычников (см. Рим. 9 — 11). Спасенные в церкви избраны Богом. Мы называемся «избранными» (см. Ин. 15:16; Рим. 8:33; 2 Тим. 2:10; Тит. 1:1; 1 Пет. 1:1). В Деян. 13:46-48 говорится о тех, кто предназначен Богом к вечной жизни…

“Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. Ибо так заповедал нам Господь: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.”

В Рим. 9:13-16,19-22 сказано, что Бог волен избирать тех, кого захочет…

“Как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал? » Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?”

В Рим. 11:4-5 говорится о Божьем «избрании благодати». В Еф. 1:4 утверждается, что верующие были избраны «прежде создания мира». Фессалони-кийцы были избраны «от начала» (2 Фес. 2:13). Возможно, во 2 Тим. 1:8-9 об этом говорится понятнее, чем в любом другом месте: «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с бла-говестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».

Учение об избрании наносит удар по людской гордости, возвышает Бога, вызывает в нас радость и благодарность Господу, дает нам вечные привилегии и уверенность, способствует святости и делает человека смелым, потому что избранный Богом к вечной жизни не должен ничего и никого бояться.

Облекитесь — это enduo, что значит «одеваться» или «облекаться». Далее перечислены качества, в которые должен облечься новый человек.

Милосердие — первая особенность нового человека. Дословно это выражение означает «сострадание сердца». Сердце — это splanchna, гебраизм, который буквально обозначает внутренности человеческого тела (сердце, легкие, печень, почки и т. д.). Как мы уже говорили, обсуждая Кол. 2:2, в Новом Завете это слово используется фигурально, для указания на место средоточия чувств. Именно в таком смысле оно используется здесь. Oiktirmos («сострадание») значит «жалость», «милосердие», «симпатия» или «сопереживание». В целом это выражение можно было бы перевести как «умение сопереживать» или «умение быть сострадательным на глубоком уровне». Этого божественного качества (Лк.6:36; Иак.5:11), в таком совершенстве явленного в Иисусе (Мф.9:36), древнему миру весьма и весьма недоставало. Например, больных, раненых и стариков часто бросали на произвол судьбы. В результате многие из них умирали. Верующие не должны быть равнодушны к виду страданий, они должны заботиться о нуждах людей.

Благость тесно связана с милосердием. Греческий термин относится к благости, пронизывающей всего человека, смягчающей все, что только может ожесточиться. Иисус использовал это слово, когда говорил: «Иго Мое благо» (Мф.11:30), то есть оно было не жестко, его легко было нести. Благой человек заботится о благе ближнего, как о своем собственном. Бог благ, даже по отношению к неблагодарным и злым людям (Лк.6:35). Фактически именно Его благость ведет нас к покаянию (Рим.2:4; см. Тит.3:4). Доброта Иисуса проявилась в Его приглашении: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30). Пример благости — добрый самарянин (Лк.10:25-37), и мы должны следовать этому примеру.
В классическом греческом tapeinophrosune (смиренномудрие) и родственные ему слова всегда имеют негативное значение. С распространением христианства смирение превратилось в добродетель. Это средство против самолюбия, которое отравляет взаимоотношения. Павел был сторонником подлинного смирения, в отличие от ложного смирения лжеучителей (см. Кол.2:18,23). Смирение было характерно для Иисуса (Мф. 11:29) и считается наиболее ценной христианской добродетелью (Еф.4:2; Флп.2:3 и далее; 1 Пет. 5:5).

Понятие prautes (кротость) тесно связано со смирением. Это не слабость и не беззащитность, но готовность скорее пострадать самому, чем повредить другому. Кроткий человек знает, что он — грешник из грешников, и готов принять на себя бремя своих братьев. Такую кротость может породить в человеке только Святой Дух (см. Гал.5:22-23). Она должна быть характерной чертой поведения христиан, даже при назидании согрешившего брата (Гал.6:1) или защите веры от нападок неверующих (2 Тим. 2:25; 1 Пет. 3:15).

Долготерпение — это makrothumia. Терпеливый человек не сердится на других. Уильям Баркли пишет: «Это дух, который никогда не теряет терпения по отношению к собратьям. Их глупость или неспособность к обучению никогда не ввергают его в цинизм или отчаяние; их оскорбления и дурное обращение никогда не вызывают в нем горечи и гнева». Терпение противоположно гневу и мести. Оно было характерно для Иисуса Христа. Павел писал Тимофею: «Для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим. 1:16). Если бы не Божье долготерпение, никто не мог бы спастись (2 Пет. 3:15).

Снисходя друг другу значит «терпя, держась перед лицом гонений, угроз, оскорблений, равнодушия или жалоб, не сдаваясь». Такое поведение было характерно для Павла, который писал коринфянам: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Кор. 4:12). Оно не было характерно для коринфян, которые подавали друг на друга в суд. Павел восклицает: «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6:7). Верующие должны быть снисходительны (Еф. 4:2). Такими были фессалоникийцы, о которых Павел писал: «Мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых [anexomai, глагол из Кол. 3:13] вами» (2 Фес. 1:4).

Для верующих должно быть характерно не только терпение, но и умение прощать взаимно. Греческое charizomenoi буквально значит «прощать друг друга», это возвратная форма. Церковь в целом должна быть местом благодати, где все прощают друг друга. Павел добавляет слова: как Христос простил вас, так и вы, — делая Христа образцом для подражания. Как Он просил нас, так и мы должны прощать других (Еф. 4:32; см. также Мф. 18:21-35). Выражение если кто на кого имеет жалобу означает: если кто-то виновен в грехе, заблуждении или что-то вам должен. Господь Иисус — наш образец прощения, потому что Он прощает все грехи, заблуждения и долги. Он также образец всех остальных добродетелей, описанных в данном отрывке.

Совершенство нового человека

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:14)

Если продолжить сравнение с одеждой, то любовь — это пояс, объединяющий вместе все перечисленные выше качества (см. Флп.2:1-5). Любовь — самое важное моральное качество в жизни верующего, потому что на ней держится единство церкви. Верующие никогда не смогли бы наслаждаться обществом друг друга только на основании милосердия, благости, смиренномудрия, кротости и долготерпения; они не стали бы прощать друг друга и снисходить друг к другу, если бы не любили. Фактически все заповеди Кол.3:12-13 можно подытожить во фразе: «Любите друг друга». Павел пишет в Рим.13:10, что «любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Пытаться практиковать добродетели, описанные в Кол.3:12-13, без любви — это формализм. Они должны проистекать из любви, которая, в свою очередь, плод жизни, испо-лненной Духа (Гал. 5:22). Ничто не угодно Богу, кроме того, что по любви (1 Кор. 13:1-3), даже знание (Флп. 1:9), вера (Гал. 5:6) и повиновение (Ин. 14:15) без любви Ему не нужны. Любовь — это красота верующего, она рассеивает уродливые грехи плоти, нарушающие единство.

Приоритеты нового человека

“И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца” (Кол.3:15-17)

Павел завершает изложение качеств, которые должны быть характерны для образа жизни нового человека, перечислением трех приоритетов. Это самые ценные облачения нового человека, они важнее всех остальных. Новый человек должен облечься в мир Христа, слово Христа и имя Христа.

Мир Христа

“И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны” (Кол.3:15)

Слово eirene (мир) означает как согласие, договор, пакт или примирение, так и состояние покоя и безопасности. Здесь имеются в виду оба эти значения. Объективно верующие находятся в мире с Богом: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Война между верующими и Богом закончена, мирный договор был оплачен кровью Христа. Поэтому верующие могут быть спокойны и чувствовать себя в безопасности. Павел пишет филиппийцам, что «мир Божий… соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:7). Мы называем этот мир миром Христа, потому что именно Он несет нам этот мир (см. Ин.14:27; Еф.2:14).

Владычествует — это brabeuo, слово, которое в Новом Завете употребляется только здесь (хотя как часть сложного слова оно встречается в Кол. 2:18). Оно использовалось применительно к судьям, решавшим, каким должен быть исход спортивных состязаний. Мир Христа побуждает верующих принимать ре-Зиения. Перед лицом выбора верующий должен учитывать два момента. Во-первых, соответствует ли его решение факту, что он и Христос теперь в мире, то есть на одной стороне? Поступает ли он в единстве с Господом, которым обладает каждый верующий? В 1 Кор. 6:17-18 есть замечательные слова на этот счет: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда». Наш союз с Господом побуждает нас к чистоте. Во-вторых, не нарушит ли наше решение глубокий покой у нас в сердце? Эти два момента помогают нам также не впустить грех в свою жизнь. Грех оскорбляет Христа, с Которым мы в мире, поэтому нарушаются мир и спокойствие в наших сердцах.

Мир не только объективен и субъективен — он касается и сферы отношений. Верующие призваны жить мирно в одном теле. Люди, которые имеют мир со Христом и мир в своем сердце, будут жить в единстве и гармонии друг с другом.

Хранить мирное сердце значит быть благодарным. Благодарность — постоянная тема Послания к колоссянам (см. Кол. 1:3,12; 2:7; 3:15,16,17; 4:2). Благодарность — это естественная реакция верующих в ответ на все, что сделал Бог (Еф. 5:20; Флп. 4:6; 1 Фес. 5:18; Евр. 13:15), в то время как неблагодарность — признак неверующего (Рим. 1:21). Дух кроткой благодарности Богу неизбежно повлияет на наши отношения с другими людьми. Мир и благодарность тесно связаны.

Слово Христа

“Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу” (Кол. 3:16)

Слово Христово — это откровение, которое Он принес в мир, — Писание. Мир и благодарность, так же как единство, любовь и все необходимые добродетели, рождаются, когда разумом человека управляет Писание. Вселяться — это enoikeo, что значит «пребывать в», «быть дома». Павел хочет, чтобы Слово вселилось в верующих и было в их жизни как дома. Слово plousios (обильно) может быть также переведено как «в богатстве». Истины Писания должны пронизывать все стороны жизни верующего, управлять всеми его мыслями, словами и делами. Слово пребывает в нас, когда мы слушаем его (Мф. 13:9), усваиваем его (2 Тим. 2:15), заключаем его в себя (Пс. 118:11) и храним (Флп. 2:16). Для этого христианин должен читать, изучать Слово и жить им. Чтобы Слово Христово вселялось в нас обильно, надо быть исполненным Духом (см. Еф. 5:18). Слово в сердце и разуме — орудие, с помощью которого Дух управляет волей. Ясно, что эти два понятия идентичны, потому что в следующих отрывках они уподобляются друг другу.

Кол. 3:18 — 4:1 — самая краткая параллель Еф. 5:19 — 6:9. Когда человек исполняется Святым Духом, результат получается тот же, что и в случае, когда он позволяет Слову наполнять свою жизнь. Поэтому эти две духовные реальности рассматриваются вместе. Исполниться Духа значит повиноваться Слову. Исполниться Слова значит слушаться Духа. Так как Дух — автор и сила Слова, эти выражения взаимозаменяемы.

Далее Павел упоминает два конкретных результата пребывания Слова Христа в верующем — позитивный и негативный: со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга. Научение — обучение позитивной истине. Вразумление — негативная сторона обучения. Это предупреждение людей о последствиях их поведения. И то и другое — следствия жизни, исполненной Словом Божьим.

Когда в человеке пребывает Слово Христа, оно не только дает ему информацию, но и рождает в нем чувства. И тогда вы слагаете псалмы, славословие и духовные песни, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Псалмы брались из ветхозаветной Псалтири — сборника псалмов. Эти псалмы пелись под музыку, как делаем и мы сейчас. Славословие — это восхваление Бога. Счита-ется, что некоторые фрагменты Нового Завета (например, Кол.1:15-20 и Флп.2:6-11) представляют собой гимны, которые пели в ранней церкви. Духовные песни — это песни свидетельства (см.Отк. 5:9-10). В них описывалось, что сделал для нас Бог.

Комментаторы придерживаются разных мнений по поводу слова chariti (благодать): следует ли переводить его как «благодать» или как «благодарность». Возможно, здесь присутствуют оба значения: верующие поют с благодарностью и в благодати. Веля верующим петь в сердцах ваших, Павел не имеет в виду, что вслух петь не надо. Он заботится о том, чтобы в сердце было то нее, что и на языке (см. Ам. 5:23). Пение должно быть обращено к Богу как восхваление и поклонение, ради Его удовольствия и славы. Такова его первостепенная задача, а эффект положительного воздействия на верующих — сопутствующий ей вторичный продукт.

Во Имя Христа

“И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца” (Кол. 3:17)

Самое простое и основное правило в жизни христианина — все, слова и дела, должно быть во имя Господа Иисуса. Делать все во имя Иисуса значит поступать соответственно Его природе и намерениям. Павел выражает ту же мысль в 1 Кор. 10:31: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Павел опять напоминает, что мы не должны выполнять заповеди неохотно, как тяжкую обязанность. Мы должны делать все, благодаря через Него Бога и Отца.

Начать новую жизнь значит облечься во Христа. Такова обязанность каждого верующего: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). Задача христианина — обрести христоподобие.

Гай X. Кинг рассказывает следующую историю:

“Много лет назад я руководил специальной миссией для служения детям в одном из наших летних лагерей на Южном побережье. Однажды утром, когда я пришел на пляж, там был один мальчик. Увидев меня, он сказал: «Мама, вот идет человек ИИСУСА». Он имел в виду, что я — тот человек, который рассказывал детям о Спасителе, но его слова в тот день значили для меня больше. Какое право я имел — и имею — называться человеком ИИСУСА? Насколько я похож на Него?”

Вы читали трогательный рассказ Джерома К. Джерома под названием «Задняя комната на третьем этаже»? Коротко говоря, это история о доме, где сдают комнаты беднякам, там живет множество разнообразного люда, нищего и многодетного, и там была бедная невежественная девушка-служанка, неряшливая, готовая продать свою добродетель за дешевую безделушку. Однажды туда въехал жилец, который был не похож на всех остальных, он занял заднюю комнату на третьем этаже. Все вскоре увидели, какое доброе у него сердце. У него всегда находилось доброе слово для маленькой служанки, на которую обычно не обращали внимания, которую притесняли. Она почти поклонялась ему. Другим жильцам он тоже часто помогал. Он всегда что-то для кого-то делал, по-доброму и с сочувствием. Наконец настало время ему уезжать. Маленькая служанка с широко раскрытыми глазами смотрела, как он шел со своим нехитрым багажом к входной двери; когда он обернулся к ней с улыбкой и похлопал по плечу, она спросила: «Извини, но ты — это Он?» 

Верующие должны настолько облечься в Иисуса Христа, чтобы люди, глядя на них, видели Христа.

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий