Новый дом нового человека

“Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах” (Кол. 3:18 — 4:1)

Основная проблема человеческого общества — неспособность людей уживаться друг с другом. Дети соперничают друг с другом, расторгаются браки, совершаются преступления, возникают международные конфликты между державами — а проблема одна и та же. Существование этой проблемы можно описать тремя словами: безнравственность, растерянность и отчуждение. Безнравственность значит, что человек вне Бога не обладает никакими моральными или этическими стандартами, с помощью которых он мог бы управлять своим поведением. Человек также борется со своей растерянностью. Он не знает, кто он и почему он здесь. Следовательно, он не видит смысла в своей жизни. Наконец, между людьми существует отчуждение. Как указывает в своей книге Френсис Шеффер, грехопадение привело не только в отчуждению человека от Бога, но и к отчуждению его от других людей.

Все три проблемы вызваны отчуждением человека от Бога. Люди безнравственны, потому что вне Бога не может быть абсолютных моральных стандартов. Их губит релятивизм и относительность этики.

Вне Бога человек также страдает от растерянности или пустоты. Заключенный в ловушку своей личной вселенной, он кажется всего лишь «случайной совокупностью атомов в хаотическом потоке бессмысленной и случайной истории».

Наконец, без Бога человек ощущает ужас отчуждения или одиночество. У него нет во вселенной дома, который соответствовал бы его ожиданиям, поэтому он чувствует себя одиноким и отринутым.

Человек, лишенный моральных стандартов, страдающий от пустоты и одиночества, считает других угрозой на своем пути к счастью ремонт кухни. Его негативизм и отчаяние часто побуждают его затаиться в еще большем эгоизме и отчуждении. В результате возникают конфликты с другими людьми. Иаков пишет: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите» (Иак.4:1-2).

Когда человек становится христианином, все три эти проблемы перестают существовать. Слово Божье содержит абсолютные моральные стандарты, основанные на самой природе Бога. Верующий больше не одинок, он — сын Бога, друг и сонаследник Иисуса (Рим.8:17). Верующие больше не страдают от отчуждения, потому что они — любимые дети Небесного Отца, часть семьи верующих.

Христианство — не просто личная вера; это определенный тип отношений. Жизнь нового человека проходит бок о бок с другими новыми людьми. Новый человек должен также оказывать влияние на общество, в котором живет. Тема Павла в Кол. 3:18 — 4:1 — ответственность, здесь идет речь об отношениях нового человека с другими людьми.

Учение о том, что христиане должны оказывать влияние на общество, встречается не только в Послании к колоссянам. Иисус говорит в Мф. 5:13-14: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы». Павел призывал филиппийцев «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:15). Петр советует своим читателям «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12; см. также Мф. 25:31-46; Иак. 2:15-16). Следовательно, христианство — это не религия монахов и отшельников. Верующие должны не удаляться от общества, но оказывать влияние, привлекая людей к Христу, — особенно через общение с ними.

На протяжении своей истории христианство оказывало положительное влияние на общество. Дж. Ч. Уэнгер пишет о ранней церкви:

“Христианство ворвалось в развращенный мир с совершенно новой, сияющей моралью.. . Моральный уровень общества был очень низок, преобладал грех в разных формах… В этот отчаявшийся мир пришел Христос и с Ним — Его преображенные Духом ученики, исполненные святой радостью, действующие из любви, которой язычники не могли понять, провозглашающие Благую Весть — весть о том, что Бог дал нам Спасителя… Эти христиане жили небольшими группами, едиными в силе Святого Духа, маленькими колониями граждан небесного царства. Они считали себя паломниками на пути в небесный город, но весьма беспокоились о том, чтобы проявлять любовь Христа во взаимоотношениях с людьми.
Эти ранние христиане подчиняли Христу всю свою жизнь… Эти морально чистые мужчины и женщины несли в общество свою последовательность и силу.
 Жизнь в дохристианском мире стоила дешево: убийства, аборты, детская смертность, война; люди погибали во множестве, и совесть их не беспокоила. Приход христианства ознаменовался переоценкой общественных ценностей.”

В более близкие к нам времена социальные реформы западного общества в большинстве своем основывались на христианских принципах. Руководители евангельского пробуждения XVIII века, такие как Джон Уэсли, часто выступали против разных форм общественного зла. Джон Хоуэрд, современник Джона Уэсли, неустанно работал над тюремной реформой. Его дело продолжила Элиза-бет Герни Фрай. Великое пробуждение в Америке в начале XVIII века, которое возглавили такие проповедники, как Джонатан Эдуарде и Джордж Уайтфилд, привело к основанию нескольких университетов. Под давлением евангельских христиан, возглавляемых Уильямом Уилберфорсом, в 1807 г. Британия отказалась от работорговли, а в 1833 г. отменила рабовладение в колониях. Американские евангельские христиане принимали также участие в движении аболиционистов, кульминацией которого стало провозглашение освобождения в 1863 г. Британский евангельский христианин XIX века, лорд Шефтсбери, побудил парламент принять закон, регулирующий использование детского труда. Он также призывал к более гуманному отношению к душевнобольным. Такие организации, как YMCA, YWCA и Армия спасения, также активно участвовали в общественной деятельности на протяжении XIX века. Уильям Кэри, миссионер в Индии, выступал за наложение запрета на сожжение вдов и детские жертвоприношения. Миссионеры в Африке боролись против полигамии и работорговли, строили школы и больницы.

Нигде общественная сторона нового человека не проявляется нагляднее, чем дома, — в самом важном общественном институте в мире. Подлинная христианская вера — это сочетание учения и святой жизни. Новый Завет часто напоминает нам, что интеллектуальное знание в нашей вере должно сопровождаться жизнью, которая доказывает реальность веры. А такую жизнь можно вести только при наличии живого контакта с Богом во Христе. Трудно было бы представить, как христиане могли бы оказывать положительное влияние на общество, если бы не были способны изменить ситуацию в собственном доме.

Два основных из упоминаемых Павлом принципов — авторитет и повиновение — не уникальны для христианства. Бог изначально планировал, чтобы дом строился на таком фундаменте. Но христианство привнесло в жизнь семьи несколько новых элементов. Во-первых, христианство ввело в дом новую личность, Господа Иисуса Христа (см. Кол. 3:18,20,23,24; 4:1). Его присутствие дает новые силы. Христос здесь, и Его Дух наделяет семью силой. Во-вторых, у семьи появляется новая цель: «И все, что вы делаете, словом или делом, все де лайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17). Наконец, христиане ввели новый образец поведения в доме: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25). Новый образец для подражания — Христос. Он — пример, которому мы должны следовать.

В этом отрывке Павел дает краткие, конкретные наставления христианам по поводу того, как им вести себя дома. Он говорит о трех типах отношений в древнем мире: между мужьями и женами (Кол. 3:18-19), родителями и детьми (Кол. 3:20-21) и хозяевами и слугами (Кол. 3:22 — 4:1). Он обращается к женам, мужьям, детям, родителям, рабам и хозяевам.

Обращение к женам

“Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе” (Кол. 3:18)

В параллельном отрывке в Послании к ефесянам это простое наставление дано в более пространной форме: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22-24). Несмотря на ясность и прямолинейность слов Павла, в наше время по поводу их смысла ведется много споров — и даже среди тех, кто считает себя евангельскими христианами. Многие утверждают, что учение Павла в данном случае не богодухновенно, но отражает его шовинистическое, раввинистическое отношение к женщинам. Такие люди пытаются узурпировать роль Бога и самостоятельно решать, какие части Писания богодухновенны. Другие говорят, что Павел ошибочно комментирует Быт. 2 вместо Быт. 1. В Быт. 1, говорят они, сказано о равенстве полов, и это учение богодухновенно. Быт. 2, где сказано о главенстве мужчины, рассматривается ими как более позднее, не богодухновенное, раввинистическое дополнение. Но этот аргумент основан на не подтвержденной документально версии о структуре Пятикнижия. Наконец, сторонники третьего мнения говорят, что учение Павла о подчинении ограничено рамками определенной культуры и не касается нашего общества. Тем не менее, никто из критиков не станет утверждать, что наставление Павла в Кол. 3:19 ограничено рамками определенной культуры и что мужьям больше не надо любить жен. Любая критика, направленная против этого ясного принципа поведения, наносит непоправимый ущерб браку. Когда женщина подчиняется любящему руководству мужа и выполняет Божий замысел, она реализует свой потенциал, так же как и ее муж. Пытаться поменять местами обязанности мужа и жены или внести в этот вопрос путаницу значит посягать на благословение брака.

Принцип главенства мужа и подчинения жены в браке упоминается во многих местах Нового Завета. Павел пишет в 1 Кор. 11:3: «Всякому мужу глава — Христос, жене глава — муж». Он указывает на этот принцип и в 1 Кор. 14:34-35: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви». Тимофею он писал: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:11-14).

Далее Павел сообщает, что женщина освобождается от пятна этого греха, вырастив благочестивых детей (1 Тим. 2:15). Обратите внимание: Павел прослеживает тему подчинения женщины до самого сотворения, а не только до грехопадения. В Тит. 2:5 сказано, что женщины должны быть «целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Повиновение Сарры Аврааму — пример для подражания для каждой женщины (1 Пет. 3:6).

Повинуйтесь — это hupotasso, что значит «подчиняться». Это подчинение (hupo — «под») добровольное, а не по принуждению. Такой же термин используется в Лк. 2:51 по отношению к Иисусу, Который слушался родителей, а в Лк. 10:17,20 для описания того, как бесы подчинялись ученикам. В Рим. 8:7 Павел использует это слово, говоря о подчинении заповедям Божьего закона. В Рим. 13:1,5 оно же обозначает необходимое для каждого человека подчинение властям, учрежденным Богом. В 1 Кор. 15:27-28 и Еф. 1:22 этот глагол относится ко времени, когда все во вселенной подчинится Христу и Богу в вечной славе. Павел велит женам повиноваться мужьям своим. Они не должны подчиняться какой-то отстраненной, безличной власти. Напротив, они должны подчиняться мужчинам, с которыми у них личные, близкие, естественные отношения. В Еф. 5:22 добавляется слово «собственным» («своим собственным мужьям»), чтобы подчеркнуть уникальность этого подчинения.

В этой связи нелишне коснуться ряда моментов, которые зачастую понимают неверно.

Во-первых, подчиняться не значит быть человеком второго сорта. В Гал. 3:28 ясно сказано, что в духовном отношении между мужчиной и женщиной нет разницы. Иисус подчинялся Отцу во время Своей земной жизни, но Он никоим образом не хуже Отца.

Во-вторых, это повиновение не абсолютно. Оно не равнозначно послушанию детей или слуг. Иногда жена может отказаться подчиниться желаниям мужа (если они нарушают Божьи заповеди). Наконец, муж не должен пользоваться своей властью, принуждая жену. Повиновение жены — это повиновение в контексте отношений любви.

Жены подчиняются мужьям, как прилично в Господе. Греческая форма этого выражения указывает на обязанность, нечто необходимое. Такой Он задумал семью, и такой она должна быть.

Обращение к мужьям

“Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы” (Кол. 3:19)

В Еф. 5:25 Павел пишет: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Очевидно, что, несмотря на недостатки церкви, Христос любит ее постоянно, с благодатью и всепрощающим милосердием, и никогда не сердится на церковь, несмотря на ее многочисленные грехи. Павел обращается к мужьям с двумя заповедями.

Во-первых, они должны любить своих жен. Форма императива настоящего времени agapate (любите) указывает на длительное действие. Сам глагол в Новом Завете обозначает любовь как волевое действие — не страсть и не чувство, но выбор любви, любовь завета. Эти слова можно перевести как «не переставайте любить». Любовь, которая существует в начале брака, должна сохраниться до его конца; она не должна уступать место горечи. Сознательная любовь завета — это активное самопожертвование. Это глубокое чувство человека, который смотрит на свою жену как на сестру в Господе и понимает, что должен сдержать данные ей обещания. Любовь, о которой говорит Павел, позволяет рассматривать жену как более хрупкий сосуд и в то же время как соучастницу в благодати (см. 1 Пет. 3:7), как лучшего друга и спутника жизни. Такую любовь чувствовал Исаак к Ревекке. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее» (Быт. 24:67).

Природа этой любви прекрасно описана в Еф.5:22-28…

“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.”

Бог постановил, чтобы повиновение жены происходило в контексте любви. Тогда она может чувствовать себя в безопасности: ведь мужчина, который действительно любит свою жену, никогда не станет принуждать ее к чему-то унизительному, подлому или идущему вразрез с ее совестью. Благочестивый муж любит жену, как Христос любит Церковь.

Во-вторых, мужья не должны быть суровы к женам. Императив pikrainesthe (не будьте суровы) может быть переведен как «перестаньте быть суровыми» или как «не приобретайте привычки быть суровыми». В остальных случаях использования этого слова в Новом Завете (Отк. 8:11; 10:9,10) оно обозначает нечто горькое на вкус. Павел увещевает мужей не уподобляться тем, кто называет жену ласковыми именами, а потом делает ее жизнь горькой. Мужья также не должны быть грубыми и сердиться на жен. Они должны не раздражать их и не ввергать в отчаяние, но руководить семьей с любовью.

Павел добавляет еще одно полезное замечание, когда, в 1 Кор. 7:33-34, призывает супругов к заботе друг о друге. Муж должен стараться «заботиться» о жене, а жена — «заботиться» о муже. Хотя повиновение женщины входит в Божий замысел, между супругами должны существовать духовное равенство и взаимное желание заботиться друг о друге. Женщина доставляет мужу удо-вольствие своим любящим подчинением, а он ей — любящим руководством.

Обращение к детям

“Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу” (Кол. 3:20)

Параллельный текст в Ефесянам почти идентичен: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1). Павел обращается теперь ко второму типу отношений в древней семье — отношениям между родителями и детьми. Эти отношения не могут быть праведными, если неправеден первый тип отношений — между мужем и женой. Tekna (дети) — общий термин, обозначающий детей, не ограниченный конкретной возрастной группой. Сюда относится любой ребенок, живущий с родителями и под их опекой. Настоящее время глагола hupakouete (будьте послушны) указывает на постоянное повиновение.

Дети должны почитать родителей и слушаться их. Об этом в Писании говорится постоянно. Такая заповедь есть среди десяти заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). В ветхозаветные времена человека, ударившего или проклявшего кого-то из своих родителей, приго-варивали к смерти (Исх. 21:15-17; Лев. 20:9); та же участь ожидала того, кто постоянно не слушался родителей (Вт. 21:18-21). Дети должны прислушиваться к наставлениям родителей и повиноваться им (Пр. 1:8; 6:20). Чем оборачивается неуважение к родителям, выразительно описано в Пр. 30:17: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные!» (см. Мф. 15:4-5; Мк. 7:10-13).

Нежелание слушаться родителей — признак нечестия: «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны» (2 Тим. 3:2; см. Рим. 1:30).

Дети должны повиноваться родителям во всем. Единственная возможная здесь оговорка — если родители требуют от детей чего-то противоречащего Божьему закону. Иисус знал, что некоторым детям придется отречься от родителей ради веры в Него. В Лк. 12:51-53 Господь наш говорит: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Далее в Лк. 14:26 Он говорит: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Спасение одного из членов семьи может привести к ее разрушению, так что детям иногда приходится ослушиваться родителей, — если их повеления противоречат Писанию.

Повиноваться родителям надо потому, что это благоугодно Господу. Он был доволен Своим собственным Сыном (Мф. 3:17), и другие Его дети также должны стараться доставить Ему радость. Многие молодые люди хотят узнать, чего ждет от них Бог. Лучший способ выяснить это — слушаться родителей.

Обращение к родителям

“Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали” (Кол. 3:21)

Это учение перекликается с другими словами апостола, обращенными им к ефесянам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4). Во взаимоотношениях обязанности есть у обеих сторон. У родителей также есть обязательства перед детьми. Слово pateres (отцы) следовало бы перевести «родители», как в Евр. 11:23. Павел велит родителям не раздражать детей. Раздражать — это erethizo, что значит «будоражить», «провоцировать», «раздражать» или «приводить в отчаяние». По-другому слова Павла можно сформулировать так: «Перестаньте придираться к своим детям». Родители должны поступать так, чтобы дети не унывали. Это слово передает идею «терять смелость, присутствие духа». Оно также значит «быть вялым, расслабленным, разочарованным или отчаявшимся». Родители могут лишить своих детей смелости, если будут воспитывать их без любви и не сумеют вести их путями Господа, соблюдая равновесие.

Родители могут ввергнуть детей в уныние несколькими способами.

Во-первых, родители, чрезмерно пекущиеся о детях, лишают их свободы. Они навязывают им строгие правила на все случаи жизни. Что бы ни делали дети, родители им не доверяют. И тогда дети, которым никак не удается завоевать доверие родителей, впадают в отчаяние и могут решить, что их поведение неадекватно. Это ведет к бунту. Родители должны наставлять детей и руководить ими, но устанавливаемые ими правила не должны подавлять детскую индивидуальность. Первое, что должны родители дать понять своим детям, — что они доверяют им.

Во-вторых, родители могут ввести детей в уныние, проявляя лицеприятие. Часто они необдуманно сравнивают ребенка, не в его пользу, с ровесниками или одноклассниками. Ребенок начинает чувствовать себя в семье белой вороной, и это может вызвать у него апатию.

В-третьих, родители могут довести ребенка до отчаяния, если не ценят его. Многие дети убеждены, что их поступки и чувства не имеют значения. Родители внушают им, что они нули. Многие родители вселяют в детей чувство неполноценности, не желая выслушивать их. Дети, которых не слушают, замыкаются в себе, становятся робкими, застенчивыми и нелюдимыми.

В-четвертых, родители вырабатывают у детей чувство неполноценности, ставя перед ними нереальные цели. От таких родителей ребенок никогда не дождется похвалы или слов, что он молодец. Им всегда мало, они всегда найдут повод для недовольства. Часто в таких случаях родители заставляют детей добиться того, чего не добились сами. Последствия могут оказаться трагическими. Ребенка можно так затерроризировать, что он покончит с собой.

В-пятых, родители огорчают детей, когда не показывают свою любовь к ним. Родители должны сообщать детям о своей любви к ним — словами, лаской. Когда они не делают этого, ребенок теряет веру в себя и отгораживается от них.

В-шестых, некоторые родители приводят детей в уныние, не удовлетворяя их потребностей. Детям нужна возможность уединения, место для игр, чистая одежда, место для занятий, свои вещи и хорошая пища. Обеспечивая ребенка всем необходимым, родители проявляют свое уважение к нему и заботу о нем.

В-седьмых, родители могут обескуражить детей, если не дадут им никаких жизненных ориентиров. Это оборотная сторона чрезмерной заботы. Когда родители не занимаются воспитанием детей или занимаются им от случая к случаю, дети оказываются предоставленными самим себе. Не зная, как распорядиться этой свободой, они думают, что их некому защитить и что их никто не любит.

В-восьмых, родители могут изводить детей своей постоянной критикой. Хаим Гинот писал: «Ребенок учится тому, среди чего он живет. Если он живет в атмосфере замечаний и упреков, он не научится ответственности. Он научится осуждать себя и искать ошибки у других. Он научится сомневаться в своем суждении, принижать свои возможности и не доверять другим. Но прежде всего, он научится жить с постоянным ожиданием провала». Родители должны стараться создать дома позитивную, конструктивную атмосферу.

В-девятых, родители могут раздражать ребенка, пренебрегая им и не обращая на него внимания. Классический библейский пример этого — Авессалом. Давид был равнодушен к нему, следствием чего стали бунт, гражданская война и смерть Авессалома. Родители должны интересоваться жизнью детей.

В-десятых, родители приводят детей в отчаяние чрезмерно строгой дисциплиной. Порой родители злоупотребляют своей властью над детьми, не сдерживаясь в словах, эмоциях или рукоприкладстве. Или говорят детям вещи, которых не сказали бы больше никому. Никогда не нужно гневаться на ребенка. Напротив, родители должны наставлять детей с любовью, как поступает по отношению к ним Отец их Небесный.

О том, какое влияние родители имеют на своих детей, кратко и емко сказала Дороти Лоу Нолт в своем произведении «Дети учатся тому, среди чего они живут».

“Если ребенок живет среди критики, Он научится осуждать.
Если ребенок живет среди вражды, Он научится сражаться.
Если ребенок живет среди насмешек, Он научится быть робким.
Если ребенок живет среди упреков, Он научится постоянно испытывать чувство вины.
Если ребенок живет среди терпимости, Он научится быть терпеливым.
Если ребенок живет среди поощрений, Он научится уверенности.
Если ребенок живет среди хвалы, Он научится ценить.
Если ребенок живет среди честности, Он научится быть справедливым.
Если ребенок живет среди уверенности, Он научится верить.
Если ребенок живет среди одобрения, Он научится ценить себя.
Если ребенок живет среди дружбы, Он научится находить в мире любовь.”

Не доводить детей до раздражения и отчаяния — обязательное условие, если родители хотят «воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Обращение к рабам

“Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия” (Кол. 3:22-25)

Последним типом отношений в древней семье были отношения между хозяевами и рабами. Опять у нас есть параллель этого текста в Еф. 6:5-9. Эти отношения в значительной степени похожи на отношения между работниками и работодателями в наше время. Следует отметить, что Слово Божье не выступает в пользу рабства, но этот элемент общества мог бы быть благотворным, если бы хозяева и рабы относились друг к другу как подобает. Господь и апостолы не пытались упразднить рабовладение, но использовали его как тему для духовного наставления, сравнивая верующего, принадлежащего Христу и служащего Ему, с рабом. Поэтому в книгах Нового Завета рабство принимается как общественная реальность, а тем, кто является частью этой системы, даются наставления, как вести себя благочестиво. В Послании к Филимону (которое было доставлено адресату одновременно с Посланием к колоссянам) Павел рассматривает тему обязанностей раба и хозяина. Он отправил беглого раба Онисима обратно к его хозяину Филимону. Павел просит Филимона отнестись к беглому рабу с добротой и прощением — восстановить отношения, угодные Богу.

Павел не советует рабам бунтовать и добиваться освобождения. Напротив, Павел говорит: Во всем повинуйтесь господам вашим по плоти. Если отношения человека с другими людьми благочестивы, неважно, как устроено общество и свободен этот человек или раб. Как и в случаях со взаимоотношениями между мужьями и женами, между родителями и детьми, Павел рассуждает прежде всего о господстве и подчинении. Во всем — всеобъемлющие слова, которые относятся как к приятным, так и к тяжким обязанностям. Повиновение, требуемое от рабов, — это не служение в глазах, когда человек неохотно выполняет свои обязанности для человеков. Напротив, рабы-христиане должны доставлять удовольствие Господу, работая в простоте сердца, боясь Бога. Они должны думать о Боге и Его награде. Они должны работать от души, для Господа, а не для людей, служа своему хозяину так, словно он — сам Господь.

В Послании к Тимофею Павел подчеркивает, что такое повиновение и почести, воздаваемые рабами хозяевам, уберегают «имя Божие и учение» от хулы (1 Тим. 6:1).

Павел приводит две причины, по которым рабы (работники) должны повиноваться своим хозяевам (работодателям). Позитивная причина в том, что Господь отблагодарит их за верность. Они могут терпеть неравенство сейчас, зная, что в воздаяние от Господа получат наследие. Земной хозяин — или начальник — может не дать работнику того, что он заслуживает, но Господь сделает это. Он — Тот, Кто обеспечит достойную вечную награду (см. Отк. 20:12-13). Рабы-христиане также являются наследниками вечной награды. Когда человек работает в офисе или дома, на самом деле он работает на Господа Христа. Христос в благодати щедро вознаградит нас.

Далее Павел приводит негативную причину повиновения. Тот, кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия. Это предупреждение: Господь накажет нас в случае неповиновения (см. Гал. 6:7). Павел признавал, что раб-христианин Онисим должен возместить Филимону убытки (Флм. 1:18). Христианин не должен оправдывать неповиновение своей верой. Даже если мы — дети Бога, мы посеем то, что пожнем, ибо Бог нелицеприятен (см. Деян. 10:34).

Обращение к хозяевам

“Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах” (Кол.4:1)

С другой стороны, хозяева должны оказывать рабам должное и справедливое, то есть относиться к ним так, как к ним самим отнесется Господь на небесах. Бог будет судить хозяев, дурно обращавшихся с рабами, и будет судить рабов, не служивших как подобает своим хозяевам. Как мы отмечали, говоря о Кол. 3:11, духовно рабы и хозяева равны во Христе. Хозяева должны соответст-венно обращаться с рабами-христианами как с братьями во Христе, проявляя в общении с ними все добродетели, необходимые для святого братства. Они должны обращаться с работниками так, как хотели бы, чтобы Господь Иисус обращался с ними.

Если бы все христиане вели себя в соответствии с указанными здесь принципами взаимоотношений, последствия этого были бы грандиозны. Верующие действительно были бы светом, сияющим во тьме.

С уважением Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий