Главенство Иисуса Христа

“Который [Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота” (Кол.1:15-19)

Библия — это прежде всего книга о Господе Иисусе Христе. В Ветхом Завете рассказывается о подготовке к Его пришествию. В евангелиях Он представлен как Бог во плоти, пришедший в мир, чтобы спасти грешников. В Книге Деяний весть о спасении во Христе начинает распространяться по миру. Послания приводят подробности богословия Христовых деяний и воплощения Христа в Его Теле — Церкви. Наконец, Откровение представляет Христа на престоле, правящего как Царь царствующих и Господь господствующих.

Все разделы Писания свидетельствуют о Христе. В Лк. 24:27 говорится: «Начав от Моисея, [Иисус] из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». В Ин. 5:39 Иисус говорит о Писании: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Филипп проповедовал Христа перед эфиопским евнухом, используя Книгу Исайи (Деян. 8:35).

Но во всем библейском учении о Христе нет слов важнее, чем Кол. 1:15-19. Этот исполненный драматизма выразительный отрывок устраняет все ненужные сомнения по поводу истинной природы Иисуса. Он жизненно важен для правильного представления о христианской вере.

Как упоминалось во вступлении, практически вся ересь, которая угрожала колосской церкви, искажала образ Христа. Еретики, отрицая Его человеческую природу, считали Христа одним из духов, эманации Бога. Они учили разновидности философского дуализма, в котором дух был благ, а материя — зла. Следовательно, такая добрая эманация, как Христос, никак не могла обладать злым материальным телом. Идея, что Сам Бог мог стать человеком, была для приверженцев этого учения совершенно неприемлемой. Следовательно, они отрицали и Его Божественность, отрицали, что Иисус Христос Бог.

Кроме того, считали заблуждавшиеся еретики, Христа недостаточно, чтобы получить спасение. Для спасения, по их мнению, требовалось высшее, мистическое, тайное знание, лежащее за пределами Евангелия Христа. Еще они поклонялись добрым духам (ангелам) и соблюдали иудейские церемониальные законы.

В трех первых главах Послания к колоссянам Павел опровергает колосскую ересь. Он выступает против отрицания человеческой природы Христа, указывая, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Павел также осуждает поклонение ангелам (Кол. 2:18) и чрезмерную приверженность церемониям (Кол. 2:16-17). Он решительно отрицает необходимость какого-то тайного знания для спасения, указывая, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3; см. также Кол. 1:27; 3:1-4).

Куда существеннее было другое заблуждение колосских еретиков — отрицание ими Божественности Христа. Прежде чем приступить к рассмотрению прочих тем, Павел решительно встает на защиту этого важнейшего учения. Христиане должны следовать его примеру, когда сталкиваются с последователями разных культов. Лейтмотивом бесед с ними всегда должна быть Божественность Иисуса Христа.

В Кол. 1:15-19 Павел раскрывает подлинную природу нашего Господа, рассматривая Его в связи с четырьмя вещами: Богом, вселенной, невидимым миром и церковью.

Иисус Христос по отношению к Богу

“Который [Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари” (Кол.1:15)

Как мы уже отметили, еретики считали Иисуса одним из духов, занимающих низшее положение в сравнении с Богом. Павел показывает нам, Кто есть Иисус на самом деле. Во-первых, Павел описывает Его как образ Бога невидимого. Слово eikon означает «образ» или «подобие». Отсюда происходит наше слово «икона». Слово это используется в Мф. 22:20 по отношению к изображению кесаря на монете, а в Отк.13:14 — по отношению к изваянию антихриста.

Хотя человек — также eikon Бога(1 Кор. 11:7; см. также Быт. 1:26-27), он не совершенный Его образ. Люди сотворены по образу Бога в том смысле, что они — личности. Как и Бог, они обладают разумом, чувствами и волей, то есть способны думать, чувствовать и делать выбор. Однако в моральном отношении мы не являемся подобием Бога, потому что Он свят, а мы — грешны. И по сути мы не являемся Его подобием. Мы не обладаем Его непостижимыми качествами, такими как всеведение, всемогущество, неизменность или вездесущность. Мы — люди, а не боги.

Грехопадение осквернило изначальный образ Бога в человеке. До грехопадения Адам и Ева были невинны, свободны от греха и бессмертны. Они утратили эти качества, когда согрешили. Когда человек обретает веру во Христа, в этом человеке, согласно обещанию, восстанавливается образ Божий. «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29; см. также 2 Кор. 3:18; Кол. 3:10). Бог сделает верующих безгрешными, подобно Христу, когда начнется последний этап их вечной жизни.

 В отличие от людей, Иисус Христос — это совершенный, абсолютно точный образ Бога. Он не стал образом Бога при воплощении, но был таким от вечности. В Евр. 1:3 Иисус описывается как «сияние славы» Бога. Христос являет нам качества Бога, как солнечный свет являет качества солнца. Кроме того, Он — «образ ипостаси» Бога. Слово charakter («точное подобие») относится к оттиску или гравировке. Иисус — точное подобие Бога. Он обладает качествами Бога (Флп. 2:6). Вот почему Он мог сказать: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Во Христе незримый Бог становится видимым, «и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Используя термин eikon, Павел подчеркивает, что Иисус — это и подобие, и явление Бога. Он — полное, окончательное и завершенное откровение Божье. Он — Бог в человеческой плоти. Об этом говорил Он сам (Ин. 8:58; 10:30-33), и об этом безоговорочно свидетельствует Писание (Ин. 1:1; 20:28; Рим. 9:5; Флп. 2:6; Кол. 2:9; Тит. 2:13; Евр. 1:8; 2 Пет. 1:1). Считать Его чем-то меньшим — богохульство, свидетельство того, что ум ваш подчинен сатане (2 Кор. 4:4).

Далее Павел описывает Иисуса как рожденного прежде всякой твари. От ариан в ранней церкви и до свидетелей Иеговы в наши дни те, кто отрицает Божественность Господа нашего, приводили в доказательство эти слова. Они говорили, что здесь Христос назван сотворенным существом, а значит, Он не может быть вечным Богом. Такое толкование совершенно не учитывает значения слова prototokos и вырвано из контекста.

Хотя prototokos может означать и перворожденного в хронологическом смысле (Лк. 2:7), прежде всего речь идет о положении, или ранге. И в греческой, и в иудейской культуре первым сыном был тот, который имел право на наследство. Он не обязательно был рожден первым хронологически. Хотя хронологически первым родился Исав, «перворожденным» стал именно Иаков, который и получил наследство. Иисус имеет право на наследство всего творения (см. Евр. 1:2; Отк. 5:1-7,13).

Израиль назван первенцем Бога в Исх. 4:22 и Иер. 31:9. Смысл здесь не в том, что этот народ был рожден первым, а в том, что для Бога он был первым из народов. В Пс. 88:28 Бог говорит о Мессии: «И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». В Отк. 1:5 Иисус назван « первенцем из мертвых», хотя хронологически Он не был первым воскрешенным. В Рим. 8:29 Он назван первенцем по отношению к церкви. Во всех этих случаях первенец — это высший по рангу, а не сотворенный первым.

Есть и другие причины, не позволяющие нам считать, будто слова о перворожденном Иисусе предполагают, что Он — сотворенное существо. Подобное толкование никак не согласуется с описанием Иисуса как monogenes («единородный» или «единственный») в Ин. 1:18. Мы вполне можем спросить вместе с отцом ранней церкви Феодоритом: если Христос был единородным, как Он мог быть первенцем? Как Он может быть первым из многих и в то же время — единственным? Мы неизбежно запутаемся, если под словом «первенец» будем понимать «сотворенный первым». Кроме того, когда, в случае с prototokos, имеется в виду первый из многих, используется множественное число (см. Кол. 1:18; Рим. 8:29). Однако творение только одно. Наконец, если бы Павел хотел сказать, что Христос — первое сотворенное существо, почему он тогда не употребил греческое словоprotoktistos, которое значит «сотворенный первым»?

Такое толкование prototokos также не соответствует контексту — как общему контексту всего послания, так и конкретному контексту данного отрывка. Если бы Павел учил здесь, что Христос сотворен, он согласился бы с главным утверждением колосских еретиков. Они учили, что Христос был сотворен, что Он — важнейшая из эманации Бога. Какой бы смысл тогда был писать колоссянам послание, разоблачающее ложное учение?

Истолкование prototokos как указания на сотворенную природу Христа не соответствует и ближайшему контексту. Павел только что описывал Христа как совершенный и полный образ Бога. В следующем стихе он называет Христа творцом всего сущего. Как же сам Христос мог быть сотворенным? Далее, в Кол. 1:17 сказано: «Он есть прежде всего». Христос существовал до того, как было сотворено что бы то ни было (см. Мих. 5:2). А до сотворения существовал только Бог.

Иисус — не одна из ряда эманации, исходящих от Бога, а совершенный образ Бога. Он — наследник всего творения (генитив ktiseos скорее указывает на управление чем-то, чем просто на обладание). Он существовал до сотворения и возвышен над ним. Эти истины указывают на отношения Иисуса с Богом. Они также опровергают мнение лжеучителей. Но Павел еще не закончил — далее он опровергает еще одно ложное учение заблуждающихся из Колосс.

Иисус Христос по отношению ко вселенной

“Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол. 1:16-17)

Павел приводит три причины главенства Иисуса над творением. Во-первых, Он — Творец. Лжеучителя из Колосс считали Иисуса первой и самой важной из эманации Бога, но были убеждены, что Он — не такое уж значительное создание в цепи тех, кто сотворил материальную вселенную. Павел опровергает это богохульство, настаивая на том, что именно Он сотворил все. Эту истину подтверждают и апостол Иоанн (Ин. 1:3), и автор Евреям (Евр. 1:2). Так как колосские еретики считали материю греховной, она, по их мнению, не могла быть сотворена благим Богом или благой эманацией. Павел же утверждает, что Иисус сотворил все, на небесах и на земле, видимое и невидимое. Он опровергает философский дуализм колосских еретиков. Иисус есть Бог, и Он сотворил материальную вселенную.

Изучая творение, можно получить какое-то представление о могуществе, знании и мудрости Творца. Сами размеры Вселенной потрясают. Например, диаметр Солнца — 1382 000 км (в сто раз больше Земли), а внутри него поместилось бы 1,3 миллиона планет такого же размера, как Земля. А диаметр звезды Бетельгейзе — 160 миллионов км, что больше, чем орбита вращения Земли вокруг Солнца. Солнечный свет, движущийся со скоростью около 297600 км в секунду, достигает Земли примерно через 8,5 минут. Но чтобы достигнуть ближайшей звезды, Альфа Центавра, которая удалена от земли примерно на 38 триллионов км., тому же свету понадобится более четырех лет. Галактика, к которой принадлежит наше Солнце, Млечный Путь, содержит сотни миллиардов звезд. Астрономы же считают, что галактик — миллионы, если не миллиарды. В ходе своих наблюдений они пришли к выводу, что количество звезд во вселенной — 10 в двадцать пятой степени. Их примерно столько же, сколько песчинок на всех пляжах мира.

Вселенная также несет на себе отпечаток безграничной мудрости и знания своего Творца. Ученые говорят сейчас об антропическом принципе, «который гласит, что вселенная словно специально создана для блага человечества». Изменение скорости вращения Земли вокруг Солнца или смещение земной оси могли бы привести к катастрофе. На Земле стало бы либо слишком жарко, либо слишком холодно, для того чтобы на ней могла существовать жизнь. Если бы Луна была намного ближе к Земле, громадные водяные массы затопили бы континенты. Изменение химического состава атмосферы могло бы оказаться губительным для всего живого. Незначительное колебание массы протона привело бы к распаду атомов водорода. Так как водород — основной элемент во вселенной, она распалась бы.

Творение безмолвно свидетельствует о разуме своего Творца. Макс Планк, нобелевский лауреат и один из основателей современной физики, пишет: «В соответствии с тем, чему учат точные науки о безграничном царстве природы, в ней преобладает определенный порядок — не зависящий от человеческого разума… этот порядок может быть определен как разумная деятельность. Существуют свидетельства разумного устройства вселенной, которому подчинены и человек, и природа». Неудивительно, что в псалме говорится: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу» (Пс. 18:2-5).

Свидетельство природы о Творце настолько ясно, что разве что сознательно неверующий человек может отвергнуть его. Павел пишет в Рим. 1:20: «Ибо невидимое Его, вечная слава Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Как и у тех, кто отрицает Божественность Христа, у тех, кто не считает Его Творцом, разум омрачен грехом и находится под властью сатаны.

Иисус господствует над творением еще и потому, что Он был прежде всего. Когда вселенная возникла, Он уже существовал (Ин. 1:1-2; 1 Ин. 1:1). Он говорит иудеям в Ин. 8:58: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (не «Я был»). Он говорит, что Он — Яхве, вечный Бог. Пророк Михей пишет о Нем, что Его «происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). В Отк. 22:13 Он описан как «Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний». Как уже упоминалось, Тот, Кто существовал до сотворения, вечен. А вечен только Бог.

Третья причина, по которой Иисус главенствует над природой, — то, что Он хранит ее. Иисус не просто сотворил вселенную — Он поддерживает ее. Он обеспечивает то хрупкое равновесие, которое необходимо для существования жизни. Он в буквальном смысле удерживает все вместе. Он — сила, которая стоит за всеми законами вселенной. Он — это притяжение и центробежная сила. Он удерживает все небесные светила в их движении. Он — энергия вселенной. В своей книге «Говорит атом» Д. Ли Чеснат рассуждает о загадке строения атомного ядра:

«Представьте только, перед какой дилеммой стоит физик-ядерщик, когда он наконец в изумлении рассматривает им же самим начертанную схему строения ядра кислорода… Ведь в рамках этого крошечного ядра восемь положительно заряженных протонов теснейшим образом взаимодействуют друг с другом. А еще восемь нейтронов — всего шестнадцать частиц: восемь с положительным зарядом, восемь без заряда.

 Ранее физики обнаружили, что одинаковые электрические заряды и одинаковые магнитные полюса отталкиваются, а противоположные — притягиваются. Вся история электрических явлений и электротехники зиждется на этом принципе, известном как закон Кулона, — основной закон электростатики, определяющий силу магнитного взаимодействия. Неужели мы заблуждались? Что удерживает ядро вместе? Почему оно не распадается? И почему тогда не распадаются все атомы?»

Чеснат далее описывает опыты, осуществленные в 1920-е — 1930-е гг. для доказательства того, что закон Кулона применим к атомному ядру. Атомное ядро бомбардировали протонами. Эти опыты позволили ученым понять, какая невероятная сила удерживает протоны внутри ядра. Ученые назвали эту энергию ядерной, но не смогли объяснить ее природу. Физик Джордж Гамов, один из создателей теории большого взрыва, пишет:

«Мы живем в мире, где каждый предмет обладает потенциалом ядерного взрыва, но не взрывается, потому что вызвать ядерную реакцию невероятно трудно.»

С этим соглашается Карл К. Дэрроу, физик из «Белл-Лэбораторис»:

«Вы, конечно, понимаете, что это значит. Это значит, что ядро вообще не имеет права на существование. Оно вообще никак не могло образоваться, а если бы такое случилось, должно было бы немедленно взорваться. И, однако, оно существует… Какая-то нерушимая связь прочно удерживает вместе его элементы. Происхождение этой связи загадочно… Природа утаивает его от нас.»

Однажды в будущем Бог отпустит ядерную силу на свободу. Петр описывает этот день так: «Тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).

Когда ядерная сила перестанет действовать, придет в действие закон Кулона, и все ядра разлетятся. Вселенная в буквальном смысле слова взорвется. А пока мы должны благодарить Христа за то, что Он «держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3). Иисус Христос должен быть Богом. Он сотворил Вселенную, существовал вне ее и до нее и хранит ее.

Иисус Христос по отношению к невидимому миру

“престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли” (Кол.1:16б)

Престолы, господства, начальства и власти — это разные ранги ангелов. Христос — не ангел, вопреки тому, чему учили заблуждавшиеся колосские еретики, Он сотворил ангелов. В Послании к евреям также проводится различие между Христом и ангелами: «Об Ангелах сказано: “Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь”. А о Сыне: “престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты”» (Евр. 1:7-8). Иисус был возвышен «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1:21). В результате «пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:10). С этой истиной соглашается апостол Петр: «[Христос], взойдя на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились Ангелы и власти и силы» (1 Пет. 3:22).

 В Писании ясно сказано, что Иисус — не ангел, но Творец ангелов. Он выше ангелов, которые поклоняются Ему и подчинены Ему. Отношения Иисуса с невидимым миром, равно как и Его отношения с видимой вселенной, доказывают, что Он — Бог.

Иисус по отношению к Церкви

“И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство” (Кол.1:18)

В этом стихе Павел излагает четыре великие истины об отношениях Христа и Церкви.

Христос есть глава Церкви

В Писании содержится много метафорических описаний церкви. Она называется семьей, царством, виноградником, стадом, зданием и невестой. Но самая глубокая по своему значению метафора, не имеющая ветхозаветного эквивалента, — это тело. Церковь — Тело, а Христос — глава Тела. Он — глава не в том смысле, в каком мы говорим о главе компании, но в том, что Церковь — живой организм, неразрывно связанный воедино живым Христом. Он управляет всеми его членами, дает ему жизнь и движение. Его жизнь, распространяясь на все члены, придает Телу единство (см. 1 Кор. 12:12-20). Он наделяет силами и координирует разные части Тела, разные духовные дары и виды служения (1 Кор. 12:4-13). Он также руководит взаимодействием частей тела, которые служат друг другу и поддерживают друг друга (1 Кор. 12:15-27).

Христос — не ангел, служащий церкви (см. Евр. 1:14). Он — Глава Своей церкви.

Христос есть источник Церкви

Слово arche (начаток) здесь используется в двойном смысле — как источник и как самый важный элемент. Церковь проистекает из Иисуса. Бог «избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). Он дает жизнь Своей Церкви. Его жертвенная смерть ради нас и Его воскресение дают нам новую жизнь. Как глава Тела, Иисус занимает главенствующее положение или высший ранг в Церкви. Как начаток, Он породил Церковь.

Христос есть первенец из мертвых

Первенец — это опять перевод prototokos. Из всех, кто воскрес из мертвых и когда-либо воскреснет, Христос — высший по рангу.

Христос во всем имеет первенство

В результате Своей смерти и воскресения Иисус занимает первое место во всем. Павел подчеркивает это в Кол. 1:18. Он хочет объяснить, что Иисус — не просто одна из эманации Бога. Иисус смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:8-11).

Иисус правит видимым миром, невидимым миром и Церковью. Павел подводит итоги в Кол. 1:19: Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Полнота {pleroma) — термин, который позже использовали гностики, говоря о божественных силах и качествах, которые, как они полагали, распределены между разными эманациями. Возможно, колосские еретики использовали этот термин в таком же значении. Павел опровергает ложное учение, говоря, что вся полнота Божественности не разделена между группой духов, но целиком пребывает в едином Христе (см. Кол. 2:9). Комментатор Дж. Б. Лайтфут пишет об употреблении Павлом слова pleroma:

«С одной стороны, по отношению к Богу, Он есть видимый образ невидимого Бога. Он — не просто основное проявление божественной природы: Он полностью являет Бога Отца. В Нем пребывает вся полнота Божьей силы и качеств. Гностики обозначали эту целостность термином плерома или полнота… В отличие от них, Павел утверждает, и очень настойчиво, что плерома целиком и безусловно пребывает во Христе как Слове Божьем. Весь свет сосредоточен в Нем.»

Павел сообщает колоссянам, что им не нужны ангелы, чтобы спастись. Они обретают полноту во Христе, и только в Нем (Кол. 2:10). Христиане разделяют с Ним Его полноту: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Вся полнота Христова становится доступна верующим.

Каким должен быть отклик на славные истины о Христе, сообщенные в этом отрывке? Пуританин Джон Оуэн проницательно писал:

«Откровение о Христе в благословенном Евангелии отмечено большим великолепием и большей славой, больше исполнено светом божественной мудрости и блага, чем все творение и правильное его понимание, если таковое возможно. Без этого знания разум человека, гордящегося своими изобретениями и открытиями, окутан тьмой и объят смятением.»

Поэтому оно заслуживает самых усердных размышлений, самых глубоких раздумий и предельного старания. Если наше будущее благословение состоит в жизни с Ним и в созерцании Его славы, что может быть для нас лучшей подготовкой, кроме постоянного созерцания Его славы, явленной в Евангелии, и посредством этого постепенного преображения в ту же славу?

С уважением  Андрей

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий