Духовная характеристика того, кто прощает

“Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат — Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, [сестре] возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых” (Флм.1:1-7)

Мы живем в эгоцентричном, эгоистичном обществе, которое не умеет прощать и не задумывается о прощении. Мы теряем влияние на общество, а неверующие считают прощающих людей слабыми, а непрощающих — сильными. В нашей культуре, по телевидению и в кино, прославляются герои, которые умеют мстить. Модные психологи пишут книги, где возводят в добродетель и прославляют хулу, нежелание прощать и умение заставить обидчика платить. В результате в нашем обществе все больше укореняются горечь, чувство мести, ненависть, гнев и вражда.

Преступления, совершенные из мести, люди воспринимают как поиски справедливости вне закона. Вероятно, неумение прощать — основная причина разрыва многих семейных отношений.

Для христианина нежелание прощать немыслимо. Это вопиющий и открытый акт неповиновения Богу. Мы должны прощать других, как Бог простил нас (Еф. 4:32; Кол. 3:13). Неспособность прощать влечет за собой четыре неприятных следствия.

Во-первых, неумение прощать делает верующих рабами своего прошлого. Нежелание простить — это нежелание отказываться от боли. Раны не затягиваются; человек не позволяет себе исцелиться.

Память об обидах питает горечь и гнев, лишает человека радости жизни. Прощение, с другой стороны, открывает двери темницы и освобождает верующего от прошлого.

Во-вторых, нежелание прощать порождает горечь. Чем дольше верующий помнит о нанесенных ему обидах, тем более горькими они ему кажутся. Горечь — не просто грех; это заразная болезнь.

В Послании к евреям нас предостерегают: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Речи огорченного человека саркастичны, резки, даже оскорбительны. Горечь искажает взгляд человека на жизнь, порождает в нем чув-ство гнева, нетерпимость и мысли о мести. В особенности горечь губительна для отношений в браке. Горечь убивает привязанность и доброту, которые всегда должны существовать между супругами. Корень горечи и непрощения часто порождает развод. Прощение же, с другой стороны, заменяет горечь любовью, радостью, миром и другими плодами Духа (см. Гал. 5:22-23).

В-третьих, нежелание прощать открывает двери сатане. Павел предупреждает верующих в Еф. 4:26-27: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу». Коринфянам он писал: «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:10-11). Не будет преувеличением сказать, что сатана начинает забирать власть над нами в основном из-за нашего нежелания прощать. (Любовь есть исполнение закона [Рим. 13:8], отсутствие же любви — его нарушение. Нежелание прощать — это недостаток любви.) Прощение отражает атаку бесов.

В-четвертых, нежелание прощать мешает нашему общению с Богом. Господь наш торжественно предупреждал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Как мы отмечали во вступлении, здесь говорится не о полном, прошлом прощении при спасении, но о текущем прощении в отношениях верующих и Отца. Важно помнить: человек не может быть в праведных отношениях с Богом, если не прощает ближнего. Прощение возвращает верующего к максимальному благословению Бога. Оно восстанавливает чистоту и радость от общения с Богом.

Важность прощения — постоянная тема Писания. О прощении в Библии говорится не менее семидесяти пяти раз. Используемые сравнения помогают нам понять значение, природу и следствия прощения.

• Простить значит повернуть ключ в замке, открыть камеру и выпустить пленника на свободу.

• Простить значит перечеркнуть длинный список долгов словами: «Ничего не должен».

• Простить значит ударить молотком по столу в суде и объявить: «Невиновен! ».

• Простить значит выпустить стрелу так высоко, чтобы ее больше никогда не нашли.

• Простить значит выбросить прочь весь мусор и оставить дом чистым.

• Простить значит отдать швартовы и отправить корабль в открытое море.

• Простить значит полностью оправдать осужденного преступника.

• Простить значит отпустить своего противника.

• Простить значит перекрасить стену, чтобы она выглядела, как новая.

• Простить значит разбить глиняный горшок на тысячу кусков, чтобы их нельзя было собрать вместе.

Прощение столь важно, что Святой Дух посвящает этой теме целую книгу Библии. В коротком Послании к Филимону подчеркивается духовная обязанность прощения, но не в виде принципа, притчи или сравнения. Ситуация взята из жизни, ее участники — два дорогих Павлу человека, и на этом примере Павел учит важности прощения. Вслед за вступлением Флм. 1:1-3, Павел в Флм. 1:4-7 описывает духовную характеристику прощающего. Такого человека отличают забота о Господе, забота о людях, забота об общении, забота о знании, забота о славе и забота о том, чтобы быть благословением.

Вступление

“Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат — Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, [сестре] возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа” (Флм. 1:1-3)

Павел начинает послание со своего имени, как было принято в древнем мире. Должно быть, сердце Филимона забилось чаще, когда он увидел, от кого пришло послание. Павел был известным апостолом, в значительной степени ответственным за распространение христианства по греко-римскому миру. Он привел Филимона ко Христу (Флм. 1:19). Поэтому, что касается влияния Павла вообще и его влияния на жизнь Филимона, это имя должно было взволновать адресата. Это была веская привилегия — получить послание от Павла, причем богодухновенное послание. Только Тимофей и Тит удостоились такой же привилегии.

Павел называет себя узником Иисуса Христа. Ни одно другое послание он не начинает с таких слов. Обычно Павел ставил акцент на своем апостольстве, то есть праве назидания. Это относится даже к его пастырским посланиям. Хотя они, как и Послание к Филимону, были адресованы конкретным людям, в них шла речь о вопросах церкви, поэтому их тон был авторитетным. Но в данном послании Павел предпочитает не указывать на свой авторитет (см. Флм. 1:8-9), а пишет кротким тоном, как к другу.

Хотя Павел находился в заключении в Риме, он считал себя узником Иисуса Христа (см. Еф. 3:1; 4:1; 6:19-20; Флп. 1:13; Кол. 4:3). Ради Христа и исполнения Его воли Павел оказался в заключении. Упоминая о своем заключении, Павел словно говорит Филимону: «Если я смог вынести пребывание в темнице, что сложнее, неужели ты не справишься с более легким делом, о котором я прошу тебя?». Филимон знал, что Павел пострадал за дело Христа. Это знание должно было вызвать у него желание сделать то, о чем просил Павел.

Тимофей не был соавтором Послания к Филимону, но находился рядом с Павлом в момент его написания. Павел называет его братом, потому что Филимон был знаком с ним. Тимофей был с Павлом в Ефесе, где, вероятно, Филимон встречал его. В отличие от остальных друзей, Тимофея Павел упоминает в начале послания. Частое упоминание Тимофея в начале посланий (см. 2 Кор. 1:1;
Флп. 1:1; Кол. 1:1; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1) показывает, что он был самым близким соратником Павла в служении. Павел знал, что передаст ему роль духовного руководителя. Он хотел, чтобы Тимофея признавали как руководителя и его духовного наследника.

Как мы отмечали во введении, Филимон был богатым членом колосской церкви. Колосская церковь собиралась в его доме, и он активно участвовал в христианском служении. Возлюбленный (agapetos) — знакомое нам определение, которое Павел употреблял по отношению как к отдельным людям, так и к группам (см. Рим. 1:7; 16:5,8-9,12; 1 Кор. 10:14; Флп. 2:12). Сотрудник происходит от sunergos — этот термин Павел использовал по отношению к людям, работавшим рядом с ним на благо Христа (см. Рим. 16:3; 2 Кор. 8:23; Флп. 2:25; Кол. 4:11). Так как Павел никогда не бывал в Колоссах (Кол. 2:1), их дружба, вероятно, началась во время служения Павла в Ефесе. В этом послании Павел вспоминает об этой дружбе, чтобы научить Филимона духовному принципу прощения и добиться его примирения с Онисимом.

Послание адресовано также Апфии, видимо, жене Филимона, и Архиппу, скорее всего, их сыну. Павел называет Архиппа сподвижником (см. 2 Тим. 2:3), что значит: он также принимал активное участие в служении (см. Кол. 4:17). Возможно, он нес служение в лаодикийской и колосской церквях.

В обращении упоминается также домашняя церковь Филимона. В I веке церкви собирались у кого-нибудь на дому, а церковные здания появились только в III веке. Древнейшая известная нам церковь была найдена в Дура-Европос, на берегу реки Евфрат в Сирийской пустыне. Она относится к первой половине III века и представляет собой двухкомнатное помещение с возвышением. Хотя Послание к Филимону было частным, Павел хотел, чтобы его прочли церкви. Ее члены поняли бы тогда все значение прощения, и Филимон был бы обязан следовать этому важному принципу.

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа — стандартное приветствие Павла. Оно встречается во всех его тринадцати посланиях (см. Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4). Благодать — это средство спасения, мир — его следствие. Бог Отец наш и Господь Иисус Христос — источники благодати и мира, что было бы богохульством, если бы Иисус был просто человеком или ангелом. Это выражение следует понимать как утверждение Божественности Христа, Его равенства с Богом.

Забота о Господе

“Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей… вере, которую имеешь к Господу Иисусу” (Флм.1:4-5а)

Павел начинает основную часть послания с восхваления Филимона. Он не собирается льстить ему. Напротив, апостол знал, что правомерная хвала питает добродетели и не дает места греху. Добродетельный характер Филимона становится основанием, на котором Павел строит свой призыв простить Онисима.

Павел был лично знаком с Филимоном, был избранным орудием Бога, приведя его ко Христу, и работал с ним. Епафрас, пастырь Филимона в Колоссах, был с Павлом в Риме (Флм. 1:23). Их общее свидетельство о Филимоне побуждало Павла сказать: Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Павел всегда мог благодарить Бога, когда молился о Филимоне, ибо не знал за ним ничего плохого. Послание к Филимону свидетельствует об этом. Павел не увещевает Филимона, и у нас нет сведений о том, что в его жизни был какой-то грех. О Филимоне Павел слышал только хорошее. Павел не пишет ничего такого, из чего мы могли бы заключить, что Филимону будет трудно простить Онисима. Судя по его духу, он должен был захотеть сделать это.

Первая характеристика прощающего человека — забота о Господе. Павел слышал о вере Филимона к Господу Иисусу. Будучи искренне верующим, Филимон заботился о Господе и желал быть Ему угодным. Так как Господь простил его, Филимон мог прощать других. Убежденность в пребывании Святого Духа и Слова Божьего также должна была побуждать Филимона поступать праведно. Настоящее время глагола echo (имеешь) показывает, что Филимон постоянно заботился о Господе. Его непоколебимая вера давала Павлу уверенность в его готовности простить ближнего.

Христиане прощают, потому что примирились с Иисусом Христом. Неверующие неспособны на это. Павел указывает в Рим. 3:10-16

“Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». «Уста их полны злословия и горечи». «Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их».

Людям, которыми управляет горечь, трудно прощать.

Забота о людях

“слыша о твоей любви… ко всем святым” (Флм.1:56)

В этом стихе в греческом тексте присутствует инверсия. Любовь в первой части стиха относится к словам ко всем святым — во второй.

Любовь (agape) — это сознательная волевая любовь, самопожертвование и кротость. Любовь есть плод Духа (Гал. 5:22) и проявление подлинной спасительной веры (Гал. 5:6; 1 Ин. 3:14). Верующих не нужно учить этой любви (1 Фес. 4:9), потому что ее источником является уже пребывающий в них Святой Дух (Рим. 5:5).

Так как вера Филимона была реальна, она проявлялась в подлинно библейской любви. Эта любовь вела к заботе о людях. Забота о людях позволяла Филимону прощать.

Забота об общении

“дабы общение веры твоей оказалось деятельным” (Флм.1:6а)

Настоящие вера и любовь неизбежно ведут к заботе об общении. В Теле Христовом нет места для индивидуализма, в котором отсутствует забота о ближнем. Забота об общении также побуждала Филимона простить Онисима. Если бы он не сделал этого, это привело бы к расколу в их отношениях, ведь теперь Онисим тоже был верующим. Простив Онисима, Филимон сохранил бы гармонию, мир и единство колосской церкви.

Слово koinonia (общение) трудно перевести точно. Обычно оно переводится как «общение», но означает не просто милый разговор. Это — совместная
жизнь, оно может переводиться также как «принадлежность». Верующие принадлежат друг другу вследствие веры во Христа. Прощая Онисима, Филимон признавал свою принадлежность ему как брату во Христе. Деятельный — это energes, что буквально значит «могущественный». Такой акт прощения был мощным посланием для церкви, вестью о важности общения, включая отношения между рабами и хозяевами (см. Гал. 3:28), Простить брата по вере, как бы он тебя ни обидел, — признак заботы об общении.

Забота о знании

“в познании всякого у вас добра” (Флм.1:66)

Христиане благословлены «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3). Они обретают новую природу (2 Кор. 5:17). Как должен был Филимон познать все доброе в себе? Знание (epignosis) — это глубокое, богатое, полное, опытное знание. Такое знание происходит из личного знакомства с истиной. Филимон мог читать о прощении или слушать проповеди о нем. Но, пока он не простил сам, у него не было опытного знания прощения. Простив Онисима, Филимон познал бы такую добрую вещь, как прощение. Повинуясь Божьей воле, верующие на опыте познают то добро, которое Бог вложил в них.

Есть громадная разница между чтением книги о катании на лыжах и реальным катанием. Знание, полученное из книги, одномерно и плоско, его нельзя сравнить с познанием, которое получаешь, когда катишься с горы. То же самое относится и к духовной истине. Замечательно интеллектуально постичь истину Писания. Но куда замечательнее жить на практике в соответствии с этой истиной. Практика истин Писания влечет за собой epignosis, ведущий к духовной зрелости (см. Еф. 4:12-13). Прекрасно понимать, что такое вера в Бога, но еще чудеснее испытывать Его силу тогда, когда мы доверяем Ему и не уповаем на собственные силы.

Павел уверен, что Филимон захочет получить истинное знание о прощении, простив Онисима. Он напоминает и нам, и Филимону о том, как важно заботиться о знании.

Забота о славе

“во Христе Иисусе” (Флм.1:6в)

Жизнь христиан, со всеми их радостями, обязанностями и ответственностью, происходит во Христе Иисусе. Буквально греческий текст гласит «по направлению ко Христу». Задача каждого верующего — слава Христа (см. 1 Кор. 10:31). Человек, преданный прославлению Христа, без сомнения, простит ближнего, а непрощающий дух не прославляет Христа. Павел был уверен, что Филимон простит Онисима, потому что знал: Филимон заботится о прославлении Христа.

Забота о том, чтобы быть благословением

“Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых” (Флм. 1:7)

Филимон был известен благодаря своей любви, что дарило Павлу великую радость и утешение. Филимоном были успокоены сердца святых. Сердца — это splanchna, что буквально значит «внутренности». Речь идет о чувствах. Филимон утешал страдающих, борющихся и эмоционально подавленных людей. Успокоены — от апараиб, это военный термин, обозначающий отдых войска на марше. Филимон дарил обеспокоенным людям покой и отдохновение; он был миротворцем.

Насколько мы знаем, Филимон не был старейшиной, диаконом или учителем церкви. Он, скорее всего, был деловым человеком. Но это был человек природной доброты, благословение для всех. Такой человек не мог не простить, и Павел знал об этом.

О таком прощении нам напоминает стихотворение Ковентри Пэтмора, английского поэта XIX века, под названием «Игрушки»:

Когда мой маленький сын,
смотревший на меня задумчивым взглядом,

Все делавший и говоривший
со спокойной мудростью взрослого,
Семь раз ослушался моего закона,
Я ударил его и отослал прочь,
Со строгими словами и без поцелуя,
А его мать, всегда терпеливая, была мертва.
Боясь, что горе не дает ему уснуть,
Я пришел к его постели,
Но обнаружил его глубоко спящим,
С опухшими глазами и со следами
Недавних слез на щеках.
И я, со скорбью
Целуя его влажные щеки, заплакал сам;
Потому что на столике у его изголовья
У него под рукой лежали
Коробка подарков и камушек с красной прожилкой,
Гладкий кусочек стекла, найденный на пляже,
Шесть или семь ракушек,
Бутылка с колокольчиками
И две французские медные монеты, и все это
Было разложено осторожно и искусно,
Чтобы успокоить его сердце в печали.
В тот вечер, когда я молился
Богу, я плакал и говорил:
Когда, наконец мы затихнем и уснем
И подчинимся Тебе в смерти,
Ты вспомнишь, каким игрушкам мы радовались,
Как мы не понимали
Твои благие заповеди,
Тогда Ты, не менее нежный отец,
Чем я, которого Ты сотворил из праха,
Забудешь Свой гнев и скажешь:
«Я прощаю этих детей».

Если Бог может так нежно прощать нас, разве не можем мы, как Филимон, прощать ближнего?

С уважением Андрей

Если Вы решили заказать шкаф-купе, Вам достаточно вызвать нашего инженера консультанта бесплатно, который не только обмерит помещение, но и подскажет с выбором наполнения шкафа-купе, учитывая все Ваши пожелания.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий