Свет в первый день


Первый день сотворения определяет и показывает, в контексте первой главы Книги Бытие, что подразумевается в Библии под словом «день». Те, кто считает дни сотворения долгими веками, постоянно подчеркивают, что Солнце было сотворено только в четвертый день, и поэтому эти дни не могли являться солнечными днями длиной в 24 часа. Слово день, говорят они, в других местах Писания обозначает долгий или неопределенный период времени. Например, «день Господень» — выражение, которое во всем Писании обозначает эсхатологическую эру, когда Бог изольет на Землю Свой гнев. Более того, во 2 Пет. 3:8 сказано: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Итак, сторонники креационизма «старой Земли» утверждают, что дни сотворения были долгими эпохами, которые примерно соответствуют современным геологическим представлениям о так называемых докембрийском, палеозойском, мезозойском, третичном и четвертичном периодах.
Но загвоздка состоит в том, что: в самом отрывке ничто не предполагает, будто эти дни были долгими эпохами. Что такое «день», определено в Быт. 1:5: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Циклические фазы света и тьмы с самого начала разграничивают ночь и день, вечер и утро. То же самое выражение: «И был вечер, и было утро: день [такойто]», относится к каждому из шести дней сотворения (Быт. 1:5,8,13,19,23,31), показывая, что дни были одинаковы и имели четко определенные границы.
Единственная смена света и тьмы, определенная в контексте, — это цикл дня и ночи (после четвертого дня), управляемый Солнцем и Луной (Быт. 1:18). У нас нет причины считать, что после четвертого дня ритм значительно изменился. Это значит, что длительность «вечера и утра» в первый день творения была равна продолжительности обычного солнечного дня.
Действительно, слово день иногда в Писании используется фигурально, для неопределенного периода времени («день веселия вашего», Чис. 10:10). Но там, где это слово сопровождается числительным («воскрес в третий день», 1 Кор. 15:4), оно явно обозначает обыкновенный солнечный день.
В самом Писании ничто не предполагает, что дни сотворения были чемто иным, а не буквальными сутками в 24 часа. Только внебиблейские влияния, такие как современные научные теории, гиперкритические воззрения или другие нападки на историчность Писания, побуждают толковать дни Быт. 1 как долгие эпохи. В самом деле, креационисты «старой Земли» подчинили Писание определенным концепциям которые сейчас популярны в космологии «большого взрыва». Основой для истолкования Писания были сделаны космологические теории, что позволило переоценить продолжительность дней сотворения Читы на World of Tanks. Такой подход нельзя считать евангельским; поскольку он с самого начала подрывает авторитет Писания, то неизбежно отводит многих от евангельского понимания Писания, как упорно бы ни пытались сторонники этого взгляда держаться за евангельское учение. Согласовывать свое понимание Писания со светской и научной теорией — значит подрывать авторитет Библии.
Хью Росс и другие сторонники теории «старой Земли» отвечают на этот аргумент словами о том, что Августин и некоторые другие отцы церкви не буквально истолковывали дни сотворения. «Нельзя сказать, что их взгляд на Писание’ зависел от светских мнений», — заявляет Росс .
Действительно, Августин воспринимал шесть дней сотворения не как буквальные. Он писал: «Что это были за дни, сказать чрезвычайно трудно, — и, возможно, для нас невозможно и понять этого, не то что сказать!» .
Но Росс не сообщает своим читателям, что Августин и другие приверженцы подобного взгляда полагали, что Бог сотворил Вселенную мгновенно, менее чем за долю секунды, — следовательно, вообще вне времени. Августин и иже с ним вовсе не согласились бы с Россом и современной наукой, что сотворение тянулось миллиарды лет. Они шли в противоположном направлении и сократили время сотворения до мгновения. Дело в том, что они находились под влиянием греческой философии и полагали, что Бог, выходящий за пределы времени и пространства, не мог творить во времени. Поэтому они сократили шесть дней до единого мгновения. Августин писал: «Без сомнения, мир был сотворен не во времени, но параллельно со временем» .
Эту концепцию Августин разработал под влиянием сочинений светских философов. Иначе говоря, он всетаки шел на поводу светского мнения ^ данном вопросе. (И такие воззрения действительно подрывали верность авторитету Писания в ранней церкви.)
Тем не менее, Августин выступал против идеи «старой Земли» столь же ревностно, как и любой современный евангельский критик. В «Граде Божьем» он посвятил данному вопросу целую главу под заголовком «О ложности истории о том, что миру много тысяч лет». Он резко критиковал тех, кто верил в древность Земли: «Они говорят то, что думают, а не то, что знают. Они обмануты лживыми документами, в которых утверждается, что история длится тысячи лет, хотя, судя по священным писаниям, мы обнаруживаем, что прошло не более 6000 лет» .
В самом деле, в самом Писании ничто не дает оснований считать, будто миру миллиарды лет или дни сотворения были долгими эпохами. Напротив, определяя дни сотворения как чередование световых циклов, дня и ночи, Писание совершенно ясно утверждает, что дни сотворения по длине были равны обыкновенным солнечным дням. Часть чуда сотворения мира заключается именно в легкости и быстроте, с какими Бог создал настолько огромное, сложное, совершенное и прекрасное творение. Акцент ставится вовсе не на «времени и внимании к деталям», как предполагает Хью Росс . Напротив, в библейском рассказе подчеркивается безграничное величие и сила Всемогущего: силой одного Своего Слова Он создал столь много, столь превосходно и быстро.
Сторонники креационизма «старой Земли» принижают значение божественного повеления в рассказе о сотворении; согласно их концепции, Бог творил долгие эпохи, пока мир не стал полностью готов для обитания людей, созданных по Его образу. Это прямо противоположно учению Книги Бытие.
Ничто не предполагает, что, как говорил Августин, все было сотворено в одно мгновение. Согласно Писанию, Бог создавал мир последовательно. Он творил мир шесть дней и почил на седьмой. Это произошло не потому, что Он Hie мог сотворить все за меньшее время, и, тем более, не потому, что Он нуждался в отдыхе. Так Он показал пример цикла работы и отдыха, согласно которому должен был жить и род людской. Так были установлены параметры недели, до сих пор сохраняющиеся в календарях, по которым человечество измеряет время. Мы внимательнее рассмотрим это, когда бу дём говорить о седьмом дне.
Бог Своей высшей властью предпочел каждый из дней посвятить определенному аспекту сотворения. В первый день Он сотворил время, материю и свет.
Рассказ о сотворении времени начинается словами: «В начале». В начале чего? Самого времени. До того не было ни измерения времени, ни его течения. Сам Бог существовал во всем Своем совершенстве, вне времени, в царстве, которое мы не можем даже вообразить. Наши представления о вечности ограниченны, поскольку все, что нам известно, существует во времени.
О вневременном характере Бога написано много. Это глубокое и сложное понятие, и я не собираюсь рассматривать. его углубленно; скажу только, что ему учит Писание. Имен, но это понятие имел в виду Петр во 2 Пет. 3:8, когда писал: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». (Кстати говоря, данное сравнение вовсе не связано G продолжительностью дней сотворения. Петр утверждает, что Бог существует вне времени; Книга Бытие явно гласит, что сотворение происходило во времени.) Бог не ограничен ходом часов. Он может совершить за долю секунды столько же, сколько за квадриллион лет. Для Него эти сроки равны. Он знает подробности будущего так же хорошо, как подробности прошлого. Писание подчеркивает вневременное бы’ тие Бога, утверждая, что Он «Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8). Сам Бог сказал: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец… Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Отк. 1:8). Вечность и вневремен ность Христа утверждается в Евр. 13:8: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Но вместе со Вселенной Бог сотворил время. Я полагаю, что именно таков смысл слов «в начале» в Быт. 1:1. Первым творческим действием Бога было сотворение времени из вечности.
А материя образовалась из нематериального. За одно мгновение Вселенная — со всем ее пространством и материей — была сотворена Божьим повелением из ничего. Невозможно сказать, какую форму приняла материя, но обратите внимание, что звезды и планеты не были сотворены вплоть до четвертого дня. Вселенная (по крайней мере ее энергия и масса) уже возникла в каком-то виде, хотя светоносным звездам и планетам еще не была придана форма. Подробно не объясняется, какую форму имело все сотворенное. Но мне нравится парафраза Быт, 1:1, предложенная Генри Моррисом: «Трансцендентное всемогущее Божество создало пространственно-массово-временную Вселенную» . Мы знаем из Быт. 1:2, что Земля пребывала в бесформенном и бесплодном состоянии, окруженная тьмой и водой или каким-то туманом. Без сомнения, такой же была вся Вселенная. Но в этот первый миг сотворения появилась «пространственно-массово-временная Вселенная».
Кроме того, первый день примечателен еще одним: тогда был сотворен свет. Среди всех Божьих творений именно свет наиболее ясно являет и наиболее сопричастен славе Божьей. Поэтому Он указывает на Себя как на «…Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Иначе говоря, весь истинно духовный свет исходит от Него. Куда бы Он ни поворачивался, Он не отбрасывает тени и не может быть в тени, потому что Он — чистый свет, «и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5). Как Солнце, но совершеннее, чем Солнце, Он испускает свет, в котором нет тени. «Свет обитает с Ним» (Дан. 2:22), и Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:16). Сотворенный свет являет Его славу понятнее, чем любое другое творение. Как и Он, свет все освещает и делает видимым. Без света все творение оставалось бы холодным и мрачным. Поэтому свет не случайно был сотворен в первый день.
Вот что рассказывает Библия о работе Бога в первый день сотворения:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была без видна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:15).
Быт. 1:1— это общее утверждение. Остальная часть Быт. 1 описывает последовательность творческой работы Бога.

ПУСТАЯ ПЛАНЕТА

Когда первый день возник из вечности, Земля, как мы знаем, была темна и бесплодна. Три выражения в Быт. 1:2 исполызуются для описания ее изначального состояния. Она была «безвидна и пуста», «тьма над бездною», а «Дух Божий носился над водою». Данные фразы обрисовывают состояние Земли до наступления второго дня.
Строение еврейской фразы, с которой начинается Быт. 1:2, не случайно. Подлежащее стоит перед глаголом, что указывает на нечто необычное. Эти слова можно было бы пере вести: «Что до Земли, то она была бесформенной и пустой»: Вот новая планета, главная задача творческого замысла Бога, и она бесформенна и пуста. По-еврейски это звучит как tohu wa bohu. Tohu обозначает пустошь, опустошенное место, Bohu значит «пустой». Буквально Земля была пустым местом в полном опустошении.
То же самое выражение используется в Иер. 4:23. Здесь Иеремия оплакивает погибель Израиля. В Иер. 4:19 он говорит: «Утроба моя! Утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать». Почему? Потому что прозвучала труба, знаменующая начало Божьего суда над Израилем. «Беда за бедою: вся Земля опустошается» (Иер. 4:20). Далее он заимствует слова Быт. 1:2: «Смотрю на землю, и вот, — она разорена [tohu] и пуста   [bohu\, — на небеса, и нет на них света» (Иер. 4:23). Вот как он описывает состояние Иудеи после губительного разрушения, которое навлек на нее гнев Божий. Некогда плодородная Земля превратилась в пустыню (Иер. 4:26). Она стала пустым, разоренным местом без обитателей. Она утратила прежнюю красоту. Она бесформенна. Она некрасива. Она стала бесплодной, что напоминает Иеремии состояние Земли в самом начале, до того как творческая деятельность Бога сделала ее прекрасной.
Исаия тоже использует это выражение. Предсказывая, что однажды Господень гнев навлечет на язычников погибель, он утверждает, что их Земля будет опустошена. «И протянут по ней вервь разорения [tohu] и отвес уничтожения [bohu]» (Ис. 34:11). Здесь Бог представлен как вершитель правосудия, Который использует tohu в качестве отвеса, а bohu — в роли отягощающего его груза.
Так что эти слова говорят о пустоте и опустошенности. Они описывают Землю как место, лишенное формы или обитателей, как безжизненное, бесплодное место. Это значит, что сама форма Земли была незавершенной и пустой. Сырьевой материал был на месте, но ему еще не была придана форма. Рельефы земной поверхности, известные нам, были пока не дифференцированными, неразделенными, не сформированными и не населенными.
Существует предположение, что стихи Быт. 1:1 и Быт. 1:2 отделены друг от друга промежутком в много миллиардов лет. Эта концепция, известная как теория разрыва, некогда была очень популярна, она ярко отразилась в «Библии Скофилда с примечаниями». Согласно теории разрыва, Бог в Быт. 1:1 сотворил Землю полностью готовой. На этой древней Земле якобы существовало все многообразие животной и растительной жизни, включая рыб и млекропитающих, разные виды ныне вымерших динозавров, а также других существ, о которых мы знаем только по ископаемым останкам.
Сторонники теории разрыва предполагают, что Быт. 1:2 следует переводить как: «Земля стала безвидна и пуста».
Они говорят, что в результате грехопадения сатаны или по иной причине произошла неизвестная катастрофа, и доисторическая Земля опустела. (Это, разумеется, предполагает, что в промежутке между Быт. 1:1 и Быт. 1:2 случилось грехопадение сатаны или какое-то другое зло.) Потом, согласно данной теории, Бог сотворил все формы жизни, известные нам ныне, и за эти шесть дней воссоздания Земля снова стала раем.
Как и другие теории «старой Земли», теория разрыва пытается объяснить происхождение ископаемых останков и согласовать библейский рассказ с современными научными теориями о «старой Земле», существующей много миллиардов лет.
Большинство приверженцев теории разрыва утверждает, что Солнце не было сотворено на четвертый день, но в этот день оно просто стало видно, поскольку атмосфера Земли очистилась или ушло окутывавшее ее облако пара. Однако у теории разрыва есть одно преимущество над большинством теорий «старой Земли»: она позволяет буквально истолковывать дни сотворения в Быт. 1.
Но в наши дни сторонников этой теории сравнительно мало, потому что с ней связаны огромные библейские и богословские проблемы. Например, в Быт. 1:31, после завершения сотворения мира, Бог объявляет, что оно «хорошо весьма», — чего нельзя было бы сказать, если бы во Вселенную уже проникло зло. Кроме того, если объяснять ископаемые останки с помощью идеи интервала между Быт. 1:1 и Быт. 1:2, то смерть, болезни, страдание и бедствия были распространены за много веков до грехопадения Адама. Однако в Писании говорится, что именно грех Адама был событием, из-за которого грех и бедствия вошли в Божье творение. «Смерть чрез человека» (1 Кор. 15:21); «Одним че ловеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Теория разрыва также явно противоречит Исх. 20:11: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил».
Судя по самому тексту, бесплодное состояние, описанное в Быт. 1:2, — это просто изначальное состояние Вселенной сразу после ее сотворения. Это не состояние опустошенности, в которое впала Земля; Вселенная была такой in situ, до завершения творческой деятельности Бога. Эта картина напоминает нам о горшечнике, который хочет создать прекрасный сосуд и наполнить его. Сначала он берет ком бесформенной глины и кладет на гончарный круг, чтобы придать ему форму в соответствий со своим замыслом. Так же и Бог начал с сырьевого материала. Сначала Он создал основную массу элементов, содержавшую все необходимое для устройства жизненной среды, которую Он собирался сотворить позже. Затем Он тщательно обработал эту массу элементов и превратил ее в прекрасное завершенное творение, запланированное с самого начала. Так что, если не думать о формах жизни, сотворенных Богом, Его деятельность в первые шесть дней можно сравнить с работой горшечника. В основном, это был процесс усовершенствования того, что Он сотворил в самом начале.
Согласно Писанию, сначала было совершенно темно. Вселенная была не только бесплодна и необитаема; она была также покрыта абсолютной, полной тьмой. Бог еще не сотворил свет. В Быт. 1:2 сказано о «тьме над бездною».
В Писании слово бездна обычно обозначает море (см. Ис. 51:10). Аза фразой в Быт. 1:2 следует параллельная ей: «Дух Божий носился над водою». Это значит, что земная поверхность была покрыта водой. Это был громадный океан — бездна — всеобъемлющий изначальный океан, покрывавший всю планету. И все было поглощено сплошной непроглядной тьмой.
Вода, столь важная для поддержания грядущей жизни, тогда уже являлась главной характерной чертой Земли. Изначальное состояние Земли, покрытой водой, упоминается в Пс. 103:56: «Ты поставил Землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды».
Кто может вообразить себе бесформенную, покрытую водой Землю, совершенно лишенную света? Но она недолго оставалась в таком сумрачном и бесплодном состоянии. Бог тут же начал работать над сотворенным материалом.

ВИТАЮЩИЙ ДУХ

Снова обратите внимание на заключительные слова Быт. 1:2: «И Дух Божий носился над водою». Вы помните, что Земля была необработанной, бесформенной, безжизненной массой материи, парившей в космосе, покрытой водой и погруженной во тьму. А Дух Божий витал над ее поверхностью. Божий Дух ее покрывал, окружал и защищал. Он был творческой Силой, наблюдающей за приданием формы бесформенному и наполнением пустоты.
Интересно еврейское слово, что переводится как «носился»: обычно оно используется по отношению к птице, которая высиживает птенцов и витает над ними. Данное слово обозначает присмотр, божественную заботу и наблюдение. Оно встречается в Ветхом Завете еще дважды — во Вт. 32:11, где описывается орел, витающий над своим гнездом (в переводе: «носится над птенцами своими»); а также в Иер. 23:9, где оно переведено как «сотрясаются» — кости пророка содрогаются при соприкосновении со Словом Божьим. Это слово обозначает движение, и Генри Моррис предположил, что последние слова Быт. 1:2 можно перевести как: «Божий Дух качался над водою». Это указывает на передачу энергии Творца творению и определяет Святого Духа как «Перводвигателя» всего сотворения .
В своей книге «Сотворение и изменение» Дуглас Ф. Келли пишет:
«Витание» Божьего Духа над водами — очень важная, а вовсе не незначительная деталь рассказа о сотворении. Она ярко показывает библейское представление о Боге: Он никогда не оставляет элементы без своего попечения и прямого присутствия, Он постоянно влияет на материальный порядок вещей. Это… прямая противоположность любому виду философского деизма или богословского дуализма, которые предполагают существование гигантской пропасти между живым Богом и пространственно-временным космосом. Деизм изображает божество далеким, неспособным или нежелающим непосредственно вмешиваться в царство природы. Такое отношение объясняет традиционное и современное неприятие как библейского учения о сотворении, так и реальности чудес, воплощения Христа и молитвенного ходатайства. Следует помнить, что разрыв между Богом и миром у деистов — это лишь философское предположение, аксиома натуралистической религии, а не научный факт .
Иначе говоря, это указывает на непосредственное участие Бога во всех аспектах сотворения. Он не просто создал механизм эволюции и оставил вселенную самостоятельно достигать зрелости. Он Сам направлял все моменты сотворения и принимал в них участие. Все мельчайшие детали — от малейшей субатомной частицы до величайшей галактики — дело Его рук. Все сотворено Его перстами (Пс. 8:4).
Однако обратите внимание, что в Книге Бытие практически обо всех аспектах сотворения говорится как о непосредственных результатах Слова Божьего. Он просто говорит: «да будет свет» — и возникает свет (Быт. 1:3). Он говорит: «Да произведет земля душу живую по роду ее… И стало так» (Быт. 1:24). Он совершает все это мгновенно, одним Своим всевышним приказом. Его Слово так могущественно, что, когда Он его произносит, оно немедленно исполняется. Творческий процесс описывается только в случае с Адамом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт. 2:7).
Все это говорит о прямом, молниеносном сотворении мира божественным повелением. Для развития природы и формирования облика Земли не требовались длительные эпохи. Писание говорит, что придание формы бесформенному и наполнение пустоты было совершено самим Богом. Он совершил это просто Своим приказом. Сам акт сотворения подтверждает Его абсолютную и высшую власть.
Но в то же время Его живое участие в создании мира отразилось в образе Святого Духа, который витает над поверхностью вод, «высиживает» желторотый тварный мир и следит за процессами созревания с вниманием и заботой курицы, оберегающей своих цыплят.
Этот образ также обозначает определенный взгляд на нашу планету. С этого времени рассказ о сотворении ведется с точки зрения наблюдателя на земле. Это точка зрения самого Святого Духа. Наша планета — центр творческого замысла Бога. Это рай, сотворенный Им как среда обитания творений, созданных по Его образу и подобию, которые являются венцом Его творения.
Из всех известных планет только на Земле есть жизнь, и это прямо связано с деятельностью Святого Духа, изображенной в Быт. 1:2. Вся Библия свидетельствует, что Божий Дух — источник любой жизни и творения. «Отдуха Его — великолепие неба…» (Иов 26:13). В Книге Иова сообщается: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32:6). Слово, переводимое как «дыхание», в еврейском обозначается тем же словом, что и «дух». Давид отмечает в псалме роль Святого Духа в сотворении всех существ: «Пошлешь дух Твой — созидаются…» (Пс. 103:30).
Писание учит также, что Божий Дух необходим для поддержания жизни. Он до сих пор защищает и питает творение. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов 12:10).

ОЗАРЯЮЩИЙ СВЕТ

После сотворения изначальной материальной Вселенной самым важным событием стало сотворение света. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). Наука не может объяснить природу света и тем более — как он появился. В этом стихе ясно говорится, что свет был создан по повелению Бога. Тот, Кто Сам есть нерукотворный свет, создал свет сотворенный. Тот, Кто обитает в неприступном сиянии, осветил Свое творение, чтобы явить ему Свою славу.
Неясно, какую форму имел тогда свет. Не сказано, являлся ли он эфирным свечением или же исходил из какого-то определенного источника. Известные нам светила, такие как Солнце, Луна и звезды, были сотворены только на четвертый день. Они стали постоянными источниками света. Но сам свет, свет как таковой, был сотворен в первый день. И он сразу стал отделять день от ночи.
Дуглас Ф. Келли пишет:
Сотворение света стало первым из трех разделений, которые совершил Творец для того, чтобы превратить хаос в космос. В первый день свет разделяет день и ночь; во второй «твердь» отделяет верхние воды от Земли, образуя атмосферу или «место для дыхания»; на третий нижние воды собираются в моря, отделяясь от суши. Эти три разделения показывают могущество Бога, который обработал темную, покрытую водой массу, дабы превратить ее в прекрасный сад, в место, подходящее и удобное для жизни растений, животных и людей .
Эта картина напоминает нам образ человека, который должен навести порядок в темной комнате, и первым делом включает свет.
Но речь идет не только об отделении света от тьмы. Сотворение света стало также началом отсчета времени на Земле посредством периодов дня и ночи. Светлое время суток стало регулярно чередоваться с темным. В Быт. 1:5 сказано: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Так началось чередование дней и ночей. Возможно, Земля уже вращалась вокруг своей оси, так что свет освещал ее с одной стороны, а с другой было темно.
Выдвигались разные предположения о том, каким был этот свет. Может быть, это была масса светящейся материи, которая позже была превращена в Солнце ? Или же (что кажется более вероятным) это был бесплотный свет, временное эфирное сияние, которому Бог повелел освещать творение, пока Он не установит постоянные светила? Природа этого света не описывается. Нам просто говорится, что свет появился, потому что так повелел Бог. И мы не должны сомневаться в том, что Тот, Чья слава описывается как чистый свет, мог приказать свету появиться еще до воплощения света в облике звезд и Солнца.
Что такое свет? Даже лучшим физикам непросто это объяснить. Он обладает свойствами как частиц, так и волн. Фотоны света ведут себя как частицы, как крохотные пылинки, только они не имеют объема. Энергия фотона сконцентрирована в ограниченном пространстве, существует в данный момент в конкретном месте, но при этом движется с невероятной, неизмеримой скоростью. Вот почему мы говорим о «скорости» света. Но свет обладает также качествами волны, а не конечной сущности. В отличие от частицы, волна существует в неограниченном пространстве; ее частота изменяется; математически она может быть изображена как кривая, не имеющая ни начала, ни конца. Волна, в отличие от частицы, переносит энергию из одной точки в другую без передачи вещества. Световая волна — это, по сути, возмущение электрических и магнитных полей. Еще больше осложняет ситуацию то, что световые волны могут вести себя как частицы, а подобные частицам фотоны — как волны.
Свет — это форма энергии. По сути, это электромагнитное излучение, включающее в себя все частоты, от длинных (радиоволны, микроволны и инфракрасные волны) до коротких (ультрафиолет, рентген и гамма-излучение). В середине спектра находится видимый свет, включающий в себя целую радугу цветов. Разные цвета — это просто световые волны разной длины. Белый цвет, который обычно ассоциируется со светом, не является цветом в чистом виде; это сочетание всех цветов видимого спектра.
В результате отражения световых волн от предметов мы можем видеть. Но спектр разнообразных световых волн бесконечен и включает в себя не только те, что мы можем увидеть глазами. Например, когда вы слушаете радио, сигнал передается с помощью технологии, использующей качества света. Различные частоты позволяют вам настраиваться на разные станции, от коротковолновых, что передаются на большие расстояния, до длинноволновых (FM), имеющих местный характер.
Некоторое виды света, недоступные человеческому глазу, делают возможными другие способы видения. Инфракрасные лучи, например, невидимы глазом, но дают достаточно света, чтобы получать фотографии в темноте. Современная наука создала приборы ночного видения, используя свег, недоступный человеческому глазу.
Для того чтобы описать все чудеса света, пришлось бы написать серию 1риг. Вероятно, вы сами ставили опыты с отражением и преломлением света с помощью зеркал и призм. Призмы расщепляют свет на отдельные цвета благодаря тому, что при прохождении через призму луч преломляется. Различные цветовые волны, двигающиеся с разной скоростью, выходят из призмы по отдельности, распадаясь на видимый спектр. Линзы очков так преломляют свет, чтобы устранить недостатки нашего зрения. Вогнутые линзы рассеивают свет; выпуклые собирают его лучи. Преломляющее свойство линз позволяет оптикам подбирать нам очки, которые с высокой точностью исправляют недостатки зрения.
Тонкие нити оптического волокна используют отражающие свойства света, чтобы передавать световые импульсы на огромные расстояния. Буквально со скоростью света с континента на континент по современным подводным кабелям с точностью передаются оцифрованные телефонные звонки, видеоизображения и другие виды данных. Все это возможно благодаря замечательным свойствам света.
Световые волны, в отличие от звуковых или ударных, способны двигаться в вакууме. Вот почему ночью мы можем видеть звезды. Если вы заключите колокольчик в пластиковый контейнер и выкачаете из него воздух, чтобы создать вакуум, то не услышите звона, — поскольку звуковые волны не могут пересечь вакуум.
Но поразительно, что свет виден человеку только тогда, когда соприкасается с веществом. Луч света, направленный в темное ночное небо, был бы невидимым, если бы не отражался множеством крохотных частиц воздуха. Луч света, пересекающий открытый космос, совершенно невидим до тех пор, пока не столкнется с каким-либо объектом.
Ничто во Вселенной, насколько мы знаем, не может двигаться со скоростью больше скорости света. В вакууме свет движется со скоростью 298051,2 км в секунду. Как бы быстро вы ни двигались в сравнении со скоростью света, вы словно стоите на месте. (Иначе говоря, движение по направлению к источнику света, даже на большой скорости, не ускорит поступление света к вам, и удаление от света не замедлит его движение. Ничто иное во Вселенной не обладает такими свойствами.)
Согласно ныне принятым физическим теориям, если бы какой-то объект или человек могли путешествовать в космосе со скоростью света, то для них время и расстояние сократились бы в сравнении с опытом неподвижного наблюдателя на Земле. Так, когда путешественник, совершивший полет на далекую звезду со скоростью света, вернулся бы на Землю, он бы обнаружил, что за этот период на Земле прошло больше времени, чем в космическом корабле. Эта разница отразилась бы на его часах и даже в его внешности. Если бы у него был брат-близнец, путешественник оказался бы моложе, чем остававшийся на Земле брат. Чем дальше бы он путешествовал, чем быстрее бы двигался, тем сильнее был бы этот эффект. Если бы путешествие длилось один световой год, то, с точки зрения неподвижного наблюдателя, прошел бы именно год. Для самого путешественника это время длилось бы менее года. Так что путешествие со скоростью света может изменить наше восприятие времени.
Вероятно, в физике нет ничего увлекательнее или загадочнее света. Свет — это самый важный источник энергии и тепла на Земле. Без света жизнь на Земле была бы невозможна. Практически все земные механизмы, которые мы используем для передачи энергии, в конечном итоге основаны на действии света. Ветер, круговорот воды и океанские волны исчезли бы, если бы Земля долго пробыла в полной темноте. Она быстро бы остыла, и жизнь на ней прекратилась. Вот почему создание света стало столь важным первым шагом в процессе сотворения.
Писание говорит: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт. 1:4) «Он хорош» — этот рефрен проходит через весь библейский рассказ о сотворении мира. Таким образом подчеркивается, что все произошло от Бога, и что все, сотворенное Им, было совершенно. Творение было благом, потому что Бог благ. Все, что Он сотворил, было хорошо. Он объявил, что свет хорош, потому что тот был отражением Его Самого. Он — определение и эталон добра. Дуглас Ф. Келли прекрасно подводит итоги этого положения, приводя цитату из сочинения Новациана, богослова III века:
Способны ли вы сказать что-либо, достойное Его? Он возвышеннее всего возвышенного, выше любых высот, глубже всех глубин, яснее всего света, ярче всего сияния, великолепнее всего великолепия, сильнее любой силы, могущественнее любой мощи, прекраснее самой красоты, истиннее всей истины, постояннее самого постоянства, величественнее всего величия, могущественнее всего могущества, богаче всего богатства, мудрее самой мудрости, добрее самой доброты, лучше всего блага, вместе взятого, справедливее самой справедливости, милостивее самой милости. Любая добродетель уступает Тому, Кто есть истинный Бог и источник всего .
И само творение в первоначальном состоянии было отражением благости Бога. Ни один из аспектов творения не говорит об этом выразительнее, чем сотворение света. Свет — это чистое сияние, несравненная энергия; то, что более всего было нужно, для того чтобы превратить бесформенную пустоту в рай чистого блага.
Энергия пронизывает космос. Если вы возьмете совершенно пустой сосуд, в котором будет полный вакуум, полное отсутствие молекул вещества, и заморозите его до абсолютного нуля, чтобы там отсутствовало даже излучение, то в нем все равно останется большое количество энергии.
Она известна как нулевая энергия. Данная энергия наполняет даже «пустоту» космоса. Большинство ученых считает, что пустое пространство размером с кофейную чашку содержит достаточно энергии, чтобы с ее помощью можно было заставить испариться все земные океаны. Откуда берется эта энергия? Наука не может объяснить. Ясно, что это часть Божьего творения. Она либо принадлежала изначальному творению материи и пространства, либо возникла, когда Бог сказал: «да будет свет».
Однако творческий замысел Бога не подразумевал создание постоянного видимого света. Поэтому Он «отделил свет от тьмы» (Быт. 1:4). И свет, и тьма входили в Его план творения. «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт. 1:5). Так было, и так было всегда. Такой постоянный цикл чередования света и тьмы, дня и ночи, определил характер Земли с первого дня ее существования.
Быт. 1:5 завершает библейское описание первого дня: «И был вечер, и было утро: день один».
Первый день был впечатляющим. На всякий случай (для тех, кто подумает о долгом процессе эволюции) в Быт. 1:5 подчеркивается: «И был вечер, и было утро: день один». Таков буквальный перевод еврейской фразы. Она не описывает процесс в миллиарды лет; она описывает один день — один цикл смены света и тьмы — вечер и утро. Так началось дело сотворения.

Вся слава Христу


Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий