Потерянный рай

“Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни”. (Быт. 3:1-24)

Быт. 3 — одна из самых важных глав Библии. В ней закладывается основа всех последующих событий. Без нее мало что в Писании и самой жизни имело бы смысл. В Быт. 3 объясняется состояние Вселенной и человечества. В ней разъясняется, почему в мире так много проблем. В ней растолковывается дилемма, стоящая перед человеком. В ней говорится, почему нам нужен Спаситель. И в ней рассказано, что делает Бог в истории.
Иначе говоря, истина, явленная в Быт. 3, — это необходимая основа правильного и точного мировоззрения. Любое мировоззрение, лишенное этой основы, в корне неверно.
Когда Бог завершил Свое прекрасное творение, в нем не было беспорядка, хаоса, конфликтов, борьбы, боли, несогласия, упадка и смерти. Однако сейчас в нашей жизни все это постоянно присутствует. Честно говоря, нам трудно представить себе совершенный мир. В Быт. 3 объясняется, как мы попали из невообразимо совершенного рая туда, где находимся сегодня.
Теория эволюции не объясняет дилемму стоящую перед человеком, более того, она не может ее разрешить. Почему человека волнует столько нравственных и духовных проблем? Теория эволюции никогда не ответит на этот вопрос. Фактически чисто натуралистическая наука не может разъяснить ни одну моральную или духовную проблему.
Однако мы безусловно являемся созданиями, наделенными моралью и духовностью, и нам это известно. В человеческое сознание от рождения вложено представление о добре и зле. (Даже самые атеистически настроенные эволюционисты обладают совестью.) Мы знаем из горького опыта, что неспособны воздерживаться от зла. Мы не можем не поддаваться греху. Мы не можем делать все то, что должны были бы делать. Еще хуже, что мы не можем измениться. Теория эволюции не объясняет этой дилеммы и не дает нам надежды на ее разрешение.
Вместо этого теория эволюции, если последовательно ей следовать, ведет к отрицанию реальности зла. Если концепция натуралистической эволюции верна, и Бога нет, значит, вовсе не существует нерушимых моральных принципов, управляющих Вселенной. Тогда нет никакой моральной ответственности. По существу, если теория эволюции верна, все возникло совершенно случайно, без какой бы то ни было трансцендентной причины. В такой системе ничто не может иметь подлинного морального значения. Сами понятия добра и зла становятся бессмысленными. Нет причин осуждать Гитлера или хвалить доброго самаритянина.
Что побуждает нас отличать добро от зла? Откуда взялась человеческая совесть? И почему человек так склонен ко злу? Эволюционисты не дают ответа.
В Писании сказано, что мы сотворены по образу Бога, но являемся падшими существами, с рождения склонными ко греху. Мы унаследовали свою греховность от Адама. Когда он согрешил, то вверг все человечество в беспомощное грешное состояние подчинения злу. Таково, по сути, учение о «первородном грехе».
Библейское описание грехопадения опровергает основную идею эволюции. Быт. 3 не говорит, что вначале нравственный уровень человека был низок, а потом постепенно повышался по мере общественного и психологического развития человека; она учит прямо противоположному. Человек появился как венец творения, но из-за грехопадения Адама история человечества стала историей постыдного нравственного и духовного упадка (см. Рим. 1:2132). Сегодня человечество хуже, чем когда-либо (2 Тим. 3:13).
Кто будет отрицать, что этот мир пронизан злом? Об этом свидетельствует все, что нас окружает. В частности, повсюду видны признаки морального упадка людей. Г. К. Честертон сухо отозвался об учении о первородном грехе как о «единственной части христианского богословия, которую действительно можно доказать». Он осуждал богословов модернистов, которые «в своей чрезмерно утонченной духовности признают божественную безгрешность, которой нельзя увидеть даже во сне. По сути, они отрицают человеческий грех, который могут видеть на улицах» .
Признаки греховности человечества окружают нас. О них пишут в ежедневных газетах, их показывают в вечерних новостях, и их очень много в человеческой истории. Никто из наших знакомых не свободен от греха. Более того, если мы будем честны с собой, то увидим: самые убедительные доказательства нашей безнадежной греховности дает нам наша собственная совесть.
Как же мы оказались в таком положении? Быт. 3 отвечает на этот вопрос ясно и просто. Наш прародитель Адам сознательно не послушался Бога. Каким-то образом его грех осквернил все человечество, и теперь все его естественные потомки унаследовали приверженность ко греху и презрение к подлинной праведности. И это проявляется в нашем поведении.
Согласно Рим. 5:12 и 1 Кор. 15:22, когда Адам согрешил, он навлек смерть и осуждение не только на себя, но и на весь род людской. Все мы наследуем грех и вину Адама. Вот что в нас неправедно. Именно поэтому мы обладаем подлой, развращенной, разрушительной природой, грешным сердцем, которое извращает все наши мысли, чувства и желания. «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:78).
Эта неспособность любить Бога, повиноваться Ему или приносить радость — сама суть человеческой греховности. И освободить от этого проклятия может только возрождающая деятельность Бога (2 Кор. 5:17). Вот почему Иисус сказал Никодиму: «должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7). «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Вот что такое спасение: Бог чудесным образом изменяет природу искупленных, и отныне их влечет к той самой праведности, которую они прежде ненавидели. Таково основное обетование Нового Завета:
И окроплю вас чистою водою, — и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:2527).
Итак, мы сами не можем самостоятельно освободиться от власти греха. Преступление Адама вызвало губительные последствия, не только для него самого и его окружения, но и для его потомков, включая нас с вами. И мы не сможем понять смысл нашей духовной борьбы, пока не изучим, с чего она началась.
В Рим. 8:2022 сказано: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Иначе говоря, из-за греха в творении ничто не осталось таким, каким Бог его сотворил. Оно попало в «рабство тлению», что значит: утратило способность служить цели, для которой было изначально сотворено. Оно было испорчено, осквернено грехом, поэтому вместо благословения подверглось Божьему проклятию. Оно оказалось в рабстве тлена и сковано отвратительными последствиями греха, включая упадок, вырождение и смерть. Теперь все творение «совокупно стенает и мучится» — так образно описываются страдания и боль, вызванные осквернением греха. Все это, согласно Писанию, явилось следствием непослушания Адама.
Это явно говорит против эволюции. Если бы Бог изначально использовал для сотворения мира эволюционные процессы или «естественный отбор», то смерть, упадок, мутация и порча с самого начала были бы частью творения. Если бы смерть и естественный отбор входили в число средств, использованных Богом для сотворения мира, то в мире ничто не было бы полностью совершенно; во всем имелись бы изъяны. Но в Писании ясно сказано: все недостатки — последствия грехопадения Адама. Это плоды проклятия, которое вызвал первый акт неповиновения.
Никакой процесс эволюции не сможет освободить нас от этого состояния. Фактически все творение, в том числе человечество, сейчас вырождается независимо от того, каких успехов мы достигли в просвещении, образовании, в деле защиты окружающей среды, в психологии, каков уровень развития нашей цивилизации или технологии. Нам нужно искупление (Рим. 8:23).
В остальной части Книги Бытие множество свидетельств постепенного морального упадка человечества, его движения по нисходящей спирали. Поворотная точка — Быт. 3. До того Бог посмотрел на творение и объявил, что все «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Но после Быт. 3 в человеческой истории происходит самое разнообразное зло. (Исключениями служат только искупительные деяния Бога, но это не примеры человеческого благородства.)
В Быт. 4 рассказывается о первом убийстве, братоубийстве. Быт. 4:19 впервые сообщает о полигамии. В Быт. 4:23 говорится о другом’ убийстве. А дальше человечество покатилось по наклонной плоскости так быстро, что в Быт. 6:5 уже «увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Поэтому Бог решил уничтожить весь род людской, за исключением одной семьи.
В Книге Бытие рассказывается также о зарождении таких грехов, как гомосексуализм (Быт. 19:15), кровосмешение (Быт. 19:3038), идолопоклонство (Быт. 31:3035), изнасилование (Быт. 34:12), массовые убийства (Быт. 34:2529), блуд (Быт. 38:1419) и других форм греха.
И все это проистекает из единственного поступка непослушания Адама (Рим. 5:19). Грех Адама отравил не только его потомство, но и остальное творение. Как же произошло такое зло? В Быт. 3:17 дается ясный ответ на этот вопрос:
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла ‘ плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
Это не сказка и не миф. Это представлено как история, и в других местах Писания этот рассказ упоминается как исторический (см. Рим. 5:1219; 1 Тим. 2:1314; 2 Кор. 11:3; Отк. 12:9; 20:2).

ИСКУСИТЕЛЬ

Многие утверждают, что говорящий змей — доказательство того, что этот рассказ является мифическим. Однако Сам Иисус ссылался на этот рассказ как на подлинное историческое свидетельство, говоря о дьяволе как убийце, лжеце и отце всякой лжи (Ин. 8:44).
Согласно Быт. 3:1, «змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог». Мы не склонны думать, что Бог при сотворении наделил рептилий способностью думать и говорить. «Хитрость» этого змея не характерна для змей вообще. Здесь описывается не просто животное, а существо, знающее Бога и говорящее с большим умом и хитростью. Это существо было враждебно Богу. Змей был обманщиком, врагом и собирался разрушить нравственную непорочность первой четы.
Сопоставив этот отрывок с другими фрагментами Писания, мы узнаем, что змеем-искусителем на самом деле был сатана, притворившийся животным (см. Отк. 12:9; 2 Кор. 11:3). Сатана, мастер притворства, может прикинуться даже ангелом света (2 Кор. 11:14), так что он явно мог обратиться змеем или как-то завладеть телом одного из созданий сада.
Имя сатана — это транслитерация еврейского слова «противник». В Ветхом Завете это слово часто используется с определенным артиклем, что означает, что первоначально это было именем нарицательным, обозначавшим «противника», а не именем собственным. В узкоспециальном смысле это слово обозначало обвинителя в суде. И это, конечно, прекрасно отражает роль сатаны. ОН обвиняет братьев (Отк. 12:10). В ветхозаветной Книге Иова он пытается осрамить и погубить главного героя книги. А в Новом Завете он стремится повлиять на Петра, чтобы сеять его, как пшеницу, в пору его наибольшей уязвимости (Лк. 22:31). Так что его поведение и деятельность соответствуют тому, что описано в Быт. 3.
Откуда же взялся сам сатана, как нам понимать его характер и деятельность, исходя из того, что Бог объявил Свое творение благим?
Бог не сотворил сатану злым. Как мы увидели в конце предыдущей главы, все созданное Богом было хорошо, и зла не было в Его творении. В Быт. 1:31 Бог подчеркивает, что все сотворенное Им, «хорошо весьма». Сатана неожиданно появляется в Быт. 3:1. Это значит, что грехопадение сатаны случилось где-то между концом сотворения (отмеченным славны» днем отдыха — седьмым днем) и событиями, описанными i Быт. 3, которые, по-видимому, произошли вскоре после со творения Адама и Евы, так как у них еще не было детей.
Книга Бытие рассматривает историю сотворения с земной точки зрения, поэтому ничего не сообщает о грехопадении сатаны, состоявшемся на небесах. Однако из других: мест Писания мы узнаем, что сатана был ангелом, павшим» из-за гордости. Вероятно, самый ясный рассказ о мятеже сатаны приводится в Иез. 28:11-19
“И было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и ’ золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазан херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и , ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки”.
Хотя это пророчество обращено к царю Тирскому, судя по контексту, это послание касается не только земного царя, но и некоего сверхъестественного источника его греха, гордости и извращенной власти. Это пророческое послание сатане от Бога.
В тексте адресат этих слов определен ясно: «Ты находился в Едеме, в саду Божием» (Иез. 28:13). Это обращено не к человеку, но к ангелу: «Ты был помазан херувимом, чтоб осенять» (Иез. 28:14). Он был самим совершенством: «ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты» (Иез. 28:12). Господь говорит ему: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15). Речь идет именно о том падшем существе, которое притворилось змеем в Едеме. Это падший ангел, известный нам как сатана.
Отрывок из Книги Иезекииля ясно свидетельствует, что это создание некогда было ангелом, одним из херувимов, руководящих поклонением Господу на небесах. Это объясняет, почему в Иез. 28:13 упоминаются одежды, украшенные «всякими драгоценными камнями»; это одеяние «приготовлено было в день сотворения твоего». По-видимому, это был херувим высшего ранга (он был «помазан херувимом, чтоб осенять»); его красота и величие были непревзойденными. Возможно, он был высшим архангелом.
Нам не объясняется, как в нем зародился грех, но место зарождения греха определено точно: «доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15, курсив наш). Это не был изъян сотворения («Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего»). Зло исходило не от Творца и не пришло откуда-то извне — оно обнаружилось в самом творении. Из-за этого, говорит Господь, «внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил» (Иез. 28:16).
Как могло такое совершенное существо быть недовольным? Что побудило его восстать против Творца? В тексте не дается объяснения, только указано, что вина возникла в самом существе и не была результатом несовершенства его сотворения. Греховность также не была состоянием, навязанным ему против воли. Это был его сознательный выбор.
В Ис. 14 проливается дополнительный свет на грехопадение сатаны. Как и отрывок из Книги Иезекииля, это пророчество против земного владыки, царя Вавилона (Ис. 14:4). Но, подобно предыдущему фрагменту, он содержит фразы, относящиеся не только к земному правителю, но к самому сатане. В Ис. 14:1215 сказано:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Денница, Люцифер (в рус. переводе) означает «сияющий», вполне подходящее имя для осеняющего херувима. И грех, за который он осужден, исходит из его собственного сердца. Это грех гордости. Он хотел возвыситься над всеми и стать «Всевышним» (Ис. 14:14). Он, в буквальном смысле слова, пытался узурпировать Божий престол. Мы знаем, например, из 1 Тим. 3:6, что эта гордость стала причиной падения и осуждения сатаны.
Он гордо вознесся — и тут же пал. Иисус сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Он упал вниз так же быстро, как пытался возвыситься. Из-за своего желания стать подобным Богу он мгновенно стал наименее похожим на Него.
Он не был одинок в своем падении. Согласно Отк. 12:4, треть ангелов небесных вместе с ним отпала от Господа. Очевидно, они стали демонами, служителями сатаны и обманщиками, как он (2 Кор. 11:1516). Согласно Мф. 25:41, для них приготовлен огонь вечный. Их окончательная гибель столь же несомненна, как и неизменная преданность Бога.
Почему Бог не вверг их в вечное пламя сразу после грехопадения? В Писании нет ясного ответа на этот вопрос, но понятно, что сатана и его демоны могут пользоваться своей силой, пока Бог не уничтожит их в конце земной истории. Несмотря на свое злое влияние и неисправимую греховность, они каким-то образом участвуют в Божьем замысле проявления благодати и милосердия и несения спасения грешному человечеству. Время их гибели уже назначено (Мф. 8:29). Их погибель несомненна, но, пока не будет выполнен Божий план, они обладают определенной свободой для осуществления своих злодеяний, — возможно, чтобы в конце Бог доказал: не существует зла, с которым Он не справился бы.
Помните, что спасение человечества было задумано и обещано еще до грехопадения сатаны, до сотворения мира (Еф. 1:4; Тит. 1:12; 2 Тим. 1:9; Отк. 13:8). Так что даже грехопадение сатаны и обман Евы были частью извечного плана Бога.
Иначе говоря, Бог позволил сатане искушать Еву. Эта встреча в саду не была неожиданным нарушением подробного замысла Бога. Бог задумал ее с самого начала.

СТРАТЕГИЯ

Стратегия сатаны, искушавшего Еву, была той самой стратегией, которую он использует всегда. Он — лжец и отец лжи (Ин. 8:44). Но при этом он носит маску посланца истины — «Ангела света» (2 Кор. 11:14).
Сатана последователен только во лжи. Все, связанное с ним, обманчиво. «Нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Но здесь он начинает разговор с якобы невинного вопроса заинтересованного наблюдателя, обеспокоенного благополучием Евы. «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1).
«Подлинно ли сказал Бог?» Это первый вопрос в Писании. До того существовали только ответы; не нужно было ничего выбирать. Этот вопрос был коварно задан, чтобы заставить Еву засомневаться, чтобы вызвать у нее недоверие к словам Бога. Такие сомнения лежат в основе всех грехов. Все искушения побуждают нас усомниться в Божьем Слове и попробовать проверить его человеческими суждениями. Вот что делает здесь змей-искуситель.
Действительно, обратите внимание, как хитро сатана извратил и неправильно истолковал Слово Бога. Бог сказал: «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:1617). Бог подчеркнул, что люди вольны есть плоды любого дерева, кроме одного. Сатана своим вопросом подчеркивает негативную сторону, указывая на ограничение, установленное Богом. Бог сказал: «От всякого дерева в саду ты будешь есть» (курсив наш). Он ставит акцент на свободе есть. Сатана отрицает все: «7/е ешьте ни от какого дерева в раю» (курсив наш). Он обращает внимание Евы на запрет и готовит ее усомниться в Божьем Слове.        ■
Сатана хотел погубить первую чету, хотя притворялся, будто действует в ее интересах. Вот почему Иисус сказал: «он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). Змей не случайно подошел к Еве, когда Адама не было рядом, и она была наиболее уязвима. Первая атака искусителя была направлена на нее (она являлась «немощнейшим сосудом», 1 Пет. 3:7). Понятно, что он стремился коварно обмануть Еву (2 Кор. 11:3) в то время, когда Адам не мог ее защитить.
В Писании не сказано, удивилась ли Ева, услышав говорящего змея. Все же Едем был недавно сотворен и, безусловно, полон всяких чудес, так что первая чета еще открывала для себя чудеса творения. В раю Ева не ведала страха и не встречалась с опасностью. Поэтому она разговаривала со змеем так, словно в этом не было ничего необычного. У нее не было причин что-нибудь подозревать. Она сама была невинна, ей никогда не приходилось бороться против «козней диавольских» (Еф. 6:11).
Уловка сатаны заключалась в том, чтобы представить Бога строгим, суровым, немилосердным, ограничивающим свободу людей, желающим лишить Адама и Еву радости и наслаждений. Он подразумевал, что зло и неверность могут быть в характере Бога. Он намекал Еве, что Бог может быть жестоким и невнимательным.
Более того, змий-искуситель дает понять Еве, что он заботится о ее благополучии больше, чем Сам Бог. Ой говорит, что выступает за свободу, в то время как Бог ставит ограничения. Тот факт, что именно Бог дал Адаму и Еве все, забыт. Таким образом, сатана заставляет женщину усомниться в благости Бога.
Ева не была знакома с уловками сатаны, поэтому она наивно ответила, отчасти защищая авторитет Бога: «Плоды с дерев мы можем есть» (Быт. 3:2). Очевидно, она не знала, что ее собеседник — сверхъестественный враг Бога. В Писании сказано, что она была прельщена (2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14). Сатана воспользовался ее невинностью.
Но, хоть она и не знала своего врага, она в любом случае была способна отразить его нападение. У нее было достаточно преимуществ для защиты. Она знала Бога. Она знала, что Бог благ, и только благ. Она видела от Него лишь обильное благословение и неограниченную щедрость. Она была окружена Его творением, в изобилии являющим добрую Божью волю. Кроме того, ей было дано ясное, однозначное повеление Бога. И даже эта заповедь (не есть плодов одного из деревьев) диктовалась благодатной заботой о ее личном благе.
Говорящая рептилия должна была вызвать у Евы подозрения. Ей следовало побольше разузнать об искусителе, прежде чем поддаться на его уговоры. Прежде всего, она должна была твердо и решительно отвергнуть подозрение, будто Бог мог скрыть от нее и мужа что-то хорошее.
Вместо этого ее ответ лишь частично опровергает утверждения рептилии. Она сказала: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:23).
Давайте проанализируем ее ответ. Прежде всего, обратите внимание, что она опускает слово все, говоря: «Плоды с дерев мы можем есть», и это значит, что она уже начинает забывать о безграничной благости Бога. Потом она идет дальше, вспоминая об ограничении, установленном Богом, и не защищая Его благость. И хуже всего, что она добавляет к словам заповеди нечто от себя, утверждая, будто Бог запретил «прикасаться» к плодам, «чтобы вам не умереть». Очевидно, она начинает считать это ограничение строгим и преувеличивает его суровость.
В глубине души она уже ступила на этот путь. Она не защищала Бога и Его благость. Она не утверждала, что Он велик в славе и совершенен в святости. Она не обратила внимание на то, что Бог желал ей только добра. Ее не оскорбили нападки змея на характер Бога. И она подыграла ему. Она уже начала верить сатане больше, чем Богу.
Грехопадение стало неизбежно, когда Ева засомневалась. Сомнения определили ее дальнейшие действия. Все последующее было только доказательством, что зло проникло в ее сердце.
В это мгновение сатана понял, что преуспел, и стал добиваться полной победы. Он тут же притворился, что знает больше, чем Бог. Его следующая уловка состояла в том, чтобы убедить Еву, что противоречило Слову Божьему и ставило под сомнение побуждения Бога: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:45). Здесь уже смело и открыто утверждается идея, на которую сатана ранее только намекал. Теперь он открыто сомневается не только в благости Бога, но и в Его искренности.
Подозрение уже укоренилось в сознании Евы. Величию Бога было нанесено оскорбление; Его благость отрицалась; Его правдивость была оклеветана. И Ева не осталась преданной Богу. Так что сатана нанес последний удар.
«Бог обманщик, — говорит он. — Он обманул вас, лишил вас свободы и ограничил вашу радость». Сатана и сегодня по-прежнему лжет: «Вы можете быть свободны. Делайте, что хотите. Это ваша жизнь. Нет никаких божественных законов; никакой абсолютной власти; и, прежде всего, никакого суда. Вы не умрете».
Теперь перед Евой стоял ясный выбор. Она могла поверить Богу либо дьяволу. С тех пор этот выбор стоит перед всем человечеством. Кто говорит правду? Бог или сатана? Стремится ли Бог ограничить вашу свободу? Хочет ли Он ущемить ваши права и умалить ваши радости? Если Бог таков, утверждает сатана, то Он вас не любит. Ему не следует верить.
Ложь и сегодня остается прежней. Власть Бога часто изображается как слишком строгая, ограничивающая человеческую свободу, пагубная для нашего благосостояния. Э. Дж. Янг пишет:
Современная психология, говорит нам искуситель, изучила глубины человеческой души. Душа очень нежна и уязвима, и если ее связывать и ограничивать незыблемым законом, то эго ей повредит. Душа должна быть свободна для развития и самовыражения, а этого можно добиться только свободой и любовью. Для того чтобы личность в самом деле развивалась, надо отказаться от узости и ограничений, от пределов, которые ставит абсолютный авторитет. Вы этого не хотите? Тогда оставайтесь верны Богу и Его запове87 дям .
Сатана нашептывал Еве, что единственная причина, по которой Бог ограничивает их, не позволяя им есть плоды того дерева, — погрешность в Его характере. Его любовь несовершенна. Он хочет помешать им стать теми, кем они могли бы стать, чтобы они не соперничали с Ним в величии.

Итак, сатана попытался внушить людям свой собственный идеал, которого он не смог достичь: «вы будете, как боги» (Быт. 3:5).
Сатана знал по личному опыту, что Бог не терпит соперников. Бог сказал через Исаию: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). Бог не уступит Свое законное место никому. Именно это делает Его Богом. Его слава превышает славу всех остальных. С Ним никто не может сравниться, поэтому Он отвергнет всех, кто претендует на равенство с Ним или ищет такого же признания. Причиной Божьего отвержения станет не себялюбие, а святость Бога.
Сатана, однако, намекает на мелочную ревность Бога, словно Бог держал Адама и Еву подальше от дерева, чтобы они не стали угрозой для Всемогущего. Такое предположение нелепо, но Еву эта мысль одурманила. Возможно, она подумала, как замечательно было бы стать подобными Богу. Она могла убедить себя, что это благородное желание.
Ложное обещание змея («будете, как боги») — основа всех лжерелигий. Многочисленные культы, от буддизма до мормонства, основаны на одной лжи. Это извращение истины. Бог хочет, чтобы мы были, как Он, — в том смысле, чтобы мы разделяли сообщаемые Им качества: святость, любовь, милосердие, правдивость и другие проявления Его праведности. Но сатана пытался — и искушал Еву сделать то же самое — вторгнуться в царство, принадлежащее только Богу, и узурпировать Его власть, Его могущество и Его право на поклонение. А все это запрещено творению.
Обратите внимание, как сатана описывает равенство Богу: «вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Это опасная полуправда. Вкусив плод, они действительно познали бы зло, но не так, как знает его Бог. Они познали бы его на практике. Путь к самореализации и истине, который показывал им сатана, на самом деле был глухим переулком, ведущим к гибели. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Пр. 14:12).

ИСКУШЕНИЕ

В Иак. 1:1315 сказано: «В искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». И этот процесс уже начался в Евиной душе.
Грех в помыслах начинает влиять на чувства. Чувства воздействуют на волю, а она руководит поступками.
В Быт. 3:6 сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Целью Евы стала самореализация, впервые ею руководили личные эгоистические интересы и жажда самоудовлетворения. Грех уже родился в ее сердце. Теперь грех начал действовать в ней и привел ее к дурному поступку.
Но она была уже виновна, потому что согрешила в сердце своем. Иисус пояснил этот принцип таким примером: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
Ева увидела в запретном плоде три особенности, которые обольстили ее.

Во-первых, она заметила, что «дерево хорошо для пищи». Мы не знаем, что это был за плод. Часто его изображают в виде яблока, хотя в тексте этого не сказано. Не имеет значение, какой именно плод был запретным. Важно, что Еву ввел во грех ее физический аппетит. Это было не естественное чувство голода. В саду было изобилие пищи на тот случай, если бы Ева проголодалась. Это был незаконный аппетит. Это была плотская похоть, вызванная эгоистическим недовольством и неверием в Бога, как будто Он скрывал от Евы что-то хорошее.

Во-вторых, она увидела, что «оно приятно для глаз». Это искушение взывало к ее эмоциональному аппетиту. Плод возбуждал в ней чувство прекрасного и другие страсти. Конечно, в саду было множество других заманчивых плодов. Данные плоды были самых разных цветов, формы и размеров, и они были красивы. Но Ева обратила внимание на этот плод, потому что в ее сознании уже была вложенная сатаной идея, будто Бог скрывает от нее что-то хорошее. По мере того как в сердце ее росла жадность, запретный плод казался ей все лучше и лучше.

В-третьих, она заметила, что дерево «вожделенно, потому что дает знание». Это искушение взывало к ее интеллектуальному аппетиту. В Еве зародилась гордыня, заставившая ее стремиться к «мудрости», которую можно обрести путем познания добра и зла. Она жаждала этих знаний и поверила в лживые обещания, что так она станет подобной Богу.

Итак, ее обольстила «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:1617). Искушение всегда относится к одной из этих трех категорий или ко всем сразу. Когда сатана искушал Христа, он призвал Его превратить камни в хлеба (Мф. 4:3). Так он взывал к похоти плоти. Потом дьявол показал Ему все царства мира и славу их, и обещал власть над ними (Мф. 4:89). Так он обращался к похоти очей. Затем он поставил Христа на крыле храма (Мф. 4:5), взывая к Его гордости житейской. Вот почему в Евр. 4:15 сказано об Иисусе: «подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

ГРЕХ

Наконец, по понятным причинам, сомнения и жадность в сознании Евы заставили ее совершить дурной поступок. Когда грех проникает в ум, чувства и волю, он всегда проявляется в греховных действиях.
В Быт. 3:6 написано: «взяла плодов его и ела». Это простое действие вызвало грандиозные последствия. Под влиянием своего злодеяния Ева осмелела, и «дала также мужу своему, и он ел».
Пришел Адам, — мы не знаем, откуда, — и обнаружил, что его жена уже не послушалась повеления Господа. И он присоединился к ней. Нам не рассказывается, как согласился на это Адам. Должно быть, Ева пересказала ему слова змея. Возможно, она также рассказала ему, как приятен запретный плод. (Писание признает, что в течение некоторого времени грех доставляет удовольствие — Евр. 11:25). В любом случае, Адама не пришлось долго убеждать. Забавно, что та, которую Бог дал Адаму в помощницы, стала орудием его несчастья и принесла ему смерть.
Но вина Адама была больше, чем вина Евы. И везде в Писании сказано, что именно Адам стал виновником грехопадения (см. Рим. 5:1219; 1 Кор. 15:22). Конечно, вина Евы огромна. Но она была обманута; Адам же не послушался сознательно (1 Тим. 2:14). Как главный представитель рода человеческого, именно он, в конечном итоге, нес ответственность за грех, и его поступок определил судьбу его потомства.
Как вина и испорченность Адама передались его потомству? В Писании ясно не говорится об этом. Для нас достаточно знать, что это произошло. Как только Адам вкусил запретный плод, закон упадка и смерти стал управлять творением. Весь род людской был ввергнут во зло. Самому Богу пришлось стать человеком и умереть ради того, чтобы искупить это злодеяние.
Адам и Ева не могли понять последствий своего греха. Возможно, сатана воспользовался этим и был этому рад. Разумеется, Бог знал обо всем, однако попустил грех, чтобы впоследствии проявить Свою славу, уничтожив зло.

СТЫД

Теперь, когда Адам и Ева изведали зло на личном опыте, им стал доступен совершенно иной образ мыслей. У них стали возникать дурные мысли. Их стали одолевать грешные желания. Они больше не хотели общаться с Богом, как раньше. И, прежде всего, они осознали свою вину.
Змей обещал им озарение: «откроются глаза ваши» (Быт. 3:5). На самом деле, то, что с ними случилось, было ужасной карикатурой на озарение. У них открылись глаза на теневую сторону вещей. Они увидели, что такое вина, и от этого им захотелось спрятать глаза от стыда. В сущности, этот поступок вверг их в состояние духовной слепоты, от которой они никогда бы не смогли исцелиться, если бы не произошло чудо рождения свыше, совершенное Богом.
Их знание о зле тоже было реально, но оно не было подобно божественному. Здоровый онколог «знает» рак, причем точнее и объективнее, чем его больные пациенты. Человек, умирающий от рака, тоже близко «знаком» с ним, но это знакомство губительно. Адам и Ева познали зло так, как смертельно больной познает раковую опухоль.
Это вовсе не было тем озарением, в которое сатана заста1 вил поверить Еву. Они с Адамом не стали подобными Богу, но совсем наоборот.
Грех мгновенно разрушил их невинность. Они остро почувствовали это. Тут же они осознали свою вину. Они почувствовали себя беззащитными. Они начали стыдиться своей наготы. Даже прекрасный Божий дар — плотская любовь — оказалась омрачена чувством стыда. Они утратили непорочность. Теперь их посещали греховные и нечистые мысли, неведомые им прежде.
В этом состоянии осознанного стыда они «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). 3fo было благородное усилие, совершенное, чтобы утаить грех и скрыть чувство вины. С тех пор одежда стала универсальным выражением человеческой скромности. Правильно и уместно, что грешный человек прикрывает себя одеждой. Нудисты и антропологи неправы, когда говорят о публичном обнажении как о возвращении к невинности и благородству. Нагота не возвращает падшему человеку невинность; она лишь свидетельствует об отказе от чувства стыда, который мы должны ощущать. И Сам Бог показал это, когда убил животных, чтобы из их шкур сшить одежду для падшей четы (Быт. 3:21).
В сущности, это был наглядный урок, показавший, что только Бог может подобающим образом покрыть грех, а пролитие крови — обязательная часть этого процесса (Евр. 9:22).
Подобно Люциферу, Адам и Ева пали так низко, что отныне ничто в них не было благим (см. Быт. 6:5; Иов 15:1416; Еф. 2:13; Рим. 7:18; 8:78). Ничто в жизни или в мире не осталось прежним. Сам Бог проклял Землю, так что теперь на ней росли дикие тернии, а плодовые деревья было нужно культивировать. Теперь все творение оказалось подвержено целому ряду страданий, среди которых родовые схватки, печаль, тяжкий труд, горе, болезни и смерть. Лавина греха сошла в мир, ее движение продолжается до сих пор.

Вся слава Христу

Потерянный рай

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий