Отдых от сотворения

“Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал”. (Быт. 2:1-3)

И так, сотворение завершено. Дополнительные подробности об Адаме и Еве занимают большую часть Быт. 2. Но начинается Быт. 2 с рассказа о седьмом дне, завершении недели сотворения: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:13).
Седьмой день занимает особое место. Это возвышенный день, потому что Бог благословил и освятил его. Еврейское слово в Быт. 2:3, которое переводится как «освятил», — qedesh. Его корень означает «святой», и он передает идею особости. Впервые в Писании что-либо названо святым.
Дуглас Ф. Келли пишет: «Логика высказывания предполагает, что оно обозначает две вещи: с одной стороны, Он сделал этот день святым (корень глагола предполагает причинность), а с другой стороны, Он провозгласил его святым, то есть освятил его (потому что форма глагола имеет также декларативное значение) . Иначе говоря, прекращение деятельности Бога на седьмой день естественным образом сделало день святым, тем более что день этот был объявлен особым. Это был выделенный день. Он был возвышен над остальными днями и назван святым.
День этот был уникален по трем причинам, на которые указывают три глагола отрывка. Первый из них — «совершил» (Быт. 2:1). То же самое еврейское слово (kalah) снова используется в Быт. 2:2. Второй глагол — это «почил» (евр. shabath) в Быт. 2:2, которое снова появляется в Быт. 2:3. И третий глагол «благословил» (евр. barak) в Быт. 2:3. Каждый из этих глаголов явно связан с седьмым днем: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои» (Быт. 2:2); «и почил в день седьмый» (Быт. 2:2); «и благословил Бог седьмой день» (Быт. 2:3). Кроме того, в каждом случае грамматически подлежащим является Бог: «совершил Бог… почил… и благословил Бог».
Так что строение отрывка просто, и его значение становится яснее из употребленных в нем глаголов.

ОН ЗАВЕРШИЛ СВОЮ РАБОТУ

Быт. 2:12 показывает, что уникальность седьмого дня, прежде всего, проистекает из того факта, что Бог завершил сотворение мира Breguet Heritage. «Так совершены небо и земля и все воинство их… и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Все дело сотворения мира было завершено. Ничего не нужно было больше делать. Не осталось нерешенных проблем. Никакие изменения изначального плана не требовались. Все было совершено в шесть дней, как и задумал Бог. И на рассвете седьмого дня Он прекратил творить. В первых трех стихах Быт. 2 не случайно четырежды утверждается, что Бог закончил все сотворение мира.
Это — веский аргумент против учения эволюционизма, которое предполагает, что сотворение до сих пор идет. Библия подчеркивает, что все, сотворенное Богом, было совершенно, и что все это было создано за поразительно короткий промежуток времени. В Писании ясно сказано, что «совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1, курсив наш). Интересно, что наука свидетельствует в пользу Быт. 2:1. Первый закон термодинамики исключает возможность продолжения сотворения мира, а второй закон термодинамики — возможность естественной эволюции упорядоченной Вселенной из хаоса.
Первый закон термодинамики касается сохранения энергии. Он означает просто, что энергия не может быть уничтожена; она не может быть также сотворена. Системы, использующие энергию, не уничтожают ее; они просто преобразуют ее в другие формы энергии — тепло, движение, звук, свет или химическую и электромагнитную энергию. (Вспомните также знаменитую теорему Эйнштейна, ЕМС2 — энергия равняется массе, умноженной на скорость света в квадрате; теорема учит, что материя — всего лишь еще одна форма энергии. Это значит, что материя, как и энергия, не может быть уничтожена; она только принимает другую форму.)
Количество энергии внутри любой системы остается постоянным, если не вмешиваются внешние силы. Единственный способ увеличить количество энергии в использующей ее системе — это применить внешнюю силу: добавить тепла, топлива или кинетической энергии. Подобным же образом уровень энергии в системе понижается только при передаче за пределы системы тепла, света или другой формы энергии. Это значит, что в замкнутой системе (не подверженной воздействию внешних сил и не обменивающейся энергией) общее количество всех видов энергии всегда является постоянным.
Вселенная сама — замкнутая система. По определению, Вселенная включает в себя всю существующую энергию и материю. Не существует природной энергии вне Вселенной, которую можно было бы в нее добавить; и не существует места вне Вселенной, куда энергия могла бы уйти. Вот почему, насколько может определить наука, количество энергии и материи во Вселенной должно оставаться постоянным. Иначе говоря, энергия во Вселенной не создается и не уничтожается. В самом деле, у нас нет никаких свидетельств о продолжении сотворения мира.
Но откуда изначально взялись материя и энергия Вселенной? Если сама Вселенная — замкнутая система, ее материя и энергия должны исходить от сверхъестественного источника, как и учит Писание.
Могут ли материя и энергия быть вечными? Может ли быть, что Вселенная — это просто громадный вечный двигатель, который все время развивается? Нет. Эту возможность исключает второй закон термодинамики.
Второй закон термодинамики утверждает, что общее количество энтропии в природе увеличивается. Энтропия — это степень хаотичности и беспорядка в системе. Проще говоря, второй закон термодинамики означает, что все изнашивается. Все со временем портится. Системы, оставленные на произвол судьбы, всегда движутся от порядка к хаосу, а не наоборот.
Но какое это имеет отношение к термодинамике? Выражаясь не технически, энтропия — это количество «потраченной» энергии в системе. Хотя энергия не может быть уничтожена, она переходит из одной формы в другую и по мере этого перехода становится менее полезной. Например, когда работает мотор машины, образуется тепло. Оно рассеивается, не выполняя никакой работы, и это количество непродуктивной энергии — мера энтропии в системе. Все системы, даже замкнутые, подчинены второму закону термодинамики. Энтропия касается всего в природе.
Второй закон означает, например, что тепло никогда не передается от более холодного тела к более горячему. Тепло всегда передается в одном направлении, и этот процесс необратим. Так что в замкнутой системе тепло всегда будет переходить от более теплых тел к более холодным: в результате температура первых будет понижаться, а температура вторых — повышаться, пока не будет достигнуто полное равновесие, и система не станет инертной.
Количество полезной энергии сокращается во бездействующих системах. Все изнашивается, приходит в состояние упадка и хаоса, если какая-либо внешняя сила не поддерживает систему в порядке. Сам этот принцип исключает возможность существования вечного двигателя — даже в космическом масштабе. Иначе говоря, материя и энергия не могут быть вечными. Все в материальной Вселенной приходит в упадок (Евр. 1:1012; Мф. 6:19). Все распадается и разваливается. Если бы Вселенная была бесконечно стара, она бы уже распадалась. Так что наблюдаемые нами процессы ясно говорят: у нее было начало. И тогда ее привела в движение сверхъестественная сила — именно так учит Писание.
В Библии постоянно говорится, что Бог сотворил все за шесть дней, а в Быт. 2:2 сказано, что на седьмой день Он прекратил творить. Сотворение ни материи, ни энергии больше не продолжается; Бог в Своей совершенной мудрости создал Вселенную такой, что она совершенна и может функционировать, пока это входит в Его планы. Она не вечна и не самодостаточна. Она — порождение творческого гения Бога.
Собственное мнение Бога о проделанной работе было высказано в конце шестого дня и приводится в Быт. 1:31: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». В течение всего процесса, после каждого этапа, Бог дает одну и ту же оценку Своему творению: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:4,10,12,18,21,25). Теперь в тексте добавляется новый акцент: «хорошо весьма». В творении не было погрешностей или пропусков. Работа была завершена во всех отношениях. Бог был доволен ею. Соломон писал: «Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его» (Ек. 3:14).
К этому моменту подходят также слова Пс. 103:24: «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; Земля полна произведений Твоих». Небеса и Земля теперь были завершены. Вселенная уже существовала полностью — там, где еще неделю назад ничего не было. Безбрежный космос был полон бесчисленных чудес, каждое из которых являло славу и мудрость благого и совершенного Творца. Павел писал Тимофею: «всякое творение Божие хорошо». Небеса провозглашали Его славу, и о делах рук Его свидетельствовала твердь (Пс. 18:2). И Он был доволен. «Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих!» (Пс. 103:31).
В каждый из дней недели сотворения Бог создавал ряд чудес, и каждое усилие превосходно дополняло все предыдущие. Такова суть библейского рассказа о сотворении: Бог создал всю Вселенную с ее безграничными чудесами из ничего и довел ее до предельного совершенства за шесть дней. Временные рамки сотворения в Библии не случайны и не символичны. Бог все сотворил за одну неделю, а не за шесть долгих геологических эпох.
Мы в какой-то мере отрицаем великолепие творческой деятельности Бога, если верим не в несколько дней сотворения мифа, а в длившийся века процесс эволюции.
Более того, акцент, который ставится в Писании на седьмом дне, чрезвычайно важен для установления временных границ сотворения. Эта первая неделя стала образцом для чередования труда и отдыха, позже заповеданного Богом Его народу завета. Поэтому истинность сотворения за шесть дней — в прямом смысле слова подтверждается в десяти заповедях: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:911).
Бог снова повторяет эту истину, когда выдвигает особые требования насчет соблюдения субботы: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:1617). Все это не имело бы смысла, если бы дни превратились во временные периоды неопределенной длительности.

ОН ПОЧИЛ

Божий отдых на седьмой день — еще одна важная причина, по которой этот день свят. В Быт. 2:2 сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал». Снова обратите внимание: делается усиленный акцент на завершении Божьей работы с помощью повторения фразы: «дела Свои, которые Он делал».
Завершив Свое совершенное творение, Бог почил. Не следует думать, что Бог уста.4 или нуждался в восстановлении сил. В Ис. 40:28 написано: «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает». Когда Бог работает, Его энергия сохраняется. Он не устает и не нуждается в отдыхе: «Не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс. 120:4).
Еврейское слово, которое переводится как «почил» в Быт. 2:2 (shabat), просто означает, что Он завершил сотворение мира. Он сделал все, и теперь творить больше было нечего. Поэтому Он прекратил работу.
Снова обратите внимание на Исх. 31:17, где еженедельный субботний отдых описывается как знак вечного союза Бога и Израиля: «в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». Бог «почил» не в том смысле, что Ему нужно было восстановить силы. Он скорее сделал паузу, чтобы насладиться Своим трудом. Он «почил», радуясь тому, что совершил, и получая от этого наслаждение. «Покой» и «отдых», о которых идет речь, — образные выражения, означающие, что Бог прекратил работу и остановился с единственной целью полюбоваться созданным. Представьте себе мастера, который, завершив шедевр, делает паузу, чтобы полюбоваться им и поразмышлять над законченной работой.
Речь идет о том, что Бог прекратил творить. Это не значит, что Бог перестал заботиться о творении или прекратил деятельность вообще. Он продолжил заботиться о творении и управлять им, и до сих пор заботится о нем и управляет им. Иисус сказал иудейским вождям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Он говорил конкретно о добрых делах, благотворительности и благодеяниях по отношению к нуждающимся, которые, согласно словам Иисуса, позволительно совершать в субботу (Мк. 3:4). Он указывал на тот факт, что Сам Бог не совершенно прекратил воздействие на мир в седьмой день. Иначе говоря, Бог не удалился от Вселенной и не оставил ее на произвол судьбы, как утверждают деисты. Он просто «почил» после сотворения мира, и эта сторона Его деятельности навсегда завершилась.
То, что Бог больше не творит, видно, если посмотреть на то, как сейчас функционирует Вселенная. Генри Моррис пишет:
Текущие процессы, происходящие во Вселенной, — это всегда, без исключения, процессы сохранения и распада, как и гласят два универсальных закона термодинамики. Процессы же периода сотворения были процессами обновления и соединения (или «сотворения» и «созидания»), их прямой противоположностью .
Вот почему наука никогда не может говорить авторитетно, обсуждая вопрос происхождения Вселенной:
Наука может изучать только текущие процессы, потому что имеет доступ только к ним. Всем, кто не закрывает на это глаза сознательно, должно быть совершенно понятно, что  всеобщие процессы сохранения и распада никогда не смогли бы привести к возникновению Вселенной, требующему почти бесконечной цепи процессов обновления и соединения. Поэтому, если мы действительно хотим что-то узнать о периоде сотворения мира (кроме факта, что такой период должен был быть, чтобы Вселенная возникла, а этот факт несомненно следует из двух законов термодинамики), то такое знание может быть получено только из божественного откровения84.
Писание и есть такое откровение, и из него мы узнаем, что Бог сотворил все за шесть дней; потом на седьмой день Он почил.
Стоит упомянуть, что в контексте рассказа Книги Бытие о сотворении мира ничего не говорится об отдыхе Адама. Действительно, человек даже не упоминается в связи с отдыхом седьмого дня. Прежде всего, никаких заповедей о соблюдении субботы и поклонении здесь нет. Адаму не было дано правил, указывающих, что ему разрешено делать в седьмой день, а что запрещено. Все это появилось позже, когда был дан закон Израилю. (Само слово суббота не появляется в Писании до Исх. 16:23.) Поэтому церемониальные субботние ограничения, прежде всего, касаются народа Израиля.
Действительно, Адаму не были нужны никакие субботние ограничения. Церемониальные требования закона Моисея были бы ненужными в Едеме.
Например, израильтянам не велено путешествовать в субботу (Исх. 16:29). Но жилищем Адама был Едем, и он не покидал его, пока Бог не изгнал его оттуда после грехопадения (Быт. 3:24).
Израильтянам запрещено разжигать огонь в субботу (Исх. 35:3), а также готовить пищу (Исх. 16:23). Но Адаму не нужно было разжигать огонь в Едеме, потому что там было тепло (в этой совершенной среде ему не нужна была даже одежда — Быт. 2:25); и питался он свежими плодами, которые просто собирал с деревьев и ел, не готовя (Быт. 2:16).
Израильтянам запрещено работать и носить тяжелые грузы в субботу (Исх. 20:10; Иер. 17:27). Но Адам жил в раю, где не существовало тяжелого труда (насколько мы знаем), поэтому и носить грузы ему было не нужно. Ему не приходилось запасать пищу и строить жилище, так какие грузы он мог бы носить?
Израильтяне не должны покупать и продавать что-либо в субботу (Неем. 10:31). Разумеется, в Едеме ничего не продавали и не покупали; все нужды Адама удовлетворялись в этом совершенном раю.
Израильтяне должны посвящать субботу поклонению Господу (Ис. 58:1314). Но до грехопадения все существование Адама было посвящено совершенному общению с Творцом и поклонению Ему.
Так что все в жизни Адама до грехопадения полностью соответствовало законам субботы. В каком-то смысле закон субботы для Израиля был задуман, чтобы показать людям, какой была жизнь в Едеме. Эта часть закона Моисея — церемониальное напоминание об изначальном замысле Бога, касавшемся человеческой жизни.
Так как повеления, связанные с субботой, имели церемониальный характер, с появлением Нового Завета они были упразднены, как и остальные ветхозаветные священнические и церемониальные заповеди (Кол. 2:1617). Христос учредил более совершенную духовную субботу, отдых Едема (Евр. 4:10) так что христиане больше не связаны церемониальными субботними законами, данными на горе Синай. Эти законы действовали только для народа Израиля: «И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный. Это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:1617).
Тем не менее, неделя сотворения мира остается постоянным образцом для построения всей человеческой жизни. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию и запрограммировал так, чтобы мы чувствовали себя лучше, чередуя работу и отдых, так же как Он в неделю сотворения. Один день отдыха из семи — это идеальное сочетание. Люди быстро устают, если не отдыхают один день в неделю, а когда они работают меньше, падает производительность труда.
В любом случае, человечество всегда исчисляло время семидневными неделями, и очевидно, что начало этой практике было положено при сотворении мира. Конечно, до грехопадения Адама разница между работой и отдыхом была невелика, так что режим в шесть рабочих дней и один день отдыха не имел большого значения, пока Адам не согрешил. Опять же, у нас нет никаких сведений о том, что Бог требовал от Своего народа церемониального соблюдения субботы до того, как дал им закон на горе Синай.
Обратите также внимание, что в библейском повествовании о седьмом дне есть важный пропуск. Рассказ о каждом из дней завершается словами: «И был вечер, и было утро: день [такой-то]» (Быт. 1:5,8,13,19,23,31). Но рассказ о седьмом дне не завершается подобной фразой. Это не значит, как утверждают некоторые, что седьмой день представляет собой долгую эпоху, вмещающую в себя всю историю человечества. Этот пропуск никоим образом не говорит о том, что дни сотворения на самом деле были долгими эпохами. Как мы уже не раз видели, последовательность сотворения, язык Книги Бытие и недвусмысленные заявления в таких местах, как Исх. 20:11 и Исх. 31:17, говорят о нормальных сутках в двадцать четыре часа. Без сомнения, после седьмого дня шел следующий. Но отсутствие завершающей формулы в рассказе о седьмом дне предполагает, что отдых Бога был постоянным отдыхом от творческой деятельности. Он прекратил творить и был полностью удовлетворен сотворенным.
Иначе говоря, отдых, начатый Богом в седьмой день, мог бы продолжаться бесконечно долго, если бы не был прерван ‘грехопадением Адама. Все находилось в совершенном состоянии. Не было упадка. Не было болезней, боли или смерти. Не было труда — такого, какой существует в нашем падшем мире. Адам мог бы жить в состоянии постоянного субботнего покоя, если бы не согрешил. Все в творении было превосходно, и Бог радовался ему — как и Его создания. Как же прекрасен должен был быть рай!
Только грех мог нарушить этот покой, и, как мы увидим из следующей главы, именно это и случилось. Мы не знаем, сколько времени просуществовал рай, потому что не знаем, сколько времени прошло до грехопадения человека. Но, по-видимому, судя по Писанию, это случилось вскоре после сотворения мира — до того, как у Адама и Евы успели родиться дети. Тогда Бог прервал Свой отдых, чтобы заняться работой искупления.
Подведем итоги того, что в Писании говорится об отдыхе Бога. Это был отдых от трудов по сотворению, во время которого Бог наслаждался благостью всего сотворенного. Бог был удовлетворен и рад. Он был доволен и счастлив, наблюдая за Своим великолепным творением. Он наслаждался совершенным общением с Адамом и Евой — а они общением с Ним. Он прекратил творческую деятельность и был ею полностью удовлетворен. Первая суббота была самой прекрасной субботой в истории Вселенной.

ОН БЛАГОСЛОВИЛ ЭТОТ ДЕНЬ

Мы переходим к третьему глаголу данного отрывка: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3). Он освятил этот день. Иначе говоря, Бог выделил его как памятный. Он сделал этот день напоминанием о славе сотворения и великой славе Творца.
Опять же, не существует логических, космических, философских, математических и научных причин того, что неделя состоит из семи дней. У нас нет объяснения, почему 365 дней календарного года поделены на семидневные периоды. Они даже не делятся на семь без остатка. Почему же наши календари поделены на недели? Существует только одна причина: Сам Бог установил этот образец при сотворении мира. Каждую неделю своей жизни мы проходим через цикл, задуманный Богом как напоминание о сотворении мира за шесть дней и Его отдыхе на седьмой. Седьмой день напоминает нам о том, что Бог — наш Творец. Это память о завершенном творении.
Отрицать сотворение за шесть дней — значит отрицать священность седьмого дня. Это значит лишать Бога славы, которую Ему необходимо воздать. Если все развилось из ничего или сотворение длилось многие века, то седьмого дня не было. Так любое толкование отрывка о шести днях, кроме буквального, полностью лишает смысла понятие седьмого дня.
С другой стороны, если мы верим в то, что сказано в Библии, то каждый седьмой день — это напоминание о сотворении Богом целой Вселенной за одну неделю. И это славное свершение заслуживает нашей хвалы.
Что это означает практически? Это означает, что суббота в нашем сознании должна отождествляться с завершением сотворения мира. Таким образом, каждая неделя заканчивается постоянным напоминанием о том, что Бог сотворил все за шесть дней. Это день напоминания о славе Творца. В западном обществе, где суббота часто является выходным днем, это идеальный день для наслаждения Его творением и восхищения благостью Его деяний. Как воскресенье — день для прославления завершенной работы Спасителя, так суббота могла бы быть напоминанием о завершении работы Творца.
Я не имею в виду, что мы должны соблюдать церемониальные требования закона Моисея, связанные с субботой. Опять же, ничто в Книге Бытие не указывает, чтобы Адам — или кто-то из живших после Адама и до Моисея — был связан какими-либо церемониальными ограничениями, запрещающими определенные виды деятельности в субботу. В тексте просто сказано, что Бог освятил этот день. Он выделил его как напоминание. И седьмой день — это по-прежнему напоминание и постоянное свидетельство о том, что Бог завершил сотворение мира. Подобным образом, воскресенье — это постоянное свидетельство о том, что Он завершил дело искупления.
Благословение Богом седьмого дня подтверждает благословение Им всего творения. Вы помните, что в конце Быт. 1 Бог посмотрел на все, созданное Им, и сказал, что оно хорошо весьма. Как много богословского значения в этом простом благословении! Оно означает, что Бог не создавал зла. Когда Он закончил творить, все было хорошо. Ни в чем не было зла.
Философы ведут споры о происхождении зла. Ясно одно: Бог не является его создателем, творцом или причиной. Все, сотворенное Им, было хорошо. Зло не было частью Его творения.
Кто же тогда создал зло? Никто. Зло — это не вещество, не сущность, не дух и не материя. Это не сотворенная вещь. Это просто недостаток морального совершенства в людях, изначально сотворенных безгрешными. Зло не существует вне грешников.
Как же безгрешные существа могли согрешить? Жан Кальвин так рассматривает этот вопрос:
Господь объявил, что «все, что Он создал… хорошо весьма» [Быт. 1:31]. Откуда же тогда проникло зло в человека, так что он отпал от Бога? Чтобы мы не думали, будто зло происходило от творения, Бог одобрил все, исходившее от Него. Таким образом, человек собственными дурными намерениями испортил чистую природу, полученную от Господа; и своим грехопадением навлек погибель на себя и на все свое потомство. Соответственно, мы вынуждены прийти к выводу, что явной причиной осуждения является извращенная природа человека, которая нам ближе, чем скрытое и непостижимое дело Божьего предопределения .
Бог, хотя и полностью властен надо всем, не создавал зла и не был причиной его появления. Он не склонял людей ко греху, не оправдывал его, не позволял, не одобрял и никак не выступал в его защиту. Но Он наделил людей способностью самостоятельно делать моральный выбор, и они согрешили (по словам Кальвина) по причине собственных дурных намерений.
Хотя грех не был частью творения, его нельзя также считать чем-то, что просочилось в мир незаметно и застало Бога врасплох. Грех не помешал планам Бога; скорее, он входил в Божий план с самого начала. Бог не случайно допустил грех, но не побуждал к нему и не был совершителем греховных поступков Своих творений. Он скорее наделил эти творения моралью и дал свободу действия, и они по собственному выбору впали во грех. (Мы рассмотрим, как это произошло, в главе 10.)
Иначе говоря, Бог правит всем, и зло никоим образом не мешает Его абсолютной власти. Но Он не принимал активного участия в изобретении зла, как принимал в создании блага. Сами падшие создания полностью ответственны за свой грех. Творение Бога в его завершенной форме было безупречно и непорочно. Зло испортило его после сотворения мира.
С самого начала всевышний замысел Бога предполагал искупление греховных деяний Его созданий и окончательное уничтожение зла, а также восстановление Его творения в славе, превосходящей даже славу и совершенство Едема.
Подумайте вот о чем: слава изначального творения Бога преуменьшается в случае принятия любой теории, гласящей, что сотворение мира тянулось долгие века, потому что   процесс эволюции означал бы, что Бог долгие века бился над творением, пока все не вышло, как надо. Иначе говоря, теория эволюции на любой из стадий творческого процесса противоречит библейскому утверждению о том, что все, созданное Богом, было «хорошо весьма». Эта теория означает, что Он сотворил все незаконченным, а потом привел к завершению посредством природных процессов. Писание учит по-другому.
Нигде в Книге Бытие вы просто не найдете упоминания об эволюции. Его там нет. Весь библейский рассказ, от первого дня до седьмого, утверждает истину о немедленном, непосредственном сотворении, которое было полностью закончено и доведено до совершенства за неделю. Любое другое толкование невозможно, потому что в Писании все сказано абсолютно ясно. И, пока Адам не согрешил, все творение оставалось совершенным раем.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий