О деве Марии

«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лук.2:51)».

Дева Мария – самая чтимая в мире святая. В мае 330 года Константин Великий посвятил ей столицу империи – Константинополь. В честь Богородицы было построено более 200 храмов, установлено десять праздников в году, а также выделено для особого памятования три дня недели – среда, пятница, воскресенье магазин радиоуправляемых моделей. Ей, как «надежде всех концов земли» и «тёплой заступнице мира холодного», непрестанно возносились молитвы. Считалось, что под ее прямым протекторатом находятся четыре удела – Иверия (Грузия), Святая гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь. Однако, несмотря на грандиозное почтение, Мария «сдала» в 1453 году туркам Константинополь, и он вот уже 600 лет является исламским форпостом на Ближнем востоке.

Если бы для блага Марии были важны почести и храмы, город оставался бы христианским. Но для нее намного важнее именно то, чем люди легкомысленно пренебрегают – ревностное отношение христиан к изучению Слова Божьего. Дважды во второй главе евангелия от Луки (в 19 и 51 стихах) повторяется, что Мария: « сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». Этой фраза раскрывает ее славный удел: «Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои» (Пс.118:57).

Мария рассеивает ложное убеждение, что о Писании могут размышлять только богословы и священники, но не простые люди, только старцы, но не молодежь, только мужчины, но не женщины. Бедная деревенская девушка, на плечах которой лежали вседневные заботы о доме, выказала глубокое знание Слова Божьего и любовь к нему. Кстати, Библия никак не поддерживает известную поговорку: «у женщины волос длинный, да ум короткий». Библейские женщины серьезно и практично относились к Слову: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деян.16:13,14). «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян.17:11,12).

Мы должны научиться у Марии усердно поддерживать влияние Божьего Слова на нашу жизнь.

1. Мария хранила Слово Божие постоянно

« И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем»

Сохранять – значит запоминать Божье Слово и размышлять о нем. Это серьезный труд! Но только в этом случае Слово окажет благотворное воздействие на жизнь. В притче Христа о сеятеле показано, что немногие слушатели запоминают и размышляют о Слове Божьем. У многих случается по верной пословице: в одно ухо влетает – в другое вылетает. Они видят буквы, видят отдельные слова, но никак не улавливают смысла прочитанного! Некоторые с радостью принимают весть о Божьей любви и вечной жизни, но игнорируют призыв Писания к самоотречению. Во время гонений их доверие к Слову улетучивается, и они отпадают. Третьим погоня за богатством и наслаждениями мешает хранить Слово. И только чистые душой люди хранят и исполняют его, так что оно приносит в их жизни плод.

Взаимоотношения со Словом Божьим требуют не столько энтузиазма, сколько самодисциплины. Это довольно рутинное занятие – начинать день с молитвы, чтения и размышления о прочитанном, в то время как вас торопят дела или приятный запах свжесваренного кофе. Один человек говорил мне когда-то: «Я могу неделями не читать Библию. Зато, как наскучаюсь, читаю ее часами». К сожалению, впоследствии он отпал от веры и стал жить по-мирски. Пусть вашим девизом станут слова: ни дня без Божьего слова! Ведь Писание – это кислород, которым дышит душа, это пища, дающая ей энергию, это компас, указывающий верное направление. Как недостаток кислорода приводит к смерти, недостаток пищи к истощению, отсутствие компаса к блужданию, так и утрата общения со Словом Божьим приводит душу к чахлости и гибели.

Я хотел бы проиллюстрировать важность сохранения Слова Божьего примером из жизни царя Иосафата ( 2-е Пар.17:6-12).
Сохранение Слова Божьего возвышает человека: «И возвысилось сердце его на путях Господних». Писание произвело в молодом Иосафате духовный переворот, вывело из царства тьмы в царство света. Он осознал себя слугой Бога на царском троне, открыл удивительный мир общения с Творцом и непревзойденную высоту Его премудрости. Он стал жить не запросами плоти, но запросами духа. Когда подобное происходит с человеком, он становится другим – не от мира сего.

Сохранение Слова Божьего спасает людей.

У Николая Зиновьева есть пронзительное стихотворение:

Кружил февраль по косогорам,
Позёмка пряталась в стерне,
Когда одним сплошным укором
Вся жизнь моя предстала мне.

Кого я спас? Кого приветил?
Кому был дорог мой ночлег?
Ответа не было. Лишь ветер
Бросал в лицо колючий снег.

Боже мой, уже за сорок,
А счастливых лет – ни дня…
Есть ещё, конечно, порох.
Порох есть. Да нет огня…

Жизнь царя Иосафата могла быть такой же бесполезной, если бы огонь Божьего слова не зажег его. «Если Слово Божие помогло мне, оно поможет и моему народу», – решил он и начала перестройку: «И в третий год царствования своего он послал князей своих… и с ними левитов и священников. И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ». Из последующих описаний жизни Иосафата становится ясно, что Слово Божие было принято народом. А просвещение Словом неизменно приносит душе спасение, и нет на земле большего счастья, чем ему содействовать! «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16). Если бы князь Владимир не огнем да мечом загонял славян в христианство, а привлекал их Словом Божьим, совсем иной была бы наша Русь. Вера, навязанная насилием, не спасает людей…

Сохранение Слова Божьего приносит мир и материальное благоденствие:

«И был страх Господень на всех царствах земель, которые вокруг Иудеи, и не воевали с Иосафатом. А от Филистимлян приносили Иосафату дары и в дань серебро; также Аравитяне пригоняли к нему мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот. И возвышался Иосафат все более и более и построил в Иудее крепости города для запасов».

Безопасность страны зависит не только от умных политиков, талантливых генералов и хорошо вооруженной армии, но и от Господа: «…если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). И поскольку народ покорился слову Божьему, Бог покорил ему врагов!

Если бы Библия стала принципом жизни президентов, премьеров, губернаторов, мэров и депутатов, Бог благословил бы нации миром и процветанием. Но пока в основе политики остаются принципы властолюбия, насилия, лжи и личного обогащения, благословение Божие не сойдет на народы. Библия свидетельствует, что Бог лишает страну благословения и даже права на существование за аморальность, пьянство, милитаризм, мздоимство, угнетение святых и неправый суд. Со скорбью можно сказать, что эти пороки только умножаются в мире, готовя его к страшным судам.

Век зла в масштабах вечности недолог, и мудр тот, кто не желает разделить с ним эту страшную участь. Мудр тот, кто спасает себя и других от рода сего развращенного. И горе тому, кто руководствуется не Божьим словом, а убогой сиюминутной выгодой! В тридцатых годах прошлого века один молодой человек, посещавший церковь, сделал предложение верующей девушке – студентке медицинского института. Эта девушка была высокого мнения о себе и руководствовалась не Божьей любовью, а эгоистическими соображениями. Она крепко обидела парня: «Неужели ты думаешь, что я за тебя, сухорукого, выйду замуж?». В отместку за обиду он сообщил в НКВД, что она посещает церковь. Девушку пригласили на беседу и поставили условие: или институт, или списки верующих студентов. Лариса (так звали девушку) сделала выбор в пользу предательства. Если бы она, руководствуясь Божьим Словом, сказала: «Я ценю твои чувства, но Бог не открыл мне, что я должна связать с тобой судьбу», она бы не обидела парня, но спасла его от обиды, себя от предательства, друзей от изгнания из вузов!

2. Мария сохраняла Слово Божие в полном объеме

«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».

Каждое слово, сказанное об Иисусе или сказанное Иисусом, было важным для Марии. Эти слова она бережно хранила и через много лет пересказала Луке.

Мария хранила слова, которые хорошо понимала и которые радовали ее душу. Такими были слова ангела: «…ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37) и заверение Елисаветы: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Лук.1:45). Гимн Марии «Величит душа моя Господа» был по сути дела соткан из различных текстов Библии.

Храним ли мы в нашем сердце чудесные обетования Бога к нам? Вот некоторые из них:

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15).

«Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис.54:10).

«…се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:20).

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28).
Мария хранила слова, которые еще не понимала. У нее, вероятно, возникло больше вопросов, чем ответов, когда она услышала от праведного Симеона: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лук.2:35) или когда 12-летний Иисус ответил ей на упрек: «…зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лук.2:49).

Храним ли мы в сердце непонятные нам слова Бога или избавляемся от них, как от бесполезных вещей? Книга книг тем и примечательна, что ее истины настолько просты, что их может понять и ребенок, и настолько глубоки, что над выяснением их значения бьется ученый-богослов. Нам не следует унывать от непонятных мест. На свете обязательно найдется человек, который уже нашел объяснение трудному тексту, и когда-нибудь ваши пути пересекутся. Я долгое время не понимал, как Иисус Навин мог остановить солнце над Гаваоном. Наука утверждает, что «земля движется вокруг Солнца по эллиптической орбите на расстоянии около 150 млн км со средней скоростью 29,765 км/сек. Солнце и вся солнечная система обращается вокруг центра галактики Млечного Пути по почти круговой орбите со скоростью около 220 км/c. Солнечная система в составе Млечного Пути движется со скоростью примерно 20 км/с по направлению к точке, находящейся на границе созвездий Лиры и Геркулеса». Разве можно остановить солнце, если оно связано со всем стремительно движущимся мирозданием? Разве не создало бы это хаос среди планет, звезд и астероидов, подобно тому, как при экстренном торможении поезда на полном ходу неизбежны травмы?

Все стало на место, когда верующий астроном Ференц Ковач, посетивший нашу церковь, объяснил, что Бог, в ответ на просьбу Иисуса Навина остановить солнце, просто наклонил земную ось и сотворил аналог полярного дня в Палестине, а когда Иисус Навин управился с врагами, вернул землю в прежнее положение. Так я нашел ответ на свой вопрос.

Мария хранила слова, которые были ей неприятны. Она не могла забыть, как однажды пришла увидеться с Сыном, а Он даже не вышел к ней из дома, а попросил передать: «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:48-50).

Поставьте себя на место матери Иисуса, и вы поймете, как нелегко принять такие слова без огорчения! Однако Мария не подходила к ним с ножницами, дабы избавить себя от всего неприятного. Божьи Слова требовали к себе благоговейного отношения, и она не отвергала их. Подражаем ли мы Марии? Храним ли мы неприятные слова Писания о самоотречении, о прощении ближних, о Божьем гневе и вечном наказании или избавляемся от них хитроумными доводами? Некоторые предпочитают исключить из Библии предупреждения о том, что грешников ожидает озеро огненное, ибо они якобы дискредитируют Божью любовь. Но нам ли редактировать Божье Слово? Нам ли быть его судьями? Не лучше ли ему довериться?

Я слышал историю о пастыре-либерале, который пришел навестить смертельно больного прихожанина. Тот дал ему свою Библию и попросил прочитать что-нибудь в утешение. «Здесь же две трети листов вырвано, что я вам смогу прочесть? – удивился пастор. «Эта та Библия, которую вы признали подлинной, господин пастор. Когда вы говорили, что такая-то часть Библии недостоверна, я удалял ее навсегда. Осталось то, что осталось! Прочтите мне что-нибудь в утешение!» Понятно, что горе-пастырь не смог прочитать умирающему ничего утешительного. Или мы принимаем все Писание, или не принимаем ничего. Третьего не дано!

3.Мария сохраняла Слово Божие в правильном месте – в своем сердце

«И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем»

Место, где хранила Мария Божье Слово, было самым надежным! Слово «сердце» встречается в Библии более тысячи раз, что указывает на его огромное значение.

Мария складывала Слово Божие в сердце, потому что сердце управляет жизнью человека.

Библия призывает: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). В сердце, по библейскому представлению, сосредоточены не только эмоции, но и разум, воля, интуиция, совесть. На состояние сердца, а не на внешность обращает внимание Бог: «Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1Цар.16:7). «Знаю, Боже мой, что Ты испытуешь сердце и любишь чистосердечие» (1Пар.29:17). Каково сердце, таков и человек. Святые люди имеют мудрое, чистое, правое, доброе, искреннее сердце. Грешники – злое, гордое, лживое, прелюбодейное, безумное, завистливое. Мария доверила Слову Божьему управлять ее сердцем, поэтому она достигла духовной высоты. Так, собственно, поступали все праведные люди:

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем» (Втор.6:6).

«В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс.118:11).

«Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца» (Пс.118:112).

В христианской вере сердце – объект первостепенной важности:

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8).

«…а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5).

«сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).

«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:6).

«ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1Иоан.3:20).

Слово Божие должно поселиться в этом командном пункте души и управлять им для блага человека.

К сожалению, лозунг погибшей цивилизации «Хлеба и зрелищ» стал девизом нашего телевизионного поколения. Когда в августе 2000 г. сильный пожар на Останкинской башне оставил без телевещания 16 млн. человек, многие из них почувствовали растерянность и досаду, ибо они не знали, чем заполнить создавшийся информационный вакуум. Они лишились источника впечатлений. Телезависимость вызывает приостановку интеллектуального и физического развития, провоцирует атрофию мышц спины и связанные с этим болезни. Но весь ужас состоит в том, что мозг привыкает к образной подаче материала и перестает воспринимать речевую. Вот почему жертвы «телезомбирования» не способны слушать проповедника, неподвижно стоящего за кафедрой. Сметливые религиозные ораторы, поняв это, убрали кафедру, и носятся по сцене, рассказывая небылицы, как они якобы видели Господа и творили чудеса.

Если бы Мария могла бы сегодня обратиться к христианам, она бы упрекнула их в том, что Слово Божие лежит у них на книжной полке или на столе, но только не в сердце. Они так и не позволили Слову Божьему управлять их жизнью! Если бы Писание управляло жизнью людей, они бы не молились: «Святая Мария, убереги нас от наказаний адских. Замолви за нас доброе слово, чтобы отвести от нас гнев Бога. Выхлопочи мне у Твоего возлюбленного Сына, Всемогущего Бога, Господа нашего Иисуса Христа отпущение всех грехов моих, трепетное почтение и любовь к Тебе, здоровье и чистоту тела!». Создается впечатление что верующих отделяет от Христа пропасть, что они не имеют Духа усыновления, и потому они – не Божии дети и не наследники вечного царства.

И в самом деле, разве подобные мольбы об избавлении от мук адских согласуются с торжественным свидетельством Писания: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим.5:1,2)? Прочтите хотя бы Новый Завет (о Ветхом уж и речи нет, без любви к Слову Божьему его одолеть непросто!) – содержится ли там указание просить заступничества Марии? Прочтите писания мужей апостольских – учат ли они тому? Писание повелевает обращаться в молитве к Богу, во имя Иисуса Христа и во Святом Духе: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Иоан.14:13,14). Разве Марии было дано имя Спаситель? Разве она умирала за грехи мира? Разве она есть путь, истина и жизнь, и через нее ли приходит человек к Богу Отцу? Разве она может быть ближе к нам, чем Иисус? Если Мария пребывает на небе, то Христос живет в сердцах верующих: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

Увы! Религиозная пропаганда убедила людей в том, что они безнадежно отделены от Христа и недостойны обращаться к Нему в молитве. Она внушила им, что они нуждаются в заступничестве Марии, которая сможет склонить милосердие Иисуса на сторону грешного люда. Но вот чему учит Библия: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Римл. 8:33-34). Зачем же уничижать совершенство Голгофского подвига Христа? Зачем умалять силу Его ходатайства? Апостол Павел очень ясно подытожил суть дела спасения, не оставив в нем места никакому соучастию заслуженных святых: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10). Искупительная смерть Сына Божьего, искренняя вера человека в ее достаточность, влияние Иисуса на жизнь верующего приводят нас на небо. Это и нужно положить в сердце и этого крепко держаться!

Мария складывала Слово Божие в сердце, потому что оно было словом о ее возлюбленном Сыне Иисусе Христе.

Люди без всяких уговоров хранят до самой смерти письма и фотографии любимых и друзей, перечитывают, пересматривают их, погружаются в воспоминания о днях давно минувших. Любовь делает приятным соприкосновение со словами из прошлого. Мария любила Иисуса Христа и потому несказанно дорожила Его словами и хранила их на самом почетном месте – в сердце. Это слово утешало ее, когда она размышляла о своем трудном материнском призвании, оно обличало ее, когда она в ответ на свой ропот услышала от Иисуса мягкую укоризну, оно смиряло ее, когда уравнивало ее со всеми, кто исполняет волю Бога, оно укрепляло ее в сердечном борении у Голгофского креста.

О, если бы у нас было такое же живое, практичное отношение к Писанию, мотивированное любовью к Спасителю! Мы бы укрепились в вере, нашей общение со Христом cтало бы живым и глубоким. «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан.5:39)! Без любви к Спасителю Его Слово будет закрытым и чужим. Не стоит ли нам почаще вспоминать молитвенный гимн о Божьем Слове, чтобы оно оставалось для нас всегда свежим и волнующим?

О Слово дорогое! В нем жизни полнота,
Сокрыто в нем святое богатство благ Христа.
Ликую иль страдаю, в сомненья ли впаду –
«Приди!» Христа внимаю и я к Нему иду.

Спасителю отдайся, о сердце, навсегда!
На миг не удаляйся от Бога никогда!
Увы! Я одинокий бессилен устоять:
То ухожу далеко, то льну к Нему опять.

Влеки к Себе Ты мощно и близко дай прильнуть,
Не дай и в час полночный душою мне уснуть.
Но дай чрез все невзгоды, что встречу я в пути,
Во все земные годы мне радостно идти!

Вся слава Христу

Источник: В.С. Рягузов

  Похожие статьи

Добавить комментарий