Человек созданный по образу Бога

“И сказал Бог: сотворим человека по образу На­шему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небес­ными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладай­те ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод дре­весный, сеющий семя: вам сие будет в пишу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всяко­му пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пишу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”. (Быт.1-26-31)

Все сотворенное ранее было лишь вступлением к тому, что должно было произойти на шестой день. Сотворение человечества с самого начала было главной целью творческого замысла Бога. Очень важно, что все остальное было сотворено для человечества, и каждый шаг сотворения был посвящен одной задаче: приготовить совершенную среду обитания для Адама.
Человечество остается центром Божьего замысла, касающегося материальной Вселенной. Мы знаем это, потому что в Писании сказано: все остальное когда-нибудь погибнет. Мир перестанет существовать. Согласно словам Иисуса, настанет время, когда «Солнце померкнет, и Луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мк.13:24-25). В конечном итоге, даже небеса свернутся, как свиток (Отк.6:13-14). «Небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, Земля и все дела на ней сгорят» (2Пет.3:10). По существу, все сотворенное будет уничтожено. Все во Вселенной исчезнет.
Кроме человечества. Бог сотворил человека, чтобы тот славил Его и наслаждался общением с Ним вечно. И, когда всех остальных элементов Вселенной давно уже не будет, множество искупленных людей будет по-прежнему вечно жить в присутствии Господа.
Иначе говоря, сотворение подготовило сцену, на которой предстояло разыграть великую сагу искупления. И ее главное действующее лицо — человек. Сам Сын Бога стал человеком в кульминации драмы искупления. Вот для чего была сотворена вся Вселенная: чтобы Божья благодать, милость и сострадание могли излиться на творение, созданное Богом по собственному образу и подобию. В конце театр будет разрушен. Это глубокая мысль, ведущая к смирению.
Понятно, что сотворение человечества — основная тема Быт. 1. Это событие — кульминация сотворения мира, и Писание описывает сотворение Адама более подробно, чем любой иной аспект сотворения. По существу, поскольку это последнее действие столь важно, Быт. 2 посвящена его подробному описанию. (В Быт. 2 вовсе не излагается другая история или иная версия событий; в ней дается более детальное описание дня шестого, очерченного в Быт. 1.) В Быт. 1:2631 просто приводятся основные события шестого дня:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Помните, что Адам был сотворен в тот же день, что и все сухопутные звери. Все эти события произошли за двадцать четыре часа — настоящая революция на Земле!
Адам, как мы видим из текста, был специально создан самим Богом. Мы не можем принимать этот текст и утверждать при том, будто Адам развился из уже существовавшей формы животной жизни. В Быт. 2:7 сказано ясно: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В Быт. 2 описывается также, что Ева, первая женщина, была создана из ребра своего мужа (Быт. 2:22). Так что мужчина и женщина были созданы отдельно посредством прямого и непосредственного воздействия Бога. Родословные книги Бытия начинаются с утверждения следующей истины: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:12). Этот стих начинается и завершается упоминанием о единственном дне, в который Бог сотворил человечество. Писание неоднократно вспоминает об этом дне (см. Вт. 4:32). Это был шестой день недели сотворения мира — последний творческий акт Бога, венец всего.
В этот момент изменяется сам процесс сотворения. Быт. 1:26 начинается знакомыми словами: «И сказал Бог». Эта формула встречается в начале каждого предыдущего рассказа о сотворении мира (Быт. 1:3,6,9,11,14,20,24). Но вдруг язык изменяется. Прежде после: «И сказал Бог», всегда шли слова: «Да будет», (Быт. 1:3,6,14); «Да произрастит земля» (Быт. 1:11,24); «Да произведет вода» (Быт. 1:20) или «Да соберется вода» (Быт. 1:9), и всегда после божественного повеления следовал результат: «И стало так». Эти выражения безличны, ибо приказы не обращены к кому-то конкретно. Это всевышние указы Творца, вследствие которых вещи возникают ex nihilo. Никогда раньше Бог не говорил: «Сотворим».
Но теперь впервые после слов: «И сказал Бог», следует глагол в личной форме: «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1:26, курсив наш). Сотворение Адама, таким образом, становится чрезвычайно личным делом. В Писании специально используется такая форма, чтобы подчеркнуть близкую связь Бога со Своим творением. Между Богом и человеком устанавливаются личные отношения, каких у Него прежде не было ни с одним аспектом творения — ни со светом, ни с водой, ни с прочими элементами и даже с самой Землей, ни с Солнцем, Луной, звездами или небесными телами, и даже ни с одним из живых созданий. Ни с одним из этих творений Он не устанавливал таких личных отношений, которые установил с человеком. Все было сотворено Богом посредством Его приказа и возникло по Его повелению. Но ничто не говорит нам о личных отношениях или отождествлении Бога с какимлибо из Его творений.
Отношения Бога с человеком уникальны. Вот почему Писание при каждой возможности ясно указывает на личную вовлеченность Бога в сотворение человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).
В Быт. 1:26 впервые в Библии Бог употребляет личную форму, говоря о Себе. Примечательно, что это форма множественного числа. Он говорит не «сотворю», а «сотворим человека по образу Нашему», и это — первое указание на множественность Лиц Троицы. Это первое важное и безошибочное свидетельство о Троице. На тот факт, что Троица состоит из нескольких Ипостасей, указывает еврейское слово для обозначения Бога, которое используется в двадцати одном из двадцати пяти первых стихов Писания: elohim поеврейски — форма множественного числа. Но множественное число в Быт. 1:26 еще явственнее указывает на это. Это никоим образом нельзя считать полным откровением о природе Троицы, но это явно ссылка на множественность Ипостасей Бога, и здесь закладываются основания того, что мы узнаем о Троице из Нового Завета.
Существует еще, по крайней мере, один более ранний намек на Троицу в Быт. 1:2, где сказано, что Божий Дух носился над поверхностью вод. Но теперь мы видим более ясно, что существует нечто вроде божественного исполнительного комитета — совета Троицы.
Та же истина еще яснее явлена в первой главе Евангелия от Иоанна, которая вторит Быт. 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:13). Это, без сомнения, указывает на вторую Ипостась Троицы, Иисуса Христа (см. Ин. 1:14), который был с Богом при сотворении и Сам является Богом.
Если мы сопоставим все эти отрывки, то поймем, что все три Ипостаси Троицы принимали активное участие в сотворении. Отец наблюдал заработай и отдавал приказы. Вечное Слово было «у Бога» и участвовало во всех аспектах созидательного процесса. А Дух витал над водами, что тоже обозначает непосредственное участие в процессе. Так что, в свете Нового Завета, форма множественного числа в Быт. 1:26 обретает важное и глубокое значение.
Это один из многих ветхозаветных отрывков, в которых указывается на взаимодействие Ипостасей Троицы. Например, в Пс. 2:7 мы читаем: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Здесь говорит вторая Ипостась Троицы — Сын, цитируя слова первой Ипостаси Троицы — Отца. Это вечное определение обозначает отношения между Отцом и Сыном в Троице.
Далее в Пс. 44:8 Отец говорит Сыну: «Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». (Этот стих цитируется в Евр. 1:9, где говорящий ясно отождествляется с Отцом, а тот, к кому обращаются, — со Христом, Сыном Бога.)
В Пс. 109:1 написано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Здесь опять Отец («Господь») обращается к Сыну («Господу моему»), обещая Ему вечную власть.
Еще более замечательный отрывок есть в Ис. 48. В Ис. 48:12 говорящий определен просто как «первый и последний». (Это указание на Христа, см. Отк. 22:13.) А в Ис. 48:16 он говорит: «Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его». Так что говорящий — Бог Сын, и Он явно говорит о «Господе Боге и Духе Его» как разных Ипостасях Троицы.
Такие упоминания встречаются во всем тексте Ветхого Завета. Одних их недостаточно, чтобы дать читателю Ветхого Завета полное понимание учения о Троице, но это весьма прозрачные намеки на то, что позже будет ясно явлено через воплощение Христа и сошествие Святого Духа в Пятидесятницу. Это были знаки, указывающие на различные Ипостаси Троицы.
В Быт. 1 фраза о сотворении человека предполагает как общение, так и совещание Ипостасей Троицы. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Эти слова указывают также на совершенное согласие и ясный замысел. В сущности, это важный шаг к исполнению обещания, данного «прежде вековых времен» (Тит. 1:2), данного в вечном прошлом между Ипостасями Троицы. Это обещание включало в себя весь божественный план искупления. Кратко говоря, Отец обещал Сыну Невесту — искупленный народ. А Сын обязался умереть, чтобы искупить людей. Все эти обязательства даны в вечном прошлом, еще до сотворения мира .
«И сотворил Бог человека» (Быт. 1:27). Человек стал «душою живою» [евр. nephesh] (Быт. 2:7). Как и животные, он двигался, дышал и обладал сознанием. Но на этом сходство заканчивалось. Это создание не было похоже на другие твари. Низшие формы жизни Никогда не смогли бы развиться до уровня человека. И особенность этого создания ясно видна из тех целей, для которых его сотворил Бог.

БЫТЬ НОСИТЕЛЕМ БОЖЬЕГО ОБРАЗА

Во-первых, человек был сотворен по образу своего Создателя. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Эти два выражения («по образу Нашему» и «по подобию Нашему») параллельны. Второе — это просто повторение первого другими, но синонимичными словами. Не думайте, что между «образом» Бога и Его «подобием» существует важная разница, например, что одно выражение говорит о духовном сходстве Бога и человека, а другое — о физическом. Некоторые комментаторы ошибочно предполагают, что эти два выражения имеют разное значение, но в еврейском языке разницы нет. Это параллельные термины. Фактически это повторение для выделения. Такой род параллелизма очень типичен для еврейского языка и широко в нем распространен. Он используется для создания эмфатической интонации, а не для противопоставления. И в данном случае параллелизм указывает на большую важность этой истины: человек был сотворен по подобию Бога.
Что это значит? Прежде чем мы рассмотрим данный вопрос, подумайте: что бы это ни значило, речь идет о чем-то невероятно возвышенном и благородном. Это не то состояние, до которого низшие творения могут дойти в ходе эволюции. Это не особенность, которая может возникнуть вследствие случайных генетических мутаций. Это не результат отклонений в ДНК высших приматов. В конце концов, как раз эта особенность отличает человека от любой другой твари Именно она определяет сущность человека. Именно по этой причине Бог был лично заинтересован в сотворении данного вида. Вот почему Библия так сильно подчеркивает, что Бог сотворил Адама Своими руками. Он особым образом сотворил это создание, несущее отпечаток Его образа. Человек был создан по образу Бога. Это отличает его от всех остальных живых существ физической Вселенной.
Что такое образ Бога? Еврейское слово, которое переводится как «образ», tselem, происходит от корня, обозначающего высечение знаков на чем-то. Этим же словом называли высеченные изображения (Исх. 20:4). Скорее всего, в данном контексте оно выражает идею, что человеку была придана «форма» Бога. Это значит, что Бог, по сути, стал образцом для создания личности. Такого нельзя сказать больше ни о ком в пространственно-временной Вселенной .
Понятно, что, поскольку образ Бога присущ только роду человеческому, он должен обозначать какой-то аспект человеческой природы, которым не обладают животные. Вот почему мы не можем относить это свойство ко внешности или биологическому строению человека. Фактически мы обладаем многими биологическими чертами, которые есть и у животных. Естественно, в связи с тем что мы живем в одной среде, у нас должно быть много общих биологических и физиологических характеристик. Так и есть. Наши внутренние органы работают сходным образом, во многих случаях у нас очень похожее строение скелета, и даже внешне мы похожи на некоторые виды приматов. Если бы «образ Бога» имел отношение к нашему телесному строению, если бы это выражение означало, что мы физически напоминаем Творца, следовало бы предположить, что и у шимпанзе есть некоторое подобие Богу.
Но вполне понятно, что речь идет не о материальной части человека, не о биологии или физиологии. Не о том, как мы выглядим, будучи созданиями из плоти и крови. В конце концов, «Бог есть Дух» (Ин. 4:24). А «дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24:39).
Ясно, что Божий образ связан, прежде всего, с духовными качествами человека: с нашим самосознанием, нравственностью, пониманием других, в особенности с осознанием Самого Бога. (Животные обладают сознанием, но не осознают себя, не имеют совести и неспособны поддерживать по-настоящему личные отношения.)
До того как образ Бога в человеке был запятнан грехом, Адам в чистом и непорочном состоянии обладал всеми сообщаемыми качествами Бога — качествами Божьей природы, которые могут отражаться в Его созданиях. Сюда надо отнести святость, мудрость, благость, истину, любовь, благодать, милосердие, долготерпение и праведность. Без сомнений, образ Божий в человеке до сих пор включает в себя некоторые свойства, отражающие добродетели Бога, о которых мы узнаем из рассказа о сотворении, — например любовь к прекрасному и к разнообразию, а также творческие способности. Конечно, сюда нужно включить и наши мыслительные способности. Например, Божий образ явно определяет нашу способность воспринимать абстрактные принципы, в особенности моральные понятия, такие как справедливость, праведность, святость, истина и благость. Поэтому Божий образ в человеке включает в себя, по-видимому, высшие грани нашего разума и чувств — нашу способность рассуждать и разрешать проблемы, а также такие чувства, как печаль, рвение, гнев, наслаждение и радость (все они в совершенной степени принадлежат Богу, как мы узнаем из разных фрагментов Писания).
Но, прежде всего, образ Божий можно определить словом личность. Мы — личности. Наша жизнь предполагает личные отношения. Мы способны на дружбу. Мы способны любить других людей, подобно Богу. Мы понимаем, что такое общение. Мы наделены поразительной речевой способностью. Мы беседуем друг с другом. Мы умеем делиться мыслями, распознаем отношение к себе, дружим, обладаем чувством братства, обмениваемся мнениями и сотрудничаем друг с другом. Животные не могут делать этого так, как могут люди.
Вот почему, сотворив мужчину, Бог тут же решил, что не дело ему быть одному. Образ Божий — это личность, а личность может проявляться только в отношениях с другими личностями. Способность человека к близким личным отношениям должна осуществляться. Важнее всего, что человек был создан для личных отношений с Богом.
В связи с этим мы возвращаемся к фразе Быт. 1:26. Когда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему», это означало, что Он Сам — Бог общения. И Он сотворил нас по Своему подобию, чтобы мы могли общаться с Ним.
Дуглас Ф. Келли пишет:
“Сам Бог никогда не был обособленной, одинокой личностью или «отрезанным ломтем». Напротив, Он всегда пребывал во всей полноте Своего как бы семейного общения” (см. Еф. 3:14,15: «Пред Отцем… от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле»). Или, как говорил в IV веке святой Афанасий, «Отец никогда не существовал без Сына». Поразительная тайна происхождения личности заключается в том, что Бог един в трех лицах, будучи одной сущностью (или «реальностью»). Единая сущность или бытие Бога обязательно предполагает личность .
Когда Бог сотворил нас по Своему образу, Он сделал нас личностями, то есть сотворил нас для взаимоотношений, в первую очередь с Ним.
Невозможно отделить эту истину от факта, что человек — существо нравственное. Любые подлинные отношения имеют под собой этическую основу. Именно здесь в игру вступают сообщаемые качества Бога, хотя наше нравственное чувство несовершенно из-за грехопадения человечества. Мы до сих пор способны в целом отличать правильное от неправильного. Даже самые убежденные атеисты имеют представление о понятии добродетели и необходимости морали . По существу, совесть — неотъемлемое качество человека. Мы инстинктивно ощущаем разницу между добром и злом.
Все это отличает нас от остального творения. Прежде всего, эти отличия принадлежат невидимой части человека — его духу. Именно эти свойства превращают нас в духовные создания. Данную часть человеческой природы ученые никогда не обнаружат в нашей ДНК. Она не запрограммирована нашими хромосомами. Она духовна. И это — подлинная личность, делающая нас подобными Богу даже в греховном состоянии.
Физически мы состоим из земных элементов — праха земного. И когда-нибудь наши тела вновь обратятся в прах. Это не подобие Бога. Но наша личность вечна, и она делает нас подобными Богу. Таким образом, Божий образ пребывает в нашей нематериальной природе.
Это не значит, что в нашем теле нет ничего от Божьего образа. Жан Кальвин писал: «Образ Божий распространяется на все, в чем природа человека превосходит природу всех остальных видов животных… И хотя, прежде всего, образ Божий пребывает в уме и сердце или в душе и ее силах, даже в теле человека нет места, в котором не сияли бы лучи его славы» .
Само положение тела человека, стоящего прямо, отличает его от четвероногих и пресмыкающихся. Для животных естественно смотреть вниз, в землю. Человек же от природы склонен смотреть вверх, в небеса, где может видеть явленную славу Бога. Это одно из проявлений Божьей славы в физическом устройстве человека.
Наш язык, наша способность к составлению сдов и разумной речи также отражает наше подобие Богу.
Даже наши лица и выразительные глаза, и всевозможные разумные выражения лица, — словно нарочно предназначены для общения. Так что, хотя человеческое тело само по себе и не является вместилищем или основным выражением образа Божия, оно специально создано так, чтобы служить средством проявления этого образа.
Генри Моррис писал:
Мы можем только сказать, что, хотя Сам Бог может не иметь физического тела, Он задумал и устроил человеческое тело так, чтобы оно могло осуществлять те же физические функции, которые Он Сам способен исполнять и без тела. Бог может видеть (Быт. 16:13), слышать (Пс. 93:9), обонять (Быт. 8:21), осязать (Быт. 32:32) и говорить (2 Пет. 1:18), независимо от того, обладает Он или нет настоящими глазами, ‘ ушами, носом, руками и ртом… Поэтому в человеческом теле ‘ есть нечто, принадлежащее одному лишь Божьему образу, следовательно (так как Бог знает все Свои дела от сотворения мира — Деян. 15:18), Он должен был иметь это в виду, когда задумал создать человеческое тело. Соответственно, Он сотворил человека отличным от животных, прямоходящим, смотрящим вверх, способным передавать душевные переживания с помощью выражений лица, обладающим интеллектом и способным к членораздельной, образной речи.
Он, конечно, знал, что в полноте времени Он Сам станет человеком. В этот день Он приготовит человеческое тело для Своего Сына (Евр. 10:5; Лк. 1:35), Который станет «как человек» (Флп. 2:7), подобно тому как человек был сотворен по образу и подобию Бога .
Не только Адам имел в себе образ Божий, но и его жена, и все их потомство. На это указано в Быт. 1:26: «Сотворим человека по образу Нашему… и да владычествуют. В данном случае местоимение «они» показывает, что слово «человек» здесь используется в собирательном значении. Оно явно относится не только к Адаму, но и ко всему человечеству. Это утверждается и в других местах Писания. В Быт. 9:6 запрещается убийство, «ибо человек создан по образу Божию». А в Иак. 3:9 запрещается даже проклинать других людей как «сотворенных по подобию Божию».
Истина о том, что человечество было сотворено по подобию Бога, — отправная точка библейского понимания природы человека. Она объясняет наши духовные потребности. Она помогает понять, зачем человеку совесть. Она убеждает нас в нашей моральной ответственности. Она показывает саму суть смысла и цели человеческой жизни. Она имеет практическое и доктринальное значение.
Но эволюционистам хотелось бы навсегда устранить эту истину из коллективного сознания человечества. Вот почему христиане не могут себе позволить проиграть битву против эволюционизма.

РАЗМНОЖАТЬСЯ

Вторая задача, ради которой были созданы Адам и Ева, — наполнять землю. В Быт. 1:2728 сказано: «Мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Здесь мы видим, что совершенный замысел Бога предполагал брак и деторождение. С самого начала Бог задумал постоянные моногамные отношения между мужчиной и женщиной. В Быт. 2:24 ясно говорится: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Эволюционистское ложное верование ставит под сомнение даже эту заповедь, поскольку современное общество стремится оправдать и узаконить прелюбодеяние, легкие разводы, гомосексуальные отношения и другие извращения, подрывающие святость и уникальность отношений в браке.
Изучая сотворение, мы видели, что все растения и животные были созданы Богом для размножения. Но для человечества эта задача обретает особо священное значение.
Помните, что из всех живых существ только человек сотворен по образу Бога, и самая суть этого образа — способность к отношениям. Взаимоотношения мужа и жены стали первыми человеческими отношениями, и притом самыми близкими. Двое становятся «одной плотью», и эта связь прочнее любых иных отношений, какими бы близкими они ни были ( «оставит человек отца своего и мать свою» ). Таким образом, брачные отношения были задуманы как длительные, нерушимые и невыразимо близкие («и прилепится к жене своей; и будут одна плоть»).
По иронии судьбы, Адам был сотворен один. Судя по тексту Книги Бытие, другие виды Бог сотворил в изобилии. Море кишело морскими тварями, а небеса были полны птиц. Хотя в Писании и не сказано точно, сколько именно существ каждого вида Он создал, по-видимому, их было больше одной пары.
Но, когда речь заходит о сотворении людей, в Писании ясно говорится: была сотворена только одна пара. Фактически сначала Бог сотворил только одного Адама.
Конечно, Бог с самого начала собирался дать Адаму подругу. («Ведомы Богу от вечности все дела Его», Деян. 15:18.) Не думайте, что создать Еву Он решил позже или как-то изменил Свой первоначальный замысел. Некоторые люди неправильно понимают рассказ о сотворении Евы в Быт. 2 и воображают, будто сотворение женщины стало неким дополнением к изначальному плану Бога. Такое понимание текста неверно. Действительно, Ева была создана после того, как Бог велел Адаму дать имена животным и позволил ему начать этот процесс. (Один проповедник полагает, что Бог создал Еву позже, чтобы Адаму не пришлось спорить с ней по поводу имен животных. Я в этом сомневаюсь.) Но Ева изначально была частью Божьего замысла. Ее отдельное сотворение лишь подчеркивает, какое значение она имела и как уникальным образом подходила Адаму.
Ясно одно. После каждого этапа сотворения Бог возглашал, что созданное Им хорошо. «Увидел Бог, что это хорошо» — эта фраза неоднократно повторяется в рассказе о сотворении (Быт. 1:4,10,12,18,21,25,31) Только один раз Бог объявил что-то несовершенным: «Не хорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). Между тем это не значит, что Бог обнаружил погрешность в Своем изначальном плане. Скорее, это означает, что с сотворением одного Адама план еще не был выполнен. Человек был сотворен для отношений, и ему была нужна совершенная пара для брачных отношений.
Итак, в Писании сказано: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:2122).
Конечно, Адам был в восторге. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).
Ева была сотворена как помощница Адама (Быт. 2:18,20). Речь не идет об оказании помощи по хозяйству: мытье посуды, уборке или застилании постели. Адам мог справиться с этим и без жены. Но ему было нужно содействие в выполнении более важного долга. Ему надо было размножаться, создавать род людской и населять Землю. Очевидно, что для этого ему требовался партнер.
Когда Бог прислал к Адаму животных и тот начал давать им имена, то увидел, как одинок среди тварей. «Для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Он должен был знать, что он — не просто усовершенствованное животное. Он был сотворен по образу Творца, и ему был нужен партнер, сотворенный по тому же образу. Поэтому Бог создал ему спутницу из его собственного ребра. Иначе говоря, генетическая структура Евы произошла от генетической структуры Адама, поэтому была с ней в полной гармонии.
Генетические исследования показали, что пол потомства определяет одна пара человеческих хромосом, называемых X или Y. У всех мужчин есть хромосомы и Y; у всех женщин — только пара хромосом X. Следовательно, с чисто биологической точки зрения, мужской пол определяется хромосомой Y. Если зародыш наследует от отца хромосому X, это будет девочка. Если хромосому Y — мальчик. Определяющий фактор — семя отца.
Поэтому, с генетической точки зрения, можно сотворить женщину от мужчины. У женщины же извлечь мужской генетический код нельзя, потому что у нее нет хромосом Y. Это вполне соответствует деянию Бога. Когда наука оперирует фактами, а не теориями, она всегда согласуется с библейским рассказом.
Заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28), повторяется во всей Книге Бытие. Она упоминается в Быт. 9:1 после рассказа о всемирном потопе. Она также лежит в основе Божьего обещания, данного Аврааму (Быт. 22:1718). То, что Бог сотворил нас способными размножаться и создавать новые существа по Его образу, служит уникальным и прекрасным выражением Его любви к человечеству. И Он не только пожелал наполнить мир людьми, Он также даровал мужчинам и женщинам способность испытывать радость от исполнения этой заповеди. Поэтому сами дети — благословение Господа (Пс. 126:3). В сущности, это один из главных божественных способов доставить роду человеческому радость и наслаждение. По этой причине людей можно считать особой частью творения.

ПОЛУЧАТЬ БОЖЬЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Вот третья цель, ради которой Бог создал человечество: мы были сотворены, чтобы получить радость и благословение из рук Бога. Он создал нас, чтобы излить на нас Свою благость. В Быт. 1:28 говорится, что после сотворения Адама и Евы «благословил их Бог».
Слово «благословил» означает здесь не просто церемониальное освящение. Бог не произносил вслух никаких благословений. Здесь имеется в виду, что Он даровал людям преуспевание. Он дал им благополучие. Он сделал их счастливыми.
Это тоже входило в Божий замысел, связанный с человечеством. Он хочет, чтобы мы наслаждались отношениями с Ним и благостью Его творения. Апостол Павел говорил, что Бог дает «нам все обильно для наслаждения» (1Тим.6:17). Ветхозаветный мудрец пишет: «Вот еще что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под Солнцем во все дни жизни своей, которые дал ему Бог; потому что это его доля» (Ек. 5:17).
И в раю, незапятнанном грехом или злом, Адаму были доступны все блага и радости на свете. У него было все, что только он мог пожелать: совершенная среда, образцовый климат, идеальная подруга; по заповеди от Бога, он мог свободно наслаждаться всем и использовать все (с одним ограничением). «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1:2930).
Обратите внимание, что Адам, как и все остальные создания животного царства, был вегетарианцем. Греха не было, поэтому не было смерти. Поэтому плотоядных тоже не было. Все животные были ручными, и даже плотоядные ныне виды тогда питались только растениями. Но в мире было изобилие пищи, и она была очень разнообразной. Куда бы ни взглянул Адам, пища буквально свисала с деревьев. Весь мир был отражением благости и щедрости Бога. В конце концов, Бог ведь мог сотворить мир с бурым небом, коричневой водой и без красок, в котором питаться можно было бы одним рисом. Но Бог наполнил мир самыми разными чудесными фруктами и овощами. Он сотворил все для нашего удовольствия.
И Он дал людям органы чувств, чтобы они наслаждались всем этим многообразием. Представьте себе, какой пресной стала бы жизнь, если бы мы утратили вкус и обоняние. Бог дал нам эти способности в благословение, чтобы мы могли в совершенстве насладиться всем, что Он создал. Адаму и Еве была дана полная и неограниченная свобода услаждаться всем, чем они хотели, в Божьем саду.
Однако было и одно важное исключение. Среди великого множества сотворенных Богом фруктов и овощей плоды только одного дерева были объявлены недозволенными. «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17). Первые люди могли есть плоды любого дерева, в том числе древа жизни. Но пробовать плоды древа познания добра и зла им было запрещено. Вкусив запретный плод, они навлекли бы на себя суд Божий и обрекли себя на смерть.
Как мы увидим в главе 10, они совершили именно то, что Бог им запретил. Они навлекли не только суд на себя и весь род людской, но и проклятие на все творение. То, что Бог сотворил для чистого наслаждения, было отравлено грехом. Смерть вошла в мир, а вместе с ней — болезни, сорняки, тяжкий труд и всяческие трудности (Быт. 3:1719). Грех омрачил совершенный рай.
Но изначально Бог сотворил его благим. Он сотворил его, чтобы благословить человечество. Это было одной из целей сотворения. И даже в испорченном грехом мире Он продолжает исполнять Свой замысел. Его творение даже в падшем состоянии полно благословений для нас.

УПРАВЛЯТЬ ТВОРЕНИЕМ

Наконец, человечество было создано для управления остальным творением, и ему были даны подобающие указания. Сразу после слов: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему», Бог говорит: «и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В Быт. 1:28 Бог повторяет в наставлениях Адаму: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Человек был задуман Богом как властелин Земли. Ему прямо было приказано подчинить нашу планету, владеть ею и управлять всем, что Бог создал на Земле.
Конечно, речь идет обо всем человечестве, не только об Адаме. Это вытекает из употребления местоимения множественного числа в Быт. 1:26: «И да владычествуют они». С одной стороны, задачи управления Землей были очень велики. К ним относилось управление всеми живыми существами. Бог, давая наставления Адаму, перечисляет их в порядке появления: «Над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами» (Быт. 1:26).
Первый шаг этого управления был вполне конкретным. В Быт. 2:19 рассказывается об этом: «Господь Бог образовал из Земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». Таким было первое задание Адама. Он должен был увидеть особенности каждого существа и дать ему подходящее имя.
Человек был сотворен по образу Бога, поэтому вполне естественно, что Бог дал человеку задание, входящее в Его собственную прерогативу Властителя. Обратите внимание, что Сам Бог уже дал имена дню и ночи (Быт. 1:5), небесам (Быт. 1:8), Земле и морям (Быт. 1:10). Нарекать творения — привилегия Творца, но в данном случае Он поручил это Адаму. Это стало первым долгом Адама как правителя мира.
Адаму была поручена и другая обязанность. Он должен был стать садовником в Едеме. В Быт. 2:15 говорится: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его». Конечно, эта задача была вверена ему до прегрешения. Это значит, что проклятия еще не было, так что не было сорняков, и состояние окружающей среды было совершенно. Это задание было для Адама приятным и легким. Без сомнения, оно было для него источником великой радости. Это была его единственная работа, если вообще можно назвать это «работой», когда не было тяжкого труда, не было сорняков, не было проклятия. Сад был полон всевозможных плодовых деревьев, сотворенных Богом. Воду можно было брать из реки, протекавшей через сад. Единственной задачей Адама было следить за тем, чтобы деревья и растения в этой совершенной среде получали достаточно заботы. Это было одно из приятнейших занятий, какое мог бы пожелать себе любой.
Долг Адама подчинить себе Землю и править ею прекрасно сочетается с его обязанностью следить за садом. По словам Дугласа Ф. Келли:
Призывы ухаживать за садом и дать имена животным создают тонкое и плодотворное равновесие отношений человечества со средой, которую Бог ему поручил. Такого полезного равновесия нельзя достичь вне библейской веры. Восточные религии, такие как индуизм и буддизм, например, учат пренебрежению к «саду» (считая его разновидностью Бога, которому не следует поклоняться), то же делают и некоторые формы христианского мистицизма; материалистический, технологический индустриализм тяготеет к разрушению «сада» ради краткосрочных экономических целей, о чем говорят разоренные шахты Западной Виргинии, кучи шлака в центральных графствах Англии или мертвые реки Румынии; с другой стороны, рьяные защитники окружающей среды или «зеленые» склонны считать возделывание «сада» более важным, чем правомерные нужды и задачи человеческого общества, забывая при этом о собственном значении и том, что человек, обладающий замечательными способностями, мог бы осуществить в творении. Но Книга Бытие учит человека и уважать природу, и подчинять ее, обрабатывая его таким образом, чтобы она отражала красоту, порядок и славу своего Творца .
Итак, Адаму была дана как власть над Божьим творением, так и обязанность заботиться о нем.
К сожалению, в момент грехопадения Адам отказался от части вверенной ему Богом власти. Уступив сатане, он утратил абсолютную власть над Землей, дарованную ему Богом. Интересно, что Иисус Неоднократно называет сатану «князем мира сего» (Ин. 12:31; 14:30; 16:11). На самом деле, владыкой мира должен был быть человек. Но сознательный грех Адама привел к тому, что у власти стал дьявол.
Сам Христос вернется, чтобы возвратить эту власть и провозгласить Самого Себя правителем этого мира. Он уже нанес поражение силам зла на кресте: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Вернувшись на Землю, Он получит Свое царство и установит его во всем мире, будет править на земном престоле в человеческом теле славы. Так в личности Христа человечество наконец обретет полную власть над Землей, запланированную Богом с самого начала, и многое другое. В Евр. 2:8 с уверенностью утверждается: «Все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему».
Автор Послания к евреям продолжает: «Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено». Пок^ мы живем в мире, пребывающем под проклятием греха, поэтому не можем управлять Божьим садом так, как нам бы хотелось. Сорняки, вредные насекомые, бактерии, вирусы и прочие следствия проклятия, не говоря уже о грешной человеческой природе, постоянно мешают нам покорить Землю. Ирония заключается в том, что изначально человеку была дана власть над всем творением, а сейчас, в грешном состоянии, он зависит даже от крохотных микробов.
Но даже в падшем состоянии человечеству удалось поразительно далеко продвинуться в деле овладения творением. Люди изобрели технологии, позволяющие нам, обрабатывая лишь часть потенциально плодородных почв, выращивать достаточно урожая, чтобы накормить мир. Благодаря техническим разработкам мы смогли полететь на Луну и создать удивительные коммуникационные сети, за считанные часы перелетать с одного континента на другой, построить дамбы для создания больших водоемов, изобрести энергетические системы, которые перерабатывают энергию Вселенной на благо человека, и разработать медицинские технологии, удлиняющие жизнь. Даже в падшем состояний человек — замечательное создание, по-прежнему сохраняющее в себе отпечаток образа своего Творца.
Но мы видим, что еще не все подчинено ему. По-прежнему в мире существуют войны, болезни и бедность. Большая часть из разработанных человеком технологий породила новые проблемы, пока мы пытались решить старые. Иногда человек оказывает губительное воздействие на окружающую среду. Прежде всего, человек неспособен обуздать собственные греховные побуждения.
Христос, совершенный Человек, совершит то, чего не могут сделать грешные люди. Он разрушит дела дьявола (1 Ин. 3:8) и уничтожит самого дьявола (Евр. 2:14). Условия для этой победы были созданы, когда Христос воскрес из мертвых. Сейчас мы просто ожидаем ее кульминации. А она произойдет в последние времена. «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все» (1 Кор. 15:2427).
В Писании сказано, что искупленные будут тысячу лет править со Христом в земном царстве (Отк. 20:4). Земля снова превратится в рай. Ключевые элементы проклятия будут уничтожены. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветет как нарцисс. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать» (Ис. 35:12). Животные вернутся к состоянию, в котором были до грехопадения, так что плотоядных зверей больше не будет, и даже самые ужасные хищники не будут представлять угрозы для людей или для других видов (Ис. 11:69).
Даже сила греха и смерти в тысячелетнем царстве будет ослаблена. «Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их» (Ис. 65:2021). Иначе говоря, дети не будут умирать, а продолжительность жизни значительно увеличится. (Разумно думать, что многие из тех, кто при жизни увидит приход тысячелетнего царства, будут жить до его завершения.) Так как рожденные в земном царстве наследуют грешную природу, последствия греха не будут полностью устранены. Представляется, что большинство людей будет искуплено. Но те, кто упорствует в грехе и неверии, будут осуждены на смерть. А обычная продолжительность жизни человека будет такой, что умирающий в столетнем возрасте (по причине сознательного греха и упорного неверия) будет считаться безвременно погибшим, словно ^мер в детстве.
Во время тысячелетнего царства человечество наконец-то вкусит жизни, подобной жизни в Едеме. Когда Христос будет править и последствия греха смягчатся, жизнь на Земле будет настолько близка к райской, как это только возможно в мире, запятнанном грехом.
Наконец, когда закончится тысячелетнее царство, небеса и Земля прейдут, и будут заменены новым творением (Отк. 21:1). Таким образом, наш мир, омраченный грехом или всякой скорбью, будет даже превосходить Едем по своим удовольствиям. И Человек — человек Иисус Христос — будет управлять им, и Его святые наконец разделят с Ним это совершенное управление, для наслаждения которым был изначально сотворен человек.

Вся слава Христу

В последнее время все более популярной становится мебель китайского производства. И это не простые слова. Мастера, сохраняя древние традиции, создают модели самого высокого качества благодаря потрясающему развитию технологий. Как купить мебель в Китае – это организовать шоп тур в Китай. Цены вас приятно удивят. Зная точные размеры, и хоть приблизительно представляя то, что хотите найти, вы не будете разочарованы. Как раз во время туров за мебелью, вы сможете подобрать не только нужные диваны, кресла, столики, комоды и массу других предметов, но и освещение, половые покрытия и даже элементы декора для вашего дома или офиса. Мебельные туры в Китай – это выгодно!

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий