Бог закладывает основание земли

“И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И на- звал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, ко­торая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собра­ние вод назвал морями. И увидел Бог, что это хоро­шо. И сказал Бог: да произрастит Земля зелень, траву, сеюгцую семя, дерево плодовитое, принося­щее породу своему плод, в котором семя его на зе­мле. И стало так. И произвела Земля зелень, траву, сеюгцую семя породу ее, и дерево, принося­щее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий”. (Быт. 1:6-13)

В Пр.8 звучит голос мудрости. Большинство комментаторов считают, что это олицетворение мудрости является одним из классических ветхозаветных символов Бога Сына, второй Ипостаси Троицы. Премудрость объявляет о Своей вечности:

“Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время” (Пр. 8:22-30).

В Пр. 8:22-26 описывается пребывание Христа с Отцом в вечном прошлом. Но, начиная с Пр. 8:27, Премудрость уже говорит о сотворении, используя слова, соответствующие рассказу Книги Бытия: «Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны».
«Круговая черта по лицу бездны» в Пр. 8:27, по-видимому, обозначает твердь, сотворенную на второй день для разделения небесных вод и нижнего моря, пригодной для дыхания атмосферой. В Пр. 8:28 далее описывается, как Творец установил границы морей, и из вод, изначально покрывавших всю поверхность земли, появилась суша. Это произошло в третий день. Согласно данному отрывку из Книги Притчей, Премудрость, которая есть не что иное, как божественный Логос, была «при Нем [Боге Отце] художницею» (Пр. 8:30). Это вполне соответствует свидетельству Ии. 1:13, где сказано, что Логос был с Богом, что Сам Он — Бог, и что «без Него ничто не начало быть, что начало быть».
В первые три дня сотворения были заложены основы мебельный шоп тур в Китай Гуанчжоу мебель из Китая. В каждый из этих дней происходило какое-либо важное разделение. В первый день, как мы видели из предыдущей главы, свет был отделен от тьмы. Во второй твердь отделила воды над Землей от вод на Земле. А на третий день суша была отделена от моря.
Все это было необходимо, чтобы сделать Землю обитаемой. Таковы были первые важнейшие этапы сотворения космоса из хаоса, описанного в Быт. 1:2.
На второй и третий день творения произошли грандиозные изменения, в ходе которых бесформенная пустота обрела законченный вид.

ДЕНЬ ВТОРОЙ: ТВЕРДЬ

На рассвете второго дня Земля все еще была покрыта водой. Вероятно, вся поверхность Земли напоминала бурлящую грязь; еще не было ни суши, ни пригодной для дыхания атмосферы. Земная поверхность представляла собой жидкое месиво элементов, в основном воды. Сама Земля являлась телом сферической формы, висящем в пустом космосе (см. Иов 26:7).
«И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт. 1:67).
Снова обратите внимание: Бог Своим словом вызвал это событие. Он приказал водам разделиться и поместил некое пространство, или «твердь», между водами, оставшимися на Земле, и водами, поднявшимися над твердью.
Слово «твердь» по-еврейски звучит как raqiya. Оно обозначает нечто распростертое. Данное слово происходит от глагола со значением «расстилать поверх». В частности, форма этого глагола используется в Исх. 39:3, когда говорится о расплющивании золота в тонкие листы. При ковке золото легко сплющивается в листы; такими золотыми пластинами покрывали ковчег и другие элементы убранства святилища.
Таким образом, в Быт. 1:6 речь идет о большом, протяженном защитном слое, покрывающем Землю и отделяющем воды внизу (моря, покрывающие землю), от вод вверху (вероятно, от воды в атмосфере, облаков и водного пара; либо, возможно, имеется в виду какие-то кристаллы льда или завеса водного пара, окружавшая мир до потопа). Иначе говоря, этим промежутком — твердью — стала земная, пригодная для дыхания атмосфера.
Бог назвал это пространство небом (Быт. 1:8). По-видимому, прежде всего, здесь имеется в виду небо, расположенное прямо у нас над головой, — атмосфера. Но слово твердь иногда используется для обозначения звездных небес вне атмосферы Земли, как в Быт. 1:14. Во 2 Кор. 12 Павел, рассказывает о человеке, который «восхищен был до третьего неба»; Павел подразумевает, что земная атмосфера это первое небо, пространство выше земной атмосферы — второе небо, а небеса, где обитает Бог, — третье. Твердь, которая описывается в Бытии, — слой, разделивший воды вверху и воды внизу, — это первое небо. Согласно Быт. 1:1, к этому времени небеса внешнего космоса уже были сотворены. Так что твердь, изображенная в Быт. 1:78, — это земная атмосфера.
Очевидно, изначально на Земле не было атмосферы, но на второй день Бог словом вызвал ее к бытию. Он отделил часть земных вод и вознес, сотворил твердь из пригодных для дыхания газов между водами вверху и водами внизу. Когда твердь сформировалась, верхние воды, в виде слоя тумана или пара, поднялись ввысь, подобно прозрачной оболочке, или невидимому куполу, который поднимается от земной поверхности. Схожий эффект можно иногда наблюдать при перемене погоды. Еще в викторианские времена о хорошей погоде в народе говорили: «Стекло сегодня высоко». Созданная твердь была похожа на стеклянный купол над земной поверхностью.
Рассказ Моисея примечателен тем, что в нем совершенно отсутствуют мифологические черты. В остальных древних сочинениях о происхождении Земли содержатся фантастические легенды о богах, морских чудовищах и космических битвах, призванные объяснить возникновение земной атмосферы и образование суши из моря. Вавилоняне, например, рассказывали, что Земля и небо разделились, когда бог Мардук нанес поражение Тиамат, богине океана, и рассек ее тело надвое. Половина тела стала Землей, а другая — небесами.
Библейский рассказ — совсем иного рода. То, что сказано в Библии, совершенно разумно. Бог разделил воды, и часть их поднялась в атмосферу. Оставшиеся воды по-прежнему покрывали Землю. Между верхними и нижними водами Бог поставил промежуток, твердь, которую назвал небом. Повторяем, эта твердь просто была пригодной для дыхания земной атмосферой.
В Быт. 1:6 приводится повеление Бога, ставшее катализатором будущего события: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды». Быт. 1:7 описывает процесс, чтобы показать: то, что повелел Бог, исполнилось в точности. «И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так».
Обратите внимание, что речь явно идет о творческом акте, совершенном по слову Бога. Это не было естественным процессом, который стихийно зародился в течение долгой эволюции. Представлять себе это подобным образом — значит упускать саму суть учения данного отрывка. Во второй день Бог продолжал использовать творческую силу в масштабах, которые нам не понять. Не нужно искать научные или натуралистические объяснения того, как подобное могло случиться. Бог сотворил небо (Быт. 1:7).
Еврейское слово, переведенное как «создал» в данном стихе, — asah. Оно отличается от barn, глагола «сотворил» в Быт. 1:1. И из-за данного словесного различия некоторые утверждают, будто Быт. 1:7 описывает не акт творения, но, скорее, действие провидения, использующее естественные процессы для помещения тверди на место. Но эти еврейские слова — синонимы. Они даже используются как параллельные в Быт. 2:3: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил [Ьага] и созидал [asah]».
Контекст ясно показывает, что глагол asah в Быт. 1:7 описывает сотворение по велению Бога, поскольку в Быт. 1:6 приведен приказ Бога, повелевший тверди появиться. Речь также явно идет о создании совершенно нового творения.
Одна из наиболее ^ложных проблем, связанных с этим отрывком, касается вопроса о «воде, которая над твердью». Некоторые креационисты, в том числе Генри Моррис, полагают, что в допотопные времена существовала некая защитная оболочка. Сторонники этой теории говорят, что воды над твердью представляли собой прозрачный пар или слой молекул воды во внешнем крае атмосферы, создававший на Земле какой-то вид парникового эффекта. Это может объяснить, почему до всемирного потопа люди обычно жили более девятисот лет. Согласно этой гипотезе, водяная оболочка заслоняла людей от наиболее вредных солнечных лучей, поддерживала идеальную температуру и давала другие преимущества, способствующие долгожительству. Но во время всемирного потопа, гласит эта теория, верхние воды излились на Землю и полностью ее затопили.
Однако другие ученые, в том числе и поддерживающие библейский взгляд на сотворение, считают, что теория оболочки создает больше проблем, чем разрешает. В целом, это задача для ученых, а не для толкователей, поскольку в Писании утверждается однозначно, что подобная оболочка существовала. «Вода, которая над твердью» не обязательно обозначает водную оболочку; это может быть просто водяной пар, который постоянно находится над поверхностью Земли. В Быт. 1:67 сказано лишь, что произошло разделение вод, часть воды поднялась над твердью, а остальная осталась на поверхности Земли. Честно говоря, здесь может говориться и о водной оболочке, окружавшей Землю и ныне уже не существующей, и о обычном водяном паре, подобном тому, что присутствует над твердью и сегодня. Я склонен считать, что здесь подразумеваются уникальные атмосферные условия, существовавшие до потопа, так как в Книге Бытие указано, что до всемирного потопа не было дождя (Быт. 2:5), но во время потопа небесные врата открылись, и верхние воды обрушились на Землю, после чего потоп уничтожил все живое на Земле, кроме созданий, взятых Ноем в ковчег (Быт. 7:1112).
Сама твердь представляла собой пригодную для дыхания атмосферу, то есть небо. Слово твердь обозначает это понятие во всем тексте Писания (Быт. 1:20; Дан. 12:3).
«И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1:8). Так как твердь составляет видимые небеса, то в Писании сказано, что звезды находятся «на тверди» (Быт. 1:1415,17), подобно тому как до сих пор мы говорим, что они «на небе».
В Пс. 103:2 образно воспеты деяния второго дня: «простираешь небеса, как шатер». Далее в псалме используется символический образ строителя, для описания того, как Бог удерживал воды над твердью: «устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра». Так автор псалма прославляет мудрость Бога, которая проявилась в Его деяниях второго дня.
Обратите внимание: только во второй день Бог не сказал о Своей работе: «это хорошо» (см. Быт. 1:4,10,12,18,21,25). Без сомнения, эти слова опущены не случайно. Это не значит, что дела второго дня не были хороши. Но, по-видимому, работа второго была переходной стадией на пути к тому, чтобы сделать Землю пригодной для обитания. Этап сотворения, начатый во второй день, был завершен только в день третий, когда из воды возникла суша и Земля сделалась подходящей для обитания живых существ. В этот момент на Земле наконец были созданы пригодные для жизни условия, и Бог вынес Свое решение: «это хорошо» (Быт. 1:10).
О конце же второго дня в Быт. 1:8 сообщается без оценки: «И был вечер, и было утро: день второй».

ДЕНЬ ТРЕТИЙ: МОРЕ И СУША

На рассвете третьего дня Земля оставалась пустынной, непригодной для обитания и не сформированной до конца. Вся ее поверхность еще была покрыта водой. Но к вечеру существовала уже не только суша, но и растительность.
Люди, отрицающие реальность сотворения мира за шесть дней, утверждают, что столь быстрые изменения неосуществимы. Очевидно, что суша, которая утром поднялась из воды, не могла достаточно высохнуть, чтобы к вечеру на ней уже можно было бы посадить растения. А грандиозные мировые тектонические сдвиги, необходимые для того, чтобы целые континенты поднялись из моря, вряд ли могли произойти в одни сутки с возникновением растительного мира.
Если бы мы говорили об естественных явлениях, эти аргументы были бы вескими и убедительными. Но в Писании изображается творческая деятельность Бога, для Которого нет ничего невозможного (Мф. 19:26). Можно вполне утверждать, что мгновенно умножить количество хлебов и рыб нельзя, так как, в конце концов, рыба должна зародиться, вырасти, быть пойманной, сваренной и приготовленной для употребления. Если бы законы природы Ьграничивали творческую силу Бога, нам пришлось бы вообще исключить чудеса. Но законы природы не могут поставить предел мощи Бога (Быт. 18:14; Иер. 32:27). И по этой причине наша научная интерпретация фактов никогда не должна определять, принимать ли нам Слово Божье буквально или нет.
Тем не менее, забавно и интересно, что светские физики, которые пытаются объяснить происхождение Земли на основе научных законов, сталкиваются с такой же дилеммой. Сторонники теории «большого взрыва» вынуждены объяснять, как материальная Вселенная мгновенно появилась из ничего. Статья из «ЛосАнджелес Таймс» утверждает:
Теория «большого взрыва» выглядит все более сверхъестественной. Около 20 лет назад ПОКОЙНЫЙ Карл Саган произнес знаменитую фразу о том, что учение «большого взрыва» со временем докажет сотворение Вселенной при отсутствии творца. С тех пор картина заметно изменилась, хотя бы потому, что незадолго до смерти в 1996 г. Саган сам начал заниматься научно-религиозными изысканиями, большого взрыва» выглядит все более сверхъестественной. Около 20 лет назад покойный Карл Саган произнес знаменитую фразу о том, что учение «большого взрыва» со временем докажет сотворение Вселенной при отсутствии творца.
С тех пор картина заметно изменилась, хотя бы потому, что незадолго до смерти в 1996 г. Саган сам начал заниматься научно-религиозными изысканиями. 
Среди концепций «большого взрыва» наиболее популярна сейчас теория «расширения Вселенной»: вся Вселенная внезапно появилась из одной точки и мгновенно увеличилась до космических размеров. Сегодня в Стенфорде, Мае сачуссетском технологическом институте и других высших учебных заведениях учат этой теории, которая сильно напоминает традиционное богословское учение о сотворении ех nihilo (из ничего) .
Далее в статье цитируются слова «одного из наиболее известных в мире астрономов, Аллана Сэндэджа, сотрудника обсерватории Института Карнеги в Пасадене (Калифорния), [который] недавно предположил, что “большой взрыв” можно воспринимать только как “чудо”, которое произошло при участии какой-то высшей силы».
В конечном итоге, ни одна теория о происхождении Земли не является разумной, если в ней нет места для всезнающего и всемогущего Творца. Можно добавлять к «расписанию сотворения» миллиарды лет, но это не решит проблемы, а только отодвинет ее во времени. В конце концов, образование Вселенной можно объяснить только чудом.
Как христиане, мы верим, что способности нашего всемогущего Творца к сотворению чудес безграничны. Поэтому не следует колебаться в вере, когда мы читаем, что суша поднялась из моря и растения образовались за один день по желанию нашего всевышнего Бога. Почему бы нам считать это неразумным? Зачем нам перетолковывать ясные заявления Писания и пытаться их согласовать с идеей многовекового процесса эволюции? Почему бы нам просто не поверить Слову Бога?
В Писании третий день описывается так:
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу  землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит Земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела Земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий (Быт. 1:913).
Описание третьего дня начинается с тех же самых слов, что и хроника каждого дня: «И сказал Бог» (Быт. 1:3,6,11,14,20,24). Эта повторяющаяся фраза подчеркивает, что все образовалось из ничего. Своим словом Бог просто вызвал его к существованию.
Здесь мы сталкиваемся с третьим основополагающим разделением. Вы помните, что в первый день Бог отделил свет от тьмы. Во второй день Он отделил воду вверху от воды’ внизу. Теперь, на третий день, Он отделил сушу от моря.
После сотворения тверди Земля по-прежнему была полностью погружена в воду. Нет сомнений, что под водой существовала твердая материя, но она еще была скрыта в «бездне» (Быт. 1:2) — под поверхностью мирового океана.
Обратите внимание на созидательное повеление Бога: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша» (Быт. 1:9). В Септуагинте (древнегреческом переводе Ветхого Завета) используется слово sunagogen, от которого произошло слово синагога, «место сбора». Итак, воды, окружавшие землю, были собраны в одно место, и в то же время появилась суша. Она мгновенно высохла, потому что так повелел Бог. «И стало так» (Быт. 1:9).
Возможно, речь идет о формировании одного огромного континента, поскольку воды были собраны «в одно место». Действительно, многие геологи считают, что современные континенты представляют собой осколки некогда единого целого. Вероятно, разделение континентов произошло после всемирного потопа, когда «разверзлись все источники великой бездны» (Быт. 7:11). Или же изначально было сотворено много континентов, так как в Быт. 1:10 Бог называет собранные вместе воды «морями», во множественном числе, что предполагает: хотя воды и были собраны «в одно место», они представляли собой несколько отдельных, но взаимосвязанных водоемов, как мы наблюдаем сегодня.
В любом случае, из-под воды впервые появилась суша. Катаклизм, произошедший по велению Бога, почти невозможно вообразить. Внезапно камни и земля, еще не оформившиеся и погребенные в глубинах всемирного моря, начали подниматься из-под воды. Земля поднималась, а вода отступала, собираясь в одном месте — гигантском океане, состоящем из многих «морей», но ныне отделенном от суши. Возможно, химические реакции происходили одновременно с крупными тектоническими сдвигами, так что минералы, скалы и плодородные почвы неожиданно показались из-под изначального океана. Но обратите внимание: из воды поднялась не грязь и муть, но «суша» (Быт. 1:910), уже пригодная для растительной жизни. Это был поразительный этап сотворения.
Писание ясно свидетельствует, что Бог совершил это мгновенно. Факт подтверждается в Иов 38. Здесь с Иовом говорит Господь, и понятно, что Господь — не эволюционист. Он напоминает Иову, что творение не вправе сомневаться в решениях Творца:

“Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне; где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?”(Иов 38:37).

Далее Господь описывает, что Он сделал в третий день сотворения мира:

“Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева, когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его.
И утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим»?” (Иов 38:811).

В Пс. 103:59 изображено то же самое:

“Ты поставил Землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки, Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю”.

Во всех этих отрывках, в том числе во фрагменте Пр. 8, который мы цитировали в начале главы, утверждается: в самом начале воды покрывали всю Землю, и посредством прямого творческого акта Бог отделил сушу от моря. Писание последовательно рассказывает, как Земля поднялась из воды, как были установлены границы моря. Это действие всегда приписывается непосредственно Богу. Он совершил это так, как описывается в Быт. 1:910. У нас нет оснований пытаться объяснить данные события природными явлениями. Это было чудо сотворения по божественному повелению.
Как и в дни первый и второй, Бог дал имена своим творениям. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1:10). Теперь существовали земля, море и небо — трехчастная экосистема, уже пригодная для жизни. Поэтому в Писании сказаны слова, опущенные во второй день: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:10). Теперь Земля выглядела так, как выглядит сейчас, но была еще безжизненна. Все необходимое для поддержания жизни уже существовало, но сама жизнь пока не была сотворена.

КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО ДНЯ: РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

«И сказал Бог: да произрастит Земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 1:11).
Снова обратите внимание: растительная жизнь возникла, потому что так повелел Бог. Своим словом Он воззвал ее к бытию. Это не был случайный побочный продукт какой-то химической реакции. Это не был результат долгого естественного процесса эволюции. Это был непосредственный результат божественного повеления.
Кстати говоря, здесь мы подходим к непостижимому этапу творения, который теория эволюции просто неспособна объяснить разумно. Речь идет о зарождении жизни из неживой материи. Как указал писатель и биохимик Майкл Би, эволюционисты способны изучать только «уже действующие системы». Неодушевленное просто, по определению, не может «развиваться». Поэтому немыслимо, чтобы неживая материя породила биологические системы «в процессе эволюции». Для того чтобы началась эволюция, сперва должен внезапно возникнуть какой-то живой организм. Би утверждает, что, даже согласно теории эволюции, изначальная биологическая система не могла постепенно развиваться. «Она должна была возникнуть одним рывком как сложное целое, поскольку еще не существовало условий для работы естественного отбора» . Таким образом, теория эволюции совершенно неспособна объяснить происхождение жизни.
Но из Библии мы точно узнаем, как это случилось. Бог произнес слово: «Да произрастит Земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 1:11, курсив наш). Все виды растительности тотчас появились по Его слову. Здесь используются три еврейских существительных. Первое, deshe, переводится как «зелень», это общий термин для обозначения растительности. Существительные ‘eseb и ‘ets обозначают соответственно — травы и деревья.
И травы, и деревья давали семена «по роду своему». Бог сотворил их не только способными к размножению, но и готовыми к нему. Он сотворил растения с созревшими семенами, которые уже были готовы рассеяться.
Кстати, одно из величайших чудес сотворения — это распространение семян. Бог создал поразительное количество способов рассеяния семян. Некоторые семена легкие и опушенные либо имеют обтекаемую форму, благодаря чему переносятся ветром. Другие семена распространяют птицы и животные: они прилипают к шерсти или животное их съедает, а потом извергает вместе с пометом. Существуют сотни разнообразных способов распространения семян. Один этот аспект сотворения показывает нам, какой чудесный творческий ум задумал и создал все, что мы видим.
Обратите внимание: Бог сотворил растения, а не просто семена. Он создал их зрелыми, полностью укоренившимися и выросшими, с плодами и семенами, уже размножающимися. Как мы читаем во всем тексте Книги Бытие, когда Он создавал что-либо, то оно выглядело так, словно уже давно находится на своем месте.
Семена растений содержат определенную программу ДНК и генетическую информацию, гарантирующую их воспроизводство «по роду их» (Быт. 1:1112). Это выражение повторяется в первой главе Бытия десять раз. Еврейское слово, переведенное как «род», — min, оно примерно соответствует нашему слову вид. (Хотя придуманная людьми классификация с такими терминами, как род и вид, может быть неверной и не обязательно соответствует библейскому представлению о том, что такое «вид».)  Но в Библии «род» — это не научный термин. Он просто обозначает категорию родственных организмов, способных к воспроизводству.
Основное правило генетики состоит в том, что все живые существа воспроизводят себе подобных. Каждый организм обладает уникальным строением ДНК, с генами и хромосомами, определяющими все его особенности. При специальном разведении можно развить или свести до минимума определенные характеристики, но никакое перекрестное опыление не может привести к созданию совершенно новой формы жизни из уже существующих видов. И в перекрестном опылении существуют свои ограничения. Если вы попробуете скрестить дуб с грибом, то не получите не только нового вида, но и вообще никакого растения.
В этом отрывке Писания — да и во всей Библии — ничто не предполагает, что живые виды постепенно развились из других живых видов. В тексте просто говорится, что каждый «род» был непосредственно сотворен ex nihilo.
Фактически было бы справедливо отметить, что ключевая фраза — «по роду их» — явно отрицает саму суть теории эволюции. Она опровергает мнение, что все живое произошло из одного общего источника, и ограничивает степень различий между любым существом и его потомством. От растений могут произойти только другие растения с характеристиками, унаследованными от «родителей». От деревьев могут произойти только подобные деревья. От животных тоже могут родиться только животные того же вида. Потомство может немного отличаться от родителей по своим особенностям, но, тем не менее, в генетическом отношении оно будет наследником родителей. При скрещивании нельзя получить новые виды. Прежде всего, от растения не может произойти животное. Нам не известен процесс, в ходе которого растение или сочетание из нескольких растений, не обладающих разумом, могло бы породить животное. Растения размножаются по роду своему. Таковы основополагающие генетические принципы, и они противоречат самой сути теории эволюции. (Мы скажем больше об этом в шестой главе, когда будем изучать пятый день сотворения.)
В живом организме семя выполняет репродуктивную функцию. Возникшее в результате опыления семя содержит полную генетическую информацию о растении. Характеристики зрелого растения запрограммированы в генетическом коде семени с момента опыления, и это гарантирует, что каждый организм будет размножаться «по роду своему».
Генри Моррис пишет:
Следует также упомянуть, что формирование растений, даже таких сложных, как плодоносящие деревья, произошло до сотворения какой-либо животной жизни. Конечно, это вполне логично, однако решительно противоречит общепринятой эволюционной системе, гласящей, что морские животные, беспозвоночные и позвоночные, развились за сотни миллионов лет до плодовых деревьев и других видов растений. Кроме того, многие растения должны опыляться насекомыми, но насекомые были сотворены только на шестой день, что показывает: дни сотворения нельзя считать долгими эпохами. Идея теистической эволюции практически во всем противоречит библейскому рассказу о сотворении .
В Быт. 1:1112 прямо и ясно описывается происхождение растительности. Здесь сообщается о сотворении всех видов растений. Здесь также говорится, каким образом Бог обеспечил преемственность и стабильность творения. В тексте ничто не дает оснований предположить, будто новые виды возникли в результате длительного процесса эволюции, а не в период в 24 часа. Все вполне понятно, если мы примем эти слова, как они есть.
Мы видим также, насколько мудр наш разумный Творец. Эти слова объясняют нам то, чего не могут объяснить эволюционисты: как сложен и функционален замысел Вселенной. Поразительная сложность устройства Вселенной, от тщательно сбалансированного сочетания газов в атмосфере до невероятных способов воспроизводства растений, явно свидетельствует о разумном замысле. В этой сложности отражается благость и мудрость Бога. Они должны побуждать нас искать Его там, где Он являет Себя наиболее понятно, — в тексте Писания. Каждый, кто смотрит на творение и не признает стоящего за ним безграничного Разума, умышленно не обращает на Него внимания.
Сам Бог взглянул на Свое творение и увидел, что оно хорошо (Быт. 1:12). Рассказ о третьем дне завершается стандартной формулой: «И был вечер, и было утро: день третий» (Быт. 1:13). Кроме того, в буквальном переводе с еврейского это звучит: «вечер, утро — третий день». Ничто в языке не указывает на переносный смысл фразы. Моррис пишет:
Слова «вечер» (евр. ereb) и «утро» (евр. boqer) употребляются в Ветхом Завете более ста раз и всегда в буквальном значении, то есть означают соответственно окончание светового дня и темного времени суток. Подобным образом слово «день» в сопровождении числительного (например, «третий день») — это оборот, более ста раз встречающийся только в Пятикнижии, всегда с буквальным значением. Хоть нам и трудно представить себе образование суши, морей и всех растений в один день, именно так написано в Библии! Мы не имеем права сомневаться в могуществе Бога или в Его правдивости, когда Он рассказывает нам о Своих деяниях.
Среди дней, описанных в Быт. 1, особое место занимает день третий. Самые резкие изменения во внешнем облике Земли произошли именно в третий день. В начале данного дня поверхность Земли была покрыта водой и, вероятно, была похожа на бурлящую грязь. Но к вечеру это был уже рай, покрытый зеленью, расцвеченный всеми оттенками разнообразных цветов и деревьев, посреди прекрасного голубого океана. Неудивительно, что Богу это показалось хорошим. Это и было хорошо — совершенная среда для жизни, рай для существ, которых Бог собирался сотворить по собственному образу и подобию.

Вся слава Христу 

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий