Восхищение церкви?

the_rapture1«мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15-17).

 

«CNN с помощью спутниковой связи показала, как на свадьбе, в момент, когда жених надевает кольцо на палец невесты, он исчезает. Похоронный дом из Австралии сообщил, что во время похоронной процессии исчезли почти все ее участники, включая и труп покойного, в то время как на другой службе в то же самое время исчезло только несколько человек, а труп остался. Из моргов также сообщали об исчезновении трупов. Во время похорон трое из шести носильщиков оступились и уронили гроб, когда исчезли трое других. Когда гроб подняли, он оказался пуст».

Это  цитата из цикла романов «Оставленные», написанных Тимом ЛаХэем и Джерри Дженкинсом. Они были очень популярными среди христиан. По мотивам первой части был снят фильм, что сильно способствовало успеху книги. Среди прочего, там можно увидеть, как внезапно в самолете многие места становятся пустыми, хотя при этом одежда пассажиров остается на месте. В общем, эта книга построена на своеобразном истолковании Библии и предполагает так называемое «восхищение церкви».

Согласно этому учению, Иисус может в любой момент прийти, чтобы взять всех верующих, живущих и умерших, и вознести их в небесный Отчий дом (Ин. 14:1-3). Это объясняется тем, что Он хочет уберечь их от великой скорби, от ужасов конца времен.  Потом, когда пройдет семь лет, Он вместе со Своей церковью возвратится назад на землю, чтобы править в Иерусалиме тысячу лет. Это период Тысячелетнего царства. После этого сатана будет отпущен и произойдут грандиозные события конца времен, после чего, наконец, придет Божье царство.

Это учение имеет множество вариаций. Его придерживаются преимущественно в евангельских и харизматических кругах, но оно становится все более популярным и в среде других христиан. 1 Фес. 4:15-17 – очень важный текст для защиты этого учения. В 17-ом стихе говорится, что верующие будут «восхищены». Отсюда и название учения: «восхищение церкви». Но действительно ли Павел учит о таком восхищении?

Для ЛаХэя и Дженкинса здесь вообще нет вопросов. Они твердо убеждены, что Павел взрастил в фессалоникийской общине ожидание скорого прихода Иисуса. Но когда несколько членов этой общины умерло, остальные боялись, что мертвые не будут участвовать в восхищении церкви. Поэтому апостол здесь заново преподает свое учение и подчеркивает, что и умершие верующие будут восхищены.

Действительно, фессалоникийцев интересовал вопрос о том, что произойдет с мертвыми во время возвращения Господа. Однако вовсе не очевидно, что некоторые члены общины к тому времени уже умерли. Некоторые греческие рукописи подтверждают это, но, согласно с самыми старыми рукописями, Павел не вносит здесь определенности и говорит просто о каких-то «умерших» (буквально: «уснувших»). Впрочем, на то время уже были умершие христиане: например, Стефан. Поэтому Павел не мог гарантировать, что пришествие Господа настолько близко, что за это время никто не умрет.

В 1 Фес. 4:14 Павел отвечает на вопрос о том, что произойдет с мертвыми. Он начинает с краткого исповедания, которое, очевидно, было знакомо и фессалоникийцам: «мы веруем, что Иисус умер и воскрес» (4:14). Если мы в это веруем, говорит Павел, то мы должны также верить, что Бог через Иисуса приведет к Себе мертвых вместе с Самим Иисусом. В этом ответе Павла мы видим его убеждение в том, что благодаря Иисусу все верующие будут жить вечно.

В стихах 15-17 эта истина объясняется более подробно. Для современных читателей эти стихи содержат не только объяснение, но и определенную загадку. Их толкуют по-разному. Кажется, что слова «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня» выражают убежденность Павла в скором пришествии Иисуса. Однако в 1 Фес. 5:10 он говорит: «чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним». Здесь подразумевается, что мы будем жить с Иисусом даже если «уснем», то есть умрем. Таким образом, Павел предполагает, что какие-то верующие умрут и что их участь такая же, как и живущих.

В  стихе 15 он касается различия между этими двумя категориями людей: живущие не предупредят мертвых. Он повторяет эту же мысль другими словами в стихе 16, чтобы впоследствии сделать акцент на том, что когда Господь спустится с небес, все верующие вместе будут забраны, чтобы всегда быть с Ним (ст. 17). Из этого становится ясно, что вопрос, волновавший фессалоникийцев, касался не настоящего (то есть не того, какова сейчас судьба умерших), а будущего.

Согласно учению о «восхищении», Господь придет, чтобы забрать с Собой верующих на небо. Однако многие другие истолкователи считают, что верующие отправятся навстречу Господу, чтобы затем вместе с Ним вернуться на землю. Это можно сравнить с тем, как делегация какого-то города торжественно встречает за городом сановника, приехавшего к ним, и они вместе возвращаются в город.

Нет необходимости выбирать между двумя вариантами. Павел не изъяснился ясно насчет того, будет ли путешествие на небеса продолжено возвращением на землю. Он не собирается давать точное описание всех событий во время пришествия Господа. Он хочет показать, что все верующие одновременно будут соединены с Господом. Поэтому умершие не будут в тот великий день в ущербном положении.

Павел описывает все это, используя образы из Ветхого Завета, которые касались появления Господа на Синае: он использует такие термины, как «глас», «труба», «сошествие», «облако». Возвращение Иисуса – это явление Самого Бога. Все верующие вместе тогда навеки соединятся с Ним (это повторяется другими словами в 1 Фес. 5:10, см. также 2 Фес. 2:1). Мы вместе придем домой.

 

Дирк Виссер

Опубликовано в Богословие, Его Слово для нас « Совершать свое спасение? Спасение через чадородие? »

Оставить комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)