Что такое депрессия в библейском понимании?

Депрессия – модное словечко нашего времени и нашей культуры. Почти каждый рекламный ролик фармацевтической компании или психиатрической клиники, кажется, стремится протолкнуть на рынок верное средство для тех, кто находит себя пораженными депрессией. Если вы когда-либо были в состоянии депрессии, то вы знаете, что депрессия – ужасное состояние. Вы как будто взвалили на свои плечи груз весом в килограмм этак сто пятьдесят, причем идти вам приходится в гору при наличии высокой гриппозной температуры. И вот поэтому все люди, отягощенные депрессией, будут пытаться любыми способами найти от нее лекарство. Но прежде, нежели лекарство от депрессии будет найдено, давайте отыщем правильное понимание этого страшного состояния.

На нашем пути изучения депрессии встречаются два основных препятствия. Первое. Люди весьма эмоционально привязаны к своему пониманию депрессии конец света. Я думаю, что это происходит по той простой причине, что, когда людям приходиться разбираться с депрессией в свете Священного Писания, то возникает необходимость обличать в неправильном поведении тех, кого они любят, возникает необходимость исправлять неправильный совет, данный ими другим, или же появляется необходимость поближе всмотреться в свою жизнь, чтобы найти в ней то, что следует изменить. Если что-либо из сказанного выше относится непосредственно к вам, то, перед тем как сразу же занять одну из сторон по данному вопросу, пожалуйста, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, и поразмышляйте над мыслями и отрывками из Писания, приведенными в этой статье. Второе. Очень сложно найти точное определение депрессии. Именно на второе препятствие мы и обратим наше с вами внимание.

Библией психологов и психиатров является книга под названием “Справочник диагностики и статистики психических расстройств” в четвертом издании (DSM-IV), опубликованный Американской Психиатрической Ассоциацией в 1994 году. Кто-то может надеяться, что, обратившись к авторитетному светскому источнику, можно будет найти ответы на мучающие нас вопросы. Однако определение депрессии, приводимое в нем – крайне субъективно и произвольно. Для диагностики глубокой депрессии, пациент обязан иметь:

1. По крайней мере 5 из следующих симптомов: 

Подавленное настроение почти каждый день и большую часть дня 

Пониженный интерес или удовольствие, получаемое при большинстве занятий 

Значительная потеря в весе (при отсутствии диеты), увеличение массы тела или изменения аппетита 

Бессонница или же повышенная сонливость 

Психомоторное возбуждение или психомоторная задержка 

Усталость или потеря энергии 

Ощущение никчемности или необъяснимой вины

Пониженная способность к концентрации внимания или нерешительность

Повторяющиеся мысли о смерти и самоубийстве

2.  Эти симптомы должны проявляться на протяжении двух недель. 

3. Эти симптомы должны представлять перемену по сравнению с предыдущим уровнем функционирования. 

Почему именно две, а не одна или не три недели? Существуют ли объективные стандарты для определения и измерения “подавленного настроения”? Почему именно пять симптомов соответствуют депрессии, а не четыре? Возможно, самое странное во всем этом списке, не беря в расчет повышение массы тела или изменения привычного течения сна – это невозможность подвергнуть перечисленные критерии проверке со стороны врача и субъективной оценке со стороны пациента. Вот это и должно беспокоить нас, так как любой человек с медицинским образованием, от психиатра до гинеколога, может поставить диагноз депрессии на основании субъективных критериев и прописать вам или вашим близким опасные медикаменты. В моей практике библейского консультирования более 80% приходящих ко мне за помощью людей принимают медикаменты от депрессии, прописанные врачом.

Депрессия – это название состояния, в котором оказывается человек, “потерпевший крушение” в результате греховного поведения, являющегося реакцией на сложные и неприятные обстоятельства жизни, посланные Господом.

Джей Адамс объясняет депрессию так:

“Почти все может стать причиной депрессии у консультируемого: недавняя болезнь, приведшая к застою на работе у клиента, изменения в гормональном составе, неудачи, последствия небрежного поведения, чувство вины из-за какого-либо греха, жалость к самому себе как результат зависти или неудачного поворота событий, тяжкие чувства, возникающие как последствия гнева, беспокойства и т.д. Важным является тот факт, что депрессия не появляется напрямую из всех вышеперечисленных факторов, а скорее всего происходит от циклического процесса, в котором первоначальная проблема не получает правильного разрешения и в конце концов раздувается до больших размеров, идя по спирали вниз, что в результате и ввергает человека в отчаяние.

Идущий вниз греховный цикл движется от проблемы к неправильному, греховному ответу на нее, порождая, таким образом, дополнительную и более сложную проблему, на которую человек находит еще один неправильный и порочный ответ, и т.д.” ( Джей Адамс. “Руководство для христианского консульнтанта”)

Доктор Роберт Смит написал наилучшее из кратких определений депрессии, которое я нашел в его книге под названием “Настольный медицинский справочник христианского консультанта”:

“Депрессия – это подтачивающее здоровье настроение, ощущение или отношение безнадежности (отчаяния или безрадостности), которые становятся причиной для человека прекратить борьбу с трудностями жизни”.

Перед тем как попытаться полностью понять данное определение, необходимо постичь значение слов “настроение, ощущение или отношение”, потому что они являются принципиальными компонентами самого определения. Мы можем на 2/3 сократить нашу задачу, просто признав, что “настроение, ощущение или отношение” в нашем определении использованы в качестве синонимов. Стоит уяснить, что ощущения – это не мышление, так как иногда я могу чувствовать себя счастливым или печальным, не имея каких-нибудь особых мыслей. Ощущения (синоним слов “эмоции” или “настроения”) – это тип психологической реакции на наши мысли.

Иногда конкретную мысль сложно, если вообще возможно, привязать к чувству, и, тем не менее, ощущения – всегда результат нашего мышления. Давайте добавим это к нашему определению депрессии, чтобы иметь наиболее полное и точное ее описание:

”Депрессия – это подтачивающая здоровье психологическая реакция на мысли о безысходности (отчаяния или безрадостности), которые становятся причиной для человека прекратить борьбу с трудностями жизни”.

Обратите внимание – источником депрессии становится наше мышление.

То, что мы называем депрессией – это не просто случай плохого настроения. Правда, плохое настроение можно рассматривать в качестве подступа к депрессии. Человек, начинающий испытывать плохое настроение, заканчивает депрессией, если он позволяет этому чувству поглотить себя, и, в конце концов, парализовать волю. Заметьте, как звучит заключительная часть нашего определения: “…которые становятся причиной для человека прекратить борьбу с трудностями жизни”. Депрессия наступает, когда кто-то настолько охвачен своими ощущениями, что его участие в этой жизни приходит к резкой остановке.

Может ли ощущение быть грехом? Задавая этот вопрос, мы начинаем наступать на чьи-то любимые мозоли. Удобно смотреть на свои чувства и поступки так, как это диктует нам современная медицина – как на болезнь или расстройство. Болезнь – это то, что происходит со мной как с жертвой обстоятельств. Когда я был еще ребенком, мне нравилось простужаться. Я мог при этом оставаться дома и целый день смотреть телевизор, лежа на кровати. Никто не обвинял меня за то, что я был болен. Они понимали, что я оказался жертвой нападения со стороны некого злого микроба. И когда я возвращался назад в школу, мои учителя говорили мне не беспокоиться о том, чтобы нагнать пропущенный материал, потому что я просто был болен! Когда человек болен, то у него нет физической возможности выполнять свои каждодневные обязанности. Все мы это хорошо понимаем. Мы не ожидаем от человека с переломами обеих ног способности свободно ходить, таким же образом все мы понимаем, что больной гриппом не встанет с постели и не пойдет на работу.

Теория депрессии в медицине гласит, что депрессия – это своего рода болезнь, из-за которой я не обязан себя винить, указывая при этом на свои мысли или отсутствие необходимых действий как на причину депрессии, потому что я просто не в состоянии был поступать иначе.

Именно эту теорию депрессии мы поставим под сомнение.

Согласно Писанию, чувство греховно, если оно ведет вас к мыслям или поступкам, выражающим неповиновение Слову Божью. Если быть точнее, чувства, как форма психологической реакции, сами по себе не греховны. Однако мысли, приводящие к определенным чувствам, поступкам и соображениям, часто могут быть греховными.

Депрессия по определению является непослушанием Богу, как в отношении, так и в поступках. Давайте вспомним еще раз наше определение депрессии: “Депрессия – это подтачивающая здоровье психологическая реакция на мысли о безысходности (отчаяния или безрадостности), которые становятся причиной для человека прекратить борьбу с трудностями жизни”. В Первом Послании к Фессалоникийцам в пятой главе звучит заповедь всегда радоваться и быть благодарными: “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”.

Депрессия – антитезис радости. Радость – это освобождающее нас чувство или настроение, которое побуждает нас жить для Христа. Источником радости для нас служит надежда и доверие тому, что Господь сотворил, творит, и еще будет творить. Я еще никогда не встречал человека в состоянии депрессии, который бы считал себя, или же другие считали его, радостным или благодарным. Причина сему кроется в том, что человек, пребывающий в состоянии депрессии, по определению является безрадостным и упавшим духом. Согласно Писанию, быть безрадостным и подавленным – грех. Будучи верующими, у нас есть некоторые обязанности. Мы обязаны служить Богу любя других и показывая это на деле, мужья обязаны заботиться о своих домашних и любить своих жен, жены обязаны повиноваться своим мужьям и быть хорошими хозяйками, дети обязаны слушаться своих родителей. Однако если кто-либо впадает в депрессию, то неизбежна остановка в исполнении всех перечисленных выше обязанностей. И таким образом, человек начинает проявлять непослушание Богу. В своей основе, депрессия – это бунт против Самого Бога.

Будучи верующим, я отлично понимаю, что Бог заповедал мне делать. Правда, мне нравиться думать, что мои проблемы, чувства и сама ситуация таковы, что они вынуждают меня не повиноваться Ему. Бог в Своем слове напрямую обращается к таким мыслям: “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести” (1 Коринфянам 10:13).

Нет такой ситуации, которая давала бы мне право не слушаться моего Господа. Бог заповедал мне радоваться и быть благодарным. Бог заповедал мне заботиться о моей семье и помогать другим верующим. Если я этого не делаю, то следую своей собственной воле, а не воле Божьей. Я говорю все это, исходя из собственного опыта, потому что знаю, как тяжело порой исполнять то, что ты должен исполнять, если чувствуешь себя при этом скованным, и как сложно справляться с ощущениями подавленности. Но только лишь потому, что это все это тяжело делать, еще не означает, что я имею полное право называть болезнью то, что Бог называет грехом.

Неправильные и вредные воззрения на природу депрессии, которых полно в современном мире, должны быть исследованы критично для того, чтобы иметь более точное и ясное понимание депрессии, и чем она является на самом деле. Мир хочет, чтобы мы верили, что депрессия – это болезнь. В настоящее время в мире господствует материализм, согласно которому человек – всего лишь физический организм. То есть, человек является просто совокупностью химических реакций. Он не обладает никакой духовной сущностью. Основываясь на таком представлении, некоторые утверждают, что, если человек испытывает какую-нибудь трудность эмоционального характера, то причина тому кроется в сбое химического состава его организма. Я боюсь, церковь восприняла некоторые заключения, выдвинутые современной медициной касательно депрессии, не осознавая при этом, что данные заключения основываются первоначально на представлениях, которые церковь никогда бы не приняла.

Депрессия – не физическое расстройство, и не болезнь. Для того чтобы появилось заболевание, необходимо иметь повреждение или нарушение функционирования какой-либо ткани организма. Хотя ученые и изучают депрессию уже на протяжении нескольких десятилетий, им все же не удалось заполучить сколь нибудь убедительные свидетельства в пользу физической природы депрессии. Реакция человека на болезнь может привести к депрессивному состоянию, однако депрессия сама по себе не болезнь. Иными словами, я могу заболеть раком или страдать от хронических болей, вызванных какой-нибудь травмой. Все это может до предела усложнить мою жизнь. Пребывая в страдании, я могу допустить небиблейские мысли в отношении моей ситуации, и в дальнейшем впасть в отчаяние и депрессию. Причиной моей депрессии является не моя болезнь, а скорее моя греховная реакция на болезнь.

Наиболее популярная теория происхождения депрессии – это теория химического дисбаланса, которая гласит, что дисбаланс химических веществ в головном мозге приводит к состоянию депрессии. Однако на сегодня ни один исследователь не способен измерить количество различных веществ в головном мозге. Даже те препараты, которые приписываются медработниками для исправления дисбаланса – довольно таинственные разработки. Ученые не знают по существу, как они функционируют. Как это часто бывает, у ученых есть теории, но не хватает фактов. Медикаменты, кажется, помогают некоторым людям избавиться от депрессии, и поэтому многие считают, что происходит это именно благодаря исправлению теоретического химического дисбаланса. Однако даже если человек и чувствует облегчение, принимая лекарства, то это еще не означает, что именно это лекарство помогло.

Современная практика лечения депрессии при помощи антидепрессантов сродни древней практике кровопускания. Кровопускание, или флеботомия, являлось почти повсеместной медицинской процедурой от седой старины и вплоть до XIX столетия. Она включало в себя извлечение какого-то количества крови из организма больного – а это количество могло быть весьма существенным – в надежде излечить или предотвратить болезнь. История этой процедуры, как и самой теории, оправдывающей ее, довольно заманчива:

“…она была распространена во времена Гиппократа и поддержана трудами Галена после того, как он открыл, что вены и артерии были наполнены кровью, а не воздухом, как это было принято считать. Существовали две ключевых концепции. Первая утверждала, что кровь образуется и затем, изнашиваясь, застаивается в конечностях. Вторая концепция гласила следующее: гуморальный баланс – это основа здоровья человека. Четырьмя гуморами (жидкостями) организма человека являются: кровь, флегма, черная желчь и желтая желчь, которым соответствуют четыре стихии по представлению древних греков: земля, воздух, огонь и вода. Гален считал, что кровь была доминирующей жидкостью, и сама нуждалась в наибольшем контроле. Для того чтобы уравновесить эти жидкости, врач должен был либо выпустить “излишнюю” кровь (полнокровие), либо дать пациенту рвотное или мочегонное средство. Гален разработал сложную систему, которая определяла, сколько крови необходимо удалить, основываясь на возрасте пациента, его телосложении, времени года, погоде и месте. Симптомами полнокровия считались высокая температура, паралич и головная боль…”

Большинство светил медицины на протяжении истории оказывали поддержку теории кровопускания и практиковали эту процедуру регулярно. Тем не менее, эта теория оказалась ошибочной. Врачи до Уильяма Харви не имели правильного понимания того, как функционирует кровеносная система. Они придерживались неправильных теорий относительно самой кровеносной системы. И поэтому их ошибочные методики, в частности кровопускание, основывались на тех неверных теориях. Только в XIX веке в процессе своего развития медицина отвергла теорию, стоявшую за процедурой кровопускания. Правда, это не помешало врачам продолжать практиковать само кровопускание. Несмотря на то, что сама теория был развенчана, процедура, базировавшаяся на этой теории, все еще была распространена. Обратите внимание на причину такой популярности кровопускания:

“Причина такой продолжительной популярности кровопускания, несмотря на невероятное усовершенствование анатомических знаний, хирургических и диагностических навыков в Европе начиная с XVII столетия, заключалось в стойком мнении, согласно которому лучше было провести хоть какое-нибудь лечение, чем не проводить никакого, так как психологический эффект от него перевешивал все физиологические недостатки. Даже хотя кровопускание и потеряло свою поддержку в медицинских кругах к XIX столетию, тем не менее, не было ничего такого, что можно было бы предложить взамен. Ртуть, хинин, наперстянка, нитрат амила и безвременник были всего лишь случайными средствами, могущими произвести некоторый эффект в лечении, и которыми пользовались врачи почти до конца XIX столетия”.

Врачи продолжали свою практику, потому что им необходимо было что-то делать, даже если то, что они делали, было несостоятельным с точки зрения медицины и не приносило пользы пациенту!

С научной стороны мы знаем очень немного о том, как различные химические вещества действуют в головном мозге. Аналогично врачи понимали столько же о функционировании кровеносной системы, пока Уильям Харви (1578–1657) не появился на сцене. Медицина оперирует теориями, которые могут быть, а могут и не быть, верными. Однако основывать широко распространенную и привычную медицинскую практику (назначение психотропных препаратов, действие которых еще до конца не выяснено) на теории под названием химический дисбаланс не только ненаучно, но, как и в случае с кровопусканием, порой опасно.

Медицинская наука предлагает нам множество великолепных лекарств, чтобы облегчить нашу жизнь. Тем не менее, она вторгается в святое святых, пытаясь протолкнуть свою теорию депрессии. Дело в том, что некоторые болезни – то ли это сломанная нога или поврежденный мозг – могут помешать нам радоваться, но Слово Божье говорит, что болезнь не может заставить нас впасть в депрессию. Господствующая теория депрессии находится в прямом противоречии со Словом Божьим.

Христианам приписывают таблетки от проблем духовного характера. Мы обязаны строить наше понимание депрессии на Слове Божьем. Как я уже продемонстрировал выше, Писание называет депрессию греховным выбором, а не болезнью. Так как Бог даровал нам Свое Слово, чтобы подготовить нас “ко всякому доброму делу”, то Он же показал нам в Своем Слове и как выбраться из греховного состояния депрессии, так чтобы мы смогли перейти к послушанию радости. 

Вся слава Христу 

[divider top=”0″]

Кабинетные исследования – являются одним из видов маркетинговых исследований и представляют собой сбор и анализ вторичной информации из различных источников. Вторичная информация – данные, которые не создаются в ходе исследования (первичные данные), а являются результатом других исследований или оценок. Кабинетные маркетинговые исследования могут выступать как самостоятельный вид маркетингового исследования, так и проводиться на предварительном этапе сбора первичных данных. Целью кабинетного исследования зачастую является анализ состояния отечественных и зарубежных отраслевых рынков.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий