Христианская теология

 

Богат, как Иов. Части 9-10 ПОИСК МУДРОСТИ (Книга Иова, глава 28)

Где найти мудрость?

После того как Иов и его друзья провозгласили свои речи, наступила пауза. Сказано было многое. Тем не менее никто не смог переубедить противоположную сторону. Напротив, все только ожесточились. У каждого было собственное мнение относительно вопроса Божьего провидения, действие которого так неожиданно прервало счастье Иова. Поэтому во всех речах прослеживается один вопрос: где же та мудрость, которая может объяснить причины ужасных событий в жизни Иова? Поэтому в данной главе рефреном звучат слова: «Где премудрость обретается? Откуда же она исходит?» (Иова 28:12, 20).

 

Друзья Иова считали себя очень мудрыми людьми. Им казалось совершенно очевидным то, почему Бог поступил с Иовом таким образом. Они выдвинули логические доводы, густо сдобренные прямолинейной житейской мудростью. Иов, по их мнению, вел себя крайне странно, был слабым и неубедительным. Он не мог объяснить причины своего ужасающего положения. Он не мог сказать ничего разумного по данному вопросу. Он ничего не знал.

 

Примечательно, что Иов ни разу не взывает к мудрости. Он даже недолюбливал мудрость, так как в его случае она была бесполезна. Когда друзья Иова хвастались своей проницательностью, он язвительно ответил им: «Подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость!» (Иова 12:2). А немного позднее он сказал: «О, если бы вы только молчали! это было бы [вменено] вам в мудрость» (Иова 13:5).

 

В глазах Иова Божье провидение было окутано непроницаемой тайной. Он совершенно не понимал его. С сарказмом Иов сказал своему другу Вилдаду: «Какой совет подал ты немудрому, и как во всей полноте объяснил дело!» (Иова 26:3).

 

Он сравнил свое прошлое благополучие с уютным и безопасным гнездом, которое во время ночной бури было беспощадно уничтожено. Разве люди не похожи на осенние листья, безвольно носимые ветром? Иногда их несет в ту сторону, куда они хотят, но зачастую все как раз наоборот. Тем не менее мы хотим признать, что Божье провидение справедливо и мудро. Но как нам обрести мудрость, которая поможет нам понять мотивы Божьего провидения? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо отправиться в удивительное путешествие.

 

Где эту мудрость найти нельзя

 

Люди все исследуют и проникают в наиболее недоступные места, в которых сокрыты сокровища. Возвышенным поэтическим языком в данной главе описываются впечатляющие результаты работы в недрах земли. Мы видим, как одни люди просеивают через сито золотоносный песок, отделяя от него песчинки золота. Другие занимаются добычей железа, серебра или выплавляют в огненной печи медь из медьсодержащей руды. Чтобы добыть эти ископаемые, люди не останавливаются ни перед чем, пробивая шурф в земной коре и продвигаясь сначала вертикально вниз, а затем горизонтально в разных направлениях. «[Человек] полагает предел тьме…» (Иова 28:3). То есть в отверстые недра земли проникает дневной свет и масляные светильники людей разгоняют тьму в подземных проходах.

 

В данной главе описывается, как рудокоп висит на веревке, не имея опоры для ног своих. Что он ищет? В недрах земли он прокапывает проход и, выражаясь поэтическим языком, «с корнем опрокидывает горы» (Иова 28:9).

 

Но зачем? Ведь это так опасно: проход может быть затоплен водой из неизвестного подземного источника. Но человек знает, как остановить «течение потоков» (Иова 28:11).

 

Зачем все это нужно человеку? С восхищением поэт восклицает: «Земля, на которой вырастает хлеб, внутри изрыта как бы огнем» (Иова 28:5). Каждый знает, что земля дарует хлеб. Поэтому всем хорошо знаком образ крестьянина, который занимается севом и сбором пшеницы. Но зачем человеку проникать в недра земли, таящие опасность для его жизни?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо увидеть результаты этой покрытой ореолом таинственности работы: железо и медь, серебро и золото, драгоценные камни. Человек, только человек знает, как найти путь к величайшим сокровищам. Даже коршун, обладая таким острым зрением, не знает об этом пути. Даже такой могучий хищник, как лев, обладая такими потрясающими способностями и инстинктом, не способен найти его. Только человек знает, как найти эти сокровища.

 

Поэт, по всей видимости, отлично знал о новейших разработках (в области рудного дела) и с восхищением отзывался о них. Он знал толк в алмазах и других драгоценных камнях и понимал их ценность. Но одну драгоценность во время своего успешного поиска он так и не нашел: где же найти мудрость, которая объяснит смысл нашего существования?

 

Если бы Иов изучил все книги человеческой мудрости, он все равно из них не узнал бы, почему должен так страдать.

 

В наши дни ничего не изменилось. Великие открытия были сделаны в последнее время. Следует признать, что мир Иова по сравнению с нашим современным миром был примитивен. Но в одной области не произошло никаких изменений: так никто и не смог ответить на вопрос, почему люди, которые настолько любят Бога, должны страдать. Премудрость так и не была найдена.

 

Во времена Иова бездна говорила: «Не во мне она»; и море говорило: «Не у меня» (Иова 28:14). С тех пор глубины морские раскрыли множество своих тайн, однако люди так и не нашли в них мудрости. Даже смерть – но тогда мы уже выходим за пределы человеческого существования, – даже смерть лишь краем уха слышала о мудрости (Иова 28:22), она не может умудрить нас.

 

Люди знают о многом. Они раскрыли многие тайны. С помощью компьютеров люди способны многое высчитать и предугадать, но так никто и не может сказать, почему наша жизнь должна быть омрачена горем и почему не может быть иначе. Поэтому не утрачивает своей актуальности вопрос: мудрость – откуда исходит она и где обитает?

 

Только Бог знает, где обитает мудрость

 

Ни один смертный не знает пути к мудрости, которая способна объяснить причину наших несчастий. Только Бог (и в данном тексте делается ударение именно на слове «Бог») знает, где обитает мудрость («Бог знает путь ее, и Он ведает место ее», Иова 28:23).

 

Это не значит, что мудрость представляет собой некую самостоятельную, независимую от Бога силу, к которой Ему необходимо обращаться. Бог находит всю полноту мудрости в Самом Себе! Таким образом, совершенная мудрость – исключительная прерогатива Бога. Поэтому только Бог знает ее, образно говоря, местопребывание.

 

Тем не менее мудрость не сокрыта целиком и полностью. Мы видим ее проявление в окружающем мире (Иова 28:25, 26). Несмотря на последствия греха, творение представляет собой образ (выражение) Божьей мудрости. Мироздание – невообразимо сложный механизм, которому тысячи лет. И тем не менее он всегда работает безукоризненно.

 

Обратите внимание на такие природные явления, как ветер и дождь. Как в прошлом, так и в настоящем дуют ветры и идет дождь. Сотни лет назад Бог призвал ветер и дождь к служению. И они не нуждаются в замене или «настройке». В отличие от человеческих изобретений (таких, например, как газовый фонарь), ветер и дождь не исчезнут как нечто устаревшее, но будут существовать, доколе существует этот мир. Нет необходимости замещать их чем-то лучшим.

 

Эти явления показывают, насколько велика мудрость Творца. Сотворив ветер и дождь, Он тем самым «явил» Свою мудрость (Иова 28:27). Он знает все. Он невообразимо мудр. По этой причине мы можем быть спокойны. Ведь все, что Бог делает – в том числе и в наших исполненных страданий жизнях, – основывается на той же мудрости.

 

Но неужели нечего сказать о смысле или предназначении страданий? Неужели мы должны слепо полагаться на Божью мудрость и не задавать никаких вопросов?

 

Тайна не была раскрыта Иову

 

Первые главы Книги Иова немного показали нам, что происходит за кулисами. Страдания Иова объясняются в контексте тяжбы между Богом и сатаной. Не исключено, что сам Иов позже поведал об этом. А это значит, что впоследствии Иову было открыто, почему все это произошло.

 

Как бы то ни было, удивительно следующее: нигде в этой книге Святого Писания не упоминается о том, что Бог объяснил Иову цель его страданий. Более того, на основании этого повествования нельзя сделать вывод, что Иов когда-либо слышал о произошедшем в небесных сферах. Полное отсутствие данных является, тем не менее, важной информацией. Этот факт ясно указывает на то, что данная книга затрагивает вопрос страданий человека, который не имеет ни малейшего представления о причине своих страданий.

 

В Библии описано много страданий, которым дано объяснение. Например, Иосиф впоследствии понял, для чего он был отведен в Египет как раб – а именно для того, чтобы спасти свой народ от голодной смерти (Быт. 50:20).

Когда ученики спросили Иисуса, почему один человек родился слепым, Он ответил: «…[это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:3). То есть он должен был стать наглядным примером того, что Иисус дарует зрение и свет слепому миру.

 

Кроме того, многие страдания являются прямым следствием Божьего гнева (Суд. 2:13, 14; Рим. 1:18). Апостол Павел указывал, что причиной многих смертей в коринфской церкви было осквернение Вечери Господней (1-е Кор. 11:30). Христиане знают, что за свою веру могут подвергнуться преследованиям (Евр. 11:36–38).

 

Несколько иная ситуация – гибель в Иерусалиме восемнадцати человек, на которых рухнула Силоамская башня. Иисус не сказал, что они невиновны, но что они не виновнее остальных. Таким образом, вопрос, почему погибли именно эти люди, а не другие, остается без ответа (Луки 13:1–4).

Итак, мы видим, что Святое Писание рассматривает данную тему с разных точек зрения.

 

Но Иов так и не нашел объяснения своим страданиям. В его случае это было невозможно. Бог обрушил на него несчастья без каких-либо объяснений. Более того, в жизни Иова не было ничего, что могло бы стать причиной таких страданий. Не кто иной, как Сам Бог утверждал, что сатана хотел уничтожить Иова без веских на то оснований (без причины). Кроме того, Иов не был жертвой преследований из-за своих религиозных убеждений. Нигде не говорится о том, что савеяне и халдеи похитили собственность Иова, так как он был верующим человеком. Причина всего того, что произошло с ним, так и осталась загадкой для Иова. Он не знал, где найти мудрость, чтобы объяснить происходящее. Только Бог знал, где она обитает.

 

Но должны ли мы слепо и бездумно, не рассуждая, с безразличием принимать эту мудрость?

 

Неужели нам не остается ничего другого, как только безропотно смириться с жизненными обстоятельствами? В таком случае это было бы весьма неутешительным известием. Но здесь нас ждет кое-что замечательное!

 

Мы должны полагаться на эту мудрость и можем овладевать ею!

 

После того как было убедительно отмечено, что только Бог знает путь к мудрости, мы в самом конце слышим, что у нас также есть доступ к мудрости и проницательности (знанию). «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иова 28:28).

 

Означает ли это, что мы можем обладать мудростью и знанием? Несомненно! Одно не противоречит другому. Мудрость, в соответствии с которой Бог наполняет нашу жизнь несчастьями, так и остается для нас тайной. Однако, с другой стороны, Он позволяет нам постичь эту мудрость на уровне нашего понимания. Каким образом Он это делает?

 

Позволяя нам мыслить, как Он. Однако Бог не вкладывает Свою мудрость в наш ограниченный разум, дабы мы были в состоянии все понять. Что мы вообразили? Бог не раскрывает нам Свою мудрость в полном смысле этого слова. Это невозможно! Ведь наш разум не способен постичь Его мысли.

 

Тем не менее Бог передает нам Свою мудрость в том виде, в каком мы способны ее понять. Что это значит?

 

Позвольте мне привести пример. Овца безмятежно следует за пастырем в мрачной долине. Она признает руководство пастыря, полагаясь на него (доверяя ему). В то же время ограниченный разум овцы не способен понять, почему она должна пройти эту опасную долину. Она, казалось бы, не должна следовать за своим хозяином, но тем не менее следует за ним. Кажется глупым, но это и есть мудрость! Почему? Потому что овца полагается на мудрость своего пастыря. Она знает, что каким-то непостижимым образом эта мудрость приведет ее к воде, траве и покою.

 

Есть вероятность того, что отбившаяся от стада овца найдет злачные пажити, в то время как голодная и уставшая паства будет проходить по долине смертной тени. Тем не менее эта отбившаяся овца подвергает себя опасности, в то время как у остальных овец есть все, что им необходимо. Для нас самое важное не то, что мы должны пройти трудный путь, но то, что с нами наш ПАСТЫРЬ!

 

В таком случае мы не убоимся зла, даже если пойдем долиной смертной тени (Пс. 22:4). Лучше быть в долине смертной тени с ПАСТЫРЕМ, нежели на злачных пажитях, но БЕЗ НЕГО! Поэтому мы должны слушать гласа Его, следуя за Ним и полностью на Него полагаясь. В таком случае мы будем поступать мудро.

 

Но нам еще многое предстоит сделать. Мудрость, о которой мы просим, заключается в «страхе Господнем» и «удалении от зла» (Иова 28:28).

 

Именно страха Господня и удаления от зла требует от нас Бог. Страх Господень и удаление от зла выражается в том, чтобы уважительно, благоговейно внимать гласу Пастыря и следовать за Ним, полностью полагаясь на Него. Это и есть МУДРОСТЬ. Мудрость заключается не в том, чтобы изо всех сил пытаться постичь Божью мудрость, но в том, чтобы держаться за руку, протянутую нам Господом. В чем это проявляется? В слушании Его гласа, уважительном отношении к Его Слову и удалении от зла.

 

Два выражения, которые используются для описания истинной мудрости, практически тождественны выражениям, с помощью которых был охарактеризован Иов во времена его благополучия: «богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

 

И это не случайность!

 

Таким образом Бог показывает, что Он ожидает от нас богобоязненности и удаления от зла не только в трудные времена, но всегда. Секрет истинной мудрости заключается в безграничном благоговении пред Господом и удалении от зла. А если сказать кратко, в абсолютном доверии Господу, доверии тому, что сказано в Его Слове, и доверии Его провидению в нашей жизни.

 

Это и есть наша мудрость.

 

ОБРАЩЕНИЕ ЕЛИУЯ

(Книга Иова, 33:19–30)

 

Когда Иову и его друзьям уже нечего было сказать друг другу, на сцене появился новый персонаж – Елиуй. Несмотря на то что Елиуй не назван другом Иова, он помог ему больше всех. Должно быть, он с огромным интересом слушал эмоциональные речи Иова и его друзей, так как данная им оценка этих речей отличается взвешенностью и зрелостью. Поэтому его вклад весьма значителен.

 

Всего Елиуй произнес четыре речи. В выбранном нами отрывке выражена главная суть сказанного Елиуем. Насколько известно, то, о чем говорил Елиуй, до этого момента не обсуждалось ни Иовом, ни его друзьями. Он обратил внимание на новые аспекты животрепещущего вопроса: действительно ли Бог, с одной стороны, посылает несчастья человеку, а с другой стороны – поддерживает его? Можем ли мы, пребывая в ниспосланных Богом трудных обстоятельствах, в то же время надеяться на Его же помощь?

 

У Елиуя было собственное мнение

 

В обращении Елиуя было нечто новое. И он прекрасно об этом знал. Ведь в противном случае он, несомненно, попридержал бы язык. Елиуй долго поясняет, почему в дополнение к стольким речам он собирается выразить собственное мнение. В то же время он настойчиво требует уделить внимание тому, что собирается сказать. Хотя ранее уже было сказано многое.

 

Ранее Елиуй не брал слово, давая возможность высказаться старшим. После того как они произнесли свои речи, Елиуй (а он был, несомненно, младше друзей Иова), будучи не в силах более сдерживаться, произнес: «Не многолетние [только] мудры, и не старики разумеют правду» (Иова 32:9).

 

Тот, кто начинает свою речь подобным образом, должен быть уверен в значимости собственных слов. Как бы то ни было, вскоре стало совершенно ясно, что точка зрения Елиуя не имела ничего общего с мнением друзей Иова. И не только с их мнением, но и со взглядами самого Иова!

 

Елиуй не соглашался ни с кем.

 

С нарастающим возмущением слушал он бесконечные доводы Елифаза, Вилдада и Зофара. Наконец они прекратили отвечать Иову, «…потому что он был прав в глазах своих» (Иова 32:1). Последние слова Иова возвели стену неприятия между ним и его друзьями. Ведь он осмелился сблизиться с Богом, как с князем, настолько он был уверен в своей правоте (Иова 31:37). Поэтому не они, но Иов ответственен за то, что их общение зашло в тупик. Ведь он отказывался признать свою вину.

 

Однако Елиуй не разделял их мнение. Он утверждал, что виновны как раз друзья, а не Иов. Ведь Иов, будучи глубоко уязвлен, опроверг их необоснованные обвинения. Поэтому «они не нашли, что отвечать». Тем не менее друзья продолжали обвинять Иова. Такое отношение с их стороны стало причиной гнева Елиуя (Иова 32:3).

 

Но это не значит, что Елиуй поддержал Иова, ведь его гнев воспылал также и «…на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога» (Иова 32:2).

 

Таким образом, Елиуй только накалил обстановку. Поэтому мы сгораем от нетерпения услышать его личное мнение по данному вопросу. Он сам искал возможности выговориться, высказать свое несогласие. Елиуй был «полон речами», он сам сказал: «Поговорю, и будет легче мне; открою уста мои, и отвечу» (Иова 32:18, 20).

 

Человек, ведущий себя подобным образом, производит впечатление зазнайки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие толкователи отзываются о нем нелестно. Кто-то назвал его надутым раввином, который мало что смог сказать. То есть он якобы лишь повторил сказанное ранее другими. Людей раздражает многословие Елиуя. Кроме того, его заявление о том, что одного многолетия недостаточно для того, чтобы стать мудрым, далеко не лучшим образом сказывается на его репутации.

 

Мы не собираемся давать оценку характера Елиуя. Мы не преследуем такой цели. Тем не менее отношение Елиуя к Иову, по сравнению с его друзьями, было более благосклонным. Он поддержал Иова, сказав: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; поэтому страх передо мною не может смутить тебя…» (Иова 33:6, 7). Кто я такой, чтобы давить на тебя? Прекрасный способ успокоить Иова. Таким людям мы можем доверять. Ведь Елиуй не превозносил себя.

 

Тем не менее он твердо придерживался собственной точки зрения. Даже в отношении тех, кто старше его. Был ли он в таком случае зазнайкой? Мы не должны забывать, сколько всего произошло. Чувства были обострены до предела. И на кону стоял вопрос Божьей справедливости! Кроме того, обе стороны высказали мнения, с которыми Елиуй не был согласен. Вот почему мы должны воспринимать его слова положительно. Интересно отметить, что впоследствии Господь крайне неодобрительно отозвался о Елифазе, Вилдаде и Зофаре, но не о Елиуе. Что еще сказать?

 

Освободите его!

 

В целом не так уж и легко понять сказанное Елиуем. Суть его послания выражена в форме повествования о человеке, который ужасно страдал от смертельной болезни. Но все заканчивается прекрасно.

 

Эта история обо всех людях, спасенных Богом. Елиуй сравнивает их с человеком, страдающим от изнурительной болезни. Здоровье этого человека тает на глазах. Мысль о еде вызывает у него отвращение. Его тело гниет подобно дереву. Он истощен до предела. Вполне очевидно, что его дни сочтены!

Но вдруг вопреки всем ожиданиям все изменилось. Произошло то, на что никто, включая самого больного, не рассчитывал. Он полностью исцелился, все тело стало как новое, а здоровье лучше, чем в молодые годы! Он вновь может петь от радости!

 

Какова же причина такого поворота событий? Секрет выздоровления этого человека, по всей видимости, находится в отрывке 33:23, 24. Ведь до этого он был на краю могилы, а теперь полностью здоров! Итак, в этих стихах объясняется причина его такого внезапного и неожиданного выздоровления. В определенный момент из уст Самого Бога исходит удивительное повеление: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иова 33:24). Именно эти слова стали причиной изменений в жизни данного человека.

 

Повествование о погребении уступает место радостному описанию человека, который стал здоровее, чем в молодости (стих 25), с радостью был принят Богом (стих 26) и просвещен светом живых (стих 30). Таково завершение повествования о человеке, который был обречен на смерть.

 

Умилостивление (выкуп)

 

На каком основании Бог отдал приказ об освобождении этого смертельно больного человека? Почему ему не было позволено умереть? Какова причина такого удивительного вмешательства Бога?

 

Бог Сам объясняет: «Я нашел умилостивление (выкуп)».

 

Именно по этой причине Он спас человека, который, будучи измучен тяжелой болезнью, стоял одной ногой в могиле. Каковы же последствия этого умилостивления? Оно покрыло грехи этого человека в глазах Бога. И что должно было после этого произойти? После этого никакая сила не имела права причинить ему вред. Потому что Бог сказал: «Освободите его, Я нашел умилостивление!»

 

Это послание было в первую очередь предназначено для Иова. Он чувствовал себя окруженным со всех сторон несчастьями, страданиями и непониманием. Иову казалось, что Бог более не поддерживает его и относится к нему как к врагу. Должно быть, Иов ощущал невыразимое одиночество.

 

Стену отчуждения смог разрушить Елиуй.

 

Иов находился в ужасном положении. Но у него появилась возможность получить радостную весточку о том, что Бог также и для него нашел умилостивление, вследствие чего он будет жить. Таким образом, Иов был освобожден от смерти. Сам Бог через Елиуя удостоверил его в этом. Таким образом, Бог был не против Иова, но, наоборот, за Иова!

 

В первый раз (за все время страданий) Иов услышал слова ободрения: Господь полностью поддерживает тебя. После холодного словесного душа, который устроили Иову его жена и друзья, высказывая свое мнение о Боге, сказанное Елиуем, должно быть, нашло живой отклик в израненной душе этого человека.

 

Один из тысячи

 

Кто же заплатил выкуп? Кто принес умилостивление? Ангел из повествования Елиуя. Этот ангел посетил смертельно больного человека, чтобы поддержать его. Это не просто первый попавшийся ангел – он один из тысячи. Кроме того, Елиуй сказал, что этот ангел был наставником. Он направлял и заступался за страдальца.

 

В этом ангеле мы видим образ Иисуса Христа. Он этот Ангел, Один из тысячи, Заступник, Который принесет умилостивление. Все это исполнилось, когда на кресте Он воскликнул: «Свершилось!» Именно тогда, согласно Его словам, Он «отдал душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).

 

Эта жертва умилостивления будет принесена. Поэтому Бог мог с уверенностью сказать Елиую: «Я нашел умилостивление» (в нидерландском переводе – «Я получил выкуп». – Прим. пер.).

 

С этими словами Бог обратился к ангелу. Мы видим, что этому ангелу было поручено задание освободить (спасти) смертного человека. Здесь мы видим, как Христос посредством Своей жертвы может, согласно Божьему повелению, спасти обреченных на смерть людей.

 

Конечно, Елиуй не понимал смысла этих слов так же ясно, как понимаем их мы сегодня. Это обстоятельство объясняется не запутанностью мыслей или трудностями, связанными с их выражением, но исключительно тем, что он все еще пребывал в Ветхом Завете. И, вероятнее всего, в самом начале периода Ветхого Завета. Евангелие умилостивления было известно лишь в общих чертах. Поэтому Елиуй не мог выразить эту идею более полно и ясно, чем было открыто ему Богом. Наверное, он сам ломал голову над глубинным значением этих слов (см., например, 1-е Пет. 1:11).

 

Однако сказанное Елиуем становится намного понятнее в свете Нового Завета. Подобно темному бриллианту, который начинает сверкать при соответствующем освещении.

 

Польза слов Елиуя

 

В словах Елиуя об умилостивлении содержится важная весть. То, что эта весть исходит из уст Самого Бога, делает ее еще более достоверной и радостной. Друзья Иова не проронили ни одного слова о примирении посредством умилостивительной жертвы, которую должен принести один из тысячи. По их мнению, существовал более простой способ. Если человек искренне делал все от него зависящее, то Бог был обязан даровать ему благополучие.

 

Но и сам Иов начал еще более настойчиво ссылаться на собственную праведность. Даже когда Иов ранее обращался к Искупителю, он прежде всего пытался доказать свою невиновность. Мы не слышим, чтобы Иов говорил об Искупителе, Который заплатит выкуп за его грехи. Должно быть, эта идея была либо нова для него, либо неизвестна.

 

Елиуй перечеркнул все доводы Иова и его друзей. Ведь он провозгласил истинное евангелие благодати. Поступив таким образом, он оказал неоценимую услугу Иову. Таким способом он предоставил ему самый веский повод никогда не проклинать Бога. Ведь сатана – и не будем об этом забывать – все еще надеялся, что Иов проклянет Бога.

 

Елиуй осознавал опасность того, что Иов может отвернуться от Бога. С пасторской чуткостью он убеждал Иова, что Бог на его стороне.

До сего дня Бог неизменно обращает наше внимание на жертву умилостивления. В проповеди Слова Божьего. У крещальной купели. Во время проведения Вечери Господней. Он дает нам возможность услышать, увидеть, вкусить и узнать, как Христос заплатил за нас выкуп.

 

Благодаря этому мы слышим, как Он говорит: «Освободите их!» И мы становимся свободными. Прямо сейчас. Возможно, наша жизнь в настоящий момент разваливается на части и мы теряем надежду. Но факт нашего освобождения выше всего этого. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан. 5:24).

 

Возможно, в настоящий момент мы переживаем трудные времена. Возможно, мы страдаем от невосполнимой утраты или отныне прикованы к инвалидной коляске. Возможно, мы в отчаянии и не знаем, как дальше жить. Но реальность заключается в том, что мы уже перешли от тьмы в свет. Несмотря на все, что с нами происходит, в нашей жизни всегда будет проявляться Божья спасительная сила.

 

Используя более сильное выражение, можно сказать: все, что против нас, содействует нашему благу. Бог провозгласил: «Освободите их!» Кто или что в таком случае может навредить нам? Болезнь, одиночество, разочарование или горе? Конечно, они могут истощить нас. Почему они появляются в нашей жизни? Зачастую мы не можем ответить на этот вопрос. Тем не менее принесенная жертва умилостивления означает полное изменение сущности даже самых страшных страданий.

Что же с ними произошло?

 

Их смертоносное жало изъято. Поэтому несчастье не способно более уничтожить нас, и даже повредить нам! Оно будет содействовать нашему благу. Даже если мы и не понимаем, как это происходит, мы тем не менее знаем, что все происходит для нашей пользы. По этой причине мы можем обрести утешение. Теперь может произойти одно из двух: либо Бог оградит нас от зла, либо обратит его нам во благо.

В любом случае будет только благо.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)