Верующий – Дух и плоть

Слово Божье ставит невозможно высокие стандарты в поведении дитяти Божьего. Мы имеем повеление ходить, как Он ходил, жить, как Он жил, любить, как Он любил. Читая Слово Божье и воспринимая требования, которые Бог возлагает на тех, кто призвал Имя Христа, мы понимаем, что не можем сами по себе достигать стандартов, которые поставил перед нами Бог.

Признание этого факта может вести человека к отчаянию. Он может принять такое отношение, что, поскольку стандарты христианской жизни столь высокие и столь недосягаемые человеческими методами и человеческой силой, то бессмысленно и пытаться. Есть и другие, которые из-за стандартов Слова Божьего будут стремиться к Духу Божьему, чтобы возложить свою зависимость на поддерживающую силу и благодать Святого Духа, чтобы Он проводил Свою жизнь через нас.

В этой общей теме хождения Духом Божьим мы хотим рассмотреть три области: «Верующий, Дух и плоть», «Верующий, Дух и мир» и «Верующий, Дух и сатана».

Как проводить христианскую жизнь

В своем Послании к Галатам Ап. Павел восполняет проблему того, как человек может проводить христианскую жизнь.

Сталкиваясь с такими врагами, как мир, плоть и дьявол, как может человек соответствовать стандарту, установленному Богом для Его детей? Были такие люди, которые пришли в собрание в Галатии со словом, что, хотя было правильно принять Иисуса Христа как личного Спасителя, но, если человеку необходимо достигнуть стандартов, установленных Богом для Его детей, то он нуждается в чем-то большем, чем вера в Христа. Они учили, что к вере в Христа необходимо добавить дела закона. Они также утверждали, что без повиновения закону Моисея и без исполнения его в христианской жизни не будет развития, не будет растущего освящения, не будет зрелости.

Именно к этому вопросу и обращается апостол. Он напомнил галатам, что они были искуплены верой: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (3:11). Цитируя Ветхозаветный отрывок, который был написан, когда сам закон был действующим, Павел напоминает нам, что Ветхий Завет подчеркивал тот факт, что праведный будет жить верой: «А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (3:12-14). В своем первом утверждении Павел напоминает нам, что люди были искуплены не делами закона, а верой, и что спасение – это дар Божий для верующих, для тех, кто принимает Его как личного Спасителя. Павел заявляет второй большой принцип, а именно, что мы стали сыновьями Божьими не через дела, а по вере.

Он говорит, что, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (4:4-5). Слово «усыновление» имеет отношение к тому, чтобы поставить человека в привилегированное и ответственное положение. По особому Божественному назначению мы, которые были искуплены, были усыновлены или назначены на все привилегии и преимущества, которые принадлежат сыновьям Божьими. «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: ‘Авва, Отче!‘ Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (ст. 6-7). Павел заявляет, что мы стали сыновьями Божьими не делами закона, а верой в Господа Иисуса Христа.

Опасность возвращения к закону

На основе этого Павел учит своих читателей, что среди тех, кто был искуплен верой и сделан дитем Божьим, были некоторые, которые возвращались к закону как средству освящения или средству возрастания и развития в христианской жизни. Он говорит: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (ст. 9). Павел говорит, что те, которые были искуплены и сделаны сыновьями Божьими по вере, которые познали Бога и получили познание от Бога, были соблазнены отойти от принципа веры и возвращены под рабство закона. Не для того, чтобы спасаться, ведь они уже приняли Христа, но они, подчиняясь ему, стремились расти в благодати и в познании нашего Господа. Те, кто ищет зрелости через исполнение закона, согласно словам Павла, снова поворачиваются к немощным и бедным вещественным началам. Вы желаете снова быть в рабстве именно у того, от чего были искуплены благодатью и только благодатью.

Апостол продолжает (Гал.4:19-31) извлекать урок из Ветхого Завета, чтобы проиллюстрировать опасность подчинения закону.

У Авраама родилось два сына. Один, Измаил, родился от силы плоти. Другой, Исаак, был рожден верой. И Павел ссылается на Ветхий Завет, где в книге Бытие написано, что Бог дал Аврааму заповедь: «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной» (ст. 30). Принцип, который Павел извлекает из этой аналогии, – это то, что дела плоти не ввели Измаила в благословение, как и сила плоти не произвела исполнения Божественного обетования. Божье обетование исполнилось в Исааке, том, кто был рожден верой.

Таким образом, Павел наглядно показал опасность, стоящую перед галатами, спасенными людьми, которые возвращались к делам закона, чтобы привести себя к зрелости во Христе. Ветхий Завет показал, что дитя веры приняло обетование, а дитя плоти было отвержено. Павел хотел, чтобы они увидели принцип, что, если они будут пытаться достигать зрелости во Христе делами плоти, они жалким образом потерпят неудачу и ничего не будут иметь от желаемой ими зрелости. Но если они будут ходить верой, то получат обещанное, как и Исаак получил обетование. 

Далее апостол показывает, что зрелость в Христе, или освящение в опыте нашей ежедневной жизни, не должна достигаться силой плоти через исполнение закона или совершение чего-то хорошего. Человек не освящается своей собственной силой, ни по своей собственной воле, но в соответствии с принципом веры. Павел развивает свою мысль, говоря нам, что те, кто стремится быть оправданным по закону, отпали от благодати (Гал. 5:4). Апостол не говорит, что те, кто стремится в своей ежедневной жизни быть оправданным по закону, утратили своё спасение. Подобное противоречило бы общему учению Слова Божьего. Но Павел говорит, что если вы были спасены благодатью, если вы были искуплены благодатью, если вы по благодати стали дитем Божьим, и всё же пытаетесь проводить христианскую жизнь собственными усилиями, собственной силой и своей волей, то вы оставили принцип благодати, который искупил вас и сделал вас сыном Божьим. 

Есть два принципа, по которым верующий может проводить свою жизнь. Можно жить силой плоти, или можно жить силой Божьей, через веру. Тот, кто стремится проводить свою христианскую жизнь по закону, живет силой плоти и обречен на неудачу, потому что его жизнь не может быть сильнее его самого, ведь общепризнано, что мы духовно немощны. Но апостол говорит, что, если человек проводит христианскую жизнь силой Духа Божьего, тогда совершится победа и будет триумф, поскольку он живет не по закону, а по благодати и силе Святого Духа.

Апостол подчеркивает необходимость принципа веры, поскольку он говорит: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Вы шли хорошо [можно было бы перевести: «вы начали бежать хорошо]: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?» (ст. 6-7). Возвращаясь под закон, имея представление, что силой или волей плоти можно проводить угодную Богу жизнь, они отвергли истину, которую приносит благодать. Павел говорит нам: «К свободе призваны вы, братия» (ст. 13); а именно, к свободе от закона. И он заключает свой аргумент словами: «Я говорю…» (ст. 16).

Необходимость хождения Духом

В этих словах нам дано обобщение всего, чему учил Павел, начиная с третьей главы. На протяжении этого обширного раздела он строил этот великий принцип, или утверждение. Вот вывод его учения об отношении верующего к закону для опытного освящения: «Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (ст. 16). Слово, переведенное как «поступать» (ходить), – это весьма интересное слово, потому что оно предполагает непрерывное и развивающееся действие.

Прочитайте его таким образом, и вы получите полную силу того, о чем пишет Павел: «Постоянно ходите посредством Духа, и вы не будете исполнять вожделений плоти».

Слова «по Духу» могут не передать нашему уму всей полноты значения, которое предназначал Павел, поскольку он не говорит: «Ходите в общей сфере того, что от Духа, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Это, конечно, было бы правильным, но намного сильнее такое учение: «Ходите посредством Духа». «Посредством Духа» указывает на поддержку или силу, которой ходит человек. Этот стих обязательно и очень зримо приходит мне на ум всякий раз, когда я вижу человека, у которого нога в гипсе, и который должен каждый шаг делать с опорой на костыли. Ведь человек, получивший такое повреждение конечности, из-за которого эта конечность не может служить ему опорой, должен найти какое-то другое средство опоры, чтобы не падать.

Духовный принцип идентичен этому. Мы не имеем силы в нас самих. Мы должны зависеть от поддержки чего-то или кого-то. И если мы совершаем свои шаги в сознательной зависимости от поддержки, данной Святым Духом, чтобы нам непрерывно идти посредством поддержки Святого Духа, то не упадем. Мы будем проявлять качества плода Духа. Мы будем проявлять жизнь Христа, когда она умножается в верующем силой Духа Божьего.

Но как только мы начнем зависеть от нашей собственной силы или доверять нашей собственной воле, мы сразу же скатимся к позорному поражению и несчастью.

Итак, увещание Павла такое: «Непрерывно поступайте посредством Духа, и вы не будете исполнять вожделений плоти».

Опираясь на авторитет Слова Божьего, мы можем сказать, что единственное противоядие к жизни плоти – это жизнь, проводимая силой Духа Божьего. Другой альтернативы нет. Это или жизнь, проводимая по плоти, или жизнь, проводимая силой Духа Божьего.

Расширяя эту истину, Павел продолжает показывать нам необходимость хождения Духом: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (ст. 17). Между плотью и Духом объявлена война. Это взаимный антагонизм, взаимная война, а не одностороннее сражение, и Павел далее утверждает: «Они [то есть Дух и плоть] друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (ст. 17). Апостол представляет нам ту же самую истину, которая представлена в Послании к Римлянам: верующий участвует в постоянном сражении.

Новая природа верующего

Когда человек был рожден в этот мир, он был рожден с человеческой природой. Грешить было качеством, или свойством, человеческой природы. Человеческая природа не может сделать того, что угодно Богу. Это проявляется в плодах природы греха. Когда Слово Божье называет природу, с которой рождается человек, либо природой греха, либо грехом, либо плотью, либо ветхим человеком, либо природой Адама, оно всегда обращает наше внимание на тот же самый основной факт.

А именно, что природа человека испорчена и не может делать того, что угодно Богу. Когда же человек рождается в семье детей Божьих, как свидетельствует Петр (2 Пет. 1:4), ему дана новая, Божественная природа. Этим новым рождением дитяти Божьему дается совершенно новое свойство.

Новая природа может делать только то, что угодно Богу, поскольку она подкрепляется силой Святого Духа. Новая природа может умножать жизнь Христа, когда через эту новую природу трудится Дух. И между этими двумя природами, или двумя свойствами, постоянно идет война. Сомнительно, чтобы старая природа и новая природа когда-либо договорились между собой о ходе какого-либо действия, слова или мысли в жизни верующего.

Обе эти природы не придут к согласию ни в одном произносимом вами слове, ни в одной проходящей через ваш ум мысли, ни в одном желаемом вами действии. Именно поэтому апостол говорит: «Ибо не понимаю [новый], что делаю [ветхий]: потому что не то делаю [ветхий], что хочу [новый], а что ненавижу [новый], то делаю [ветхий]. Если же делаю [ветхий] то, чего не хочу [новый], то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю [новая природа] то, но живущий во мне грех [греховная природа]. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; … Доброго, которого хочу [новый], не делаю, а злое, которого не хочу [новый], делаю [ветхий]» (Рим.7:15-19). Здесь апостол свидетельствует о войне, непрекращающейся и упорной, которая продолжается в груди дитяти Божьего.

Значение плоти в Священном Писании

Когда Апостол говорит о плоти, он излагает перед нами очень широкое понятие, представленное в Слове Божьем. Слово «плоть» используется множеством различных способов. Оно используется в отношении материального тела человека, и в этом смысле оно не имеет вообще никакого этического или теологического значения. Наш Господь упомянул о Своем теле после воскресения и сказал: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24:39).

Слово «плоть» указывало на материальное тело нашего Господа. Когда слово «плоть» используется в этическом и теологическом смысле, оно всегда относится к той части природного человека, который злой в глазах Божьих.

Посмотрите, например, в Римлянам 4:1, где мы находим, что слово «плоть» используется в отношении природных усилий со стороны человека, независимо от Бога: «Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?» То есть, «Что Авраам получил совершенно самостоятельно, без помощи Бога?» Да ничего он не получил. Здесь слово «плоть» говорит об усилиях Авраама помимо Бога. И опять, в Послании к Галатам Павел говорит: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (3:3). Плоть снова относится к усилиям человека, без Бога или независимо от Него. И снова, в Галатам 6:12, Павел говорит: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться …».

«Плоть» говорит о природных усилиях, независимости от Бога. Еще одной ссылки будет достаточно: «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Фил. 3:3). «Плоть» относится к тому, что такое человек или что он может делать без Бога. Человек не может делать ничего. Когда применить это значение к Галатам 5, где Павел говорит: «Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти», то мы обнаруживаем, что он подчеркивает тот факт, что для природы человека свойственно объявлять себя независимым от Бога; для природы человека свойственно повторять первый грех сатаны и отказываться ходить в зависимости от Бога и в повиновении Тому, Кто создал его.

Однако «плоть» также используется в Священном Писании для подчеркивания слабости и беспомощности природного человека: «Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей» (Рим. 6:19). Природный человек характеризуется немощью или слабостью относительно того, что Божье. И снова Павел пишет: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе…» (7:18). Таким образом, слово «плоть» используется в отношении того, что слабое, немощное и беспомощное, в чем не обитает ничего хорошего.

Далее, это слово «плоть» используется в отношении состояния природных людей: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим. 7:5). Когда апостол говорит, что «мы жили по плоти», он не подразумевает, что мы были в человеческом теле, а скорее, что мы были в состоянии греха. А пребывание в плоти – это то же самое, что и пребывание в состоянии греха. Здесь подчеркивается неспособность плоти исполнять закон или угождать Богу.

Все эти понятия указывают на неспасенных людей, потому что в этическом смысле плоть, в общем, означает неспасенных.

Но когда обратиться к Римлянам 7:14, то мы находим, что плоть используется в отношении спасенного человека, который все ещё обладает природой греха. Павел говорит: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян [плотский, телесный], продан греху». Павел не подразумевал, что он был невозрожденным человеком. 

Он скорее утверждал истину, что даже несмотря на то, что ему дана новая Божественная природа, всё же ветхая природа греха – Адамова, беззаконная – ещё была в нем, и она будет действовать всякий раз, когда имеет возможность. Итак, Павел говорит, что он плотский, то есть телесный, из-за этих двух враждующих природ. Затем он отмечает для нас, что плоть – это то, через что в нашей жизни проявляется грех. Есть некоторые грехи, которые могут быть грехами ума и не иметь никакого внешнего проявления. Но всякий раз, когда грех имеет внешнее проявление, он должен проявить себя через плоть. И Павел говорит: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14).

Когда мы пробуем обобщить Библейское понятие плоти, то видим, что оно указывает на природные усилия, независимо от поддержки и помощи Бога. Оно подчеркивает слабость, беспомощность, немощь природного человека. Это человек в его невозрожденном состоянии. Это также напоминает нам, что дитя Божье, даже будучи рожденным в семье детей Божьих, всё ещё обладает плоской природой, и что всякий раз, когда проявляется грех, он проявляется как плод этой плотской, или греховной, природы. Когда Павел говорит: «Постоянно ходите посредством Духа, и вы не будете исполнять вожделений плоти», он говорит, что тот, кто ходит Духом, не будет проявлять слабость, беспомощность, немощь неискупленного человека, который ходит независимо от Бога и, таким образом, через плоть проявляет природу греха.

Нам сказано, что свобода от плоти приходит только силой Святого Духа: «Если же вы Духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18). Этому стиху было дано множество истолкований. Есть такие, в понимании которых это учение Павла означает следующее: «Если вы ходите посредством Духа, то Сам Дух произведет в вас труд праведности, чтобы вы не возвращались обратно и не пытались слушаться закон, чтобы исполнить праведность». Контроль Духа освободит человека от закона. Конечно, в этом толковании есть истина.

Мы полагаем, что апостол, возможно, говорит: «Если вы, дети Божьи, водимы Духом (то есть ходите посредством Духа), то вы не под законом плотской природы, которая стремится действовать через вас. Поэтому избавление от греха в жизни верующего зависит от сознательной зависимости от Святого Духа Божьего, чтобы Он производил в человеке праведность Христову». Свобода от плоти не приходит ни через действие человека, ни через решение и решимость не впадать снова в этот грех. Она не приходит через обещание Богу, что мы не будем повторять то, что принесло позор Его имени. Избавление от власти природы греха не приходит через молитву; оно не приходит через чтение Слова Божьего, хотя и одно, и другое может способствовать победе. Избавление от власти природы греха приходит от сознательной зависимости от Духа Божьего, которая позволяет Ему проводить Свою жизнь через нас во славу Божью.

В продолжении Павел указывает на проявления плоти. В этих стихах (Гал. 5:19-21) мы имеем столь отвратительный каталог греха, что после прочтения его чувствуем себя настолько загрязненными самим перечислением этих грехов, что нам хочется пойти вымыться в душе. Есть грехи, связанные с чувственностью; грехи, которые представляют собой извращение религиозных вещей; грехи себялюбия; грехи невоздержанности.

По словам апостола, плоть может проявиться в сфере нравственности, в общественной сфере или в сфере религии. Она может проявиться против других людей или против самого человека. Эти грехи показывают, что представляет собой плоть, и они при любых обстоятельствах всегда неугодны и неприемлемы для Бога!

Проявления Святого Духа в верующем

В завершение этого раздела Павел дает нам проявления Святого Духа: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера [или верность], кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Плод Духа – это любовь, и любовь к Христу будет воспроизведена Духом через новую способность дитяти Божьего.

Радость Господа Иисуса Христа, радость совершенного повиновения воле Отца будет воспроизведена Духом через дитя Божье. Мир Христа, который пришел из-за сознательной зависимости Господа от воли Владыки Бога и подчинения ей, будет Святым Духом воспроизведен в дитяти Божьем.

Долготерпение, или кроткое терпение, Господа Иисуса Христа, Который никогда не сводил счеты в ответ на всю проявленную против Него враждебность, будет воспроизведена в верующем силой Святого Духа. Нежность Господа к нуждающимся будет воспроизведена в дитяти Божьем Святым Духом. Благость (не блага, но присущая благость) Господа Иисуса Христа будет воспроизведена в дитяти Божьем силой Святого Духа.

Верность Господа Иисуса Христа, непоколебимое послушание каждому откровению воли Божьей, будет воспроизведена в дитяти Божьем силой Святого Духа. Кротость, или покорность, Иисуса Христа воле Божьей, будет воспроизведена в верующем силой Духа. Самообладание, или самодисциплина, Христа будет воспроизведена в дитяти Божьем силой Святого Духа. Христианская жизнь – это жизнь Христа, воспроизведенная в верующем силой Духа Божьего.

Святой Дух не будет воспроизводить жизнь Христа в дитяти Божьем, если это дитя не ходит в сознательной зависимости от Него. В сердце, уме и воле каждого дитяти Божьего постоянно продолжается война. Каждое мгновение каждого дня.

Неумолимая, непрекращающаяся война. Плоть стремится проявить себя и свои плоды через вас, и если вы не будете сознательно и решительно управляемы Святым Духом, то плоть проявит себя. В жизни дитяти Божьего нет такой вещи, как нейтральный поступок, или нейтральная мысль, или нейтральное слово. То, что не произведено Святым Духом, произведено плотью. Каждый совершаемый вами шаг, каждое произносимое вами слово, каждое действие вашей жизни, которое не находится под сознательным управлением Святого Духа, производится плотью.

У меня был очень хороший друг, который несколько лет тому назад был разбит прогрессирующим полиомиелитом. Пять недель врачи отчаянно боролись за его жизнь, и его дни, казалось, были исчислены, когда добавилась уремия. Чудеснейшим способом Бог заставил отступить этот паралич, и были восстановлены физические функции. Уремическое отравление стало меньшим, и жизнь моего друга была сохранена, но он оставался с ногами, которые были неспособны его держать. Когда он поправился от действия болезни, его сумели скрепить стальными пластинами и дали тяжелые костыли. Он снова учился ходить. У него совсем не было силы или крепости в ногах; он мог ходить только в сознательной зависимости от пластин и костылей. Однажды главная стальная пластина на правой ноге зацепилась за колено, и, лишенный поддержки этой пластины, не имея в себе никакой силы, чтобы ходить, он грохнулся на пол. У него была сломана нога. Пришлось оснастить его более тяжелыми пластинами. Он снова постигнул урок, что должен ходить в зависимости от другой опоры, а не себя самого. Он и доныне должен делать каждый шаг в сознательной зависимости от этой внешней опоры.

Мы не обладаем никакой способностью ходить так, чтобы угождать Богу. Единственный путь, как жизнь Христа может быть проявлена в нас, – это, когда мы непрерывно ходим в зависимости от Святого Духа.

Вся слава Христу

Верующий – Дух и плоть

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)

Добавить комментарий