Верующий – Дух и мир

Ни один военный генерал никогда не сможет победить своего врага, пока сначала не проанализирует его и не поймет. Ни один верующий никогда не будет победителем в своей христианской жизни, пока правильно не проанализирует и не поймет врага, с которым мы сталкиваемся. Есть некоторые вещи, которые враждебны человеку по причине самой природы этих вещей. Яды смертельны из-за своего состава, и, следовательно, они враги смертного человека. Есть некоторые вещи, которые враждебны человеку из-за своей преобладающей силы, или мощи, с которой они могут сокрушать. Есть некоторые вещи, которые враждебны из-за искушений, которые они ставят перед человеком. И если человек будет принимать противоядие в попытке победить врага, который проявляет себя в подавляющей мощи, то он, конечно же, будет побежден, потому что никакое противоядие не может остановить лавину мощи. И если человек будет начеку против смертельного яда, но не знает, что враг может пользоваться тонкими искушениями, а вовсе не ядом, он точно так же потерпит поражение.

Три фронта борьбы

Мы встречаемся с врагами нашей христианской жизни на трех фронтах. Мы боремся против плоти, которая враждебна по своей сущности, или природе. Мы боремся против дьявола, который враждебен из-за своей преобладающей силы, или мощи. Мы боремся против мира, который враждебен, потому что может совратить и соблазнить кознями и хитростью. В предыдущем изучении мы рассматривали хождение в Духе в отношении плоти. Там мы увидели, что Дух – это наша единственная охрана против природной сущности, которой мы даем пристанище в нас. 

Рожденные, как сыновья Адама, мы даем приют в себе природе Адама. По своей природе мы являем дела плоти, поступки плоти, которые есть мерзость перед Богом. Только тогда, когда мы руководимы Святым Духом Божьим и ходим в сознательной зависимости от Него, только тогда мы можем побеждать врага, который представляет для нас опасность из-за своей сущности, природы, свойства. Во втором из этих трех уроков мы хотим сделать обзор очень широкой темы, чтобы дать вам кое-что из Библейского учения о мире как враге верующего.

Не любите мира

Прежде всего, верующие имеют повеление из Слова Божьего отделяться от мира: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Иаков подчеркивает несовместимость, непримиримость, которая существует между Богом и миром и между верующим и миром.

Иоанн снова дает повеление: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Иоан. 2:15). И затем Иоанн приводит три причины для своего повеления.

Первая причина – это невозможность смешения привязанностей. Апостол говорит: «Кто любит мир, в том нет любви Отчей» (ст. 15). Не Отец производит любовь, когда дитя Божье любит мир; любовь к Богу несовместима с любовью к миру.

Вторая причина – это содержание мировой системы: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (ст. 16). И здесь Иоанн суммирует искушения мировой системы: мир обращается к плоти, глазам и гордости житейской, – и всё это находится под осуждением святого и справедливого Бога.

Иоанн указывает третью причину для своей заповеди о преходящем характере мировой системы: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (ст. 17). Иаков учит, что дружба с миром – это вражда против Бога. Иоанн также дает нам заповедь нашего Господа: «Не любите мира…» В знакомых стихах в Римлянам 12:1-2 апостол дает увещевание: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…». Далее следует повеление: «Не сообразуйтесь с веком сим». Слово «сообразовываться» буквально означает «растекаться по форме».

Иными словами, «не имейте отпечатка, оттиска мира на себе». «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Нам не нужно долго задерживаться на этом разделе Слова, поскольку мы знакомы с повелениями Священного Писания, что дитя Божье должно быть отделено от мира как системы. Мы подходим к рассмотрению характера мира, для того чтобы точно понимать, почему Священное Писание повелевает нам не любить мир, но отделяться от него.

Греческие слова для обозначения мира

По крайней мере, четыре различных слова переведены с текста оригинала нашим словом «мир»: «ге», «аион», «ойкумене» и «космос».

Первое слово – «ге», – переведенное как «мир» или «земля», относится к земле как географическому местоположению.

Священное Писание не использует слово «ге» в данном повелении. Запрет не в том, чтобы «не любить» землю; Бог не запрещает нам наслаждаться делом Его рук.

Второе слово – «аион» – часто переводится как «мир», но оно рассматривает мир в аспекте времени. Это всё, что включено в пределах времени, общая сумма периодов времени. В Послании к Евреям 1:2 сказано, что Иисус Христос сотворил мир; то есть периоды времени. Но запрещения на любовь не включают это слово.

Третье слово – «ойкумене» – обозначает мир как населенную землю и подчеркивает мир людей. Мы не имеем запрещения любить людей на земле. Фактически, если нет любви к ним, то им не будет возвещения Евангелия.

Четвертое слово – «космос» – используется в нескольких различных значениях. «Космос» в буквальном смысле означает упорядоченное устройство; то, что было систематизировано, упорядочено или расположено. Когда это слово не используется в этическом, нравственном или теологическом смысле, оно становится почти эквивалентом слова «ойкумене», или «населенная земля» доставка воды очищенная вода. Слово «космос» иногда относится к миру людей. Например, в Иоанна 1:9-10 использовано это слово: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал». Здесь «космос» используется в отношении мира людей, или созданной Богом вселенной. В Иоанна 3:16 также используется это слово: «Ибо так возлюбил Бог мир [«космос»], что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Мы имеем запрещение любить мир не в этом общем смысле. В Новом Завете есть три различных использования слова «космос» в этическом смысле. Их понимание даст нам подход к учению, что мы не должны любить мир.

Значения греческого слова «космос» (мир)

Прежде всего, поскольку слово «космос» относится к упорядоченной, или устроенной, системе, то данное слово указывало на организованную систему, которая находится под властью сатаны. Сатана – его бог, или правитель мира. В Иоанна 12:31 вы находите слова нашего Господа: «Ныне суд миру сему;
ныне князь мира [«космос»] сего изгнан будет вон». Или снова, в Иоанна 16:11, «князь мира сего осужден». Здесь сатана упоминается как правитель мира, правитель этого «космоса», который является упорядоченной, устроенной системой под его контролем.

Во-вторых, мы обнаруживаем, что «космос» – это проявление основной философии или цели сатаны. В 1 Коринфянам 2:12 Ап. Павел говорит: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога». Теперь он противопоставляет дух мира Духу Бога. Когда он говорит о духе мира, он говорит о господствующей, принуждающей, ведущей силе, которая управляет миром. Однако он говорит: «Дух все проницает, и глубины Божии» (ст. 10). Бог имеет цель. Он имеет программу. И эта цель, или программа, обобщается одной фразой: «глубины Божии».

Иоанн говорит о глубинах сатанинских (Откр. 2:24), и, сравнивая эти два стиха, мы находим, что существуют диаметрально противоположные цели, задачи, стремления, философии и системы мысли: «глубины Божьи» и «глубины сатанинские». Глубины сатанинские проявляются в мировой системе («космос») и через нее. Сатана в ней – это князь, правитель, бог.

Далее мы находим, что мировая система («космос») – это канал, через который развивается сатанинская программа. Так же, как демоны не могли действовать вне тела человека или животного, через которое они проявляли себя, так и сатана не может явить свою цель, свою философию, свое желание или достичь этого без некоторого канала, через который он действует. Через мировую систему («космос») сатана пытается препятствовать цели Бога. В Откровении 11:15 указывается на «царство мира сего», или царство этого «космоса». Царство в этом нынешнем мире – это средство, через которое сатана стремится достичь своей цели.

Мы находим, что система «космоса» под правлением сатаны, князя этого мира, имеет свои собственные стандарты, свое собственное поведение, свои собственные задачи, притязания и цели. В Ефесянам 2:2 Апостол напоминает обращенным язычникам, что в минувшие времена «вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Заметьте, что апостол говорит, что вы жили «по обычаю мира сего». Затем он уточняет свое объяснение, говоря: «по воле князя, господствующего в воздухе». Итак, жить по обычаю мира означает жить согласно диктату правителя этого мира, самого сатаны. Мы находим, прежде всего, что, когда слово «космос» используется в этом этическом смысле, оно используется в отношении организованной системы под началом сатаны как своего правителя.

Эта система является выражением сатанинской философии, каналом сатанинских программ и имеет собственный стандарт поведения, диаметрально противоположный Богу. Мир-космос, во втором этическом использовании, относится к человечеству, безбожному множеству людей, которые стали чужими Богу, и поэтому они враги Бога. Когда слово «мир» используется в отношении людей, оно обозначает людей в их вражде против Бога. Например, Господь сказал: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Иоан. 7:7).

Система не может ненавидеть, и когда наш Господь говорит, что мир «Меня ненавидит», Он имеет в виду другое значение слова «мир», чем организованная система. Здесь Он использует слово «мир» в отношении людей и говорит, что людей в мире характеризует ненависть к Богу. Или, к примеру, слова Господа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Иоан. 15:18). Павел пишет: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1:21).

В первых ссылках, которые мы процитировали, мир людей характеризовался ненавистью к Богу. Здесь, в Послании к Коринфянам, мир характеризуется незнанием Бога. Через сатанинскую философию мир не знал Бога и не приходил к пониманию Его. И снова, Павел говорит: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:32). Здесь апостол подчеркивает тот факт, что мир людей, в своей вражде и своем невежестве, находится под Божественным осуждением.

Слово Божье дает нам множество описаний мирских людей в мировой системе. Прежде всего, в 1 Коринфянам 1:21 мирские люди отмечены своим незнанием Бога. Это не подразумевает, что мирские люди не имеют своих богов. У них много богов, но они не знают об истинном Боге. Петр пишет (2 Пет. 2:20), что мир характеризуется осквернением: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого».

Особо подчеркнем выражение «скверн мира». С Божественной точки зрения, мир загрязнен, или находится в скверне. Во 2 Петра 1:4 апостол заявляет, что «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Мир не только загрязнен, но и растлен. Есть различие между бездействующим ядом и отравляющим ядом. Перед лицом Бога мир не только загрязнен, но в этом загрязнении есть действие, распространяющее тление. Он не бездейственный, но активно инфицированный, и именно на этом делает акцент Петр, когда говорит, что мы удалились от «господствующего в мире растления похотью».

Далее мы находим, что мир находится под осуждением, и мирские люди находятся под осуждением вместе с князем этого мира. Мы ссылались ранее на Иоанна 12:31 – «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». И когда на Кресте для князя этого мира было отмерено осуждение, то это осуждение сошло на всех, кто находится в системе «космос».

Апостол Иоанн говорит нам, что мир находится под сатанинским управлением: «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан. 5:19). Это можно перевести буквально так: «Весь мир убаюкан (как мать убаюкивает малыша) в руках дьявола».

Мир находится под сатанинским контролем. Таким образом, мир отмечен незнанием Бога, скверной, тлением, осуждением, в котором он находится.

В-третьих, слово «космос» относится к мирским делам или всему мирскому. Джозеф Х. Тэйер (Joseph H. Thayer), один из наших греческих лексикографов, определяет это использование, как «совокупность земных вещей; весь круг земных товаров, вкладов, богатств, преимуществ, удовольствий и т.д., которые, хотя они пустые, ненадежные и мимолетные, всё же вызывают желания движения, увлекают от Бога и являются препятствием делу Христа». Первое использование слова «мир» было в связи с системой. Второе использование было в связи с людьми в этой системе. Так вот, слово «мир» относится к инструментам, используемым людьми в этой системе. Мы называем их мирскими вещами.

Именно на это ссылался апостол, когда сказал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).

Сказанное апостолом означает, что мирские вещи, которые раньше искушали его и которые обычно искушают человека, больше не имели для него никакой привлекательности, потому что он умер для всего мирского. Также в 1 Иоанна 2:15-16 апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». И он использует выражение «что в мире», чтобы указать на искушения, которые могут прийти к мирским людям, находящимся в мировой системе. Павел (Ефес. 2:2) напоминает нам, что, когда мы живем по обычаю этого мира, наша жизнь изо дня в день прогибается под тем, что предлагает мир.

Когда вы рассматриваете слово «мир» в его этическом использовании в Новом Завете, то оно сначала указывает на систему, находящуюся под контролем сатаны и являющуюся выражением философии сатаны. Во-вторых, вы видите, что оно указывает на людей, находящихся в системе сатаны. А, в-третьих, вы видите, что оно касается того, что исходит от бога этой системы, чтобы держать людей в её рамках. Тогда вы можете понять, почему нам дано это повеление Священного Писания: «Не любите мира».

Отношение верующего с миром

Рассмотрите отношения верующего с миром. Прежде всего, верующий взят из мира («космос»). Помните, что он был рожден в мире («космос»); он был частью царства сатаны; он был мирским по рождению. Но верующий взят из мира через новое рождение. Послушайте слова нашего Господа, когда Он в молитве Отцу говорит об учениках: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан. 17:16). Как Христос принадлежал небесам, хотя Он ходил по земле, точно так же верующий перенесен из этого мира («космос»), и он больше не гражданин его, как и Иисус Христос, хотя Он ходил посреди него. Наш Господь сказал: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Иоан. 15:19). Христос подчеркивает большой переход, который произошел. По природному рождению они были в мире, но через новое рождение они взяты из мира.

Верующий не только был взят из мира, но в юридическом смысле он был отделен от мира. Именно это имел в виду апостол, когда сказал, что он был распят для мира, и мир для него (Гал. 6:14). Мир раскладывает перед человеком свои приманки, и человек может считать их очень соблазнительными, но когда его забирает смерть, мир может развесить перед ним свои самые избранные безделушки, но они уже не имеют никакой привлекательности. У него больше нет глаз, чтобы видеть; у него больше нет ушей, чтобы слышать; у него больше нет рук, чтобы дотянуться, схватить и прижать к груди то, что дарит этот мир.

И апостол говорил: «Я умер с Христом, и когда я умер с Христом, то я, будучи мертвым для мира, больше не могу соблазняться миром». Верующий был в юридическом смысле отделен от мира, и именно поэтому апостол мог написать: «Наше же жительство [или гражданство] – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3:20). Произошла перемена: мы были рождены, как граждане этого мира, а теперь через новое рождение мы сделаны гражданами славы.

Мы находим в следующем месте, что верующий был послан нашим Господом в мир, из которого он был взят и отделен в юридическом смысле. В Своей молитве наш Господь говорит: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Иоан. 17:11). А также: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (ст. 18). Господь Иисус Христос никогда не отдавал Своего права на место одесную Отца, родившись в мир и став воплощенным Сыном Божьим. Он сказал, что, как Он принадлежал небесам, хотя и был в мире, так и ученики больше не принадлежат миру. Иисус послал их в мир, чтобы они были подобны свету, сияющему во тьме.

Хранить себя от мира

Хотя верующий послан в мир, он должен хранить себя от мира. В первой главе Послания Иакова апостол говорит: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (ст. 27). Иоанн снова добавляет своё доказательство: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2:15). Своей смертью во Христе верующий был отделен от мира. Он послан в мир, чтобы быть свидетелем для мира, но он должен хранить себя от мира. В предыдущем изучении мы определили плотское состояние (вожделение плоти), как любое проявление телесной природы человека. Подобным образом, обмирщение – это любое сообразование с мирской («космос») системой сатаны.

Различие между плотским состоянием (вожделение плоти) и обмирщением (любовь к мирскому) не столько в том, что человек делает, сколько в побуждении для его действий. Если какой-либо поступок происходит от желания плоти, то это называется плотским состоянием, или вожделением плоти. Если он происходит в ответ на искушение мира, то это называется обмирщением, или любовью к мирскому. Мы проводим различие между обмирщением и плотским состоянием не столько в том, что человек делает, сколько в связи с прельщающим его источником.

Как нам, верующим, следует жить посреди мира и хранить себя неоскверненными от мира? Апостол пишет весьма практические наставления: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим [космос], как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:29-31).

Здесь находится один из первых принципов, заложенных в Священном Писании для управления жизнью верующего в отношении мира. Он должен использовать мир, но не злоупотреблять этим. Мы должны признавать, что в этом мире есть много такого, что хорошее, пригодное и полезное.

Верующий не призывается отделить себя от всего того, что он может использовать правильно, но к тому, чтобы использовать это без злоупотребления. Например, автомобиль или радио могут использоваться для хорошей цели или могут быть направлены на неправильные цели. Мирским будет то, на что направлено использование данной вещи, а не она сама. Итак, проблема в жизни верующего состоит в том, чтобы пользоваться, а не злоупотреблять тем, что в мире («космос»). Верующий должен постоянно судить о всех своих мыслях, желаниях и притязаниях и должен сообразовывать каждую мысль с Господом Иисусом Христом.

Проблема побуждений и привязанностей

Это приводит нас к отношению Святого Духа к проблеме этого мира в жизни верующего. Обмирщение – это по существу проблема побуждений и привязанностей. За этой проблемой привязанностей стоит проблема эгоизма, или себялюбия. Мы желаем ублажать себя, и когда мы будем проявлять нашу собственную природу с её желаниями, целями, притязаниями и амбициями, то легко станем добычей искушений, которые сатана поставит перед нами через мир, чтобы отнять нашу любовь к Господу Иисусу Христу. Итак, Дух должен восседать, как Правитель и Господь наших привязанностей. Именно поэтому Иоанн пишет в отношении любви, что дитя Божье не должно любить мир. Опасность состоит в том, что Дух Божий лишится Своего полноправного управления в жизни верующего, и верующий будет блудить данной ему Богом способностью, любя то, что Бог ненавидит.

Именно по этой причине Ап. Иаков говорит: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?» (4:4). Прелюбодей – это тот, кто неверен тому, с кем он соединен в любви. А духовный прелюбодей – это дитя Божье, которое позволяет, чтобы его любовь блудила в том, что ненавистно Богу. Давать место искушениям и уговорам, которые идут к нам от системы, находящейся под сатанинским управлением, чтобы сообразовываться с князем этого мира, вместо того чтобы уподобляться Господу Иисусу Христу, – это обмирщение. И только тогда, когда побуждения, цели, желания, удовольствия и привычки человека будут поставлены под управление Святого Духа, он сможет избавиться от этого врага, который приближается к нам извне через искушения.

Павел открыл нам секрет того, как мы можем удержаться от сообразования с этим миром. В Римлянам 12:2 он дает повеление: «Не сообразуйтесь с веком сим…». В чем же противоядие от сообразования с миром? Оно находится в следующей фразе: «… но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Обновление вашего ума – это действие Святого Духа на процесс вашего мышления, ваши чувства, вашу волю, чтобы тот, кто по своей природе падает перед искушением сатаны посредством мировой системы, был сохранен Духом и сообразовывался бы с Христом.

Дух побуждает нас отбрасывать эти искушения и уподобляться Иисусу Христу, а не сообразовываться с этим миром. «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16). Секрет избавления от похоти плоти – это хождение Духом, или хождение в сознательной зависимости от Духа. Единственное избавление, которое имеет дитя Божье, единственная охрана против мирских искушений находится в сознательной зависимости от Святого Духа Божьего.

Именно эту мысль имеет в виду Ап. Иаков, когда говорит о нашем тройном враге. Он говорит о нашей ветхой плотской природе, как о вожделениях, «воюющих в членах ваших» (4:1). Он говорит о мире, как о враге Бога (ст. 4). И он говорит о враге, дьяволе (ст. 7). А вот и противоядие от этого тройного врага:
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (ст. 8).

Сознательные, близкие отношения с Богом и непрерывная зависимость от силы Святого Духа могут закрыть нам глаза на искушения мира и сообразовать нас с Господом Иисусом Христом. Только тогда, когда мы понимаем нашего врага, его методы, его цели и когда мы обновлением своего ума ходим в сознательной зависимости от Духа Божьего, только тогда мы можем уподобиться Христу и отделиться от мира.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий