Святой Дух: личность или влияние?

Если бы вас спросили: «Действительно ли Иисус Христос – это Личность, и осознаете ли вы личное общение с Ним?», вы бы без сомнений или колебаний ответили: «Конечно, Он очень реален для меня». Если бы вас спросили: «Действительно ли Бог Отец – это Личность, и осознаете ли вы личное общение с Ним?», вы бы, возможно, с немного меньшей уверенностью ответили: «Да, я знаю, что Бог – это Личность, и хотя я чувствую себя ближе и более глубоко связанным с Господом Иисусом Христом, все же я признаю, что общение с Богом Отцом возможно». Если же вас спросить: «Действительно ли Святой Дух – это Личность, и вы осознаете личные отношения с Ним?», то вы, вероятно, скажете: «Я никогда не осознавал какого-либо личного общения со Святым Духом», или «Как может человек иметь общение со Святым Духом?»

Поскольку мы представляем Вам учение, что Святой Дух – это Личность, то вы можете подумать, что рассматриваемый предмет лучше всего подходит для теологической аудитории. Однако никакое последующее изучение великих доктрин о труде Святого Духа не будет иметь лично для вас большого значения, если вы не поймете, что мы рассматриваем Того, Кто такая же Личность, как Бог Отец или Бог Сын. Святой Дух обладает свойствами личности, как и мы с вами.

При изучении этих важных доктрин наше желание не только в том, чтобы просветить ваш ум, для того чтобы вам интеллектуально усвоить истину Слова; наше желание – поставить вас лицом к лицу с Личностью, чтобы вы наслаждались общением с Ним. Личность может иметь общение только с другой личностью.

Поэтому мы начинаем наше изучение служения Святого Духа с рассмотрения вопроса: «Святой Дух – это Личность или влияние?», для того чтобы вы знали, что Он обладает всем, что составляет личность. Мы можем иметь общение с Ним, слушать Его слова, любить Его и повиноваться Ему.

Спустя несколько столетий после смерти Христа жил человек, который стал известным своими еретическими взглядами. Его имя было Арий. Он говорил, что Святой Дух был только проявлением энергии Бога. Поскольку Бог Отец – это Личность, то Его личные качества могут проявляться, и это проявление Личности Отца – действующая энергия, которая исходит от Отца.

Следовательно, Арий отрицал истинную Личность третьего Лица Троицы, Святого Духа. Хотя это толкование было осуждено на Никейском Соборе в 325 г. Р.Х., как еретическое толкование и еретическое учение, оно не прекратилось. После Реформации Социний подхватил осужденную ересь Ария. Он отрицал Личность Святого Духа и сделал дальнейший шаг, говоря, что Дух – это вечно действующая энергия Бога. Так как Бог вечен, и Он, как Личность, всегда проявлял силу, то этим вечным проявлением Его силы был Дух Божий. Эта доктрина стала основанием для унитаризма и сходных движений, которые отрицают Троицу. Это толкование, которое осуждается Словом Божьим, и которое в прошлой истории церкви считалось еретической доктриной. Что же тогда служит основанием для понятия, что Святой Дух – это влияние, сила, энергия, а не Личность?

Данное понятие базируется, главным образом, на том факте, что греческое слово, которое переведено как «дух», – среднего рода. Греческое слово «пнеума» обозначает «дух» или «воздух».

Оно знакомо вам по нашим словам «пневматика», «пневматический». Вы едете на пневматических шинах, шины надуваются «пнеума» – воздухом, или дыханием. Поскольку слово «пнеума» среднего рода, переводчики Библии иногда при переводе для обозначения Духа использовали местоимение «это».
Например, в некоторых английских переводах текст Римлянам 8:26 читается так: «Дух – это ходатайствует за нас» … Из-за этой случайности в английском переводе многие думали, что Святой Дух не «Он», а «это». «Это» не может быть личностью. Именно от такого перевода произошло много лжеучений.

Так вот, в связи с переводом оригинального текста мы обнаруживаем странную вещь. Хотя слово «дух», или «пнеума» среднего рода, есть случаи, где используется местоимение мужского рода. В Иоанна 14:26 мы читаем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, [греч. «Он», то есть Святой Дух] научит вас всему…». Единственная причина, почему в греческом тексте могло использоваться местоимение мужского рода «Он» в отношении существительного среднего рода «пнеума» (дух), состояла в том, что было признано, что Дух не был влиянием или силой, а Личностью. Следовательно, в отношении Духа должно использоваться местоимение мужского рода. В Иоанна 16:13-14 мы снова находим то же самое: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Для многих из вас это может показаться технической и относительно маловажной подробностью, однако это очень важное соображение. По самому тексту оригинала мы видим, что из-за того, что слово «пнеума» (дух) оказалось существительным среднего рода, не следует делать вывод, что Святой Дух не Личность.

Давайте исследуем несколько мест Священного Писания, которые весьма убедительно показывают нам, прежде всего, что Святой Дух – это Личность, и, во-вторых, что Святой Дух – Бог.

Мы обычно делим категории личности в три сферы: интеллект, эмоции и воля. С помощью интеллекта человек может знать, думать и понимать. С помощью эмоциональной способности человек может чувствовать и любить. С помощью воли человек может принимать решения и действовать. Вы можете доказать, что вы личность, потому что вы думаете, потому что любите и потому что своей волей что-то приводите в действие. Если мы можем видеть из Слова Божьего, что Святой Дух имеет эти способности, то должны заключить, что Он Личность.

Личность Святого Духа

Кто или что такое Святой Дух? Некоторые рассматривают Его как олицетворение святой силы, в том же самом смысле, как они рассматривают сатану как олицетворение злой силы. В обоих случаях и Святой Дух, и сатана не рассматриваются как обладающие личностью сущности. Другие рассматривают Дух как Божью энергию, безличную силу или влияние, которое Бог использует, чтобы приводить в действие Свою волю во вселенной.

Влияние восточных религий и их веры в пантеизм (представление, что Бог – это всё, а всё – это Бог), было видно в кинотрилогии «Звездные войны». Приказ «чувствовать силу» означал, что Люк Скайвокер должен был ощутить своё единство с вечной энергией, которая пронизывает вселенную и всю жизнь.
Эту энергию, этот смысл единения с божеством можно было объяснить, как проявление духа, который приводит в действие жизнь.

Ошибочная доктрина модализма учит, что Бог – это Одна Сущность, проявляющаяся в трех видах (модальностях): Отец, Сын и Святой Дух. Эта позиция отрицает вечное существование трех отдельных Лиц в Одной Божественной Сущности. В монотеизме, который отвергает учение тринитаризма, Святой Дух рассматривается как просто вид или проявление Бога. Его защитники часто используют наглядный пример воды и её трех состояниях: жидкости, пара и льда. Однако вода не может одновременно быть жидкостью, паром или льдом и изменяться из одной формы в другую. Кроме того, Бог не существует иногда как Отец, иногда как Сын и в другие разы как Святой Дух. Также Отец не изменяется в Сына, или Сын в Дух.

С другой стороны, унитарный монотеизм верит в одну Божественную Сущность и в одну вечную Личность, а именно, Бога Отца. Согласно этому взгляду, Иисус Христос рассматривается просто, как Человек с сильным Божественным сознанием, а Святой Дух уменьшен до обозначения деятельности Бога в мире. Таким образом, унитарный подход отрицает Личность Святого Духа.

Евангельские верующие верят в тринитарный монотеизм. Мы верим в Единого Бога, вечно существующего, или сущего, в трех Личностях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Мы верим в единственность этих трех Личностей в одной Божественной Сущности. Мы также утверждаем, что Отец – это не Сын или Дух, что Сын – это не Отец или Дух, и что Дух – это не Отец или Сын. Мы утверждаем вечную и отличительную Личность Отца, Сына и Святого Духа.

Синклер Фергюсон правильно заметил: «Ибо, в то время как Его труд признается, Сам Дух остается для многих христиан неизвестным, безликим аспектом Божественной Сущности».

Некоторые богословы называют Святой Дух забытой или неизвестной Личностью Божества. Однако Святой Дух – это реальная, Божественная Личность, и мы должны желать знать Его лучше.

Каким не может быть Святой Дух

Святой Дух не подобен духу человека На Библейском занятии в церкви, где я нес пасторское служение, один пытливый студент спросил меня, подобен ли Святой Дух духу, который у людей. Конечно, Бог образовал тело Адама из праха земного, вдохнул в человека дыхание жизни, и он стал живым существом (Быт. 2:7). Каждый человек, таким образом, это физическая и душевная сущность. Он как материальный, так и нематериальный. Христос проводил различие между телом и душой человека (Матф. 10:28). Павел говорил, что люди состоят из духа, души и тела (1 Фес. 5:23). В этой жизни нематериальная сущность неразрывно связана с материальным телом; и то, что влияет на одно, влияет на другое.

В смерти духовная сущность отделяется от безжизненного тела. Подлинный верующий идет к Христу, а неспасенный человек идет в ад, чтобы ждать последнего Суда.

Дух Божий, тем не менее, не походит на дух человека. Павел проводит это различие: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11).

«Живущего в нем» (то есть, в человеке) – чрезвычайно важные слова. Однако те же самые слова «живущего в нем» не повторены в отношении Духа Божьего, потому что Святой Дух не находится в Боге. Дух знает то, что Божье, потому что Он Бог. Отец, Сын и Святой Дух – все знают то, что Божье, потому что они равны друг другу в Божестве.

Кроме того, что Святой Дух называется Духом Божьим, Он также называется Духом Христа (Рим. 8:9). Эти отношения – не то же самое, как если бы я сказал «дух Романа Дехтяренко». Как человек, я духовная сущность, созданная по образу Бога, живущая в материальном теле. Хотя Бог Сын взял на Себя человеческую природу через Воплощение, Святой Дух не состоит в тех же самых отношениях с Иисусом Христом, как мой дух со мной. В то время, как Святой Дух и Иисус Христос – это две отдельные Личности, мой дух и я – нет.

Святой Дух – не физическая Сущность Иисус Христос учил, что Бог в Своей сущности есть дух (Иоан. 4:24). Аналогично, Павел утверждал, что Бог бессмертный и невидимый (1 Тим. 1:17). Само имя Святого Духа показывает Его нематериальную природу. Он бесплотный дух. Он не имеет вида или формы.

В Ветхом Завете записаны теофании, явления Бога в виде человека, и христофании, явления Сына в виде человека до Его воплощения. Бог использовал эти появления, чтобы явить Себя и Свою волю людям таким способом, чтобы они поняли. Однако Бог не имеет физических, человеческих органов, таких как глаза, уши или руки. Подобные слова были для бесконечного Бога средством сообщения с ограниченным человечеством.

Животные – это существа с физической жизнью. Они действуют по сотворенному инстинкту, и, когда они умирают, их существование оканчивается. Люди – это душевные и физические существа, созданные по образу Божьему. Когда человек умирает, дух отделяется от тела. Жизнь человека продолжается, потому что жизненное начало сосредоточено в его духе.

Ангелы – это духовные существа, которые занимают ограниченное пространство и могут материализоваться, часто в виде людей. Ангелы никогда не умирают, как люди или животные. Однако Святой Дух – это духовная, личная, вечная Сущность. Он всюду присутствует; Он не обладает физическими свойствами.

Святой Дух – это не «что-то» Обозначение «Святой Дух» – это перевод с греческого «хагион пнеума». Слово «пнеума» (обычно переводимое как «дух» или «ветер») – грамматически существительное среднего рода.

В греческом языке существительные, местоимения, прилагательные и артикли бывают мужского, женского и среднего рода. Эти три грамматические категории не имеют никакого отношения к личности или различию полов. Например, греческое слово для обозначения дома – это «ойкос», оно мужского рода. Поэтому все определяющие его слова стоят в мужском роде. Однако, так как дом – это предмет, то при переводе необходимо сделать поправку для передачи этого факта.

Например, если я говорю: «Я вижу мой дом и захожу в него», то для согласования со словом «дом» используется местоимение мужского рода «него». Было бы смешно сказать: «Я вижу мой дом и иду в это».

Некоторые из тех, кто отрицает Личность Святого Духа, заявляют, что термин «пнеума» среднего рода. Следовательно, они заключают, что Дух должен быть «это», или «что-то». К сожалению, английский перевод короля Иакова имеет такой перевод: «Дух этот свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим. 8:16; см. также 8:26). Греческое слово, переведенное на английский как «этот», – местоимение среднего рода «ауто», которое согласовывается в роде со словом «пнеума» (Дух), существительным среднего рода. Лучший перевод, включенный почти во все современные английские переводы, – это «Сам Дух».

Христос использовал местоимения как мужского, так и среднего рода, чтобы описать Святой Дух. В ночь перед распятием на кресте Он сказал Своим ученикам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15:26). Звание «Утешитель» (буквально «Помощник») – это греческое существительное мужского рода «параклетос». Относительное местоимение «Которого» («хон») также мужского рода, и оно согласовывается со словом «параклетос». Относительное местоимение «Который» («хо») среднего рода, и оно согласовывается со словом «пнеума» (Дух).

Местоимение «Он» – это перевод слова «экейнос», которое мужского рода для согласования со словом «параклетос».

Ранее Христос обещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [«аллон параклетон»], да пребудет с вами вовек» (14:16). Прилагательное «другого» («аллон») означает «другой того же вида». Христос был личным Утешителем и Ободрителем для Двенадцати; таким образом, Святому Духу также надлежало быть личным Помощником. Христос сравнил Себя с другой Личностью, а не с каким-то безличным влиянием или предметом.

Христос также сказал апостолам: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же [«параклетос», муж. род], Дух Святый [«то пнеума то хагион», сред. род], Которого [«хо», сред. род] пошлет Отец во имя Мое, [Он, «экейнос», муж. род] научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14:25-26). Соединение существительных и местоимений мужского и среднего рода снова указывает на Личность Святого Духа. Кроме того, учительские обязанности Духа также указывают, что Он Личность, как и Христос был научающей Личностью.

Христос позже объявил: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель [«параклетос», муж. род] не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его [«аутон», муж. род] к вам, и Он [«экейнос», муж. род], придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (16:7-8).

Использование местоимений мужского рода согласовывается с мужским родом слова «параклетос»; и служение обличения указывает на труд реальной Личности.

Снова Господь Иисус заявил: «Когда же приидет Он [«экейнос», муж. род], Дух [«то пнеума», сред. род] истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он [«экейнос», муж. род] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (16:13-14). Использование слова «экейнос» в этих стихах знаменательно, потому что его ближайший антецедент – это слово «параклетон» (16:7), тогда как в непосредственном контексте находится слово среднего рода «пнеума». И снова, естественная замена местоимений мужского и среднего рода свидетельствует в пользу Личности Святого Духа.

Дела Святого Духа, упомянутые в этих стихах, также указывают на Личность, а не вещь.

Мы рассмотрели, что Святой Дух не подобен человеческому духу, а также физическому или безличному влиянию. Теперь мы переходим к рассмотрению положительных свидетельств в Св. Писании, которые доказывают, что Святой Дух – это истинная Божественная Личность, равная Личности Богу Отцу и Богу Сыну.

Святой Дух имеет качества личности

Признаки личности включают осознание собственного существования, понимание самосознания и отличия от других лиц и вещей, а также чувство нравственной сознательности.

Черты личности также включают способности думать, чувствовать, делать выбор. Как люди, мы нравственные, умственные, эмоциональные, волевые существа. Точно так же ангелы имеют эти признаки личности. Из нашего понимания личности людей и исследования Слова Божьего мы можем утверждать несомненно, что Святой Дух – это Личность.

Он думает Святой Дух имеет разум. Он всеведущий, то есть Он знает всё.

Павел написал: «Испытующий же сердца [Бог Отец] знает, какая мысль у Духа, потому что Он [Дух] ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:27). Таким образом, Дух имеет разум, бесконечный разум.

В своем изложении непременного служения Святого Духа в Божественном откровении, вдохновении и просвещении Павел заявил: «Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Для того чтобы Он полностью знал то, что Божье, Он должен также быть Богом, поскольку только Бог может знать Бога совершенно.

В 1 Коринфянам 2:10-11 мы видим служение Духа, которое показывает, что Он имеет интеллектуальные способности. Павел говорит нам: «Нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Дух Божий знает.

Что же знает Дух Божий? Он знает глубины Божьи. Все, что в Отце, и всё богатство Божественной истины, которое в Отце, понятно и известно Святому Духу. Поскольку Он знает, то может открыть то, что Он знает о Боге. Трудно человеку учить тому, о чём он сам не знает, и одно из первых требований к хорошему учителю – чтобы он знал свой предмет. Если Святой Дух способен научить тому, что Христово, явить то, что у Отца и Сына, то это потому, что Он знает то, что Божье. И Дух знает, потому что Он обладает способностью мыслить; способностью знать, а это один из необходимых компонентов истинной личности.

Со всей очевидностью, Святой Дух должен иметь интеллект, чтобы учить (Иоан. 14:26), свидетельствовать (15:26), обличать (16:8), направлять (16:13), открывать (16:13) и прославлять Христа (16:14). Исаия называл Святого Духа Тем, Кто совершает помазание обетованного Мессии, наполняет Его и пребывает в Нем. Он описал Его таким образом: «И почиет на Нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» (11:2). Эти черты показывают, что Святой Дух имеет разум, бесконечную способность думать.

Он чувствует Павел предостерег верующих: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4:30). Умышленный грех христианина доставляет эмоциональную боль пребывающему Духу. Греческое слово «липео» (огорчать) – это то же самое слово, которое используется для обозначения горя апостолов из-за предстоящего распятия Христа на кресте (Матф. 17:23). Это горе богатого юноши после того, как он в неверии отошел от Христа (19:22). Это скорбь учеников после объявления, что один из них предаст Христа (26:22). Это сильная скорбь Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду (26:37). Это печаль Петра, когда Христос призвал его к любви и преданности (Иоан. 21:17). Это печаль Коринфской церкви, ведущая к покаянию (2 Кор. 2:2, 4; 7:9, 11).

Это печаль верующих о смерти близких (1 Фес. 4:13) и бремя тягот, вызванных испытаниями жизни (1Пет. 1:6).

Слово «печаль» («липе»), производное от глагола «печалить», используется для описания горя учеников в Гефсиманском саду (Лук. 22:45). Оно описывает горе апостолов о предстоящем распятии Христа на кресте и прощании с Ним (Иоан. 16:20). Это также тяжелое бремя на сердце Павла о спасении Израиля (Рим. 9:2); эмоциональная боль Павла из-за непослушных коринфян (2 Кор. 2:1, 3); беспокойство Павла о болезни Епафродита (Фил. 2:27) и действие Божественного наказания верующих (Евр. 12:11).

Родители печалятся из-за противления и непочтительности их детей. Мужья и жены огорчают друг друга словесными нападками и безнравственными делами. Эмоциональная боль кажется намного более серьезной, когда те, кого мы любим больше всего, нарушают наши отношения. Точно так же и Святой Дух. Всякий грех огорчает Дух, но преднамеренные грехи, совершаемые против Него верующими, в которых Он пребывает, доставляют Ему наибольшую боль. Такая скорбь показывает эмоциональный аспект Его Личности.

В Ефесянам 4:30 мы имеем ключ к эмоциональной способности Святого Духа: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления». Печаль – это проявление способности чувствовать, и личность должна иметь способность любить, прежде чем любовь может быть огорчена. Тот факт, что Святой Дух может скорбеть, открывает то, что Дух обладает эмоциональной способностью, которая может быть ранена грехами против Его сердца. Следовательно, поскольку Апостол дает нам повеление «не огорчать Святого Духа», то он косвенно учит нас тому факту, что Святой Дух обладает способностью чувствовать.

Он решает Святой Дух имеет волю, волевую способность. Он может выбирать, Он может решать. Святой Дух сказал пророкам и учителям церкви в Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Святой Дух выбрал двух из пяти. Его воля состояла в том, чтобы Павел и Варнава были первыми миссионерами в языческом мире.

Во втором миссионерском путешествии Святой Дух запретил Павлу и его команде проповедовать Евангелие в римских областях Азии и Вифинии (Деян. 16:6-7). И снова, Дух явил Свою волю относительно географической направленности в проповеди Слова. Все верующие получили духовные дары или способности от Святого Духа. Он также определяет, какой дар будет дан каждому христианину: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

Это распределение даров совершается по Его воле, а не по нашему желанию.

Святой Дух думает, чувствует и решает, потому что Он Личность. Точно так же, как мы проявляем черты нашей человеческой личности через свой ум, свои чувства и свою волю, так и Святой Дух являет Свою Божественную Личность в тех же самых сферах.

Святой Дух действует, как Личность

Мы проявляем то, кто мы и какие мы, в том, что мы делаем. Животные делают то, что они делают, потому что они животные.

Птицы делают то, что они делают, потому что они птицы. Люди делают то, что они делают, потому что они люди. Точно так же Святой Дух делает то, что Он делает, потому что Он Божественная Личность.

Он направляет Христос обещал Своим ученикам: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). Если нравственную, искупительную истину можно уподобить Северному полюсу, то Святой Дух подобен компасу, указывающему нам в этом направлении.

Глагол «ходегео» (вести) встречается в Новом Завете только пять раз. Христос использовал его дважды в отношении слепого, который ведет слепого (Матф. 15:14; Лук. 6:39). Он используется в отношении Христа, Агнца, Который будет водить искупленных «на живые источники вод» (Откр. 7:17). Когда Филипп встретил эфиопского евнуха и спросил этого вельможу, понимает ли он то, что читает в книге Исаии, евнух отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8:31). Святой Дух может использовать посвященных, желающих учиться верующих, чтобы они вели других к пониманию Слова Бога.

Глагол «вести» связан с нарицательным именем существительным «ходос» (дорога, путь). Быть направляемым включает направление движения, помощь, время и решимость человека продвигаться вперед в духовной жизни.

Он обличает Говоря о Святом Духе, Иисус Христос сказал: «И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде» (Иоан. 16:8). Глагол «эленко» (обличать) – это юридический термин. В зале суда прокурор должен представить присяжным и судье бесспорные свидетельства, что обвиняемый ответчик, несомненно, виновен.

В известном суде над О. Дж. Симпсоном Марша Кларк и Кристофер Дарден потерпели неудачу в своей попытке убедить присяжных в вине Симпсона, поэтому он был объявлен невиновным по всем выдвинутым против него юридическим обвинениям.

В моральном обличении о грехе, праведности и суде Святой Дух не пытается убедить судей в проступках грешника. Он скорее вызывает у грешника осознание его собственного личного греха и вины. Затем Он убеждает грешника признавать свою виновность перед Судьей вселенной. Только тогда грешник может получать благодатный дар спасения в Иисусе Христе.

Этот процесс нравственного и личного обличения может совершаться только другой нравственной личностью. Это воздействие жизни одной личности на другую.

Тот же самый глагол «эленко» используется, когда один верующий указывает на грех другого верующего (Матф. 18:15); когда Иоанн Креститель обличает Ирода Антипу (Лук. 3:19); когда темные дела грешника обличаются светом (Иоан. 3:20); когда неспасенные обличаются через свидетельство членов церкви (1 Кор. 14:24). Также когда верующие обличают бесплодные дела тьмы (Ефес. 5:11, 13); когда руководящие укоряют согрешающих членов и служителей церкви (1 Тим. 5:20). Это когда Бог порицает согрешающих христиан через Божественное наказание (Евр. 12:5); когда закон обличает в личной предвзятости (Иак. 2:9); и когда Христос укоряет верующих в церкви Лаодикии (Откр. 3:19).

На пасторов возложена ответственность по обличению (2 Тим.4:2; Тит. 1:9, 13; 2:15). «Обличение» («эленкос», 2 Тим. 3:16) указывает на одно из свойств богодухновенного Священного Писания.

Святой Дух обличает людей через Священное Писание посредством свидетельства обеспокоенных верующих. В нашем желании направлять других к нравственной воле Бога мы должны убедиться, что они действительно нарушили нравственный закон Бога, а не просто наши собственные любимые придирки или предубеждения.

Он трудится После того как Филипп крестил обращенного эфиопского евнуха, «Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте» (Деян. 8:39-40). Святой Дух, подобно вихрю, физически перенес Филиппа из одного географического места в другое. Это уникальное чудо было деянием Божественной Личности.

На острове Патмос Ап. Иоанн пережил нечто подобное Филиппу. Когда Иисус Христос позвал Иоанна в небо (Откр. 4:1), он сообщил следующее: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (4:2). Святой Дух перенес Иоанна с земли на третье небо и позволил апостолу увидеть часть будущего, как его видит Бог.

Он молится Павел написал: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27). Мы, верующие, не одни в нашем молитвенном борении. Как пастор, я часто молился о людях со смертельными болезнями. В этих случаях я был в борении. Должен ли я просить, чтобы Бог совершил чудо полного исцеления, или я должен просить, чтобы Бог уменьшил страдания этого человека, забрав его домой, в небеса? И, хотя я часто не знал, о чем молиться, Бог знал, что я хотел, чтобы Он был прославлен. Я хотел самого лучшего для больного человека и его семьи. Святой Дух знал моё сердце, и я уверен, что Он объявлял намерение моего сердца Богу Отцу.

Какая радость знать, что Святой Дух помогает нам и ходатайствует о нас. Он знает волю Бога намного лучше, чем мы.

Истинная молитва идет от наших сердец через Духа к Отцу. В щелях между огромными камнями в Иерусалиме, которые образуют Западную стену, также называемую Стеной Плача, находятся молитвы, написанные на бумаге. Туристы иногда крадут эти «бумажные молитвы», как сувениры. Набожные евреи, которые вкладывают свои письменные прошения в щели стены, надеются, что это поможет Богу помнить их молитвы. В отличие от этой формы косвенной передачи прошений Богу, молитвенное служение Святого Духа – непосредственное и личное.

Он исследует Павел написал: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1 Кор. 2:10). Глагол «эраунао» (искать) шесть раз встречается в Новом Завете. Христос бросил вызов Своим критикам исследовать тексты Священного Писания о Нем (Иоан. 5:39). Религиозные начальники, которые критиковали Никодима за его расположение защищать служение Христа, бросили ему вызов «Рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (7:52). Бог Отец и Бог Сын исследуют сердца людей (Рим. 8:27; Откр. 2:23). Пророки исследовали Ветхий Завет, чтобы понять соотношение страданий и славы обетованного Мессии (1 Пет. 1:10-11). Исследование включает в себя умственный анализ. Это может делать только личность. Таким образом, Святой Дух должен быть Личностью.

Он запрещает В Деяниях 16:6-7 Лука повествует о том, что произошло с Павлом и его командой во втором миссионерском путешествии апостола: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии.

Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их». Запрещение и разрешение – выбор личности.

Вопрос в том, что одна жизнь соприкасается с другой жизнью, один человек воздействует на другого.

Он говорит Когда Бог говорил, то Его могли понимать и люди, и ангелы (Евр. 1:1-2). Многие отрывки Библии указывают на то, что Отец говорит и Сын говорит. В других местах также возвещается, что Святой Дух говорил. Мы не знаем, были ли слова Духа слышимы каждому присутствующему или только предназначенному слушателю. Мы также не знаем, можно ли было записать эти слова на магнитофон, если такая технология была доступной в те дни. Когда «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деян. 8:29), Филипп понял, повиновался, и, таким образом, проповедовал Евангелие эфиопскому евнуху. Бог дал видение Петру в городе Иоппия. «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян. 10:19-20). Петр повиновался Божественному запрету.

Слова Святого Духа служителям церкви в Антиохии привели к назначению первой миссионерской команды. «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (13:2). Как Дух сказал эти слова группе? Мы не знаем, но, очевидно, служители распознали Божью волю и послали этих двух миссионеров на труд.

Составление Священного Писания также связано с речью или словами Святого Духа. Прежде чем был отобран Матфий, чтобы быть апостолом вместо Иуды, Петр объявил: «Мужи братия!

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (1:16). Павел использовал подобные слова: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» (28:25). Таким образом, текст Священного Писания – это голос Святого Духа. Как и в устном общении между людьми, так и слова Святого Духа имеют значение.
Слова Иисуса Христа также приравниваются к словам Святого Духа. Христос в семи письмах обратился к семи церквам Азии (Откр. 2-3). Каждое письмо также заканчивается: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (2:7, 11, 17, 29; 3:6, 13, 22).

Это совместные слова двух из трех Личностей Троицы.

Он любит Мы знаем, что Бог Отец любит нас (Иоан. 3:16), и что Бог Сын любит нас (Ефес. 5:25). Бог Святой Дух, будучи равен Отцу и Сыну, также любит нас. Павел написал: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Рим. 15:30).

Хотя это могло означать или нашу любовь к Духу, или Его любовь к нам, последнее кажется более вероятным. В конце концов, Его цель состоит в том, чтобы произвести в нас духовный плод, а именно, любовь (Гал. 5:22-23). Если Он хочет, чтобы мы любили других, то Он, конечно, также любит их и нас.

Со Святым Духом могут плохо обращаться, как с личностью

 

Мы можем загрязнять воздух, которым дышим. Мы можем загрязнять воду, которую пьем, и землю, которую обрабатываем.

Мы можем подвергать опасности животных, птиц и рыб. Однако наши грехи ещё большие, когда мы совершаем нарушения против других людей, потому что они созданы по образу Божьему (Быт. 9:6). Грех – это несоответствие воле и характеру Бога. В конечном счете, весь грех против Него. Все люди, и спасенные, и неспасенные, согрешают против Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Против Него могут богохульствовать Однажды Иисус Христос встретился со слепым и немым человеком, физические проблемы которого были вызваны демонами (Матф. 12:22). Христос изгнал демонов, и тогда человек стал способен видеть и говорить. Множество людей, которые засвидетельствовали это чудо, поставило под сомнение, мог ли Христос быть Сыном Давида, обещанным Мессией.

Потревоженные фарисеи опровергли благосклонную пытливость людей таким заявлением: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (12:24). Фарисеи признали реальность изгнания нечистой силы. Начальники подтвердили, что человек был действительно слепым и немым, что он был одержим демонами, что демоны действительно существуют как сверхъестественные злые существа, и что сатана, или веельзевул, – это правитель демонов. Однако фарисеи согрешили, когда заявили, что Иисус Христос совершил это чудо злым духом сатаны, а не Святым Духом.

Христос отвечал таким предупреждением: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (12:31). Так как подвергаться богохульству может только Личность, то Святой Дух должен быть Личностью.

Христос признал, что Его побудил к действию Святой Дух. «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (12:28). Вопрос был ясен: «Был Иисус Христос обладаем Святым Духом или сатаной?» Хула на Святого Духа была непростительным грехом еврейских начальников. Называя их «порождения ехиднины» (12:34), Христос подтвердил их осуждение: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (12:32). «Сей век» относится к веку, когда Христос был на земле, проповедуя, исцеляя и предлагая Мессианское Царство Израилю.

Выражение «век будущий» относится к веку Церкви, которому предстояло настать после смерти и воскресения Христа. Эти же самые еврейские начальники, в ослеплении своего духовного жестокосердия, неоднократно отвергали проповедь апостолов (Деян. 4:1-21; 5:17-40).

Некоторые сказали, что хула против Святого Духа – это отвержение Иисуса Христа как своего Спасителя. Конечно, это присутствовало, потому что только неверующие делали подобное обвинение против Христа. Однако этот грех богохульства включал намного больше, потому что была конкретно заявлена причина, по которой они отвергнули заявления Христа.

Помните то, что Иисус сказал: «Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему» (Матф. 12:32). Человек может злословить Христа, а позже получить от Него прощение.

Сам Павел признавался: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии» (1 Тим. 1:12-13). В своей неспасенной жизни Павел был хулителем и фарисеем. Однако он не богохульствовал против Личности Святого Духа. Он не совершал того же греха, словом или смыслом, который совершали фарисеи в дни Иисуса. Он отвергал Мессианство Христа и преследовал Церковь, но он, со всей очевидностью, никогда не считал, что Христос совершал чудеса с помощью сатаны.

Люди сегодня не говорят на языках силой Святого Духа. Я получил несколько писем от разгневанных читателей, которые обвиняли меня в грехе хулы на Святого Духа. Меня также обвиняли в хуле на Святого Духа, потому что я говорю и пишу, что христианин не может быть одержимым демоном, и у нас в церкви нет служения изгнания бесов. Никому не хотелось бы получать подобные письма, и я не исключение. Я отвечал на эти письма и призывал читателей тщательно исследовать историческую ситуацию, в которой фарисеи богохульствовали.

Хула на Святого Духа – это грех, имеющий вечные последствия. Это оскорбление Его Личности и Его святости. Ни один подлинный верующий не совершал и не мог бы совершить такой грех.

Ему могут лгать В ранней истории Иерусалимской церкви Анания и Сапфира, супружеская пара, продали земельный участок, тайно удержали часть денег от продажи, а остальное отдали в церковь на попечение апостолов (Деян. 5:1-2). Они преднамеренно создали впечатление, будто отдали церкви все деньги. Тогда Лука записал этот случай: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?» (5:3).

Через свой умышленный обман эта чета согрешила против апостолов и церковного сообщества, но, в конечном счете, она согрешила против Святого Духа. Поскольку Дух пребывал в этой верующей чете, в апостолах и христианах Иерусалимской церкви, то ложь Анании и Сапфиры была против Святого Духа. Они солгали против людей и против Божественной Личности Святого Духа.

Ложь – это грех против людей. Мы не лжем неодушевленным предметам, растениям или животным. Мы лжем людям, и люди лгут нам. Таким образом, ложь Анании и Сапфиры Святому Духу демонстрирует, что Он Личность. За свой грех Анания умер немедленно (5:5). Позже Петр обличил его жену Сапфиру: «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян. 5:9). Она тотчас умерла.

Поскольку плохое обращение со Святым Духом – это серьезное нарушение, то страх охватил всю церковь. Мы также не должны воспринимать Его легкомысленно.

Ему могут противиться Стефан был одним из семи первоначальных дьяконов, или служителей, которые помогали апостолам в Иерусалимской церкви. Он был исполнен «Святаго Духа и мудрости» (Деян. 6:3).
Он также имел активное служение, поскольку он, будучи «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (6:8). Религиозные начальники спорили с ним, но «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» (6:10).

В общественной защите перед своими критиками Стефан сделал обзор замысла Божьего относительно Израиля, его исторического прошлого и отвержения им пророческих проповедей. В завершение он сказал: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (7:51). Евреи противились Святому Духу в том, что они отвергали исполненных Духом пророков, которые провозглашали вдохновленное Духом Слово Бога. Отвергать личность пророков означало отвергать Святого Духа. Такое противление предумышленное, греховное и преступное.

Ему могут причинять скорбь Павел сделал следующее запрещение: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефес. 4:30). Ранее мы отметили, что этот отрывок поддерживает эмоциональный аспект Личности Святого Духа.

Так как только личности можно причинить скорбь, то Святой Дух – Личность.

В этом контексте, верующий может опечалить Духа, когда он живёт подобно язычникам (4:17-19), уступая своим греховным наклонностям (4:22-24), обманывая (4:25), гневаясь (4:26-27), воруя (4:28), пользуясь испорченной речью (4:29), в горечи (4:31), непрощении (4:32) и половой безнравственности (5:3-5).

Его могут угашать Павел повелел: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Понятие «угашать», основанное на метафоре огня, восемь раз используется в Новом Завете. Неразумные девы жаловались, что гаснут их светильники (Матф. 25:8). В Своем сострадании Христос не угасит и льна курящегося, а это означает, что Он не потушит даже малейшего мерцания веры и посвящения (Матф. 12:20). Христос описал ад, как место, где не угасает огонь (Марка 9:44, 46, 48). Верующие могут пользоваться щитом веры, чтобы «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Ефес. 6:16). Герои веры, такие как Седрах, Мисах и Авденаго, были способны укротить неистовство огня, когда они выжили в раскаленной огнем печи (Евр. 11:34; см. Дан. 3:23-28).

Подобно огню, пребывающему в каждом верующем, Святой Дух хочет выразить Себя через наши дела и отношения. Когда мы, христиане, препятствуем Святому Духу делать то, что Он хочет сделать в нашей жизни, мы угашаем Его.

Его могут оскорблять Люди могут словесно попрекать или оскорблять других людей. Глагол «хибризо» (оскорблять) подчеркивает постыдное обращение с людьми (Матф. 22:6; Лук. 11:45; 18:32; Деян. 14:5; 1
Фес. 2:2). С Христом и Павлом обращались подобным образом (Лук. 18:32; 1 Фес. 2:2). Неспасенные часто бывают злобными в своих оскорблениях других (Рим. 1:30). Павел признавался, что в своей неспасенной жизни он был надменным человеком, ранящим других словесными оскорблениями (1Тим.1:13).

Послание к Евреям содержит страшное предупреждение: «Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:29).
Толкователи обсуждают значение этого стиха. Тот, кто совершает этот ужасный грех, – верующий или неверующий?
Лично я думаю, что этот человек верующий. Данный глагол «эмбризо», встречающийся только здесь в Новом Завете, происходит от основы глагола «хибризо» (оскорблять) и приставки «эн» (в). Эта приставка, очевидно, указывает на то, что верующий оскорбил Святого Духа, Который обитает в нем. Это понятие делает грех более отвратительным, чем то, что совершается неспасенным человеком. Как бы там ни было, словесное оскорбление против благодатного Святого Духа показывает, что Он действительно Личность, а не влияние или что-то.

Святой Дух имеет отношения с другими Лицами

С Отцом и Сыном

В нескольких местах Св. Писания Отец, Сын и Святой Дух упоминаются вместе. Они рассматриваются, как три различных Лица, связанных друг с другом Божественными делами. 

После Своего воскресения, но прежде Своего вознесения, Иисус Христос, повелел апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28:18-20). Здесь знаменательно полномочие для совершения крещения. Отец, Сын и Святой Дух соединены одним именем, а не именами. Истинные верующие должны креститься во имя триединого Бога. Бог – один в Сущности, следовательно, Он имеет одно имя. В то же самое время, есть три отдельные личные различия, или Лица, в одной Божественной Сущности. Если Отец и Сын – это Личности, то Святой Дух также должен быть Личностью. Если бы Дух был просто безличной силой, то крестильная формула была бы бессмысленной.

Говоря о надежности нашего спасения, Павел учил: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Упоминание Христа, Бога и Духа показывает различие Лиц и их функций в нашем положении духовного оправдания.

Пожалуй, самое распространенное Библейское благословение, используемое в наших церковных богослужениях, дано Павлом во 2 Коринфянам 13:14 – «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь». Чтобы это благословение имело богословский смысл, Святой Дух должен быть Личностью, равной Богу (Отцу) и Господу Иисусу Христу. Три духовных явления, а именно, благодать, любовь и общение, имеют свой источник в трех Божественных Личностях.

При обращении уверовавшие грешники становятся детьми Божьими и сыновьями Божьими. Павел объяснил: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Упоминание о Боге (Отце), Сыне и Духе в этом стихе снова показывает три отдельные Личности.

Петр говорил о вечном искуплении тех, кто избран «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1 Пет. 1:1-2). Отец выбрал нас, Дух освятил нас, а Христос искупил нас. Эти три дела сделаны тремя Божественными Личностями. Итак, Дух должен рассматриваться, как Личность, в том же самом смысле, что Отец и Иисус Христос – Личности.

Иуда назвал три Личности Святой Троицы в этом увещевании: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-2l).

С Иисусом Христом

В Своей речи в горнице (Иоан. 13-17) Иисус часто отличал Святой Дух от Себя (14:16-17, 26; 15:26; 16:7-11, 13-15). Христос объявил, что Святой Дух поможет верующим, будет обитать в них, учить их, помогать им в их свидетельстве и наставлять их.

Спаситель также указал, что Дух обличит мир и прославит Христа. Господь рассматривал Дух как Личность, Которая может служить вместо Него теми делами, которые раньше совершал Иисус. Господь Иисус не отзывался о Духе, как о простом Божественном влиянии, силе или безличной сути.

Бог ли Святой Дух? Божественный ли Святой Дух? Слово Бога представляет истину, что Дух есть Бог не меньше Отца и Сына, и все три едины в Сущности, едины в Существовании, едины в Своих свойствах. Слово Бога связывает Святого Духа и с Отцом, и с Сыном.

И, так как они связаны друг с другом и равны друг другу, на основе принципа, что две вещи, равные той же самой вещи, равны друг другу, мы должны заключить, что Дух – Божественный. Несколько отрывков показывают взаимоотношения Святого Духа с Богом Отцом. В Матфея 3:16 мы читаем: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Здесь Святой Дух назван «Духом Божиим», что подчеркивает равенство Духа с Отцом. В Луки 4:18 мы находим, что Он упоминается, как «Дух Господень». В Исаии 61:1 Он называется, как «Дух Господа Бога». Есть много других ссылок, которые можно было бы дать, чтобы связать Дух с Отцом, но этих трех достаточно, чтобы показать, что Слово Божье связывает Его с Богом Отцом, потому что Он Дух Божий, Дух Господень или Дух Господа Бога.

Дух не только связан с Отцом, но Он также связан с Сыном. В Римлянам 8:9 Павел пишет: «Но вы не по плоти живете, а по Духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». В начале этого стиха Павел говорит о Духе Божием, а затем, в следующей фразе, он говорит о Духе Христовом. Дух, Который связан с Богом, также связан с Христом, поскольку Он – «Дух Христов».
Апостол в Филиппийцам 1:19 говорит: «Ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа». Тот факт, что Дух связан с Отцом, устанавливает Его Божество; тот факт, что Он связан с Сыном, составляет добавочное обоснование Его Божества.

Имена, которые используются для обозначения Святого Духа, показывают нам, что Он обладает теми же самыми свойствами, которыми обладают Бог Отец и Бог Сын. Если Святой Дух – Бог, то Он не может быть меньше Бога. В Духе должно быть то, что есть в Отце и в Сыне. В Евреям 9:14 мы читаем: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Существуют различные толкования этого стиха, особенно фраза, которая в некоторых переводах читается «Который вечным Духом принес Себя». Некоторые рассматривают это, как ссылку на вечный дух Господа Иисуса Христа. Есть и другие, которые весьма удовлетворены тем, что вечный Дух – это ссылка на третью Личность Троицы, и что Он упомянут так же, как упоминаются Бог Отец и Бог Сын. Он – Вечный. Если Дух Бога обладает вечностью Бога, следовательно, становится очевидным, что Он равный с Богом и обладает полнотой Божества.

В Римлянам 8:2 Апостол говорит о жизни, управляемой Духом: «Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Дух есть Живущий.

Как Сущий, Он обладает той же самой жизнью, которой обладает Бог. Бог не обладает сотворенной жизнью; Бог обладает несотворенной жизнью. Сотворенная жизнь имела своё начало во времени; несотворенная жизнь – это жизнь вечная. Дух Божий обладает тем же самым качеством жизни, которым обладает Бог Отец. Когда Он упоминается, как Дух жизни, то это не только ссылка на факт, что Он дает жизнь, но что Он есть жизнь. В Римлянам 1:4 Дух упоминается как «Дух святыни». Дух Божий не меньше Бога Отца и Бога Сына обладает неизменной, нерушимой святостью. Это качество святости, принадлежащее Богу Отцу и Сыну, точно так же принадлежат Святому Духу, и мы называем Его так, как Он называется везде в Слове Божьем, – Святым Духом. Это говорит больше, чем то, что Дух не совершает никакого греха, или что Он никогда не грешил. Хотя это верно, звание «Святой Дух» подчеркивает для нас факт единосущности Духа с Сущностью Бога. Святой Бог, Святой Сын и Святой Дух; три в одном.

В Иоанна 14:17 мы замечаем, что Дух есть «Дух Истины». Это говорит больше чем то, что Святой Дух говорит нам всё истинное. Скорее это подтверждает, что Святой Дух, в Его Существе, есть Истина, и что, как Истина, Он может явить истину человеку. Это ещё больше свидетельствует о равенстве Духа с Отцом и Сыном.

Бог всемогущий, всеведущий и вездесущий. Эти слова, конечно же, указывают на то, что Бог всесильный, Бог всезнающий и Бог всюду присутствует. Углубляясь в Священное Писание, мы замечаем, что о Святом Духе сказано, что Он всемогущий, всеведущий и вездесущий. Всемогущество Духа утверждается в Бытие 1:1-2, где мы читаем об акте сотворения: «В начале сотворил Бог небо и землю», и далее «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий [то есть третья Личность Троицы] носился над водою».

Святой Дух был активным действующим Лицом в сотворении всего. Когда мы смотрим на обширную протяженность нашей вселенной, то признаем, что Бог Отец был Зодчим, а Иисус Христос был Строителем, поскольку «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3).

Святой Дух активно действовал в сотворении. Таким образом, Бытие 1:2 показывает всемогущество Духа Божьего, поскольку Он носился над поверхностью вод, и творение стало существовать через действие Духа Божьего.

Есть ещё большее доказательство всемогущества Духа Божьего, чем то, что было явлено в творении, а именно, явленное Духом всемогущество в спасении вашей души. Дух Божий сошел на то, что было мертвым, лишенным духовной жизни и во вражде с Богом, то, что было беззаконным, непослушным и упрямым.

Дух Божий проявил всемогущество, когда Он принес жизнь тому, что было мертвым, и обратил враждебность в дружелюбие. Он привел в семью Божию того, кто некогда был дитем дьявола, сделав его Божьим дитем через веру в Господа Иисуса Христа.

Святой Дух – это Бог, поскольку Он обладает всемогуществом Бога.

У Бога Отца нет никаких тайн от Бога Святого Духа, и Ему известны глубины Божьи. Точно так же, нет никакой тайны, запертой далеко в укромных уголках вашего или моего сердца, которая была бы неизвестной Духу Божьему. Он знает каждую мысль и намерение сердца. Он всеведущий.

Когда мы думаем о вездесущности Духа Божьего, то можем углубиться в отрывок, записанный Давидом в Псалме 138:7-10. «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». И здесь вездесущность Отца и Духа утверждаются псалмопевцем. «Куда пойду от Духа Твоего?» Святой Дух не менее Отца вездесущий.

В этом последовательное учение Слова Божьего, что Святой Дух – это Личность. Эта Личность пребывает во всех верующих: «Ваши тела суть храм живущего в вас Святаго Духа…» (1Кор.6:19). Это не какое-то безличное влияние или сила, которая двигается в вас. Это Личность, Которая поселилась в ваше тело и облеклась в него. Поэтому между вами и Святым Духом возможно личное, близкое общение. Как Личность, Он хочет быть познанным и хочет побуждать вас познавать Его. Он хочет любить и хочет быть любимым.

Он имеет волю и хочет, чтобы Его воле следовали и повиновались. Если в нас обитает только сила, то возникает вопрос: «Как сила может действовать через человека?» Но христианская жизнь – это больше, чем проявление какой-то безличной силы через человека. Это проявление Личности. Божья цель в искуплении состоит в том, чтобы привести верующих в общение с Ним. Поэтому Он дал верующим ум, чтобы познавать Его, сердце, чтобы любить Его, волю, чтобы повиноваться Ему.

Он поместил в нем Личность, с кем верующий может иметь самые личные и близкие отношения. В воплощении Сын Божий сотворил скинию среди людей. В день Пятидесятницы Дух Божий сотворил скинию в людях, которые веруют. Это не влияние и не сила, это пришла Личность!

С апостолами, пресвитерами и членами церкви В совете, созванном в Иерусалиме, апостолы и пресвитеры церкви в присутствии церковной общины обсуждали отношение физического обрезания с Божественным оправданием. Они пришли к заключению, что и евреи, и язычники спасены только благодатью, только через веру, только во Христе. Они утвердили, что обряд обрезания не нужен, и его нельзя навязывать необрезанным верующим из язычников.

Затем Совет составил авторитетное письмо верующим из язычников. Авторы сделали вывод: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). И они сами («нам»), и Святой Дух были личностями.

 

Уроки для нас

Во-первых, мы не должны бояться Святого Духа. Он ласковая, любящая, Божественная Личность. Он не что-то темное, таинственное, парящее. Мы должны видеть Его таким, Какой Он есть, а не только таким, Какой может что-то сделать в нашей жизни. Как нам это сделать? Полезно читать Священное Писание каждый день с ручкой и бумагой под рукой. Всякий раз, когда вы подходите к отрывку, где упоминается Святой Дух, записывайте его. Затем думайте о личных качествах Духа, которые можно почерпнуть из отрывка. Записывайте их. Тогда, когда Вы молитесь, благодарите Бога за эти личные свойства Святого Духа.

Во-вторых, мы должны поклоняться Богу каждый день в духе и истине. Любите Его всем своим сердцем, всей душой, всей силой и всем умом. Любите Бога, как триединого Бога. Будьте сосредоточенны на всех трех Личностях, а не только на Отце или Сыне.

В-третьих, мы должны хранить единство со Святым Духом. Поймите, что Он живет в Вас. Благодарите Его за то, что Он ваш Учитель и Утешитель. Сознавайте, что Он ваш Помощник (Параклет).

В-четвертых, мы должны быть внимательны, чтобы не согрешать против Него. Мы должны помнить, что наши греховные дела и отношения причиняют скорбь Его святой Личности.

Вся слава Христу

Святой Дух: личность или влияние?

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

  1. wiwat  Декабрь 25, 2015

    Конечно,дети католицизма и будут говорить о своей блуднице маме и учить других.

    ответ

Добавить комментарий