Служение Святого Духа во вдохновении Библии

Романтики могут называть сияние заката или необычную форму облака вдохновляющими. Некоторые спортсмены, выступающие на Олимпийских играх, утверждали, что они были вдохновлены к лучшим достижениям. Один сборник духовных песен имеет название «Вдохновляющие гимны». Слова, связанные с понятием вдохновения, по-разному используются в нашей культуре.

Мы их используем и понимаем в их контексте, но они не имеют никакого отношения к Библейскому понятию Богодухновенности Священного Писания. Богодухновение имеет отличительное Библейское значение и функцию. Джон Ф. Уолвурд определяет это таким образом: «Бог таким сверхъестественным образом направил писателей Священного Писания, что, без исключения их человеческого интеллекта, их индивидуальности, их литературного стиля, их личных чувств или любого другого человеческого фактора, Его собственная полная и последовательная весть человеку была записана в совершенной точности, причем сами слова Священного Писания имеют авторитет Божественного авторства».

Таким образом, Богодухновенность имеет дело с Божественным происхождением Священного Писания, шестидесяти шести книг, которые мы принимаем как авторитетное основание для нашей веры и практики.

Международный Совет по Безошибочности Библии (МСББ), основанный в 1977 году, провел встречу на высшем уровне в Чикаго в 1978 г. На этой конференции МСББ сделал заявление о Библейской безошибочности, в котором постановлялось: «Мы утверждаем, что Богодухновение было трудом, в котором Бог Своим Духом через земных писателей дал нам Своё Слово.

Происхождение Священного Писания Божественно. Способ Богодухновения остается в значительной степени тайной для нас.
Мы отрицаем, что Богодухновенность Священного Писания может быть сведено к человеческому пониманию или каким-либо возвышенным состояниям сознания». Заявление МСББ подтверждало, что Божественное происхождение Священного Писания пришло через служение Святого Духа в жизни Библейских писателей.

Богодухновенность имеет дело с текстом Священного Писания. Этот термин точно относится к Божественночеловеческому произведению, фактическим написанным словам, а не к писателям или производимому у читателей действию.
Святой Дух, конечно же, подготовил жизнь земных писателей и направлял их, когда они писали, но в точном смысле Он не вдохновлял их. Поэтому правильно сказать, что Послание к Римлянам – богодухновенно, но было бы неправильно сказать, что Павел был богодухновенным, когда писал Послание к Римлянам.

Мы, евангельские верующие, убеждены, что письменная Библия такая же авторитетная и такое же Слово Божье, как и устные возвещения Самого Бога. Для нас «Библия говорит» и «Бог говорит» – то же самое.
Мы верим, что Божий авторитет простирается в равной степени на все шестьдесят шесть книг Библии. Ветхий и Новый Заветы в равной степени Богодухновенны. Родословия такие же Богодухновенные, как и ключевые Евангельские стихи (такие, как Иоанна 3:16). Это понятие называют «полным Богодухновением».

Мы верим, что Божественное вдохновение и Божественный авторитет простираются на каждое слово каждого предложения в каждом смысловом абзаце каждой книги. Это понятие называется «словесным Богодухновением». Таким образом, Бог вдохновил выбор слов (например, единственное число или множественное число), а также грамматические отношения этих слов. МСББ выразил это понятие таким образом: «Мы утверждаем, что всё Св. Писание и все его части, вплоть до самих слов оригинала, были даны Божественным вдохновением. Мы отрицаем, что можно правильно утверждать о Богодухновенности Священного Писания в целом без частей или некоторых частей, но не в целом».
Мы верим, что Библия – это непогрешимая истина, независимо от области, в какой она говорит: богословие, этика, история, наука или география. Иисус молился: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17).

Некоторые богословы верят в ограниченную безошибочность, они принимают безошибочность в вопросах спасения и нравственной жизни, но отвергают её в тех областях, которые, по их утверждению, несущественны, такие как история и география.

Однако, так как всё Священное Писание вдохновлено Богом, то всё Священное Писание должно быть истиной, потому что Бог есть истина и Он всегда говорит истину.

Христос утверждал, что Священное Писание не может быть нарушено (Иоан. 10:35). Для Него оно абсолютная Божественная истина, непогрешимая и безошибочная.

Святой Дух активно действовал в процессе Божественного откровения и вдохновения. Ум триединого Бога был явлен Библейским глашатаям Духом. Дух также направлял авторов, когда они писали, всевластно управляя ими, чтобы они написали точно то, что Бог хотел, чтобы они написали, ничего не добавляя и ничего не пропуская.

Свидетельство Ветхого Завета

Библейские авторы заявляли о Божественном происхождении того, что они говорили и писали. Иногда они предваряли свои возвещения такими словами: «И было ко мне слово Господне» (например, Иез. 12:1; Иоан. 1:1). В другие разы они утверждали: «Так говорит Господь» (Ам. 1:3; Агг. 1:5). Для привлечения внимания использовались также другие обороты: «Слушайте слово Господне» (Ос. 4:1) и «Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию» (Мал. 1:1).

Однако эти пророческие глашатаи редко приписывали Божественное откровение Святому Духу. Так как они были непоколебимыми монотеистами, они говорили только о Боге как источнике своих слов. Некоторые Библейские авторы, однако, утверждали, что Святой Дух был в их жизни, когда они говорили и писали.

Моисей

Бог дал Моисею наставление, чтобы он писал (Исх. 17:14; 34:27). На Синае он устно передал людям все слова Господа, а затем он записал эти слова (24:3-12). Моисей написал повествование о блуждании израильтян в пустыне (Числ. 33:2), заканчивая книгу Чисел таким образом: «Сии суть заповеди и постановления, которые дал Господь сынам Израилевым чрез Моисея на равнинах Моавитских, у Иордана, против Иерихона» (36:13). Моисей написал своей рукой то, что говорил Бог.

Моисей написал Закон и передал его священникам и старейшинам Израиля незадолго перед своей смертью (Втор. 31:9). Он также написал песню, которой научил детей Израиля (31:22).

Как Израиль, так и сам Моисей знали, что он был человеческим каналом, через который Бог явил Своё слово.

Библия заявляет: «И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу» (Исх. 19:8-9).

Хотя Моисей не ссылался на служение Святого Духа в нем, когда написал и говорил, он знал, что Дух Божий особым образом был в его жизни (Числ. 11:16-17). Руководство Духа, несомненно, направляло Моисея в течение сорока лет, которые он служил административным вождем Израиля.

Валаам

Валак, царь Моава, нанял Валаама, чтобы проклясть детей Израиля (Числ. 22:1-6). Но вместо этого Бог Своим проведением побудил озадаченного пророка благословить Израиль (23:11).

Моисей записал эту историческую драму, конкретно ссылаясь на всевластный контроль Святого Духа над Валаамом: «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком» (24:2-3).

Моисей записал эти данные Духом слова, произнесенные Валаамом, в Числах 22-24.

Давид

Сам Давид признавался: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева» (2 Цар. 23:2-3). Давид сказал то, что говорил Бог. Слово Бога было также словом Давида. Следовательно, Давид говорил и писал непогрешимую истину, когда Дух истины направлял его уста и писание. Таким образом, Псалмы были Божественно-человеческим произведением, а истина была явлена и направляема Святым Духом через мысли, чувства и жизненные обстоятельства Давида (и других).

Исаия

Бог повелел Исаии пойти в Израиль и рассказать людям Его слова (6:8-9). Всюду в своей книге Исаия утверждал, что Бог сказал ему и что он искренне провозглашал возвещенное слово Бога людям (8:1, 5; 10:24).

Позже он утверждал, что Святой Дух дал ему способность совершить его Божественное задание. Он написал: «И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века» (59:21). Здесь важная синхронизация присутствия Духа с откровением Божьего слова в устах Исаии.

Иеремия

Иеремия только один раз в своей книге использовал еврейское слово «руах» (дух), ссылаясь на дух царей Мидийских (Иер. 51:11). Он нигде не называл Дух Божий, хотя он даже определил Новый завет, который Бог совершит с Израилем (31:31-37).

Однако он заявлял о Божественном происхождении его пророческих слов. О данном ему Божественном повелении он свидетельствовал: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (1:9). Ещё даже прежде рождения Иеремии Бог освятил и подготовил его, чтобы он был пророком (l:5). Иеремия знал, что он говорил в точности то, что повелел Бог, потому что Бог был с ним (1:7-8).

Иезекииль

Пророк Иезекииль утверждал, что он видел видение Бога, что слово Бога пришло к нему и что рука Бога была на нем (Иез. 1:13). Пророк сообщил, что, когда Бог говорил с ним, «вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне» (2:2). В его жизни было присутствие и контроль Духа, когда Бог говорил и определил ему быть посланцем к Израилю. Через Дух он имел способность получать и понимать явленную Богом истину. Дух также давал ему способность исполнять его пророческое служение.

Иезекииль сообщил, что Святой Дух перенес его через пространство и время, чтобы увидеть и записать Божественное откровение. Он ощущал руку Бога на себе, когда сидел в своем доме в Вавилоне вместе с еврейскими старейшинами. Он увидел явление огненного человека и сообщил: «И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование» (8:3).

В другом случае Дух поднял его и принес к восточным воротам храма в Иерусалиме, где он рассматривал нечестивых вождей (11:1). Когда Бог наставил его пророчить против них, «нисшел» на него Дух Господень и повелел ему говорить (11:5).

Тогда он провозгласил им слова Бога. Впоследствии Святой Дух поднял его и перенес его в видении к еврейским пленникам в Халдее. Там он сообщил обо всем, что Бог показал ему (11:2425).
Хотя эти приключения Иезекииля были уникальными для него, однако они были реальными и значительными. То, что происходило с ним, было чрезвычайным, потому что Дух Божий пожелал этого. Эти события показали, что его весть была от Бога.

Михей

Михей испытал то, что происходило в жизни других пророков. Слово Господа пришло к нему (Мих. 1:1) и он объявил людям: «Слушайте, что говорит Господь» (6:1).

Он был уверен в своём пророческом служении и своих пророческих полномочиях. «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его» (3:8). Он знал, что его дары не были получены по человеческому выбору и приобретению. Он не был достаточен в себе, чтобы исполнить данные ему Богом задачи, но он знал, что Бог активно трудится в его жизни Святым Духом (см. 2 Кор. 3:15).

Учение Иисуса Христа

Как последователи Иисуса Христа, мы должны верить в то, во что Он верил и что учил о какой-либо теме. Мы должны принять без каких-либо умственных оговорок Его позицию в отношении авторитета Ветхого Завета, Библии, доступной в Его дни.

Конечно, Христос жил прежде создания документов Нового Завета. Хотя Он конкретно не упоминал о двадцати семи книгах, Он все же согласовывал Свою власть с будущим служением Святого Духа в жизни апостолов. В предвкушении откровения, сообщения истины, Он положил основание для написания Богодухновенных книг Нового Завета.

Иисус Христос принимал Ветхий Завет

Бог Сын принял на Себя совершенную Человеческую природу через непорочное зачатие и рождение от девы. Частью этого Человечества было Его этническое и расовое родословие. Он был еврей, потомок Авраама, Исаака, Иакова и иудейского царя Давида (Матф. 1:1; Рим. 1:3; 9:4-5). Он был рожден под властью закона Моисея (Гал. 4:4).

Он был обрезан в возрасте восьми дней, в соответствии с заветом Авраама (Лук. 2:21; Быт. 17:9-14). Когда Ему было сорок дней, Мария с Иосифом представили Его Господу в храме, в послушании закону Моисея (Лук. 2:22-24; Исх. 13:2, 12). Его мать и Его юридический отец каждый год соблюдали праздник Пасхи в Иерусалиме (Лук. 2:41), и в Своей взрослой жизни Он посещал служение синагоги в день субботний (4:16). Я обнаружил, что многие просвещенные израильтяне принимают еврейство Иисуса, не веря в Его Мессианство и Божество. Они заявляют, что Иисус был ортодоксальным раввином, очень кошерным в Своем образе жизни.

Историчность Ветхого Завета

Всякий раз, когда Иисус упоминал людей, места и события, которые находятся в Ветхом Завете, Он принимал их объективную историческую действительность. Некоторые либералы утверждают, что Иисус был дитем Своей культуры и что Он верил в историчность Ветхого Завета только потому, что каждый в Израиле верил. Другие Библейские критики утверждают, что Иисус приспосабливался к ложным верованиям тех дней, чтобы иметь взаимопонимание со Своей аудиторией.

Однако эти два ложных взгляда вступают в противоречие с сущностью Божественно-человеческой Личности Иисуса Христа.

Обычно, такие критики отвергают Божество Христа. Христос заявил, что Он есть истина (Иоан. 14:6). Он свидетельствовал Своим критикам: «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» (8:28). Его мнения об истории и духовной власти не были просто человеческими. Его слова имели Божественное происхождение. Он также учил и проповедовал, будучи исполнен Святым Духом. Разве мог помазанный Духом Мессия не говорить истину, всю истину и только истину?

Абсолютно нет. Христос критиковал других за то, что они верили в заблуждение, держались преданий людей и были слепыми поводырями (Марк 7:8-10, 13). Для того чтобы преподать истину, Он бы не стал приспосабливаться к заблуждениям. Цель не оправдывает средства.

Христос принимал буквальную историчность следующих людей Ветхого Завета и событий: Соломон (Матф. 6:29); Моисей (8:4); Авраам, Исаак и Иаков (8:11); Илия (11:14); уничтожение Содома (11:24); Давид и употребление в еду хлебов предложения в скинии (12:3-4); Иона и его пребывание в чреве кита (l2:39-40); покаяние Ниневии (12:41); посещение Соломона царицей Савской (12:42); сотворение Адама и Евы (19:4); убийство Авеля (23:35); мученическая смерть священника Захарии (23:35); Даниил (24:15); Ной и потоп (24:37-39). Все эти ссылки находятся в Евангелии от Матфея. Есть другие ссылки в других трех Евангелиях, но и этих достаточно, чтобы доказать мысль, что учение Христа было насыщено указаниями на Ветхозаветную историю.

Если критики отрицают историческую действительность этих лиц и событий, то они считают, что весть Христа недостоверна.

Сам Христос сказал: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном?» (Иоан. 3:12). Утверждения об истории, географии и науке могут быть исследованы и проверены, но понятия о спасении и вечности находятся за пределами человеческого исследования.
Однако Христос основывал истинность Своего учения о духовном возрождении на точности Своих ссылок на потоки ветра (3:8) и историческое событие физического исцеления, когда Моисей вознес медного змия в пустыне (3:14).

Авторитетность Ветхого Завета

Христос принимал полную авторитетность Ветхого Завета над Его жизнью и жизнью других. В Нагорной проповеди Он утверждал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17).

«Закон» был первыми пятью книгами, написанными Моисеем, а «Пророки» – название остальных книг канона Ветхого Завета.

Нарушать авторитетное Слово означало делать неверное истолкование и ошибочное применение; исполнять авторитетное Слово означало давать истинное толкование и применение.

Критики Христа обвиняли Его в ложных толкованиях и применениях. Однако Христос никогда не нарушал усмотренное Богом значение Библейского текста. Несколько раз Он защищался с помощью поразительных противопоставлений: «Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам» (Матф. 5:2122, 27-28, 31-32, 33-34, 38-39, 43-44). Христос сравнил Своё толкование и применение с теми религиозными вождями, которые устно давали неправильное истолкование и применение.

У Христа не было разногласия с Моисеем или Библейским текстом. Он не говорил: «Вот это написано…, но я говорю вам».

Христос также принимал вечное постоянство авторитета Ветхого Завета. Он заявил: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (5:18). Греческая буква «йота» (малая часть) соответствует еврейской букве «йод». Обе – самые маленькие буквы в своих алфавитах. Греческое слово «кераиа» (капелька) относится к черточке, которая отличает одну букву от другой (например, обратите внимание на различие между буквами «Ш» и «Щ»). Другими словами, Христос верил, что Божественный авторитет простирается до самых букв, которые составляют слова в тексте Священного Писания. Только Дух Божий мог вести Библейских авторов, чтобы они написали с такой точностью.

Христос доказывал теологическую или моральную истину с помощью абсолютного догматизма, когда Он смело заявлял: «Написано» (4:4, 7, 10; 21:13). Тогда Он цитировал текст Ветхого Завета. Иногда Он указывал на Ветхий Завет, как на последнее слово в логике Его аргумента, когда Он бросил вызов Своим слушателям: «Разве вы не читали…?» (12:3; 19:4). Он также заявил: «Да сбудутся Писания» (Марк 14:49; Иоан. 13:18; 17:12).

Он также заявлял, что Священное Писание не может быть нарушено (10:35).

После Своего воскресения Христос сказал апостолам: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44). Затем Он открыл их умственное и духовное понимание, чтобы они постигли Его толкование Священного Писания (24:45). Здесь Христос разделил Ветхий Завет на три раздела: Закон, Пророки и Псалмы (или Писания, в которых Псалмы были первым и крупнейшим разделом). Таким образом, Он принимал полный Божественный авторитет всего канона Ветхого Завета.

Богодухновенность Ветхого Завета

В последнюю неделю Своего земного служения Христос подвергался сильным нападкам со стороны Его критиков. Они задавали Ему трудные вопросы в надежде, что Он Сам Себя обвинит. Он прекрасно ответил на их вопросы об оплате податей Риму, о природе воскресения и заповедях Закона (Матф. 22:1540; Марк 12:13-34; Лук. 20:20-38).

Тогда Христос спросил их о том, Кто Мессия. Они ответили, что Христос («Помазанный») – это Сын Давида (Матф. 22:41-42).

Христос согласился с их ответом, но затем спросил их: «Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?» (Марк 12:35-37). Еврейский текст (Пс. 109:1) на самом деле гласит: «Яхве сказал Адонаю». Слово «Яхве» (Господь) указывает на Бога Отца, тогда как слово «Адонай» («мой Господь») указывает на Бога Сына, сына Давида. Христос хотел, чтобы они увидели, что обетованный Мессия должен был быть и Божественным, и Человеческим.

Что Давид говорил, он написал это в книге Псалмов (Лук. 20:42). Давид говорил эту Мессианскую, теологическую истину «эн той пнеумати той хагиой» (Святым Духом). Греческий предлог «эн» может переводиться либо с помощью творительного падежа (Марка 12:36), либо предлога «по» (Матф. 22:43). Когда Давид говорил и писал, он в буквальном смысле был в сфере Святого Духа, под Его управлением. Таким образом, Псалом 109 был вдохновлен Богом. В этом важном отрывке Иисус Христос утверждал о Своём Божестве и Своём Человечестве. Он также утверждал Свою веру, что Святой Дух направлял Давида, когда он составлял Псалом 109.

Иисус Христос предвосхищал Новый Завет

Иисус Христос не написал ни одной книги. Он никогда не говорил апостолам, что они напишут Богодухновенные книги. В великом миссионерском повелении Он поручил им учить будущих учеников, чтобы они соблюдали все то, что Он повелел им (Матф. 28:20). Где была бы авторитетная запись об учении Христа после смерти апостолов? Логика предполагает, что их устное воспоминание и устное сообщение должны были быть записаны для будущих поколений, чтобы те читали и учились.

В речи на горе Елеонской (Матф. 24-25), произнесенной во время Своей последней недели на земле, наш Господь возвестил: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (24:35). Как бы мы знали, какими были Его слова, если бы они не были записаны? Лука заявил, что были свидетели служения Христа, которые написали небогодухновенные описания событий в жизни Христа (Лук. 1:1-2). Лука консультировался с этими писаниями в подготовке к написанию своего текста Евангелия (1:3).

Христос обещал, что Святой Дух будет иметь служение наставления и откровения в жизни апостолов после Его смерти, воскресения и вознесения. В горнице, в ночь перед Его распятием на кресте, Иисус сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26).

Евангелия

Согласно науке кибернетике, весь наш опыт регистрируется в нашем мозгу, находимся ли мы в сознательном состоянии, или спящем. Наша проблема, по причине нашей человеческой предельности, состоит в том, чтобы извлечь это знание по желанию. К сожалению, мы забываем подчас в самые неподходящие моменты. Доводилось ли вам когда-либо забыть имя человека, которого должны знать? Доводилось ли вам когдалибо забыть информацию, которую вы выучили для экзамена или делового представления?

Апостолы, будучи обычными людьми, забыли бы большую часть того, что Иисус сказал за Свою жизнь. Если бы они зависели только от себя, они бы не научили других всему тому, о чем повелел Иисус. Однако Христос обещал, что Святой Дух будет, как тот программист, который даст им возможность извлекать информацию, сохраненную в компьютерах их ума.

Фактически, когда были написаны тексты Евангелия, авторы отобрали и разместили лишь некоторые события в жизни Христа.

Они не планировали составлять исчерпывающие биографии. Дух дал им способность быть избирательными, когда они писали избранной аудитории. Сам Иоанн написал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. 21:25).

Ранее он указал, что записал только некоторые из совершенных Иисусом чудес для доказательства Божества и Мессианства Христа (20:30-31).

Послания

Предварительное удостоверение Посланий можно увидеть в предсказанном служении Святого Духа: Он «научит вас всему» (Иоан. 14:26). Когда Христос был на земле, Он мог учить апостолов только тогда, когда они были физически с Ним.

Однако Святой Дух мог наставлять всех апостолов одновременно, даже разделенных многими километрами, потому что Он пребывал с ними (Иоанн. 14:17).

На пути в Гефсиманский сад Христос сообщил апостолам: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (16:12-13).

Ученики не были в правильном интеллектуальном и эмоциональном состоянии ума, чтобы принять всё, что Христос хотел преподать им. Время было коротко, и они были смущены и обеспокоены необходимостью приближения Его смерти. В течение сорока дней Своих появлений после Воскресения Христос снова учил их «Святым Духом» (Деян. 1:2).

Однако обещание Христа исполнилось только после Его вознесения и послания Им Духа (Иоан. 16:7, 13). Когда апостолы проповедовали, учили и писали, Дух наставлял их на всякую истину, которую Бог усматривал явить. Дух говорил всё, что Он слышал от Отца и Сына.

Христос добавил: «Он [Святой Дух] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16:14-15). Дух не пришел на землю, чтобы прославить Себя. Он пришел, чтобы возвеличить Иисуса Христа через точное откровение того, что от Христа и от Отца (см. 1 Кор. 2:6-13).

Пророчество

Христос сказал о приходе Духа, что Он возвестит о будущем (Иоан. 16:13). «Будущее» составляло содержание Новозаветного пророчества в Посланиях и книге Откровения. Апостол Иоанн был «в Духе», когда он видел то, что написал в книге Откровение (Откр. 1:10; 4:2), и Павел признал, что он получил истину о Восхищении Церкви «словом Господним» (1 Фес. 4:15).

Заключение

Святой Дух исполнил назначенные Ему задачи, когда Он руководил апостолами и их полномочными сотрудниками, когда они говорили и писали. Синклер Фергюсон правильно заметил: «Обычно значение этих слов также обходят стороной, как если бы это имело непосредственное применение к современным христианам. Но это, фактически, было конкретным обещанием для апостолов, нашедшим своё исполнение в написании ими Новозаветного Писания».
Обещания и предсказания Христа (Иоан. 14:26; 16:12-15)
имели своё первичное истолкование и применение у Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Павла, Иакова, Петра и Иуды. Эти обещания имеют для нас вторичное применение. Через просвещающее и пребывающее служение Святого Духа мы, верующие, можем понять истину, открытую Им в Евангелиях и Посланиях. Он может наставить нас во всякую истину, которая уже содержится в каноне Нового Завета. Мы не должны ожидать, что Он даст нам новые истины, выходящие за пределы Священного Писания. Он может вести нас к пониманию замысла относительно будущего, содержащегося в пророческих разделах Священного Писания, но Он не даст нам новых пророчеств.
Библия – это нормирующее постановление для нашей веры и практики.

Учение Апостолов

Когда апостолы начали своё служение, то единственным авторитетным Писанием, которым они обладали, был Ветхий Завет. Поскольку они использовали его в своих общественных проповедях и частном рассуждениях, они часто ссылались на отношение Святого Духа к Библейскому тексту.

Святой Дух направлял Ветхозаветных писателей

Петр

В десятидневный период времени между вознесением Христа и сошествием Святого Духа Петр сказал 120 верующим: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего» (Деян. 1:16-17). В подготовке к выбору Матфия, чтобы заменить Иуду в качестве двенадцатого апостола, Петр упомянул стих в псалме Давида: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» (Пс. 40:9).

Иисус Христос цитировал тот же самый стих, когда Он предсказал предательство Иуды (Иоан. 13:18). Святой Дух дал Петру способность помнить эти слова Христа и дать авторитетное толкование стиха Давида. Петр также утверждал, что Святой Дух «предрек» устами Давида. Он приравнивал сказанное Духом со сказанным Давидом. Следовательно, сказанное Давидом должно отождествляться с тем, что написал Давид. Таким образом, Псалом 40 – это запись голоса Святого Духа.

Проповеди Петра насыщены материалом из Ветхого Завета.

Он называл Библейских авторов по имени. Он цитировал пророческие места Св. Писания и заявил, что они исполнились в искупительном служении Иисуса Христа: Иоиль (Деян. 2:16-21); Давид (2:25-28, 34-35; 4:25-26); Моисей (3:22-23). В своих двух посланиях Петр часто упоминал Ветхий Завет (1 Пет. 1:16, 24-25; 2:6-8; 3:l0-l2; 5:5; 2 Пет. 2:22).

Петр также заявил о Божественном происхождении Ветхозаветного Писания: «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:20-21). Например, Исаия не решал по собственной инициативе сесть и написать шестьдесят шесть глав своей книги.

Скорее Бог отделил его для этой задачи. В этом смысле каждый автор был святой. Поэтому Святой Дух действовал в них, побуждая записать Божественное откровение через их отличительные обстоятельства и личности. Точно так же, как попутные ветры двигали древними парусными судами, так и они были движимы Духом писать с непогрешимой авторитетностью. Результатом было изреченное слово Бога в записанном людьми виде: безошибочная Божественно-человеческая книга.

Апостолы

После того как еврейские начальники угрожали Петру и Иоанну и приказали им не проповедовать во имя Иисуса Христа, апостолы вернулись к своей группе. Вместе они прославили Бога, говоря: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым…» (Деян. 4:24-25). Тогда они цитировали псалом Давида (Пс. 2:1-2). Согласно их словам, Бог говорил устами Давида. Таким образом, опять таки, что сказал Бог, и что сказал Давид, было тем же самым. Как нам знать, что сказал Давид? Мы смотрим на то, что Давид написал. Таким образом, то, что сказал Бог, и то, что написал Давид, тождественно.

Павел

Когда Павел прибыл в Рим, чтобы обжаловать своё заключение перед кесарем, он встретился с еврейскими руководителями города. Он разъяснил «из закона Моисеева и пророков» и говорил об их отношении к Иисусу Христу и Царству Божьему (Деян. 28:23). Павел завершил своё изложение такими словами: «Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» (28:25). Исаия говорил то, что сказал Святой Дух. Как мы знаем, что сказал Исаия? Мы смотрим на то, что он написал (6:9-10). Таким образом, сказанное Духом и записанное Исаией – это то же самое. Исаия видел и слышал Царя, Господа Саваофа (6:1, 5, 8-10); и апостол Иоанн сказал, что Исаия видел славу Христа прежде Его воплощения, а именно, Бога Сына (Иоан. 12:41). Фактически, Исаия видел славу явленного триединого Бога. Он слышал Божественное повеление: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8).

Сочетание местоимений единственного («Мне») и множественного («Нас») числа указывает на внутреннюю сложность Божественной Сущности. И все же Павел приписывал голос Господа словам Святого Духа. Возможно, триединый Бог говорил как единственная Сущность, а Святой Дух непосредственно руководил Исаией, когда он записывал голос Божий в Священном Писании.

Проповеди и послания Павла пронизаны ссылками на Ветхий Завет. Он принимал его полный Божественный авторитет над своей жизнью и жизнью других верующих.

Павел свидетельствовал, что Тимофей знал Священное Писание: «Притом же ты из детства знаешь священные писания» (2 Тим. 3:15). Апостол тогда дал эту классическую формулировку Богодухновения: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (3:16-17). Как отмечалось ранее, одно греческое слово «теопнеустос», которое буквально означает «Богом вдохновенно» можно при переводе передать несколькими словами: «дано по вдохновению от Бога». Написано то, что Бог выдохнул. Его изреченное слово, таким образом, приравнивается к записанному слову. Поэтому Богодухновенность относится к письменному тексту всего Священного Писания.

Таким образом, как выдохнутое Слово Божье, Библия – это нормирующее основание веры и практики. Она достаточна, чтобы вести верующих к нравственному и духовному совершенству.

Послание к Евреям

Читателям Послания к Евреям дано строгое предостережение: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне» (Евр. 3:7-8). Он приравнивал сказанное Духом к письменному псалму (Пс. 94:7-11). Фактически, Божественные слова в псалме были сказаны Богом, также называемым Богом великим, Царем великим, Творцом всего. В Послании к Евреям не утверждается: «Как говорит Бог». Вместо этого здесь написано: «Как говорит Дух Святый», таким образом, указывая на служение Духа в написании псалма, дело Божественного вдохновения.

Автор Послания к Евреям часто противопоставлял священническое служение Христа в искуплении служению священников-левитов в скинии. В День Искупления первосвященник мог войти во внутреннее святилище, Святое Святых. В другие времена он мог только служить во внешнем святилище. Автор заканчивает: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (Евр. 9:8). Святой Дух наставлял Моисея, когда он записывал богослужебные обязанности священников.

Конкретные функциональные описания имели Божественное происхождение и Божественное значение.
В другом месте Библейский писатель написал: «О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (10:15-17). Иеремия записал содержание Нового завета, который Бог заключил с Израилем (Иер. 31:31-37), и здесь автор Послания к Евреям приписывает содержание завета Святому Духу. Таким образом, Дух участвовал в фактическом заключении завета, а также написании этого пророком Иеремией.

Святой Дух направлял Апостолов

Апостолы знали, что Иисус Христос удостоверил их, что они были исполнены Святым Духом и что они авторитетно возвещали и записывали непогрешимую истину, основание веры и практики для церкви.

Павел

Павел знал, что его проповедь и навыки передачи Слова не происходили от его мудрости или опытности (1 Кор. 2:14). Его служение было «в явлении Духа и силы» (2:4), и он открывал «премудрость Божию» (2:6-7). Можно отметить несколько фактов отношения Павла к Богодухновенности и Святому Духу.

Во-первых, он заявлял, что Бог открыл ему эту мудрость Святым Духом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (2:9-10). Без помощи никто не мог бы вообразить, уразуметь или осмыслить содержание Священного Писания. Записанное Слово Божье содержит Божественное откровение, передачу ума Божьего уму людей. Святой Дух знает то, что Божье, потому что Он Божественный.

Павел признавал, что он познал Божественную мудрость, потому что Дух открыл эту мудрость ему и другим апостолам.

Местоимение первого лица множественного числа («нам» в 2:10-15) указывает на избранную группу, апостолов и пророков, которые положили основание для Церкви и которые написали книги Нового Завета. Чарльз Ходж комментировал: «Здесь вся связь показывает, что апостол говорит об откровении и Богодухновении; и поэтому мы должны понимать: «нам, апостолам». Павел позже признавал: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти» (4:9).

Таким образом, по контексту будет достоверным определить группу, обозначенную местоимением «нам», как избранных апостолов. Другими словами, верующие сегодня не должны ожидать, что Святой Дух откроет им новую Божественную истину индивидуально или как группе. Такое откровение прекратилось с написанием последней Богодухновенной канонической книги: книги Откровение.

Во-вторых, Павел утверждал, что Святой Дух освещал его, чтобы он мог понять явленную Богом истину. «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (2:12). Дух учит верующего изнутри, а не извне. Павел знал, что Дух был в нем, наставляя и руководя им.

В-третьих, Павел утверждал, что он говорил и писал словами, которые ему преподал Святой Дух. «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (2:13). Слова передают мысли. Дух открыл истины-мысли и использовал человеческие слова, которые правильно выражали эти истины.

Преподанные Духом слова использовались для возвещения данной Духом истины. В этом заявлении Павла видно понятие словесного Богодухновения.

В-четвертых, Павел различал между данными Духом Божественными повелениями и направляемыми Духом человеческими советами. Об одном аспекте отношений мужа и жены он признавал: «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление» (7:6). Относительно темы безбрачия, он признавал: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (7:25).

Он высказал своё личное суждение о статусе христианских вдов, а затем добавил: «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (7:40). Его оговорки относительно Божественного откровения в этих областях фактически доказывают, что Он имел Божественное откровение во всех других областях. Дух Божий – это Источник истины; таким образом, Павел был правдивым об источнике его письменных комментариев. По вопросу о духовных дарах и контрастах между пророчеством и говорением языками он привел аргумент: «Что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (14:37).

В-пятых, Павел заявлял, что он имел апостольскую власть (2 Кор. 10:8), что он был Божественно удостоверен знамениями и чудесами (12:12), и что его апостольское служение и апостольская проповедь пришли непосредственно от воскресшего Христа (Гал. 1:1, 11-12).

В-шестых, Павел утверждал, что он говорил Слово Божье. Он радостно сообщил: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).

Святой Дух трудился в жизни новообращённых Павла через то, что он говорил. Духовное преобразование в уподобление Христу может произойти только через слово Бога, становящимся живым посредством Духа. Павел повелел, чтобы его послания читались (Кол. 4:16) и церкви были наставляемы, чтобы дисциплинировать тех верующих, которые не повиновались повелениям Павла (2 Фес. 3:6, l-15).

В-седьмых, Павел принимал равный авторитет Ветхого и Нового Заветов. Чтобы доказать, что служители церкви должны материально поддерживаться, он написал: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18). Первая цитата Моисея (Втор. 25:4), а вторая – Иисуса, и она записана в Луки 10:7. Павел соединил оба стиха под единым названием «Писание». Таким образом, что написал Лука, столь же обязательно, как и то, что написал Моисей. Так как писания Моисея были вдохновлены Духом, то и Евангелие от Луки также должно быть вдохновлено Духом.

Петр

Петр упомянул Павла по имени в своем Втором Послании: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам» (2 Пет. 3:15). Петр рассматривал Павла, как своего возлюбленного брата. Оба они были в семье Божьей и во Христе.

Петр утверждал, что Бог дал Павлу мудрость. Это утверждение вторит заявлению Павла, что Бог дал ему мудрость Духом Святым (1 Кор. 2:6-13). Петр заявил, что Павел написал о долготерпении Божьем.

Эта тема имеет большое подобие с собственным свидетельством Павла о его обращении: «Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим. 1:16). Петр, должно быть, читал послания Павла, чтобы иметь о них рабочее знание.

Следовательно, Петр признавал, что послания Павла – это Священное Писание: «Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16). Когда Петр связал послания Павла с остальной частью Священного Писания, он засвидетельствовал, что послания Павла – это также Священное Писание.

Ранее Петр указал, что никакое пророчество Священного Писания не имело человеческого происхождения, а скорее Святой Дух действовал в Библейских авторах, чтобы они говорили и писали (1:2-2l). Тогда его первая ссылка была на текст Ветхого Завета. То, что он называл послания Павла Священным Писанием, равным Ветхому Завету, доказывает, что Петр верил, что Святой Дух также действовал в Павле, чтобы он писал.

Петр также утверждал, что его собственное послание было авторитетным: «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (3:1-2). Петр говорил о своей личной причастности в процесс писания («пишу» и «возбуждаю»).

Он признавал себя частью группы апостолов. Он заявил о равенстве авторитетного положения, а не превосходящего. Он также приравнивал авторитетность слов святых пророков (Ветхий Завет) с заповедью апостолов (Новый Завет). Использование существительного «заповедь» в единственном числе показывает совместную единственность апостольского слова. Таким образом, писания Павла, Петра и других были равны по авторитетности.

Иуда

Иуда был родным братом Иакова, автора Послания Иакова (Марк6:3; Иуд.1). Он был также единокровным братом Иисуса и родился от Марии и Иосифа после рождения Иисуса.

В своем послании Иуда сослался на слова апостолов: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 17-18). В своем обращении Иуда, похоже, ссылается на первоисточник, 2-ое Послание Петра, где очень похожие стихи (2 Пет. 3:2-3). Иуда первоначально намеревался написать трактат об общем спасении верующих, но нашел необходимым изменить центр внимания и цель своего послания (Иуд. 3). Он, вероятно, читал 2-ое Послание Петра, анализировал современную ему церковную обстановку и осознал новое Божественное побуждение написать в защиту веры.

Уроки для нас

Во-первых, мы должны понимать, что Библия – это не какая-то простая человеческая книга. Это записанное Слово Божье, данное Божественным вдохновением. Много колледжей предлагают курс, имеющий название «Библия как литературное произведение». В нём преподаватель и студенты анализируют шестьдесят шесть книг, как они исследовали бы произведения Шекспира или Хемингуэя. В определенном смысле, они проводят суд над Священным Писанием. Однако мы, верующие, должны дать возможность Библии проводить суд над нами.

Во-вторых, мы должны принимать Библию как непогрешимую истину, основание нашей веры и практики. Мы должны выводить из неё нашу систему веры. Мы не должны накладывать на неё наши собственные мнения и предубеждения.

Таким образом, мы должны приходить в смиренном повиновении воле Божьей, открытой в священном тексте.

В-третьих, мы должны подчиняться учительскому служению Св. Духа, чтобы понять ум Божий, открытый в тексте. Полезно обращаться к толкованиям, энциклопедиям, Библейским симфониям и словарям. Эти пособия ценны. Мы должны признавать, что Бог может научить нас с помощью того, что Он преподал другим. Одновременно нужно знать, что Святой Дух – единственный, Кто может преподать нам усмотренное значение отрывка. Он направил Библейских авторов, чтобы они писали, и Он – окончательный Толкователь текста.

В-четвертых, мы должны рассматривать все части Библии как равно Богодухновенные. Мы должны искать Христа во всех книгах. Что мы можем узнать о Христе в книге Левит или Ездры? Что мы можем узнать о благочестивой жизни от Авраама или Давида?

В-пятых, мы должны возобновить наше уважение к записанному Слову Божьему. Когда книжник Ездра открыл Священное Писание, все люди встали (Неем. 8:5). На служениях в Славянском Евангельском Обществе (СЕО) во время публичного чтения Священного Писания мы все стоим. Мы не должны быть виновными в грехе обожания Библии или акте поклонения Библии, но мы должны уважать Слово и поклоняться Богу Библии.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий