Служение Святого Духа в жизни Христа

Наш Спаситель – Господь Иисус Христос. Каждое из этих трех имен имеет отличительное значение. «Господь» утверждает Его Божество; «Иисус» указывает на Его Человечество; и «Христос» касается Его Мессианского положения. Греческое слово «Кристос» (Христос) буквально означает «Помазанный». Исаия предсказал, что Бог помажет обетованного Мессию-Избавителя Своим Духом (Ис. 61:1). Петр, высказывая мнение апостолов, дал такое обозначение Иисуса: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Матф. 16:16). В этих словах Петр признал, что Иисус Божественный, Человеческий и Помазанный Духом. Иисус однажды спросил фарисеев: «Что вы думаете о Христе? Чей Он сын?» (22:42). Они назвали Помазанного Духом Сыном Давида, но не осознавали Его Божество.

В этой главе мы сосредоточимся на двух областях: что Дух сделал для Христа в главных событиях Его жизни, и что Христос учил о Личности и служении Святого Духа. Ап. Иоанн написал: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа» (Иоан. 3:34). Другой перевод гласит: «Ибо Бог дает Дух безгранично». Только Иисус Христос испытал полное, бесконечное, всемогущее служение Святого Духа в Своей жизни. В Своей земной жизни и служении Иисус был сознательно управляем Духом в каждый момент каждого дня.

В воплощении Христа

Ангел сказал Марии, что Святой Дух сойдет на неё и осенит её именно в момент Воплощения (Лук. 1:35). Когда Бог Сын, живое Слово, стал плотью, Он вошел в тело женщины, которая была освящена и управляема Духом. Однако действие Духа на Марию не произвело Личность Божественно-Человеческого Спасителя, Сына Божьего. Он существовал как Божественная Личность в триединой Сущности прежде сотворения мира и прежде Своего воплощения (Иоан. 1:1, 14).

Однако Святой Дух сделал возможным, чтобы Мария зачала без мужского оплодотворения её яйцеклетки. Он управлял внедрением этой яйцеклетки в её утробу. Технические детали опущены в Священном Писании, но Библия ясно приписывает её беременное состояние Святому Духу (Матф. 1:18, 20). Библия отбрасывает какое-либо предположение, что отцом ёё ребенка был мужчина.

Существуют вечные отношения между тремя Личностями триединого Бога (Иоан. 1:18; 14:11; 15:26). Однако нет никакого Библейского упоминания, что Святой Дух исполнил Бога Сына в возрасте сорока дней (Лук. 2:21-24). От этого последнего события до двенадцатилетнего возраста Иисуса Библия дает такое краткое сообщение: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (2:40).

Когда Иисусу было двенадцать лет, Мария и Иосиф привели Его в Иерусалим на праздник Пасхи. В храме Иисуса видели сидящего с учителями, «слушающего их и спрашивающего их» (2:46). Все, кто слушал Его, «дивились разуму и ответам Его» (2:47). Иисус проявил необычное понимание Библии и нравственности, невиданное у обычной молодежи настольные наборы оптом. Есть три возможных объяснения Его мудрости.

1) Он показал Своё вечное свойство всеведения.

2) Святой Дух исполнил Его этой чрезвычайной мудростью.

3) Иисус показал мудрость, которую Бог предназначал для людей до грехопадения и вхождения греха. Не отрицая возможности первых двух взглядов, я предпочитаю третью позицию.

Затем Лука обобщил последующие восемнадцать лет человеческого развития Иисуса, от двенадцати до тридцати лет: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (2:52). Он проходил умственное, физическое, духовное и социальное развитие.

В Священном Писании нет ясного указания на то, что Святой Дух был на Иисусе в течение этих первых тридцати лет жизни. Я лично не думаю, что Дух сходил на Него до Его крещения.

Однако многие богословы считают, что Дух был на Иисусе от времени, когда Он вошел в утробу Марии. Джон Ф. Уолвурд, представитель этого взгляда, написал: «Хотя нет возможности дать несомненные свидетельства, однако можно сделать разумный вывод, что Христос был исполнен Святым Духом от самого момента зачатия». Он, в основном, предложил три аргумента поддержки.

1) Во все времена существует межличностная единственность трех Божественных Личностей. Таким образом, Бог Святой Дух всегда был в Боге Сыне, а Бог Сын всегда был в Боге Святом Духе.

2) Поскольку Иоанн Креститель был исполнен Духом от утробы своей матери, тогда Иисус должен был иметь тот же самый опыт. Этот аргумент идет от меньшего к большему, от меньшей личности к большей.

3) Поскольку Бог дал Иисусу Дух без меры, Он должен был быть исполненным от начала Своего человеческого опыта.

В крещении Иисуса

В Священном Писании упомянуты различные виды водного крещения.

1) Иоанн Креститель крестил тех, кто покаялся и ожидал прихода Мессии и Его Царства.

2) Христиане принимают крещение, чтобы показать своё единение с Иисусом Христом в Его смерти, погребении и воскресении (Матф. 28:18-20).

3) Крещение Иисуса (3:13-17; Марк 1:9-11; Лук. 3:21-22; Иоан. 1:31-34).

Событие крещения Иисуса Иисус начал Своё земное служение, когда Ему было приблизительно тридцать лет (Лук. 3:23). Прежде чем приступить к служению, Он принял крещение от Иоанна и был искушаем сатаной. От нас относительно скрыты первые тридцать лет земного существования Христа. Библия дает такой комментарий к этому периоду в Его жизни: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Иоан. 1:10).

Крещение Иисуса обозначило переход к всеобщему признанию. Пользуясь сценическими терминами, Он вышел из затемненных закутков в центр сцены, где на Него обращено всё внимание. Матфей так описал это событие: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:16-17). Лука добавил, что Дух сошел на Иисуса, когда Он молился (Лук. 3:21). Детали этого события ясны: Иоанн и Иисус были в воде, совершилось крещение, отверзлись небеса, Святой Дух в зримом виде голубя сошел на Иисуса, и Бог Отец высказал Свое удовлетворение Сыном.

Значение крещения Иисуса Так как Иисус не имел никакого греха, Ему не было необходимо креститься у Иоанна. Иоанн признавал нравственную чистоту и святость Иисуса. Фактически, сначала он отказался крестить Спасителя. Но, наконец, в подчинении просьбе Иисуса, он крестил Его. Почему? Приводится несколько Библейских причин.

Во-первых, Иисус крестился, чтобы сделаться известным Иоанну Крестителю (Иоан. 1:30-34). Иоанн знал, что Мессия должен был прийти, но он не знал Его по имени. Бог открыл Иоанну, что он узнает Его, когда увидит сходящего на Иисуса Духа. Будучи очевидцем явления, когда Дух сошел на Иисуса, Иоанн провозгласил: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (1:34).

Во-вторых, Иисус крестился, чтобы сделаться известным Израилю (1:31). Крещение Иисуса служило Его представлением заветному народу.

В-третьих, Иисус крестился, чтобы отождествить Себя с Иоанном и его обращёнными. Этим актом Он отмежевался от религиозных начальников, которые отказывались каяться и креститься. Таким образом, Он присоединялся к тем, кто ожидал установления духовно-политического царства.

В-четвертых, Иисус крестился, чтобы удостоверить Себя как Сын Божий, Который будет крестить верующих Святым Духом (1:33-34). Голос Отца и сошествие видимого голубя подтвердили это удостоверение.

В-пятых, Иисус крестился, чтобы быть помазанным Святым Духом. Дух сошел («катабаино»), спустился, или опустился, на Него («эрхомаи») и оставался на Нем («мено).

Этих три действия Святого Духа отметили исполнение Ветхозаветных пророчеств о Мессии. Бог сказал через Исаию: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Матф. 12:18; см.. 42:1).

Бог Сын, обетованный Мессия, сказал через Исаию: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (61:1-2). Когда Иисус был в синагоге в Назарете, Он читал эти стихи, а затем возвестил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лук. 4:21). Он знал, что Бог Отец помазал Его Святым Духом в Его крещении. Он знал, что цели Его Мессианской задачи могли быть достигнуты только через подкрепление Духа Божьего.

Петр сообщил собравшимся в доме Корнилия, что «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним» (Деян. 10:38). Бог официально уполномочил Иисуса как Мессию, когда Он помазал Христа Святым Духом. После этого события Иисус совершал активное служение. До этого события Иисус не выполнял никакой Мессианской задачи, хотя Он был Мессия.

От Своего крещения Христос был полон Святого Духа во всем, что Он делал. У Иисуса не было никаких дальнейших помазаний или исполнений Духом.

В искушении Иисуса

Бог не может быть искушаем, но люди могут (Иак. 1:13-15). Адам и Ева уступили давлению сатаны. Люди грешат постоянно, поскольку они живут в обществе, подвластном дьяволу (1 Иоан. 5:19). Сатана искушает верующих, и они часто падают. Когда Бог Сын принял на Себя человеческую природу, Он оказался подвергнутым бессовестному обману сатаны, но получил победу над дьяволом.

Описание искушения Иисуса

После Своего крещения Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Матф. 4:1; см. Лук. 4:1).

Марк заявил, что Дух «возвел» (буквально, вывел, «экбалло») Его в Иудейскую пустыню (Марк 1:12). Иисус был исполнен Святым Духом, когда Он пошел, чтобы подвергнуться искушениям (Лук. 4:1). Таким образом, Богу было угодно, чтобы Иисус подвергнулся искушениям, но искушение шло от сатаны, а не от Бога.

Когда Иисус испытывал искушение в течение сорока дней (Марк 1:13), Он постился в течение этого периода (Матф. 4:2) и Он был окружен дикими животными (Марк 1:13). После того как искушения были закончены, ангелы служили Ему (Матф. 4:11; Марк 1:13).

Мы, верующие, искушаемы в трех главных областях: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2:16). Сатана искушал Еву в этих областях, и она уступила, согрешив против явленной воли Божьей. Ева увидела, что дерево познания добра и зла «хорошо для пищи» (похоть плоти), что оно «приятно для глаз» (похоть очей), и что это дерево «вожделенно, потому что дает знание» (гордость житейская).

Та же самая стратегия лжи была использована сатаной и на Иисусе Христе. Сатана искушал Христа превратить камни в хлеб, чтобы удовлетворить Его голод (похоть плоти). Он искушал Христа броситься вниз с башни храма и довериться Богу, чтобы Он сохранил Ему жизнь (гордость житейская). Он также искушал Христа поклониться ему, когда предложил и показал Ему все царства мира (похоть очей). Однако Иисус не был обманут. Он полностью понимал суть искушения. Он подчинился воле Божьей, открытой в Священном Писании (Матф. 4:4, 7, 10). Побежденный сатана оставил Его.

Значение искушения Иисуса

Во-первых, искушение показало, что БожественноЧеловеческий Сын Божий мог быть искушаем. Он был Бог, явленный в плоти, и Он был полон Святого Духа, но, тем не менее, Он мог быть искушаем. Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). До Своего зачатия и рождения Бог Сын был Божественной Личностью, имея не искушаемую Божественную природу. Через зачатие Марии Он получил искушаемую человеческую природу и, таким образом, был искушаем внешней злой силой, а именно, сатаной.

Во-вторых, искушение показало, что быть искушаемым не греховно, и это не признак слабости. Грех происходит только тогда, когда человек уступает искушению.

В-третьих, искушение Иисуса показало Его святость и безгрешность. В другом месте Библия называет Христа как «не знавшего греха» (2 Кор. 5:21), искушенного во всем, «кроме греха» (Евр. 4:15), не сделавшего «никакого греха» (1 Пет. 2:22) и Тем, в Ком «нет греха» (1 Иоан. 3:5). Христос Сам бросил вызов Своим критикам: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46). Иисус никогда не допускал проступков. Он никогда не просил прощения, никогда не исповедовался в грехах и никогда не приносил жертвоприношения в храме. Он был олицетворением Святости.

Все евангельские богословы соглашаются, что Иисус был искушаемым и что Он был безгрешный, но они не соглашаются о сущности Его безгрешности. Некоторые говорят, что Иисус мог бы согрешить, но Он имел способность не грешить. Они говорят, что причина, по которой Иисус не грешил, – в том, что Он полностью подчинился воле Божьей. Эти богословы сравнивают опыт Христа с опытом Адама. Бог создал Адама со способностью не грешить, но Адам избрал грешить. С другой стороны, по их мнению, Христос избрал не грешить. В этом взгляде подчеркивается Человечество Иисуса.

Другие богословы (включая меня) верят, что Иисус не был способен грешить. Он мог быть искушаемым, потому что Он имел Человеческую природу, но Он не мог грешить, потому что Он был Сын Божий с Божественной природой. В этом взгляде подчеркивается Божество Иисуса Христа.

В евангельских церквах приемлемы обе позиции. Обе они утверждают Его Божество, Его Человечество и Его безгрешность. Они просто подходят к обсуждаемому вопросу с двух различных отправных точек.

В-четвертых, искушение показало полный контроль Святого Духа в жизни Иисуса. Христос использовал вдохновленное Духом Священное Писание для опровержения трех искушений сатаны. Дух укрепил Иисуса, чтобы посреди испытаний этих сорока дней Он проявил Свою Божественную и Человеческую природу.

В служении Христа

Иисус Христос был всегда полон Святого Духа, когда Он проповедовал, учил, исцелял и изгонял демонов (Матф. 4:23). Бог помазал Его Духом для проведения Его служения (12:18-21; Лук. 4:18-21; Деян. 10:38). Для авторов Евангелия было неизбежным заключить, что Иисус делал всё в подкреплении Духа. Таким образом, эти четыре автора редко связывали служение Духа с делами Христа. Они не обсуждали вопрос, использовал ли Иисус в Своих чудесах Свою собственную Божественную силу, или Он использовал силу Святого Духа.

После Своего крещения «возвратился Иисус в силе духа в Галилею», чтобы начать Своё земное служение (Лук. 4:14). Он умело разъяснял Священное Писание, проповедуя ту же самую весть, которую возвещал Иоанн Креститель (Матф. 4:17). Он указывал другим на Свою власть в толковании и применении Библейской истины (7:29). Он совершал все виды исцеления: очищал прокаженных, устранял паралич, снимал горячку. На самом деле, Он исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях» (9:35). Он также воскрешал мертвых, давал слух глухим, восстанавливал речь немым и давал зрение слепым. Нигде в Библии не записано, чтобы пророк или апостол когда-либо совершал чудо возвращения зрения слепым. Только Мессия, Свет мира, совершал это.

Иисус Христос показал Свою власть над царством сатаны и демонов. Он возвращал людей к нормальным человеческим функциям, когда изгонял бесов из одержимых. Христос тогда заявил: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Матф. 12:28; см. Лук. 11:20).

Христос совершал изгнание бесов, но Он делал это в силе Духа. Обе Божественные Личности активно участвовали в этом.

Иисус Христос уполномочил двенадцать апостолов на служение. Для того чтобы они совершали служение, Он «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф. 10:1). Он дал им «власть», но текст не упоминает, что Он дал им Святого Духа.
Будет вполне вероятным предположить, что Он дал, потому что обычно Святой Дух и подкрепляющая власть неразделимы друг от друга. Однако их служение длилось конкретный период времени, и оно ограничивалось Израилем (10:5-8).

Иисус позже уполномочил семьдесят других на служение в городах Израиля (Лук. 10:1). Они возвратились с радостью, ликуя о том, что изгоняли бесов (10:17). Когда Иисус услышал это сообщение, Он «возрадовался Духом» и возблагодарил Бога за Его откровение искупительной истины обращённым (10:21-22). В делах и поведении Иисус всегда был управляем Святым Духом.

В распятии Иисуса на кресте

Евангелия не делают никакого упоминания о служении Святого Духа Иисусу Христу, когда Он страдал и умирал на кресте. До и во время этих шести часов Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:8).

Поскольку Библия нигде не указывает, что Дух оставил Иисуса перед распятием, Он, должно быть, оставался исполненным Святым Духом, находясь на кресте.

Послание к Евреям противопоставляет жертвоприношения Ветхого Завета с жертвой Христа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13-14). Святой Дух, вечный Дух, был Божественным Посредником, через Которого Христос принес Себя, как искупительную жертву за наши грехи.

Джон Уолвурд умело комментирует: «Следовательно, труд Святого Духа в связи со страданиями Христа на кресте состоял в поддержке Человеческой природы в любви к Богу, подчинении воле Божьей, повиновении Его повелениям, а также ободрении и укреплении Христа на пути долга, который вел к Кресту».

Воплотившийся Бог Сын страдал и умер. Отец не страдал и не умирал. Также и Святой Дух не страдал и не умирал, хотя Он был во Христе, когда Спаситель страдал и умирал.

В воскресении Иисуса

Евангелия не упоминают о каком-либо служении Святого Духа Иисусу Христу во время Его воскресения. Однако Послания связывают Дух с воскресением. Уолвурд, тем не менее, предостерег: «Точная природа труда Святого Духа в воскресении Христа не раскрыта».

Павел о воскресении Иисуса

Апостол Павел сконцентрировал Евангелие на Сыне Божьем: «О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» (Рим. 1:3-4). Воскресение удостоверяло вдохновленное Духом Ветхозаветное Священное Писание, что распятый Мессия воскреснет из мертвых (Деян. 2:22-36). Воскресение Святым Духом удостоверяло подлинность Иисуса как Сына Божьего.

Воскресение и последующее вознесение Иисуса удостоверяли подлинность Иисуса как Господа и Христа Израиля, когда Он излил Дух на апостолов в День Пятидесятницы.

Верующие могут жить праведно, потому что в них живет Святой Дух. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Бог Отец воскресил Иисуса. В другом месте Христос возвестил, что воскреснет из мертвых (Иоан. 2:19; 10:18). И все же, в своем ободрении верующих, Павел сказал, что пребывающий в нас Дух – это «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса». Отец Духом вдыхает, или дает жизнь в наши смертные тела. Таким образом, Отец также посредством Святого Духа вдохнул жизнь в безжизненное тело Иисуса. Итак, все три Личности Божества участвовали в воскресении Иисуса.

Павел записал раннее исповедание веры, возможно, даже гимн для исполнения в собрании: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16). Глагол «оправдал» означает «объявить праведным». В опыте Христа Святой Дух объявил Его праведным через Его святую жизнь и сверхъестественные дела. Дух сказал, что Христос – Тот, Кем Он Себя объявил. Христос был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Таким образом, Дух через воскресение возвестил о действительности искупительной смерти Христа.

Петр о воскресении Иисуса

Апостол Петр утверждал: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив Духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18-19). Слова «ожив Духом» (или сделавшись живым в Духе), показывают, что Дух Божий активно участвовал в воскресении Иисуса. Тем не менее, некоторые толкователи считают, что это существительное относится к духу Иисуса (в противоположность Его плоти), а не к Святому Духу.

Если участвовал Дух Божий, то Иисус проповедовал заточенным в темнице духам в сфере Духа (или посредством Духа). Богословы предложили несколько толкований этого понятия.

1. Иисус через Ноя Святым Духом проповедовал неспасенным людям тех дней.

2. Иисус проповедовал неспасенным в аду после Своей смерти и перед Своим воскресением.

3. После воскресения Христос Духом провозгласил Свою победу над грехом и сатаной демоническим духам, которые были заточены в Тартаре, известном также, как ад и бездна (2Пет. 2:4; Отк.9:1; 20:3). Таким образом, Дух перенес воскресшего Христа в это неизвестное место тем же самым способом, как Он переносил Иезекииля, Филиппа и Иоанна. Это взгляд, которого я придерживаюсь.

Что Христос учил о Святом Духе

Христос учил о служении Святого Духа в течение трех периодов: три года земного служения, в ночь перед распятием на кресте и сорок дней служения после Воскресения. В первый период Он говорил о Духе множеству людей и Своим ученикам.

Во второй и третий периоды Он говорил о Святом Духе только ученикам.

Святой Дух можно было просить

Однажды Иисус призвал Своих учеников: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лук.11:13). В то время Иисус был исполнен Святым Духом, а ученики не были. Фактически, Дух даже не обитал в них.

Нет никакого указания на то, что ученики когда-либо просили о Духе. Позже они получили обитающее присутствие Духа только потому, что Иисус молился о них (Иоан. 14:16-17).

Господь никогда не призывал к этому толпы людей.

Сегодня некоторые богословы учат, что верующий должен просить Бога, чтобы получить Дух. Этот опыт после обращения поборники пятидисятнического и харизматического движений называют крещением Святым Духом. Утверждение веры деноминации «Ассамблеи Божьи» гласит: «Мы верим, что крещение Святого Духа, согласно Деяниям 2:4, дается верующим, которые просят об этом». Пятидисятнический автор Д. В. Херст перечисляет шесть требований, чтобы получить крещение Духа, включая прошение в молитве (Лук. 11:13). Те же самые богословы также утверждают, что говорение на языках – это признак или свидетельство данного опыта. В действительности, они считают, что апостолы могли иметь этот опыт до Дня Пятидесятницы, прежде фактического сошествия Святого Духа в День Пятидесятницы.

Однако Иисус нигде не приравнивал Свой призыв к апостолам к крещению в Святом Духе. Данный взгляд – это предположение, наложенное на Библейский текст. Иисус также никогда не упоминал, что говорение на языках было свидетельством этого опыта. И Он никогда не распространял этот призыв на других верующих, кроме апостолов.

Этот призыв веры был сделан Христом, когда Он ещё был на земле, до Своего распятия, воскресения, вознесения и послания Духа. Это был вызов, ограниченный апостолами в эру Евангелия.

Это не образец для наследования в век Церкви, тем более что Дух пришел в День Пятидесятницы в ответ на обещание Иисуса Христа. Сегодня верующий получает обитающее присутствие Духа в самый момент уверования в Христа как своего Спасителя (Рим. 8:9). Апостолы в эру Евангелия были спасены, но они не имели обитающего присутствия Святого Духа, как сегодняшние верующие в период после Дня Пятидесятницы. Поскольку Христос призвал их просить о Духе, они не имели Духа в себе.

Святой Дух давал подкрепление

Когда Иисус уполномочил двенадцать апостолов идти только к погибающим овцам Израиля, Он «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф. 10:1; см. также Марк 6:7). Он призвал их: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Матф. 10:8). Какая это была власть? Имели ли они подкрепление, кроме Духа? Хотя текст не упоминает, что Христос дал им Дух в то время, кажется логичным, что Он дал.

Эта толковательная точка зрения подтверждена дальнейшим ободрением, данным им Христом. Предвидя противление их служению со стороны религиозных и гражданских властей, Он сказал: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф.10:19-20; см. также Марк 13:11; Лук. 12:12). Поскольку Святой Дух говорил в них и через них подобранными ими словами, Христос, должно быть, дал им Дух, когда Он уполномочил их на труд. Это уникальное служение Духа в апостолах было временным, только в продолжение их служения Израилю, а не самаритянам или язычникам (Матф. 10:5).
Намного позже девять апостолов пытались изгнать беса, но безуспешно (17: l4-21). Они больше не имели Духа или Его силы.

Они потерпели неудачу, потому что не имели надлежащей веры (17:19-21).

Иисус Христос утверждал, что Его сила совершать чудеса шла от Святого Духа. Он защищался перед Своими критиками, которые обвиняли, что в Его жизни была сила сатаны. Он утверждал: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (12:26-28).

Святой Дух могли поносить

Бог Отец помазал Иисуса Христа Святым Духом и силой. Как помазанный Мессия, или Христос, Он служил с полным исполнением Духа в Своей жизни. Когда Его критики заявили, что Он совершал чудеса духом сатаны, Он обвинил их в непростительном грехе богохульства против Духа. Иисус предупредил: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31-32). Религиозные начальники Израиля поносили Святого Духа, когда утверждали, что Христос изгоняет демонов сатаной, а не Духом Божьим.

Тогда религиозные начальники подтвердили, что они в грехе неверия и богохульства. Они не могли быть прощены в век, когда Иисус был ещё на земле («в сем веке»), или в век Церкви, после Его смерти и воскресения (в веке «будущем»). В век Церкви, как видно в книге Деяний, они повторили свое отвержение Мессианства Иисуса, когда насмехались над Его воскресением и когда отвергали проповедь апостолов.

Хула против Святого Духа была уникальным грехом в истории. Он мог быть совершен только неспасенными, когда Иисус был на земле две тысячи лет тому назад. Он не может быть совершен сегодня, потому что Христос теперь не находится лично на земле, совершая чудеса. 

Святой Дух подтверждал Ветхий Завет

В 5-ой главе мы обсуждали роль Святого Духа во вдохновении Священного Писания. Сам Христос говорил о Духе в связи с Библейским текстом и его человеческих авторах. Он спросил вождей: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит…?» (Матф. 22:43). Христос использовал этот риторический вопрос перед цитированием стиха одного из псалмов Давида (Пс. 109:1). Иисус знал, что Давид не говорил и не писал пророческую правду из собственного ума. Он знал, что Дух направлял Давида в написании этого псалма. Это была Богодухновенная, непогрешимая истина, авторитетное основание комментариев Иисуса.

Святой Дух возрождал

Иисус сказал Никодиму, что человек должен родиться свыше, чтобы увидеть Царство Божье и войти в него (Иоан. 3:3, 5). Когда Никодим выразил недоумение относительно природы второго рождения, Иисус подробно разъяснил Своё первоначальное утверждение. В Своем объяснении нового духовного рождения Он трижды упомянул роль Святого Духа.

«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3:5-8). 

Святой Дух – Божественный источник духовного возрождения. Когда Иисус говорил о рождении от Духа, Он имел в виду, что второе рождение исходит («эк») от Духа, то есть в Нем его Божественное происхождение.

Когда Христос заявил, что Он Хлеб жизни (6:48), Он утверждал, что каждый, кто уверует в Него, будет иметь жизнь вечную (6:47). Когда Он использовал метафору вкушения от Его плоти и питья от Его крови, чтобы иметь духовную жизнь, многие были в недоумении относительно значения Его слов.

Тогда Господь объяснил: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (6:63).

Таким образом, Святой Дух использует слова Господа, чтобы дать духовную жизнь уверовавшему грешнику. Дух и вдохновленное Слово Божье неразделимы в Божественном труде духовного возрождения.

На празднике кущей Иисус пригласил людей приходить к Нему: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (7:3738). Израильтяне пили от воды, которая текла от скалы, в которую ударил Моисей. Во исполнение этого прототипа, Христос утверждал, что Он Скала, Источник воды вечной жизни.

Затем Иоанн сравнил воду со Святым Духом. Он объяснил: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39). В эру Евангелия, до смерти и воскресения Христа, грешники могли верить во Христа и быть спасенными. Они возрождались и становились членами семьи детей Божьих. Однако в этих верующих не обитал Святой Дух, потому что Христос ещё не был прославлен. То есть, Спаситель не мог послать Дух, пока Он не вознесся в присутствие Отца.

Этот отрывок (Иоан. 7:37-39) дает ясное диспенсационное различие в служении Святого Духа. Когда сегодня, в век Церкви, возрождаются уверовавшие грешники, в них немедленно поселяется Дух. А в эру Евангелия уверовавшие грешники возрождались Духом, но до смерти, воскресения и вознесения Христа в них не мог обитать Дух.

В речи, сказанной в горнице

В ночь перед распятием Иисус собрался с двенадцатью апостолами в горнице дома в Иерусалиме. Они вместе вкушали пасхальную трапезу; Иисус умыл ноги ученикам и дал постановление о Вечере Господней. Он также учил их.

Фактически, Он продолжал учить, когда они оставили горницу и направились к Гефсиманскому саду. В Своем наставлении Господь формулировал новые отношения и обязанности, которые будут существовать между Ним и учениками в результате Его смерти, воскресения, вознесения и сошествия Святого Духа (Иоан. 13–17). Таким образом, главное внимание этого учения было направлено на верующих в век Церкви. Впервые в Своем земном служении Он дал обширное наставление о Личности и служении Святого Духа. Он многими новыми способами связывал Дух с апостолами.

Святой Дух будет послан

Иисус сказал им, что Бог Отец даст им Духа в ответ на Его просьбу. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14:16). В День Пятидесятницы Дух Божий пришел, потому что Иисус молился, а не потому, что молились апостолы (Деян. 2).

Иисус обещал, что Отец пошлет Святого Духа во имя Христа (Иоан. 14:26). «Имя» Христа стоит за всем тем, Кто Он и что Он делает. Таким образом, Бог послал Дух во власти Спасителя и Его искупительного труда. Иисус также обещал, что Он пошлет Духа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (15:26). Таким образом, Отец и Сын послали Святого Духа в День Пятидесятницы. Христос не мог послать Духа, пока Он не возвратился к Отцу на небо. Греческий предлог «пара» («от») обозначает, что прославленный Христос был в буквальном смысле рядом с Отцом, когда Он послал Духа. (На этом греческом предлоге основано наше слово «параллельный».)

Иисус обещал, что Он пошлет Духа после того, как Он ушел с земли. «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (16:7). Апостолы хотели держать Иисуса в Его физическом виде в их присутствии. После воскресения Иисуса они не хотели, чтобы Он их покидал. Они привыкли ходить видением. Христос знал, что невидимый Дух и Он в Своем человеческом теле не могли одновременно быть с апостолами. Он должен был уйти, прежде чем послать Духа.

Святой Дух не мог прийти по собственной инициативе, Его нужно было послать. Это Его роль в Божественном искупительном замысле.

Святой Дух будет обитать

Христос обещал ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Эти два стиха показывают ясные диспенсационные различия между служением Духа в эру Евангелия и Его роль в нынешний век Церкви.

Во-первых, Дух обитал «с» апостолами в эру Евангелия. В греческом языке слова «с вами» буквально означают «рядом с вами». В этом смысле Святой Дух имел сопровождающее служение апостолам. Он был рядом с ними, но не в них.

Во-вторых, Христос предсказал, что Дух будет в них. После смерти, воскресения и вознесения Христа тот же самый Дух, Который был рядом с ними, будет в них. Христос также изменил глагольные времена, чтобы показать различие двух отношений Духа к апостолам. Глагол «менеи» (живет) стоит в настоящем времени, тогда как глагол «естаи» (будет) стоит в будущем времени.

В-третьих, пребывающее присутствие Святого Духа в верующих – это навсегда. Отец дал Духа, Который «пребудет с вами вовек». Здесь греческая предложная фраза, переведенная как «с вами», отличается от других двух фраз («с вами» и «в вас»). Она означает ассоциацию, союз. Выражение «да пребудет» буквально означает «да будет». Таким образом, Дух будет навсегда в союзе с верующими. В век Церкви Святой Дух поселяется в уверовавшем грешнике в момент его спасения, и Он никогда не оставит верующего. Пребывающее присутствие Духа не основывается на верности дитяти Божьего; оно скорее основано на верности Отца и Сына данному Ими слову.

В-четвертых, неискупленные грешники не имеют никаких отношений со Святым Духом. В нынешний век Церкви есть только два типа людей: спасенные, имеющие в себе Духа, и неспасенные, не имеющие в себе Духа (Рим. 8:9). Синклер Фергюсон заметил: «В результате, когда Он приходит к христианам, чтобы поселиться в них, Он приходит, как Дух Христа; таким образом, обладать Им значит обладать Самим Христом, точно так же, не иметь Его значит не иметь Христа».

Святой Дух будет учить

Господь Иисус Христос был еврейским раввином, совершенным Учителем. Он учил мужчин и женщин. Зная, что апостолы нуждались в дальнейшем наставлении, Он сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26). Апостолы наслаждались учительским служением Иисуса, когда Он присутствовал с ними видимым образом. В Своем ограниченном человеческом теле Он в одно время мог присутствовать только в одном месте. После Его ухода на небо Отец должен был послать Духа, как нового Учителя. Он будет учить каждого апостола изнутри. Таким образом, независимо от того, где были апостолы, вместе или отдельно, каждый из них мог наслаждаться учительским служением Духа. Что было верно в отношении апостолов, также относится и к нам сегодня. В каждом верующем сегодня пребывает Божественный Учитель, Святой Дух.

Далее, Иисус обещал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (16:13).

Эти два стиха (14:26; 16:13) указывают на четыре сферы Его учительского служения апостолам.

Во-первых, Святому Духу предстояло преподать истину. Поскольку Он Дух истины, Он наставляет в соответствии с тем, Кто Он. Он никогда не преподаст заблуждение. Истина происходит от Бога и сосредоточена на Боге. Истина согласуется с сущностью триединого Бога. Так как Бог источник творения и искупления, то подлинная нравственная и искупительная истина должна открывать Его замысел, явленный в Священном Писании.

Библия – это истина (17:17); поэтому Святой Дух учит истине, которая открывает подлинное значение Священного Писания.

Во-вторых, Святому Духу предстояло дать апостолам способность помнить всё, что им говорил Иисус. В нашей человеческой предельности нас подводит память. Я часто забываю имена, места, события и беседы. С возрастом я обнаруживаю, что должен записывать ежедневные напоминания о будущих задачах. При обычных обстоятельствах апостолам, коллективно и индивидуально, было бы трудно вспоминать действительные слова и дела Христа. Однако пребывающий в них Дух трудился через их ум, чтобы они точно помнили всё, что сказал Иисус. Божественное подкрепление помогало им в их проповедовании и написании текстов Евангелия.

В-третьих, Святому Духу предстояло научить их всему, что Бог хотел, чтобы они знали. Нет никакого указания, что апостолы должны были стать всеведущими. Дух говорил только то, что Он слышал от Отца и Сына. Именно на это понятие ограниченного откровения Моисей указывал Израилю: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29). Павел знал, что он знал «отчасти» (1 Кор. 13:12). Он не знал всего, но то, что он знал, он знал точно. Истина, даже если она частичная и не полная, является, тем не менее, истиной. Апостолы воплотили это учительское служение Духа в проповедях, которые они возвещали, и в написанных ими Богодухновенных посланиях.

В-четвертых, Святому Духу предстояло открыть им будущее. Предсказывающее пророчество находится и в устных проповедях, и в Богодухновенных писаниях апостолов. Они написали о Восхищении Церкви, будущем Израиля, Великой Скорби, Антихристе, Армагеддоне, возвращении Иисуса Христа на землю, Тысячелетнем Царстве, Суде у Великого Белого Престола, вечном Святом Городе, озере огненном и состоянии вечности. Они ещё при своей жизни видели исполнение некоторых пророчеств, другие же остаются неисполненными ещё доныне. Истина пронизывала все их предсказания, потому что Дух истины направлял их в их пророческом учении.

Предсказанное учительское служение Святого Духа имело своё первичное и немедленное исполнение в жизни удостоверенных апостолов. Во вторичном смысле верующие сегодня также наслаждаются учительским служением Духа. Он учит нас понимать то, чему Он наставил апостолов и что апостолы преподали в своих вдохновленных Духом книгах, а именно, Новом Завете. Мы не должны ожидать, что Дух преподаст нам новую искупительную истину, которая выходит за пределы канонического Священного Писания. Он может вести нас в применении Библейской истины к нашим современным проблемам.

Святой Дух прославит Христа

Бог Сын воплотился, чтобы прославить Бога Отца (Иоан. 17:1,4). Святой Дух сошел, чтобы прославлять Христа. Иисус сказал: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16:14-15).

Все три Божественные Личности равно обладают славой Божественной Сущности. В «Вестминстерском исповедании веры» заявляется, что главная цель человека – вечно прославлять Бога и наслаждаться Им. Всякий раз, когда мы действительно прославляем Бога, мы прославляем Троицу, а не только одну из Божественных Личностей.

Однако Бог Сын подчинил Себя, чтобы прославить Отца. В этом же самом смысле Святой Дух подчинил Себя, чтобы прославлять Сына. Таким образом, когда верующие действительно руководимы Святым Духом, они также прославляют Иисуса Христа. Исполненный Духом святой не будет прославлять ни самого себя, ни другого верующего.

Исполненный Духом верующий не будет также прославлять Святого Духа. Хотя мы можем обсуждать и желать служения Святого Духа, мы не должны превозносить Его выше Его роли в искуплении.

Христос просил Отца прославить Его, чтобы Он в Свою очередь прославил Отца (Иоан. 17:1, 5). И Павел воскликнул: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Павел нигде не заявлял, что он хочет хвалиться Святым Духом. Чувство Павла было сосредоточено на Христе (Фил. 1:21), а не Святом Духе. И все же Павел был столь же исполнен Духа, как и любой верующий.

Святой Дух обличит мир

Святой Дух всегда был Сдерживающим грех в павшем роде человеческом (Быт. 6:3). Он обличал порочность грешников через личную святость верующих, Израиля и Церкви. Исполненный Духом Христос был, конечно, Сам обличением современного Ему общества. Как Свет мира, Он показывал тьму мировой системы.

Когда Христос должен был уже покинуть землю, Он сообщил апостолам о предстоящем служении Святого Духа этому миру. «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан.16:8). Греческий глагол «эленхо» (обличать) – это юридический термин. Он включает нравственное и умственное осознание преступления, предъявление несомненного законного обвинения и волевое признание позора и вины. Сегодня многие преступники часто сожалеют: им жаль, что их схватили, но они не сожалеют о содеянном. Однако это не то же самое, что волевое признание своей вины.

Согласно Священному Писанию, верующий может укорять или обличать других верующих (например, Матф. 18:15; 1 Тим. 5:20). Спасенный может обличать неспасенного (Лук. 3:19; 1 Кор. 14:24; Ефес. 5:11, 13). Бог может обличать спасенных (Евр. 12:5; Отк. 3:19) и неспасенных (Иоан. 3:20-21; 8:9). Христос бросил вызов Своим религиозным критикам обличить Его в каком-либо грехе, но они не сумели этого сделать (8:46).

Христос утверждал, что Святой Дух обличит «о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Иоан.16:9-11). Святой Дух обличает грешников через свидетельство верующих в том, что они говорят, в том, как они говорят это, и в том, как они живут (15:27). Дух также обличает погибающих истинами Богодухновенного Священного Писания.

Святой Дух показывает истину, что человек может быть принят Богом только через искупительное дело Христа и что только по вере в Христа человек может иметь Его праведность, вмененную ему. Когда Святой Дух обличает погибающего грешника в этом, человек осознает безумие доверия Будде, индуистским богам, еврейским преданиям, исламскому рвению или собственной самоправедности.

Осуждение сатаны было обеспечено смертью и воскресением Иисуса Христа. Если инициатор греха будет ввергнут на вечное осуждение, то все грешники, которые не верят в Христа, также будут ввергнуты в вечное осуждение. Святой Дух обличает грешников в их нравственной ответственности и вечных последствиях их грехов и, следовательно, в их нужде во Христе.

Библия гласит: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Апостолы испытали обетованное служение Духа в своей жизни, как записано в книге Деяния Апостолов. Дух пришел к ним в День Пятидесятницы. Дух обитал в них и учил их. Дух прославлял Христа через них. Через их проповедь Евангелия Дух обличал как евреев, так и язычников. Тысячи были спасены и присоединились к истинной Церкви. В верующих сегодня обитает Дух, Который их учит. Когда они свидетельствуют другим об их нужде в Христе, они могут наблюдать обличающее и возрождающее служение Святого Духа.

После воскресения Иисуса

Христос «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами» (Деян. 1:3). В продолжение сорока дней между Своим воскресением и вознесением в небо Христос являлся отдельным людям, маленьким группам и большим толпам (1 Кор. 15:5-8). Верующие видели, слышали и касались Его. Он появлялся на публике и в частных домах, в Галилее и Иудее, днем и ночью. Он показывался мужчинам и женщинам.

Однако Он снова направлял Свое служение на апостолов.

Иисус дал им Святого Духа

В ночь Своего воскресения Иисус явился десяти апостолам (Фома отсутствовал). Вновь давая им повеление на Евангельское служение, Он сказал: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Иоан. 20:21). «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (20:22). Это не было наделением Духом и исполнением молитвы Христа и Его обещания, данного до распятия (14:16-17, 26; 15:26-27; 16:7-15). Исполнение этого обещания произошло в День Пятидесятницы. Почему тогда Христос давал им Духа до Своего вознесения и фактического сошествия Святого Духа?

Вот как считает Джон Уолвурд: «Со всей очевидностью, временное обитание Духа было дано, чтобы усмотреть их духовные нужды до Пятидесятницы». В этом смысле ученики получили обитание Духа до века Церкви в ожидании Дня Пятидесятницы, чтобы они могли полностью понять наставления Спасителя. Это событие евангелист Лука передает так: «Отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). В Деяниях 1:4-5 Христос указывал, что они ещё не получили Духа Святого.

Иисус повелевал им Святым Духом

Лука начинает книгу Деяний Апостолов таким образом: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал» (Деян. 1:1-2). Христос учил их больше трех лет между Своим крещением и Своей смертью, а затем, в течение сорока дней после Своего воскресения, Он продолжал учить их Святым Духом, Который был им дан. В этом служении после воскресения Христос дальше развивал то, о чем учил ранее. После событий смерти и воскресения Христа апостолы теперь имели лучшую историческую и духовную способность осознать значение слов Христа.

Иисус предсказал крещение Святым Духом

В день Своего вознесения в небо Христос повелел апостолам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:4-5). Десять дней спустя они были крещены Духом, когда звук мчащегося ветра заполнил комнату, в которой они были собраны (2:1-2). Христос сравнил Свои предсказания о будущем крестильном служении Духа с предсказанием, сделанным Иоанном Крестителем свыше трех лет ранее. Это был единственный раз, когда Иисус упомянул крестильный труд Святого Духа.

Иисус Святым Духом дал им повеление

Иисус предсказал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Задачей апостолов была всемирная евангелизация. Они должны были стать Его свидетелями во всем мире. Однако они не могли осуществить это задание собственной силой и сообразительностью. Апостолы нуждались в сверхъестественной силе («динамис»), доступной через Святого Духа, Который в День Пятидесятница сошел на них, как Иисус и предсказывал.

В другом месте Иисус сказал апостолам: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49).

Некоторые деноминационные группы считают, что слово «оставайтесь» означает горячо молиться и просить о получении Святого Духа после обращения. Однако греческий глагол «кафизо», используемый сорок восемь раз в Новом Завете, просто означает «сидеть» (например, Матф. 5:1; 13:48; Лук. 5:3; 16:6).
Только один раз он переведен «оставался» (Деян. 18:11). В современных переводах используется слово «оставаться», а не «дожидаться». Этот глагол не предполагает горячего религиозного посвящения или состояния отчаянной духовной мольбы.

Таким образом, Христос дал наставление апостолам оставаться в Иерусалиме, пока Он не пошлет обетованного Духа.

Дух пришел не потому, что апостолы молились о Его приходе или с успехом «дожидались». Апостолы жили в переходный, исторический, диспенсационный период времени. Это был десятидневный период между вознесением Христа и сошествием Духа в День Пятидесятницы. То, что происходило с ними, не служит нам сегодня образцом для подражания.

Уроки для нас

Во-первых, как верующие, мы должны быть управляемы Святым Духом, если хотим иметь действенное духовное служение другим. В нашей культуре, которая опирается на программы и личности, нам нужно покориться Личности Святого Духа. Христос не начинал Своё служение, пока на Него не сошел Дух. Он служил другим всегда в полноте Духа. Мы должны поступать так же. И, поступая так, мы проявим нравственные качества Спасителя в нашем стремлении воздействовать на других Словом Божьим.

Во-вторых, даже когда мы управляемы Святым Духом, мы всё же можем быть искушаемы сатаной. Фактически, в том, чтобы быть искушаемыми, может быть воля Божья для нас, как это было в отношении Христа. Однако самый лучший путь иметь победу над искушением – это подчиниться Духу и Слову Божьему. Неправильно думать, что, достигая большей духовности, мы можем избежать искушений.

В-третьих, верующим не нужно просить у Бога дар Святого Духа, потому что Бог уже дал им пребывающего Духа в то самое мгновение, когда они уверовали в Христа. Мы не должны искать того, что происходило в эру Евангелия (Лук. 11:13) и что не принадлежит нынешнему веку Церкви.

В-четвертых, мы должны прославлять Христа во всем, что мы делаем. Мы не должны беспокоиться о Святом Духе или Его труде в нас. Мы должны понимать дела Духа, но мы должны Духом благодарить Отца и Сына. Святой Дух пришел, чтобы прославить Христа, поэтому, когда мы управляемы Духом, мы также должны превозносить Спасителя.

В-пятых, мы должны стать людьми, посвященными истине. Бог есть истина, Святой Дух – это Дух истины, и Слово Божье – истина. Анализируя различные нравственные и доктринальные взгляды, мы должны быть Библейски критичными. Мы должны обосновывать всё и придерживаться того, что хорошо и верно (1 Фес. 5:21). 

В-шестых, мы должны стать свидетелями Христа, подкрепленными Святым Духом. Мы не должны зависеть от наших методов, личностей, интеллекта или прошлого опыта в приведении душ к Христу. Спасение от Бога, поэтому мы должны позволить Духу Божьему совершать Его труд обличения и возрождения других. Мы должны быть отзывчивыми к водительству Духа в нашем свидетельстве неспасенным.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий