Образы Святого Духа

Наглядные примеры бывают зачастую окнами, через которые мы можем видеть и понимать духовные истины. Мы склонны воспринимать сверхъестественное с нашей природной точки зрения. Мы любим уменьшать абстрактное до конкретного. Мы хотим познать неизвестное, отталкиваясь от известного. Мы рассматриваем вечное через наше ограниченное временем видение. Бог признавал это человеческое ограничение, когда направлял земных авторов Священного Писания описывать духовные истины такими понятиями, которые были бы понятны людям. 

Эти современные символы использовались, чтобы наглядно представить многие области доктрины, включая учение о Святом Духе.

Их значение

Иисус Христос часто проводил прямое соотношение между ситуациями жизни и духовными уроками. Например, Он спросил: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро» (Матф. 12:11-12).

В Своем общественном служении для аудитории как восприимчивых, так и критикующих слушателей, Иисус говорил притчами. Греческое слово «параболе» (притча) буквально означает «бросать около». Христос ставил искупительную истину около естественных событий, чтобы разъяснить Своё учение.

Таким образом, Он приравнивал отклик на возвещение Евангелия к различным типам почвы, и проповедника – к сеятелю семени (13:3-23). Он связывал вечное отделение спасенных от неспасенных с отделением пшеницы от плевел во время жатвы (13:24-32, 36-43), отделением хорошей рыбы от тухлой (13:47-51) и отделением овец от козлов (25:31). 

Христос также использовал метафоры, чтобы объяснить Свою Личность и Своё служение. Он приравнивал Себя к пастуху овец (Иоан. 10:11), к двери овчарни (10:9) и свету (8:12). Он рассматривал Себя, как виноградную лозу, а Своих учеников, как ветви (15:5).

Авторы Новозаветных книг использовали события, людей и предметы, упомянутые в Ветхом Завете, чтобы показать наглядное исполнение в искупительном труде Иисуса Христа.

Богословы называют это «типологией» (изучением прообразов).

В Ветхом Завете встречаются прообразы, а в Новом Завете видно их выполнение, известное как осуществление образа. Например, Павел написал: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7). Искупительная жертва Христа на кресте была приравнена с опытом израильтян под египетским рабством во времена Моисея.

Бог велел каждой еврейской семье заколоть ягненка и опрыскать его кровью дверные косяки и перекладину своих домов. Затем Бог объяснил, что Он пройдет над еврейскими семьями и будет судить египетские дома смертью перворожденных мужского пола (Исх. 12:12-13). Это выполнилось в том, что все верующие находятся под кровной защитой смерти Христа; таким образом, они не испытают вечного осуждения. Другие общепринятые прообразы – это поднятый медный змей (Иоан. 3:1-15) и разодранная завеса Иерусалимского храма (Евр. 10:19-20).

Большинство прообразов, метафор, аналогий и символов указывают на труд искупления, сосредоточенный на Иисусе Христе и Его смерти на кресте. Однако Бог также направлял Библейских авторов, чтобы они использовали некоторые символы для описания Личности и служения Святого Духа.

Описание символов

Он облекает подобно одежде В Своём служении после Воскресения Иисус Христос сообщил Своим апостолам: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49). Глагол «эндио» (облаченный) обычно используется в смысле надевания одежды.

В основных английских переводах (NASB, NIV, RSV) использована именно эта метафора «облачения силою свыше».

Христос позже обозначил силу («динамис»), как Святого Духа, когда Спаситель давал наставления Своим апостолам незадолго перед Своим вознесением: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Нет никакой силы или подкрепления, кроме Святого Духа. Это облачение Святым Духом произошло один раз и навсегда в День Пятидесятницы (Деян. 2). Это было неповторяемое событие в истории христианства и в жизни апостолов.

Слово «эндио» используется в отношении надевания различных видов одежды. Повседневная одежда (Матф. 6:25); брачная одежда (22:11); одежда Христа (27:31); одежда Иоанна Крестителя из верблюжьего волоса (Марк 1:6); багряница, наброшенная на истязаемого Христа (15:17); лучшая одежда, надетая на блудного сына (Лук. 15:22); и царское одеяние Ирода Агриппы I (Деян. 12:21).

Этот глагол используется также, чтобы изобразить духовную одежду. Как духовные воины, верующие должны облечься в оружия света (Рим. 13:12), принять всеоружие Божие (Ефес.6:11), облечься в праведность (6:14) и в броню веры (1 Фес. 5:8).

В своем духовном положении все верующие «во Христа облеклись» (Гал. 3:27) и в нового человека (Кол. 3:10). В своем духовном хождении верующие должны «облечься» в Господа Иисуса Христа, чтобы побеждать греховные похоти (Рим. 13:14), «облечься в нового человека» (Ефес. 4:24) и «облечься» в качества святости (Кол. 3:12).

Этот глагол также используется в отношении облачения в бессмертное, нетленное тело (1 Кор. 15:53-54; 2 Кор. 5:3). На острове Патмос Иоанн увидел прославленного Христа облаченного («эндио») в одеяние до самых ног (Откр. 1:13). Семь ангелов, которые имели семь чаш Божьего суда, были облечены в чистую, светлую льняную одежду (15:6), а воинства небесные, которые вернутся с Христом на землю, будут облечены в виссон, белый и чистый (19:14).

Одежда удостоверяет человека. Она показывает статус (царь), принадлежность (игрок сборной), членство в вооруженных силах (моряк) и религиозное предпочтение (буддистский монах). Когда апостолы были облечены Святым Духом, они были удостоверены как полномочные представители Христа, которые должны были евангелизировать мир. Современным языком, они были «одеты для успеха».

Одним из символов силы Святого Духа в жизни Илии была его милоть (плащ). Однажды он взял её, свернул и ударил по воде реки Иордан (4 Цар. 2:8). Вода разделилась, и они с Елисеем перешли на другую сторону посуху. Позже Бог взял Илию в небо.

Елисей был свидетелем этого замечательного события; он разорвал свои одежды и взял милоть Илии, которая была оставлена. Елисей тогда ударил милотью по реке Иордан и пошел через разделенные воды.
Святой Дух стал «облачением» двенадцати избранных апостолов. Он их определил, наделил силой и защищал. Они не могли иметь эффективного служения, не будучи должным образом облаченными. Их духовное служение требовало духовного «одеяния», а именно, Самого Святого Духа. Подобным образом мы также должны быть облачены мощным одеянием Духа, когда стремимся служить нашему Богу.

Он гарантирует, как залог В трех ключевых отрывках, относящихся к надежности нашего спасения, Павел приравнивал Святой Дух к гарантируемому Богом залогу. Он писал: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22).

Позже той же самой церкви он добавил: «На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (5:5).
В своем славословии триединому Богу за Его замысел искупления Павел формулирует это служение Святого Духа: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его» (Ефес. 1:13-14).

В Новом Завете греческое слово «аррабон» (залог) встречается только в этих трех местах. Оно также означает гарантию, заклад, поручительство. Первоначально оно означало вносимый покупателем задаток. Это была гарантия, что остальная часть цены покупки будет оплачена в будущем. В культуре древнего мира это слово также относилось к подарку, который мужчина дает женщине, как выражение своей любви к ней. В современном греческом языке слово «аррабон» означает кольцо, подаренное в честь помолвки, как залог любви и намерения жениться.

Есть одно событие в Ветхозаветной истории, где «аррабон» (залог) играл важную роль. Овдовевший Иуда хотел иметь половые отношения с женщиной, которую он посчитал за блудницу (Быт. 38:15). На самом деле, этой женщиной была Фамарь, его невестка, муж которой Ир умер за много лет до этого. В ответ на его предложение Фамарь спросила: «Что ты дашь мне, если войдешь ко мне?». И он сказал: «Я пришлю тебе козленка из стада». Она же сказала: «Дашь ли ты мне залог [«аррабон» в Септуагинте], пока пришлешь?». Тогда он сказал: «Какой дать тебе залог?» А она сказала: «Печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей. И дал он ей и вошел к ней; и она зачала от него» (38:16-18). Иуда послал ей козленка и вернул свой залог (38:20). Фамарь родила близнецов, и один из них, Фарес, был по родословию среди предков Мессии, Иисуса Христа (Матф. 1:3).

Как Святой Дух сравнивается с залогом?

Во-первых, Бог даёт залог (2 Кор. 1:22).

Во-вторых, это – дар (1:22). Мы, уверовавшие грешники, не получаем Святой Дух нашими усилиями. 

В-третьих, Бог дает Дух, как гарантию, только нам, а именно, верующим (1:22). Неспасенные не имеют и не получают Духа (Рим. 8:9).

В-четвертых, Сам Святой Дух – это гарантия, залог, заклад, задаток (2 Кор. 1:22).

В-пятых, Бог поместил гарантию Духа в наших сердцах (1:22). Этот акт – выполнение обещаний, данных Богом в Новом завете (Иез. 36:2-27).

В-шестых, присутствие Святого Духа в нашей жизни – это Божественная гарантия, что в вечности мы будем иметь бессмертные, нетленные тела, полностью свободные от воздействия греха (2 Кор. 5:5).

В-седьмых, Святой Дух – это гарантия нашего духовного наследия (Ефес. 1:14). Хотя верующий уже благословенный обильными духовными дарами, он еще не испытал полноты радости от всего, что благодатно усмотрел Христос. Присутствие и свидетельство Святого Духа – это Божий залог Бога для нас, что однажды мы будем обладать всем, что нам принадлежит, потому что мы во Христе.

В-восьмых, Святой Дух останется, как гарантия, до возвращения Христа и Восхищения Церкви, а именно, «для искупления удела Его» (Ефес. 1:14). Греческое слово «перипойесеос» (купленное владение) – это существительное, основанное на глаголе «перипойео» («покупать»). Павел использовал этот термин для описания искупления Христом Церкви Божьей Своей кровью (Деян. 20:28).

В-девятых, наше понимание благословенной истины, что Святой Дух – это Божья гарантия для нас, должно побуждать нас к прославлению Его благодати (Ефес. 1:14). Бог есть истина; поэтому Он никогда не обманывает о надежности нашего личного спасения.

Он сходит, как голубь

Награды «Голубь» каждый год даются христианским музыкантам за достигнутые ими успехи. Многие верующие носят украшения с голубем, чтобы показать, что они христиане. В церкви, где я нес пасторское служение, картинки голубей часто проектировались на стену за кафедрой проповедника.

Символ голубя для обозначения Личности и служения Святого Духа основывается на событии крещения Иисуса Христа, которое записано во всех четырех Евангелиях. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:16-17).

Лука добавил, что Дух сошел на Иисуса, когда Он молился (Лук. 3:21), а Иоанн упоминает, что Дух пребывал на Христе (Иоан. 1:32). Представление Духа, как голубя, показано только в этом событии в жизни Христа. Это никогда не связывается с Его служением в жизни пророков или апостолов.

Какое значение этого символизма?

Во-первых, это было видимым подтверждением факта, что невидимый Святой Дух действительно сошел на Иисуса Христа.

Предтеча Иоанн Креститель заявил относительно Христа: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю», и Иоанн засвидетельствовал такими словами: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоан. 1:31-34). Иоанну нужно было видеть, и он увидел. 

Во-вторых, схождение голубя с небес показало, что Святой Дух изошел от Бога. Это показало Его Божественную сущность.

В-третьих, голубь – это символ мира, кротости и красоты.

Этими качествами, атрибутами Божественной сущности, отмечен как Иисус Христос, так и Святой Дух. Христос, как наш сострадательный Первосвященник, – святой и невинный (Евр. 7:26). Спаситель дал Своим последователям напутствие быть невинными, как голуби (Матф. 10:16). Воздействие Духа на жизнь подобно воздействию голубя, а не орла, ястреба или другой хищной птицы.

Он горит, как огонь

Наш Бог «есть огонь поядающий» (Евр. 12:29). Бог явился Моисею посреди неопалимого куста (Исх. 3:2). Бог вел искупленных израильтян через пустыню днем в столбе облачном, а ночью в столбе огненном (13:21). Огонь часто бывает связан с присутствием Господа (13:21), очищающим испытанием Господа (Мал. 3:2-3), одобрением Господа (3 Цар. 18:38), водительством и защитой Господа (Мал. 3:2-3; 1 Пет. 1:7), Словом Божьим (Иер. 5:14) и Господним судом (Лев. 10:2). 

Некоторые толкователи пытаются приравнять крещение Святым Духом к крещению огнем (Матф. 3:11). Они рассматривают огонь, как хороший огонь, предназначенный очистить верующих от греха. Однако в Матфея 3:11 Иоанн Креститель использовал символ огня, говоря о вечном наказании.

Иоанн напутствовал своих слушателей бежать от грядущего гнева и сказал евреям не доверяться своему национальному наследию. Он заявил, что деревья, то есть, люди, которые не произвели добрый плод покаяния, будут срублены и брошены в огонь (3:7-10). Затем Иоанн формулирует служение грядущего Мессии: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (3:11-12). Пшеница представляет собой спасенных, а мякина изображает неспасенных. Тройное упоминание огня следует истолковывать последовательно, как тот же самый вид огня, а именно, огонь суда для неверующих грешников. Иоанн Креститель обращался к разделенной аудитории, состоящей из критикующих неверующих, таких как фарисеи и саддукеи, и подлинных обращённых, которые были крещены им в воде.

Христос позже сообщил апостолам, что они будут крещены Святым Духом (Деян. 1:5), но Он никак не упоминал о крещении огнем, потому что апостолы были верующими. Когда апостолы были крещены Святым Духом и исполнились Духом в День Пятидесятницы, некоторые толкователи предположили, что эти Двенадцать также крестились огнем Святого Духа. Они основывают это заключение на следующем утверждении: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (2:3). Ранее Дух, как звук мчащегося могущественного ветра, заполнил комнату, где сидели апостолы (2:2). В этот миг апостолы были буквально погружены или крещены в Святом Духе. Явление огненных языков показало, что Дух действительно сошел на каждого из апостолов.

Впоследствии все исполнились Духа (2:4). Таким образом, Дух был вокруг них, на них и в них. Это явление драматическим образом показало приход Святого Духа, как молился и обещал Иисус Христос. Испытанное ими событие пребывания на них языков не повторялось в опыте жизни кого-либо из верующих в будущем.

Когда Ап. Иоанн был восхищён на небо, он видел престол Бога Отца и наблюдал, как «от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4:5). Эти семь духов – это или семь ангельских духов, или Святой Дух, описанный в символическом совершенстве. Христос позже изображен, как «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (5:6). В начальном слове благословения Иоанн указал, что благодать и мир пришли от «от Того, Который есть и был и грядет [Бог Отец], и от семи духов [Бог Святой Дух], находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа» (1:4-5).

Благодать и мир исходят из Бога, а не от людей или ангелов.

Более приемлемым будет убеждение, что выражение «семь духов» указывает на Святого Духа, потому что эта символическая фраза используется между именами Отца и Сына.

Исаия предсказал время: «когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (4:4). Бог будет судить и очищать Израиль в семилетний период времени до пришествия Иисуса Христа на землю для установления Его Тысячелетнего Царства.

Он помазывает, как елеем

В Библии нет явного утверждения, которое приравнивает Святой Дух к елею. Однако есть некоторое символическое значение в том, как использовался елей.

Первосвященник и священники помазывались елеем при посвящении их на священническое служение (Исх. 40:12-16).

Было предсказано, что Бог помажет Мессию Духом Божьим (Ис.
61:1). Это пророчество было исполнено в крещении Иисуса Христа, когда Бог помазал Его Святым Духом и силой (Деян.10:38). На Иисуса, в действительности, не был пролит елей, но Он действительно начал Своё официальное пророческое и священническое служение после того, как на Него сошел Святой Дух.

Самуил помазал елеем Саула и Давида, чтобы они стали царями (1 Цар. 10:1; 16:13). Бог помазал Христа «елеем радости», когда Отец установил вечный трон и царство Сына (Евр. 1:8-10; см. Пс. 44:7).

Как члены истинной церкви, верующие составляют «царственное священство» (1 Пет. 2:9). Через жертву Христа мы способны войти в небесное Святое Святых, фактическое присутствие Бога (Евр. 10:19-22). Израиль имел священство, а мы – священники. Когда Христос будет царствовать на земле, верующие также будут царствовать с Ним, как священники (Откр. 1:6; 5:10). Когда человек спасается, Бог помазывает его Святым Духом (2 Кор. 1:21; 1 Иоан. 2:27).

Он запечатлевает, как печать

Бог запечатлевает человека в момент спасения (2 Кор. 1:22).

Павел объяснил: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефес. 1:13). Павел позже предупредил верующих: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (4:30). Эти три отрывка – единственные места, где Святой Дух уподоблен печати. В Библейские времена понятие запечатления было распространенным. Это означало надежность, собственность, власть и постоянство.

Эти характеристики можно также видеть в нашем духовном запечатлении.

• Нас запечатлел Сам Бог (2 Кор. 1:22). Нет большей власти или большего защитника, чем Он.

• Бог запечатлевает только верующих (1:22).

• Он полностью запечатлел в один момент времени (1:22).

Запечатление – это не процесс; это неповторимое событие.

• Человек запечатлен, когда он уверовал в Христа (Ефес.1:13). Логически запечатление происходит после того, как человек уверовал, но хронологически это произошло в момент спасения.

• Сам Святой Дух – это печать (Ефес. 1:13). В другом месте Павел объяснил: «Но твердое основание Божие стоит,имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19). Как Бог знает, кто Его? Он знает через присутствие Святого Духа в нашей жизни.

• Печать Духа – это обетование Божье, что мы будем иметь полное искупление в вечности (Ефес.1:14).

• Верующие могут огорчать Дух своими грехами, но они не могут нарушить Божественную печать (4:30).

• Печать указывает на день искупления, когда Христос вернется, чтобы взять нас, чтобы мы были с Ним (4:30).

Он служит, как слуга

Существует поразительная аналогия между служением Святого Духа в век Церкви и служением слуги Авраама, Елизера из Дамаска (Быт. 15:2). Некоторые толкователи называют это сравнение прообразом, но Библия не говорит об этом. Однако есть достаточно много подобий в служении каждого из них, которые дают право рассматривать это серьезно. Данный мотив служения определенно относится к Святому Духу.

• Авраам послал Елиезера из Ханаана, Обетованной Земли, в Месопотамию с миссией (24:1-10). Бог Отец послал Святой Дух с неба на землю с миссией (Иоан. 14:26).

• Миссия Елиезера состояла в том, чтобы обеспечить девственную невесту для Исаака, сына Авраама (Быт.24:3). Миссия Святого Духа состоит в том, чтобы обеспечить Невесту, истинную Церковь, для Иисуса Христа (1 Кор. 12:13; 2 Кор. 11:2).

• Елиезер дал Ревекке подарки (Быт. 24:22). Святой Дух дает духовные дары членам Тела Христова (1 Кор. 12:4, 711).

• Елиезер восхвалял Исаака перед Ревеккой и её семьей, когда объяснял им свою миссию (Быт. 24:3-9). Святой Дух прославляет Христа (Иоан. 16:14).

• Елиезер завершил свою задачу, когда сопроводил Ревекку и представил её Исааку (Быт. 24:57-67). Святой Дух закончит Свою задачу, когда приведет людей к Христу и завершит Невесту Христову.

Он производит плод, как виноградная лоза

Христос назвал Себя истинной Виноградной Лозой, верующих ветвями, а Бога Отца Виноградарем (Иоан. 15:1, 5). Плод виноградной лозы – это уподобление Христу. Хотя Святой Дух не называется виноградной лозой, Он производит плод. Эта аналогия может относиться к виноградной лозе или плодовому дереву.

Павел написал: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Эти моральные качества могут быть произведены в верующих только силою Духа. Эти духовные добродетели точно описывают сущность уподобления Христу.
Поскольку Дух был на Христе и исполнил Его, эти девять аспектов духовного плода можно видеть в жизни Спасителя.

Имея пребывающего в нас живого Христа и Святого Духа, мы также можем являть перед другими нравственное совершенство.

Он освежает, как вода

Я люблю мелодию и первые слова этой классической песни в стиле «вестерн»: «Весь день, я-я-я, сталкиваюсь лицом к лицу, яя-я, с бесплодным высыханием, я-я-я, без вкуса, я-я-я, воды, я-я-я, прохладной, чистой воды». Нам всем понятно, что у этих ковбоев в прерии без воды пересыхает во рту. Нет ничего столь освежающего в жаркий летний день, как глоток прохладной, чистой воды. Газированные и другие искусственные напитки не могут сравниться с чистой, созданной Богом водой.

В важном отрывке Христос сравнивал Святой Дух с прохладной, чистой водой, текущей из глубокого артезианского колодца. Спаситель сказал множеству людей, пришедших на еврейский праздник Кущей: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Иоан.7:37-38). Затем Иоанн дал следующее объяснение: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (7:39).

Праздник Кущей отмечал то время, когда израильтяне жили в палатках, или шатрах, когда они сорок лет блуждали по пустыне.

Два главных события происходили на этом религиозном национальном праздновании. Первым было зажжение во дворе храма большой меноры, или светильника. Это действие символизировало усмотрение света в столбе огня, который вел их ночью. Вторым событием была возглавляемая священником процессия к водоему Силоам, где люди наполняли водой много кувшинов. Затем они возвращались во двор храма, где выливали воду. Это действие символизировало время, когда израильтяне пили воду, вышедшую из скалы.

Павел сравнивал скалу с Христом: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Бог повелел Моисею ударить один раз в скалу в Хориве (Исх. 17:5-7). Когда он это сделал, из скалы потекла вода, и люди пили. Удар по скале изображает распятие на кресте Христа, Который принял на Себя удар за нас.

В дальнейшем Бог повелел Моисею сказать, чтобы извести воду из скалы (Числ. 20:7-9). Однако Моисей в гневе дважды ударил в скалу (20:10-11). Вода потекла, и люди пили, но Бог обличил Моисея за то, что он ударил в скалу, а не сказал. Он сообщил Моисею, что он не будет вождем, который введет народ в Ханаан (20:12). Божье наказание было строгим, потому что грех Моисея нарушил Божественное намерение о прообразе. Христос, Скала, должен был быть пораженным только один раз и дать воду вечной жизни. Впредь люди могут получить прощение, когда воззовут к Нему в вере.

Таким образом, Христос сравнил «реки воды живой» со Святым Духом (Иоан. 7:37-39). В то время, когда Христос говорил на празднике Кущей, Он ещё не умер. Он, Скала, ещё не был поражен. После Его распятия на кресте Святой Дух мог пребывать в верующих и восстанавливать их жизнь.

Другая ссылка на Дух, как воду, может содержаться в приглашении Христа, направленном самарянке у Сихарского колодца: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (4:13-14). Здесь контраст между привычным питьем обычной воды с принятием духовной воды один раз и навсегда. Здесь ещё одно сравнение между постоянной, ежедневной жаждой и навечно удовлетворяемой жаждой.

В одной из поездок в Израиль я отправился в Сихарь (современный Навлус), расположенный между горой Евал и горой Геризим. Это Ветхозаветный город Сихем. Там, в одном религиозном месте, находится глубокий колодезь, известный как колодезь Иакова. Священник опустил ведро в артезианский колодезь и вытащил его наверх. Я попробовал освежающую, прохладную воду. Однако позже, в тот же день, я снова захотел пить. Но за много лет до этого, когда я был подростком, я напился воды у Христа, и Он навеки утолил мою жажду.

Исаия предсказал духовное восстановление Израиля, которое произойдет в Мессианском Царстве: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (44:3). Здесь Исаия говорил о воде, как наглядном примере Духа Божьего.

Подобно воде, пребывающее присутствие Святого Духа приносит верующему жизнь, свежесть и жизненность. Каждый христианин имеет в себе духовный артезианский колодезь, который никогда не пересохнет.

Он движется, как ветер

Ветры могут быть либо разрушительными, либо приносящими свежесть. Торнадо, ураганы и тайфуны наносили ущерб в каждом поколении. В то же самое время ничто так не восстанавливает силы человека в жаркий, влажный летний день, как дуновение прохладного ветерка. Моя дочь часто говорила о радостном ощущении, приносимом теплым ветром «чинук» в середине зимы в провинции Альберта.

Слово «Дух» может переводиться, как «дух, ветер или дыхание». Образное изображение Святого Духа, как ветра, встречается в Священном Писании. Он подобен созидательному ветру, а не разрушительному. Как Бог, Он всегда источник добрых даяний и совершенных даров (Иак. 1:17). Его служение обновляет нас (Тит. 3:5).

Иисус сказал Никодиму: «Дух [пнеума] дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа [пнеума]» (Иоан. 3:8).

Ветер невидим. Вы не можете видеть Его, но вы можете Его осознавать и видеть Его действие, например, в колебании листьев или движении ветвей. Ветер непредсказуем. Он может кружиться, менять направление, быстро начинаться и прекращаться.

Точно так же Святой Дух всевластно веет на людей, обличая их в грехе и возрождая их. Через веру люди могут возродиться на церковном служении, в автомобиле, дома или на отдыхе за городом. Среди слушающих многие услышат Евангелие, но Дух некоторым выборочно даст духовное рождение и обойдет других. Это всевластное дело Божие напоминает картины, когда мы видим один сохранившийся дом посреди разрушенных торнадо зданий. Это невозможно объяснить, но это так.

Таким образом, совершаемый Святым Духом труд по возрождению души не может программироваться людьми. Мы не можем знать заранее, кого возродит Дух. Мы не можем также ограничивать всевластный труд Духа нашими расписанными программами евангелизации.

Лука так описал приход Святого Духа в День Пятидесятницы: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра [«пноэ»], и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Ветер заполнил комнату и буквально окутал апостолов, они были окружены ветром. Таким образом, они были в Святом Духе, крещены Святым Духом, как и обещал Иисус десятью днями ранее (1:5). Они слышали звук и были охвачены им. Они не видели невидимый Дух, но они ощущали Его присутствие и контроль. Действия Его прихода далее обнаружились в появлении огненных языков, говорении их на иностранных языках, которые они не учили, слушании множества людей и обращении трех тысяч человек (2:3-41).

В ночь, когда Христос впервые явился апостолам после Своего воскресения, Он возвестил: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Сказав это, дунул [«энефисесен»], и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан. 20:21-22). Глагол «эмфисао» (дышать) встречается в Новом Завете только здесь. В Септуагинте этот глагол используется в отношении того, что Бог вдунул в Адама дыхание жизни (Быт. 2:7). Это слово также используется для обозначения вдувания жизни в сухие кости в видении, которое изображало возрождение и восстановление народа Израильского в последнее время (Иез. 37:9). Христос Святым Духом укрепил жизнь апостолов. Тогда они могли получить наставления после воскресения Христа и выполнять миссионерское повеление.

Петр описал действие Духа на авторах Богодухновенного Священного Писания: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Святой Дух «приводил в движение» («феро») людей, как древние парусные суда перемещались попутным ветром. Паруса без ветра не имеют силы производить движение. Точно так же освященные авторы не могли написать Священное Писание сами. Их способность пришла через Божественный ветер, а именно, Святой Дух.

Уроки для нас

Во-первых, мы должны связывать служение Святого Духа с нашими ежедневными делами. Поскольку Библия использовала символы жизни для описания Духа, то мы должны сознательно размышлять о Нем всякий раз, когда участвуем в делах жизни.

Всякий раз, когда мы вносим предоплату за закупку, мы должны благодарить Бога за залог («аррабон») Духа. Всякий раз, когда мы взламываем печать на пакете или заказном письме, мы должны благодарить Бога за наше запечатление до дня искупления.

Во-вторых, мы должны просить у Бога прощение всякий раз, когда думаем, что христианская жизнь неинтересная и скучная.

Пребывающий Дух – это источник свежести, жизненности и плодоношения. Мы должны сосредоточиться на личном подчинении Ему, а не на законническом следовании литургии или несовершенным требованиям других.

В-третьих, мы должны признавать, что служение Святого Духа обязательно. Без Него мы не можем сделать ничего для славы Божьей. В наших евангелизационных усилиях мы должны доверять Его всевластному труду в жизни людей, а не нашему собственному обаянию или опыту.

В-четвертых, мы должны познавать, как служить так, как служит Дух. Если мы действительно управляемы Духом, то не будем высокомерными или бездеятельными. Скорее мы будем активно прославлять Христа, служа другим.

Вся слава Христу

Образы Святого Духа

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий