Дары Святого Духа

ПРИРОДА ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Какой у вас духовный дар? Некоторые христиане испытывают смущение, впервые услышав этот вопрос. Они не знают о существовании духовных даров. Они не знают, какие они, и не знают, имеют ли они дары. Другие христиане, похоже, не ценят значения духовных даров; они либо злоупотребляют, либо пренебрегают ими. Тем не менее, другие верующие, к счастью, понимают Библейскую природу и использование духовных даров.

В Новом Завете записано пять перечней духовных даров, четыре у Павла и один у Петра. Нет двух идентичных перечней.
Джеймс Бойер отметил, что «эти дары не были установленным и неизменным каталогом или просто определенным количеством конкретных функций в церкви». Двадцать даров упомянуты по названию, с возможностью того, что два названия могут относиться к тому же самому дару. Могут быть другие духовные дары, названия которых не упомянуты в Священном Писании.

Римлянам 12:3-8

В нашем положении спасения и в нашей практике духовных даров мы должны быть смиренными и благодарными. Каждый одаренный верующий подобен части, или члену тела Поэтому каждый верующий должен выполнять различную функцию. Все одаренные верующие едины во Христе и должны проявлять взаимозависимость друг от друга. Итак, Павел даёт такой перечень: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (12:6-8). Павел здесь перечисляет семь даров: пророчество, служение, учение, увещевание, даяние, начальствование и благотворение.

1 Коринфянам 12:4-11

Есть разнообразные дары, служения и действия. Святой Дух, Господь Иисус Христос и Бог Отец дают дары и приводят их в действие. Каждый верующий получил дар, проявление Духа, и должен использовать его для пользы всех других верующих.
Павел дал такой перечень: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (12:8-10).
Павел здесь перечислил девять даров: мудрость, знание, вера, исцеления, чудеса, пророчество, различение духов, говорение на языках, истолкование языков. Дух приводит в действие дары и распределяет их каждому верующему по Своему всевластному выбору.

1 Коринфянам 12:28-30

Тело Христово и Церковь – это синонимы. Таким образом, каждый член Тела Христова находится в истинной Церкви. Павел дал такой перечень: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (12:28-30). Павел перечисляет здесь девять даров: апостолы, пророки, учителя, чудеса, исцеления, вспоможение, управление, разные языки, истолкование языков.
Павел расположил некоторые из этих даров по их значению: от дара апостольства к дару истолкования языков (12:28). В ряде вопросов он указал, что не все верующие имеют тот же самый дар (12:29-30).

Ефесянам 4:7-16

После Своей смерти и воскресения Христос вознесся в небо, чтобы стать Главой Церкви (4:7-10; см. также l:20-23). Он дал верующим дары, а церкви – одаренных служителей (4:8, 11).
Итак, Павел дал такой перечень: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (4:11). Здесь Павел перечисляет четыре дара: апостолы, пророки, евангелисты и пасторы-учителя. Между пасторами и учителями может быть различие, хотя большинство толкователей рассматривают одну категорию с двойной функцией. От этих одаренных руководителей ожидается оснащение святых, чтобы обученные святые исполняли служение и вели Тело Христово к зрелости (4:12-16).

1 Петра 4:10-11

Каждый верующий получил дар. Поэтому каждый должен служить друг другу. Когда каждый одаренный верующий служит друг другу, он показывает, что он хороший распорядитель того, что Бог ему доверил. Петр дал такой перечень: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (4:11). Здесь Петр перечисляет два дара: проповедь и служение. Посвященные верующие могут говорить содержание Божественных слов с Божественным полномочием, служа способностью, которую дал Бог. Осуществляя свои дары, они могут прославить Бога.

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Контрасты с общими повелениями

Бог дал всем верующим общие повеления. Все мы должны увещать друг друга (Евр. 10:25); но только некоторые имеют фактический дар увещания. Все мы должны давать (2 Кор. 9:7); однако лишь некоторые имеют фактический дар даяния. Все мы должны ходить верой (5:7); но только некоторые имеют фактический дар веры. Все мы должны свидетельствовать о Христе (Деян. 1:8); но только некоторые имеют фактический дар евангелиста. Мы все должны проверять заявления на истину и тех, кто делает такие заявления (1 Фес. 5:21); но только некоторые имеют фактический дар различения духов.

Контрасты с природными талантами

Чарльз Райри (Charles Ryrie) утверждал, что природные таланты даются человеку Богом через родителей, чтобы приносить пользу другим, что умения приобретаются на протяжении жизни, чтобы приносить пользу другим, и что духовные дары даются Святым Духом при обращении человека, чтобы приносить пользу церкви. Конечно, все способности и возможности, в конечном счете, приходят от Бога, Которому мы должны быть очень благодарны (1 Кор. 4:7). Райри честно признал: «Я откровенно признаю, что не всегда знаю, какие различия отмечаются, например, между талантливым от природы учителем, хорошо образованным учителем, и тем, кому дан духовный дар учителя». Фергюсон и Эриксон соглашаются с Райри, и я соглашаюсь со всеми ими.
Так как Бог имеет вечный замысел, по которому верующие избраны во Христе прежде основания мира, то будет весьма вероятным полагать, что Бог «запрограммировал» наш генетический код и нашу расположенность прежде нашего рождения и прежде, чем мы были спасены. При нашем обращении Святой Дух вошел в нас и побудил нас использовать таланты и умения для славы Христа. Он также одарил нас, чтобы мы имели духовное воздействие на других верующих через наши области служения.

Контраст с выполняемым служением

Верующий может иметь дар учителя, не имея формального служения преподавателя в колледже или семинарии. И мужчины, и женщины могут иметь дар пасторства, не занимая пост старшего пастора в поместной церкви. Всюду в Священном Писании можно видеть разграничение между даром и совершаемым служением. Давид имел дар пророчества, но он не имел служения пророка. У Филиппа было четыре девственных дочери, которые имели дар пророчества, но не имели служения (Деян. 21:8-9), тогда как Агав имел и дар, и служение пророка (21:10).

Духовные по сути

Греческая конструкция «тон пнеуматикон» (дары духовные, 1 Кор. 12:1) может быть переведена либо как «что-то духовное», либо как «духовные личности». Дело в том, что греческий можно понимать, как средний род или мужской. Трудно различить между даром и личностью, которая имеет дар. В обеих ситуациях Святой Дух живет внутри дитяти Божьего и позволяет ему иметь духовные отношения и служение другим. Дар – это «проявление Духа» (12:7). Павел объяснил: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (12:11). Тогда, духовный дар – это способность, данная христианину Святым Духом и управляемая Духом для духовного служения и возрастания.

Функции Божественной благодати

Павел также назвал дары греческим словом «харисмата» (Рим. 12:6; 1 Кор. 12:4). Это слово от основы «харис» (благодать).
Таким образом, духовные дары – это дары благодати. Мы не заслуживали спасения, но Бог искупил нас Своей благодатью (Ефес. 2:8-9). Также мы не заслуживаем того, чтобы служить Ему, но Бог по Своей благодати дал нам способности служить Ему. Итак, духовный дар – это способность, данная христианину по благодати Божьей через Святой Дух и управляемая Духом в духовном служении и возрастании.

Данные Богом

Каждая Личность Божества вовлечена в дарование духовных даров. Павел написал: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6). Это всевластное наделение духовной способностью, даваемой, как Богу угодно (12:11, 18). Их невозможно приобрести по инициативе человека или произвести по молитве о них.

Предназначенные, чтобы созидать Дары никогда не предназначались для обособленного использования, чтобы человек сам себя созидал. Напротив, верующие должны использовать свои духовные дары для пользы церкви (1 Кор. 12:7). «Из Которого [Христа] все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес.4:16). В Теле Христовом каждый верующий должен функционировать, как Дух побуждает его. Каждый верующий должен быть занят «делом служения» (4:12). Бог никогда не предназначал, чтобы христианский труд выполнялся только профессиональными христианскими работниками. Мы все «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (2:10). Таким образом, каждый верующий должен активно участвовать в поместной церкви, проявлении истинной Церкви в данной местности.

ОПИСАНИЕ ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Апостол

Греческое слово «апостолос» (апостол) происходит от глагола «апостелло» (послать с поручением что-то сделать).

Первоначальные Двенадцать апостолов были избраны из числа многих учеников, чтобы быть с Христом и быть посланными Им проповедовать, исцелять и изгонять демонов. Их служение в то время было ограничено еврейским миром (Матф. 10:5-8; Марк 3:13-15). После Своего воскресения Христос вновь поручил группе Одиннадцати проповедовать Евангелие всем народам (Матф. 28:16-20).
Таким образом, апостолы были верующими, которые видели воскресшего Христа и которые непосредственно от Него получили повеление проповедовать и положить основание для века Церкви (1 Кор. 9:1; Ефес. 2:20). Их служение было удостоверено совершением чудес и исцелений (Деян. 5:12; 2 Кор. 12:12). Они обладали административной и пророческой властью над церквами. Только несколько мужчин имели дар и служение апостольства: Двенадцать, Павел (Рим. 1:1), Варнава (Деян. 14:14) и Иаков (Гал. 1:19). Другим, таким как Тит и Тимофей, поручались апостольские полномочия, но они не имели служения. Некоторые говорят, что миссионеры – это апостолы.
Хотя есть некоторые общие подобия, современные миссионеры не видели воскресшего Христа и не были удостоверены знамениями и чудесами.

Пророк

Хотя дар и служение апостольства были даны только в начале века Церкви, дар и служение пророка можно увидеть и в эру Ветхого Завета, и в установлении века Церкви. Моисей стал образцом всех будущих пророков в Израиле (Втор. 18:15-22).
Исполнение краткосрочных предсказаний удостоверяло истинность пророка. Пророки говорили точные слова, которые Бог вкладывал им в уста (Иер. 1:9). Они предсказывали и провозглашали. Поэтому их провозглашения были авторитетными и безошибочными.
Некоторые защитники харизматического движения утверждают сегодня, что современные пророки имеют Богом данное понимание, но не обязательно непогрешимость. Они считают, что такие пророки могут ошибаться в своих советах и предсказаниях. Они также утверждают, что пророческие заявления не заменяют Священное Писание, как нормативное основание веры и практики. На мой взгляд, это похоже на попытку держать звание пророка, не имея Библейской сущности пророка. Апостолы и пророки Нового Завета положили основание Церкви (Ефес. 2:20). Только несколько человек были конкретно названы пророками: Агав (Деян. 11:27-28), некоторые безымянные служители в Антиохии (13:1) и некоторые верующие в Коринфе (1 Кор. 14:29). Некоторые пророки только говорили, тогда как другие и говорили, и писали. В любом случае, то, что они сказали и написали, стало стандартом учения и поведения.
Пророческая весть производила назидание, увещание и утешение (14:3). Очевидным есть то, что апостолы и писатели Нового Завета имели дар пророчества, хотя некоторые из них не имели служения пророка.

Евангелист

Христос дал некоторым дар и служение евангелиста (Ефес. 4:11). Однако на самом деле только Филипп обозначен как евангелист (Деян. 21:8). Павел призвал Тимофея исполнять труд евангелиста, так что он, возможно, также имел дар и служение (2 Тим. 4:5). Греческое слово «эуангелистес» (евангелист) обозначает того, кто посвящен возвещению Евангелия Иисуса Христа. Это в буквальном смысле «человек доброй вести». Не много известно о конкретном труде Новозаветных евангелистов.
Такие современные проповедники, как Билли Грэм, известны как евангелисты. Однако неясно, имеют ли такие люди то же самое одаренное служение, какое имели Филипп и Тимофей.

Пастор

Греческое слово «поимен» (пастор) обычно переводится, как «пастух». Христос, конечно, великий и добрый Пастырь овец (Иоан. 10:14; Евр. 13:20). Подобно, как пастух овец, пастор кормит, обеспечивает и защищает тех, кто предоставлен его заботе. Слово «поимен» только один раз используется для описания служителя поместной церкви (Ефес. 4:11). Термины «пресвитер» и «епископ» также используются в отношении пастора (Деян. 20:17, 28; 1 Тим. 3:1-7; Тит. 1:5-9; 1 Пет. 5:1-4).
Термин «пресбитерос» (старейшина) изображает зрелого верующего, который главенствует над другими.
Существительное «эпископос» (епископ), буквально «имеющий надзор», описывает того, кто имеет духовное попечение о других.
И в Израиле, и в Церкви служение духовного управителя было ограничено мужчинами. Пастор также имел дар учителя, хотя человек мог учить, не имея дар пасторства (Ефес. 4:11).

Учитель

Верующий, который имеет дар учителя, имеет «способность объяснять и применять истины, которые уже были получены церковью». И мужчины, и женщины могут понять истину вдохновленного Духом Священного Писания через учительское служение Святого Духа. Дух может также вести их в их стремлении передавать эту истину другим. Когда они излагают материал с помощью педагогических методов, они имеют данное Духом понимание, чтобы связать Слово Божье с современным опытом и современными нуждами. Я лично восхищаюсь такими братьями, как Джон Мак-Артур, Чарльз Райри, Чарльз Суиндолл и Уоррен Уирсби. Они имеют данную Духом способность изложить сложную, глубокую истину простыми, ясно иллюстрированными выражениями. Они стимулируют интерес и направляют наш учебный процесс. Они делают больше распространения фактов; они также воздействуют на жизнь людей.

Мудрость

«Слово мудрости» относится к откровению Божьего разума в сфере доктрины и искупления (1 Кор. 2:6-7). Эта премудрость не была выученной или приобретенной, но переданной Богом. Петр признавал, что Павел написал свои послания «по данной ему премудрости» (2 Пет. 3:15). Павел утверждал, что Христос Сам открыл ему искупительную истину (Гал. 1:11-12). Павел имел мгновенное понимание этой переданной мудрости. Некоторые наши современники утверждают, что имеют слово мудрости. Они утверждают, что Бог отрыл им Свой разум в отношении таких насущных проблем, как: «Должны ли мы строить новое здание церкви?», или «Должны ли мы начинать телевизионную передачу?», или «Есть кто-то среди аудитории, кто на прошлой неделе развелся?» Однако эти современные притязания и определения не согласовываются с Библейским объяснением откровения Божественной мудрости, необходимой для написания Священного Писания и закладывания доктринального основания Церкви.

Знание

«Слово знания» могло относиться к откровению увещаний в практических областях жизни. Наставления о роли мужей, жен, родителей, детей, рабов и их хозяев (Ефес. 5:22-6:9) могут относиться к сфере действия дара знания. Все верующие должны возрастать в духовном знании через молитвенное познание (2 Пет. 3:18) и любовь к Богу (1 Кор. 8:3). Консультанты в вопросах семейной жизни, такие как Джеймс Добсон и Деннис Рейни, конечно, связали знание Священного Писания с реальными жизненными проблемами. Однако этим служителям не было дано Божественного откровения знания, помимо того, что дано в Священном Писании.

Вера

Все верующие оправданы верой и должны ходить верой. Однако дар веры был данной Духом способностью браться за большие задачи для Бога. По-видимому, этот дар связан с внешним проявлением силы Божьей. Павел рассматривал его как веру, которая может «горы переставлять» (1 Кор. 13:2).

Исцеления

«Дар исцелений» выражен во множественном числе, а не единственном. Это не дар «исцеления», а дар «исцелений». Это была способность исцелять больного от различных физических проблем: проказы, хромоты, паралича и других болезней, которые не подлегали медицинской помощи. В случаях исцеления, записанных в Библии, люди немедленно восстанавливались к нормальному здоровью. Несколько апостолов имели дар исцелений. Петр и Иоанн, например, исцелили калеку (Деян. 3:1-10). Петр исцелил парализованного (9:32-35). А Павел избавил одержимую бесовским духом девушку-служанку от демонизма (16:16-18), воскресил мертвого Евтиха к жизни (20:7-12) и исцелил больного начальника на Мальте и других на этом острове, которые были больны (28:7-8).
Бог может исцелять Сам и опосредствованно. Он может всевластно забирать физические болезни как от спасенного, так и неспасенного. Он может благодатно ответить на моление об исцелении, выраженном в вопле сильной веры. Он может также исцелить через профессиональную опытность врача и силу лекарства. Все исцеления, в конечном счете, вызваны Его благодатной милостью. В то время как Бог может исцелять и действительно исцеляет, сомнительно, чтобы сегодня кто-либо имел дар исцелений. У многих из тех, которые имели репутацию целителей по вере, таких как Кетрин Калман и Джон Уимбер, у самих развился рак и сердечные заболевания. Они не имели способности исцелить себя, как и кто-либо другой не имел дара, чтобы исцелить их.

Чудеса

Дар чудотворения вовлекал замечательную силу. Иисус совершил чудеса, когда остановил ветер над Галилейским морем, когда умножил хлеб и рыбу, чтобы накормить голодных и когда воскресил мертвых. Бог через Петра поразил Ананию и Сапфиру смертью (Деян. 5:1-11), а Павел наложил слепоту на Елиму (13:11). Бог удостоверил Своих глашатаев, таких как Моисей, Илия и апостолы, через чудеса, которые Он совершал через них (2 Кор. 12:12; Евр. 2:3). Термин «чудо» используется настолько неправильно, что он утратил своё отличительное Библейское значение. Когда человек выходит невредимым из ужасной автомобильной катастрофы, он может назвать свое избавление чудесным. Однако Библейские чудеса указывали тем, кто их наблюдал, на присутствие и дело Бога. Они вызывали страх и изумление силой Божьей. Наблюдатели знали, что чудо не было странной случайностью истории.

Различение

Дар «различения духов» был способностью «различать истинные от ложных источников сверхъестественного откровения, данных в устной форме». Перед завершением Нового Завета Бог открыл истину через написание и через устное возвещение. Сатана, мастер заблуждения, использовал многих лжепророков и лжеучителей в попытках ввести верующих в нравственное и доктринальное заблуждение. Таким образом, обладая даром различения, верующие могли различать между истиной и заблуждением. Сегодня все верующие должны проверять Словом Божьим претензии на истину. Мы имеем наставление: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фес.5:21). Иоанн призывал: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоан. 4:1). Банкиры и правительственные служащие старательно изучают в деталях особенности подлинных бумажных денег. Таким образом, они могут легко обнаружить подделки. Точно так же, когда верующие изучают Священное Писание, они лучше оснащены для обнаружения лжеучений.

Говорение на языках

Дар языков был данной Духом способностью говорить на иностранных языках и диалектах. Люди с этим даром говорили на языках, на которых они не говорили или которые не учили прежде. Содержанием говорения было откровение Божественных тайн (1 Кор. 14:2). (Этот дар обсуждается в главе 16.)

Толкование языков

Дар толкования был данной Духом способностью обеспечить для других перевод говоримого на языках, чтобы они понимали, о чем было сказано. Поскольку толкователь, естественно, не знал язык или значение говоримого, он (или она) нуждался в этом духовном даре. 

Вспоможение

Дар вспоможения, упомянут только однажды (1 Кор. 12:28). Греческий термин «антилемпсис» основан на глаголе «антиламбаномаи», который встречается три раза (Лук. 1:54; Деян. 20:35; 1 Тим. 6:2) и переводится «помог», «поддерживать» и «получать пользу». Павел сказал, что бедным можно помогать через приносящий доход труд, сострадательную заботу о них со стороны других и желания давать, как велит Иисус (Деян. 20:35).
Таким образом, этот дар мог быть направлен на помощь нуждающимся материальными средствами.

Управление

Дар управления («кибернесис») упомянут только один раз (1 Кор. 12:28). Связанное существительное, «кибернетес», переведено как «кормчий» (Деян. 27:11) и «корабельщик» (Откр.18:17). Капитан парусника вел судно по предназначенному ему курсу. Таким образом, человек с даром управления имеет данную Духом способность вести поместную церковь к предназначенной ей Богом миссии.

Служение

Хотя дар служения упомянут только дважды (1 Кор. 12:7; 1 Пет. 4:11), греческий термин «диакониа» (служба или служение) очень распространен. Он используется в отношении служения Марфы (Лук. 10:40), апостолов (Деян. 1:17, 25), Павла и Варнавы (12:25), святых в Ефесе (Ефес. 4:12), Архиппа (Кол. 4:17) и Тимофея (2 Тим. 4:5). Подобное греческое слово «диаконос» (слуга) относится к дьяконам (1 Тим. 3:8, 12), правительственным служащим (Рим. 13:4), Фиве (Рим. 16:1), Тихику (Ефес. 6:21), Епафрасу (Кол. 1:7), Тимофею (1 Фес. 3:2) и Павлу (Кол. 1:23, 25). Глагол «диаконео» используется в отношении общего служения как в мирских, так и в духовных делах. Он также используется в отношении функции дьяконов (1 Тим. 3:10, 13).
Все верующие должны служить друг другу, как и Иисус послужил нам (Матф. 20:28). Однако Бог дал некоторым особый дар служения. Они больше заботятся о служении другим, чем о восполнении собственных нужд.

Увещевание

Дар увещевания можно было бы также назвать даром ободрения (Рим. 12:8). Греческий глагол «паракалео» буквально означает «звать рядом». Это тот же самый глагол, который изображает Святого Духа как Помощника или Утешителя верующих. Имеющий этот дар человек способен откликаться на людей и их нужды и относиться к ним с сочувствием. Он может помочь людям идти от пессимизма к оптимизму. Он может ободрять их, когда применяет Священное Писание к их трудностям.

Даяние

Все верующие должны давать, но Бог доверил дар даяния только некоторым (Рим. 12:8). Человек с духовным даром даяния отличается щедростью, свободой давать свои средства, время и силы. Иисус различал между даянием и даром даяния, когда Он наблюдал евреев у сокровищницы храма (Лук. 21:1-4). Богатые давали много, но вдова проявила дар даяния, когда дала всё, что имела. Её даяние было побуждаемо любовью, благодарностью и поклонением Богу. Её даяние было жертвенным.

Начальство

Греческий глагол «проистеми» («начальствовать», Рим. 12:8) буквально означает «стоять перед». Таким образом, имеющий дар начальства предстоит перед другими верующими, чтобы направлять их и помогать им в духовном развитии. Этот глагол используется для описания труда пресвитеров (1 Фес. 5:12; 1Тим. 5:17). Одно из качеств епископа-пастора-пресвитера – это то, что он хорошо управляет собственным домом (3:4, 5, 12). Он никакой не мечтатель, потому что должен руководить «с усердием» (Рим. 12:8). Его планы должны быть практическими и достижимыми. Он должен уделять свое полное внимание миссии общины.

Благотворение

Все верующие получили милость от Бога, и все должны проявлять милосердие к другим. Однако некоторые получили дар благотворения (Рим. 12:8), необычную способность сочувствовать и передавать другим доброту и ободрение. Их дела и то, как они все делают, несут надежду и свет в жизнь других.

ВОПРОС О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ДУХОВНЫХ ДАРОВ

Духовные дары постоянные или временные? Должны ли мы ожидать действия этих даров сегодня? Евангельские верующие в этих вопросах держатся одной из двух главных позиций: одни говорят, что все дары существуют сегодня, а другие говорят, что сегодня действуют лишь некоторые дары, а не все.

ВЗГЛЯД, ЧТО СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЮТ ВСЕ ДАРЫ

Пятидесятники, харизматы и люди из так называемого движения «третьей волны» – все продвигают взгляд, иногда называемый «непрекращение даров». Дональд Ги сказал: «Нет ничего в Св. Писании, разуме или опыте, что заставляет нас считать, что дары, каждый из них, не существуют сегодня».
Защитники этого взгляда представляют несколько аргументов в поддержку своей позиции.

• «Духовные дары продолжаются до Второго Пришествия Христа» Павел заявил, что дары пророчества, языков и знания прекратятся, когда «настанет совершенное» (1 Кор. 13:10).
Сторонники рассматриваемого взгляда отождествляют «совершенное» со вторым пришествием Христа, Тысячелетним Царством или состоянием вечности. Они утверждают, что дары будут функционировать, пока мы не увидим Христа «лицем к лицу» (13:12). Библия, однако, никогда не приравнивает «совершенное» к возвращению Христа. Греческая фраза «то телеион» (совершенное), фактически, относится к кульминации процесса, движению от незрелости к зрелости, тогда как пришествие Христа – это мгновенное событие (15:51-58; 1 Фес. 4:13-18).
Сторонники «непрекращения даров» указывают, что Павел написал, что он не хотел, чтобы коринфяне не имели «недостатка» в применении какого-либо дарования, «ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:7).
Сторонники этого взгляда утверждают, что этот стих означает, что верующие будут осуществлять все духовные дары до самого того времени, когда вернется Христос. Однако этот стих – не предсказание. Это описание их духовного состояния: они были благословлены дарами, и они ожидали Христа.

• «Духовные дары предназначены для всей церкви» Сторонники «непрекращения даров» приводят аргумент, что, раз Бог дал дары верующим, чтобы они функционировали как члены в Теле Христовом, то современные члены Тела также должны быть одарены. Однако, как правильно заметил Райри:
«Фактически, это не аргумент – говорить, что каждый дар должен появляться в каждом поколении истории Церкви, чтобы никакое поколение не было в пренебрежении. Если дар дается однажды, он дается всей Церкви. Например, дар апостольства, данный Савлу Тарсянину, – это дар всей церкви во всех поколениях. Мы еще и сегодня получаем пользу от этого дара, данного однажды в первом веке».

• «Духовные дары – это знамения Евангелия» В Великом Повелении у Марка Христос сказал: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (16:17-18). Защитники «непрекращения даров» утверждают, что все пять знамений, упомянутых в этом отрывке, будут продолжаться, пока проповедуется Евангелие.
Однако подлинность этого отрывка обсуждается многие столетия. Более долгое окончание Евангелия от Марка (16:9-20) не встречается в самых древних рукописях, как указывается в большинстве учебных комментариев к Библии. Таким образом, будет мудрым не стремиться доказывать или опровергать какоелибо теологическое положение на основании этого отрывка.
Кроме того, эти знамения фактически подтверждали устные провозглашения только апостолов: «А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (16:20). Знамения можно было видеть только в этом первом поколении новообращённых, спасенных при непосредственном служении апостолов. Все пять знамений прекратились со смертью апостолов.
Движение «третьей волны» утверждает, что знамения и чудеса необходимы, чтобы подтвердить силу Евангелия языческому миру, обычно определяемому как «страны третьего мира», отмеченные спиритизмом и суеверием. Если бы это положение было верным, то не было бы никакой необходимости в таких знамениях в христианизированных странах, таких как Соединенные Штаты. Данное утверждение – это, фактически, аргумент против их позиции.

• «Духовные дары могут быть получены верой» Сторонники этого взгляда утверждают, что дары исчезли из истории Церкви, потому что христиане не искали их верой.
Верующим либо недоставало веры, чтобы получить их, либо они не верили, что дары были для них. Однако духовные дары не даются в ответ на молитву или веру. Они всевластно даются Духом, «разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:11).

• «Бог может сегодня сделать то, что Он сделал в ранней христианской церкви» Сторонники этого взгляда часто указывают на Евреям 13:8 для поддержки их позиции: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Конечно, верно, что Иисус Христос неизменен в Своей Божественной Личности, потому что Его сущность и характер неизменны. Однако это место Священного Писания не говорит ничего о духовных дарах; здесь нет и намека на постоянство даров. Кроме того, Божья программа меняется.
Например, Христос однажды сказал апостолам проповедовать только евреям (Матф. 10:5-6), но позже Он повелел им проповедовать всем (28:18-20).
Некоторые сторонники «непрекращения даров» утверждают, что, поскольку «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29), то все духовные дары должны быть ещё с нами. Однако в этом стихе не упоминаются никакие духовные дары. Павел ссылался на обетования спасения, данные Израилю и Церкви. Он уверил верующих, что Бог завершит Свой замысел искупления, начиная с избрания и заканчивая окончательным прославлением (8:28-39). Бог никогда не заберет от верующих дар вечной жизни.

• «Духовные дары должны осуществиться в позднем дожде» Пятидесятники утверждают, что пророчество Иоиля, цитируемое Петром в День Пятидесятницы, имеет двойное исполнение (Иоил. 2:28-32; Деян. 2:15-21). Оно было исполнено сначала в апостольской церкви 1-го века, и оно исполняется во второй раз в современной церкви. Они приравнивают «ранний дождь», упоминаемый в Иоиля 2:23, к излиянию Духа в ранней христианской Церкви, а «поздний дождь» в том же самом стихе к проявлениям Духа в 20-м веке.
Однако эти предсказания у Иоиля давались Израилю, а не Церкви (2:23, 27; 3:1). Дожди – это буквальные дожди, вода из облаков, которые произведут обильные урожаи в Израиле. Ранний дождь приходит осенью, и поздний дождь весной.
Излияние Духа произойдет, когда Бог заступится за Израиль во Втором Пришествии Христа на землю в конце Великой Скорби.
Небесные и земные чудеса, упомянутые в Иоиля 2:30-31, никогда не происходили в День Пятидесятницы (Деян. 2:19-20).

ВЗГЛЯД, ЧТО СЕГОДНЯ СУЩЕСТВУЮТ НЕКОТОРЫЕ ДАРЫ

Сторонники «прекращения даров», включая меня, считают, что некоторые духовные дары прекратили функционировать в течение 1-го века, во время служения апостолов и написания Нового Завета. Некоторые из этих даров были дарами откровения, и они осуществлялись, когда Бог отрывал истину, которая стала нормативным основанием веры и практики. Эти дары откровения включали дары апостольства, пророчества, мудрости и знания. Другими временными дарами были дары знамения или удостоверения. Бог подтверждал откровение истины через эти дары, действующие в апостолах, пророках и их обращённых. Это были дары веры, исцелений, чудес, различения духов, языков и толкования языков.
Остающиеся дары можно было бы назвать поддерживающими дарами. Бог продолжает давать их, чтобы церковь поддерживала себя через Святого Духа и Священное Писание. Это такие дары:
евангелист, пастор, учитель, вспоможение, управление, служение, увещевание, даяние, начальство и благотворение.
Следующие аргументы показывают, что дары откровения и дары знамений прекратились в апостольский период.

• «Бог удостоверял только апостолов и пророков» В демонстрации превосходства христианства над иудаизмом автор Послания к Евреям написал: «То как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?» (Евр. 2:3-4). Эти стихи указывают на тройную последовательность откровения: Господа, слышавших Его (апостолы), и «нас» (включая автора). Бог засвидетельствовал Евангельскую весть через подтверждающие знамения, совершенные апостолами и наблюдаемых их последователями.
Павел свидетельствовал церкви в Коринфе: «Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» (2 Кор. 12:12). Этими явлениями были знамения апостола, а не обыкновенного верующего.
Павел выражал ту же самую истину церкви в Риме: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» (Рим. l5:18-19). Бог удостоверял апостольское служение Павла язычникам знамениями и чудесами. Он совершал их, когда проповедовал в языческих регионах, где имя Христа не было известно (15:20-21).

• «Основание Церкви было положено в апостольский период» Церковь была утверждена «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20). Данное «основание» – это искупительная истина, сосредоточенная в Личности Иисуса Христа, Его искупительной смерти и воскресении (1 Кор. 3:11; 15:1). Апостолы и пророки Нового Завета положили основание, когда евангелизировали других и написали книги Нового Завета. Основание было завершено со смертью последнего апостола. Хотя церковь продолжала расти в течение столетий, основание оставалось твердым и постоянным. Никогда не может строиться какое-то новое основание. Дары откровения и дары знамения утверждали это основание, доктринальную основу для веры и поведения церкви. Цели для этих даров прекратились, когда апостолы и пророки завершили свои задачи.

• «Говорение на языках было знамением для Израиля» Павел писал: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14:22). Он конкретно подразумевал еврейских неверующих. В предыдущем стихе он написал: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь» (14:21). «Народу сему» означает Израиль, а «иными языками и иными устами» были захватчики-ассирийцы (Ис. 28:11-21).
Церковь в Коринфе собиралась по соседству с еврейской синагогой (Деян. 18:7). Когда верующие из язычников заговорили на языках, это был знамением для неверующих евреев, что Бог будет судить Израиль. Римляне разрушили Иерусалим, храм и жертвенную систему в 70 году Р.Х. Итак, тогда закончилось значение дара языков.

• «Молчание в более поздних книгах» В Новозаветных книгах, написанных после 1-го Послания к Коринфянам, не делается никакого упоминания о дарах откровения и дарах знамений. Требования к пасторам и дьяконам не включают даров знамения (1 Тим. 3:1-13; Тит. 1:5-9). В своих укорах и исправлениях личного способа жизни и церковных проблем Библейские авторы не ссылались на эти особые дары.
Христос критиковал семь церквей за заблуждение в жизни и учении, но Он не обсуждал духовные дары (Откр. 2-3). Дары откровения и дары знамений, описанные в самом начале жизни апостольской церкви, прекратились в 1-ом веке, поскольку Божья цель в их отношении была завершена.

• «Уменьшение исцелений и чудес» Бог удостоверял апостолов, давая им способность исцелять и совершать чудеса. Их раннее служение постоянно свидетельствовалось сверхъестественными силами. Это исцеление хромого человека (Деян. 3:1-10); осуждение на смерть Анании и Сапфиры (5:1-11); многие неназываемые знамения и чудеса (5:12); исцеление парализованного Энея (9:32-35); воскрешение Тавифы (9:36-43); освобождение Петра из темницы ангелом (12:5-19); наложение слепоты на Елиму (13:8-11); исцеление калеки в Листре (14:8-10); возвращение к жизни Павла после избиения его камнями (14:19-20); изгнание демона из одержимой служанки (l6:l6-18); землетрясение, когда Павел и Сила были в тюрьме (l6:22-26); и необычное удивительное служение в Ефесе (19:11-20). Служения Стефана и Филиппа под властью апостолов были также отмечены знамениями и чудесами (6:8; 8:6-8).
Однако чудеса уменьшались в частоте, поскольку была выполнена предназначенная им цель. Бог освободил Петра из тюрьмы, но Он допустил, чтобы Иаков принял мученическую смерть (12:1-19). В свои более поздние годы Павел испытал много избиений и заточений, но никакой ангел не приходил, чтобы избавить его (2 Кор. 11:23-27). Трижды он просил Бога удалить его телесное страдание, но Бог не сделал этого (12:7-10).
Павел советовал Тимофею, человеку Божьему, употреблять немного лечебного вина для его больного желудка и от частых немощей (1 Тим. 5:23). Почему Павел не исцелил своего возлюбленного сотрудника? Почему Тимофей не исцелил себя сам? В последующем письме Павел сообщал Тимофею, что он оставил своего друга Трофима «больного в Милете» (2 Тим. 4:20). И снова, почему Павел не исцелил его, если апостол ещё имел дар исцеления? Очевидно, воля Божья даже для апостолов состояла в том, чтобы идти от «чудесного» образа жизни к жизни без чудес.

• «Верховная цель Божья» Конечно, Бог мог бы делать сегодня то, что Он совершал в ранней апостольской истории. Для Бога всё возможно, потому что Он всемогущий. Однако в отношении даров знамений вопрос не в Божьей силе, а в Его цели. Так как Бог Владыка, Он может также решить не делать сегодня то, что Он совершал в 1-ом веке.
Он не находится под каким-либо обязательством. Фактически, Бог всегда действовал подобным образом. В течение сорока лет Он давал манну, когда Израиль блуждал в пустыне, но это Божественное усмотрение прекратилось после того, как народ вступил в Обетованную Землю.

• «Библейские предсказания» Ни один стих Библии не предсказывал, что дары откровения и дары знамения прекратятся в 1-ом веке. Однако в то же самое время нет ни одного стиха, который предсказывал, что они продолжат функционировать после апостольского периода до возвращения Христа. Если бы такой стих существовал, то никогда не возникало бы противоречия.
В своем обсуждении о духовных дарах Павел сделал следующее предсказание: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Данный стих предсказывает прекращение трех даров: пророчества, языков и знания, но не указывает на время их окончания. Так как содержанием этих даров была Божественно явленная истина, то это содержание будет продолжаться всю вечность. Следовательно, упоминание пророчеств, языков и знания указывает на дар. Дары закончатся, но не их содержание.
Имеют значение глаголы. Глагол «катаргео», используемый дважды, переводится как «прекратятся» и «упразднится». Он стоит в страдательном залоге, указывая на то, что дары пророчества и знания будут кем-то или кое-чем сделаны недействующими. Глагол «пауо» переведен как «умолкнут». Он стоит в греческом среднем залоге, что указывает на то, что дар языков должен был просто прекратиться сам собой. Эти три глагола подразумевают, что дару языков надлежало прекратиться, прежде чем другие два дара сделаются недействующими.
Наступление того, что «совершенное» («то телеион»), приводит дары пророчества и знания к прекращению. «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (13:9-10).
Сторонники «непрекращения даров» считают, что «совершенное» относится к возвращению Христа, поэтому они говорят, что дары знамения продолжаются до этого будущего события.
С другой стороны, сторонники «прекращения даров» истолковывают это предсказание двояко. Некоторые считают, что дары пророчества и знания прекратятся, когда вернется Христос, но языки умолкнут перед этим событием. Другие, включая меня, считают, что «совершенное» относится к завершению основания Церкви, в центре чего находится завершение написания Нового Завета. Дары пророчества и знания закончились с написанием книги Откровения, тогда как дар языков прекратился раньше, вероятно, с разрушением Иерусалима в 70 году Р.Х. Никто не может быть абсолютно догматичным в своем толковании этого предсказания. Однако толкование должно согласовываться с учением других мест Священного Писания.

УРОКИ ДЛЯ НАС

Во-первых, мы должны различать между дарами Духа и плодом Духа. Дары имеют дело с нашей способностью что-то делать, а плод свидетельствует, какие мы. Сущность даров – это функция, тогда как сущность плода – это характер.

Во-вторых, нам нужно оценивать свои личные интересы и способности. Нам нужно посмотреть на свои природные способности, проявляемые в уровне интеллекта, музыкальных способностях, физическом здоровье, языковом опыте и других умениях. Мы должны посмотреть на свои приобретенные способности, такие как устная и письменная речь, а также управление. Что приносит нам радость? В каких сферах мы проявляем энтузиазм?

В-третьих, нам нужно пользоваться возможностью говорить, учить, свидетельствовать, помогать, ободрять и изучать.

В-четвертых, нам нужно прислушиваться к советам зрелых и духовных людей.

В-пятых, мы должны быть верными в своих духовных обязательствах: дома, на работе и в церкви. Мы узнаем свои личные сильные и слабые стороны, когда делаем что-то, участвуем, наблюдаем других и честно оцениваем свои умения.

В-шестых, мы должны быть покорными воле Божьей и желать делать что-нибудь для Него. Мы должны понимать, что Бог дал нам способность трудиться для Него.

В-седьмых, мы должны признавать, что дары должны развиваться через учение, практику и усилие. Например, я считаю, что Бог дал мне дар пастора-учителя. На одном из занятий в институте я совершенно растерялся, когда произносил речь. Я нервничал и забыл то, что выучил наизусть. Я мог бы использовать эту неудачу, как оправдание, чтобы не идти на служение. Вместо этого, я работал ещё напористее, лучше составлял план речи и стал более опытным в речи и проповедовании.

Вся слава Христу

Дары Святого Духа

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий