Божество Духа Святого

Допустим, Святой Дух мог быть личностью, не будучи Богом. Ангелы и люди – это личные существа, не будучи при этом Божественными. Однако, если Святой Дух – Бог, то Он также должен быть Личностью, потому что Бог – личная Сущность. Божество подразумевает обладание Личностью. Евангельские верующие связывают Божество Святого Духа с Божеством Бога Отца и Божеством Бога Сына. Хотя мы приводим доводы в пользу единственности Божественной Сущности (монотеизм), мы также придерживаемся Троицы Божества (тринитарность). Мы утверждаем, что Отец, Сын и Святой Дух – три отдельные Божественные Личности, Которые имеют присущую личную единственность как одна Сущность – Бог.

Мы можем знать истинную сущность Бога только через Священное Писание, в котором Бог избрал явить Себя. Как заметил Миллард Эриксон: «Божество Святого Духа не так легко устанавливается, как Божество Отца и Сына. Можно достаточно надежно сказать, что Божество Отца само собой подразумевается в Священном Писании, что Божество Сына утверждается и аргументируется, в то время как Божество Святого Духа нужно выводить из различных косвенных утверждений, встречаемых в Священном Писании».

Исследование всех мест Священного Писания, где упоминается Святой Дух, покажет, что Он действительно Бог, равный в Божестве Отцу и Сыну.

Имена Святого Духа

Имена часто показывают, какие мы, то есть наш характер и поведение. Иногда они показывают, как другие воспринимают нас. Священное Писание использует много имен для описания Святого Духа. Каждое звание что-то показывает о Его сущности.

Имена, связывающие Его с Отцом и Сыном Святой Дух связан с Богом Отцом следующими званиями: Дух Божий (Быт. 1:2; 1 Кор. 3:16); Дух Господа Бога (Ис. 61:1); Дух Господень (Лук. 4:18); Дух Бога нашего (1 Кор. 6:11); Дух Бога живого (2 Кор. 3:3); Дух Господень (Яхве) (Суд. 3:10); Его Дух (Числ. 11:29); Дух Твой (Пс. 138:7); Дух Отца вашего (Матф.10:20); Дух Мой (Быт. 6:3); и Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Рим. 8:11).

Святой Дух связан с Богом Сыном через эти звания: Дух Иисуса Христа (Фил. 1:19); Дух Христов (1 Пет. 1:11); Дух Его Сына (Гал. 4:6). Эти имена определенно показывают отношения между двумя отдельными Личностями. Они также подразумевают обладание Божеством в этих особых взаимоотношениях.

Имена, связывающие Его с Божественными свойствами

Святой.

Его самое знакомое имя – это Святой Дух. Это имя неизменно вписано в формулу христианского крещения: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19). То, что Он делает, показывает, Кто Он и какой Он. Поскольку Бог свят (Лев. 11:44; 1Пет. 1:16), Он вечный, объективный стандарт личной святости. 

Поэтому грех – это несоответствие воле и сущности бесконечно святого Бога. Это звание для Божественной Личности Святого Духа, конечно, обозначает Его Божество. Он также определяется, как Святой (1 Иоан. 2:20) и Дух святыни (Рим. 1:4).

Вечный.

Будучи вечным, Бог не имеет ни начала, ни конца. Святой Дух называется (в некоторых вариантах Евр. 9:14) вечным Духом, проявляя это Божественное свойство. 

Слава.

Слава Божья – это проявление всего, Кем Он есть. Только Бог имеет славу в этом бесконечном смысле. Святой Дух носит имя «Дух Славы» (1 Пет. 4:14).

Жизнь.

Бог имеет самостоятельную жизнь. Он не зависит ни от кого и не от чего-либо вне Себя для поддержания Своего Существа. Он был, Он есть и всегда будет. Он существует, и Его существование неизменно. Святой Дух называется Духом жизни (Рим. 8:2). Христос – жизнь (Иоан. 14:6), и Дух также. Оба Они могут дать и поддерживать жизнь в других, не уменьшая Себя.

Истина.

Бог есть истина, Он всегда поступает и говорит по истине (Иоан. 17:17). В Нем нет никакой лжи. Точно так же, Святой Дух называется Духом истины (Иоан. 14:17; 16:13). В жизни каждого дитяти Божьего Святой Дух учит истине, явленной в Слове истины, а именно, в Священном Писании, и наставляет верующих на всякую истину.

Благодать.

Бог милосердный в Себе и Собой. Он дарует Свою благодать не заслуживающим грешникам. Господь Иисус Христос полон благодати (Иоан. 1:14); также и Святой Дух, поскольку Он называется Духом благодати (Евр. 10:29). Он наделяет благодатью Божьей, совершая искупительную цель Бога в каждом обратившемся грешнике.

Мудрость.

Бог один мудр (1 Тим. 1:17). Павел прославлял Бога за Его мудрость: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11:33). Бог знает всё, действительное и возможное, и все же Он никогда ничего не узнавал. Он бесконечно всеведущий. С этим пониманием природы Бога Павел назвал Святого Духа Духом мудрости и откровения (Ефес. 1:17).
При крещении Иисуса Бог помазал Своего Сына Святым Духом. Тогда Христос начал Своё земное служение проповеди, учения и исцеления. Исаия предсказал это ключевое Мессианское событие: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (11:2).

Для того чтобы защитить прохожих от внезапного падения строительных материалов и содержать территорию стройки в порядке, устанавливают временное строительное ограждение стройплощадки. В этом случае гарантированна безопасность людей.

Роль Святого Духа в жизни Христа неразрывно связана с понятиями мудрости и знания.

Другие важные имена

В день Своего Вознесения Христос приравнял обещание Отца со Святым Духом (Деян. 1:4). Спаситель ранее учил, что Отец пошлет Дух, как только Христос вознесется в присутствие Отца (Иоан. 14:l-17, 26).

Христос также дал Святому Духу имя «Параклетос» (Утешитель или Помощник, Иоан. 14:16, 26). Христос утешал, помогал и ободрял апостолов, когда Он был на земле с ними, и Святому Духу надлежало исполнять то же самое служение для учеников после того, как Иисус вознесся. В этом смысле Дух был «другой» (греч. «аллос», «того же вида») Утешитель. Чтобы быть другим того же самого вида, Дух должен был быть таким же Божественным, как Иисус Христос.

Каждый верующий принял Святого Духа, а именно, Духа усыновления (Рим. 8:15). Пребывающее присутствие Духа, ставшее возможным через духовное возрождение, позволяет каждому христианину называть Бога своим Отцом.

Свойства Святого Духа

Свойства Бога – это атрибуты, качества или характеристики, которые вечно и бесконечно принадлежат только Ему. Они составляют то, Кто Он. Бог не приобретал их, Он не может также утратить их. Он неизменный; поэтому Он не может быть ни большим, ни меньшим того, какой Он. Божьи творения могут в ограниченном виде обладать некоторыми из этих свойств и проявлять их. Мы, люди, можем знать многое, но мы никогда не можем знать всё. Мы способны знать, потому что мы были созданы по образу Божьему, но мы никогда не будем знать так, как знает Бог. Мы никогда не станем Божественными.

Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – каждый обладает всеми Божественными свойствами равно, вечно и бесконечно. Что верно относительно одной Божественной Личности, также верно для других двух Лиц. Священное Писание указывает, что Святой Дух имеет свойства, которыми обладает только истинный Бог.

Он знает всё

Исаия спросил: «Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?» (40:13-14). Апостол Павел использовал этот отрывок, чтобы возвеличить всеведение Бога (Рим. 11:33-35).

Касаются ли эти отрывки триединого Бога, не относясь конкретно к какому-либо Лицу в Троице? Текст Павла подразумевает это заключение, а Исаия сосредоточен на Духе Божьем. Мысль пророка была в том, что никто не может учить Дух, потому что Он уже знает всё.

Никакое существо – через чувственное восприятие, рациональное мышление или воображение – никогда не могло бы знать то, что Бог приготовил в Своем замысле творения и искупления. Для того чтобы мы знали, Бог должен открыть это.

Именно это Бог и сделал через служение Святого Духа. Как объяснил Павел: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:10-11). Дух знает в точности, что знает Бог Отец. Следовательно, Святой Дух должен быть Богом, потому что только Бог может знать так, как знает Бог. В вечном знании Духа нет никакого смысла узнавать.

Иисус Христос возвестил: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Иоан. 16:13). Бог всегда истинен. Дух, сущность Которого – истина, говорит истину и наставляет нас на истину. В Его служении нет никаких заблуждений из-за какой-то дезинформации или неправильных рассуждений.

Христос добавил: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16:14-15). Отец, Сын и Дух разделяют эту истину. Что принадлежит одному, принадлежит другим. Любая из Божественных Личностей может явить ум Божий, потому что каждая знает Его ум в полноте. Отец знает всё (Иер. 17:10), Сын знает всё (Откр. 2:23), и Дух знает всё (1 Кор. 2:11).

Он всюду присутствует

Все существа могут быть в только одном месте в определенное время. Люди и животные – ограниченные, конечные существа. Однако Бог может присутствовать всюду. Он может присутствовать на небесах и на земле в то же самое время.

Он может одновременно присутствовать в Африке, Азии и Северной Америке. Он может быть и здесь, и там. Он вездесущий. Хотя Бог присутствует всюду, Он может также ограничить или проявить Себя в конкретных местах. Христос не ограничивал вездесущность Отца, когда наставлял Своих учеников молиться так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). Бог ограничивал Своё присутствие в облаке и столбе огня, который вел израильтян в пустыне. Он также ограничивал Своё присутствие в облаке славы, которая заполнила храм Соломона, но даже мудрый царь признал: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2 Пар. 6:18).

Вездесущность и местное присутствие Бога составляют Божественную тайну. Это касается только Бога, и эта истина может быть известна только через Божественное откровение в Св. Писании. Библия определенно учит, что Святой Дух всюду присутствует во всей полноте Своей Божественной Личности.
Давид написал: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Никто из людей, ни до, ни после смерти, не может спрятаться от вездесущности Духа. Для дитяти Божьего эта истина – настоящее благословение, а не угроза.

Насколько замечательно знать, что везде, куда бы мы ни пошли, там Бог всей благодати и утешения.
Другое доказательство в пользу вездесущности Святого Духа можно увидеть в Его служении по искуплению. Чтобы войти в Царство Божье, человек должен возродиться от Духа Божьего (Иоан. 3:3-8). Дух может в одно и то же время рождать верующих из грешников в различных местах. Он может также одновременно пребывать во всех верующих (1 Кор. 6:19-20). Эти служения возможны только потому, что Дух может всюду присутствовать.

Он всемогущий

Аврааму Бог сказал о Себе: «Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14). Когда ангел Гавриил возвестил Марии о предстоящем непорочном зачатии и рождении Иисуса, он заверил её: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37). Только Бог всемогущий. Он может и Он делает всё, что совместимо с Его сущностью и волей. Библия утверждает, что Святой Дух имеет это Божественное свойство.

Елиуй сказал Иову: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4). Елиуй относил своё человеческое существование и чудесное сохранение своей жизни к творческой деятельности Святого Духа. Вся человеческая жизнь передается от родителей и, в конечном счете, от Адама и Евы. Бог – источник всей жизни, и Дух Божий участвует в передаче этой жизни.

Павел утверждал, что он совершал чудеса «силою Духа Божия» (Рим. 15:19). Эти знамения и чудеса были признаком удостоверения его апостольства (2 Кор. 12:12). Непосредственно уполномоченный воскресшим Христом, Павел исполнял своё миссионерское служение через подкрепление Святого Духа. Сам Бог удостоверял свидетельство апостолов (Евр. 2:4); таким образом, Святой Дух явил Своё Божество через совершаемые апостолами чудеса.

Он вечный

Только Бог вечен, не имея ни начала, ни конца. Ангелы и люди имеют своё начало во времени, но они продолжат жить навсегда по замыслу Творца. Святой Дух столь же вечен, как Отец и Сын. Автор Послания к Евреям заверяет: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14). Иисус Христос, полный Святого Духа, предложил Себя как искупительную жертву за наши грехи через служение Духа. (В некоторых вариантах Дух Святый назван здесь вечным Духом).

Он назван Богом

Деяния 5 глава

Ложь нарушает истину, и это также грех против Бога истины. Девятая заповедь была для Израиля кодексом Божественного запрещения относительно лжесвидетельства (Исх. 20:16). Павел наставлял верующих говорить истину, отвергнув ложь (Ефес. 4:25). Во все века лгать было безнравственным, потому что это, в конечном счете, грех против Бога.

На заре жизни Иерусалимской церкви верующие часто продавали своё имущество и приносили апостолам деньги за проданное. Служители церкви использовали фонды, чтобы помочь тем, кто нуждался финансово (Деян. 4:34-37). Два члена церкви, Анания и Сапфира, продали определенную недвижимость, но тайно удержали для себя часть денег от продажи. Итак, они принесли оставшиеся деньги апостолам и сказали, что эта сумма была полной ценой проданного (5:1-2).

Петр же обличал Ананию: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (5:3-4). Тогда Анания умер от серьезного Божественного наказания (5:5).

Петр уравнял три фразы: ложь Святому Духу (5:4), ложь Богу (5:3) и искушение Духа (5:9). Возможно, апостол проводил различие между Святым Духом и Богом Отцом, но более приемлемое толкование – это то, что Он назвал Святой Дух Богом. Другими словами, ложь против Святого Духа – это ложь против Бога, потому что Святой Дух есть Бог.

1 Коринфянам 3 глава

В каждом верующем пребывает Святой Дух. Когда верующие собираются как поместная церковь, в этом совместном сообществе также пребывает Дух. Таким образом, Павел предупредил коринфскую общину: «Разве не знаете [множ. число], что вы [множ. число] храм Божий, и Дух Божий живет в вас [множ. число]? Если кто [един. число] разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы [множ. число]» (1 Кор. 3:16-17). Верующие, каждый в отдельности и все вместе, составляют храм Божий. Бог живет в каждом из них и в их совместном собрании, потому что в них Дух Божий. Таким образом, Павел уравнивал Бога со Святым Духом.

Верующие не должны нарушать грехом свою собственную личную жизнь, они также не должны осквернять поместную церковь. Бог будет наказывать верующих за одно и за другое воздействие их грехов.

Труд Святого Духа

Бог проявляет, Кто Он, в том, что Он делает. Его дела Божественны, потому что Он – Божественный. Его дела сверхъестественны, и они не могут подменяться людьми. Святой Дух проявляет Своё Божество в том, что Он делает.

В творении

Первые два стиха Библии гласят: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:1-2). Другие переводы передают такой смысл, что Дух нависал или передвигался над водами. Точно то, что Святой Дух присутствовал и активно участвовал в событии и процессе творения.

Еврейское слово «Элохим» (Бог) подразумевает триединого Бога, одного Бога в трех вечных Личностях. Некоторые толкователи утверждают, что окончание множественного числа «им» для имени Бога – это множественное число Величества.

Однако единственное число имени «Эль» (Бог) – и само по себе величественно. Оно не требует никакого усиления.

Позже Бог постановил: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1:26-27). Эти две фразы, «по образу Нашему» и «по образу Своему», показывают Божие триединство. Бог – Одна Сущность, поэтому человек был создан по Его [един. число] образу. Бог существует в трех Лицах, поэтому создание человека совершилось «по образу Нашему [множ. число]».

Отец, Сын и Святой Дух – все участвовали в Божественном труде сотворения. Как объяснил Павел: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:6). Творение вышло от (греч. «эк») Бога Отца, Он был его источником. Творение пришло через (греч. «диа») Бога Сына, Он был его каналом, или средством.

Иоанн также записал: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3).

Оба Новозаветных стиха в предыдущем абзаце не упоминают о роли Святого Духа в сотворении. Однако книга Бытие указывает, что Дух по провидению управлял созданным порядком в Божественных целях. Иов признавал: «От Духа Его – великолепие неба» (Иов 26:13). Святой Дух, со всей очевидностью, активно участвовал в порядке и устройстве создания, управлении им. Его поддерживающее служение в сотворении было подтверждено псалмопевцем: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30).

Дух дает и поддерживает жизнь. Имя «Дух» на иврите и на греческом может также обозначать «ветер» или «дыхание». В дни творения Бог сказал, и жизнь стала существовать из ничего. Возможно, Святой Дух осуществил Божественное намерение и произнес слово. Мы читаем, что при сотворении человека «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Святой Дух вполне мог участвовать в выдыхании и вдыхании этого Божественного труда творения. Бог создал безжизненную материальную форму, а затем сделал это тело живым человеком, телесной и духовной, или физической и душевной личностью. Дух был активен в том выражении Божественной силы.

В воплощении

Павел назвал проявление Бога в плоти, Боговоплощение, тайной благочестия (1 Тим. 3:16). Иоанн утверждал, что Бог Сын, вечное Слово, «стало плотию, и обитало с нами» (Иоан. 1:14).

Воплощение было совершено через зачатие и рождение Иисуса Христа через деву Марию. Мария была девственницей и тогда, когда она зачала, и тогда, когда родила (7:14). Партеногеноз (самозарождение) биологически невозможен в роде человеческом, однако это произошло в жизни Марии. В творческой, искупительной цели Бога этот Божественный труд в Марии был совершен через служение Святого Духа.

Бог послал к Марии ангела Гавриила, чтобы сказать ей, что она станет матерью обетованного Мессии. Ангел объявил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:30-33). Мессия, Иисус Христос, – и Бог, и Человек. Он одна Личность с двумя природами: Божественной и Человеческой. Как Бог Сын, Божественная Личность с Божественной природой, Он получил через Марию Человеческую природу. Он не приобретал Человеческую Личность через Марию. Если бы так было, Он был бы шизофреником, т.е. имел бы две личности с двумя природами.

Через Марию Он приобретал человеческую природу, а не греховную наклонность. Как Богочеловеческий Сын Божий, Он абсолютно свят.

Ипостасный союз, союз двух природ в одной Личности Христа, сделался возможным через служение Святого Духа в непорочном зачатии. Мария знала, что у неё никогда не было половой близости, поэтому она спросила у Гавриила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук. 1:34).

Ангел ответил: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1:35). Сила Всевышнего (Бога Отца) была олицетворена в Святом Духе. В тот самый момент, когда Бог Сын вступил в тело, утробу и яйцеклетку Марии, Святой Дух исполнил её и управлял актом зачатия. Чудо Боговоплощения произошло при зачатии. Мария затем прошла нормальный период беременности, кульминацией которой было рождение Иисуса в Вифлееме. От зачатия до родов Святой Дух защищал её от обычных человеческих осложнений, таких как преждевременные роды или родовые травмы.

Ангел уверил Марию: «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук. 1:37). Воплощение было Божественным трудом, чудом. Только Бог мог совершить это, и Он совершил это через осеняющую деятельность Святого Духа.

Когда Иосиф обнаружил, что Мария беременна, он задумал развестись с ней без огласки (Матф. 1:19). Ангел объяснил Иосифу происходящее: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (1:20). Ее беременность была также исполнением пророчества:
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:23; см. Ис. 7:14).

Хотя Святой Дух всевластно управлял фактом зачатия, Христос никогда не назван Сыном Святого Духа. Бог Отец был вечным Отцом Бога Сына. При обычном продолжении человеческого рода родители передают своим потомкам человеческую природу и природу греха. Но в случае Иисуса через управляющую деятельность Духа Мария передала Иисусу человеческую природу, но не свою греховную склонность. Св. Дух предотвратил передачу греха, поэтому Богочеловеческий Сын Божий свят во всех аспектах Своей Личности.

В Богодухновении Священного Писания

Бог истинен, поэтому Он говорит истину (Иоан.17:17; Рим. 3:4). Его слова безошибочны и непогрешимы. Библия уравнивает устное слово Бога с письменным Словом Божьим. Павел утверждал: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Божественное вдохновение технически касается того, что было написано, а не человеческих авторов, которые писали. В Новом Завете это слово «богодухновенно» встречается только здесь. Это одно греческое слово «теопнеустос» можно в переводе передать несколькими словами: «дано по вдохновению от Бога». Слово «теопнеустос» буквально означает «выдохнутый Богом»; это сочетание слов «теос» (Бог) и «пнеустос» (выдохнутый). Таким образом, Библия – это выдохнутое Слово Бога. То, что мы читаем в книгах Бытие, Иеремии или в Послании к Римлянам, – это такое же авторитетное Слово Бога, как и то, что Бог произносит устно.

Легко понять, что прорицаемое слово Бога, слышимое ушами человека, – это Богодухновенная истина. Пожалуй, трудно бывает понять, как этот Богодухновенный авторитет может принадлежать шестидесяти шести книгам, написанным сорока смертными искупленными грешниками. Но из-за труда Святого Духа в этих авторах и их произведениях Библия – это документ явленной Богом истины.

Библия утверждает, что человеческими авторами было написано то же самое, что и произносимое Слово Бога. Петр сказал: «Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:16). Как прорекал Святой Дух? Он прорекал через то, что говорил Давид. Как мы знаем, что сказал Давид? Мы можем читать то, что он написал в Псалмах (например, Пс. 40:9). Павел также подтверждал это уравнивание Божественных и человеческих слов. Он заявил: «Хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию» (Деян. 28:25). Как мы знаем, что Святой Дух говорил через Исаию? Как мы знаем, что сказал Исаия? Мы можем читать эти слова в том, что Исаия написал (6:9-10).

Святой Дух управлял процессом создания Священного Писания. «Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:20-21). Никакой человек без помощи Бога не может определить назначенное Богом значение Священного Писания. И никакой автор Библейской книги не определял писать по собственной инициативе и своим умом.

Шестьдесят шесть книг не происходили от импульса или воображения обыкновенного человека. Скорее, Бог Своим провидением отделил их для задачи написания и подготовил через их генетическое наследие, семейное воспитание, образовательные возможности и жизненный опыт. Это Божественное действие, выполненное Святым Духом, изменило этих мужчин, и они стали «святые Божии человеки». Тогда Святой Дух наставил их в том, что они прорекали и что писали. Дух положил это им на сердце и на ум. Дух «двигал» ими так же, как ветер передвигал древние парусные суда. Тогда подготовленные и уполномоченные Богом мужчины написали в точности то, что Бог хотел, чтобы они написали, ничего не прибавляя и ничего не пропуская.

Чистый результат этой Божественной работы Святого Духа – письменное Слово Бога. Библия – это Божественно-человеческая книга, явленная истина Божья, грамматически написанная человеческими словами, только без какой-либо человеческой погрешности. Библия непогрешима и безошибочна во всех вопросах, включая богословие, историю, географию и науку.

Святой Дух управлял жизнью Библейских авторов во многом так же, как Он направлял Марию в зачатии Иисуса. Мария была способна передать Иисусу свою человеческую природу, но она не была способна передать свою греховность. Точно так же Библейские авторы могли придавать письменному тексту свой человеческий стиль письма, но они были предохранены от передачи ошибок в важнейший момент, когда ручка касалась бумаги, и появлялись слова (1 Кор. 2:9-13).
Помимо труда под управлением Святого Духа, авторы Священного Писания были обычными людьми: пастухами, земледельцами, царями, рыбаками, врачами, политическими деятелями и сборщиками податей. Они писали повествование, историю, поэзию, притчи и письма отдельным лицам и группам людей. При обычных обстоятельствах они, возможно, легко включили бы ошибки в свои произведения. Однако составление Священного Писания не было обычным событием.

Эти сорок авторов шестидесяти шести книг были святыми мужами Божьими, особым образом избранными, отделенными и управляемыми Святым Духом. Они были используемы Богом, и они использовали то, что было дано лично им. 

В ходе процесса Божественного откровения, вдохновения и просвещения они были предохранены от внесения ошибок, умышленных или неумышленных, в текст оригинальных произведений.

В искуплении

Из утробы морского существа Иона воскликнул: «У Господа спасение!» (Ион. 2:9). Имя «Иисус», от еврейского «Йошуа» означает «Иегова спасает» или «Иегова спасение» (Матф. 1:21).

Духовное искупление, от начала и до конца, – это исключительно труд Бога. Только Бог заслуживает славу за всё, что Он сделал, за всё, что Он делает, и за всё, что Он сделает для нас (Ефес. 1:3-14).
Его активная роль в этом искупительном труде также показывает Божество Святого Духа. Дела Отца и Сына были бы неполными без труда Святого Духа. Поэтому искупление – это труд триединого Бога.
Все верующие рождаются Богом в Его семье (Иоан. 1:13).

Этот акт духовного возрождения непосредственно относится к Святому Духу. Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5; см. также 3:6-8). Быть рожденным от Бога и быть рожденным от Духа – это синонимы; таким образом, Святой Дух должен быть Богом.

Павел описал сущность спасения следующим образом: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:4-7).

Все три Божественные Личности неразрывно и полностью вовлечены в дело нашего спасения. Отец, Сын и Святой Дух – все имеют отличительные функции в осуществлении замысла искупления, но это труд единого Бога, Которому мы воздаем славу и Кому мы поклоняемся.

Единение Святого Духа с Отцом и с Сыном

Как было сказано выше, мы, евангельские верующие, верим в одного Бога, вечно существующего в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Как Бог может быть единым и троичным? Как можно согласовать монотеизм и тринитарность? Как могут смертные люди объяснить бесконечного Бога? Может ли изделие определить сущность своего изготовителя? Софар правильно вопрошал Иова: «Можешь ли ты исследованием найти Бога?

Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов 11:7). Единственность Бога преподается всюду в Священном Писании. Моисей объявил: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор.6:45). Иисус Христос подтвердил это понимание (Марк 12:29-31).

Если бы было больше одного Бога, то человек мог бы любить одного из них, исключив других, или же разделять своё поклонение в любой данный момент. Однако он никогда не смог бы в одно и то же самое время воздавать многим богам полноту своего поклонения.

Павел отвергал реальность ложных богов и идолов, когда он утверждал единственность Бога (1 Кор. 8:4-6; 1 Тим. 2:5), и Иаков делал то же самое (Иак. 2:19). Нет никакого указания, что понятие монотеизма изменилось или развилось из Ветхого Завета в Новый Завет. Павел, Петр и другие христиане заявляли о поклонении тому же самому Богу, Которому поклонялись Адам, Авраам, Давид и другие святые Ветхого Завета.

Так как Бог – один в Своей основной Сущности и Своём существовании, то как Он может также быть тремя? Необходимо отметить, что «один» и «три» не используются в том же самом смысле. Слово «один» применяется только к природе Божественной Сущности; есть только один Бог. Слово «три» относится к трем Личностям или личным различиям в Божественной единственности. Поэтому столь же неправильным будет заявить, что Бог – одна Личность, как и утверждать, что есть три бога.

Различие Личностей

В Божественной программе прогрессивного откровения Ветхий Завет подчеркивал монотеистическую природу Бога, тогда как Новый Завет подчеркнул понятие трех ипостасей. Тем не менее, Ветхий Завет подразумевал существование больше чем одной Личности в Божественной единственности.

Указания на множественность

Во-первых, еврейское имя для обозначения Бога («Элохим») имеет множественное окончание «им», добавленное к существительному единственного числа «Эль».

Во-вторых, в отношении Бога применялись местоимения множественного числа. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Множественное число не может относиться и к Богу, и к небожественному существу. Оно может отнестись только к трем Личностям в одном Боге.

В-третьих, и местоимения единственного числа, и местоимения множественного числа используются вместе при описании одного действия одного Бога. Когда Бог создавал человека, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (l:26-27). Бог дал пророку Исаии повеление через вопрос: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8). Так как Бог – один, Он мог сказать «Мне». Из-за множественности Лиц Он мог также сказать «Нас».

В-четвертых, в «Шема» (Слушай, Израиль), основополагающем исповедании, что Бог один, существенное значение имеет выбор прилагательного «один» («эхад», Втор.6:4). Это прилагательное может использоваться двумя различными путями: как один человек или как один народ.

Обобщающее использование (один народ) подразумевает, что в одной группе есть больше одного человека. Это использование было обычным в Ветхом Завете (Быт.2:24; напр.24:3; 26:11; Суд.6:16; Иез. 37:19). Эти использования показывают множественность в единстве, а не одно неразличимое единообразие.

Указания на три Личности

Из проведенного выше исследования невозможно определить число Лиц в пределах единственности Божественной Сущности.

Можно было бы предположить две, три, четыре или больше.

Можно только с достаточной надёжностью заявить, что отмеченные выше места указывают на больше чем одну Личность в Божестве.

Однако первое указание на три Лица видно в священническом благословении, которое Бог повелел Аарону произнести над Израилем: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ. 6:24-26). Здесь тройное благословение с тройным упоминанием имени Бога. Это не было сказано один, два или четыре раза; это было сделано три раза.

Второе указание на три Лица – в поклонении и хвале серафимов: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Это тройное обращение, вместе с дальнейшим использованием местоимения множественного числа «Нас», служит аргументом в пользу трех Лиц.

Упоминание трех имен

Исаия показал различие трех Лиц. Бог сказал через пророка: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (48:16). Здесь упоминание об одном Лице, говорящем («Я, Меня»), другом Лице («Господь Бог») и третьем Лице («Дух Его»).

В предсказании Исаия записал слова обетованного Мессии: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (61:1-2).

Иисус Христос применил это пророчество к Себе, когда учил в синагоге в Назарете (Лук. 4:16-21). Это знаменательное место Св.Писания упоминает одно Лицо, говорящего («Меня»), второе Лицо («Дух») и третье Лицо («Господь Бог, Господь, Бог наш»).

Сами по себе эти два места из Исаии не оставляют и тени сомнения, что все эти три Личности можно назвать Божественными. Напротив, они действительно указывают присутствие трех различных Лиц в одном и том же событии. Их явное называние и Божественное равенство были сделаны позже в Новом Завете.

Бог Отец, Иисус Христос и Святой Дух

Новый Завет прояснил предыдущие указания Ветхого Завета на множественность Божественных Личностей в Божестве. В крещении Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан действовали и были названы все три Личности. После Своего крещения Иисус тотчас вышел из воды; и вот, перед Ним открылись небеса, и Он видел Духа Божьего, спускающегося подобно голубю и сходящего на Него. И внезапно с небес послышался голос, говорящий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3:17).

Этими тремя Лицами были: Иисус («Сей, Сын»), «Дух» и «Бог», Который говорил с небес и называл Себя от первого лица: «Мой, Моё». Этот случай не показывает, что все три Личности равно Божественны, но он действительно показывает, что три отдельных Лица участвовали в том же самом событии и в то же самое время.

В искушении со стороны сатаны Иисус был возведен Святым Духом в пустыню (Матф. 4:1). Как Божественно-человеческий Сын Божий, Он знал, что для Него или для кого-либо было неправильным самонадеянно искушать Бога дерзкими делами (4:7). Он также знал, что истинное поклонение должно всегда направляться к Господу Богу (4:10). В этом событии есть ещё одно различие в упоминании трех Лиц, хотя это место Священного Писания не характеризует Божество всех трех Лиц.

В ночь перед распятием на кресте Иисус Христос провел различие между тремя Лицами: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16-17). Позже Он повторил это различие: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14:26;см. также 15:26). Он указывал на Отца, Святого Духа и Самого Себя вместе, как отдельные Личности на небесах.

Христос отличал три Личности Божества, когда давал апостолам миссионерское повеление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Бог – один, поэтому Его имя стоит в единственном числе.

Поскольку в Божественной Сущности есть три Лица, то Они различаются, как Отец, Сын и Святой Дух.
Святая Троица участвует в наделении духовными дарами верующих в Теле Христовом, истинной Церкви. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6). Здесь упомянут и Святой Дух, и Господь Иисус Христос, и Бог Отец.

Последовательность имен Святой Троицы

Павел закончил послание славным благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:14).

Имена этих трех отличающихся Лиц представлены в такой последовательности: Господь Иисус Христос, Бог Отец и Святой Дух. Петр объяснил деятельность трех Лиц в программе искупления в следующем доктринальном изложении: «Избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:1-2). Здесь порядок трех имен такой: Бог Отец, Святой Дух, Иисус Христос.

В увещевании верующим, чтобы они хранили духовность своей жизни, Иуда написал: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни» (Иуд. 20-21). Порядок имен здесь такой: Святой Дух, Бог Отец и Господь Иисус Христос.

Эти места показывают, что нет установленного порядка, в котором перечисляются имена трех Лиц. Это наблюдение согласовывается с равенством трех Лиц в пределах Божественной единственности. Евангельские верующие называют Троицу как Отца, Сына и Святого Духа. Мы используем этот порядок из-за знакомой крестильной формулы (Матф. 28:19) и из-за функций трех Лиц в искуплении, когда Отец послал Сына, а Отец и Сын послали Святого Духа.

Равенство Личностей Святой Троицы

Авторы часто называют три Лица Троицы как Первое Лицо (Отец), Второе Лицо (Сын) и Третье Лицо (Святой Дух). Эти небиблейские обозначения могут производить впечатление, что Отец выше Сына и Духа, и что Сын выше Духа. Этот подход, основанный на обозначениях имен, является ложным. Среди трех Лиц Троицы нет никакого личного превосходства или подчиненности. Они равны во всем: вечные, бесконечные, всемогущие, всезнающие и вездесущие Божественные Личности. 

Библейские утверждения

Все три Личности названы Богом. В приветствиях Павла в его посланиях он писал: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Рим. 1:7). Смотреть также 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Ефес. 1:2; Фил. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2; Тит. 1:4; Филим. 3.

Согласно Посланию к Евреям, Бог Отец сказал: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты» (Евр. 1:8). Здесь Бог Отец назвал Бога Сына «Богом». В Римлянам 9:5 Павел также назвал Иисуса Христа Богом: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь».

Как было рассмотрено выше, Петр называл Святого Духа Богом, когда он обличал Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3-4). Анания и Сапфира, супружеская чета, сговорились искусить Духа Божьего (5:9). Согласно Христу, такое искушение – грех против Господа Бога (Матф. 4:7).

Библия отвергает многобожие, включая существование трех отдельных богов. Поэтому эти места непременно учат о Святой Троице как единстве и множественности трех Лиц в пределах Божественной единственности. Только тогда одна Божественная Сущность может называться Богом, в то время как одновременно три отдельные Личности также называются Богом.

Свидетельство исповеданий веры

Доктрина тринитарного монотеизма, жизненно важную часть которой составляет Божество Святого Духа, – это Библейская тайна, истина, которая могла быть явлена только Самим Богом.

Никто из людей, через детальное изучение природы или собственной личности, не заключил бы, что Бог – тринитарный в Своей Сущности. Проблема понимания природы Бога становится ещё более сложной, когда мы пробуем передать другим определение или описание Бога. Какие слова из ограниченного человеческого словаря могли бы в достаточной степени объяснить бесконечного Бога? Многие слова со сменой поколений имеют тенденцию изменять своё значение. Другие же слова могут для разных людей означать разные вещи.

Ранней христианской церкви пришлось столкнуться с этой проблемой, когда она стремилась в утверждении веры сформулировать свою веру в Библейское учение о Троице. В символе веры Афанасия, сформулированном в 4-ом веке, утверждалось: «Мы поклоняемся Единому Богу в Троице, и Троице в Единстве, без смешивания Лиц и без разделения Сущности». Отцы истории Церкви использовали три важных слова, чтобы подчеркнуть свою веру в единобожие: Один, Единство, Сущность. Точно так же они использовали эти слова для обозначения своей веры в тринитарность Бога: Троица и Личности. Они были осторожны и указали, что Бога невозможно разделить на три части («разделение Сущности»). Они также провозгласили свою веру в три Личности, Которые имеют присущую личностную единственность в одной Божественной Сущности. Они не хотели смешивать Лица; то есть, они хотели прояснить, что Отец – это не Сын и не Святой Дух, что Сын – это не Отец и не Дух, и что Святой Дух – это не Отец и не Сын.

Никейский символ веры, сформированный примерно в 325 г. Р.Х., утверждал: «Верю в единого Бога… и в единого Господа Иисуса Христа… Сына Божьего, рожденного от Отца… свет от света, Бог от Бога, рожденного, несотворенного, единосущного с Отцом… и… в Святого Духа». Никео-Константинопольский символ веры, сформированный в 381 г. Р.Х., вновь подтвердил это положение. Эти символы веры выстояли многие столетия, как стандарт ортодоксальности в доктрине. После того, как в шестнадцатом столетии в Европе вспыхнула Протестантская Реформация, различные церковные группы формулируют свои собственные доктринальные исповедания.

Аугсбургское исповедание веры, составленное в 1530 году, отобразило систему веры Мартина Лютера и Лютеранской Церкви: «Есть одна Божественная Сущность, Которая называется и является Богом, – вечная, бесплотная, неделимая, обладающая бесконечной силой, мудростью, благостью; Создатель и Вседержитель всего видимого и невидимого; однако есть три Личности той же самой Сущности и силы, Которые также вечные: Отец, Сын и Святой Дух».

Вестминстерское исповедание веры Пресвитерианской Церкви, составленное в 1647 году, было также принято Реформаторской Церковью в канонах Дортского Синода. Здесь утверждается: «Есть лишь один живой и истинный Бог. В единстве Божества есть три Личности, одной сущности, силы и вечности: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Отец есть один, ни рожденный, ни исшедший; Сын есть вечно рожденный от Отца; Святой Дух есть вечно исходящий от Отца и Сына».

Все эти исповедания веры утверждали тринитарный монотеизм. В изложении этой веры больше содержания уделялось объяснению Божества Иисуса Христа из-за Его воплощения и ипостасного союза. Исповедание о Божестве Святого Духа давалось, в общем, без больших объяснений, чтобы иметь полное утверждение о Святой Троице.

Сегодня человек должен утверждать свою веру в тринитарный монотеизм, наряду с другими основополагающими доктринами, для того чтобы быть известным как ортодоксальный, евангельский или фундаментальный верующий. Если человек отрицает Троицу, Божество Иисуса Христа или Божество Святого Духа, он классифицируется как либерал, отступник или член культа. Крупные религиозные группы, такие как свидетели Иеговы и мормоны, отрицают Божество Святого Духа.

Как миссионер Славянского Евангельского Общества, я ежегодно своей подписью подтверждаю доктринальное заявление. Один его раздел гласит: «Мы верим в единого Бога – вечного, всемогущего, всеведущего и вездесущего, существующего как три Личности: Отец, Сын и Святой Дух, единые в природе, свойствах, силе и славе». Другой раздел гласит так: «Мы верим, что Святой Дух – это Божественная Личность, равная с Богом Отцом и Богом Сыном». Никто не может быть миссионером Славянского Евангельского Общества, если он отрицает Святую Троицу или Божество Святого Духа.

Хотя бывает трудно использовать правильные слова, чтобы передать Библейское учение о Троице, мы должны пытаться делать это. Различие между ортодоксальностью и ересью часто находится в прямых отрицаниях. Однако во многих случаях различие можно обнаружить в том, что не сказано, в умышленном молчании по ключевым доктринальным пунктам. Другие различия можно увидеть в недомолвках, преувеличениях или даже оговорках. Наш выбор слов должен быть целенаправленным и обусловленным Библией. Мы должны быть осторожными, чтобы не заявлять больше или меньше того, чему учит Священное Писание.

Лорейн Боттнер, уважаемый богослов, тщательно выражал Библейское учение о Троице такими словами: «Отца, Сына и Святого Духа можно различить, но Их нельзя разделить; потому что каждый из Них обладает такой же самой одинаковой сущностью, или существом. Они не просто существуют рядом друг с другом, как Вашингтон, Джефферсон и Франклин, но они взаимно пронизывают и проникают друг в друга, они друг в друге и друг через друга». Боттнер далее заявил: «Что знает один, знают другие; что желает один, желают другие; и в чём воля одного, в том воля других. Независимость и самосуществование – это свойства не отдельных Лиц, а Триединого Бога».

Посланничество Святого Духа

Церковные Соборы и богословы пытались определить вечное взаимоотношение трех Божественных Лиц относительно их ролей, или функций. Они утверждали о вечном рождении Сына Отцом (Пс. 2:7; Деян. 13:33) при отрицании сотворения или создания Христа. Они также утверждали о вечном исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Для обозначения функциональных различий использовались термины «рождение» и «исхождение».

В Константинопольском Символе веры (381 г. Р.Х.) было заявлено, что Святой Дух исходил от Отца. На Толедском Синоде в 589 г. Р.Х. было добавлено слово «filoque» («и Сына»), чтобы показать, что исхождение Духа было от Отца и Сына. В то время западная половина христианского мира, а именно Римскокатолическая церковь, приняла взгляд, что Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточная половина, Греко-православная церковь, заявляла, что исхождение было только от Отца.

Термин «исхождение» взят из обещания, данного Христом: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15:26). Глагол «экпореуетаи» («исходит») буквально означает «идти от». Христос учил, что Отец даст Дух в ответ на просьбу Спасителя (14:16-17), что Отец пошлет Дух во имя Христа (14:26), что Он пошлет Дух от присутствия Отца (15:26) и что Он пошлет Дух, как только Иисус уйдёт от земли (16:7).

Сущность и действие Святой Троицы

Следует отметить различие между сущностью (онтологией) и действием (домоустройством) Святой Троицы. Онтологически Святая Троица касается Бога, как Он есть. Отец, Сын и Святой Дух онтологически равны (единосущны) как Личности, разделяющие ту же самую Божественную Сущность. Таким образом, Иисус Христос мог утверждать: «Я и Отец – одно» (10:30). Они были одно в Сущности, но не одно в Личности.

Христос также возвестил: «Видевший Меня видел Отца» (14:9). Христос не был Отцом, как и Отец не был Сыном. Но все, что составляет сущность Отца, составляет также сущность Сына. Бог в Своей триединой Сущности невидимый, но Бог Сын через Воплощение «Он явил» (1:18), то есть, открыл Бога. Зримый Божественно-человеческий Сын Божий в буквальном смысле истолковал («эксегесато», возвестил) саму суть Божественной Сущности. Какой Бог? В ответ нужно посмотреть на воплощенного Сына, Иисуса Христа.

В домостроительстве Святая Троица относится к Богу в Его действии. Христос формулирует этот функциональный принцип: «Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (13:16). Помня об этом принципе, Христос позже сказал: «Отец Мой более Меня» (14:28). Это величие – в домостроительстве, а не сущности. Отец послал Сына; поэтому Отец больше Сына. Отец и Сын послали Святого Духа; поэтому в домостроительстве Отец и Сын больше Духа.

Павел формулирует порядок авторитетной функции: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Мужчина и женщина являются равно человеческими. В онтологической личности никто не выше или ниже другого. Однако в семье и церкви мужчина имеет главенствующую функцию; таким образом, жена должна подчиняться своему мужу (Ефес. 5:22; Кол. 3:18; Тит. 2:4-5). Главенство мужа над женой должно проявить главенство Бога Отца над Иисусом Христом. В этих функциональных взаимоотношениях Отец послал Сына, и Сын повиновался воле Отца (Фил. 2:8; Евр. 10:7).

Таким образом, исхождение, или послание, Святого Духа Отцом и Сыном в принципе подобно посланию Сына Отцом. Дух пришел, чтобы исполнить волю Отца и Сына. Подчинение Святого Духа относится к Его функции в домоустройстве Божественного триединства, способу действия Бога. В онтологическом смысле Святой Дух – это «Бог от Бога», равный Отцу и Сыну в вечных свойствах и Сущности.

Уроки для нас

Во-первых, мы должны признавать полное вечное Божество Святого Духа. Мы должны утверждать Его равенство с Отцом и Сыном. Таким образом, мы должны серьезно рассматривать Его Божественную Личность и служение. Поскольку Он Бог, то мы должны склоняться перед Ним в смирении и послушании.

Во-вторых, мы должны научиться точно излагать доктрину о Св. Троице. Мы не должны быть небрежными при выборе слов для описания отношений трех Лиц в одном Божественном Существе. Так как мы утверждаем тринитарный монотеизм, мы должны быть способны защитить это учение Священного Писания. Советуем вам больше читать по пневматологии, доктрине о Святом Духе. Консультируйтесь с избранной библиографией в конце этой книги. Добавьте некоторые из этих книг к вашей церковной или личной библиотеке. Также читайте разделы по христологии, доктрине о Христе, и собственно богословию, доктрине о Боге. Думайте о Божестве Святого Духа относительно Божества Христа и Отца.

В-третьих, мы должны стеречься заблуждений относительно доктрины о Троице, и особенно в отношении учения о Святом Духе. Павел предостерегал: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21). Также Иоанн предупреждал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Иоан. 4:1-2). Мы должны избегать наивности или легковерности, тщательно анализируя, что мы читаем, слышим или видим. Мы должны перепроверять все ссылки на Святой Дух через ясное учение Богодухновенного Слова Божьего.

В-четвертых, давайте от Личности Святого Духа познавать о надлежащем Библейском подчинении. От исполнения Им воли Отца и Сына мы также можем учиться быть покорными в наших домах, наших церквах и в обществе.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий