Основание всякого прощения

“Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем.”(2 Кор. 5:21) (Нов. перевод с греческого подлинника)

Прощение. Нет ничего более чуждого греховной природе человека. И ничто не характеризует Божественную благодать так, как прощение. Падшее человечество очень трудно воспринимает Божье прощение. Как грешники, мы каждый лично знаем, насколько трудно бывает простить других, тех, кто обошелся несправедливо с нами. Поэтому некоторые люди не могут представить Всемогущего Бога иначе, как суровым и непрощающим. Другие, зная, что Писание учит нас, что Бог многомилостив, воображают, что Он настолько снисходителен, что грешнику на самом деле нечего бояться. Но обе концепции крайне ошибочны в вопросе понимания Божественного прощения.

В поисках компромисса наше отношение к прощению склонно изменяться в зависимости от того, на какую сторону уравнения мы смотрим дома из пеноблоков. Когда мы — получатели милости, мы, естественно, рассматриваем прощение как одну из величайших добродетелей. Но когда мы оказываемся обиженной стороной, прощение часто кажется нам вопиющим нарушением справедливости!

И тем не менее, все признают и справедливость, и милосердие как великие добродетели. Кто из нас не желает получить прощение, когда знает, что поступил неправильно? И кто не презирает несправедливость, особенно когда был обижен сам?

Итак, как же нам совместить этих две великих добродетели, справедливость и милосердие? Но более важно, как совмещает их Бог? Если Он ненавидит несправедливость, как Он может поощрять милосердие? Как может совершенно святой Бог прощать грешников?

«Ну, для Бога это легко, — подумаете вы. — В конце концов, Он может просто решить простить нас и объявить все наши преступления утратившими силу и аннулированными. Он может просто извинить грешника и оставить грех ненаказанным».

Но это недостаточное понимание сущности Бога и небиблейский взгляд на прощение. Бог не может и не будет оправдывать преступников, просто игнорируя сделанное ими зло. Так поступать было бы несправедливо, а Бог есть Бог справедливый.

Здесь мы должны быть особенно осторожны, чтобы наше мышление было библейским. Некоторые люди склонны принимать Божью благодать и прощение как должное, игнорируя Его совершенную праведность. Другие много и громко говорят о Божьей справедливости, мало упоминая Его благодать. Обе истины должны быть в гармонии, если мы хотим понять, чему учит о прощении Св.Писание.

В начале плохая весть 

Бог не прощает нас, просто отворачиваясь, когда мы согрешаем. Библия неоднократно подчеркивает, что Бог накажет всякий грех. В Гал. 6:7, например, нам дается очень серьезное предупреждение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». В Исх. 23:7 Бог говорит: «Я не оправдаю беззаконника». Недвусмысленно сказано и в Наум. 1:3: «Господь… не оставляет без наказания». Звучит это и в проповеди Евангелия: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду…» (Рим. 1:18).

Священное Писание определяет взаимоотношения между Богом и грешником, как вражду (Рим. 5:10; 8:7). Бог ненавидит грех, и следовательно, все, кто согрешает, становятся врагами Богу. Он — Бог, «всякий день строго взыскивающий» (Пс. 7:12). Он ненавидит делающих беззаконие (Пс. 5:6).

Все грешники находятся в одной лодке. Нарушившие какое-либо незначительное постановление Божие, так же виновны как и те, кто нарушил все заповеди (Иак. 2:10).

Истина в том, что ни один из грехов не является незначительным (Рим. 3:10-18). Все люди рождаются с неутолимым стремлением ко греху (Пс. 57:4). Они — объекты Божьего святого гнева (ст. 3), наслаждающиеся своим грехом, духовно мертвые (Ефес. 2:1), не имеющие никакой надежды (ст. 12). С человеческой точки зрения это действительно состояние полной безысходности.

С другой стороны, Бог совершен, бесконечно свят, абсолютно безупречен и полностью праведен. Его справедливость должна быть удовлетворена наказанием любого нарушения Его закона. И заслуженное наказание нашего беззакония бесконечно строго — это вечное проклятие. Мы ничего не можем предложить Богу в искупление за наш грех, потому что цена за грех слишком высока.

Положение падшего человечества самое мрачное. Каждый человек — грешник, находящийся под нависшим мечом Божьего суда. По природе мы — чада гнева (Ефес.2:3), полностью порабощенные грехом (Иоан. 8:34). Мы не имеем врожденной способности почитать Бога и повиноваться Ему (Рим. 8:7-8).

Ситуация кажется необратимой: мы ответственны перед святым Богом, требующим справедливости, в то же время мы — виновные грешники, неспособные ничего сделать для удовлетворения Божьей справедливости. Оставленные на произвол, мы все были бы обречены.

Какая-либо надежда на оправдание любыми средствами — невозможна. Сам Бог говорит, что оправдывать грешника — это мерзость, равная греху обвинения праведного: «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Прит. 17:15). «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена» (Прит. 24:24).
Снова и снова в Священном Писании Сам Бог строго запрещает кому-либо оправдывать нечестивого.

Хорошая весть 

Но Писание говорит нам, что Бог оправдывает нечестивых (Рим. 4:5). Он покрывает их грехи (ст. 7). Он не принимает в счет их злые дела (ст. 8). Он объявляет их праведными, полностью прощая их грехи. Теперь вы видите, почему Евангелие — Благая Весть?

Как может Бог даровать такое прощение, не идя на компромисс со Своим требованием справедливости? Как Он может оправдывать грешников, не представляя Себя несправедливым? Как Он может прощать грешников, не нарушая Свое Слово, тогда как Он уже поклялся, что накажет всякое беззаконие?

Ответ: «Сам Бог сделал Сына Своего Иисуса Христа искуплением за наши грехи».

Многие христиане, услышав эту фразу, со знанием дела закивают головой. Но сравнительно мало тех, кто смог бы ясно выразить сущность доктрины искупления или защитить ее от многочисленных нападок врагов истины.

Поэтому я бы посоветовал вам не подходить к данному разделу поверхностно, хотя вам и может показаться, что мы будем изучать предмет, знакомый многим. Я надеюсь в оставшейся части этой главы раскрыть истину о заместительной жертве Христа, так чтобы вы более ясно поняли глубину и значимость этой самой важной из всех христианских доктрин.

Эта истина лежит в самом сердце Евангельской вести.

Это самая важная истина во всем Писании. Она объясняет, как Бог может оставаться справедливым, оправдывая грешников (Рим. 3:25-26). И это единственная надежда для всякого грешника, ищущего прощения.

Служение примирения 

Вероятно, самая важная глава в Св. Писании, касающаяся заместительной смерти Христа за грешников, находится во Втором Послании к Коринфянам, в 5-й главе. Обратите внимание, как идея прощения наполняет контекст. Действительно, примирение является главной темой Послания Апостола Павла:

“Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.” (2 Кор. 5:18-20)

Различные варианты слова «примирение» использованы в этих нескольких стихах пять раз. Павел, например, говорит о «служении примирения» (ст. 18). Это его определение задачи благовестника. «Слово примирения» (ст. 19) говорит о проповеди Евангелия. Именно так Павел характеризует Евангелие — весть примирения. Обязанность каждого служителя Евангелия рассказать грешникам, как они могут примириться с Богом. Примирение с Богом предполагает полное прощение. Поэтому тема прощения находится в центре этого отрывка.

Великая истина: у Бога есть план, посредством которого Он может осуществить то, что, казалось бы, абсолютно невозможно. Есть путь к удовлетворению Его справедливости без осуждения грешника. Он может исполнить Свое обещание возмездия за грех, но в то же время примирить с Собой грешников. Он может оставаться справедливым, даже оправдывая нечестивых (Рим.3:26). «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11).

Автор примирения 

Обратите внимание, что примирение грешника начинается и полностью достигается для него Богом. Искупленный человек не вносит никаких собственных заслуг в этот процесс. Павел ясно об этом говорит: «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою» (2 Кор. 5:18).

Взаимоотношения между Богом и грешником никогда не восстанавливаются, потому что грешник решает изменить свои пути и загладить свою вину перед Богом. Прежде всего, никакой грешник никогда не захотел бы и не смог бы сделать такой шаг к Богу. Помните, что грешник полностью пленен грехом, нравственно неспособный любить или повиноваться Богу; он добровольно находится во вражде с Ним (Рим. 8:7-8).

Более того, как мы уже увидели, никакой грешник не может сделать ничего, чтобы удовлетворить требования совершенной праведности Божьей. Грешники, считающие, что они заслуживают Божье благорасположение, только добавляют к своим грехам еще и самоправедность.

Их необоснованная надежда заслужить Божественные качества на самом деле является лишь оскорблением бесконечной святости Божьей, единственный стандарт Которого — абсолютное совершенство, недосягаемое для падшего человечества.

Грешники не могут утолить праведный Божий гнев или удовлетворить Его святую справедливость. Они не способны также соответствовать Его стандартам абсолютного совершенства. Другими словами, никакой грешник никогда не сможет искупить свой грех. Грешники нарушили закон Божий и поэтому навсегда изгнаны из Его присутствия.

Самоисправление исключено. Даже если бы грешники были в силе изменить себя, они никогда бы не смогли заплатить цену искупления за ранее совершенное зло. «Начать новую страницу» не значит аннулировать грех, который уже записан.

Более того, наилучшие усилия грешника в добрых делах всегда заражены грехом и поэтому не могут заслужить святое Божие расположение. «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6). Джон Буньян, ясно понимавший это истину, однажды сказал, что наилучшая молитва, которой он когда-либо молился, имела в себе достаточно греха, чтобы осудить весь мир.

Поэтому нелепо и думать, что грешник может просто решить примириться с Богом и, следовательно, осуществить примирение.

Почему эта истина требует так много внимания? Потому что многие люди неправильно ее понимают. Они считают, что примирение — это то состояние, которого достигает грешник, прекратив отвергать Бога. Часто можно услышать, как христиане пытаются евангелизировать неверующих, внушая им, что простым актом воли любой грешник может прекратить свое неповиновение Богу, и этим достичь примирения. Это недостаточное понимание Евангелия, основанное на неполном понимании серьезности человеческой порочности. Предположить, что любой грешник мог бы или хотел бы восстановить правильные взаимоотношения с Богом, значит недооценивать рабство греха и его силу над волей грешника.

Кроме того, величайшее препятствие для нашего спасения даже не в нашей враждебности по отношению к Богу, а в Его гневе против нас. Примирение, описанное Павлом в этом отрывке, достигается не потому, что мы решаем принять Бога, а потому что Он решает принять нас.

Следовательно, для достижения примирения Сам Бог должен быть его Автором и Совершителем. Примирение с Богом никогда не сможет быть достигнуто личными усилиями грешника, потому что все такие усилия греховны сами по себе. Это оставляет грешнику единственную надежду — надежду на милость и любовь Бога, как Автора и Совершителя примирения.

Нежелание спасать грешников вовсе не свойственно Богу. Ведь Он Первым искал Адама и Еву после их грехопадения (Быт. 3:9). Он искал Свой непокорный народ и молил покаяться и принять Его спасение. Он плакал слезами Иеремии за грехи Израиля (Иер. 13:15-17). В истории с Осией Бог изображен идущим на рынок рабынь-блудниц, чтобы привести Свою неверную, запятнанную грехом жену и обращаться с ней с любовью, как если бы она была целомудренной, девственной невестой (Ос. 3:1-3).

В противоположность этому языческие боги были или же враждебно настроены и требовали умиротворения для отказа от своего смертоносного намерения, или безразличны и нуждались в возбуждении криками своих поклонников. Бог же не настроен враждебно или безразлично. Он по Своей природе — Спаситель.

Это благая весть о прощении — «что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19). Поэтому для грешников есть путь к примирению с Богом. Через искупительную жертву Христа Сам Бог осуществил то, что казалось ранее невозможным. Вражда может быть удалена, грех прощен и общение восстановлено Самим Богом, но не грешником. Именно это и провозглашается в Евангелии.

В Рим. 5:10-11 сказано: «Будучи врагами, мы примирились с Богом… [Мы] хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение». Бог обеспечивает это примирение. Он его осуществляет. И да не думаем мы, что сможем добавить хоть один грамм заслуг к этому процессу.

Апостол Павел повторяет эту же тему в Кол. 1:21-22: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, [Он] ныне примирил».

Всякий раз, когда в Новом Завете речь идет о примирении, подчеркивается роль Бога в его осуществлении. Нигде не говорится, что грешник сам может осуществить примирение. Нигде не дается и намека на то, что он может заслужить Божье благорасположение. Истинно обратное.
С другой стороны, нигде в Писании не говорится, что Бог медлит в отношении примирения грешников с Собой.

Напротив, Сам Бог начинает и совершает примирение с грешником. Он предлагает примирение всем, кто уверует.

Когда Апостол Павел призывал грешников: «От имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20), он не предлагал им попытаться загладить вину перед Богом, а просто убеждал их принять то, что предлагал Господь.

В этом отличие христианского прощения. Любая, когдалибо созданная человеком религия, учит, что есть что-то, что должен сделать грешник, чтобы угодить Богу. Только Библейское христианство учит, что Бог дал грешникам все необходимое, чтобы угодить Ему.

Средства примирения 

Итак, это главные истины, лежащие в основе христианской доктрины прощения: Бог есть Тот, Кто осуществляет прощение грехов; грешнику невозможно заслужить себе Божье благорасположение. И если Бог явит милость грешникам, Он не сделает это в нарушение Своей совершенной справедливости. Он поклялся наказывать виновных, и эта клятва должна быть исполнена, иначе справедливость не будет удовлетворена. Поэтому, пока Божий гнев против виновного полностью не изольется, прощение остается возмутительным оскорблением Божественной праведности, и никто не сможет примириться с Богом.

Следовательно, гнев Божий против греха создает наибольшее препятствие для прощения любого грешника.

Вас эта истина не шокирует? Многих современных читателей она шокирует. Слишком много людей понимают Божественную благодать как благосклонную снисходительность, при которой Бог просто извиняет грех и отворачивается в сторону — как если бы благодать подразумевала понижение Божественного стандарта, чтобы приспособиться к нечестию. Писание этому не учит. Сам Бог сказал, что всякое преступление и непослушание получит справедливое наказание (ср. Евр. 2:2), и Он не может отступить от Своего совершенства, чтобы потворствовать нечестивому.

Такое отступление противоречило бы Его праведности.

Как же тогда Бог примиряет грешников с Собой? На каком основании Он может даровать грешникам прощение? Здесь мы подходим лицом к лицу к нужде искупления. Для того, чтобы гнев Божий был удовлетворен, для того, чтобы Бог смилостивился над грешником, требуется соответствующее искупление. Бог должен исполнить требования справедливости, излив Свой гнев на заместительную жертву. Кто-то должен понести наказание вместо грешника.

И это как раз то, что и произошло на кресте. Апостол Павел концентрирует всё Евангелие в одном простом высказывании: «Не Знавшего греха Он соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем» (2 Кор. 5:21, Нов. перевод с греческого подлинника).

Прочитав это, вы, возможно, подумаете: «Что может быть общего у этого стиха с прощением?» Ответ: всё. Хотя на поверхности этот стих и покажется трудным для понимания, он закладывает основание для всякого прощения. Истина, которую хочет выразить здесь Апостол Павел, является основанием того, как Бог искупляет грешников. Я сомневаюсь, что в Св. Писании есть более важный стих для понимания Евангелия.

Эта глубокая истина — ключ к пониманию Божественного прощения: Бог сделал безгрешного Христа грехом вместо нас, чтобы мы стали настоящей праведностью Божией в Нем. Давайте тщательно проанализируем этот важный стих Писания.

Заместительство

Во-первых, этот стих говорит о заместительстве. Это значит, что Христос умер нашей смертью. Он понес наказание за наш грех. Он на Себе претерпел гнев Божий, который заслужили мы. Бог «не Знавшего греха сделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем».

Говоря простым языком, Апостол Павел свидетельствует о следующем: Бог обращался с Христом как с грешником и наказал Его за все грехи тех, кто уверует, чтобы Он мог обращаться с ними как с праведниками, и оказать им честь за совершенное послушание Христа.

Подумайте о глубоком значении этой истины: смерть Христа была платой за грехи тех, кто уверует. Он заместил их перед судом. Он понес их виновность и пострадал вместо них. И настоящая природа страдания, которое Он претерпел, была бесконечно больше, чем унижение, гвозди и бичевание, сопровождавшие Его распятие. Он принял полную меру Божьего гнева за грех.

Иными словами, когда Христос висел на кресте, взяв на Себя грехи других, Бог Отец излил на Своего безгрешного Сына каждую каплю Божественной ярости за грех. Это объясняет слова Христа в девятом часу: «Элои! Элои! ламма савахфани?», что значит: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Марк. 15:34). Есть очень реальная причина, по которой Бог Отец оставил Сына — это судебный порядок. Когда Христос висел на кресте, Бог в неограниченной полноте извергал Свой сильный гнев и недовольство за наш грех на Своего Сына!

Эта доктрина шокирует нас. Бог Отец возложил на Своего Сына наказание за вину, справедливо принадлежавшую другим! Но несмотря на то, что эта истина так поразительна, — это ясное учение Писания. Апостол Петр писал: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24).

Исаия, пророческим языком изображая страдания Христа, говорит: Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились… Господь возложил на Него грехи всех нас.” (Ис. 53:4-6) Пророк продолжает: «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению… Душа Его принесет жертву умилостивления» (ст. 10).

Смерть Христа была «угодна» Богу? Именно этому учит Писание. Библия неоднократно говорит, что Христос умер как «умилостивление» за наши грехи (Рим. 3:25; Евр. 2:17;1 Иоан. 2:2; 4:10). Слово «умилостивление» говорит об умиротворении, полном удовлетворении Божественных требований к грешнику. Это удивительная истина. Она означает, что Христос сполна заплатил выкуп за грехи тех, кого Он искупил.

Люди часто неправильно понимают, из чего состоял этот выкуп. «Ибо Сын Человеческий… пришел… дать душу Свою как выкуп за многих» (Марк. 10:45, [Нов. перевод с греческого подлинника]; ср. 1 Тим. 2:6). Но вопреки тому, что считают многие, «выкуп», о котором говорится здесь, это не откуп сатане. Сатана не имеет никакого права требовать выкуп за избавление душ. 

Наоборот, заплаченный «выкуп» — это искупление, предложенное для удовлетворения справедливости Божией. Христос выкупил Своих людей, претерпев за их грех наказание, требуемое Божественной праведностью.

Ценой искупления был полный гнев Божий, направленный на невиновную, совершенно праведную жертву! Только это могло искупить вину грешников.

Многие находят это учение неприятным. Богословылибералы часто протестуют, что такой взгляд на искупление показывает Бога жестоким и наивным. Они отрицают, что Бог требует какую-либо плату — особенно жертву крови — для того, чтобы умилостивиться к грешникам. Бог, утверждают они, не имеет нужды «сводить счеты» с грешником за грех или требовать какой-либо платы, поскольку, по их мнению, Божественная благая воля — достаточное основание для прощения грешников. Если Бог хочет простить грех, говорят они, Он может это сделать свободно.

Но придерживаться такого взгляда значит ослаблять справедливость Божью за счет Его человеколюбия. Такой взгляд обесценивает Божье прощение, и ставит ни во что совершенную праведность. Отнюдь не возвышая Бога, либеральный взгляд унижает Его, компрометируя Его совершенную праведность.

Писание ясно учит, что только жертва крови может искупить грех и укротить гнев Божий против грешника.

В Ветхом Завете Бог сказал Израилю: «Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:11). Евр. 9:22 лаконично, но емко утверждает: «Без пролития крови не бывает прощения».

Поэтому искупление через пролитие крови абсолютно необходимо для прощения грехов. Прощение невозможно без достаточной, заместительной жертвы. Писание ясно об этом говорит. Гнев и справедливость Божья не должны приуменьшаться в нашем понимании Его прощения.

В наши дни приобретает популярность одно серьезное неправильное понимание жертвы Христа на кресте. Известное под названием «Правительственная теория искупления» (или «Богословие нравственного закона»), это учение утверждает, что смерть Христа была доказательством Божьего гнева против зла, графическим проявлением Божьего недовольства грехом — но не буквальной платой за грехи. Те, кто защищает этот взгляд, отрицают, что наша вина на самом деле была переложена на Христа, и что Его праведность может быть вменена грешникам.

Богословы, представители этого учения, много говорят и пишут о «пробуждении». (Кстати, их страница в Интернете, рекламирующая этот вид богословия, называется «Ресурсы богословия пробуждения». Они цитируют авторов, чьи имена знакомы христианам, таких как Чарльз Финней и Альберт Барнес.

Иногда они утверждают, что верят во что-то типа заместительного искупления. Но отличие их богословия в том, что они настаивают, что ни виновность, ни праведность не могут быть переложены с одного человека на другого.

Поэтому они исключили единственный вид заместительной жертвы, который в итоге имеет значение в библейской доктрине оправдания.

Вот почему такой взгляд на искупление в действительности — серьезный компромисс с центральной истиной Евангелия. Он равносилен отрицанию факта, что смерть Христа на кресте была платой за грехи всякого человека.

Фактически, он оставляет грешников вообще без искупления и предполагает, что для того, чтобы получить оправдание, они должны исправить свою жизнь, сами избавиться от своего греха, и, живя жизнью послушания, очистить себя от дальнейшего осквернения. Так как Св. Писание ясно учит, что такое самоисправление невозможно (Иер. 13:23), этот взгляд на искупление фактически сводит Библейское обетование спасения на нет. 

Но как было отмечено раньше, всё самоисправление в мире не сможет искупить прошлые грехи, как и не сможет оно обеспечить совершенную праведность, необходимую, чтобы угодить Богу. Всё заблуждение отступнического Израиля состояло из убежденности, что они сами могли достичь праведности, независимо от праведности, которую дает верующим Бог: «Не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3).

Но учение Библии, от начала до конца, подтверждает, что грешники никак не могут сами искупить свои грехи.

Поэтому для искупления за грех нужна была совершенная жертва. Это включало пролитие крови невиновной заместительной жертвы (что означает смерть, не простое кровопускание). И заместительная жертва должна была понести не просто символическое, а полное наказание за вину (ср.Ис. 53:5). Только такая совершенная жертва могла удовлетворить требования Божьей справедливости и следовательно, примирить Его с грешниками. Это в точности то, что, как говорит Св. Писание, дала жертва Христа: [Христа] Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.(Рим. 3:25-26)

Мы начисто отвергаем либеральное мнение, что эта доктрина заместительного искупления ставит Бога в один ряд с древними языческими богами, якобы требовавшими жертвоприношения крови для своего успокоения.

Искупительное дело Христа вообще не имеет ничего общего с языческими понятиями об умилостивлении и оскорбленных божествах. Бог Священного Писания не похож на богов древнего Ханаана, или даже более изощренных богов греческой мифологии. Он не подвержен неуравновешенности и раздражению, чтобы требовать какого-то жертвенного стимула для успокоения необузданного нрава. Мы не должны сравнивать Божий гнев с плохим настроением. Его справедливая ненависть ко греху есть святой и неизменный закон, а не капризный характер.

Его требование искупления за грех есть неотъемлемый вопрос Божественной праведности, а не бессмысленная жажда мести.

Никто не должен предполагать, что жертва Христа была необходимой для преодоления какого-то нерасположения со стороны Отца в спасении грешников. Бог в Своей сущности — Бог любящий и желающий спасать, Он не находит удовольствия в смерти грешника (Иез. 33:11).

Тем не менее, Св. Писание ясно учит о том, что, как основание Божественной справедливости, единственным приемлемым искуплением за грех была жертва крови, страдающая заместительная жертва, которая понесла бы весь гнев Божий вместо грешников. Так как это должен был быть кто-то, незнавший греха, Христос — единственная заместительная жертва, и Его смерть на кресте обеспечила искупление, необходимое для предоставления прощения грешникам.

Эта доктрина заместительного искупления является единственным основанием Божьего прощения. Отдельно от искупительного дела Христа ни один грешник не имел бы никакой надежды на спасение.

Всё основание примирения грешника с Богом — это реальность того, что Христос умер, понеся вину за наш грех. Он умер как заместительная жертва, заняв наше место. Он понес наше наказание и дал Богу свободу вменить нам праведность.

Вменение

Понимание вменения необходимо при объяснении текста 2 Кор. 5:21. Вменение говорит о законном взаиморасчете.

Вменить кому-то вину значит записать вину на счет этого человека. Подобно и вменить праведность значит считать человека праведным. Таким образом, вмененные вина или праведность — это вполне объективная реальность; она существует совершенно отдельно от человека, которому вменяется. Другими словами, человек, которому вменяется вина, из-за этого не становится по-настоящему виновным.

Но он считается виновным по закону. Это объявление человека виновным, а не фактическое переделывание его характера.

Вина грешников была вменена Христу. Он ни в коем смысле не был по настоящему запятнан виной. Он был просто объявлен виновным перед судом неба, и наказание за всю вину было возложено на Него. Грех был вменен Ему, но не стал частью Его природы.

Это замечательное утверждение: «Не Знавшего греха [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем». Оно не может означать, что Христос стал грешником. Это утверждение не может означать, что Он совершил какой-либо грех, что Его природа была осквернена, или, что Он понес наш грех в каком-либо другом смысле, помимо законного вменения.

Христос не имел способности грешить. Он был безупречен. Этот же самый стих определяет Его, как «не Знавшего греха». Он был незапятнан. Он должен был быть незапятнанным грехом для того, чтобы стать совершенной жертвой. Он был свят, невиновен, неосквернен — отделен от грешников (Евр. 7:26). Он был без греха (Евр. 4:15). Если бы грех каким-либо образом запятнал Его природу, если бы Он стал настоящим грешником, Он Сам был бы достоин наказания за грех, а следовательно неправомочен внести плату за грехи других. Совершенный Агнец Божий не мог быть запятнанным. Поэтому фраза «[Бог] соделал [Его] грехом» не может означать, что Христос был запятнан настоящим грехом.

Это означает то, что вина за наши грехи была вменена Ему, занесена на Его счет. Многие места Св. Писания подчеркивают эту концепцию: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис. 53:5). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24). Он понес «грехи многих» (Евр. 9:28).

Поэтому во 2 Кор. 5:21 Павел просто подразумевает, что Бог обращался с Христом, как если бы Он был грешником.

Он вменил Ему нашу вину и взыскал с Него полное наказание за грех, хотя Сам Христос и не знал греха.
Вина, которую Он понес, не была Его виной, но Он понес ее, как если бы она была Его. Бог возложил нашу вину на Христа и обязал Его заплатить за нее. Вся вина за все грехи всех, кто когда-либо будет спасен, была вменена Иисусу Христу — занесена на Его счет, как если бы Он был виновен во всем. Затем Бог излил всю ярость Своего гнева за весь этот грех, и Иисус все это испытал. Таково значение этого стиха, который говорит, что Бог соделал Христа грехом за нас.

Оправдание

Этот стих также содержит ответ на волнующий многих вопрос о том, как грешники могут быть оправданы. Таким же образом, как вина грешников была вменена Христу, так и Его праведность вменяется всем верующим.

Писание неоднократно говорит, что праведность, которой искуплены грешники, основание, на котором они становятся приемлемыми Богу, — есть праведность, вмененная им. Еще в Быт. 15:6 мы читаем, что Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». 4-я глава Послания к Римлянам использует оправдание Авраама как образец оправдания верующих.

Поэтому понятие о вменении решающее для понимания того, как верующие могут примириться с Богом. Христа Бог «соделал грехом», потому что наша вина была вменена Ему. Мы становимся праведными посредством вменения Его праведности нам. Все так просто.

Обратите внимание на смысл этого: Христос, умирая на кресте, не стал на самом деле грешным, чтобы нести нашу вину. И по такому же принципу нам не нужно становиться в действительности совершенными для того, чтобы получить Его совершенную праведность. Как достигается праведность оправдания? Только посредством вменения. Так как Бог поставил наш грех в заслугу Христу, Он ставит праведность Христа в заслугу нам.

Это значит, что наше прощение не зависит от какой-то предварительной нравственной реформы с нашей стороны. Каждый верующий получает прощение немедленно, точно так как разбойник на кресте. Нет необходимости в каких-либо делах искупления, или в похвальных ритуалах.

Прощение не стоит нам ничего, потому что Христу оно уже стоило всего.

Союз с Христом, сопровождающий истинное обращение всякого грешника, неизбежно приведет к измененной жизни (2 Кор. 5:17). Всякий истинный христианин сообразуется в образ Христов (Рим. 8:29-30). Но эта перемена жизни никоим образом не заслуживает Божественного прощения. Прощение наше произошло прежде, чем первые признаки уподобления Христу стали заметны, потому что искупительное дело Христа уже полностью уплатило цену за наш грех, в то же время обеспечив нас одеждами совершенной праведности, что является неотъемлемым правом всякого верующего.

Когда Бог смотрит на христианина, даже на самого благочестивого, самого последовательного, Он не принимает его на основании добродетельной жизни. Он считает этого человека праведным только благодаря вмененной праведности Христа. В этом весь смысл 2 Кор. 5:21. Это подразумевает Писание, когда говорит, что Бог «оправдывает нечестивого» (Рим. 4:5). И это самый центр Евангельской вести.

Совершенная праведность Христа бесконечно превосходнее праведности, которую мы можем придумать сами. Поэтому Апостол Павел, отбрасывая годы изощренного фарисейского послушания закону, сказал, что теперь его великая надежда «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая чрез веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Фил. 3:9). Павел сказал, что самая высокая степень праведности, какую человеку возможно достичь, подобна мусору в сравнении с праведностью Христовой, вменяемой верующим (ст. 7).

Верующий облечен в праведность Иисуса Христа.

Только совершенство такой праведности определяет положение каждого верующего перед Богом. Поэтому всем христианам дано такое высокое положение чести (восседать с Христом на небесах, см. Ефес. 2:6). Поэтому Писание говорит, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Их грехи уже навеки прощены, и как верующие они покрыты совершенной праведностью Христа.

Как человек достигает этого прощения? Верою. В 4-й главе Послания к Римлянам весь смысл сказанного Павлом состоит в том, что грешники оправдываются только через вмененную праведность, и что это вменение происходит только через веру: “Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.”(ст. 1-5)

Вера — единственная предпосылка для оправдания. Никакими делами заслужить его нельзя. Никакой обряд не может стать орудием для его получения. Кстати, Павел указывает в 10-м стихе, что Авраам был оправдан прежде своего обрезания (ср. Быт. 15:6 и Быт. 17:10). Поэтому обрезание, не смотря на всю свою важность в завете Бога с Авраамом, не может быть условием или средством для оправдания.

Если Бог оправдывает нечестивого только через веру (Рим. 4:5), в чем тогда эта вера состоит?

В отказе верить чему-либо или кому-либо другому, кроме Христа, в вопросе спасения. Это означает отказ от самоправедности и полное упование на Христа в вопросе спасения, а также искреннюю любовь ко Христу и ненависть ко всему, что Ему неугодно.

Он предлагает прощение и вечную жизнь всем, кто придет к Нему. «Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

Дорогой читатель, если вы понимаете, что вы грешник, и жаждете свободы и прощения своих грехов, обратитесь ко Христу прямо сейчас. Он не изгонит приходящих к Нему (Иоан. 6:37). Он желает прощать и примирять грешников с Собой. Если вы не имеете Божьего прощения ваших грехов, если этот вопрос не решен между вами и Богом, вам нет смысла продолжать читать эту книгу. «Как бы Сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20).

Примирение справедливости и прощения 

Во Христе примиряются Божья справедливость и Его милость. «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Эти два кажущихся непримиримыми Божьи свойства примирились во Христе.

Бог примирил с Собою грешников. Всем верующим прощен неоплатный долг, не потому что мы этого заслуживаем, не как награда за покаянные дела, которыми мы расплачиваемся за свои грехи, но только на основании того, что сделал для нас Бог.

Этот неоценимый дар бесплатного прощения становится основанием для любого прощения и образцом того, как мы должны прощать других. Когда мы будем исследовать предмет прощения более глубоко, пожалуйста, помните всё, что сделал Бог для того, чтобы обеспечить нам прощение. Если мы будем постоянно помнить, сколько простил нам Бог, и чего Ему это стоило, мы скоро поймем, что никакой проступок против нас не сможет оправдать наш дух непрощения. Христиане, лелеющие злобу или отказывающиеся прощать других, потеряли из виду основание своего прощения.

Прощение Божье является образцом для нашего прощения, и наилучшим примером этого есть Сам Христос.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Комментарии

Добавить комментарий