Молитва всевластному Богу

“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем”. (Еф.1:15-23)

Павел в этой молитве (Еф. 1:15-23) воздает хвалу Богу (1:3-14), как он делает это и в других посланиях. Первые слова, обращенные к ефесянам, указывают на эту связь: “Посему и я … непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих” (1:15-16). Слово “посему” связывает 15 стих с предыдущими стихами, где апостол прославляет Бога за то, что Он благословил “нас во Христе всяким духовным благословением в небесах” (1:3). Причина, по которой мы обладаем этими благословениями, кажется невероятной: “…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира…” (1:4). В этом проявилась не всевластная прихоть, а всевластная любовь Господа: Он предопределил “усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей” (1:4-5).

Ни одно из этих благословений не было дано нам за нашу доброту или достоинство. Все они “в похвалу славы благодати Его, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном” (1:6). Упоминание об Иисусе побуждает Павла развить мысль о том, что Иисус совершил по повелению Своего Отца (1:7-10). Затем апостол возвращается к главной теме: “…в Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей” (1:11), чтобы мы тоже могли “послужить к похвале славы Его нам” (1:12). Павел хочет, чтобы его читатели были уверены в том, что, используя местоимение “мы”, он, молясь за себя, молится и за них тоже: “В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения” (1:13). Благословения Божьи, в которые входит и чудесный дар “обещанного Духа Святого” (1:13), принадлежат тем, кто является “уделом Бога” – и все это “в похвалу славы Его” (1:14). “Посему, – говорит Павел, – я молюсь”. Посему – почему? Некоторые считают, что Павел просто говорит, что с тех пор как он услышал о вере своих читателей, он решил молиться за них. Но такой взгляд не учитывает контекста молитвы, т.е. предшествующего ей отрывка (стихи 3-14). В стихе 15 говорится о том, что Павел услышал о вере своих читателей, и все же не в этом причина именно такой молитвы апостола. Намного более правдоподобно, что слово “посему” относится ко всему отрывку (стихи 3-14) или по крайней мере к его основным, повторяющимся темам. Преклоняясь перед Богом, Павел описал сущность Его всевластия, проявившегося особенно ярко в искуплении. Во всевластии Божьем апостол видит источник Божьей благодати и источник благословений для Его народа. Размышляя над этим, Павел находит особые темы для молитвы. Всевластие Бога в искуплении является особой причиной для Павла молиться именно так, как он молится, а молится он в соответствии с вечными целями Бога.

Таким образом, молитва Павла в этой главе является примером обращения к всевластному Богу. В ней отражены три черты Божьего всевластия.

1. Бог всевластен; помня об этом, Павел возносит благодарение за благодать Божью, которая всевластно действует в жизни его читателей (1:15-16). Павел, слышавший о вере своих читателей “во Христа Иисуса” и о “любви ко всем святым” (1:15), видит в их обращении и обновленной жизни прекрасный пример всевластного и милостивого вмешательства Бога в жизнь людей юридическое обслуживание фирм. Их вере ничего не угрожает, потому что она в руках Иисуса Христа. Эти люди изменились, изменились не тайно и не в мелочах, а масштабно и явно для всех, так что они стали проявлять любовь ко всем святым. Павел слышал об их вере и любви и поэтому славит Бога за этих людей и молится за них.

Словом “посему” Павел дает понять, что его молитва связана с тем, что всевластный Бог сделал в жизни этих людей, а не с самими известиями об их вере и любви. Именно потому, что Бог действовал в их жизни, Павел не прекращает благодарить Его за это; именно потому, что Бог властно и милостиво продолжает преобразовывать их жизнь, Павел обращается именно к Нему, чтобы Он продолжил начатое Им доброе дело. Поэтому Павел посвящает себя (так он говорит своим читателям) тому, чтобы постоянно вспоминать “о вас в молитвах моих”. Таким образом, Бог всевластен, и поэтому Павел возносит хвалу за вмешательство благодати всевластного Бога в жизнь своих читателей.

Разумеется, что без могучего преображающего действия Бога эти люди никогда бы не обратились. Без Бога они бы никогда не стали проявлять доверие, верность и любовь, которые сейчас можно легко заметить в них. Поэтому все присущие им добродетели служат причиной искреннего прославления Бога.

Мы благодарим Бога, когда обнаруживаем Его незаметную, но могущественную работу в нашей жизни, и точно также мы благодарим Его за эту работу в других людях. Если мы узнаем, что в соседнем городе большое число людей по-настоящему были преображены Евангелием, мы и не подумаем о том, чтобы поехать к ним и поблагодарить их за то, что они стали христианами. Вместо этого мы благодарим Бога за то, что Он сделал их христианами. То же самое делает апостол Павел.

Если мы собираемся учиться молиться по примеру Павла, то должны внимательно прислушиваться к сообщениям о распространении Евангелия не только непосредственно возле нас, но и в местах, где мы никогда не бывали. Мы можем подписаться на информационный бюллетень миссионерской организации; мы можем получать молитвенные письма от тех, кто трудится за рубежом; мы можем знакомиться с сообщениями в христианских журналах. Когда мы найдем достоверную информацию о людях, которые по благодати Божьей стали христианами, мы сможем научиться молиться так, как молился апостол Павел: сразу же обратиться к Богу, благодать Которого властно вмешалась в их жизнь и принесла такие прекрасные плоды, прославить и возблагодарить Его за это.

Если даже ангелы на небесах радуются об одном кающемся грешнике, то для детей Божьих не должно составлять большого труда возблагодарить Бога за спасенную душу.

Когда последний раз вы благодарили Бога за спасение людей? Возможно ли, чтобы мы, слыша о людях, приходящих ко Христу, не выражали свою благодарность Богу?

2. Бог всевластен; помня об этом, Павел молится о том, чтобы осуществились святые цели всевластного Бога в спасении Его людей (1:17-19). Даниил молился об окончании пленения, потому что Бог обещал, что пленение окончится. И Павел молится о том, чтобы христиане росли в познании Бога, потому что Бог заявил о Своем намерении показать Своему народу славу благодати не только в вечности, но уже сейчас. Христиане восклицают: “Гряди, Господь Иисус!” – именно потому, что Христос обещал придти; точно так же они молятся о том, чтобы всевластный Бог продолжал воплощать Свои святые цели в тех, в ком Он уже начал это делать. Бог избрал нас во Христе (1:4), в любви предопределил нам быть усыновленными через Иисуса Христа (1:4-5). Бог одарил нас богатствами Своей благодати (1:7-8) – именно поэтому мы должны молиться так, как молился Павел. Благодать всевластного Бога не должна охлаждать наш молитвенный пыл, но, наоборот, побуждать к молитве, как она побуждала самого Павла: “Посему и я… непрестанно молю … чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы …” (1:15, 17).

О чем же молит апостол?

Павел молится о том, чтобы ефесяне познали Бога лучше. Об этом написано прямо. Павел мог просить о многом другом, но об этом он просит в первую очередь: “чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его…” (Еф. 1:17).

Чувствуете ли вы, что знаете Бога достаточно хорошо? Конечно, ни один думающий христианин не ответит на этот вопрос утвердительно. Действительно, чем больше мы узнаем Бога, тем сильнее мы хотим узнать Его еще лучше.

Как можно возрасти в познании Бога? Это достигается молитвой о том, чтобы Бог дал нам Духа мудрости и откровения для того, чтобы в конце концов мы узнали Его лучше.

В этом стихе есть две детали, которые, если их правильно понять, довольно четко объясняют, что имеет в виду Павел. Во-первых, когда он просит Бога о чем-то, то вспоминает о Его качествах, которые связаны с содержанием просьбы. Например, в Послании к Римлянам 15:4 Павел говорит о том, что Писание было написано для нашего наставления, чтобы “мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”. Затем он молится, чтобы “Бог терпения и утешения” мог “даровать вам быть в единомыслии между собою, по учению Иисуса Христа” (15:5). Очевидно, Павел считает, что дух единства между христианами зависит от терпения и утешения, примеры которых мы находим в Писании, и поэтому сейчас он думает о Боге как о дающем терпение и утешение.

Так и здесь. Павел обращается к “Богу Господа нашего Иисуса Христа” и “Отцу славы”. Первое выражение напоминает нам, что Бог, Которому мы молимся, раскрыл Себя нам в Своем Сыне Иисусе, Который есть Христос, наш Господь. Все благословения Божьи даются через Его Сына; более того, все Божьи благословения нового завета гарантированы нам в Его Сыне, поэтому молиться во имя Иисуса (или обращаться к Богу как к Отцу Иисуса Христа), – значит понимать, почему Бог отвечает на такие просьбы.

Выражение “Отец славы” не подразумевает, что Отец родил или произвел на свет славу. Один из английских переводов Библии (NIV) передает смысл этого выражения более точно: “Славный Отец”. С одной стороны, слава принадлежит только Богу, а с другой, увидеть ее можно в милостивом откровении Бога о Самом Себе. Так, именно Бог славы явился Аврааму, когда тот все еще жил в Месопотамии (Деян. 7:2). Когда Моисей захотел узнать Бога лучше, он молил Всемогущего показать ему Свою славу, и Бог сделал это, пусть даже Моисей увидел только самый краешек Божественной славы (Исх. 33:18-23). Иисус желает вернуться во владения Своего Отца, в славу, которую Он разделял с Отцом перед тем, как появился мир (Ин. 17:5). Но все равно, на земле и в большей мере на кресте Он делал одно – являл славу Божью (Ин. 1:14; 2:11; 12:27-28). Слава – это пункт назначения для христиан, и уже сейчас мы “преображаемся в тот же образ (Господень) от славы в славу” (2 Кор. 3:18). Поэтому для Павла молиться Отцу славы – значит исповедовать веру в то, что Бог властен над всем, значит выражать благодарность Богу за милостивое откровение о Самом Себе и превозносить всевластное владычество Отца как главную надежду христиан.

Теперь вспомним саму просьбу, и тогда станет ясно, как эти два описания Бога связаны с ней. Павел молится, чтобы Бог мог дать его читателям Духа мудрости и откровения, чтобы они могли познать Бога лучше. Какой Бог может ответить на такую молитву? Это Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, ибо всеми благословениями Божьими мы обладаем во Христе. Более того, мы знаем Бога лично через Христа. В Нем мы избраны (1:11); Бог открыл “нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем” (1:9). Кроме того, как мы можем стараться познать Его лучше и тем самым готовиться ко дню вступления в Его славу, если Бог, Которому принадлежит слава, милостиво не откроет нам больше Своей славы?

Во-вторых, Павел молится о том, чтобы Бог дал нам Духа мудрости и откровения для Его лучшего познания. Это желанная цель апостола. И рост в мудрости, и откровение – пути ее достижения.

Некоторые люди в наши дни начинают нервничать, когда читают о том, что Павел молит Бога дать Духа откровения. Разве откровение не достигло своей кульминации во Христе? Разве это не уведет нас к откровению вне канона? Многие христиане проводят различие между откровением и просветлением, подразумевая под последним не обязательное для всех и каждого переживание, прояснение разума человека, при котором истины и требования Бога, Его ценности и цели проникают в человеческое естество и принимаются им. Но Павел может использовать слово “откровение” в обоих смыслах. Контекст, в котором он употребляет это слово, всегда проясняет его подлинный смысл. “Откровение” может означать уникальное откровение Бога, приводящее к появлению канонических Писаний; оно также может означать “просветление”. Так, обращаясь к филиппийцам, Павел говорит: “Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет” (Фил. 3:15). Так и здесь: христианам, если мы рассчитываем узнать Бога лучше, необходимо, чтобы Дух Божий в большей мере явил нам Себя и Свои пути, ибо это задача Духа брать принадлежащее Богу, брать Его славу и приносить это нам, чтобы мы могли принять (2 Кор. 2:1-16).

Только такая работа Духа Божьего позволит нам узнать Бога лучше. Поэтому мы должны молиться об этом. Если мы не молимся об этом, значит, мы очень многое теряем, ибо даже краткие размышления показывают, что нет ничего более важного в Божьей вселенной, как во времени, так и в вечности, чем знать Бога лучше. Поэтому вслед за Павлом мы должны страстно молиться о том, чтобы познать Бога лучше.

В частности, Павел молит Бога о том, чтобы мы обладали проницательностью, необходимой для постижения важных истин. Когда он просит Бога явить Себя при посредничестве Духа, он также просит, чтобы Бог просветил очи сердца его читателей, чтобы они могли понять определенные истины. В каком-то смысле это продолжение предыдущего прошения. Наши духовные способности должны быть мобилизованы для принятия того, что Бог открывает через Духа. Но Павел молится и об одном, и о другом. Он понимает, что в конечном счете только Бог открывает что-то и дает нам способность постигнуть открытое. Именно поэтому молится Павел; именно так должны молиться мы. Мы никогда не сможем расти в познании Бога, если не просим Его об этом. Это прошение является основой христианского становления и христианского опыта. Без этого все, что мы делаем, немногим больше, чем религиозные игры.

Что же Павел хочет, чтобы его читатели увидели просветленными глазами?

Во-первых, Павел хочет, чтобы ефесяне поняли надежду своего призвания, т.е. цель своего спасения. Как мы уже замечали в других молитвах апостола Павла, Бог всегда призывает Своих избранных действенно. Если вы призваны, вы спасены. Таким образом, надежда призвания – это та часть призвания или спасения, которую человек ожидает получить в будущем. Если вы христианин, то надежда вашего призвания – это та составляющая вашего спасения, которую вы получите в будущем.

Другими словами, эта надежда не что иное, как жизнь на новой земле, под новым небом, жизнь в присутствии Бога. Это “надежда славы Божией” (Рим. 5:12), надежда разделить эту славу с Богом, надежда явиться со Христом в славе в конце времен (Кол 3:4). Это предвкушение момента, когда мы будем представлены Христу не имеющими пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святыми и непорочными (Еф. 5:27).

Наше поколение, которое слишком редко задумывается о будущем и почти никогда о вечности, нуждается – и это очевидно до боли в сердце – в помощи, помощи Бога, для того чтобы быть способным познать надежду, к которой оно призвано. Только тогда мы будем желать жить, постоянно ориентируясь на вечные ценности. Мы предстанем перед великим Царем в последний день, это значительно важнее того, что нам придется оставить на земле.

Второе благословение, которое Павел хочет, чтобы получили его читатели, – это “богатство славного наследия Его для святых”, или буквально: “…богатства славы наследия (Бога) для святых”. Очевидно, что апостол продолжает размышлять о славе. Павел уже писал в этой главе, что в конце концов Бог искупит тех, кто является Его собственностью, Его уделом (1:14). Мы – наследство Бога; используя выражение из четвертого Евангелия, мы – те, кого Отец дал Сыну. Мысль совершенно невероятная, если бы не тот факт, что Бог видит нас во Христе (1:11; см. Кол. 2:1-10). Бог оценивает Свой народ, оценивая Христа.

Нам надо знать, кто мы, какими нас видит Бог. Павел хочет, чтобы мы ценили достоинство, которое видит в нас Бог, не наше личное достоинство, а то, которое мы обретаем, отождествляясь с Христом. Мы были избраны во Христе; Его праведность считается нашей праведностью; наша судьба – быть сонаследниками с Ним. Если мы знаем, кто мы есть (ничуть не меньше, чем наследство Бога!), тогда мы будем стараться жить подстать этому невообразимо высокому призванию. Это не значит, что мы сосредоточиваемся на себе, важничаем и хвалим себя за то, что мы часть Божьего наследства. Скорее, Павел хочет, чтобы мы постигли “богатство славы” Божьего наследия, т.е. неописуемо большие преимущества, которые являются частью этого наследия. Существует ли лучший стимул для святой жизни, чем знание, что нас ожидают слава Божья и небеса? Зная, что на нас изливаются благодать и слава только лишь благодаря тому, что Бог сделал нас наследием во Христе, мы должны жить во славу Божью. Именно поэтому Павел хочет, чтобы мы постигли, кто мы есть.

В-третьих, Павел хочет, чтобы мы познали, “как безмерно величие могущества Его в нас, верующих…” (1:19). Павел не говорит, в чем конкретно проявляется это могущество, действующее в нас, не говорит вплоть до следующей молитвы в послании (Еф. 3:14-21), которую мы будем изучать в следующей главе. Именно столько должно было быть сказано в этот момент: Павел не может удовлетвориться ортодоксальным, но мертвым христианством, которое сильно в теории об оправдании, но бессильно изменить жизнь человека. Мы увидим, что апостол конкретно знает, что это могущество может совершить. Но коль именно силу Бога Павел хочет видеть в жизни верующих, он понимает, что должен молиться о том, чтобы верующие познали это могущество, пережили его в собственной жизни.

Подведем итог: Бог всевластен, и поэтому Павел ходатайствует о том, чтобы святые цели Бога по спасению Своих людей могли осуществиться. В частности, он молится, чтобы мы познали Бога лучше и могли обрести проницательность, необходимую для постижения некоторых важных истин: о надежде нашего призвания, о богатстве славного наследия Божия для святых и о Его ни с чем несравнимой великой силе, которая действует в верующих.

Когда последний раз вы молились об этом?

3. Бог всевластен; зная это, Павел напоминает о самых великих проявлениях Его могущества (1:19-23). Павел вспоминает о силе Бога, действие которой он хочет видеть в жизни христиан, и перед тем, как рассказать о том, что он ожидает от этой силы (апостол не рассказывает об этом вплоть до третьей главы), Павел приводит характерный пример ее проявления. Силой, о которой молится Павел, Бог могущественно “воздействовал во Христе”, в результате чего произошли определенные события.

Какой пример избрали бы вы для описания могущества Бога? Что вам приходит на ум, когда вы думаете о всевластии Бога? Признаюсь, я обычно вспоминаю могущество Бога в творении. Бог говорит, и слова оживают. Он создает молекулу воды с удивительным атомным строением, которое обеспечивает большую плотность воды не при нуле, а при четырех градусах по Цельсию, благодаря чему озера и реки замерзают не снизу вверх, а сверху вниз, так что создается ледяной покров с водой под ним, и это позволяет рыбам выжить. Я вспоминаю Бога, создавшего кварки, жизнь которых проносится за миллиардную долю секунды. Я вспоминаю Бога, создавшего каждую звезду и поддерживающего жизнь всей вселенной всемогущим словом. Я представляю, с каким удовольствием Он творил дятла с его особым хвостовым оперением, которое позволяет ему стучать по дереву с огромной силой. Я поражаюсь Богу, Который сотворил страуса, гепарда и утконоса. Его сила не вмещается в рамки моего воображения.

Но апостол Павел думает не об этом. В конце концов для всемогущего Бога не существует уровней сложности. Одно дело не “более могущественно”, чем другое. Павел не гонится за самым могущественным или самым сложным проявлением силы Бога, поскольку сравнительная степень не имеет смысла. Скорее Павел подбирает самый славный пример, лучше всего открывающий сущность Бога. Как следствие, он останавливается на трех событиях.

Павел пишет о силе, проявившейся в воскресении Христа. Сила, которую должны испытывать христиане, подобна той силе, которой Бог воздействовал во Христе, “воскресив Его из мертвых” (1:20). Павел думает о воскресении Христа. В нем – отмена смерти и уничтожение греха; воскресение Христа – это первая ласточка великого воскресения, которое посрамит смерть и откроет жизнь на новой земле под новым небом. Неудивительно, что Павел объявляет о своем желании познать Христа и силу Его воскресения (Фил. 3:10).

Апостол пишет о силе, проявленной в превознесении Христа. Сила, которую должны испытывать христиане, подобна силе, которой Бог воздействовал во Христе, “посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в веке этом, но и в будущем”. Существуют уровни власти, о которых нам известно совсем немного. Демонические и ангельские силы существуют не только в нашем мире, но и в небесной реальности (Кол. 1:16). Но Иисус Христос благодаря Своему послушанию “даже до смерти” и в результате Своего воскресения был превознесен над всеми ними и посажен по правую руку Отца (Фил. 2:6-11).

Развивая далее мысль Павел говорит, что хотя мы были мертвы в преступлениях и грехах и по природе были объектами гнева (2:1), тем не менее по Своей великой любви Бог, “богатый милостью … нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом … и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе…” (2:4-6). Конечно, в каком-то смысле я все еще здесь, а не там. Но Бог видит меня “во Христе”, а Христос сидит рядом с Отцом на небесах, поэтому Бог видит меня уже на небе. Это мое предназначение; там мне место. Поэтому мое канадское гражданство имеет второстепенное значение: я уже гражданин нового Иерусалима, я рядом со Христом на небесах.

Павел пишет о власти Христа над всем, власти, которую Он использует на благо церкви: “…и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем” (1:22-23). Вся верховная власть Бога осуществляется через Христа (см. 1 Кор. 15:27; Пс. 109:1), и Его всевластная сила используется для блага церкви. Христос – глава над всем, т.е. что Он властвует над всем. Но образ “главы” приобретает неожиданное значение, когда речь заходит о “теле”. Христос глава над всем, в частности, Он глава Церкви, которая есть Его тело. Он занимает именно такое положение, которое обеспечивает использование Его всевластия только на благо Своему народу.

Капля дождя не упадет на землю без всевластного повеления Христа. Вся наша жизнь – наше здоровье, наши болезни, наши радости, наши победы, слезы, молитвы и ответы на них – находится под контролем всевластного Бога с человеческим лицом, лицом со шрамами от шипов. Всевластие Бога осуществляется через Того, Кто распят за меня. Для христиан это означает, что всевластие Бога это не только статья вероисповедания, и тем более не источник бесконечных загадок. В этой истине больше, чем достаточно материла для любого вероисповедания и одновременно в ней немало тайн, но разгадка этих тайн кроется в Том, Кто умер вместо меня. Тайна молитвы остается, но она растворяется в поклонении Ему. Принять тайны божественного всевластия намного проще, когда божественная любовь так же велика, как и божественное всевластие.

Всевластие направлено на благо Церкви. Это поразительная мысль. Бог “все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви” (1:22). Какую благодарность с нашей стороны это должно вызывать! Как велик стимул молиться в согласии с замыслами Бога о Своем народе!

Братья и сестры во Христе, иногда мы будем попадать в такие ситуации, когда, пытаясь думать о Боге, придем к заключению, что все это за пределами нашего понимания, что мы не можем постигнуть Бога. Но если мы сосредоточимся на том, что Бог открыл о Себе, то такие размышления не станут поводом для ропота, или фатализма, или для оправдания греха; они станут прочным основанием для поклонения, стимулом соприкасаться с этим всевластным, любящим Богом, стимулом ходатайствовать перед Ним в согласии с Его планами и замыслами, явленными в Писании, ради славы Его Сына и блага Его народа.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий