Молитва о силе

“Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь”. (Еф.3:14-21)

Как вы учились молиться? Если вы росли, подобно мне, в консервативной христианской семье и рано стали читать Библию в переводе, сделанном при короле Иакове (Идет речь об Authorized Version – переводе Библии на английский язык, законченном при Иакове I (1566-1625; король с 1603 г., разрешенном им и опубликованном в 1611 г.), тогда вы научились молиться на языке времен королевы Елизаветы. Когда я рос, этот язык не считался более святым или благоговейным, чем другие формы английского; просто это был язык английской Библии, которую использовали почти все англоязычные протестанты того времени. Я уже не помню, что я говорил, когда впервые отважился молиться вслух на молитвенном собрании. И хотя я был довольно юн, моя молитва начиналась приблизительно так: “Мы благодарим Тебя, Небесный Отец, за то, что по Своей благодати Ты снизошел до того, чтобы быть с нами”. (Неуклюжесть этой фразы состоит в том, что местоимения Тебя, Своей, Ты и глагол “снизошел” произнесены на старом английском языке, которые в современном давно уже не используются. – Прим. пер.) Правда, когда наша семья молилась по-французски (я воспитывался в двуязычной семье), наши молитвы звучали на довольно хорошем современном языке. Это происходило в основном благодаря тому, что язык французской Библии был более современным, чем английской.

С другой стороны, если вы выросли в нехристианской семье и стали христианином не раньше, чем на третьем курсе университета, ваша первая молитва вслух была иной. Возможно, вы обратились к Богу в христианской студенческой группе. И когда вы, посещая их занятия и встречи, были готовы молиться вслух, вы начали примерно так: “Иисус, мы просто хотим сказать Тебе спасибо за то, что Ты здесь”.

Я не хочу сказать, что одна из этих форм молитвы лучше другой. Бог в конце концов смотрит на сердце. Но я хочу показать, что христиане учатся молиться, слушая тех, кто их окружает.

По сути, в этом нет ничего плохого. Если бы мы жили рядом с христианами, молитвы которых отличались глубиной и помазанием Духа, мы бы могли научиться у них. Но, к несчастью, молитва в современном западном мире находится в упадке, несмотря на некоторые признаки возрождения. И новому поколению перенять почти что нечего.

Как мы должны реформировать свою молитву?

Без сомнений, лучше всего за ответом вновь обратиться к библейским молитвам. Слово Божье должно обновить каждую часть нашей жизни, и в первую очередь это относится к молитве. Если наше поколение не взрастило молитвенных воинов, чьи молитвы точно отражают библейские примеры, то тем более нам надо обратиться к первоисточнику элитная мебель из Китая на заказ оптом, диваны. Тогда мы вновь узнаем, о чем должны молиться, какие доводы использовать, обращаясь к Богу, какие темы затрагивать; мы поймем, с каким глубоким чувством мы должны молиться, как молитва вписывается в христианские представления о мире, как сделать так, чтобы Бог занимал центральное место в молитве.

Две просьбы включены в молитву апостола, и на них мы остановимся более подробно.

Две основные молитвенные просьбы  Две просьбы апостола ясно прослеживаются в тексте. Павел молится, чтобы, во-первых, Бог укрепил нас силой через Духа в нашем внутреннем человеке (3:16-17) и, во-вторых чтобы у нас были силы постичь безграничность Христовой любви (3:17-19).

По сути, первая просьба – это молитва о силе. Павел постоянно молится о силе. В этом послании (как мы видели в главе 10) Павел уже просил силы для своих читателей: “Посему и я … вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог… просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его…” (1:18-19). Здесь же Павел молит о силе прямо: “Да даст вам крепко утвердиться” (3:16).

Сила, о которой просит Павел, передается Духом Божьим: “Да даст вам… крепко утвердиться Духом Его…” (3:16). Не менее важна и область, в которой действует эта сила. Павел называет ее “внутренним человеком”. “Да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке…” (3:16). Что апостол имеет в виду?

Мы узнаем об этом, если рассмотрим отрывок из другого послания Павла, где он использует такие же выражения. Во Втором послании к Коринфянам 4:16-18 Павел пишет: “…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно”. Тело Павла, его “внешний человек”, угасает под тяжестью лет и гонений; “внутренний человек” – это то, что останется после того, как внешний человек истлеет полностью.

Большинство из нас, живущих на Западе, не испытали серьезных гонений, но каждый из нас так или иначе страдает. Иногда мы замечаем в пожилых людях развитие того процесса, о котором говорил Павел. Всем нам известны святые в годах, которые, несмотря на физическую немощь, все больше утверждаются в вере и сияют верой. Их память слабеет, суставы болят, прогулки за пределы их маленькой комнаты становится совершать все труднее. Но живут они так, будто одной ногой уже на небесах. Внешне они слабеют, но внутренне наполняются силой. С другой стороны, мы знаем старых людей, которые, судя по их внешнему виду, не страдают от серьезных болезней, убивающих их тело, но под тяжестью прожитых лет становятся злыми, язвительными, требовательными, недоброжелательными и замкнутыми. Выходит так, будто ограничения, наложенные на них обычаями культуры, больше не действуют. В молодости им хватало физической силы, чтобы сдерживать то, что было внутри, а когда запасы энергии стали уменьшаться, наружу вышла их реальная сущность.

Но и те, кто еще не думает о старости, ощущают ограничения, накладываемые телом. Двадцать лет назад у меня было другое тело. Каждый раз, когда я принимаю душ, несколько волосков с моей головы навсегда исчезают в сливном отверстии. Несколько моих суставов поражены артритом, я должен следить за своим рационом более тщательно, реакция моя замедлилась, через несколько лет я уже не смогу обходиться без очков для чтения. И однажды, если этот мир протянет достаточно долго, я увяну окончательно, и мой внешний человек будет положен в яму в два метра глубиной. Но Павел настаивает, что в своем внутреннем человеке мы, христиане, со дня на день обновляемся.

Главная надежда христиан – воскресение тела. Но пока мы не получили этот дар, наш внутренний человек укрепляется могуществом Божьим. В нашем обществе многие из-за плохого здоровья впадают в отчаяние, но мало кто жаждет преображения своего внутреннего человека. Короче говоря, главная забота Павла состоит в том, чтобы могущество Бога проявилось в управлении нашим характером и подготовке нас к небесам.

Рассматривая просьбу Павла, мы должны задать себе два важных вопроса.

Для чего нужно укреплять внутреннего человека? В конце концов многие люди стремятся обладать силой. Симон-волхв хотел получить силу Духа, чтобы управлять людьми и сохранить свое положение в обществе. Большинство из нас знакомы с христианами, чьи разговоры о силе Божьей, проявляющейся в их жизни, слишком явно указывают на их постоянное стремление брать верх над другими людьми. Их погоня за силой, триумфом и победой совсем не похожа на отношение к этому Павла. Апостол хотел, чтобы христиане не только испытывали силу воскресения в своей жизни, но и участвовали в Христовых страданиях (Фил. 3:10). Сегодня на Западе об этом мало кто задумывается.

Итак, для чего Павел молится о том, чтобы христиане глубже познали могущество Бога?

Мы лучше поймем природу и назначение силы, о которой Павел молится, если обратим внимание на цель, которую он ставит: “Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши” (3:16-17).

Невозможно не заметить обращение ко всей Троице в этой молитве. Павел просит Отца (стих 14), чтобы мы укрепились через Духа (стих 16) так, чтобы Христос мог вселиться в наши сердца через веру. На первый взгляд цель странная. Разве Христос не вселился Духом в нас, когда мы стали христианами (Ин. 14)? Почему же Павел говорит, что цель его молитвы состоит в том, чтобы Христос вселился в наши сердца верою? Разве Он уже не сделал этого?

Это заставит нас обратить внимание на глагол “вселился”. Павел надеется, что Христос действительно займет Свое место в сердцах верующих, доверяющих Ему (именно это значит “верою”), и их сердца станут настоящим домом для Христа.

Это выражение станет более понятным, если мы обратимся к следующему примеру. Представьте себе семейную пару, которая смогла собрать деньги для первого взноса за дом. Они покупают этот дом, прекрасно понимая, что он требует капитального ремонта. Серебристо-черные обои в спальне бывшего владельцапросто невыносимы. Подвал забит хламом. Кухня более приспособлена для водопроводчика, чем для домохозяйки. Кое-где протекает крыша, и практически отсутствует теплоизоляция. С электропроводкой непорядок. В ванной и туалете освещения практически нет. Вытяжка в печи заржавела. Но это первый дом молодой семьи, которая рада и такому.

Проходят месяцы, годы. Обои в доме подобраны со вкусом. Кухня переоборудована в основном своими руками. Крыша больше не протекает, а печка уступила место современному обогревателю. На этом дело не кончается. Семья растет, появляются две дополнительные комнаты в подвальном этаже и пристраивается небольшое крыло, которое служит кабинетом. Лужайки аккуратно подстрижены, сад за домом украшают большие валуны. Спустя двадцать пять лет после покупки дома муж замечает в разговоре с женой: “Ты знаешь, мне здесь нравится. Это местечко как раз для нас. Куда ни посмотри, везде видна наша работа. Я чувствую себя здесь уютно”.

Когда Христос Духом вселяется в нас, Он находит в нашем сердце нравственные горы хлама, серебристо-черные обои и протекающую крышу. Он принимается за преображение Своего дома в подходящее место жительства, где бы Ему действительно было удобно. Необходимо многое вымыть, починить, расширить. Но цель Его ясна: Он хочет поселиться в нашем сердце вместе с нашей верой в Него.

Поймите правильно: когда Христос впервые оказывается в нашем сердце, оно нуждается в капитальном ремонте. Для его ремонта требуется немало сил, поэтому-то Павел и молится о силе. Он просит, чтобы Бог так укрепил нас в нашем внутреннем человеке Своей силой, чтобы Христос действительно мог поселиться в нас, преображая нас в такой дом, который бы ясно отражал Его божественный характер.

Во многих посланиях апостол Павел пишет об избавлении от старого и грязного и о принятии нового и чистого, о замене старой, засаленной одежды на новую, сияющую. Например, вспомните стихи из Послания к Колоссянам, которые следует прочитать медленно, вдумчиво, с искренним желанием проверить себя: “Итак умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца” (Кол. 3:5-17).

Этот глубокий по своему содержанию отрывок имеет огромное практическое значение. В нем прямо говорится, какие изменениея Павел надеется увидеть в жизни верующих. В третьей главе Послания к Ефесянам он молится о том, чтобы сила Бога так действовала в нашем внутреннем человеке, чтобы мы стали подходящим жилищем для воскресшего Христа. Эту цель, а именно преображение дома для Христа, имеет в виду Павел, когда молится о силе.

Мы должны задать и второй очень важный, это вопрос о том, откуда мы будем черпать силу? В тексте содержится ответ на наш вопрос: “Да даст вам, по богатству славы Своей (выделено автором), крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши…” (Еф. 3:16-17). Что это за “богатство славы”, на которое Павел готов положиться? Для апостола это выражение означает все то, что Бог дал нам ради Христа. Возможно, эта мысль станет яснее, если мы вспомним более известный отрывок: “Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом” (Фил. 4:19). С точки зрения Павла все, что мы получаем от Бога, получаем через Христа. Иисус Христос дал нам прощение, Он примирил нас с Богом, Он победил наш грех, Он дал нам дары Духа, Он подарил вечную жизнь, жизнь близкого общения с Богом, Он сделал нас детьми нового завета, Его праведность считается нашей праведностью, Он воскрес из мертвых, дав нам надежду на воскресение. Всевластие Бога осуществляется через Него, и поэтому оно действует нам на добро и во славу Божью. Он есть Сын, Которого Бог послал искупить нас. По премудрому плану Бога благословения были приобретены ужасной смертью Его Сына и Его победным воскресением. Все благословения Бога для нас связаны с подвигом Христа на земле.

Таким образом, “богатство славы во Христе Иисусе” также безгранично, как и безграничны благословения, приобретенные для нас Христом. Недооценить этот источник силы – значит недооценить Христа. Сомневаться в том, что для нас приготовил Бог, – значит сомневаться в том, что Бог приготовил для нас в Своем Сыне. Великая мудрость заключена в том, чтобы понять и поверить, что Бог, Который уже так обильно благословил нас во Христе, готов открыть нам ничуть не менее обильные источники силы, для того чтобы духовно взрастить нас. Это одна из причин, по которой Павел молит Бога о преображающей силе: он убежден, что источник силы так же бесконечен, как и бесконечны благословения, приобретенные для нас Христом на Голгофе.

Итак, первая просьба – это мольба о силе, силе быть святым, силе думать, действовать и говорить, полностью угождая Христу, силе принимать более твердые решения в отношении нашей нравственности, силе жить с пылкой благодарностью Богу, силе быть смиренным, понимать, повиноваться и доверять, силе преображаться в образ Христа. Христианство не кончается на символе веры. Конечно, истинное, библейское христианство – это вера в определенные истины, и те, кто отказывается верить в них, не могут называть себя христианами. Одним словом, в основе христианства лежат определенные убеждения. Но оно построено не только на убеждениях. Сатана может процитировать апостольский символ веры и искренно согласиться с его истинностью, но он не испытал в своей жизни преобразующей силы Христа. Цель Бога состоит в том, чтобы люди, искупленные Им, не только верили в истину, но и преображались в течение всей жизни, устремленной к небесам.

Итак, Павел, молясь, просит своего Небесного Отца, чтобы по богатству Своей славы Он мог укрепить верующих силой во внутреннем человеке посредством действия Духа, чтобы Христос мог поселиться в их сердцах по их вере.

Это подводит нас ко второй просьбе – просьбе о силе постичь безграничную любовь Христа. Эта мысль прямо высказана в тексте: “…верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (Еф. 3:17-19).

Как и в предыдущей части молитвы, эта просьба – о силе. Однако здесь сила Божья, дарованная в ответ на эту молитву, имеет иную цель – сделать нас способными постигнуть безграничную любовь Христа.

Павел не имеет в виду, что его читатели никогда не знали о любви Бога к ним во Христе Иисусе. Он хорошо знает, что эти люди – христиане. И потому признает, что они “укоренные и утвержденные в любви” (стих 17). Апостол знает, что их спасение полностью зависит от любви всевластного Бога. Уже в первой главе Павел прославляет “Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” за то, что Он “избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном” (Еф. 1:4-6). Не удивительно, что апостол смотрит на христиан как на “укорененных и утвержденных в любви”.

Павел видит, что хотя его читатели и христиане, они не ценят любовь Христа в достаточной мере, поэтому он просит Бога о понимании. Апостол желает, чтобы у них была сила понять, как велика любовь Христа. Эта молитва не о том, чтобы мы полюбили Христа больше (хотя это хорошая тема для молитвы), а о том, чтобы мы лучше поняли, как Он любит нас.

Речь идет о понимании не только на интеллектуальном уровне. Павел просит не о том, чтобы его читатели могли лучше описать словами величие Бога во Христе или только разумом поняли важность любви Бога в искуплении. Он просит Господа о практическом понимании глубины Христовой любви. В это, кончено, входит понимание на интеллектуальном уровне, но этим все не ограничивается.

Некоторые христианские течения ставят опыт, внутренние переживания выше библейского откровения и ведут речь о какой-то странной “духовности”, которая в корне расходится с евангельским учением. Из-за этого некоторые из нас бросились в другую крайность, избегая даже упоминания о внутренних переживаниях. Но это, конечно, неправильно. Само Писание требует, чтобы мы дали место практическим, жизненным переживаниям. В состоянии глубокого отчаяния псалмопевец открывает секрет спокойствия и удовлетворенности: “Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек” (Пс. 72:25-26). Павел напоминает нам, что “Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе” (Рим. 14:17). В одной из своих молитв он открыто просит Бога дать чувственные переживания: “Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою” (Рим. 15:13). Так дорога ему любовь Христа, что стоит только коснуться этой темы, как тут же у него возникает потребность в восторженной хвале: “… и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2:20). А Петр в Первом послании говорит своим читателям о Боге: “…которого не видевши, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ…” (1 Пет. 1:8-9). Они вкусили, что Господь благ, и поэтому стремятся быть чистыми (1 Пет. 2:3). Нельзя утверждать, что эти люди только благодаря интеллектуальным рассуждениям пришли к пониманию истинности христианства.

Даже в послании, которое мы сейчас изучаем, Павел делает поразительное сравнение: “И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…” (Еф. 5:18). Вино опьяняет, лишает человека возможности контролировать себя, что приводит к распутству. В противовес этому “опьянение”, производимое Святым Духом не приводит к разгулу и не кончается похмельем, но побуждает к чистоте, правильным отношениям и радости в Господе (в следующем стихе говорится о воспевании “в сердцах Господу”).

Поэтому, когда Павел просит Бога о том, чтобы христиане обрели силу постигнуть безграничную любовь Христа, он имеет в виду не только разум. Как нам оценить любовь? Как измерить ее? Сорок ведер любви или три с половиной гектара? Павел использует метафору и пародокс, чтобы показать, “что широта и долгота, и глубина и высота” любви Христа “…и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову” т.е. познать то, что выходит за пределы обычного знания.

Мы должны понять, что “те библейские книги, в которых их авторы преподают учение, описывая свой опыт, должны устанавливать не только нормы божественной истины, но и нормы духовного опыта, и библейскому тексту должно быть дано такое толкование, чтобы мы и истине научились, и знали, какого опыта искать” (Дж. И. Пакер).

Мы не должны думать, что Павел подразумевает нечто мистическое. Для него любовь Христа – это не та любовь, что может быть испытана только каждым лично и лишь глубоко в сердце. Любовь Христа была грандиозно явлена на страшном кресте за стенами Иерусалима за несколько лет до того, как Павел написал эти строки. Эта любовь была частью прекрасного плана искупления, который Бог милостиво приоткрывал в течение столетий, а затем осуществил в смерти, воскресении и вознесении Своего Сына. Павел не побуждает искать переживание божественной любви вне рамок Благой вести. Он совсем не имеет в виду, что любое “духовное” переживание достоверно и ценно. Он скорее утверждает, что без силы Бога христиане будут слишком мало ценить любовь Христа. Им нужна сила Бога, чтобы постигнуть безграничность этой любви. И поэтому Павел молит о силе.

Тот, кто читает биографии христиан, знает, что многие люди Божии наслаждались глубоким переживанием любви Бога. Рассказывают, что Р.А.Торрей дерзновенно искал лица Божьего, и однажды, читая Писание и молясь, он был настолько переполнен осознанием любви Бога, что начал рыдать. В конце концов он попросил Бога прекратить: больше он вынести не мог.

Подлинное и глубокое восприятие любви Христа практически неведомо людям, которые мало времени уделяют Писанию. Правда, переживание любви может быть вызвано и трагедией, например, потерей близкого человека или продолжительной болезнью. Когда я был мальчиком лет десяти, испытал нечто подобное. Я тяжело болел и несколько недель провел в больнице, а когда угроза жизни миновала, я вернулся домой. Для полного выздоровления необходимо было еще несколько месяцев. Однажды днем я проснулся и увидел свою плачущую мать, сидевшую возле моей постели. Я воскликнул: “Мама! Ты любишь меня!”.

Для нее это, конечно, было последней каплей, и она выбежала из комнаты. И теперь, когда я размышляю о том дне, я понимаю намного лучше, почему я так сказал. Если бы вы спросили меня за день до этого, любят ли меня мои родители, я бы, не задумываясь, ответил “да”. Но благодаря болезни мне представилась возможность увидеть мамины слезы, и это заставило меня задуматься. Вместо того, чтобы произнести обычную фразу: “Конечно, мои родители любят меня”, я осознал их любовь и сказал об этом вслух. И пусть мое открытие было плохо и не вовремя выражено, само по себе оно все же было правильным и хорошим, оно дало толчок моему развитию.

Подобным образом и мы, когда страдаем, когда замечаем вселенское господство смерти, когда окунаемся в бессилие, когда сталкиваемся с невероятной варварской жестокостью, когда выпадаем из потока жизни из-за хронической болезни, тогда мы вынуждены останавливаться и размышлять о любви Бога к грешникам и бунтовщикам, которыми сами и являемся. Мы служим Господу Христу, Который пострадал вместо нас, Который научился послушанию через страдания. Игры и безделушки, которые так или иначе завладевают нашим вниманием, исчезают, и вечные ценности занимают свое место по праву. Тогда мы понимаем: любовь Бога “безбрежна и бесконечна как вечность”.

Павел желает, чтобы мы постигли безграничную любовь Христа, познали любовь, которая превосходит разумение, поэтому он молится, прося у Бога такой силы для нас, чтобы мы могли достичь этой цели. Но почему? Почему апостол считает, что это так важно? Ответ содержится в следующих словах Павла: “…уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (3:19).

Проще говоря, Павел хочет, чтобы у нас была сила постигнуть любовь Бога во Христе для того, чтобы мы духовно повзрослели. “…Исполниться всею полнотою Божиею” – значит быть такими, какими Бог хочет нас видеть, другими словами, быть духовно взрослыми. Похожее выражение мы находим в следующей главе этого же послания, где Павел говорит о том, как разные люди в церкви могут служить “к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова” (4:12-13). Сам Бог, Сам Христос является для нас эталоном. Бог и в других местах говорит: “Будьте совершенны, ибо Я совершен”, “Будьте святы, ибо Я свят”; и теперь Он, по сути, заповедует: “Взрослейте духовно, ибо Я совершенен”.

Поразительный вывод напрашивается сам собой. Павел считает, что мы не можем духовно повзрослеть в той мере, в какой должны, пока не получим силу от Бога, чтобы постигнуть безграничную любовь Христа. Нам может казаться, что мы духовно зрелые христиане, потому что мы прекрасно разбираемся в богословии, имеем хорошее образование, обладаем богатым опытом и традициями, но Павел знает лучше нас. Он знает, что мы не достигнем должной зрелости до тех пор, пока не познаем “превосходящую разумение любовь”. Именно поэтому апостол так молится: он хочет, чтобы мы росли в познании Христовой любви и в результате этого стали взрослыми, чтобы мы могли “исполнениться всею полнотою Божиею”.

Мы можем понять этот механизм инстинктивно, опираясь на опыт обычной жизни. Перри Даунз, мой коллега по работе в университете, где я преподаю, и его жена Сэнди в течение многих лет помогали сиротам. Они брали грудных детей и ухаживали за ними, пока их кто-нибудь не усыновлял. Некоторым из их подопечных, которых они взяди совсем маленькими, уже больше двадцати лет. Несколько лет назад агентство, с которым они сотрудничали, попросило их принять восемнадцатимесячных мальчиков-близнецов. Перри и Сэнди колебались, но согласились взять детей после того, как им пообещали, что мальчики останутся не больше, чем на шесть недель.

В первую ночь детей уложили спать в доме Даунзов, долгое время из их спальни не доносилось ни звука. Удивленный Перри через полчаса вошел к ним в комнату. Оба мальчика не спали, подушки были мокрые от слез, но ни один из них не издавал ни звука. Позже выяснилось, что их били за крик в нескольких семьях, в которых они побывали до этого. У Перри и Сэнди они нашли уже девятый дом. Тестирование показало, что у близнецов были необратимо нарушены эмоциональная и интеллектуальная системы.

Мальчики находились у Перри и Сэнди, пока им не исполнилось по два года. Ко времени усыновления их эмоциональные и интеллектуальные способности восстановились до нормального уровня.

Конечно, это только одна история из большого числа подобных. Стоит только просмотреть газеты, чтобы понять: ребенок не достигнет эмоциональной зрелости, если каждый его шаг не будет окружен любовью и дисциплиной. Многочисленные исследования показали, что если, например, девочка растет без сильного и любящего отца, то очень в редких случаях она может научиться отдавать и принимать любовь. Неизбежно, это повлечет в будущем проблемы в ее собственной семье. Упадок института семьи – это только начало той бури, которую нам предстоит пережить.

Я совсем не утверждаю, что эмоциональные раны не заживают. Благодать Бога проникает в любую среду и могущественно преображает сломленных людей. Но все же крепкая семья, в которой любовь сочетается с дисциплиной, абсолютно необходима для полноценного развития человеческой личности.

Этот принцип справедлив и для духовного мира. Христианин, который не растет в познании любви Бога во Христе на опыте, не может достичь полной зрелости. Это является подоплекой молитвы Павла. Он молит о силе для познания безграничной любви Бога, чтобы мы могли исполниться всей мерой полноты Божьей.

Как и все сравнения, приведенный пример несовершенен. Близнецы были лишены любви и разумной дисциплины; мы же сами бежим от этой любви так, как бежал блудный сын. Но результат один: страшная отсталость в развитии, отсутствие чувства духовной реальности.

Только сила Божья может помочь нам постичь любовь Христа. Наши “мое, мне, для меня” проявляются так сильно, что мы просто не хотим приближаться к Богу настолько близко, чтобы чувствовать зависимость от Него и быть поглощенными Его любовью. В браке один из супругов может избегать близких отношений, считая их вмешательством в личную жизнь; такое поведение – признак значительной недоразвитости личности и эгоизма. Так и в духовном мире: мы приближаемся к Богу, и у нас возникает желание остановиться, сделать шаг назад и остаться жить в болоте, но зато в своем. Человеку нужна сила для того, чтобы покориться Богу; Павел молится о том, чтобы нами управлял Сам Бог. Если мы надеемся познать превосходящую разумение любовь Христа и достичь той полноты и зрелости, о которой нам говорит Писание, нам необходимо преодолеть свой эгоизм. А преодолеть эгоизм поможет только сила Бога.

Наслаждаться любовью Бога прекрасно. Для того чтобы пережить эту любовь, окунуться в теплоту ее лучей, понадобится целая жизнь – жизнь с новым смыслом и новой целью. Познание любви Божьей на опыте делает общение между христианами более совершенным: это уже не формальное рукопожатие после собрания или короткий разговор ни о чем за чашечкой чаю или кофе. Прощение становится почти естественным, потому что мы, благодаря безграничной любви Бога, были прощены. Когда нас любит Бог, не имеет значения, если другие презирают нас. Какие проблемы, горести и потери могут довести нас до отчаяния, если мы можем вместе с Павлом сказать: кто отлучит нас от любви Божьей? (Рим. 8:35) Наши слова, мысли, действия, отношение к людям, наши цели, ценности – все преображается, если мы осознанно наслаждаемся любовью Христа. Свидетельство о Христе перестает быть сухим: оно живо и жизненно важно. Мы растем духовно.

Нам не следует думать, что Павел одобряет христианство суперменов-одиночек, как будто его интересует только духовный рост христиан по отдельности. Совсем нет. Он пишет: “…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею” (3:18-19). “Нужен весь народ Божий, чтобы понять всю любовь Божью”, – писал Джон Стотт. Невозможно себе представить христианина, по-настоящему растущего в познании любви, который бы был безразличен к своим ближним. Невозможно вообразить, чтобы истинное, глубокое понимание любви Иисуса Христа оставалось сугубо личным делом христианина. Павел хочет, чтобы вся церковь росла в этом; ради этого он молится.

Разве не этого хотим и мы? Когда последний раз вы обращались к Богу с такой просьбой? Почему бы вам не включить ее в ежедневные молитвы на ближайшие шесть месяцев? Может быть, вы уже слышите голос Бога: “…не имеете, потому что не просите”? (Иак. 4:2)

Два основания для просьб Павла  1. Просьбы Павла соответствуют целям Бога. “Для сего, – говорит апостол, – преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа…” (3:14). Ясно, что слова “для сего” указывают на что-то в предыдущих стихах. Первый стих этой главы (3:1) начинается так: “Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников”. Павел намеревался молиться о ефесянах, но остановился и решил, что надо больше сказать о сути своего апостольского служения и его связи с Евангелием и церковью. Это означает, что слова “для сего” в стихе 14 возвращают читателей к стиху 1, а затем к первой и второй главам послания.

У меня нет намерения анализировать обе главы. Тем не менее, выделить основные принципы и проследить развитие мысли апостола считаю нужным. Он славит Бога за Его всевластную благодать, которая создала из потерянных иудеев и потерянных язычников новое человечество, единое новое сообщество. Бог сделал это посредством искупления, совершенного Его Сыном на кресте. Обращаясь к спасенным язычникам, Павел делает вывод: “Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом” (2:19-22). Затем апостол Павел продолжает: “Для сего-то…” В стихе 14 вновь употреблены слова “для сего”: “Для сего я преклоняю колена мои пред Отцем” (3:1, 14). Для чего? Почему? Потому что очевидная цель Бога, по которой Он создает новое человечество, состоит в том, чтобы довести людей до высочайшего уровня зрелости: “Святой храм в Господе…жилище Божие Духом”. Другими словами, молитвы Павла полностью согласуются с целями Бога. Таким образом, Бог открыл Свои цели, и поэтому апостол так молится. Он молится в согласии с тем, что он знает о воле Бога; подобным образом он молится и в первой главе Послания к Ефесянам (см. главу 10 этой книги).

Мы знаем, что для Бога важнее наша святость, чем наши удобства в жизни. Бог больше радуется единству и чистоте церкви, чем материальному благополучию ее членов. Бог более ясно открывает Себя людям, наслаждающимся общением с Ним и повинующимся Ему, чем людям, которые только и думают о хорошей работе, уютном доме и здоровье. Бог гораздо больше заботится о создании “храма”, в котором живет Его Дух, чем о сохранении нашей репутации. Для Него важнее явить Свою благодать, чем польстить нашему интеллекту. Он больше заботится о справедливости, чем об облегчении жизни. Он хочет, чтобы мы преуспевали в вере, а не в популярности. Он предпочитает, чтобы Его народ жил с непрестанным благодарением и святой радостью, а не с высокомерной самоуверенностью. Он хочет, чтобы мы ежедневно умерщвляли свое “эго”, не стремились реализовать его, ибо второе ведет к смерти, а первое направляет к жизни.

Эти основные евангельские ценности должны лежать в основе наших молитв. Эти ценности – фундамент наших молитв (“Для сего … я молюсь”). Прекрасное утешение, замечательный стимул для роста веры – знание о том, что ты молишься в согласии с целями всемогущего Бога, которые Он открыл людям.

2. Просьбы апостола обращены к небесному Отцу. “Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле…” (3:14-15). Выражение, которое на русском языке звучит как “от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле”, чрезвычайно трудно перевести с греческого. Оно в оригинале может означать, что любое понятие об отце, будь то отец семьи, клана или племени, восходит к Самому Богу: Бог есть верховный Отец, эталон любого настоящего отцовства. Но оно также может означать, что Бог является Небесным Отцом всего Своего народа, который находится и на земле, и уже на небе. В любом случае Бог есть Отец.

Понятие “отец” в западном мире утратило значение достоинства и власти. Однако в древнем мире отец не только заботился о семье, но и распределял блага, управлял семьей. Бог, с Которым мы соприкасаемся в молитве, – не просто запредельное Иное. Он – Небесный Отец, а мы – “свои Богу”. Бог, к Которому мы приходим, не только всемогущ, но и находится в родстве с нами: Он наш Отец. Разве Сам Иисус не учил Своих учеников молиться “Отче наш…”?

Трудно не заметить, что Павел опирается на учение Христа: “Итак не заботьтесь и не говорите: “что нам есть?” или: “что пить?” или: “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мтф. 6:31-33). Или: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Мтф. 7:7-11).

Итак, Павел обращается к Богу со своими нуждами и мольбами как к Небесному Отцу, Отцу, Который является эталоном всякого подлинного отцовства, Отцу всех истинных детей Божьих на небе и на земле. Он – благой Бог, Он – Небесный Отец. Таким образом, природа и характер Бога являются для Павла основной причиной для молитвы-ходатайства.

Чем больше мы будем размышлять над тем, какой Бог живет за пределами неба, какой Бог открыл Себя в Писании и особенно в Иисусе Христе, какой Бог раскрыл Свои планы и цели в отношении “своих”, какой Бог слышит молитвы и отвечает на них, тем больше мы будем вдохновляться для молитвы. Нередко безмолитвенность указывает на незнание Бога. Настоящее, живое познание Бога не только учит молиться, но и служит сильнейшим стимулом для молитвы.

Заключительное славословие (3:20-21)

Апостол Павел молил Бога о благословениях непревзойденной ценности, он просил Всемогущего о неизмеримо великих благах. В заключительном славословии Павла выделим две мысли.

1. Бог, к Которому мы обращаемся, силен сделать неизмеримо больше того, что мы можем себе представить или попросить. Это поразительная мысль. Образованный, самоуверенный читатель как в наши дни, так и во времена апостола Павла мог бы подумать, что эти просьбы апостола, конечно, духовно высоки, но слишком наивно рассчитывать на то, что Бог действительно откликнется на них. Но апостол не допускает такой мысли. Бог, к Которому он обращается со словами хвалы, “может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (3:20).

В известной степени эта уверенность основывается на вере во всемогущество Бога. Для всемогущего Бога не существует уровней сложности. Но не только на этом основана уверенность апостола. Бог силен дать неизмеримо больше того, о чем мы просим, не только потому, что Он всемогущий, но и потому, что Он щедрый. Он любит дарить Своим детям добро. Думать о Боге иначе – значит унижать Его; думать о Боге именно так – это тема для молитвы.

Мы просто не можем просить о добре так, чтобы выйти за пределы Божьей способности давать добро, мы даже не можем вообразить благословения, которое Бог не был бы силен дать нам. Таким образом заключительное славословие Павла является мощным стимулом для молитвы.

2. Конечная цель молитвы апостола Павла – Церковь, прославляющая Бога в Иисусе Христе. К сожалению, в жизни случается так, что можно просить о хорошем, но с плохими мотивами. Мы можем просить Бога о силе, действующей в нас, о силе, которая поможет нам постигнуть безграничную любовь Христа, но если при этом нами руководит любовь к себе, то все наши добрые начинания будут сведены на нет. Корень греха – эгоизм, побуждающий человека занять место Бога. Если наши молитвы только о себе, если мы думаем о Божьей воле только в отношении себя и стремимся к благословению ради себя, это трагедия.

Можно поднять духовный уровень молитвенных просьб, но остается вопрос: обращаемся ли мы к Богу с этими просьбами, имея в виду промежуточную цель (получить просимое) или конечную цель (прославить Бога)?

Это самый трудный тест, но надо всегда проверять, стал ли Бог центром наших мыслей, стремлений и молитв настолько, что мы не можем себе представить, как можно просить о чем-либо и в то же время осознанно не желать, чтобы все это принесло славу Богу?

Вот так апостол Павел заканчивает свою молитву. Он молится о том, чтобы церковь прославляла Бога, все больше повинуясь и угождая Ему, а также, чтобы Бог прославился в Иисусе Христе по мере того, как церковь превозносит Его в мыслях, словах и делах.

Итак, чтобы усовершенствовать наши молитвы, надо учиться молиться у апостола не только в прошениях, но и в славословии, с той же конечной целью, что и он, с той же всепоглощающей устремленностью к Богу.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий