Христианин прилагает усилия по отношению к самому себе

Христианин должен прилагать усилия по отношению к самому себе. Это усилие состоит из двух его действий:

1) в том, чтобы достигать состояния мертвости для греха;
2) в том, чтобы побуждать самого себя к исполнению своего долга.

Итак, во-первых, прилагать усилия по отношению к самому себе в духовном смысле означает достижение человеком состояния мертвости ко греху. Сам человек по своей природе – это плоть, и именно по отношению к ней мы должны прилагать наши усилия. Известные богословы Джером, Хризостом и Теофилакт детально разъясняли, что взять небеса штурмом означает умертвить свою плоть.

Плоть является глубоко замаскированным внутри человека предателем. Она подобна троянскому коню, который находится внутри городских стен и наносит основной ущерб защитникам города. Плоть – коварный враг; вначале она является человеку как duke venenum [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, “прекрасное очарование, или вкусное снадобье”, а позже выступает в роли scorpio pungens [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть, “ядовитого и агрессивного скорпиона”; она убивает в своих объятиях. Объятия плоти похожи на плющ, обвивающий дуб и высасывающий из него жизненные силы для того, чтобы напитать свои листья и ягоды. Точно также плоть своими нежными объятьями высасывает из сердца человека все хорошее: “Ибо плоть желает противного духу” (Гол. 5:17).

Угождение плоти угашает Дух Божий. Плоть душит и подавляет святые побуждения; плоть выступает на стороне сатаны и предана его интересам. Да, внутри у человека есть такая часть, которая не будет молиться, которая не будет верить. Плоть склоняет нас больше верить искушению, чем обетованию. И даже нет необходимости дуть внешнему ветру, сдувающему нас ко греху, если это внутреннее течение плоти такое сильное, что уносит нас в ту же сторону.

Если плоть так дорога нам, то ее советы для нас более привлекательны. Нет цепи более прочной, чем цепь похоти, ибо она привязывает к себе человека наиболее близко. Александр Македонский, который был victor mundi [Латинское выражение (прим. ред.)] то есть, “завоеватель мира”, в то же время он являлся captivus vitiorum [Латинское выражение (прим. ред.)], то есть “пленником порока”. Итак, человек должен прилагать усилия, чтобы противодействовать своим плотским желаниям, если он хочет быть спасенным, как и написано: “Итак, умертвите земные члены ваши” (Кол. 3:5).

Умерщвление и устранение греха в самом его корне имеет место не в том случае, когда мы не совершаем акт греха, но тогда, когда мы ненавидим само присутствие греха. Plurimi peccata radunt non eradicant [Латинское выражение] (Берн), то есть: “самые большие грехи зарыты в земле, или слегка лишь нами затронуты, но не вырваны с корнем”.

Даже в том случае, когда грех получает смертельную рану и в значительной мере ослабел, мы не должны откладывать в сторону дело его умерщвления. Апостол убеждает верующих римлян умерщвлять дела плоти (см. Римл. 8:13). Даже в самых лучших святых присутствует то, что должно быть умерщвлено. У них остается много гордости, зависти и страсти; поэтому умерщвление греха называется его распятием (см. Гал. 5:24), и оно не совершается внезапно. Каждый день небольшая часть тела смерти должна отпадать.

Нет ничего тверже скалы, но, тем не менее, и в ее расщелинах пускают свои корни некоторые сорняки или другие растения. Нет человека, сильнее христианина, но, даже если он и делает все, что в его силах, грех все равно пустит свои корни в нем и будет прорастать в нем время от времени в виде необузданных желаний. Всегда в человеке присутствует то, что должно быть умерщвлено. Поэтому апостол Павел усмирял свое тело молитвой, бодрствованием и постом (см. 1 Кор. 9:27).

Разве не сказано в Писании: “Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти” (Еф. 5:29)? Так как в плане физиологии человека плоть дана ему для его телесного устройства, – то ее надо лелеять; но в теологическом смысле плоть проявляет себя в грязных похотях, присущих человеку, и человек должен ненавидеть свою собственную плоть. По словам апостола Петра, плотские похоти восстают на душу христианина (см. 1 Петр. 2:11). Если же плоть восстает против нас, то тогда у нас есть основательная причина воевать против нее.

Что же делать человеку, чтобы прилагать усилия по отношению к себе, достигая умерщвления плоти? Удалите топливо, которое позволяет похотям гореть. Избегайте всех искушений. Будьте осторожны в отношении того, что питает грех. Люди, имеющие проблемы со здоровьем – подагру или камни в почках, – избегают есть ту пищу, которая им вредит; те, кто молятся, чтобы не впасть в искушение, не должны сами вводить себя в искушение.

Боритесь против плотских похотей духовным оружием: верой и молитвой. Самый лучший способ сражаться с грехом – сражаться, стоя на коленях. Вспомните повеление Священного Писания: “Грех не должен над вами господствовать” (Римл. 6:14); или, согласно значению греческого слова, он не должен командовать вами. Просите сил у Христа (см. Фил. 4:13).

Сила Самсона заключалась в его волосах; наша сила – в нашей Главе, Иисусе Христе. Пребывание Христа в нас является одним из способов того, как мы должны прилагать усилие по отношению к самим себе, достигая умерщвления плоти. Это является тайной для большей части людей, которые скорее потакают проявлениям плоти, чем умерщвляют ее.

Во-вторых, усилия, прилагаемые человеком в отношении самого себя, заключаются в том, чтобы побуждать себя к исполнению своих обязанностей. Мы предпринимаем по отношению к самим себе святое усилие, когда мы стимулируем или побуждаем себя к тому, что является добром. В Писании это называется положить себе “крепко держаться” (Ис. 64:7) за Бога. Задумайтесь о том, насколько нам необходимо побуждать себя к исполнению своего святого долга.

Что же касается медлительности нашего сердца в отношении духовных вопросов, то тупой инструмент нуждается в заточке, а медлительным животным нужны шпоры. Наши сердца медлительны и неуклюжи в том, что касается Бога, поэтому мы должны подгонять их шпорами святого усердия и побуждать их к добру. Плоть мешает нам исполнять свой долг. Когда мы молимся, то плоть сопротивляется. Когда нам приходится страдать, то плоть отступает.

Как часто бывает трудно добиться согласия нашего сердца искать Бога! Иисус Христос шел на крест с большей охотой, чем мы трудимся для достижения трона благодати. Разве не следует нам, в таком случае, побуждать себя к исполнению своего долга? Поскольку наши сердца находятся в таком диссонансе с истинным богопочитанием, то мы должны подготовить и настроить их.

Осуществление поклонения Богу является чем-то противоположным греховной природе человека; поэтому мы должны побуждать себя к нему. Движение души в сторону греха естественно, а ее движение в направлении небес – противоестественно. Камень легко катится к центру притяжения. Он имеет природную склонность катиться вниз, а вот приподнять жернов на воздух можно только, приложив силу, так как это противоречит законам природы. Поэтому вознестись своим сердцем на небеса для исполнения своего святого долга можно сделать только, приложив усилие, и мы должны побуждать себя к этому.

Что означает побуждать себя к исполнению своего долга? Это значит – пробудиться и стряхнуть с себя духовную лень. Давид пробуждал свои уста и свое сердце, когда дело касалось служения Богу, как и написано: “Воспрянь, слава моя, …Я встану рано” (Пс. 56:8). Очевидно, он находил свою душу в состоянии дремоты и уныния и поэтому побуждал себя к исполнению своего долга перед Богом: “Я встану рано” – говорит он. Хотя христиане воскрешены от смерти во грехах, но, тем не менее, они часто духовно засыпают.

Побуждать себя к исполнению долга означает – соединить и сосредоточить вместе все силы своей души, направив их на осуществление духовных целей. Человек говорит своим мыслям: “Ваш долг – быть сосредоточенными на Боге”. Он говорит своим чувствам: “Вы служите Богу, поэтому вы не должны отвлекаться на постороннее” Вопросы веры должны решаться в нашей жизни силой духа.
В-третьих, я хотел бы показать вам различные обязанности, вытекающие из исповедания христианской веры, в отношении которых мы должны побуждать себя и прилагать усилия, чтобы их исполнить. Я глубже коснусь этого вопроса в седьмой главе.

Вся слава Христу

Православный фотограф Евгений для большинства профессионалов неизвестен. Но все его фотографии имеют не материальную ценность, а духовную. Это то, что отличает его от других. Его фотографии – это память о тех красивых местах, в которых ему довелось побывать. Но его объектив нацелен на красоту неземную, а духовную, то что определяет человеческое бытие не только в его земном пути, но и в грядущем. Отображение славы Небес, храмов, духовности и святости – это то, для чего Евгения призвал Господь.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий