Руководство к мирной смерти

Руководство к мирной смерти

Утешение желанно не только потому, что угождает нам, но также потому что оно укрепляет нас и помогает нам в наших величайших обязанностях. И когда же оно наиболее необходимо, как не во время болезни или при приближении смерти? И потому я добавлю руководства, необходимые для того, чтобы сделать наш отход комфортабельным или же по крайней мере спокойным и безопасным.

Руководство 1. Из-за того, что я не делаю этот трактат длиннее, чем должен, для того, чтобы победить страхи перед смертью и приобрести радостное желание умереть, я желаю, чтобы больные прочитали эти двадцать размышлений (в ранней статье Бакстера) и следующие указания, которые я изложил. А когда страхи перед смертью побеждены, великая помеха для утешения убрана.

Руководство 2. Правильно поймите болезнь. Она не такое, уж зло, каким кажется. Но посмотрите, какая великая милость в том, что смерть имеет такого подходящего вестника или предшественника. Бог делает так много перед тем, как забирает нас отсюда. Он отлучает нас от мира и делает нас готовыми уйти из этого мира. Противящаяся плоть получает в помощники боль, а чувства и аппетит, которые привлекали разум к земным вещам, увядают и разлагаются. Бог даёт нам громкий призыв и огромную помощь для истинного покаяния и серьёзной подготовки! Я знаю, что для тех, кто близко ходил с Богом и всегда готов, внезапная смерть может быть милостью; как мы недавно узнали, это случалось с разными святыми служителями и другими людьми, которые умерли или после таинства, или вечером в день Господень, или посреди какого-то святого занятия с такой малой болью, что никто рядом с ними так и не заметил, когда те умерли. Но обычно то, что наша плоть слабеет и дряхлеет из-за мучительной болезни, – это милость, помогающая победить наше естественное нежелание умирать.

Руководство 3. Помните, чьим посланником является болезнь и кто именно призывает вас умереть. Тот, кто является Господом всего мира, дал нам жизни, и он же отнимает их у нас. Именно он избавляется от ангелов и людей, правителей и царств, небес и земли; и потому нет причин, по которым такие черви, как мы, должны быть приняты. Вы не можете запретить ему избавляться от всего и вся без того, чтобы запретить ему быть Богом: он тот, кто любит нас и никогда не желал нам зла ни в чём, что бы он с нами ни делал. Он отдал жизнь своего Сына, чтобы искупить нас; и потому он не считает, что жизнь слишком хороша для нас. Наши болезнь и смерть посланы той же любовью, которая послала нам Спасителя и посылала нам сильных проповедников его слова, и послала нам Духа, и тайно и прекрасно изменила наши сердца и привязала их к Нему в любви; эта же любовь дала нам жизнь бесценных милостей для нашего тела и души и обещала нам жизнь вечную. Стоит ли думать, что теперь он желает нам зла? Разве он не может и это обратить нам во благо, как он делал это со многими бедами, на которые мы жаловались?

Руководство 4. Обратите свой взор на своего умершего, погребённого, воскресшего, вознёсшегося и прославленного Господа. Ничто не может более могущественно преодолеть яд и страх смерти, чем мысли с верою о нём, о том, кто восторжествовал над нею. Так ли она ужасна от того, что разделяет душу и тело? Она сделала то же самое и с Господом, который, тем не менее, одержал над нею победу. Так ли она ужасна от того, что отправляет тело в могилу? Она поступила так и с нашим Спасителем, однако он не увидел тления, но вскоре воскрес силою своей божественности. Он умер, чтобы научить нас смело и с верою подчиняться смерти. Он был погребён, чтобы научить нас не бояться могилы чрезмерно. Он снова воскрес, чтобы одержать победу над смертью для нас и убедить тех, кто воскреснет к новой жизни, что они наконец будут воскрешены его силой к славе и, поскольку они стали участниками первого воскресения, вторая смерть не будет иметь над ними власти. Он живёт как наш глава, чтобы мы жили им; и чтобы он мог уверять всех здесь присутствующих, воскресших с ним, которые прежде ищут горнего, что, хотя сами по себе они и умерли, их «жизнь сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе» (Кол. 3:1-5). Насколько же утешительно звучат слова из Иоанна 14:19 «ибо Я живу, и вы будете жить».

Смерть не могла удержать Господа жизни; не сможет она удержать и нас против воли того, кто «имеет ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Он любит каждого освящённого им сильнее, нежели вы свой глаз или руку, или любой другой член своего тела, который ни за что бы ни согласились потерять, если бы его можно было сохранить. Когда Иисус возносился, он оставил своим последователям слова, полные утешения: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанна 20:17). Эту цитату и следующие две я бы написал и разместил у своего смертного одра: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоанна 12:26); и «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Луки 23:43). Какой же радостной должна быть для верующего в час смерти мысль о том, что он отправляется к своему Спасителю и что наш Господь воскрес и пошёл прежде нас, чтобы приготовить нам место и в своё время забрать нас к себе (Иоанна 14:2-4). «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». Мы с вами говорим не о каком-то незнакомце, а о вашем Главе и Спасителе, который любит вас больше, нежели вы сами любите себя, и должность которого – постоянно представать за вас перед Богом и в конце концов принять вашу отходящую в мир иной душу; и именно в его руки вы и должны предать душу свою, как это сделал Стефан в Деяниях 7:59.

Руководство 5. Выберите несколько обетований, наиболее подходящих в ваших обстоятельствах, и неоднократно прокручивайте их в голове, питайтесь ими и живите ими с верою. Больному (обычно) трудно думать сразу о многих вещах, и поэтому два или три подходящих обетования, которые бы находились постоянно у него перед глазами, – наиболее полезная вещь, например, те три стиха, которые я упомянул раньше. Если кого-то больше всего тяготит совершённый им грех, то пусть это будут следующие стихи: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16); «И во всём, в чём вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деяния 13:39); «Потому я буду милостив к неправдам их и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (к Евреям 8:12). Если кого-то более всего волнует немощность в его христианской жизни, пусть выберет отрывки, подобные следующим: «Как пастырь Он будет пасти стадо Своё; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Ис. 40:11); «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17); «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41); «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт, и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37); «И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру» (Луки 17:5). Если у вас есть страх перед смертью и вас беспокоит неизвестность другого мира, помните слова Христа, процитированные во 2 Кор. 5:1-6, 8 «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». И подумайте о борениях самого Павла: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23). Но более всего задумайтесь о небесах и наградах: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13). «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55). «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Задумайтесь о таких словах или обетованиях, которые смогут поддержать вас в сложные времена.

Руководство 6. Взирайте на Бога, который является славой небес и светом, и жизнью, и радостью для душ, и верьте, что вы увидите его лик и будете жить в совершенном и вечном изобилии его полной любви среди прославленных. Если мы с наслаждением познаём его дела здесь, как же будет замечательно увидеть первопричину всего? Всё сотворённое на небесах и на земле вместе взятое никогда не доставит большего удовлетворения и радости святым душам, чем Бог! О, если бы мы знали того, кого узрим там, какими бы мы были уставшими от этой тюрьмы смертности и как пылко бы мы желали увидеть его лицо! Цыплёнок, который вылупился из яйца, или младенец, который недавно вышел из утробы матери в этот просвещённый мир человеческого общения, не получает той радостной перемены, которую получает душа, только что освобождённая от плоти и прошедшая от смертной жизни к Богу. Для блаженной души один взгляд на Бога ценнее всех царств земных. Приятно для глаз смотреть на солнце, но солнце – это тьма и ничтожность по сравнению с его славой: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его—Агнец» (Откр. 21:23); «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:3-5).

Если Давид в пустыне с таким нетерпением желал явиться перед Богом в его храме в Иерусалиме (Псалом 41), то с каким же рвением мы должны желать увидеть его славу в небесном Иерусалиме! Лишь взглянуть на его спину было позволено Моисею (Исход 34), однако и это наложило сияющую славу на его лицо. То, что увидел Стефан, когда люди собирались побить его камнями, было восхитительным видением (Деян. 7:55, 56). Взгляд на Христа во время его преображения привёл трёх апостолов, видевших это, в восторг (Матф. 17:2, 6). Видение Павла, которое вознесло его на третье небо, поставило его выше всего человечества! Но наш блаженный взор на славу Бога превзойдёт всё вышеупомянутое. Когда наши усовершенствованные тела узрят совершенное славное тело Христа и наши усовершенствованные души увидят Бога истины – самый совершенный несотворённый свет, – на что же ещё способен сотворённый разум? Однако это не является вершиной нашего счастья, ибо понимание является лишь проводником от воли к сердцу, а истина лишь подчинена благости; и поэтому, хотя понимание спасобно только на блаженное видение, несмотря на это человек способен на большее, даже на то, чтобы полностью принять передаваемую Богом любовь и чувствовать, как она изливается на наши сердца, и жить в ответ на эту совершенную любовь. И в этом общении любви будет заключаться наша наивысшая радость, и это является вершиной нашего небесного счастья. Пусть же Бог даст нам предузнать живой верой, что значит увидеть его во славе и пребывать в совершенной любви и радости, и тогда смерть больше не сможет пугать нас и мы не будем с неохотой думать о такой блаженной перемене! Но поскольку я сказал об этом достаточно в моей книге «Вечный Покой Святых», я остановлюсь и мы пойдём дальше.

Руководство 7. Взирайте на благословенное общество ангелов и святых со Христом и помните их благословенность и радость и то, что вы тоже принадлежите к этому обществу и будете причислены к ним. Прекрасный способ победить страх смерти – это увидеть через веру радость тех, кто отправился на небеса перед нами, точно так же, как это бывает с человеком, который должен отправиться за моря: он воодушевляется от того, что большинство его друзей уже отправились прежде него, и он знает об их удачном прибытии и об их радости и счастье. Те, кто сейчас созерцает лик Божий, – наши близкие друзья и хранители, и они любят нас бесконечно больше, нежели любой из наших земных друзей! Они радуются нашему обращению и будут радоваться нашему прославлению. И поскольку они лучше и любят нас сильнее, наша любовь к ним должна быть сильнее, чем к кому-либо на земле, и мы должны больше желать быть с ними. Те блаженные души, которые сейчас со Христом, когда-то, как и мы, находились на земле. Их окружали искушения, их обременяла плоть, на них давила тяжесть греха, их преследовал мир, и они ушли из мира из-за болезни и смерти, что предстоит и нам. Но теперь им отирают слёзы, их боль, стоны и страхи превратились в невыразимое блаженство и радость; разве мы будем не с ними? Разве их общество не является желанным? А их счастье ещё более желанным? Нам не зря даётся описание славы Нового Иерусалима (Откр. 21 и 22). Бог будет там для нас всем во всём как единственное солнце и слава того мира; и всё же мы испытаем удовольствие не только от того, что увидим нашего прославленного Искупителя, но и от общения с небесным обществом, мы сможем сидеть вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царствии Божием и любить и славить его в согласии и гармонии со всеми этими святыми, блаженными духами. И стоит ли нам бояться следовать туда, куда отправились святые всех поколений до нас? И разве общество наших самых лучших, близких и счастливых друзей не должно привлекать нас?

Хотя нашей величайшей радостью должна быть мысль о том, что мы будем обитать с Богом, и потом, что мы увидим славу Христа, всё же в моём утешении немаловажную роль играет то, что я последую за всеми этими святыми личностями, которые опередили меня. И что я буду обитать вместе с такими личностями, как Енох и Илия, Авраам и Моисей, Иов и Давид, Пётр и Иоанн, Павел и Тимофей, Игнатий и Поликарп, Киприан и Назианзин, Августин и Златоуст, Бернард и Герсон, Савонарола и Мирандула, Таулерус и Кемпис, Меланктон и Аласко, Кальвин и Букольцер, Буллингер и Мускулус, Занчи и Буцер, Гринеус и Кемнитиус, Герхард и Хамьер, Кареллум, Блондель и Ривет, Роджерс и Брэдфорд, Хупер и Латимер, Хильдершем и Амесиус, Лангли и Николс, Уитакер и Картрайт, Хукер и Бейн, Престон и Сибс, Перкинс и Дод, Паркер и Бол, Ашер и Хол, Гатакер и Брэдшоу, Вайнс и Эш и миллионы других представителей семьи Божьей. (Я называю эти имена только ради своего удовольствия и утешения; мне приятно вспоминать, какие у меня будут спутники в небесных радостях и хвале Господу. Читатель, смирись с этой смесью: ибо у Бога всё равно останется его образ, даже если капризные противники отказывают ему в этом или хулят этот образ, и он всё-таки примет тех, кого противники и горделивые власти изгнали бы и очернили бы с презрением и злословием.) Как мало на земле святых по сравнению с тем, сколько их сейчас со Христом! И, увы, сколь слабы и развращены, сколь эгоистичны, вздорны и беспокойны несчастные младенцы Божьи здесь, во плоти, в то время, как там, наверху, нет ничего кроме святости и совершенства! Если знание, благодетель или какое-то другое превосходство делают человеческих существ поистине привлекательными, там всё это присутствует в превосходной степени; но здесь, увы, как мало мы имеем! Если Божья любовь или наша любовь заставляет других любить нас, то именно там, а не здесь процветают все виды превосходства. О, я и сейчас вижу, насколько общество мудрых, учёных, благочестивых и искренних отличается от общества невежд, грубиянов, гордецов и злословов, вероломной и безбожной толпы! Как приятна беседа со святым, мудрым и опытным Христианином! О, тогда что за место этот Новый Иерусалим и как приятно будет вместе со всеми святыми и ангелами видеть, любить и прославлять Господа.

[ad#my_blok3]

Руководство 8. Эта болезнь и смерть могут быть без неудобств для вас на вашем пути к вечности, обратите внимание на печать и гарантию серьёзности Божьих намерений, – на Духа благодати, которого Он поместил в ваше сердце. То, что придавало мужества Павлу и ему подобным и заставляло их вздыхать о бессмертии и «желать лучше выйти из тела и водвориться у Господа», потому что сам Бог «на сие самое и создал их и дал им залог Духа» (2 Кор. 5:4-8). Ибо это знак Божий для его избранных и оправданных, которым они «запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30; 1:13). Каким утешением для нас должно быть, когда мы взираем на небеса, то, что мы находим в себе такой залог от Бога! Если же вы говорите: боюсь, во мне нет такого залога Духа; откуда же тогда в вас взялось такое желание святости? Что отлучило вас от мира и заставило обратить свои надежды и счастье на горнее? Откуда взялась ваша враждебность по отношению к греху и противостояние ему и ваше искреннее желание славы Божьей, процветания Евангелия и благости душ? Сама любовь к святости и к святым людям и ваше желание познать Бога и любить его совершенной любовью показывают небесную природу духа, который в вас, и это – ваше самое достоверное свидетельство для вечной жизни. Ибо этот дух был послан с небес, чтобы привлечь ваши сердца и подготовить вас к вечной жизни; и Бог не напрасно даёт вам такую природу и желания, и подготовку. Это ещё называется свидетельством Духа нашему духу «что мы – дети Божии; а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:15-17). Он свидетельствует о нашем усыновлении, как печать залога свидетельствует о нашем звании и о том, в чём нас так убеждают. Природа всякой вещи подходит для её использования и цели; Бог не дал бы нам небесную природу, сущность или желания, если бы мы не были предназначены для небес.

Руководство 9. Взгляните также на свидетельство святой жизни, поскольку благодать снарядила вас на поиски небесного наследия. Незаконно и опасно полагаться на какие бы то ни было собственные дела или собственную праведность полностью или отчасти и приписывать им ту честь, которая принадлежит Христу; так же, как и представлять, что вы невиновны или что вы исполнили закон, или внесли Богу компенсацию за совершённый вами грех своими заслугами или страданиями. И всё же вы должны судить себя на смертном одре настолько близко к Божьему суду, насколько это возможно. И «он будет судить всякого человека по делам его»; и сам воздаст людям и вознаградит их за совершённые ими дела. «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира – ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25:21, 34). И «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9).

Он, тот, кто, являясь благодетелем, даст вам ту славу, которую вы сами никогда не смогли бы заслужить по условиям правосудия (ибо ни одно творение не заслуживает ничего от Бога), всё же Он, являясь праведным правителем и судьёй, поступит справедливо; и все получат согласно тому, что они совершили, находясь в теле. И потому вы можете утешаться этой евангельской праведностью, которая состоит в вашем исполнении условий нового завета, хотя в вас нет законной праведности, а только праведность по заслугам и жертве Христа. Если обвинят вас в том, что вы – не раскаявшийся грешник, неверующий или лицемер, то Христова праведность не оправдает вас перед этим обвинением; но только ваше раскаяние, вера и искренность (ставшие результатом работы Духа Христова в вас) станут условием вашего оправдания.  Если только вы сможете предъявить доказательства такой евангельской праведности, тогда Христос оправдает вас перед любыми другими обвинениями, которые могут быть выдвинуты против вас.

Таким образом, видя, что Дух дал вам эти свидетельства, чтобы отличить вас от презренного мира и доказать ваше право на вечную жизнь, если вы упускаете их из виду, вы противитесь Утешителю и видите не больше оснований для утешения, чем любой не имеющий благодати лицемер. Подражайте святому Павлу во 2 Кор. 1:12 «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире» и во 2 Тимофею 4:7-8: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Оглянуться назад и увидеть, что вы проделали путь на небеса в искренности, – это справедливое и необходимое основание для уверенности в том, что вы обретёте её (прим. пер: вечную жизнь).

Если вы скажете: Но я был отпетым грешником! Я отвечу: таким же был и Павел, который потом радовался этому свидетельству! Разве не раскаялись вы в этих грехах и не получили за них прощение? Если вы скажете: но я не могу оглядываться на святую жизнь и утешаться, настолько она была запятнанной и непоследовательной! А я отвечаю: разве она не была искренней, хоть и оставалась непоследовательной? Разве вы не «искали прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33)? Если вы скажете: вся моя жизнь была нечестивой до сего момента, когда Бог наконец смирил меня; я отвечу: не продолжительность времени, но искренность вашего сердца является вашим свидетельством. Если вы пришли к вере за последний час, если теперь вы верно преданы Богу, вы можете с утешением взирать наконец на эту перемену, хотя на свою грешную жизнь вы должны взирать с раскаянием.

Руководство 10. Когда вы увидите доказательства вашего интереса ко Христу, обратитесь к нему, чтобы он освободил вас от всякого греха, который может обвинить вас. Ибо все, кто верит в него, оправданы во всём, в чём не мог оправдать их закон Моисея. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Какой бы грех ни совершил раскаивающийся грешник, он не может быть обвинён в нём. Христос взялся отвечать за него и оправдывает его за этот грех. Поэтому смотрите на него не с ужасом, но со стыдом раскаяния и верой, полной благодарности, которая склоняется к почитанию Искупителя, а не к осуждению грешника. Он понёс наши преступления, и мы исцелились ранами его.

Руководство 11. Вспомните все милости в вашей жизни и подумайте, когда они появлялись и что они означают. Знаки любви оказываются для того, чтобы привлечь ваши сердца к тому, кто посылал их. Они свалились с небес, чтобы привлечь вас туда! Если Бог был так благ к вам на земле, то что же будет в славе! Если он так благословлял вас в этой пустыне, что же он сделает в земле обетованной! В моей душе рождается великая смелость идти к тому Богу, который так нежно любил меня и с такой благодатью хранил меня, и так много преизобиловал разными милостями ко мне на протяжении всей моей жизни. Конечно же, он благ и с удовольствием даёт блага. И его присутствие должно быть приятным, ибо милости его, посланные издалека, были такими приятным. Какой же любовью я буду наслаждаться, когда совершенство сделает меня готовым принять его любовь, так много от которой я испытал в состоянии греха и несовершенства! Ощущение милости изгонит страхи и опасения сердца.

Руководство 12. Помните (если вы достигли преклонного возраста), что вы провели в этом мире уже достаточно времени. Если вы опечалены тем, что вы смертны, то с таким же успехом вы могли бы печалиться всю свою жизнь. Но если вы печалитесь о том, что вам предстоит умереть так скоро, помните: прожить хорошо, значит прожить долго. Когда я думаю о том, сколько лет милости я прожил с той поры, как оказался на пороге смерти, и о том, что многие люди моложе меня ушли из мира, и когда я думаю о том, какое изобилие милости я испытал за это время, искренность не позволяет мне выражать недовольство в час смерти и заставляет меня стыдиться просить о продлении жизни. Сколько ещё вам нужно прожить, чтобы вы оказались готовы прийти к Богу? Если бы он желал нашего общества не более, чем мы желаем его, и желал нам счастья на небесах не больше, чем мы сами его желаем, то мы задержались бы здесь, словно Лот в Содоме! Так неужели же нас должны забирать против нашей воли и насильно относить в присутствие нашего Отца?

Руководство 13. Помните о том, что всё человечество смертно, и вам не дано иного пути, чем всем тем, кто пришёл в этот мир и ушёл из него (за исключением Еноха и Илии). Да, и несчастные низшие существа должны умереть ради вашего удовольствия, чтобы удовлетворить ваш голод или принести наслаждение. Звери, птицы и рыбы, зачастую несколько, должны умереть для того, чтобы вы один раз поели. И почему же вы тогда остерегаетесь войти на такую избитую тропу, которая приведёт вас не в ад, как нечестивых, и не к тлению, как низших существ, но к жизни в радости со Христом и его победоносной церковью?

Руководство 14. Помните о том, насколько греховно ваше тело и то, каким злым врагом оно было для вашей души; и тогда вы более терпимо отнесётесь к его кончине. Это не дом ваш, а всего лишь палатка, которую Бог решил сложить. Но даже и это нечестивое тело, будучи разрушенным, в конце преобразится «сообразно славному телу Христову, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Фил. 3:20-21). И именно плоть так восставала против духа и делала ваш путь на небеса столь трудным, и вовлекала душу во столько конфликтов, что мы должны с большей лёгкостью отдать её на волю праведности и позволить ей погибнуть в то время, как мы обретём уверенность в том, что однажды милость возродит её.

Руководство 15. Помните, каков тот мир, который вам предстоит покинуть, и сравните его с тем, в который вы направляетесь; и сравните жизнь, которая близка к концу, с той, на пороге которой вы стоите. Разве то, что Бог забрал Еноха из осквернённого мира, не послужило ему наградой за то, что он ходил с Богом?

1.Пока вы здесь, вы сами осквернены;грех в самой вашей природе и ваши черты несовершенны; грех в вашей жизни и ваши дела несовершенны; вы не можете освободиться от него ни на день, ни даже на час.Разве не милостью станет освобождение от него? Разве не желаете вы перестать грешить?И стать совершенными в святости?Познать Бога и любить его так сильно и даже ещё сильнее, чем вы теперь желаете? Здесь вы живёте каждый день, оплакивая свою темноту и неверие, своё отдаление от Бога и недостаток любви к Нему. Как часто вы молились об избавлении от всего этого! А теперь, когда Бог даёт его вам, неужели же вы откажетесь? Разве не затем Бог поместил в вас искорку небесной жизни, чтобы вы боролись против греха и устали от него? И что же, разве для вас лучше было бы продолжать грешить, нежели одержать победу и быть со Христом?

2.Наша жизнь – это жизнь как греха, так и горя; это жизнь сомнений и страхов!Когда вы сталкиваетесь с худшим, вы боитесь, что будет ещё хуже!Если всё, что вы испытываете, это страх смерти, тогда вы должны с ещё большей готовностью покориться ей, чтобы наконец избавиться от этих страхов.

3.Ежедневно вы подвергаетесь слабостям плоти, которые так не хотят покидать нас.Вам приходится удовлетворять её голод и жажду, прикрывать её наготу, обеспечивать её жильём, исполнять все её прихоти; скольких трудов вам всё это стоит!Её слабости, болезни, боли зачастую утомляют вас настолько, что вы «воздыхаете под бременем», как Павел говорит во 2Кор. 5:3-6.Ну разве же вы не желаете быть с Христом?

4.Вас окружают искушения и из-за слабости своей вы постоянно подвергаетесь опасности: и вы всё равно не хотите оставить эти опасности позади?Неужели вы хотите подвергаться всё новым ужасным и отвратительным искушениям?

5.Здесь вы постоянно ведомы в пустыню с дикими зверями; вы словно агнцы среди волков, и через многие скорби попадаете вы на небеса.Вы должны отречься себя, взять крест свой и оставить всё, что имеете; ибо все, кто будет жить богоугодной жизнью во Христе Иисусе, должны подвергнуться преследованиям. В мире у вас должны быть неприятности; семя змея должно ужалить вас в пяту прежде, чем Бог сокрушит Сатану у вас под ногами!Разве такая жизнь может быть более желанна, нежели возможность быть с Христом?Неужели мы боимся после таких бурь и штормов наконец пристать к берегу?Разве нечестивый и злой мир, жестокий и неумолимый, нам более приятен, нежели ликование ангелов и вид Христа и Самого Бога во всём величии его славы?Нарочно ли Бог сделал этот мир столь жестоким по отношению к нам и позволил ему так несправедливо и жестоко относиться к нам, чтобы мы любили его меньше и чтобы привлечь к Себе домой наши сердца?А мы всё же так не хотим уходить?

Руководство 16. Решите все свои имущественные вопросы заранее, чтобы дела мирские не отвлекали и не тревожили вас. А если Бог наделил вас богатством, выделите должную часть на такие набожные и благотворительные дела, где они послужат лучше всего тому, кто дал их вам. Хотя мы должны отдавать всё, что можно, при жизни и находясь в здравии, многие из тех, кто имел только сумму, необходимую для поддержания жизни и не мог позволить себе пожертвовать ею, пока сам находился в добром здравии, могут расстаться и с этими деньгами, отдав их на благое применение, находясь на пороге смерти, особенно если у них нет детей.

Руководство 17. Если возможно, найдите себе какого-нибудь толкового и верного наставника и утешителя, чтобы он был с вами в вашей болезни и советовал вам, рассеивал ваши сомнения, молился с вами и рассуждал о горнем тогда, когда болезнь будет мешать вам делать это самому. Не позволяйте плотским людям тревожить вас своей пустой болтовнёй. Хотя разница между плохой и хорошей компанией велика и во времена здоровья, сейчас, в болезни, она будет ещё более разительна. И хотя верный друг и духовный пастор – это всегда великая милость, сейчас особенно, они будут для вас такой милостью в ваших последних нуждах. Потому воспользуйтесь ими настолько, насколько позволят ваши слабость и боль.

Руководство 18. Укрепитесь против всех искушений Сатаны, которыми он атакует людей в их крайнем состоянии: твёрдо стойте в последнем столкновении – и венец ваш!

Руководство к мирной смерти

Источник: Ричард Бакстер

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий