Песня песней – это не учение о браке

Книга Песня песней (далее П.П.), пожалуй, самая игнорируемая часть канона, как в плане личного чтения, так и в плане учебного пособия. Этому есть весомые причины. Во-первых, многих сдерживает характер описываемых отношений между мужчиной и женщиной. Откровенность, с которой автор книги подходит к теме близости, одних просто пугает, других вгоняет в краску, у третьих вызывает недоумение или негодование. П.П. – не та книга, по которой легко можно проповедовать с кафедры для смешанной аудитории. Особенно в российском баптистском контексте такие проповеди вызовут неоднозначную реакцию. Во-вторых, эта книга имеет очень сложную структуру, которая вызывает разномнения при толковании. Одни считают, что описываются несколько периодов (ухаживание, брак, конфликты в браке), другие уверены, что брак – контекст всего повествования. Не мало и тех, кто уверен, что повествование надо понимать аллегорически, например, как отношения Христа и Церкви. В-третьих, с первых же строчек современный читатель отчетливо ощущает еще большую, чем обычно культурно-историческую пропасть, отделяющую его от описываемых событий и препятствующую пониманию текста. Действительно, взять к примеру сравнения, к которым прибегает автор для описания своей возлюбленной. В нашем культурном контексте некоторые из них не вызывают ничего, кроме едва сдерживаемого смеха (7:5). Сейчас никому и в голову не придет уподоблять своих любимых тому, чему уподобляли их 3 тысячи лет назад в Палестине. Итак, книга полна всевозможных культурных нюансов, и о многих из них читатель даже не догадывается.

Однако, нельзя сказать, что эту книгу обходят стороной богословы, авторы книг и проповедники. Проповеди, основанные на П.П., произносятся, причем на самые разные темы. Не вызывает сомнений и тот факт, что среди сторонников буквального толкования П.П. практически все учение касается вопросов брака или добрачных отношений. В этом лагере общая направленность книги обычно не вызывает споров даже при наличии разногласий касательно непосредственно толкования. Общая направленность – отношения полов с уклоном на их физическую или сексуальную сторону. Причем этот уклон имеет огромное значение для понимания цели, для которой Творец поместил эту книгу в Писание. Понимание цели написания книги П.П. резко очерчивает список тем, которые можно почерпнуть из этой части ветхозаветного канона. Автор данной статьи видит главную цель книги П.П. В следующем: убедить ее читателя в том, что сексуальные отношения не являются чем-то грязным и греховным, существующим только для воспроизводства, но созданы Творцом и для наслаждения, как неотъемлемая и прекрасная часть отношений в браке.

К сожалению, многие проповедники стремятся усмотреть в П.П. множество принципов и повелений для добрачных и брачных отношений. Такое стремление отчасти обусловлено тем, что Писание в общем довольно редко касается темы брака и в нем нет книги посвященной исключительно учению на эту тему. Учитывая огромную важность семьи и брака в жизни христианина, для многих представляется крайне необходимым выделить эту область в отдельную категорию, утвердив ее какой-либо полновесной частью Писания. Так книга П.П. неоправданно обрела свое целевое назначение в рамках всего библейского учения как инструкция для добрачных и брачных отношений. Почти все современные проповедники и богословы рассматривают П.П. как учение об истинной любви, которая должна быть неотъемлемой частью библейского брака.

Однако данный подход к толкованию П.П. вызывает у автора серьезные сомнения и опасения. Действительно ли следует усматривать в П.П. черты истинной любви, воспеваемой в 1 Коринфянам 13? Действительно ли это инструкция в вопросах брака или добрачных отношений (например, выбор супруга, правила поведения, решение семейных конфликтов и т.д.). Наш ответ – категорическое «нет»! Основания для такого ответа следующие.

Во-первых, ярко выраженная тематика. Она весьма и весьма ограничена, если быть честным с самим собой. Проповедники, стремящиеся обнаружить здесь принципы для формирования учения о браке, сталкиваются с проблемой скудности фактического материала. Им приходится демонстрировать «чудеса экспозиции», только чтобы вытянуть из текста определенный принцип или доктрину. На деле это похоже на «высасывание из пальца» того, что хочется увидеть или того, что, по их мнению, должно быть в браке. В итоге проповеди получаются натянутыми, сомнительными и вызывающими споры в плане толкования того или иного отрывка. Образность и туманность всей книги П.П. способствует еще большему субъективизму, чем при работе с другими книгами канона. Например, Откровение Иоанна Богослова стоит в одном ряду с П.П. по разночтению, если так можно выразиться.

Не трудно заметить, что «необразованные» христиане, то есть те, кто не получил систематического богословского образования, не могут назидаться самостоятельно из этой книги. (Как уже было сказано, это самая игнорируемая в плане личного чтения книга Библии; не правда ли, странно, если это инструкция для брака?) Под назиданием мы понимаем всё то, что умудряются находить там профессиональные учители Библии. Рядовому христианину, который непредвзято читает П.П., и в голову не придет то, что «видят» в тексте эксперты. Только «тренированные» экспозиторы, умеющие строить проповеди на одном лишь слове из Писания, способны выуживать отсюда какие-то принципы, потому что уже настроены, на то, что они здесь есть. С таким же успехом, автор статьи может проповедовать на стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Скажем, заданная тема – выбор спутника жизни.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Когда знаешь, что ищешь, то найти не трудно. И к этому четверостишию можно задать большое количество направляющих вопросов, исходя из обозначенной цели: Выхожу когда? Ночью. Хм-м, что бы это могло значить? Трудный, темный период жизни. Почему один? Вполне понятно. Что означает туман? О, как интересно! Туман означает неопределенность. Куда ведет путь? К моей возлюбленной. Почему он блестит? Потому что Бог ведет. Почему ночь тихая? Потому что в душе мир. Что означает пустыня? Место для толкования. Что говорит Бог? О чем говорят звезды, и что они обозначают? И так далее и тому подобное. В итоге, берем общий контекст Писания (чтоб не удариться в ересь) + личный опыт + воображение – и проповедь на тему выбора супруга готова.

Нарочитая образность П.П. вызывает недоумение. Если это инструкция для брачных отношений, то она должна быть довольно легка и доступна для всех, потому, что брак – огромная, важная часть жизни большинства христиан. Инструкция должна быть понятна всем! Однако на деле получается, что без специального образования или, скажем, таланта, П.П. лежит как бы под замком, зашифрованная немыслимым «иудейским» шифром. Для чего такая туманность? В случае с Откровением Иоанна Богослова таинственность весьма оправданна. Но зачем нагонять столько тумана в учение о браке?! Это вызывает, по крайней мере, недоумение. Так, может, и нет никакого учения о браке и, соответственно, никакой таинственности, а в это просто хочется верить? В реальности речушка гораздо мельче, чем уверяют. Но при желании, если подогнуть колени, то можно погрузится и по шею, восхищаясь ее «глубокими потоками», а можно даже попытаться и утонуть.

Во-вторых, авторство П.П. накладывает некий отпечаток на тематику книги. Очевидно, что Господь использует некоторые индивидуальные особенности и личный опыт людей-авторов Библии при вдохновении их Духом Святым. Например, царь Давид прошел через много переживаний, что отразилась на содержании его Псалмов. Моисей, Иисус Навин писали о том, что им было хорошо знакомо по опыту. Даже тот же Соломон идеально подходил как для тематики книги Екклесиаста, учитывая его постоянно менявшиеся жизненные ориентиры и неограниченные возможности для их реализации, так и для Притч, учитывая данную ему Богом особую мудрость. Так вот этот же царь меньше всех подходил для рассмотрения вопросов, касающихся истинной любви в браке. Любой из десятков женатых авторов Библии справился бы с этой задачей лучше него. Если учитывать его собственные познания в этой области, то они равны нулю. Вклад абсолютного рекордсмена мира по многоженству в здравое учение о браке был бы просто кощунством. Именно он известен своими «беспорядочными половыми связями», хоть и формально узаконенными подобием иудейского брака. Прошу заметить, что этот факт не ставит под сомнение каноничность П.П., но ограничивает ее направленность и глубину. И еще раз прошу, прочтите предыдущее предложение, чтобы случайно не пропустить того факта, что автор этой статьи не ставит под сомнение каноничность П.П.!

Итак, несмотря на якобы богатый семейный опыт Соломона, он меньше всех знал цену и глубину настоящей любви, потому что разменял ее на жалкие, похотливые полуотношения с бесконечным количеством женщин. Эти «отношения» начинались и заканчивались в постели! В сексуальных познаниях, да простит меня читатель, ему, вероятно, не было равных. Но разве П.П. и не имеет ярко выраженный сексуальный окрас? Именно так, и это логично, с учетом вышесказанного. Не логично стараться выставить Соломона настоящим мужем, знающим, что такое преданность, верность, забота, духовное лидерство. Его сердце, разрывающееся между многими, по сути, не принадлежало никому. Оно никогда не знало и не испытывало привязанности к одной, а ведь только в отношениях с одной женщиной, по замыслу Творца, можно испытать истинную любовь, которой нужно подражать.

В-третьих, отношения с девушкой Суламитой, описываемые Соломоном, никак не тянут на отношения, построенные на любви в истинно библейском понимании этого слова. Диалоги и монологи обоих персонажей характерны для этапа отношений, который принято называть влюбленностью. Влюбленность отличается от любви накалом бушующих страстей и резко эмоциональным восприятием своего возлюбленного. В такой период влюбленные буквально дышат друг другом, живут друг другом и стремятся быть вместе двадцать четыре часа в сутки. Такое поведение нельзя назвать обычным, и все женатые знают, что длится оно не долго. Это время отмечено своеобразной истерией и слепым обожанием, граничащим с идолопоклонством, что и подтверждает настрой П.П.

Еще одна особенность влюбленности – ярко выраженный романтический настрой. П.П. – это оторванное от быта и земной суеты, романтическое литературное произведение, в котором весь мир крутится вокруг двух сердец, захваченных чувством. Хотите обучающее пособие по привнесению романтики в отношения? Это П.П.! Здесь нет так называемых семейных ценностей, кроме нераздельной принадлежности друг другу (2:16; 6:3; 7:11). Такая принадлежность не должна рассматриваться как признак истинной любви, потому что влюбленность также не мыслит конкуренции и относится к ней с яростной ревностью (8:6). Влюбленность и ревность даже толкают людей на крайние меры, как например самоубийство. Разве это то, чему надо подражать? Поэтому, П.П. не описывает полноценный брак со всеми его настоящими составными. Она описывает некое пристрастие друг к другу двух людей, основанное исключительно на сильных и мимолетных чувствах, что, по сути, и есть влюбленность.

В-четвертых, слово любовь не всегда используется в Писании для обозначения истинной любви. Рассмотрим один из самых ярких примеров:

И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. (2 Цар. 13:1-2)

Сначала обратите внимание на тот факт, что чувства Амнона были так сильны, что он даже заболел. О, как это романтично! – воскликнули бы многие девушки. А главное, мы видим что чувство, испытываемое Амноном, обозначается здесь, как любовь. Тем не менее, дальнейший ход событий показывает, как быстро исчезло то, что называлось любовью, и как на смену ей пришла сильнейшая беспричинная ненависть (2 Цар.13:15). Не думаю, что тем же девушкам понравится поступок нечестивого юноши, на который его вынудила эта «любовь». О, так ли себя ведет истинная любовь?! Вряд ли. Вряд ли Амнон действовал из принципов истинной любви, которая не «бесчинствует, не ищет своего и не мыслит зла» (1 Кор. 13:5). Он совершил страшный грех, ведомый… подобием любви, ее жалкой подделкой – похотью, потому что истинная любовь думает прежде всего о благе того, на кого она направлена. И тем не менее, его чувство здесь названо любовью.

В-пятых, задайте себе вопрос – чем именно восхищаются возлюбленные друг в друге в этой книге? Какие их качества вызывают такой бурный восторг? Среди этих качеств мы не находим никаких духовных характеристик. Всё, чем восторгаются они, чисто внешнее и физическое – глаза, волосы, губы, зубы, щеки, шея, руки, ноги и неоднократно, прошу прощения, грудь. Но позвольте, разве созерцанием всех этих частей тела и рождается истинная любовь?! Разве глаза, губы, волосы и есть то, что будет надежно скреплять этот союз на протяжении всех нелегких лет семейной жизни?! Весьма, весьма сомнительно, особенно в пожилом возрасте или в старости. А где же здесь духовные качества? Где черты характера, достойные восхищения? Их нет! Правда, талантливый проповедник поможет вам их «найти». Хотя, справедливости ради надо отметить, что он сам не больно-то видит эти характеристики и большую часть информации получил из комментариев. Редкий служитель подготовит проповедь по П.П., не начитавшись комментариев (кому какой попадется). И опять-таки, не странно ли это, если речь идет о такой обыденной и знакомой всем теме, как брак? И вот, подражая докторам богословия, и нашему проповеднику приходится погрузиться в очень субъективное толкование, чтобы усмотреть «духовным оком» то, что «простым смертным» не заметить.

В продолжение темы – где преданность Богу и его заповедям как самое главное условие для избрания супруга? Как совместить ценности, представленные здесь со следующими: «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы»? (Прит. 31:30). Ведь все, чем восхищаются здесь влюбленные, на 100% подпадает под эти две категории: миловидность и красота! Если П.П. – это инструкция для брака, то возникает серьезное противоречие с книгой Притч, которая призывает не попадаться на ценности, воспеваемые П.П. Однако, с точки зрения автора, противоречий нет, если только правильно понимать цель написания П.П., как об этом уже и было сказано в начале статьи. В П.П. Соломон не учит ни о браке, ни о принципах выбора спутника жизни, ни о принципах разрешения конфликтов между супругами, ни о чем-либо подобном. Нет, Соломон просто воспевает физическую близость и узаконивает сексуальное вожделение между супругами. И ничего более!

В-шестых, обратите внимание на то, что к моменту, когда у Соломона завязываются «отношения» с Суламитой, у него в гареме уже есть 60 цариц и 80 наложниц и девиц без числа (6:8). Некоторые, однако, утверждают, что Суламита была первой женой Соломона, его истинной любовью, а последующие жены, были, так сказать, ошибкой. Это прямое игнорирование вышеупомянутого отрывка. Другие считают, что встретив Суламиту, царь-многоженец обрел-таки настоящую любовь. Комментаторы старательно осушают насквозь мокрую репутацию Соломона. Подобные старания – не более, чем попытка оправдать и вознести именно этот брак Соломона, для того, чтобы он имел моральное право создать каноническое произведение на тему брака. Все бы ничего, и можно было бы попытаться поверить, что ненасытный царь, который ни в чем себе не отказывал, решил-таки наконец остепенится и зажить нормальной семейной жизнью, НО данные других книг канона разбивают эту попытку в пух и прах. «И было у него семьсот жен и триста наложниц… (3 Цар. 11:3). Нехитрая математика подсказывает, что Суламита не задержалась надолго в сердце царя. Неизвестно, попала ли она в категорию жен или наложниц (а может, и девиц), но известно одно – после нее было еще очень и очень много женщин в жизни ее возлюбленного.

Надо отметить, справедливости ради, что нет ни одного прямого свидетельства, что между ними был заключен законный (насколько этот термин подходит в контексте многоженства) брак. На протяжении всей книги Суламита ни разу не названа женой! Только невестой. Это ли не указатель на сильную ограниченность тематики внутри брачных отношений? Физическая близость, секс, наслаждение друг другом, влюбленность, романтика – и ничего более! Остается только надеется, что бедная девушка не слишком сильно удивилась, когда узнала, что царь уже увлечен другой, ведь похоть мимолетна и ненасытна и часто маскируется под любовь.

В-седьмых, (это просто продолжение шестой причины), последняя причина того, что описываемые отношения не имеют ничего общего с настоящей любовью, – это их мимолетность. Соломон никогда не любил Саламиту, потому что истинная любовь «никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Любовь не перестает, если это любовь! А если прошло, значит и не имело право называться любовью. Называйте это влюбленностью, страстью, похотью, истерией, в конце концов, но только не любовью. Сексуально распущенный царь, ведомый похотью очей, просто увлекся очередной девушкой, но, может быть, более эмоционально, чем обычно. А суверенный Бог использовал это для написания П.П., как использовал этого же, отступившего от Него человека, для создания книги Притч и Екклесиаста.

Заключение

Итак, книга Песня песней – не учебное пособие для брака и семьи. Давайте не будем заниматься экзегетической эквилибристикой для закрытия мнимой бреши в области брачных отношений. И давайте не будем злоупотреблять этой книгой, лишая ее истинного смысла и наделяя своим. Историческое богословие подтверждает огромную важность этой части канона, потому что на протяжении двух тысяч лет христианства всегда находились те, кто презренно отвергал сексуальную близость и стыдился, ограничивая ее деторождением. В такие моменты П.П. могущественно обезоруживала «борцов» за нравственную чистоту Церкви, напоминая им о ценном даре Создателя – сексуальной близости в браке, данном и для наслаждения, за которое Богу должна возноситься слава и благодарность. Да, секс – самый злоупотребляемый дар Божий, но когда он освящен браком и ограничен благочестием, это благословение Божье, приносящее радость. Весть об этом и есть главное предназначение книги Песня песней.

С уважением Андрей

Источник: Тимур Расулов

В жизни каждого человека постоянно требуется решение различных вопросов – это и жилищные, трудовые, семейные и многие другие споры и конфликты. Поэтому важно, что бы в этот момент рядом с вами оказался квалифицированный юрист. В предоставление юридических услуг мы используем индивидуальный подход к каждому клиенту, поэтому, обратившись к нам с каким-либо вопросом, вы можете быть полностью уверены, что наши специалисты подойдут к его решению с максимальной тщательностью и ответственностью.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий