Богодухновенна ли Библия?

images (2)«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:15,16).

 

Что особенного в Библии? Эта книга не упала с неба. Мусульмане утверждают, что их священная книга – Коран была прямо продиктована Магомету через ангела Гавриила. Но с Библией все обстоит не так. История Библии содержит многовековое развитие и сама Библия включает в себя разные книги, литературные теологические тексты, которые писались людьми. Как Бог мог управлять всем этим процессом написания? Другими словами, как авторы писаний могли быть настолько вдохновлены, что мы можем быть уверенными, что через написанное ими к нам говорит Сам Бог? На основании чего утверждается, что именно Писание, а не какое-то другое произведение мировой литературы, являет нам Бога?

В конце своего Второго послания к Тимофею Павел обращается к таким вопросам. Но делает это лишь мимоходом, ведь он пишет не трактат, посвященный особенностям создания Библии, а личное письмо своему сотруднику Тимофею. Тому нужны практические указания. Что должен делать руководитель общины? Из какого источника он может черпать небесную мудрость? Павел утверждает, что Святые Писания Израиля – Божественного происхождения, а потому очень полезны для Тимофея. В них – спасительная сила. Но о каких именно книгах идет речь? На греческом сказано: πᾶσα γραφὴ. Это можно перевести тремя способами: «все Писание», «всякое писание», «всякое место в писаниях». Грамматика и структура предложения дают достаточно оснований обосновать каждое из трех прочтений.

  1. «Все Писание». Так сказано и в Синодальном переводе. Другими словами, «полное Писание». Тогда πᾶσα γραφὴ равно всем книгам, которые почитались святыми, то есть всем книгам Ветхого Завета. Однако тогда переход от множественного к единственному числу кажется каким-то неестественным, внезапным. Почему Павел не говорит παντα γράμματα, почему не формулирует свою мысль с помощью широко употребляемого тогда понятия «Писания»?
  2. «Всякое писание». Тогда πᾶσα γραφὴ указывает на каждую ветхозаветную книгу в отдельности. Слово γραφὴ не употребляется в Новом Завете в значении «книга», однако такое употребление было широко распространенным в эллинистическом иудаизме и встречается, к примеру, у Оригена.
  3. «Всякое место в писаниях». Тогда πᾶσα γραφὴ указывает на каждую часть святых писаний, то есть в принципе на каждый отрывок или предложение. Слово ὴ γραφὴ действительно часто используется при цитировании определенного отрывка из писаний и предваряется формулой: «В Писании сказано». Но здесь никаких цитат нет. Хочет ли Павел этим сказать, что любой библейский текст – Божественного происхождения, а потому полезен?

Решающее значение при поиске правильного ответа должен иметь контекст. Учитывая контекст, более предпочтительным кажется второй вариант: «каждое отдельное писание в собрании святых писаний». Здесь не идет речь о каком-то общем утверждении о богодухновенности или авторитете Библии. Во времена Павла и Тимофея люди все еще использовали библейские свитки. Отсюда и часто встречающееся множественное число: писания. К какой книге из этого великого многообразия святых писаний человек бы ни обратился, у каждой из них есть животворящая и освобождающая сила, ведь каждая книга – Божественного происхождения и потому полезна.

Павел добавляет еще кое-что. Он говорит, что каждое конкретное писание не только полезно, но и богодухновенно. Понятие «богодухновенный» (θεόπνευστος) – это находка самого Павла. Бог «животворит» эти тексты, Он вселяет в них жизнь, дух. Когда пророки были движимы Святым Духом, чтобы говорить от имени Бога (2 Петр. 2:20,21), их писания были вдохновлены Божьим духом. Так, словно бы каждая библейская книга наполнена  духом с небес . В этом и состоит жизненность, жизненная сила Божьего Слова: оно исполнено духом и потому передает дух.

Понятие θεόπνευστος не совсем точно передается богословским термином «вдохновение» (нид. inspiratie). Прежде всего, речь идет о «дуновении»: писания, «выдохнутые Богом». Тексты «дышат» Богом. О каждом святом писании можно сказать, что оно – Божественного происхождения, потому что за ним стоит Бог. Именно потому Павел и говорит, что каждое писание полезно. Он указывает на Божественное происхождение, Божественное действие. Каким бы ни был жанр книги (закон, повествование, мудрость, пророчество или поэзия), все имеет свою особую ценность для христианской общины.

Несомненно, Павел и Тимофей имели в виду, что в этом отрывке речь идет о книгах Ветхого Завета. Но формулировка «каждое писание» дает нам основание, творчески осмысливая эту тему, причислять сюда также апостольские писания, которые собраны в Новый Завет (см. 2 Петр. 3:15,16, где послания Павла упоминаются наряду с «прочими писаниями», то есть писаниями из Ветхого Завета). Поэтому «богодухновенность» и «полезность» сегодня относится к Библии в целом. Библейские писания разнообразны, но они находят единство в Боге, Который через них обращается к человеку. Его голос слышится в писаниях; а потому эти книги исполнены духом и передают дух.

 

Роб ван Хаувелинген

Опубликовано в Его Слово для нас « Спасение через чадородие? Кремация »

Оставить комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)