Духовная радость

Когда Дух Святой впервые касается нас, Он приносит не радость, а скорбь. Он волнует наши самодовольные и равнодушные сердца, даруя глубокое понимание духовной нищеты и нужды, а также дает способность видеть себя такими, какими бы мы сами себя никогда не увидели – осужденными грешниками в глазах Бога. Дух Божий приводит нас к покаянию и вере, затем мы испытываем Его преобразующую силу, в том числе и духовную радость. До этого мы обладаем лишь земной преходящей радостью, а теперь – вечным блаженством. Духовная радость – это глубокая сердечная жизнерадостность, счастье кроткого духа. Она приходит к нам как результат познания Иисуса Христа, наряду со всем, что Он сделал сейчас и в вечности (Рим. 15:13).

Христианская радость имеет одно неотъемлемое свойство. Иногда ее может внешне затмить горе или потрясение, страх или грех, но все равно она будет присутствовать в жизни истинно верующего. Иногда радость может даже достигнуть больших высот, она будет процветать в худшей почве, сосуществуя с конфликтами, разочарованиями и потерями.

Христос даровал нам вечную радость, сказав: «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22) В самых суровых скорбях мы всегда может знать и покоиться в Божьих обетованиях, довольствуясь Его великой благостью.

Таково повеление нам – «Радуйтесь всегда в Господе» (Фил. 4:4), и это заповедь дана в период страданий. Павел добавляет: «Кротость ваша да будет известна всем человекам», имея ввиду великодушие, здравомыслие и спокойствие. Он говорит о ситуации, когда мы расстроены или обременены тяготами жизни, что вводит нас в соблазн реагировать со вспыльчивостью, нетерпением и раздражением как удалиться из Одноклассников. Но в то же самое время мы должны радоваться в Господе. И радость эта может выражаться в разных формах.

Иногда это счастье, не поддающееся описанию, которое апостол Петр описывает как «радость неизреченная и преславная» (1 Пет. 1:8). Однако, существует и другая характеристика этому чувству – радость духовная никогда не перестает быть вдумчивой, рациональной и захватывающей все наше естество. Этого не достичь приемом лекарств или вхождением в экстаз. Не похоже это и на сильное эмоциональное переживание. Нет, духовная радость всегда вдумчива и контролируется разумом. Иными словами, мы знаем чему радуемся.

Более того, никакие земные и дорогие материально вещи и удовольствия не могут напитать эту радость. Можно быть довольным христианином и в бедности. Множество верующих на протяжении истории мира радовались в такой нужде, которой мы не знаем в нашем современном западном мире. Земная же радость требует постоянной подпитки и исчезает как только мы лишаемся чего-то материального.

Духовное блаженство не зависит даже от типа личности. Вдумчивые верующие имеют эту радость глубоко в своем сердце, в то время как экстраверты проявляют ее по-другому. Разные люди даже радуются по-разному.

Качества и польза До того как говорить о том, как радость можно заглушить или наоборот, возгреть, давайте подумаем для начала о ее качествах и пользе. Духовная радость является без сомнения формой и неотъемлемым элементом поклонения. Даже вне богослужений Бог желает, чтобы Его дети были счастливыми и благодарными Ему, воодушевленными Его любовью. Ежечасная христианская радость — драгоценный акт поклонения в Божьих очах.

Духовная радость также является важнейшим компонентом формального поклонения. Как говорил Давид, «я принес бы в Его скинии жертвы славословия…» (Пс. 26:6). Радость – это в том числе и жертва, которая приносится пред Господом. Псалмопевец восклицает: «И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего» (Пс. 42:4).

Несчастные христиане не воздают Господу той чести, которой Он достоин. Разумеется, бывает так, что в нашей духовной жизни, борьбе и труде происходят взлеты и падения, но они не должны влиять на основополагающую веру нашу, выраженную в благодарности за духовные благословения. Среди достижений духовной радости можно выделить ее укрепляющую силу. Когда Сатана наступает и кажется, что все против нас, духовная радость помогает нам пройти через эти испытания, даруя силы сверх наших сил.

Еще одной пользой духовной радости является тот факт, что она делает нас более полезной для Господа. Свидетельство радующегося значительно более эффективно, чем обремененного горечью. Когда радость наполняет сердца наши, люди вокруг чувствуют это. Многие неверующие даже завидуют детям Божьим, потому что христиане в славословии уповают на Господа и Его силу. Угрюмый верующий также вряд ли будет заботиться о других людях, так как в горечи мы смотрим только на себя. Таким образом, радующийся более полезен в служении Господу.

Христианская радость избавляет от многого. Если вы живете в довольстве, жадность и скупость никогда не соблазнят вас. Христианин, постепенно теряющий благодарную радость во Христе, будет заполнять этот недостаток материальными ценностями – может быть покупкой более просторного дома или дорогой машины. Путь к любостяжанию начинается с заросшей сорняками дороги радости.

Как потерять радость?

Как же потерять эту радость? Конечно же, грех (особенно похоть плоти), лишает нас ее. И это легко объяснить. Хотя для поддержания радостного духа нам нужно предпринимать усилия, на самом деле радость христианская – это дар Духа Божьего, Который отступает от грешащего. Именно поэтому Давид и молился в 50-м псалме: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:14). Царь согрешил, и радостная уверенность отошла от него.

Среди дел плоти, которые противопоставляются плодам Духа, описываются в том числе и гнев, гордыня, раздражение. Все это сводит на нет христианскую радость. Если грех поверг нас в уныние, бесполезно обращаться к христианскому психологу. Прощает и возвращает радость только Господь. И Он не позволит нам радоваться, когда в жизни нашей есть повторяющийся и нераскаянный грех, как например злость по отношению к супругу с потерей почтительности и уважения. Не думаем ли мы, что Дух Святой даст радость христианскую, если гнев и жестокость царствуют в нашей жизни?

Влияют на духовную радость и другие грехи. Например, она не может сосуществовать с гордыней, завистью и обидой. Самосожаление также является причиной потери радости, потому что чувство это поглощает все остальные человеческие эмоции, не оставляя места для благодарности, любви и радости. Если мы позволяем самосожалению захватить нас в повседневной жизни, мы можем лишиться вообще всей радости.

Недостаток веры

Основная причина потери радости – это недостаток веры. Этому все мы учимся на протяжении жизни. Во многих сложных ситуациях нам просто недостает веры, и мы лишаемся радости. Нам нужно сказать: «это трудно, но я на Господа уповаю. Отдам все проблемы в его руки. Я доверюсь Ему – проведет ли он меня через скорби или избавит от них. Я буду размышлять о Его благости в прошлом, славить и благодарить Его. Буду рассуждать об обетовании Господа, что «любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Недостаток размышления

Другая очень распространенная причина потери радости – утрата благодарности и недостаток размышления. Рассуждаем ли мы день ото дня о наших привилегиях, благословениях, возможностях и будущем? Или мы воспринимаем Божью милость как само собой разумеющееся? Благодарим ли мы ежечасно Господа за все, что Он сделал для нас, избавив от многих скорбей? Благодарим ли мы за все мельчайшие и более значимые благословения – духовные и земные? В этом ключевой источник духовной радости.

Греховные склонности

Мы уже упомянули любовь к миру, которая разрушает христианскую радость. Если мы позволим мощному влиянию мира постоянно наполнять наше сознание, радость наша останется физиологической, биологической и плотской. Духовная радость угашается греховными развлечениями. Приходится выбирать – одно или другое.
Каково наше окружение? Плохая компания обязательно заберет нашу духовную радость, потому что «худые сообщества развращают добрые нравы» (а также мысли, чувства, действия — 1 Кор. 15:33).

Как радоваться больше?

Дух Святой, который есть источник духовной радости, дарует ее нам различными средствами. Прежде всего, Он дает нам много радости напрямую в наши сердца. Затем, подобно тому как родитель кормит ребенка, Дух предоставляет нам источники радости, из которых мы должны черпать силы.

Радость в поклонении

Поклонение является первым таким источником. Воспевая качества Бога, направляя наше восхищение Ему, мы в то же самое исполняемся покоем и счастьем от того, что у нас есть такой Господь, Спаситель, Защитник и Друг. Прославляя Бога за жертву на Голгофе, сердца наши тают и наполняются любовью, благодарностью. Поклоняемся ли мы Богу вместе с другими, или наедине – нет ничего более возвышенного для души.

Радость покаяния

Покаяние, как ни странно, также является источником огромной радости, потому что только так успокаивается совесть, снимается тяжесть греха, мы примиряемся с Богом и получаем мир превыше всякого разумения. «Мы хвалимся Богом, – пишет апостол – посредством Которого мы получили ныне примирение» (Рим. 5:11). Наш Спаситель понес наше наказание, за грех заплачено, Господь больше не вспомнит о нем. Совесть наша чиста. Это удивительные благословения! Они приносят огромную радость.

Иногда мы вспоминаем те грехи, которые давно совершили. Как ужасно то, что мы сделали, сказали или подумали! Нам кажется, что нужно каяться снова и снова. Но делать этого не стоит. Мы должны восхвалять и благодарить Бога, что мы покаялись, а Он простил. Наша благодарность и хвала Христу, что Он умер за нас, понес наказание за грехи и омыл своих грешных детей!

Какое облегчение, восхищение и благодарность наполняют наши сердца – «Господь снял с меня вину и дал моей жизни новое начало, новые возможности, с Его помощью я буду воздавать Ему честь и жить в послушании». Даже в покаянии есть радость.

Радость размышления

Радость можно найти и в постоянном размышлении. «Итак знай ныне и положи на сердце твое, – говорил Моисей народу Израильскому, – что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его» (Втор. 4:39). Размышляй вдумчиво и долго, изучай истину взвешенно и с рассудительностью. В этом наша обязанность, без размышления над Божьим Словом радость наша будет скупа. Господь так установил. Например, можно любить цветы, но удовольствие приходит только от их созерцания.

Уделите время размышлению над историей искупления, обетованиях Божьих и великих истинах христианской веры. Подумайте, например, о доктрине стойкости верующих в спасении – изучите библейские тексты, постоянно возвращайтесь к ним, ибо это утешает нас в скорбях, ведь во Христе никто и ничто не способны похитить нас из руки Его, мы принадлежим Ему навеки. Вот постоянный источник блаженства – размышлять о духовном!

Радость молитвы

Молитва – великая и удивительная сила. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, – сказал Спаситель, – то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). Разумеется, я не имею в виду материальные вещи, но благословение другим, провозглашение Евангелия, помощь работников на Божьей ниве, собственное освящение – на подобные просьбы Господь обязательно даст ответ. Имея такое обетование от Господа, могу ли я быть несчастным, неблагодарным и угрюмым? Сам Бог сказал, что услышат каждый наш вопль и, в Своей мудрости, ответит как и когда Ему угодно.

Мы имеем непостижимую привилегию побеждать вместе с суверенным Богом, и он призрит на нас, потому что мы – Его дети. В своем необъятном разуме Он услышал наши молитвы еще до основания мира, и с улыбкой Отца, по своей совершенной воле Он определил дать нам по просьбам нашим. Это превыше человеческого понимания. Зная это, есть ли у нас основания для уныния и пессимизма?

Может ли кто-то из нас похвалиться личным знакомством с премьер-министром? Наверное, нет. Но мы знаем лично Великого Бога! Может ли что-то сокрушить нас? Осознав привилегию обращаться к Нему в молитве, у нас есть причина для большой радости. Теперь мы имеем возможность ходатайствовать за близких, еще не знающих Христа, и все больше отворачивающихся от него в своем разуме. Но мы можем сказать себе: «Бог, которому мы молимся, определяет все. Так что, мой дорогой друг или родственник, думай что хочешь, но если Господь услышит мои молитвы, твоя жизнь изменится, потому что Он Владыка всего». Успокаивает ли это нас, дает ли радостное упование? Конечно!

Мы можем предать Господу все наши глубочайшие скорби и бремена. И это еще одна бесценная привилегия – мы можем делиться с Творцом и Господином неба и земли печалями и скорбями. Иметь такие благословения – значит быть богаче самых состоятельных и могущественных людей в истории!

Не правда ли, глупо забывать ответ на молитву на следующий же день или через неделю? Нам стоит вести дневник, где бы мы скрупулезно записывали Божьи благословения, потому что ответы на молитвы мы получаем час за часом, день за днем, неделю за неделей.

Иногда мы молимся о спасении кого-то месяцами, или даже годами, и в конце концов все же человек этот приходит ко Христу. Разве это не прекрасно? Господь неба и земли работает в нашей жизни, слышит несовершенные ходатайственные молитвы за ближних, избавляет людей от вечных мук ада и вводит в Царство любви и света. Все это имеет огромную важность и возносит наши сердца в молитве Богу с благодарностью, восхищением и блаженством.

Радость пребывания в Слове

Существует еще один источник радости – изучение Слова Божьего. Грустно, если я читаю всего пять стихов в день и мало размышляю над ними. Читайте Слово, дорогие друзья! Если нужна помощь, можно обратиться к комментариям Мэтью Генри, чтобы стимулировать размышления над Библией. «Закон Твой – утешение мое» (Пс. 118:174). Можем мы сказать то же самое?

Даже сама структура Библии является мощным источником радости. Уже в книге Бытие можно найти учение о благодати. Будем замечать это, любить Слово Божье, восхищаться его поразительными глубинами и удивительным единством всех его частей. Спрашивайте себя каждый день – чему учит меня Писание? В чем обличает? Утешает ли оно меня, ободряет ли своими обетованиями? И наконец, вижу ли я Христа в Слове?

Христос – это мощный стержень, красной нитью проходящий через всю Библию, от Бытия до Откровения. И если мы будем внимательны, даже в исторических отрывках мы увидим глубокие мысли о человеческой природе и поведении. В Божьем Писании сокрыта высочайшие знание и мудрость, у нас есть привилегия познавать все это. Мы должны быть благодарны и радоваться, когда открываем для себя новые истины.

Радость о других верующих

Можно также отметить радость о христианском характере, делах рук Божьих, которые мы видим в других верующих. У нас много причин сетовать друг на друга, потому что все мы носим в себе шрамы от грехопадения. Тем не менее, несмотря на все поводы для жалоб, нами должна двигать благодать, которую мы видим в том числе и в других христианах. Посмотрите на некоторых верующих и восхититесь их сбалансированностью, глубиной мысли и характера, их сильными сторонами, благочестивой реакцией на трудности, добротой и жизнерадостностью. И таковыми они не были до того, как Иисус Христос, наш Спаситель и Господь, коснулся их сердца. Если бы только все мы могли быть как они! Мы любим их, потому что видим, как Христос проявляется в них, наши радость и вера укрепляются.

Мы любим быть вместе, потому что связаны истинно братскими чувствами, мыслим одинаково, имеем схожую любовь к горнему, нас объединяют общие цели. Мы как бы говорим друг с другом на одном духовном языке.

Мы доверяем друг другу и не боимся предательства. Как прекрасно радоваться христианскому характеру в человеке! Царь Давид так ценил благочестие, что восклицал в псалмах: «Пусть наказывает меня праведник: это милость» (Пс. 140:5). Так происходит, когда мы черпаем радость из того, что Христос достигает в нас. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 Ин. 3:14).

Радость о делах Божьих рук

Нам также следует черпать радость в творении вокруг нас. Здесь, в огромном мегаполисе, нам этого так не хватает, чувства наши притуплены. Но если все же если такая возможность появится, нам следует остановиться и порадоваться красоте вокруг. Можно вспомнить молодого Давида, пасущего овец. Мы читаем, как глубокой ночью, смотря на небеса и взирая на творение Божье, он говорит: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4-5).

Глядя на просторы Вселенной и славу небес, человек уже не кажется таким величественным. «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные» (Пс. 110:2). Мы должны быть среди тех, кто получает удовольствие от созерцания Божьих дел. Хотя в нашем мире много и некрасивого, но и это тоже является свидетельством грехопадения и еще одним подтверждением правдивости Библии. В прекрасном же месте остановитесь и поразмышляйте. Скажите себе: «это дела рук моего Спасителя». Затем помыслите о том времени, когда мы будем в Царствии Божьем и узрим богатства небесной славы. Потому что самые прекрасные виды сегодняшнего мира не смогут сравниться с вечностью.

Так что не торопитесь в повседневной суете, но научитесь больше и больше ценить каждое чудо Божьего величия, ибо Писание говорит, что таков наш источник блаженства и радости в Господе.

Радость в испытаниях

Эта проповедь является частью серии на Послание галатам, которое, как мы полагаем, было первым письмом апостола Павла церквям. Но до этого Иаков, бывший пастором-учителем церкви в Иерусалиме на протяжении 30 лет, написал в начале своего послания: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2).

Самое первое наставление в новозаветном послании церквям звучит следующим образом: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений» (1 Пет. 1:6). Слово это истинно, поскольку испытания закаляют веру и в конечно счете приносят больше хвалы Господу за отвеченные молитвы об избавлении.

Радость о Христе

Таковы основные источники духовной радости, которые делают нас угодными Богу, усиливают наше свидетельство, проводят через испытания. Однако наивысший источник блаженства – размышление о Самом Христе. Мы размышляем об Отце, Который Духом Святым в совершенстве явил Себя в Сыне, Боге во плоти. Христе Иисусе, Господе нашем. В спасении нашем участвует вся Троица.

Взирая на Христа очами веры, мы знаем, что Он ходатайствует о нас в небесных обителях, управляет нашей жизнью и нашим будущим. И мы можем сказать: Он – Господь славы, Творец миров, Судья всей земли, Свершитель нашей веры, Владыка Вселенной. Но одновременно с этим Он – мой Авва Отче, а я принадлежу Ему.

Есть ли что-то еще более прекрасное и воодушевляющее? Разве это не повод для счастья и радости?

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий