Заветы

Если вы когда-либо заключали Заветы контракт на покупку дома или автомобиля, если вы говорили «да» при утверждении служителя, тогда вы имеете общее библейское представление о завете. Библейская история соединена воедино посредством заветов, как мы увидим в этой главе. В самом деле, одним из ключевых способов идентификации развития библейского пророчества являются заветы, которые Бог заключает с людьми. Завет – это вид взаимоотношений или соглашение между Богом и Его народом, выраженное в плане действий, которые Бог собирается предпринимать, чтобы выполнить Свою программу. Все библейские заветы, которые имеют большое значение для пророчества, были инициированы Богом, и в том смысле, что они являются изложением Божьих намерений, они были пророческими, или предсказательными, в то время, когда они были произнесены.

Также важно упомянуть вперед, что когда Бог заключает завет, мы можем полагаться на то, что Он исполнит Свое слово. Завет бывает настолько хорош, насколько хороши люди, вступающие в него; но когда Бог заключает завет, Он вносит в него Свой совершенный характер.

Действительно, Библия часто называет Бога Богом, Который сдерживает Свои обещания и заветы (Вт 7:9; Евр 10:23).

9* Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,

23* будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

Прежде чем мы начнем рассматривать главные заветы и их соотношение с развитием пророчества, позвольте мне кратко указать на несколько примеров библейских заветов.

Закон Моисеев упоминал «завет соли» (Чис 18:19; см. Лев 2:13) в отношении хлебных приношений Израиля. В этом завете нет указания на какой-либо процесс заключения формального соглашения. Посыпание солью жертвы символизировало постоянство и сохранение – качества соли. Хлеб, таким способом посоленный, также сберегался для левитов как их доля в приношении.

Пример завета между двумя людьми мы находим в Руфь 4:7—9, где Вооз принял сапог своего родственника как знак того, что этот человек передает Воозу право выкупа наследия покойного Елимелеха, а также право жениться на Руфи.

Сапог был эквивалентом подписанного контракта.

7* Прежде такой был обычай у Израиля при выкупе и при мене для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, и это было свидетельством у Израиля.
8* И сказал тот родственник Воозу: купи себе. И снял сапог свой.
9* И сказал Вооз старейшинам и всему народу: вы теперь свидетели тому, что я покупаю у Ноемини все Елимелехово и все Хилеоново и Махлоново;

Самый серьезный завет из всех – это завет, скрепленный кровью. В Писании мы находим несколько примеров такого завета.

Самый ранний из этих заветов – это Адамов завет, в котором Бог убил животных, чтобы покрыть Адама и Еву, и пообещал, что в будущем придет Искупитель, Который сокрушит сатану (Быт 3:15).

A. ЗАВЕТ С НОЕМ

В предыдущей главе мы рассмотрели убийство Авеля его братом Каином, которое было следующим этапом борьбы между семенем Бога и семенем сатаны (Быт 4:1—8). Этот акт насилия задал тон разгулу зла, которое разрослось до такой степени, что беззаконие стало господствовать на земле.Христианское кладбище

Бог предпринял решительный шаг, чтобы покончить с этой недопустимой ситуацией, и произвел всемирный суд. Он также установил завет с Ноем, который действует и по сей день.

1. Господство зла

«Сыны Божьи», группа падших ангелов, которые последовали за сатаной в его восстании, просочились в человеческий род с помощью нечестивых людей (большинство принимают факт, что это были падшие ангелы, которые использовали нечестивых людей), чтобы вступить в незаконную половую связь с женщинами и произвести демоническое семя (Быт 6:1-4).

христианское кладбище

Осквернение рода было достаточно сильным для того, чтобы навлечь Божий суд, как мы читаем в заявлении (Быт 6:5—7):

5* И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6* и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7* И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Бог решил произвести суд над человечеством с помощью потопа, так как человеческий род был заражен дьявольским семенем, произведенным через нечестивых людей.

Тем не менее, «Ной … обрел благодать пред очами Господа” (Быт 6:8).

Ной был праведным человеком, и он стал тем, через кого Бог продолжит человечество и сохранит праведное семя.

Итак, Бог послал потоп, который покрыл землю, и в котором спаслись только Ной и его семья. Для целей нашего изучения нам нужно посмотреть, что происходило после потопа, когда Ной вышел из ковчега.
Первое, что он сделал, – он построил жертвенник для поклонения Богу (Быт 8:20):

20* И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

2. Обетование завета

Бог обонял “приятное благоухание” жертвы Ноя и сделал безусловное, одностороннее обещание, или завет, – никогда больше не истреблять всю землю водой (Быт 8:21—22).

21* И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:

22* впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

В завете, который Бог заключил с Ноем, Он сделал и несколько других обещаний и заявлений.

В частности, Бог обещал Ною обилие продовольствия. Он также установил принцип нерушимости человеческой жизни, требуя смертной казни для всякого, кто совершил убийство.

Затем Бог ратифицировал завет, сказав (Быт 9:9):

9* вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, Еще Бог сказал (Быт 9:11):
11* поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.

После этого Бог дал Ною знак завета – радугу, которую мы можем наблюдать и сегодня. Каждый раз, когда вы видите радугу в небе, это напоминание о Божьем обетовании, что больше никогда не будет всемирного потопа для уничтожения земли.Христианское кладбище

Ноев завет – это, кстати, “завет вечный” (Быт 9:16):

16* И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле.

Он по-прежнему действует, и он будет оставаться в силе, пока существует земля.

В Своем завете с Ноем Бог впервые установил человеческое правительство. Это подразумевалось в его повелении исполнять высшую меру наказания за убийство. Ной и его потомки получили задание устанавливать праведность среди цивилизации с помощью правительства, которое было нововведением на земле.

Бог также повелел Ною: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9:1)

1* И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.
то же самое повеление, которое Он дал Адаму.

Бог решил начать с начала с Ноем, с той лишь разницей, что вместо того, чтобы отправлять правосудие прямо с небес, Бог отдаст право совершать суд людям – учреждению, которое мы называем правительством.

С этого момента люди будут нести ответственность за исполнение Божьей праведности на земле.
Вот почему Павел назвал должным образом утвержденного правителя «Божьим слугой» (Рим 13:4):

4* ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

Но человечество очень скоро испортило Божью программу, когда Нимрод возглавил мир в восстании против Бога в Вавилоне (Быт 10:8—10; 11:1—9), в результате чего Бог осудил людей и рассеял их по всему лицу земли.

Вместо того чтобы послать еще один потоп, чего Бог обещал не делать, Он смешал язык людей и создал нации. То есть, Бог установил границы между всеми народами, чтобы они больше не могли объединиться – тем не менее, существует Организация Объединенных Наций – и не искали единства независимо от Него (Деян 17:26—27):

26* От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

27* дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас

B. ЗАВЕТ С АВРААМОМ

Восстание народов в Вавилоне привело к важной смене в Божьей программе. Если раньше Бог имел дело с человечеством в целом, то, начиная с последней части Быт 11, Он обратил Свое внимание на одного человека. И если раньше Бог имел дело со всеми народами, то теперь Он обращает внимание на один особенный народ, который произойдет от семени одного человека – Авраама.

Через Авраама Бог воздвигнет особенный народ, уникальную нацию. Он назовет их Своими. И Бог начал совершать это, когда Авраам был язычником, жившим в языческой стране под названием Ур Халдейский (Быт 28):

28* И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.Христианское кладбище

Бог вызвал Авраама из Ура и послал его в Ханаан, где Бог установит с ним фундаментальный завет всей Библии. Бог не отклонил остальные заветы, но Авраамов завет стал центральным механизмом, с помощью которого вся остальная Божья программа будет развиваться и измеряться.

1. Завет обещан

В Быт 11:31—32 описано начало путешествия Авраама из Ура в Ханаан.

31* И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.
32* И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране.
Очевидно, что Бог призвал его покинуть дом и пойти в Ханаан еще до того, как мы читаем об этом в Быт 12:1:

1* И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;

Авраам повиновался, но лишь частично, потому что семья остановилась в Харране. Авраам не получил благословения или завета, пока он полностью не послушался и не отправился в Ханаан.

Я хочу подчеркнуть, что для того, чтобы пользоваться преимуществами Божьего завета, вы не можете оставаться в старом мире, в старой жизни.

Бог не позвал Авраама войти в Обетованную Землю, пока его отец Фарра не умер в Харране. Бог не позволил Аврааму внести старую жизнь в новую. Кажется, живя в Харране, Авраам прилепился к старому образу жизни, пока был жив Фарра. Для того чтобы войти в новую жизнь, ему нужно было порвать со старой. Сегодня нам нужно делать то же самое.

Как только Фарра умер, Бог призвал Авраама и дал ему несколько невероятных обетований (Быт 12:1—3):

1* И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2* и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3* Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Бог дал Аврааму как личные обетования, так и обетования, касающиеся нации, которые позднее будут утверждены Богом на церемонии заключения завета.

Прежде всего, посмотрите на личные обетования. Авраам (в то время еще Аврам) получит великое имя и большое благословение от Бога. В самом деле, его новое имя (Быт 17:5) было свидетельством благословений, которые Бог приготовил для него.

5* и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;

Бог также дал обетование, что Авраам станет отцом великого народа. Это обетование было вновь сформулировано позже, но здесь находится первое пророчество о рождении народа Израиля, который станет избранным народом Божьим. Это важно, потому что остальная часть человеческой истории и пророческой истории будет вращаться вокруг оси этой нации, которая занимает узкую полоску земли Ближнего Востока. Это продолжается и сегодня. Кульминация истории также произойдет на Ближнем Востоке. Если вы хотите знать, что Бог делает с пророческой точки зрения, не сводите взгляда с Израиля.

Благословение Авраама даже достигает международного масштаба, потому что Бог сказал, что все народы земли будут благословлены через Авраама. Аврамов завет является фундаментальным заветом в Писании. Окончательно этот завет будет исполнен в Иисусе Христе, что также делает его крайне важным.
В тот момент Авраам, наверное, не знал, что все это означает и как все это будет исполнено. Ведь он был, в сущности, обращенный язычник, который поступал по вере и отправился в бесплодную, пыльную пустыню, в которой он жил в палатках.

Это напоминает нам о том, как часто поступает Бог. Он не всегда говорит вам с самого начала все, что Он собирается делать, когда Он ведет вас куда-то. Он может дать вам маленькую подсказку сейчас и маленькую подсказку позже, а потом может открыть немного больше. Вот почему Библия говорит (2 Кор 5:7):

7* ибо мы ходим верою, а не видением,

Авраам получил обетования только после того, как он верой вышел по повелению Бога. Ему пришлось оставить свой дом и родственников. Он не мог просто сидеть у себя дома в Уре и говорить: «Я верю тебе, Господи». Ему нужно было встать и пойти. Поэтому Авраам стал великим человеком с великими обетованиями.

Бог повторял Аврааму Свои обетования завета еще и еще раз. Завет повторен в следующей главе – Быт 13. После того как Авраам отделился от своего племянника Лота, позволив Лоту выбрать землю лучшего вида, Бог сказал Аврааму (Быт 13:14—16):

14* И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу;

15* ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки,

16* и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет;

Здесь содержится важное повторение Божьего обетования завета в критический момент жизни Авраама, когда все выглядело так, будто он оказался не у дел.

Еще раз обетование повторено в Быт 17, которые мы здесь упомянем, хотя это выводит нас из библейской последовательности. Здесь Бог сказал Аврааму (Быт 17: 2, 4, 8):

2* и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

4* Я–вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,

8* и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

2. Завет ратифицирован

Теперь мы подошли к Быт 15, к самой церемонии, в которой Бог ратифицировал Свой завет с Авраамом. Авраам только что нанес поражение союзу царей, которые похитили Лота и его семью (Быт 15:1):

1* После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.

Другими словами, Бог сказал: «Продолжай верить Мне, Авраам».
Ищите не только знамений или других вещей, которые Бог дает, – ищите Самого Бога. Только Он – ваша награда, и ничто больше.

Однако Авраам видел проблему (Быт 15:2):

2* Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.

Это явная проблема для человека, который должен иметь столько потомков, что их будет невозможно сосчитать.

Зачем Богу было обещать произвести великий народ от старика, жена которого уже не могла иметь детей?

Когда Бог желает что-то сделать в обычной ситуации, Он часто выбирает наименее подходящего для этого кандидата, чтобы получить большую славу. Так произошло и в случае с Авраамом и Сарой.

Казалось невозможным, чтобы у них появились дети. Но Бог повторяет Свое обетование. Он выводит Авраама из дома и говорит ему (Быт 15:5).

5* И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

В этот самый момент Авраам поверил Богу и был оправдан по вере. Тогда Авраам спросил Бога (Быт 15:8).

8* Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?

Божьим ответом была церемония ратификации завета, о чем мы читаем в остальной части Быт 15. Бог приказал Аврааму принести животных и приготовить их к церемонии, разрезав их пополам и положив обе части на землю одну напротив другой (Быт 15: 9—10).

9* Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя.
10* Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек.

Авраам все приготовил, а затем сел и начал ждать, когда Бог явится на церемонию. Но прошло время, и глубокий сон напал на Авраама (Быт 15:12).

12* При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

Бог подготавливал Авраама к церемонии ратификации, но Авраам будет участвовать в этом процессе только как свидетель события.

Авраам смотрел и слушал, а Бог давал ему пророческое резюме будущего рабства Израиля в Египте и освобождения при Моисее во время исхода, а также будущего самого Авраама (Быт 15:13—16).

13* И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,

14* но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,

15* а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй;

16* в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.

А потом Бог сделал нечто очень важное. Когда село солнце и стало очень темно, появилась дымящаяся печь и пылающий огонь, который прошел между частями животных. В тот день Бог заключил завет с Авраамом, сказав: «…потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт 15:17—18).

17* Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными.
18* В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата.

3. Односторонний договор

Мы называем это явление Бога «шекина», слава Бога, Его видимое присутствие. Бог прошел между частями животных Сам, а не с Авраамом, в знак ратификации завета.

Обычно когда две стороны договора рассекали животных пополам, чтобы заключить завет крови, обе стороны проходили между частями животных в подтверждение своего обещания хранить завет.

Это несколько напоминает то, как индейцы и ковбои разрезают себе пальцы и прижимают их друг к другу, заключая кровный договор.

Но Бог здесь сделал нечто уникальное. Он Сам прошел между животными, давая понять, что завет будет зависеть целиком и полностью от Него, а не от Авраама.

Бог как бы говорил: «Авраам, Я исполню этот завет через тебя и с тобой. Но это Мой завет, и Я исполню его без каких-либо условий. Я сделаю это Сам».

Авраамов завет был безусловным.

Бог сделал этот договор односторонним. Авраам был стороной в этом договоре, но его выполнение не зависело от того, будет ли он соблюдать свою часть договора до конца.

Этот договор отличается от Моисеева завета, Синайского Закона, который был обусловленным и зависел от повиновения народа и его верности Богу.

Бог обещал исполнить Свое обетование наследника и земли для Авраама. Но, как мы узнаем из последующих глав, Авраам и Сарра решили попытаться помочь Богу, родив сына через служанку Сары Агарь. Родившегося ребенка назвали Измаилом, и позже Аврааму пришлось выгнать Агарь и Измаила из дому, потому что Измаил не был сыном обетования.

Безусловно, рождение Измаила было очень важным для библейского пророчества, так как он стал отцом арабов, которые и сегодня еще борются со своими двоюродными братьями-израильтянами. Арабские народы сыграют определенную роль в завершении Божьего пророческого плана.

Почему же Бог сделал Свой завет с Авраамом безусловным и односторонним, зависящим в своем выполнении только от Него? Потому что для Бога это было дело чести. Он был намерен сделать все, что Он сказал, чтобы принести честь и славу Своему имени. Он решил взять старика и бесплодную женщину и от них произвести нацию, которая, хотя и самая малая среди наций, обратит в бегство более многочисленные народы.

Израиль существует и сегодня, хотя его соседи обещали снести его в море, когда современное Государство Израиль образовалось в 1948 году. Здесь проживают несколько миллионов человек, окруженные многими миллионами своих врагов, тем не менее, враги Израиля не могут избавиться от него.

Как это может быть?

Единственное объяснение этому – верность Бога завету, который Он заключил с Авраамом и в котором Он обещал благословить тех, кто благословит Авраама, и проклясть тех, кто проклянет его.

C. ПАЛЕСТИНСКИЙ ЗАВЕТ

Так как мы говорим о земле Израиля относительно Божьих обетований и пророческой программы, я хочу шагнуть вперед по библейскому тексту и посмотреть на завет, который был заключен позже в истории Израиля, когда дети Израиля находились на пути из Египта в Ханаан под руководством Моисея (Вт 29—30).
Этот обусловленный завет часто называется Палестинским заветом. Обсуждение этого завета хорошо укладывается в это место нашего исследования, потому что мы только что видели, как Бог неоднократно обещал землю Палестины Аврааму и его наследникам навеки и безусловно.

Тем не менее, мы также знаем, что веками спустя как северное царство Израиля, так и южное царство Иуды были изгнаны из своей земли. А в 70 году н.э. римляне разграбили Иерусалим, и Израиль перестал быть государством вплоть до 1948 года. Как все это можно совместить?

1. Условие послушания

Тот факт, что Авраамов завет был безусловным, не означал, что ни сам Авраам, ни народ Израиля не несли ответственности перед Богом.

Его народ не может просто жить так, как им хочется, и надеяться нежиться в Его благословениях безо всяких для себя последствий. Если мы посмотрим на Моисеев и Палестинский заветы, мы увидим, что благословение обусловлено послушанием.

Этот элемент мы можем увидеть в Палестинском завете. Понятно, что этот договор отделен от Моисеева завета, потому что текст ясно указывает (Вт 29:1):

1* Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве.

Из Вт 29—30 становится ясным, что этот завет полностью обусловлен. Повинуйтесь Богу – и живите в мире, безопасности и процветании в земле Израиля. Не будете повиноваться Богу – потерпите Его суд.

Когда Бог закончил объявлять положения завета, Он прямо поставил Израиль перед выбором (Вт 30:19):

19* Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое,

Заметьте, что Бог ничего не сказал о разрыве Своей клятвы Аврааму и об изгнании Израиля из земли навсегда. В самом деле, единственное объяснение современного возрождения Израиля – это Божья верность Своему обещанию, данному Аврааму.

Народ Израиля большей частью не принял Иисуса как своего Мессию, поэтому, говоря по-библейски, они не возвращаются в землю в послушании. Но Бог собирает их в процессе подготовки к кульминации Своего пророческого плана, который включает принятие Израилем Иисуса как своего Мессии (Иез 39:25—29; Зах 12:10).

Итак, Бог пообещал Израилю, что земля будет принадлежать им вовеки. Но владение и пользование землей было поставлено в зависимость от повиновения Ему. Бог пообещал народу, что даже когда они оставят Его, если они покаются, Он возвратит их в свою землю.

Эта идея обозначена в 2 Пар 7:14, когда Бог сказал:

14* и смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их.

Восстановление земли после периода греха было темой молитвы Неемии, пленника в Персии (Неем 1:4—11):

4* Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным

5* и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!

6* Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили–и я и дом отца моего.

7* Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему.

8* Но помяни слово, которое Ты заповедал Моисею, рабу Твоему, говоря: если вы сделаетесь преступниками, то Я рассею вас по народам;

9* когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое.

10* Они же рабы Твои и народ Твой, который Ты искупил силою Твоею великою и рукою Твоею могущественною.

11* Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя.

Когда Иисус пришел, чтобы объявить Израилю, что приблизилось царство Божье, иудеи подумали, что они понимают, что это означает. Они находились под римской тиранией, но они верили, что когда явится Мессия, Он установит Свое царство, и Израиль будет освобожден.

Предложенное Иисусом Израилю царство не включало освобождение. Его основное внимание было обращено на духовное состояние народа. Израиль мог получить царство только в том случае, если народ покается и пожелает принять Его как Мессию. Но Израиль отверг Христа, и впоследствии римляне изгнали евреев из их земли.

2. Завет в новом издании

Позвольте мне остановиться здесь на минуту и применить этот принцип обусловленного завета для нас, современных верующих. Наше спасение – это безусловное благословение в том смысле, что после того как мы стали принадлежать Христу, мы никогда не можем потерять наше спасение. Это потому, что спасение – это не вопрос нашего старания держаться за Бога; оно обусловлено тем, что Он крепко держит нас в Своих руках. Другими словами, ваше спасение обеспечено Иисусом, Который Один умер за вас, а не вашей сделкой с Иисусом, согласно которой вам нужно жить по вашей части условий договора, чтобы спасение работало.

Но с этой истиной о нашей вечной безопасности появляется возможность того, что кто-то исказит ее и скажет: «Хорошо, если я спасен независимо от того, что я делаю, то я могу жить по-старому как угодно, и все равно попаду на небо» (см Рим 6:1-2).

1* Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2* Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

Итак, прежде чем кто-то начнет так думать, давайте вспомним, что вы можете быть на пути в небеса, но не получать наслаждения от путешествия. Под этим я имею в виду, что если христианин решит не повиноваться Богу, Он будет дисциплинировать этого человека так строго, как это необходимо для того, чтобы вернуть сбившегося с пути верующего к послушанию.

Этот принцип действовал по отношению к Израилю и земле. Земля принадлежала народу по безусловному завету, но пользование ей было обусловлено послушанием. Народ Израиля в своей национальной истории имел много периодов, когда, несмотря на свое положение народа Божьего завета, они переносили суровое наказание за свое неповиновение, и даже совершенно изгонялись из своей земли.

Вы можете быть христианином, обладающим вечной безопасностью, и в то же время жалким, терпящим поражение и бесплодным христианином из-за своего непослушания. На пути в небеса вы можете быть крайне несчастным. Поэтому даже не берите себе в голову, что Божье безусловное обетование спасения означает, что вы не несете ответственности за повиновение и служение Ему.

3. Сухие кости Израиля

В Иез 37:1—14 мы находим одно из самых сильных пророчеств в Библии – пророческое видение долины сухих костей.

У нас нет достаточно места, чтобы здесь процитировать все эти стихи. Если вы знакомы с этим пророчеством, то вы знаете, что Иезекииль был сильно озадачен этим видением. Но Бог дал ему ответ (Иез 37: 11—14):

11* И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии–весь дом Израилев. Вот, они говорят: `иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня’.
12* Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.
13* И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, 14* и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это–и сделал, говорит Господь.

Какое сильное пророчество! Бог возьмет землю, полную мертвых, сухих костей, и превратит их в народ. По-человечески рассуждая, это было невозможно, но в мае 1948 года невозможное произошло. После долгого рассеяния среди других народов, которое произошло в 70 г. н.э., Израиль вновь обрел государство. Такое никогда не происходило ни до, ни после этого в человеческой истории – но ведь никакая другая нация не является предметом библейского пророчества так, как Израиль.

Сегодня арабские соседи Израиля также претендуют на эту землю, и за эту землю сегодня идет борьба. Противостояние на Ближнем Востоке сегодня вращается вокруг фундаментального вопроса о том, кто владеет землей. Но для Бога этот вопрос не стоит.

Скопление сухих костей, каким был Израиль, вновь получило жизнь, и Израиль вновь владеет, по крайней мере, частью своей земли. И однажды Израиль будет снова владеть всей землей, обещанной Аврааму, потому что наш Бог – это Бог, хранящий заветы.

D. ЗАВЕТ С МОИСЕЕМ

Завет с Моисеем, Закон, данный на горе Синай, – это еще один обусловленный завет между Богом и Его народом. Нам не нужно тратить много времени на этот завет, и мы лишь отметим его обусловленную природу, а также вспомним его пророческое значение в том, что вся система жертвоприношений Закона служила указанием на Иисуса, Агнца Божьего, Который стал полной и окончательной жертвой за грех.

Ратификация Божьего завета с Моисеем показывает его обусловленную природу. Церемония ратификации описана в Исх 24:1—8.

Здесь нам нужно обратить внимание на два стиха (Исх 24:3):

3* И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем.

Также в ст. 7 мы читаем:

7* и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны.

В Вт 28 также говорится об обусловленной природе Моисеева завета и подчеркивается, что его благословения были обусловлены послушанием, тогда как за неповиновение народ ожидали проклятия и суд.

Интересно, что благословения вытекают из стихов 1—14 этой главы, в то время как предупреждения о проклятиях занимают стихи 15—68. Здесь содержится урок о нашей человеческой тенденции сбиваться с пути истины и не повиноваться.

Главный итог Божьего завета с Моисеем таков: если народ Израиля будет повиноваться Ему, Он благословит их, и они будут процветать в земле, которую Он обещал дать им. Но если они не будут слушаться Бога, Он удалит их из земли и рассеет их среди народов.

E. ЗАВЕТ С ДАВИДОМ

Следующий библейский завет является решающим в развитии пророчества. Это завет Давида, относящийся к царству и престолу Израиля.

Бог дал обетование Давиду в 2 Цар 7 относительно продолжения его династии. Стихи 1—11 служили своего рода вступлением к завету, в котором Давид выразил желание построить храм Богу, а Бог напомнил о Своей верности Давиду.

После этого Бог сказал (2 Цар 7:12—16):

12* Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
13* Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
14* Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15* но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим.
16* И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.

Бог сказал, что Он собирается упрочить Израиль – народ, который будет существовать вечно, и дать этому народу Палестину – землю, которая будет принадлежать им вечно.

Далее, Он обещал установить царство, которое будет существовать вечно. В стихах выше имеется прямая ссылка на Соломона, потомка Давида. Но окончательным Правителем, Который будет вечно сидеть на престоле Давида и исполнит Давидов завет, является Мессия.

1. Юридическое право

Иисуса на престол Это означает, что для того, чтобы притязание Иисуса на звание Мессии было действительным, Ему нужно было доказать, что Он имеет законное право царствовать, и что по Своему человеческому происхождению Он является потомком Давида.

Вот для чего мы находим в Новом Завете два отрывка, которые некоторые люди считают возможным пропускать при чтении, – родословные Иисуса в Мт 1:1—17 и Лк 3:23—38. На самом деле это два из наиболее важных фрагментов в Библии.

Заметьте, что в Мт 1:1 Иисус назван «сыном Давида, сыном Авраама».

1* Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

Как вы думаете, почему Матфей упомянул Давида и Авраама? Из-за Авраамова и Давидова заветов, двух ключевых заветов, имеющих отношение к земле, государству и престолу Израиля.

Раньше мы сказали, что для того, чтобы Иисус получил право называться Мессией, чтобы воссесть на престоле Давида, Ему нужно было доказать Свою как юридическую, так и родословную связь с Давидом.
Родословная у Матфея связывает Иисуса с Давидом (см. ст.6) через Иосифа, который был законным отцом Иисуса, но не был Его природным отцом, потому что Иисус родился от девы.

Таким образом, Матфей продемонстрировал, что в силу Его усыновления Иосифом Иисус Христос имеет законное право сидеть на престоле Давида во исполнение Божьего завета с Давидом.

2. Право Иисуса на престол по рождению

Родословная в Луки отслеживает связь Иисуса с Давидом не по линии Иосифа, а по линии Марии. Это доказывает, что Иисус был потомком Давида по рождению, так как Иисуса родила Мария. Это означает, что Иосиф и Мария встретились не случайно. Мы должны говорить о том, что эта пара была подобрана на небесах. Когда эти два молодых представителя еврейского народа были помолвлены, именно рука Божья соединила две линии Давида – юридическую линию через Иосифа и природную линию через Марию. Иисусу были необходимы обе линии, чтобы придать законную силу Своим мессианским притязаниям.

Здесь мы наблюдаем прекрасный баланс. Иисус не мог бы претендовать на звание Царя, если бы Он был просто сыном Марии, потому что сама Мария была потомком не Соломона, а брата Соломона – Нафана (Лк 3:31).

Другими словами, Мария была потомком Давида по рождению, но ее родословная не была той родословной, к которой Бог прикрепил обетование завета. Это обетование было связано только с родословной линией Соломона (1 Пар 22:9—10).

9* Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон. И мир и покой дам Израилю во дни его.
10* Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек’.

Иосиф был потомком Соломона (см. Мт 1:6), таким образом, он отвечал этому требованию.

Итак, если бы Иосиф или Мария связали свою судьбу с кем-то другим, Иисус не мог бы претендовать на звание Мессии и Царя. Но Он имеет такое право, и когда мы подойдем к книге Откровение, мы увидим, как Иисус займет Свое законное место на престоле Давида как Мессия Израиля.

F. НОВЫЙ ЗАВЕТ

Последний завет, который нам необходимо рассмотреть, – это новый завет, который впервые упоминается в Иер 31. Предмет этого договора – восстановление отношений Бога с Его народом – Израилем.

С точки зрения Израиля, положения этого завета еще принадлежат будущему, и они исполнятся, когда вернется Иисус.

В Иер 31 Бог сказал Своему народу завета, что однажды Его взаимоотношения с ним станут иными (Иер 31:31—34):

31* Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,

32* не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.

33* Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.

34* И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: `познайте Господа’, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Предыдущий завет, о котором Бог здесь говорил, – это Моисеев завет, Закон, который был обусловлен послушанием Израиля. Израиль не смог выполнить свои обязательства по договору, и Бог навел на Свой народ проклятия завета.

Но в будущем Бог установит новые взаимоотношения с Израилем, которые будут настолько тесными и настолько динамичными, что народу не будет нужен Его закон, написанный на каменных скрижалях. Он будет написан на их сердцах.

Вспомните: проблема закона Моисеева состояла не в самом законе, а в состоянии сердец людей. Закон Моисея открывал Божью святую волю и указывал людям на их нужду в возрождении.

Если человек не имеет внутреннего мира с Богом, никакой вешний устав не сможет передать этому человеку правильные отношения с Богом. Но если человек любит Бога всем своим сердцем, он способен исполнить требования Божьего закона, потому что его мотивация – угодить Богу, и потому что Бог заменил его ветхое сердце новым (Иез 11:19; 36:26).

19* И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное,

26* И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.

Это новый завет.

Церковь разделяет преимущества нового завета.

В ночь предательства, во время Последней Вечери, Иисус дал Своим ученикам чашу и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк 22:20).

20* Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

Нам сказано разделять чашу и хлеб как часть нового завета, который Иисус установил в Своей смерти (1 Кор 11:25—26).

25* Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26* Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Новым заветом человек живет изнутри, а не снаружи, как Законом Моисеевым. Сегодня мы, верующие, живем по новому завету, и настанет день, когда народ Израиля также последует за своим Мессией Иисусом Христом всем сердцем, когда Он придет, чтобы воцариться на престоле Давида в Своем тысячелетнем царстве.

Заветы

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий